Когда разрешен объезд препятствия по встречной полосе? Временные дорожные знаки и разметка.

Любая разметка — важный предупреждающий элемент на дороге наравне со знаками и светофором. Приоритетной считают, согласно ПДД, горизонтальную временную разметку.

Она наносится на проезжую часть и часто вызывает проблемные моменты: ее могут забыть убрать или нанести неверно, создав противоречия с сопутствующими обозначениями.

За пересечение временной разметки установлены штрафы от 500 до 5000 р. Злостных нарушителей даже лишают прав на целый год.

В статье расписаны все особенности применения временной разметки, приведены штрафы за каждое нарушение, связанное с ее пересечением. Водители узнают, когда и где наносится разметка и каково ее главное отличие от постоянной. Отдельно рассмотрены наиболее интересные вопросы читателей по теме.

Виды временной дорожной разметки

Дорожная разметка бывает двух видов (ПДД, приложение № 2):

  1. Вертикальной.
  2. Горизонтальной.

Последняя представлена в виде линий, стрел, надписей и прочих обозначений на дорожном полотне. Она нужна для того, чтобы устанавливать режим и порядок движения транспорта на дороге или же отражать иные важные сведения.

Когда разрешен объезд препятствия по встречной полосе? Временные дорожные знаки и разметка.

Горизонтальная может быть:

  1. Постоянной — наносится на одном месте и действует на постоянной основе; бывает белого и желтого цвета (1.4; 1.10; 1.17; 1.26).
  2. Временной — используется лишь некоторое время, чаще всего в связи с ремонтными работами или заменой дорожного полотна, срок проведения которых больше трех дней (ГОСТ Р 51256-1999).

Обычно ее выделяют оранжевым цветом и могут применять вместе с постоянной. Иногда используют желтый или красный цвет. Для нанесения берутся только материалы, позволяющие при необходимости выполнить быстрое удаление.

Ее задача — предупредить водителей о наличии опасной обстановки, изменении транспортного движения, временной смене правил (запрещается обгонять, перестраиваться, останавливаться и прочее).

Правила не устанавливают, какая разметка может стать временной.

Временная также может сменять и постоянную желтую. К примеру, если по причине ремонтных работ и сужения дороги требуется установить запрет для остановки или же ее следует на время перенести дальше или ближе.

Где и в каких случаях наносят

  • Временную разметку применяют на проезжей части, где имеется усовершенствованное покрытие, чтобы организовать движение транспортных потоков во время работ, длительность которых превышает три дня (ГОСТ Р 51256-1999).
  • Когда разрешен объезд препятствия по встречной полосе? Временные дорожные знаки и разметка.
  • Наносят ее согласно ГОСТ Р 52289-2004 на определенных участках:
  • чтобы обеспечить отгон и стабилизировать отклонение транспортного движения по ширине полосы в направлении смены траектории ТС;
  • для определения буферного участка и обозначения места работ, в местах, граничащих с полосами, по которым движется транспорт.

Временная должна наноситься возле постоянной, когда происходит их совпадение.

Если на полотне добавляют разметку, которая должна отклонить транспортный поток, она сопоставляется с линиями установки других устройств (для ограждения, направления) на фрагменте отгона потока.

Разметку наносят с помощью:

  • краски;
  • ленты из синтетических материалов;
  • оранжевых элементов сборного типа;
  • конусов;
  • пластин (прямоугольной и треугольной формы).

Вместе с временной дорожной разметкой применяют временные знаки. Они имеют переносную конструкцию и желтый фон.

Какая желтая разметка имеет приоритет

Вопрос приоритетности рассмотрен в Правилах дорожного движения — во втором приложении.

Ряд главных позиций:

  1. Если временная разметка отличается от постоянной, для водителей в приоритете должна быть временная.
  2. Когда значению дорожных знаков (временных или постоянных) противоречит любая разметка или она малоразличима, в расчет берутся только знаки.

Когда разрешен объезд препятствия по встречной полосе? Временные дорожные знаки и разметка.

В противном случае водителя привлекут к ответственности.

Штраф за пересечение сплошной желтой разметки

Все участвующие в дорожном движении лица обязаны (пункт 1.3 Правил):

  • соблюдать ПДД;
  • следовать обозначениям знаков на дорогах;
  • принимать во внимание дорожную разметку;
  • двигаться через проезжую часть согласно сигналам светофора;
  • выполнять указания регулировщика.

Нарушение любого из этих правил повлечет за собой определенный вид наказания.

