Утилизационный сбор на автомобили в 2021 году

Рассказываем, как и когда снова изменится размер утилизационного сбора с грузовиков и легковых автомобилей в России.

В России до конца первого квартала 2021-го года планируют на 25% повысить размер автомобильного утильсбора. Ранее об этом говорил глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, а в СМИ утверждают о готовности правительственного постановления, которое позволит увеличить сумму, взимаемую в рамках утилизационного сбора.

В нашей стране этот сбор ввели впервые в 2012-м году. На тот момент он был как бы компенсацией за снижение пошлин после вступления РФ в ВТО и платили его лишь импортёры — в российской валюте.

С 2014 года утильсбор в виде разового платежа за единицу техники стали платить и другие участники авторынка. Тем не менее локализованным автопроизводителям государство предоставило промышленные субсидии. С тех пор большинство автоконцернов, чьё производство локализовано в РФ, подписали СПИК (Специальный инвестиционный контракт) на получение этих субсидий.

Утилизационный сбор на автомобили в 2021 году
abreview.ru

Сегодня его взимают с производителей за ТС, изготовленные на территории РФ, с импортёров — за ввоз ТС в Россию, а иногда и с покупателей, когда таковыми являются физлица и организации.

Причём ТС последних облагаются утилизационным сбором только в том случае, если продавец, у которого они их приобрели, по какой-либо причине не оплатил его сам, например, у него освобождение от уплаты утильсбора.

Последующие владельцы транспортного средства утилизационный сбор платить уже не будут.

Деньги, получаемые государством за счёт этого сбора, идут на финансирование утилизации транспортных средств, выведенных из эксплуатации, с соблюдением экологических норм.

Размер сбора на утилизацию транспортных средств с момента его введения повышали уже 3 раза. Традиционно при повышении суммы сбора менялись коэффициенты, на которые умножалась базовая ставка с учётом объёма двигателя и возраста ТС. В свою очередь, базовая ставка для легковых авто (в т.ч. внедорожников) составила 20 000 рублей, а для грузовых машин и автобусов — 15 000 рублей.

С 1 января 2020 года для новых малолитражных автомобилей коэффициент вырос (объём до 1 л) с 1,65 до 2,41, то есть на 46%.

Для машин с объёмом двигателя от 1-го до 2-х л он увеличился с 4,2 до 8,92 (на 112,4%); от 2-х до 3-х л — с 6,3 до 14,08 (на 123,5%); от 3-х до 3,5 литра — с 5,73 до 12,98 (на 126,5%).

На новые автомобили с объёмом двигателя свыше 3,5 литра рост сбора составил 145% — коэффициент вырос с 9,08 до 22,25.

В декабре 2020-го года было предложено сделать несколько уровней субсидий, положенных локализованным автопроизводителям, в зависимости от целевого уровня их локализации.

За ценой не постоим?

Сегодня размер утильсбора на автомобили планируют повысить ещё на 25%.

По мнению чиновников, эта мера не спровоцирует рост цен на машины, производимые в РФ, так как эти затраты можно будет компенсировать за счёт пропорционального роста господдержки отраслевых программ стимулирования спроса.

Автомобилисты же считают, что для их кошелька увеличение очередная манипуляция со сбором не пройдёт бесследно. Как показал опрос на портале Drive.ru, большинство его пользователей несогласны с грядущим повышением и лишь 11% считают это обоснованной мерой «защиты автопрома», что касается воздержавшихся — они в меньшинстве (8%).

Утилизационный сбор на автомобили в 2021 году
Скриншот: drive.ru

К слову, по данным Deloitte, на 2020-й год утилизационный сбор составил 10% расходов каждой 4-ой компании на российском авторынке.

Утилизационный сбор в 2021 году

Утилизационный сбор – обязательный разовый платеж за вывоз и переработку старого, нерабочего транспортного средства, взимаемый таможенными органами при ввозе нового транспортного средства на территорию РБ, независимо от того, из какой страны транспорт ввозится.

Содержание:

Плательщики утилизационного сбор

Уплата утилизационного сбора касается как физических, так и юридических лиц, которые ввозят на территорию Республики Беларусь транспортные средства. Или произвели (изготовили) транспортное средство на территории РБ и осуществили его отчуждение, либо используют это средство для собственных нужд.

Исключением являются: беженцы, иностранные подданные, работники консульств и дипломатических структур, некоторые представители международного значения. Далее, собранные средства государством, направляются на утилизацию старых неэксплуатируемых автомобилей.