Административный кодекс не разграничивает наказания по виду. Поэтому ответственность за пересечение желтой сплошной разметки или оранжевой будет одинаковой.

СтатьяОписание нарушенияВид и объем наказания
12.15 (часть 4) Водитель нарушил Правила, выехав на встречку или трамвайные пути (пересек сплошную линию или завершил обгон на сплошной). 5000 р. штрафа или 4–6 мес. лишения прав.
12.15 (часть 5) Водитель повторно совершил правонарушение, предусмотренное частью 4. 1 год лишения прав, а если нарушение фиксирует камера — 5000 р. штрафа.
12.15 (часть 3) Нарушение Правил при выезде на встречку или трамвайные пути во время объезда препятствия. Препятствием будет считаться любой изъян на дороге или предмет (объект), находящийся на ней (пункт 1.2 Правил)! 1000–1500 р. штрафа.
12.16 (часть 2) Водитель развернулся или повернул авто, несмотря на наличие запрещающего знака или разметки. 1000–1500 р. штрафа.
12.17 (часть 1.1) Водитель пересек сплошную, отделяющую полосу для движения общественного транспорта, такси. Нужно обращать внимание на знаки с дополнительной информацией, которые определяют время действия запрета! 1500 р. штрафа.
12.17 (часть 1.2) Повторное нарушение по части 1.1. 3000 р., если нарушение произошло в Москве или Санкт-Петербурге.
12.16 (часть 1) Остальные общие случаи пересечения сплошной. На первый раз — предупреждение или штраф в размере 500 р.

Иногда даже после завершения дорожных работ временные обозначения оставляют. В таком случае нужно продолжить использовать оранжевую или желтую разметку.

Делать этого не стоит только при явном противоречии разметки ПДД.

Чтобы она не вводила в заблуждение и не привела к аварийным ситуациям на дороге, рекомендуется сообщить о данном факте в ГИБДД.

При полном соблюдении правил и выписанном штрафе за пересечение сплошной потребуется обжалование. На это отводится 10 дней.

Суду нужны доказательства соблюдения водителем Правил и неактуальности разметки. Для этого обычно достаточно записи видеорегистратора. Съемка покажет, что работы уже не ведутся, а временные обозначения не убрали, хотя сопутствующие ей знаки отсутствуют.

Вопросы читателей

Есть ли ситуации, когда водитель может законно нарушить предписания дорожной разметки?

Ответ: Да, подобные случаи предусмотрены.

Допустимы нарушения в таких случаях:

  1. При создании препятствий на проезжей части, которые затрудняют движение транспортного потока.

Это может быть:

  • авария;
  • неудовлетворительное состояние дорожного полотна;
  • наличие стороннего предмета на дороге.
  1. Цвет разметки не соответствует ситуации. Это обозначает, что нарушение будет недействительным.
  2. Есть знаки, кроме разметки, а ее не видно или она не соответствует обстановке.
  3. При наличии двух видов горизонтальных обозначений руководствоваться нужно временными.

Каким образом доказать несоответствие разметки ГОСТу?

Ответ: Это можно сделать несколькими способами.

https://www.youtube.com/watch?v=BHoIeku8p58

Первый шаг. При составлении протокола сотрудниками ГИБДД следует отразить в нем свою позицию. Водитель должен указать, что намерений выезжать на встречку у него не было. Саму разметку не было видно из-за износа или осадков. Этот факт и состояние дороги нужно зафиксировать на фото или видео. Обязательно сделайте привязку к любым постоянным ориентирам на улице, где был остановлен транспорт.

Второй шаг. Направляется запрос в адрес региональной дорожной службы. При составлении запроса нужно задать такие вопросы (формулировки примерны):

  • какова степень износа дорожных обозначений (указать ориентиры) на момент, когда зафиксировано нарушение (указать дату) и соответствует ли она требованиям ГОСТ Р 52289-2004;
  • какова степень износа дорожного полотна на том же отрезке;
  • когда проводились дорожные работы на участке.

Можно также подать заявление, сообщив о нарушении состояния дороги и разметки. После этого дорожная служба подтвердит факт и сообщит о запланированных работах по восстановлению.

Все полученные доказательства используются в суде и подтверждают отсутствие умысла у водителя и/или необоснованность привлечения к ответственности.

Можно ли пересекать сплошную линию разметки при объезде препятствия?

Действующая редакция ПДД максимально императивно регулируют большую часть ситуаций на дороге. По общему правилу пересечение сплошной запрещено, однако объезд препятствия через сплошную линию разметки является одним из немногих исключений. Многие водители не знают требований и правил, по которым должен происходить объезд, в связи с чем совершают серьезные правонарушения.

Когда разрешен объезд препятствия по встречной полосе? Временные дорожные знаки и разметка.Виды препятствий

Одним из основных требований к разрешенному объезду является наличие каких-либо непреодолимых препятствий. Именное их присутствие на проезжей части вынуждает совершать водителя действие, которое в обычных условиях было бы признано правонарушением.

Правила дорожного движения не содержать исчерпывающего перечня таких препятствий, поскольку в жизни их может быть огромное множество.

Однако следует учитывать, что они должны обладать следующими признаками: располагается на полосе попутного направления, не может быть убрано, мешает продолжению движения.

Таким образом, под препятствие следует понимать статичный объект, либо дефект, расположенный на проезжей части, не позволяющий беспрепятственно продолжить движение.

Читайте также:  Как поменять свечи на шкоде октавии тур

Наиболее часто на дорогах можно встретить следующие виды препятствий:

  • автомобиль, не способный самостоятельно продолжать движение в связи с технической неисправностью или поломкой. В теории для признания автомобиля препятствием должен быть выставлен специальный знак и включены обозначающие сигналы. На практике мало кто из водителей выполняет это требование;
  • иные объекты, загораживающие движение или создающие опасность возникновения аварии. Например, упавшие деревья;
  • значительный дефекты проезжей части, движение через которые невозможно. Например, большие ямы, открытые колодцы;
  • ремонтные работы специальных служб.

Существует мнение, что стоящий автомобиль считается препятствием, вследствие чего можно выезжать на полосу встречного движения через сплошную линию разметки.

Это не так и за подобные действия к водителю будут применены меры административной ответственности.

Когда объезд разрешен

Для того чтобы не совершать нарушения, необходимо четко знать в каких ситуациях разрешен выезд на полосу встречного движения.

По ПДД в 2021 году существует всего 3 случая с полностью запрещенным объездом:

  • на дорожном полотне с четырьмя и более разделенными полосами в одном направлении объезд запрещается с выездом на полосу встречного движения;
  • при наличии 3 и более полос в одном направлении объезд запрещен с выездом на крайнюю левую полосу;
  • объезд запрещается на любых дорогах в непосредственной близости к железнодорожному переезду. Это правило не распространяется после переезда, независимо от расстояния.

Исходя из этого, во всех остальных случаях объезд будет считаться разрешенным.

К таким можно отнести:

  • объезд с заездом на полосу, предназначенную для встречного потока;
  • объезд по своей стороне дороги.

Каждый из этих видов объезда можно разделить еще на несколько, поэтому имеет смысл подробнее рассмотреть каждый отдельно.

Объезд с пересечением сплошной

По общему правилу пересечение сплошной линии разметки признает административным правонарушением и в зависимости от конкретных обстоятельств может повлечь различную ответственность.

ВНИМАНИЕ !!! Предполагается, что объезд препятствия должен происходить справа, без пересечения сплошных линий, но не всегда это возможно и приходится выезжать на встречную проезжую часть.

Чтобы не быть привлеченным следует знать следующее:

  • выезжать на другую полосу с пересечением сплошной допустимо только при крайней необходимости, доказать которую может быть довольно сложно;
  • езда по встречке разрешена не дальше 1 полосы;
  • водитель, совершающий объезд должен предоставлять полное преимущество встречному потоку;
  • непосредственно нормы, разрешающей пересечение сплошной линии разметки (п. 1.1) — нет, но на практике довольно часто можно ссылаться на крайнюю необходимость, поскольку других путей для продолжения движения не было;
  • является законным пересечение сплошной линии для совершения объезда, если в указанном месте стоит инспектор и вручную регулирует движение, либо был установлен специальный знак.

Объезд без пересечения сплошной линии

Такой вид объезда встречается чаще и редко, когда вызывает сложности у автомобилистов. Наиболее распространенным вариантов является выезд на полосу встречного движения, отделённую прерывистой линией разметки. В таком случае законом не установлены специальные правила, поэтому необходимо руководствоваться общими положениями.

Также подобный объезд возможен и в пределах своего направления движения – приоритетным является движение по правой стороне, если это возможно.

Стоит отметить, что ни при каких обстоятельства не может быть признан препятствием транспорт, осуществляющий погрузку или выгрузку пассажиров в специально предназначенному для этого месте.