  • Сбор взимается со следующих лиц:
  • ·         Организации
  • ·         Индивидуальные предприниматели
  • ·         Предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения
  • ·         Физические лица

Виды и категории транспорта, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор

С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.20 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2019 года № 437», где был уточнен перечень видов и категорий транспортных средств, которые являются объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора.

  1. Взимается утилизационный сбор со следующих категорий автомобилей:
  2. ·         Легковые автомобили для личного пользования;
  3. ·         Автобусы;
  4. ·         Автомобили с электрическим двигателем;
  5. ·         Транспорт повышенной проходимости;
  6. ·         Машины, оборудованные гибридной силовой установкой;
  7. ·         Грузовики, самосвалы, фургону, рефрижераторные фуры;
  8. ·         Прицепы (полуприцепы) категории O4

Утилизационный сбор на автомобили в 2021 году

  • Утилизационный сбор не взимается со следующих категорий:
  • ·         Машины белорусского производства;
  • ·         Мотоциклы;
  • ·         30-ие и более старые авто, оснащенные оригинальными запчастями и не используемые в коммерческих целях;
  • ·         Транспорт, относящийся к экологическому стандарту Евро-6;
  • ·         Полу-  и  прицепы с допустимой массой до 10т

Размеры ставок  и расчет утилизационного сбора

  1. Новой редакцией постановления ставки утилизационного сбора установлены в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:
  2. ·               Не более 3 лет;
  3. ·               От 3 до 7 лет;
  4. ·               Более 7 лет
  5. Документом также установлены ставки для таких категорий транспортных средств как грузовые автомобили, самосвалы, предназначенные для работы в условиях бездорожья, автобусы, прицепы и полуприцепы.

Утилизационный сбор в Беларуси. Кто и как должен его платить?

Время чтения: 3 минут (-ы)

Многие белорусы отлично разбираются в самых популярных налогах – подоходном, земельном, едином налоге. Но есть и другие платежи, которые иногда нужно делать в бюджет. Среди них – утилизационный сбор. Сегодня разбираемся, кто должен его платить и в какие сроки. 

Что за налог?

Утилизационный сбор – это плата, которую берет государство в качестве компенсации за вывоз и утилизацию старого, нерабочего и неиспользуемого автотранспорта. Налог был введен в Беларуси в 2014 году.

С точки зрения закона сбор регулируется статьями 300-307 главы 28 Особенной части Налогового кодекса, а также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств».

Кто платит?

Уплата утилизационного сбора касается всех, кто ввозит автотранспорт в нашу страну из-за границы. Это и обычные граждане, и индивидуальные предприниматели, и юридические лица.

Утилизационный сбор на автомобили в 2021 году

Как рассчитать налог?

Размер утилизационного сбора для каждой единицы транспорта внутри страны рассчитывается индивидуально и зависит от типа авто, его возраста, объема двигателя и назначения.

Например, при ввозе электромобиля возрастом до 3 лет нужно оплатить 544,5 рублей, старше 7 лет – 1225,1 рублей.

Для авто с двигателями внутреннего сгорания сбор стартует от 1652,2 руб и может достигать десятков тысяч рублей – чем старше машина, чем мощнее ее двигатель, тем выше будет цена.

Отметим, что расчет утилизационного сбора для физических лиц и для юридических лиц не отличается. Ниже приводим актуальные ставки, утвержденные Советом Министров Республики Беларусь с 1 января 2021 года:

№ п/п Транспортные средства (ТС) по видам и категориям согласно ТР/ТС 018/2011 Ставки утилизационного сбора в зависимости от даты выпуска транспортного средства
До 3х лет От 3х до 7 лет Старше 7 лет
1 ТС с электродвигателем:
–  М1 544,5 816,7 816,7
 – М2 (более 8 мест для сидения кроме места водителя, масса до 5 тонн), М3 (более 8 мест для сидения кроме места водителя, масса более 5 тонн) 4900,5 8167,5 8167,5
2 ТС М1 с ДВС:
– не более 1000 куб. см. 1652,2 5771,7 8657,6
– от 1000 до 2000 куб.см. 6115,2 8995,1 13492,7
– от 2000 до 3000 куб. см. 9652,7 17554,7 26332,1
– от 3000 до 3500 куб. см. 8898,6 31036,5 46554,8
более 3500 куб.см. 15253,7 38125,9 57188,9
3 ТС М2, М3 с ДВС:
– не более 2500 куб. см. 4900,5 8167,5 12251,3
– от 2500 до 5000 куб.см. 9801,0 24502,5 36753,8
– от 5000 до 10000 куб. см. 13068,0 35937,0 53905,5
более 10000 куб.см. 16335,0 42471,0 63706,5
Все ТС категории N, т.е. не менее 4 колес, предназначены для перевозки грузов массой:
– до 2,5 т. 4083,7 7187,4 10781,1
– от 2,5 до 3,5 т. 6534,0 10209,4 15314,1
– от 3,5 до 5 т. 8167,5 13068,0 19602,0
– от 5 до 8 т. 8984,2 37243,8 55865,7
– от 8 до 12 т. 10944,4 56437,5 84656,3
– от 12 до 20 т. 12006,3 82165,0 123247,5
– от 20 до 30 т. 12600,0 86300,0 129450,0
– от 30 до 50 т. 23685,7 96376,5 144564,8
5 Самосвалы массой:
– от 50 до 80 т. 111078,0 253029,1 379543,7
– от 80 до 350 т. 204187,5 261360,0 392040,0
– от 350 т. 302197,5 326700,0 490050,0
6 Прицепы и полуприцепы массой свыше 10т. 38640,0 57960,0