Предписание дорожных знаков

Согласно правилам дорожного движения, установленные знаки обладают большим приоритетом, нежели разметка. По этой причине знак может разрешать пересечение сплошной линии разметки.

Такие знаки устанавливаются дорожными случаями или сотрудниками ГИБДД в определенных ситуациях:

  • при проведении ремонтных дорог на определенном участке дороги;
  • при невозможности продолжения движения из-за произошедшей аварии;
  • при опасности продолжения движения по заданному маршруту.

ВНИМАНИЕ !!! Установленный в таких случаях знак объезда позволяет водителям пересекать сплошную линию разметки. Следует учитывать, что манёвр должен выполнять строго согласно направлению на знаке.

Неисполнение его предписаний и объезд с другой стороны также считается правонарушением.

Совершение объезда должно происходит кратчайшим путем, а после его окончания водитель обязан продолжать движение согласно общим правилам дорожного движения.

Ответственность за нарушение правил объезда

В зависимости от конкретной ситуации на дороге, а также субъективной стороны произошедшее может быть квалифицировано по-разному. Все виды правонарушений и наказаний, связанных с нарушением правил объезда закреплены в статьях 12.15 и 12.16 Кодекса об административных правонарушениях.

От того, как будет квалифицировано содеянное инспектором или судом будет зависеть санкция.

Она может быть следующей:

  • штраф от 500 до 5 т.р;
  • ограничение в праве управления транспортным средством на срок до полугода.

Наиболее строгое наказание применяется при нарушении правил обгона, когда препятствие отсутствовало, либо его можно было объехать по правой стороне. За неправильный объезд к водителю в большинстве случаев будет применен штраф.

ВАЖНО !!! Стоит отметить, что любое правонарушение, ответственность за которое предполагает лишение права управлением ТС, будет рассматриваться в судебном порядке.

Таким образом, пересечение сплошной линии разметки (при отсутствии разрешающего знака или регулирования инспектором) считается правонарушением и при невозможности продолжать движение водителю следует сообщить в (ГИБДД).

Без их разрешения содеянное будет квалифицировано по соответствующей статье.

Единственный вариант избежать наказания – ссылать на крайнюю необходимость, но при таком варианте придется привести весомые аргументы в судебном порядке.

Теоретические аспекты

Несмотря на отсутствие в действующих правилах дорожного движения такого понятия как объезд, ответственность за нарушение его правил предусмотрена. Определить, что это такое можно несколькими способами: через схожие понятия обгон и опережение, а также через диспозицию статьи КоАП РФ.

ВАЖНО !!! Многие водители не видят разницы между такими понятиями как объезд, обгон и опережение. В то время как законодательство разграничивает их между собой не только теоретически, но и ответственностью за их нарушения.

Так, под обгоном следует понимать выезд на полосу встречного движения с целью опередить ТС попутного направления движения. Опережение преследует аналогичную цель, но совершается по соседней полосе, предназначенной для движения в том же направлении.

Если рассмотреть статьи КоАП Российской Федерации, а также пункты правил, можно обозначить следующее определение понятия объезд. Объезд — это выезд за пределы своей полосы, если на ней образовалось непреодолимое препятствие, с целью продолжения дальнейшего движения.

Основное отличие объезда от иных схожих понятий заключается в невозможности дальнейшего продолжения движения по своей полосе, в связи с чем водителю приходится перестраиваться на соседнюю полосу.

Например, при крупной аварии, в результате которой вся проезжая часть была загорожена.

ВНИМАНИЕ !!! Совершение обгона не является вынужденным, поскольку водитель имеет возможность продолжать движение без этого маневра (например, с низкой скоростью). По этой причине пересечение сплошной разметки при совершении объезда не является нарушением, в то время как при отсутствии непреодолимых препятствий к водителю были бы применены меры административной ответственности.

Таким образом, важно понимать, когда и в каких случаях применяются правила объезда и как правильно нужно действовать.

Поскольку в зависимости от конкретной обстановки внешне похожее действие может быть расценено и как обгон, и как объезд. При соблюдении всех правил действия водителя не будут образовывать состава правонарушения.

Стоит отметить, что ответственность за неправильный обгон куда более серьёзная, чем за опережение или объезд.

Пересечение сплошной линию разметки при объезде препятствия

Многим водителям, управляя транспортным средством, сталкивались с ситуаций, когда необходимо выполнить объезд препятствия по встречной полосе.

https://www.youtube.com/watch?v=TbUhBmEOovw

Однако не все знают, что подобный манёвр является грубым нарушением ПДД и карается по всей строгости, в соответствии с требованием статей КоАП.

Это связано с тем, что движение по полосе для встречного движения может завершиться созданием аварийной обстановки и привести к жертвам среди участников ДТП.

Понятие препятствия на дороге

Чтобы понимать, в каких ситуациях возможен объезд препятствия, необходимо разобраться с пониманием самого определения. В соответствии с ПДД, препятствием является недвижимый объект, который находится на проезжей части. 

К препятствиям относятся:

  • Неисправный автотранспорт, который расположен на полосе движения и не может продолжать движение;
  • Предмет, который перекрывает движение по проезжей части и создающий аварийную ситуацию на дороге;
  • Ремонт, проводимый на определенном участке дороги.

В соответствии с ПДД, если на дороге припаркован автомобиль, то он не является препятствием и его объезд через сплошную линию разметки запрещён.

Читайте также:  Выбор размера административного штрафа

Как правильно объезжать препятствие

Водитель транспортного средства при виде препятствия на полосе дорожного движения должен выполнить следующие действия:

  1. Оценить происходящее на дороге, убедиться в том, что препятствие не является временным затором.
  2. Убедившись, что препятствие присутствует, произвести его объезд. Желательно выполнять объезд, придерживаясь правой полосы движения либо обочины. Выезжать на тротуар нельзя.

Наиболее правильным порядком действий при обнаружении препятствия, является уведомление сотрудников ГИБДД. Сам объезд производится после прибытия сотрудников полиции на место и получения рекомендаций от них о порядке движения на данном участке дороге.

Если полиция не может оперативно прибыть, то для доказательства обоснованности выезда на встречку, водитель может зафиксировать процесс объезда на видеорегистратор либо камеру мобильного телефона.

Когда разрешён объезд по встречке

В некоторых ситуация пересечение разделительной сплошной полосы возможно даже при установленном знаке запрещающем обгон. 

Это можно сделать в таких случаях:

  • На дорожное покрытие нанесена прерывистая разметка;
  • Производится обгон тихоходного ТС (на нем обязательно должна быть установлено соответствующее обозначение);
  • Если водитель обгоняет скутер, велосипед, гужевую повозку.

К группе тихоходных средств относится весь автотранспорт, скорость движения которого не превышает 30 км/ч.

В некоторых ситуациях на присутствие препятствия впереди движения сигнализируют установленные вдоль дороги знаки либо временные светофоры. Они сигнализируют о том, куда необходимо выполнить манёвр для объезда препятствия.

Установка таких знаков и светофоров происходит в следующих случаях:

  1. Проведение дорожных работ на участке движения транспортных средств.
  2. На дороге произошло ДТП, которое требует долгого разбирательства.
  3. На участке движения автотранспорта происходит работа коммунального транспорта, вследствие чего проезд затруднён.
  4. Проводится профилактика фонарей освещения вдоль дороги.

Водитель должен неукоснительно следовать в том направлении, куда указывают дорожные знаки. В таком случае пересечение сплошной линии разметки не будет являться нарушением.

Сразу после устранения причины, повлёкшей необходимость выезда автотранспорта на полосу встречного движения, дорожные знаки убираются и движение происходит в стандартном режиме.

Наказание за объезд препятствия по встречке

Выезд на полосу встречного движения либо трамвайные пути представляет собой грубое нарушение ПДД и наказывается штрафом в сумме 5 000 рублей либо отстранением водителя от управления транспортными средствами на период 4 – 6 месяцев.

Нарушитель будет оштрафован в следующих случаях:

  1. Он совершил обгон и при этом выехал на встречку.
  2. Выехал на полосу встречного движения, чтобы объехать пробку.
  3. Выехал на встречку для выполнения поворота влево.

Случаи, за которые штраф не предусмотрен, указаны в статье 12.15 часть 3.

Если водитель автотранспорта пересёк сплошную линию случайно, он не будет освобождён от ответственности и штраф будет выписан. Такие ситуации могут возникать на узких участках дороги. В этом случае нарушитель имеет право заявить о том, что в соответствии со статьёй 2.9 КоАП, данное нарушение является незначительным и за него не положено серьезное взыскание.

Если сотрудник ГИБДД зафиксирует повторное нарушение, то наказанием будет лишение возможности управлять автотранспортом на год. Если же повторное нарушение будет зафиксировано камерой, то водителя ждёт повторный денежный штраф.