Когда нужно платить?

Утилизационный сбор оплачивается на границе непосредственно во время таможенного оформления автомобиля. Только после оплаты этого налога автовладелец сможет поставить машину на учет в ГАИ.

Деньги отправляются на счет Минской центральной таможни вне зависимости от того, через какой таможенный пункт был ввезен транспорт. Для оформления оплаты налога на таможне нужно предъявить договор купли-продажи и паспорт владельца авто.

Платеж также можно сделать самостоятельно через ЕРИП. Квитанция потребуется в ГАИ при постановке автомобиля на учет.

Читайте также:  Плавают обороты на холостом ходу Фиат Альбеа (Fiat Albea)

Кто может не платить утилизационный сбор?

В Налоговом кодексе описаны случаи, в которых может не оплачиваться утилизационный сбор. Речь идет о машинах для безвозмездной помощи, для официального использования в консульствах и дипломатических представительствах, автомобилях, используемых для соблюдения интересов госбезопасности и некоторых других. 

__

Утилизационный сбор – одна из причин, почему ввозить авто в Беларусь из-за границы не всегда выгодно. Обязательно заранее узнайте, какую сумму нужно будет заплатить вам, если планируете покупку машины за пределами территории нашей страны. Ни гвоздя, ни жезла!

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!

Пока оценок нет Вас также может заинтересовать

Что такое утилизационный сбор. Объясняем простыми словами

Проще говоря, по сути, утилизационный сбор — это налог. Это деньги, которые в будущем теоретически будут потрачены на утилизацию машины.

Как правило, утилизационный сбор платят производители или дилеры авто. Однако в конечном итоге за гипотетическую утилизацию автомобиля платят потребители, потому что продавцы поднимают цены на авто, чтобы компенсировать свои расходы.

  • «В 2023 году автомобили, ввезённые из Армении, будут легализованы как «товары ЕврАзЭС» после уплаты утилизационного сбора».
  • (Пресс-служба сети автосалонов Fresh Auto — о положении владельцев авто, зарегистрированных в Армении, после изменения подхода к их легализации.)
  • Утилизационный сбор ввели в 2012 году одновременно со вступлением России в ВТО и снижением ввозных пошлин на автомобили.

Изначально его платили только импортёры. С 2014 года начали выплачивать и автоконцерны (для локализованных автоконцернов ввели субсидии, сопоставимые с размером сбора, при условии подписанного контракта с Минпромторгом). Сейчас даже покупатели платят утилизационный сбор (если за их автомобиль этот сбор ещё не вносили).

Сумма утильсбора увеличивалась уже несколько раз. Базовая ставка для легковых машин — 20 000 рублей, для грузовиков и автобусов — 15 000 рублей. При повышении сбора меняются коэффициенты, на которые умножается базовая ставка в зависимости от объёма двигателя и возраста транспортного средства.

Есть несколько ситуаций, когда утильсбор платить не нужно:

  • автомобиль как личное имущество ввезли в Россию вынужденные переселенцы или участники по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа;
  • автомобиль принадлежит консульствам, дипломатическим представительствам, международным организациям, сотрудникам таких организаций или членам их семей;
  • с года выпуска автомобиля прошло 30 и более лет;
  • с даты выпуска автомобиля прошло менее трёх лет.

По данным Счётной палаты, доля трёх экологических платежей — утилизационный сбор, экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду — в 2020 году выросла до 8% от общего объёма неналоговых поступлений в казну.