  • В случае, когда водитель не согласен с выставляемым штрафом, он имеет право предоставить собственное обоснование, а также приложить фото и видео доказательства своей правоты, которые в дальнейшем смогут стать доказательствами при проведении рассмотрения правильности постановления в суде.
  • Таким образом очевидно, что пересечение сплошной полосы разметки с последующем выездом на встречную полосу движения является значительным нарушением ПДД, которое может привести к тяжелым последствиям. 
  • Единственный вариант, когда разрешено пересечение сплошной полосы разметки – движение в соответствии с рекомендациями временных знаков, которые указывают на обязательное направление объезда препятствия.

Когда можно пересекать сплошную линию Можно ли пересекать сплошную без наказания

Объезд препятствия

В процессе движения по дорогам, время от времени приходится объезжать препятствия. В качестве препятствия может выступать машина после ДТП, сломавшийся и обездвиженный автомобиль, дефект дороги (например, огромная яма или насыпь во время ремонта на проезжей части), открытый люк и пр.

  • При обнаружении препятствия впереди по движению, обычно имеется всего два варианта объезда: либо с его левой стороны, либо — с правой.
  • Когда на проезжей части достаточно места для объезда в рамках ПДД, то ни у кого не возникает вопросов, каким образом объехать препятствие — каждый выбирает наиболее удобный для себя вариант.
  • Но бывает так, что выбора путей объезда без нарушения ПДД нет: либо придется объехать препятствие по встречной полосе, в том числе через сплошную линию разметки, либо придется проехать по обочине или по тротуару (пешеходной, велосипедной дорожке).
  • Вот, в таких случаях и возникают вопросы – как правильно объехать препятствие.

Например: Проезжая часть имеет по одной полосе в каждом направлении, разделенных линией 1.1 (сплошная). Как объехать препятствие, если справа обочина или тротуар?

Или как объехать без нарушения в более «сжатых» условиях, когда справа — бордюр, т.е. объезд возможен только через сплошную линию разметки по встречной полосе?

Для начала необходимо разобраться в терминологии, и выяснить, что такое препятствие в ПДД и что такое объезд. Соединив эти понятия, можно будет сформулировать, что такое объезд препятствия.

Далее по тексту:

Что такое препятствие в ПДД Что такое объезд в ПДД Объезд препятствия по обочине Объезд препятствия по встречной полосе Объезд препятствия через сплошную линию разметки

Что такое препятствие в ПДД

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, «препятствие» — это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

  1. Когда имеется дефект дороги, или когда на проезжей части лежит посторонний предмет, затрудняющий движение, то обстоятельства понятны — если оные мешают проезду, то являются препятствием.
  2. Но если неподвижный объект представляет собой транспортное средство, то сначала нужно выяснить причину его неподвижности.
  3. Если ТС стоит по причине ДТП (Правила требуют остановиться) или потому, что оно сломалось (возникла поломка, не позволяющая освободить проезжую часть), то оно является препятствием.

Факт ДТП и факт возникновения неисправности визуально идентифицировать нетрудно. Дополнительно, об этом подскажет включенная аварийная сигнализация и (или) выставленный знак аварийной остановки.

НЕ являются препятствиями:

  • дорожный затор (именуемый в народе «пробка»);
  • транспортное средство, остановившееся в соответствии с требованиями ПДД.

Например, автобус (троллейбус) на остановке, остановившийся таким образом, что его невозможно объехать без нарушения ПДД, не является препятствием.

Один случай рассмотрен в статье Можно ли объехать автобус на остановке.

Фразу «не является препятствием ТС, остановившееся в соответствии с требованиями Правил» не следует воспринимать буквально. В конкретной ситуации может сыграть роль фактор времени, и ваше мнение о случившемся изменится.

Например, водитель остановливает автомобиль в соответствии с требованием ПДД, предположим, на запрещающий сигнал светофора. А после этого, по каким-то неведомым для всех вокруг причинам, он продолжает неподвижно стоять на месте.

Т.е. включился «зеленый», все вокруг поехали, а он стоит. То ли сломался, то ли водителю стало плохо. Для идентификации ситуации нужно какое-то время.

  • И тот факт, что автомобиль стоит неподвижно в то время, когда он должен ехать, и в таком месте на проезжей части, где останавливаться запрещено, позволяет идентифицировать данный авто как препятствие.
  • Включение аварийной сигнализации на неподвижно стоящем автомобиле — это тоже сигнал к тому, что он является препятствием.
  • Если вы убедились (обычно на это не уходит много времени), что перед вами препятствие, и дальнейшее движение по своей полосе невозможно, можно приступить к выбору пути объезда.

Что такое объезд в ПДД

Правила дорожного движения никак не разъясняют, что такое «объезд». Тем не менее, понятие «объезд» встречается в пунктах 9.2, 9.3 и 15.3 ПДД, а также в статье 12.15 ч.3 КоАП, которая предусматривает санкции за «неправильный» объезд.

Пункт 9.2 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения …

Пункт 9.3 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Читайте также:  Сравнение киа соренто прайм и шкода кодиак

Пункт 15.3 ПДД — … Кроме того запрещается:

  • объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

Статья 12.15 ч. 3 — Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия – штраф от 1000 до 1500 руб. (на момент выхода публикации).

Таким образом, можно сделать вывод, что объезд – это маневр, связанный с выездом из занимаемой полосы, по причине невозможного дальнейшего по ней передвижения. Другими словами, далее по этой полосе движение невозможно, только объезд.

  1. Объединив понятия «объезд» и «препятствие», можно сформулировать, что такое объезд препятствия.
  2. Объезд препятствия — это выезд из занимаемой полосы, из-за невозможного дальнейшего по ней движения по причине имеющегося на ней препятствия (в соответствии с определением).
  3. Формулировка «объезд препятствия» не имеет отношения к дорожным обстоятельствам, когда специальные службы перекрывают путь по всей половине проезжей части или по всей ширине дороги.

В таких случаях для указания направления объезда устанавливают знаки 6.17 «Схема объезда», 6.18.1 — 6.18.3 «Направление объезда», 6.19.1, 6.19.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».

В статье рассматривается объезд препятствия в соответствии с его определением, данным в пункте 1.2 ПДД.

При объезде препятствия могут возникнуть следующие вынужденные нарушения:

  • пересечение сплошной линии, отделяющей встречную полосу (штраф 1000—1500 руб. ст.12.15 ч.3);
  • пересечение сплошной линии, отделяющей попутную полосу (предупреждение или штраф 500 руб. ст.12.16 ч.1);
  • движение по обочине (штраф 1500 руб. ст.12.15 ч.1) (намного реже — по велосипедной дорожке или тротуару (штраф 2000 руб. ст. 12.15 ч.2)).
  • За все перечисленные действия при объезде препятствия в КоАП РФ предусмотрены соответствующие санкции (штрафы).
  • Каким образом целесообразно поступить, чтобы вынужденное нарушение ПДД при объезде препятствия не было засчитано нарушением?
  • Во-первых, нужно стараться объезжать препятствие в пределах своей половины проезжей части (по ходу движения с правой стороны от объекта или через правую сторону дороги).
  • Во-вторых, из двух возможных вариантов объезда препятствия целесообразно выбрать тот, который не будет являться нарушением.

В-третьих, если любой из вариантов объезда является нарушением ПДД, целесообразно исходить из серьезности возможных последствий по каждому из них. Далее станет понятно, почему.

  1. На случай, когда иного варианта, кроме как нарушить ПДД, нет, на помощь приходит статья 2.7 КоАП «Крайняя необходимость»:
  2. «Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».
  3. Если простыми словами, в случае крайней необходимости допускается нарушение ПДД, и оно не будет являться нарушением, если данное нарушение предотвратит бОльший вред, чем его нанесет нарушение.

Объезд препятствия по обочине

Если по ходу движения слева от препятствия находится встречная полоса, отделенная сплошной линией разметки, а справа от него имеется обочина, то для объезда целесообразно использовать обочину.

ПДД запрещают движение по обочине, но поскольку этот процесс является объездом препятствия, то в случае крайней необходимости он не является нарушением.

Как вариант, чтобы объезд препятствия по обочине не считался нарушением, можно кратковременно зафиксировать остановку после съезда на обочину. Съехали на обочину — остановились — тронулись по обочине с выездом на проезжую часть.

Съезд на обочину для остановки не запрещен (см. статью Остановка и стоянка ТС. Общие положения), но в случае большого потока машин при объезде такой съезд обязательно спровоцирует затор.

Поэтому, в случае крайней необходимости допускается объехать препятствие по обочине без остановки, поскольку затор будет провоцировать остановку всего потока ТС.

Другой же вариант объезда (объезд препятствия по встречной полосе) в этой ситуации более опасен.