В 2021 году Счётная палата раскритиковала утильсбор. По мнению ведомства, он не выполняет той функции, ради которой был введён, и не в состоянии обеспечить экологическую безопасность, защиту здоровья людей и окружающей среды от вредного воздействия транспорта.

«Очевиден приоритет для государства фискальной и регулирующей функций утилизационного сбора над обеспечением экологической безопасности как цели сбора, сформулированной при его установлении», — указали аудиторы.

Федеральная таможенная служба

В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее – транспортные средства), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 статьи 24.1 Закона, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (пункт 6 статьи 24.1 Закона):

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
  • Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые (пункт 3 статьи 24.1 Закона):
  • осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
  • приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Закона, или у лиц, не уплативших утилизационного сбора в нарушение установленного порядка;

являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 статьи 24.

1 Закона, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, а также перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, а также перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

  1. В соответствии с нормами, установленными вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации, документы, необходимые для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента:
  2. а) выпуска транспортных средств в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);
  3. б) фактического пересечения транспортными средствами государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
  4. Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
  5. Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
  6. Уплата утилизационного сбора, взимаемого Федеральной таможенной службой, может осуществляться с использованием электронных средств платежа (в том числе через платежные терминалы или банкоматы).
  7. Реквизиты для уплаты утилизационного сбора:
  8. получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России);
  9. ИНН  7730176610;
  10. КПП  773001001;
  11. наименование банка получателя – Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва;
  12. БИК 024501901;
  13. ОКТМО – 45328000;
  14. номер счета банка получателя средств  – 40102810045370000002;
  15. номер счета получателя средств – 03100643000000019502.
  16. При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей:
  17. (104) – показатель кода бюджетной классификации (далее – КБК) в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации:
  18. КБК 153 1 12 08000 01 1000 120 «Утилизационный сбор (сумма сбора уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси), ввозимые в Российскую Федерацию, кроме колесных транспортных средств (шасси), ввозимых с территории Республики Беларусь)»;
  19. КБК 153 1 12 08000 01 3000 120 «Утилизационный сбор (сумма сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси), ввозимые в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь)»;
  20. КБК 153 1 12 08000 01 5000 120 «Утилизационный сбор (сумма сбора, уплачиваемого за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, кроме самоходных машин и прицепов к ним, ввозимых с территории Республики Беларусь)»;
  21. КБК 153 1 12 08000 01 7000 120 «Утилизационный сбор (сумма сбора, уплачиваемого за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь)».
  22. (107) – восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в Российской Федерации, осуществляющего администрирование платежа.
  23. С 1 января 2019 года перечисление пеней за неуплату утилизационного сбора осуществляется по следующим КБК:
  24. КБК 153 1 12 08000 01 1010 120 Утилизационный сбор (пени за просрочку уплаты суммы сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, кроме колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввозимых с территории Республики Беларусь);
  25. КБК 153 1 12 08000 01 3010 120 Утилизационный сбор (пени за просрочку уплаты суммы сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь);
  26. КБК 153 1 12 08000 01 5010 120 Утилизационный сбор (пени за неуплату утилизационного сбора, уплачиваемого за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, кроме самоходных машин и прицепов к ним, ввозимых с территории Республики Беларусь);
  27. КБК 153 1 12 08000 01 7010 120 Утилизационный сбор (пени за неуплату утилизационного сбора, уплачиваемого за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь). 
Читайте также:  Шумоизоляция рено дастер своими руками видео

Обращаем внимание, что со 2 июля 2021 года вступает в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 июня 2021 г. № 62 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378», которым определен новый код вида документа «10064» – расчет утилизационного сбора.

ФТС России обращает внимание на необходимость указания в графе 44 декларации на товары сведений о расчете утилизационного сбора под кодом вида документа «10064».

Повышение утильсбора — конкретные суммы. Уже скоро

До конца первого квартала 2021 года базовая ставка утильсбора станет больше на 5–37,5 тысяч рублей и составит от 25 до 187,5 тысяч рублей. Что ждет нас на выходе?

Материалы по теме

Покупая новый автомобиль, мы платим утилизационный сбор. Даже с автомобилей, произведенных на территории РФ. Делается это для финансирования утилизации старого транспорта, а узнать больше об этой программе можно здесь.

Базовая ставка утилизационного сбора постоянно корректируется, и в этом году ее увеличат в четвертый раз — сразу на 25%.

В документе, размещенном на портале проектов нормативных правовых актов, говорится следующее:

1) в сноске цифру «20000» заменить цифрой «25000»;2) в сноске цифру «150000» заменить цифрой «187500».

Таким образом, утильсбор повысится весьма значительно. На какие коэффициенты следует умножать новые суммы? Посмотрим на примере легковых автомобилей.

Новый размер утилизационного сбора, увеличенного на 25%, в конкретных суммах на новые легковые автомобили, ввозимые в РФ

Объем двигателя Коэффициент Сумма утильсбора, руб.
Не более 1000 куб. сантиметров 2,41 60 250
Свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров 8,92 223 000
Свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров 14,08 352 000
Свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров 12,98 324 500
Свыше 3500 куб. сантиметров 22,25 556 250
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя 0,17 4250

Взымаемые впоследствии дополнительные суммы денег обещают направить на стимулирование спроса на новые автомобили, говорится в пояснительной записке к документу. Имеются в виду льготное автокредитование и лизинг, а также субсидии на установку ГБО. Но в реальности этого может не произойти — господдержка, наоборот, сократится в 2,5 раза, заявляет депутат Госдумы Сергей Миронов.

«Выходит, государство все больше забирает за счет утилизационного „налога“ и все меньше отдает обратно. Подобная арифметика провоцирует рост цен на автомобили — ничем не обоснованный и не компенсированный», — приводят «Известия» его высказывание.

Материалы по теме

Согласно статистике, в 2020 году утильсбор принес в бюджет более 400 млрд рублей. Из них на программы господдержки было потрачено всего 46,33 млрд рублей — 11,6% суммы.

В 2021 году на программы господдержки выделено всего 16 млрд рублей. Если увеличившийся на четверть сбор позволит бюджету получить дополнительные 100 млрд рублей, то на госпрограммы поддержки спроса на новые автомобили в этом году потратят лишь 3,2% собранных денег.

Что в таком случае получают автомобилисты? Цены на автомобили вырастут, особенно на ввозимые из других стран иномарки.

«Прежде всего, цены вырастут на иномарки, ввозимые из-за границы, — примерно на 70 000 рублей. И даже те модели, производство или сборка которых локализованы в России, тоже подорожают, так как зависят от импортных комплектующих», — говорит основатель сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.

В Минпромторге считают иначе, вспоминая снижение ввозных пошлин с 20% до 15% с 1 сентября далекого 2019 года.

«Таким образом, существенного удорожания импортной техники в связи с индексацией ставок утилизационного сбора также не ожидается», — заявили в пресс-службе Минпромторга.

В Минэкономразвития вовсе не ожидают, что рост утильсбора на четверть хоть как-то повлияет на стоимость автомобилей в России. Проверить это не получится, так как в последнее время на стоимость машин влияет слишком много факторов.

«Начиная с лета 2020 года повышение цен на автомобили происходит частыми мелкими и крупными шагами из-за совокупности различных факторов — дефицит машин, курс валют, инфляция и прочее. Поэтому повышение цен из-за утилизационного сбора „растворится“ среди этих шагов и не будет ярко выраженным», — считает генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин.

Следовательно, будут дорожать все без исключения автомобили.

«В 2021 году средневзвешенная цена автомобилей вырастет на 5–7%. Прайс-листы изменятся на 7–10%. Потому что еще не отыграно до конца падение рубля и в этом году ожидается его дальнейшее ослабление», — говорит генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.

  • Узнать о том, как правильно утилизировать автомобиль, вы можете здесь.

depositphotos.com

Нет повода для утильспора

Правительство не заложило увеличение утильсбора на автомобили и самоходную технику в 2022 году в доходы бюджета.

Повысить сбор предлагал Минпромторг в начале года, но идея вызвала протест у многих участников рынка — от аграриев до строителей — из-за рисков роста стоимости продовольствия и новых дорог.

В результате правительство заблокировало повышение, хотя именно средства от утильсбора промышленные чиновники традиционно рассматривают как источник финансирования программ господдержки.

Как следует из проекта бюджета на 2022 год, внесенного в Госдуму, в 2021 году правительство соберет 513,8 млрд руб. за счет утильсбора на колесную и самоходную технику, 357,7 млрд руб. уже поступили. На 2022 год заложено лишь на 17,1 млрд руб. больше — почти 531 млрд руб.

Фактически такой скромный рост суммы предполагает не увеличение размера утильсбора, а незначительный прирост импорта и производства.

К примеру, при последнем повышении утильсбора на автомобили с 2020 года в среднем на 110,7% в легковом сегменте в проекте бюджета прогнозировался двукратный рост поступлений от автотранспорта. В Минфине “Ъ” пояснили, что в проекте бюджета учтены действующие нормативно-правовые акты по утильсбору и прогноз объемов от Минэкономики. “Ъ” направил запрос в Минпромторг.

В целом для бюджета повышение утильсбора не дает критического эффекта, поскольку он остается там не полностью. Из 513,8 млрд руб., которые соберут за его счет в 2021 году, только 130,4 млрд руб. реально представляют собой доходы бюджета.

Это доходы, задекларированные через ФТС, то есть сбор от импорта, который в 2022 году вырастет на 10 млрд руб., до 140,4 млрд руб. Большая часть утильсбора — 383,5 млрд руб.

— в 2021 году собрана с локального производства, которому он частично возвращается в виде компенсаций.

В 2021 году они были гарантированы концернам со специнвестконтрактом (в объеме 25%), остальная часть в автопроме зависела от уровня локализации. В 2022 году предполагается собрать с локального производства на 7 млрд руб. больше — почти 391 млрд руб. Правда, теперь в бюджете останется больше, поскольку гарантированная часть компенсаций отменена и те полностью будут зависеть от локализации.

Собеседники “Ъ” рассказывают, что в процессе финализации бюджета в правительстве Минфин не закладывал доходы от индексации. Позиция, в частности, была обусловлена «токсичностью» темы, говорит один из них.

Индексация 2020 года должна была стать последней в автопроме: ставки пошлин на ввоз автомобилей снижены до уровня, согласованного с ВТО, и уровень барьера для импорта больше не меняется.

Но глава Минпромторга Денис Мантуров в конце 2019 года говорил, что «для стимулирования локализации» утильсбор будет вновь проиндексирован «через какое-то время — с 2021 или 2022 года», а осенью 2020 года началось обсуждение его индексации с 1 января в среднем на 30%.

Правительство отложило эту дискуссию, в том числе на фоне и без того активного роста цен на автомобили, и возобновило ее этой весной. Для легковых и грузовых автомобилей обсуждалось повышение на 25%, что было меньше, чем в прошлые годы, и не вызвало резкого протеста у участников отрасли.

Но одновременно предполагался трехкратный рост сбора на спецтехнику и шестикратный — на полуприцепы, что вызвало противодействие различных игроков — от аграриев до строителей — из-за риска роста стоимости продовольствия и новых дорог. В итоге по поручению правительства Минпромторг пересмотрел размер индексации для части спецтехники.

А затем, как рассказывали собеседники “Ъ”, по решению премьера Михаила Мишустина повышение не было принято. Дискуссию частично затормозили и приближающиеся выборы в Госдуму, которые прошли в сентябре, говорили источники “Ъ”. А 24 сентября Денис Мантуров сообщил, что, скорее всего, в этом году не будет повышать утильсбор.

Минпромторг в последний раз предлагал индексацию утильсбора в контексте поиска средств на поддержку спроса на электромобили. Источники “Ъ” рассказывают, что чиновники традиционно используют утильсбор как источник средств на господдержку, что не нравится правительству, в частности, потому, что от повышения утильсбора дорожают автомобили для потребителей.

Сергей Удалов из «Автостата» напоминает, что активный рост цен на автомобили начался с девальвации рубля в 2020 году (был отыгран только к лету этого года) и повышения стоимости комплектующих, в том числе чипов, которые до сих пор в дефиците. Хотя сейчас скорость удорожания замедлилась, аналитик ожидает стабилизации ситуации не скоро — возможно, к концу 2022 года, когда будет улажена ситуация с чипами.

Читайте также:  Сравнить мазда 3 и форд фокус 3

Ольга Никитина

Утилизация автомобиля в 2021 году: пошаговое руководство

МОСКВА, 22 окт — РИА Новости. Программа утилизации автомобилей в 2021 году: есть ли возможность приобрести новую машину со скидкой, избавившись от старой, нюансы сдачи авто в утиль, как его снять с учета в ГИБДД, какую выгоду можно получить при покупке — в материале РИА Новости.

Что такое утилизация автомобиля

Утилизация — физическая переработка и юридическое «открепление» от владельца автомобилей после окончания их эксплуатации.

Необходимость в ней может возникнуть по разным причинам: предельный износ в силу возраста или большого пробега, дорожно-транспортное происшествие, угон или продажа недобросовестному покупателю, который не желает переоформлять право собственности (для юридической утилизации).

В любом случае этот процесс подразумевает не только физическую разборку авто, но и подготовку необходимых документов.

«Под утилизацией подразумевается переработка автомобилей в специализированных пунктах, где устаревшее авто проходит различные этапы разборки на составляющие. Вопрос утилизации стоит остро, потому предприятия охотно скупают вторичное сырье из-за его дешевизны», — рассказывает Анна Уткина, директор по коммуникациям ГК ABTODOM.

С пробегом

независимо от причин утилизации, сначала необходимо подать в гибдд заявление с обоснованием решения. если автомобиль угнан или продан, нужно приложить договор купли-продажи и сделать уточнение в объяснительной, в таком случае тс будет официально откреплено от владельца.

несколько сложнее процедура в том случае, если на утилизацию отправляется не вся машина, а ее часть. например, владелец желает оставить некоторые детали себе для того, чтобы использовать или продать. в этом случае в гибдд нужно принести также и все документы на автомобиль, номера, снятые агрегаты.

каждая из номерных запчастей «отвязывается» от данного транспортного средства. только после получения свидетельства о свободном агрегате можно его легально реализовать.

даже если владелец не располагает бумажными документами, подтверждающими его право собственности, утилизировать автомобиль можно, основываясь на базе данных гибдд.

новые

новые транспортные средства, которые по какой-то причине подлежат утилизации (например, после дтп, угона, перепродажи) проходят ту же процедуру, что и машины с пробегом. но если тс находится в залоге у банка (куплено в кредит, лизинг, рассрочку), утилизировать его невозможно.

программа утилизации в 2021 году

Программа по утилизации с государственной поддержкой действовала с 2010 до 2019 год.

На данный момент государственная поддержка прекращена. Скидки предоставляют некоторые автосалоны и производители.

«Утилизация авто проводится в двух форматах:

  • Программа Trade-in. Не имеет значения какой марки, модели и год выпуска ваш автомобиль. Старая машина ремонтируется и продается.
  • Программа утилизации старых автомобилей. Владелец сдает машину дилерам, которые ее передадут на утилизацию или перепродадут, а автомобилист купит новое авто со скидкой», — уточняет Николай Баранов, генеральный директор клубного автосервиса «Детали».

Цель

Создавая такую корпоративную программу за счет собственных средств, автопроизводитель стимулирует спрос на свои новые автомобили.

Анна Уткина сообщает: «Положительный эффект данной процедуры заключается в решении экологической проблемы.

Заброшенные автомобили — это «бомбы замедленного действия», так как со временем токсичные жидкости и ржавчина попадают в почву и загрязняют ее.

Единственный минус, связанный с утилизацией, вызван недостаточной оснащенностью полигонов специальными системами экологической защиты, однако и эта проблема может быть решена путем внедрения соответствующих технологий».

Условия участия

Любой автолюбитель, желающий сдать в утиль свое авто, может получить скидку на приобретение нового автомобиля, выполнив несколько условий.

«Отсутствие долгов и штрафов, запретов, арестов или исполнительных производств в отношении ТС, подлежащего утилизации обязательно», — отмечает Николай Баранов.

Требования к автомобилю

Чаще всего дилеры выставляют следующие требования к автомобилю, сдаваемому в утиль:

  • быть в собственности не менее 12 месяцев;
  • машина имеет все документы и полную комплектацию.

Список документов

Чтобы утилизировать транспортное средство, необходимо предоставить дилеру следующие документы:

  • подтверждающие право собственности;
  • доказывающие владение ТС в течение 12 месяцев;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • ПТС с отметкой о сдаче в утиль и снятии с учета в ГИБДД.

Стоимость

Утилизационный сбор, взимаемый государством с собственника, составляет 3400 рублей (для новых авто) и 5200 (для ТС старше трех лет). Но он действует только на машины, выпущенные до сентября 2012 года. После этой даты оплачивать его должны производители и компании, занимающиеся ввозом из-за границы.

Если платить сбор нет желания, есть выход:

  • сдать машину в металлолом (предварительно разобрав и отсортировав детали);
  • продать (если ценник будет адекватный, ее могут приобрести на запчасти).

«Обычно утилизационный сбор платит производитель автомобиля, о чем в ПТС вносится специальная отметка. Если она отсутствует, бремя ляжет на кошелек владельца. В случае, если в утиль отправляется легковое авто не старше трех лет, выпущенное в России, — стоимость утильсбора для производителя составит 48 200 рублей», — отмечает Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto.

Сергей Власов, эксперт #банкавто (цифровой платформы РГС Банка) уточняет: «За некоторые машины можно не платить. Например, если они принадлежат участникам программы переселения беженцев или находятся в собственности дипломатических представительств. Подробнее об этом в статье 24.1 Федерального закона 89 «Об отходах производства и потребления».

Скидки по программе

Программа предполагает получение сертификата на скидку для покупки нового авто.

«В 2021 году при сдаче автомобиля в утилизацию у дилера можно получить сертификат со скидкой на покупку нового.

За легковые, в зависимости от модели и состояния, автопроизводители и дилеры могут предложить от 50 тысяч до 175 тысяч рублей, за грузовое авто — от 90 тысяч до 350 тысяч рублей, за внедорожник — до 140 тысяч рублей», — сообщает Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли.

Ориентировочные суммы сертификатов (более точные данные нужно уточнять у дилеров):

Категория транспортного средства При сдаче на утилизацию, тыс. руб. При сдаче по Trade-In, тыс. руб.
Легковой сегмент 50 40
Внедорожники 90 75
Грузовики 2,5-3,1 тонны 120 100
Грузовики, автобусы (в том числе имеющие полный привод), с массой 3,1-4,1 тонны 175 145
Грузовики и автобусы, в том числе имеющие полный привод, имеющие полную массу 4,1-7,5 тонны 200 165
Грузовики, а также автобусы (имеющие полный привод) с полной массой 7,5 тонны 350 300

Где делают

Утилизацией занимаются специальные компании, получившие лицензию Росприроднадзора.

«Минпромторг уполномочил ряд организаций (как правило, это организации по металлоприему) на получение от граждан автомобилей для последующей утилизации (ликвидации).

Взамен эти пункты приема выдают свидетельство (акт), подтверждающее факт уничтожения машины («Свидетельство об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства»)», — говорит Орест Мацала, ведущий юрист «Европейской юридической службы».

Алексей Поляков, руководитель направления ТО и ОСАГО международной сети автосервисов FIT SERVICE, уточняет: «Занимаются утилизацией организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования)».

Сроки проведения

Сроки действия программы утилизации устанавливаются каждым отдельно взятым дилером и автопроизводителем. Автовладельцу, желающему утилизировать свое ТС и получить сертификат на скидку, нужно уточнять их на сайтах компаний.

Порядок действий

В первую очередь необходимо выбрать организацию, в которой будет утилизирован автомобиль.

«Нужно заключить договор с фирмой, имеющей соответствующую лицензию, и предоставить туда ТС, документы на него (паспорт собственника, ПТС, свидетельство о регистрации), получить акт об утилизации, — рассказывает Алексей Поляков. — После этого необходимо прекратить регистрацию в ГИБДД, представив ПТС, свидетельство о регистрации авто, акт об утилизации.

Снятие с учета

Снять авто с учета в ГИБДД можно только после его утилизации.

«Записаться на прием можно через сайт госуслуг, на портале «Автокод» и на официальном сайте мэра Москвы(для жителей столицы)», — рассказывает Денис Мигаль.

Подача документов

Для оформления факта утилизации в ГИБДД нужно обратиться в ближайшее отделение с пакетом документов.

«Чтобы транспортный налог больше не начислялся, нужно подать заявление в ГИБДД — лично или в режиме онлайн. Документы, которые предоставляются: паспорт гражданина России, СТС, бумажный или электронный ПТС, свидетельство об утилизации», — уточняет Сергей Власов.

Оплата госпошлины

За снятие с учета необходимо оплатить госпошлину в размере 200 рублей. Если машина была утилизирована не полностью, пошлина будет составлять 350 рублей за номерной агрегат.

В каких случаях могут отказать

В некоторых случаях при попытке сдать в утиль авто можно получить отказ.

Алексей Тузов говорит: «Получить от них отказ в приемке авто можно в нескольких случаях: если владелец не гражданин России, предъявлены неактуальные документы, отсутствует ПТС или свидетельство о собственности, автомобиль не снят с учета в ГИБДД. Кроме того, если в авто отсутствуют какие-либо агрегаты (двигатель, коробка передач, трансмиссия, аккумулятор, панель приборов, колеса или сидения), его могут не принять к утилизации».

Плюсы и минусы утилизации

Минусы программы состоят в том, что:

  • пользователь должен самостоятельно доставить машину в пункт, заплатив за эвакуацию;
  • для того чтобы участвовать в программе и получить скидку от дилера, ТС должно иметь полную комплектацию;
  • сбор документов и оформление бумаг занимает немало времени;
  • по программе Trade-in фирмы часто занижают скидки.

К плюсам, по словам Николая Баранова, можно отнести:

  • получение компенсации владельцем за старый автомобиль и возможность взять кредит на новый;
  • снижение вреда окружающей среде из-за высокой токсичности выхлопа (у старых автомобилей);
  • снижение угроз на дорогах;
  • освобождение дворов от автохлама;
  • вывоз металлолома.
Ссылка на основную публикацию