Объезд препятствия по встречной полосе

В перечисленных выше пунктах (9.2, 9.3 и 15.3) сформулирован запрет на выезд на встречную полосу. Соответственно, объезд препятствия по встречной полосе в перечисленных условиях недопустим.

Объезд препятствия запрещается:

  • с выездом на встречную полосу на 4-х или более полосной дороге (п.9.2);
  • с выездом на крайнюю левую полосу на 3-х полосной дороге (п.9.3);
  • с выездом на встречную полосу перед ж/д переездом (п.15.3). Следует отметить, что перед ж/д переездом на встречную полосу запрещается выезжать вне зависимости от количества полос движения на дороге.

Проезжая часть может быть разной ширины, дорожная разметка в месте объезда может отсутствовать, и если ситуация попадает под пункты 9.2, 9.3 и 15.3, перечисленные выше, то объезд препятствия с левой стороны (по ходу движения) будет считаться нарушением.

После фиксации объезда в этих условиях последуют санкции как за «неправильный» объезд по ст.12.15 ч.3 КоАП. В перечисленных выше случаях следует объезжать препятствие только справа по ходу движения.

На двухполосной дороге, на которой разметка отсутствует, или на которой имеется прерывистая разметка 1.5 посередине, объезд препятствия по встречной полосе НЕ запрещен, поскольку в данном случае отсутствуют условия, запрещающие выезд на встречную полосу.

Объезд препятствия через сплошную линию разметки

  • Правила запрещают пересекать сплошную линию разметки кроме случаев, когда она обозначает правый край проезжей части.
  • Поскольку речь идет об объезде препятствия, а это мера вынужденная, то в случае крайней необходимости пересечение сплошной линии в этом случае не является нарушением.
  • Но необходимо обратить внимание на следующее: в разных ситуациях могут быть возможны два варианта:
  • объезд препятствия через сплошную линию, отделяющую попутную полосу;
  • объезд препятствия через сплошную (в т.ч. двойную сплошную) линию по встречной полосе.

Если на участке дороги возможен только один из приведенных вариантов объезда, то в случае крайней необходимости ни тот, ни другой не будут являться нарушением.

Но если при объезде препятствия технически могут быть возможны оба варианта (и через встречную, и через попутную полосы), то целесообразно использовать объезд через сплошную только по попутной полосе. В противном случае будет наложен штраф за «неправильный» объезд (ст.12.15 ч.3 КоАП).

  • За объезд НЕпрепятствия через сплошную линию по попутной полосе последует предупреждение (если ПДД нарушены в первый раз) или штраф 500 рублей (ст.12.16 ч.1 КоАП).
  • За объезд НЕпрепятствия через сплошную линию по встречной полосе последует лишение прав до полугода или штраф 5000 рублей. За повторный выезд на «встречку» (в т.ч. при объезде НЕ препятствия) последует лишение прав на 1 год либо штраф 5000 руб. (ст.12.15 ч.4,5 КоАП).

Подводя итог, можно составить последовательность в принятии решения, по какому пути осуществить объезд препятствия, в т.ч. через сплошную линию разметки:

1 — по попутной полосе; 2 — по обочине; 3 — по встречной полосе; 4 – тротуар целесообразно вообще не использовать в качестве пути объезда. Последовательность приблизительная, поскольку она построена по возрастанию возможной опасности, а конкретика будет зависеть от реальной ситуации.

Например, если на двухполосной дороге интенсивное встречное движение – целесообразно объехать по обочине. Если обочины нет, а правый край проезжей части отделен бордюрным камнем – целесообразно с соблюдением безопасности объехать по встречной полосе  и т.д., по обстановке.

В заключение, насколько слов об объезде дорожного затора или какого-либо объекта (транспортного средства), который не является препятствием. Объезд «не препятствия» (в т.ч. дорожного затора или дорожной пробки) будет расценен в зависимости от путей объезда:

  • объезд затора по встречной полосе влечет лишение прав на 4-6 месяцев или штраф 5000 руб., за повтор — лишение прав на 1 год или штраф 5000 руб. (ст.12.15 ч.4,5);
  • объезд затора по обочине — штраф 1500 руб. (ст.12.15 ч.1);
  • объезд затора по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД — штраф 2000 руб. (ст. 12.15 ч. 2).

За объезд препятствия по встречной полосе при условии, что был другой путь объезда (не по «встречке»), в случае фиксации будет наложен штраф 1000 – 1500 руб. (ст.12.15 ч.3).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector