Внесение изменений в эОСАГО в течение 20 минут с 5 сентября 2020 года

Внесение изменений в эОСАГО в течение 20 минут с 5 сентября 2020 года

24 августа 2020 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», направленные в том числе на персонализацию страхового тарифа в отношении каждого страхователя и учет истории вождения каждого водителя.

Главное новшество – страховщикам предоставлено право дифференцировать применяемые ими базовые ставки страховых тарифов (в пределах установленных ЦБ РФ минимальных и максимальных значений) в зависимости от определенных факторов.

Ряд таких факторов приведен непосредственно в законе.

К их числу относится, например, неоднократное в течение года до заключения договора ОСАГО привлечение страхователя или допущенных к управлению водителей к административной ответственности за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости движения более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу (за исключением случаев, когда такие нарушения зафиксированы камерами, а также если данные правонарушения сопровождались наступлением страхового случая, учитываемого при определении коэффициента страховых тарифов).

Кроме того, для страховщиков предусмотрена возможность учитывать при установлении базовых ставок «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда». Банк России в качестве примера подобных факторов называет возраст и пробег транспортного средства, семейное положение и наличие у водителя детей, оснащение автомобиля телематическим устройством.

Факторы, в зависимости от которых страховщик устанавливает значения базовых ставок страховых тарифов, должны быть указаны им в методике расчета страховых тарифов, а информация о применяемых факторах – размещена на его сайте. Центробанк же установит перечень факторов, применение которых не допускается.

В связи с перечисленными изменениями будет обновлено указание Банка России о страховых тарифах по ОСАГО. В нем в том числе будет приведен перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов. Однако документ пока не утвержден.

Отметим некоторые иные нововведения:

  • страховщики теперь обязаны обеспечивать на своих сайтах возможность расчета страхователями страховой премии по договору ОСАГО.
  • в Законе об ОСАГО закреплена обязанность потерпевшего проинформировать страховщика о месте, дате и времени проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы поврежденного имущества или его остатков не позднее чем за три дня до ее проведения – для обеспечения возможности присутствия на ней страховщика (в случае самостоятельной их организации потерпевшим);
  • уточнен порядок расчета неустойки, уплачиваемой страховщиком страхователю – физическому лицу при несоблюдении срока возврата страховой премии или ее части в случае досрочного прекращения договора ОСАГО
  • скорректировано определение ограниченного использования транспортных средств юрлицами. В связи с этим у юрлиц появилась возможность заключать договоры ОСАГО с учетом ограниченного использования ТС не только в связи с их сезонным или иным временным использованием, но и в связи с ограничением круга лиц, допущенных к управлению транспортными средствами. При этом, с учетом поправок, минимальный срок сезонного использования сокращается для них с шести до трех месяцев в календарном году.

Изменения применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров ОСАГО, заключенных после 24 августа 2020 года.

Документы по теме:

Расчет ОСАГО 2020: последние изменения от 5 сентября

С 5 сентября 2020 года вступают в силу обновленные тарифы ОСАГО. Базовая ставка ОСАГО станет индивидуальной, немного изменится коэффициент возраста-стажа и условия применения КБМ.  

Изменения ОСАГО с 5 сентября 

С 5 сентября 2020 года вступает в силу указание ЦБ РФ, которое изменит максимальную и минимальную стоимость страхового полиса ОСАГО. Базовый тариф будет расширен на 10% вверх и вниз.  

Минимальная базовая ставка ОСАГО в 2020 году — 2 471 рубль, а максимальная — 5 436 рублей. Стоимость ОСАГО будет складываться из базовой ставки и коэффициентов. 

Что нового в ОСАГО? 

Страховщики смогут самостоятельно определять базовую ставку тарифа (в переделах тех ограничений, которые установлены ЦБ). Будет учитываться аккуратность водителей на дорогах, однако случаи, которые были зафиксированы камерой видеофиксации — учитываться не будут. 

Страховые компании смогут самостоятельно определять факторы, влияющие на стоимость ОСАГО

Какие факторы будут влиять на стоимость полиса ОСАГО? 

Стоимость ОСАГО будет складываться исходя из следующих факторов: 

  • Тип ТС; 
  • Количество аварий, в которых виновником выступает страхователь; 
  • Возраст и стаж водителя; 
  • Регион регистрации; 
  • Мощность двигателя; 
  • Срок эксплуатации в течение последнего года; 
  • Планируемый срок страхования. 

Нововведение должно дополнить поправки в законе об ОСАГО от 24.08.2020. Отныне базовая ставка перестала быть одинаковой для всех водителей. Страховщики самостоятельно определяют ее для каждого водителя, при этом обращают внимание на количество ДТП, в которых был замешан страхователь.  

Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас

и перестань уже переплачивать страховщикам!

Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее

Чем ниже коэффициент риска (количество страховых случаев и ДТП), тем дешевле выйдет страховой полис. 

Центробанк ограничил страховщиков в использовании следующих факторов при расчете ОСАГО: 

  • Национальность страхователя; 
  • Язык и расовая принадлежность; 
  • Политические взгляды; 
  • Карьера; 
  • Религия и вероисповедание. 

Кроме того, вся информация о новых тарифных факторах каждой страховой компании будет опубликована на официальных сайтах страховщиков.  

К чему эти нововведения? 

Основной целью реформы считается расчет индивидуальной цены для каждого водителя, что в свою очередь способствует изменению системы в более справедливый уклон. 

Либерализация тарифов ОСАГО сделает рынок страхования более конкурентным, что повлечет за собой борьбу за клиентов. Соответственно, каждая страховая компания будет пытаться предложить наиболее выгодные условия.   

Рассчитать ОСАГО по новым условиям с помощью

Продлевай ОСАГО по лучшей цене!

Успеть за 20 минут: ОСАГО ждут новые изменения

Автовладелец, решивший провести независимую экспертизу разбитого автомобиля, обязан будет извещать страховую. Причем он сможет сделать это с помощью электронной почты. Страховой дадут 20 минут на отправку страхового полиса.

Часть коэффициентов, до этого влияющих на стоимость полиса, планируют исключить, как и пункт о взимании неустойки со страховщика. Банк России опубликовал очередные проекты поправок в закон об ОСАГО.

Как это коснется водителей, разбирались «Известия».

Бесплатные минуты

Банк России опубликовал два проекта поправок в закон об ОСАГО. В первую очередь они касаются электронного документооборота при оформлении полиса. Например, если страхователь хочет изменить сведения, указанные при заключении договора ранее, страховщик должен прислать электронный полис не позднее чем через 20 минут.

Сокращение срока отправки страховщиком страхователю электронных документов предусмотрено только в тех случаях, когда при внесении изменений в полис ОСАГО не требуется доплаты страховой премии и страховщику не нужно ожидать подтверждения оплаты от банка.

В тех случаях, когда требуется доплата, срок остался неизменным — два дня.

«Сокращение сроков отправки электронных документов страховщиком страхователю — договора, полиса ОСАГО — направлено прежде всего на стимуляцию продаж е-ОСАГО и переход на электронный документооборот страховых компаний.

Это, во-первых, экономит время ожидания для автомобилистов, во-вторых, дает дополнительные возможности для контроля деятельности страховщиков», — рассказал «Известиям» руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.

У вас новое уведомление

Кроме того, Банк России предлагает извещать страховщика автовладельцем о независимой экспертизе автомобиля, пострадавшего в ДТП, по адресу электронной почты «или иным способом, позволяющим подтвердить факт направления информации».

«Ранее, если страховщик не проводил осмотр транспортного средства, то страхователь мог самостоятельно провести осмотр, при этом обязанности уведомлять не было», — уточнил заместитель руководителя юридического департамента Европейской Юридической Службы Раиль Гизятов.

Уведомление страховщика о месте и проведении независимой экспертизы не позднее чем за три дня станет обязательным с 24 августа, когда вступит в силу комплекс поправок в закон об ОСАГО. Тем не менее в Российском союзе автостраховщиков (РСА) уточнили, что сейчас многие добросовестные автовладельцы направляют такие уведомления страховщикам.

«Теперь же это правило планируют ещё сильнее ужесточить, обязав потерпевшего в обязательном порядке извещать и без того недобросовестного страховщика, не осуществившего своевременно осмотр. По всей видимости, если такое извещение не последует от потерпевшего, то его экспертизу не будут принимать», — предположил член Ассоциации юристов России (АЮР) Петр Губенко.

Без прицепа и грубых нарушений

Кроме того, Банк России планирует сократить число коэффициентов, влияющих на стоимость полиса. Под сокращение попадут коэффициент КБР, применяющийся при использовании прицепа, и КН, который назначают грубо нарушившим условия страхования. В качестве грубых нарушений в РСА называют, например, ложные сведения, указанные при оформлении полиса, содействие наступлению страхового случая.

«До недавнего времени одним из нарушений, например, являлось то, что водитель в срок пять дней не направил в свою страховую организацию извещение о ДТП, оформленное по Европротоколу без сотрудников полиции. В большинстве случаев оно совершалось по незнанию, без злого умысла, а страховые компании пользовались таким случаем», — рассказал «Известиям» Петр Губенко.

«В настоящее время коэффициент КПР не применяется в отношении легковых ТС физических лиц, а действует только для юридических. Изменения в Закон об ОСАГО, вступающие в силу в августе, предусматривают фактор наличия прицепа для страхователей – юридических лиц, влияющий на размер базовой ставки страхового тарифа.

То есть прицеп перестанет быть коэффициентом и станет фактором для определения базового тарифа, причем для юридических лиц», — рассказали в РСА. Там также пояснили, что коэффициенты, которые будут использованы при расчете тарифов по ОСАГО, установит Указание Банка России № 5000-У, которое пока не опубликовано.

Будет ли неустойка?

Также ЦБ предложил убрать из закона об ОСАГО целый пункт 1.

16, касающийся неустойки, которую уплачивает страховщик в случае досрочного прекращения договора ОСАГО, если он не смог соблюсти срок возврата части страховой премии.

Значит ли это, что теперь пени со страховой не получить? Чтобы разъяснить этот вопрос, «Известия» обратились в Банк России, и вот что ответили в пресс-службе регулятора:

— Нет, Банк России не отказывается от взимания неустойки. Дело в том, что соответствующая норма закона № 40-ФЗ была изменена и стала нормой прямого действия, не требующей раскрытия порядка ее реализации в Правилах ОСАГО. Так, в соответствии с п. 4 ст. 16.

1 Федерального закона № 40-ФЗ в редакции Федерального закона № 161-ФЗ при несоблюдении срока возврата страховой премии в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик уплачивает страхователю — физическому лицу неустойку (пеню) в размере1% от страховой премии по договору обязательного страхования за каждый день просрочки, но не более размера страховой премии по такому договору.

Пока ЦБ принимает предложения и замечания по проектам. Если требование к страховщикам укладываться в 20-минутный срок останется в финальном тексте, то эта поправка вступит в силу с 24 июля. Остальные изменения — 24 августа, одновременно с основным пакетом поправок в закон об ОСАГО.

Тариф для лихачей

Напомним, что 25 мая президент России Владимир Путин подписал закон об индивидуализации тарифов ОСАГО. Реформа даст возможность страховщикам увеличивать цену полиса для тех, кто грубо нарушал Правила дорожного движения.

Читайте также:  Замена переднего ступичного подшипника ваз 2112

Грубыми нарушениями считаются езда в состоянии опьянения, отказ от медосвидетельствования, оставление места ДТП. Кроме того, будет учитываться, проезжал ли водитель на красный свет, выезжал на встречку или превышал скорость более чем на 60 км/ч. При этом, если нарушения были зафиксированы не инспектором, а камерой в автоматическом режиме, то учитывать их страховая не будет.

Кроме того, страховые будут использовать иные факторы, если они существенно влияют на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.

«У страховых компаний есть накопленный опыт тарификации в каско. Вероятнее всего, многие факторы, которые будут использовать страховщики, будут взяты оттуда», — отметил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Банк России, в свою очередь, определит перечень тарифных факторов, которые страховые компании не смогут использовать. Это например, национальность или вероисповедания. В пресс-службе ЦБ подтвердили, что регулятор в настоящее время разрабатывает проект соответствующего нормативного акта.

Внесены изменения в законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС

Документы

Президент подписал Федеральный закон
«О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном
страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств‟
и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона
„Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев
транспортных средств‟».

Федеральный закон принят Государственной
Думой 13 мая 2020 года и одобрен Советом Федерации 20 мая 2020 года.

Справка
государственно-правового управления

В Федеральный закон
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев
транспортных средств» вносятся изменения, предусматривающие индивидуализацию
платы за страхование по договорам обязательного страхования
гражданской ответственности владельца транспортного средства (далее –
договор обязательного страхования).

Страховым организациям предоставляется
право самостоятельно определять базовые ставки страховых тарифов
(в пределах регулируемых Банком России их максимальных и минимальных
значений, а также с учётом
устанавливаемых им коэффициентов страховых тарифов) в зависимости
от наличия у страхователя и лиц, допущенных им к управлению
транспортным средством, административного или уголовного наказания
за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации
транспортных средств (характеристик вождения), а также от наличия
иных факторов, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при
использовании транспортного средства и на потенциальный размер
причинённого вреда, то есть право учитывать указанные обстоятельства
в цене страхового полиса.

  • С учётом анализа правоприменительной
    практики в названном Федеральном законе уточняются:
  • порядок самостоятельной организации
    проведения потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой
    экспертизы (оценки) повреждённого
    имущества. Потерпевший обязан в соответствии с правилами
    обязательного страхования в срок не позднее чем за три дня
    до проведения экспертизы проинформировать страховщика о месте, дате
    и времени её проведения для обеспечения возможности присутствия
    на ней страховщика;
  • порядок расчёта
    неустойки в случае возврата страхователю страховой премии при досрочном
    прекращении договора обязательного страхования;
  • перечень
    документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования.

Кроме того,
в названный Федеральный закон также вносятся изменения, приостанавливающие
действие ряда его положений, в частности положения, касающегося обязанности
владельца транспортного средства иметь диагностическую карту, содержащую
сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям
безопасности транспортных средств (свидетельство о прохождении техосмотра
в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин).
Учитывая сложившуюся социально-экономическую обстановку, вызванную
распространением новой коронавирусной инфекции (COVID‑19), договор
обязательного страхования в период с 1 марта
по 30 сентября 2020 года может быть заключён без представления диагностической
карты (свидетельства), что позволит гражданам продолжить эксплуатацию
автомобиля. В последующем гражданин не позднее чем через один месяц
со дня отмены принятых органами государственной власти на территории
преимущественного использования транспортного средства ограничительных мер,
связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, должен будет представить
страховой организации указанные документы.

Изменения ОСАГО в 2020 году

С апреля 2020 года в силу вступили некоторые изменения в ОСАГО. Мы уже писали об этом ранее – реформа автогражданки началась еще в прошлом году. С тех пор РСА все ближе подходит к полностью индивидуальному расчету стоимости полиса. О том, что поменялось в апреле и какие нововведения ждут нас в будущем, расскажем в этой статье.

С апреля 2020 года в силу вступили некоторые изменения в ОСАГО. Мы уже писали об этом ранее – реформа автогражданки началась еще в прошлом году. С тех пор РСА все ближе подходит к полностью индивидуальному расчету стоимости полиса. О том, что поменялось в апреле и какие нововведения ждут нас в будущем, расскажем в этой статье.

Что не затронула реформа

Неизменно то, что ОСАГО обязательно для всех – без этого полиса вы не сможете купить машину в кредит или будете оштрафованы, если на дороге у вас проверят документы.

Базовые тарифы остались прежними, однако и сюда внесли поправки. Ранее тариф был единым, и в какую бы страховую компанию водитель ни обратился – стоимость полиса была одинаковой. Однако ЦБ все же решил повысить конкурентоспособность участников рынка.

Так был введен коридор тарифов, благодаря которому страховщики могут сами устанавливать свои расценки, но только в пределах этого коридора. Этого изменения не коснулись, но сам коридор расширился – на 20% в меньшую и большую стороны. Таким образом, минимальная ставка стала еще меньше, а максимальная – выше.

И если ваша СК придерживается больших ставок, то, возможно, выросла и стоимость полиса.

Не изменились и территориальные коэффициенты. Ознакомиться с актуальными данными можно в нашей статье.

Как изменился КБМ

КБМ – это коэффициент бонус-малус. Он применяется для расчета страховой премии в зависимости от того, сколько аварий произошло по вине водителя в течение года. Больше всего изменения коснулись именно этого аспекта ОСАГО. Одно из них – расчет КБМ не на период действия полиса, а на календарный год. Это, в свою очередь, помогло исправить много других недочетов этой системы.

Недочеты старых расчетов КБМ

Недостатки заключались в следующем:

  • На одного водителя могло быть зарегистрировано несколько КБМ. Происходило это в том случае, если он был вписан в несколько полисов на несколько машин.
  • Если гражданин становился виновником аварий на автомобиле с полисом на неограниченное число водителей, на его личный КБМ это ДТП не влияло.
  • Скидка обнулялась при смене ТС.
  • Накопленный бонус-малус сгорал, если в течение года водитель не садился за руль авто и не оформлял новую страховку.

Как исправили недостатки

Во-первых, решена проблема с множеством КБМ и путаницей, которая могла возникнуть при оформлении полиса, если за водителем числятся какие-либо ДТП.

Поэтому начисленный при покупке ОСАГО коэффициент теперь действует в течение всего календарного года. Количество аварий, «записанных» на водителя, не влияет на размер КБМ до пересчета.

До этой поправки показатель мог меняться в течение года.

Перерасчет КБМ теперь будет производиться сразу для всех водителей 1 апреля каждого года.

В 2020 году водителям с несколькими коэффициентами дали своеобразную амнистию, присвоив им наименьший КБМ и значительно снизив стоимость полиса.

При новом расчете будут учитываться данные об авариях, произошедших с 1 апреля по 31 марта. То есть если вы стали виновником ДТП в мае 2020 года, то это повлияет на коэффициент только в 2021 году.

Изменения в расчете КБМ помогли закрепить страховую историю за водителем. Поэтому теперь она сохранится даже в том случае, если гражданин сделал перерыв в вождении и не оформлял страховку.

Все его скидки и страховки сохранятся, а риск задвоения, ошибки в расчете или злоупотреблений КБМ – сократится.

Грубые нарушения ПДД также будут учитываться при расчете стоимости полиса.

Так, если вы водили машину в нетрезвом виде, отказались от медицинской экспертизы, сбежали с места ДТП или неоднократно проезжали на красный и выезжали на встречку, страховая компания учтет это в течение года.

Однако только в тех случаях, если инспектор ГИБДД составил протокол ДТП. Фиксация камерами в расчет браться не будет. Если не было аварии, страхового случая и выплаты пострадавшему, то нарушения не повлияют на КБМ.

Изменения коснулись и юридических лиц. Если раньше у всех ТС компании был разный КБМ, то с 1 апреля 2020 года у них единый бонус-малус в размере среднего арифметического по всем действующим страховкам. Страховка подорожает для всех, если хотя бы один водитель станет виновником аварии, или подешевеет, если все водители проведут год без аварий.

Еще одна разрешенная проблема – отсутствие некоторых водителей в базах данных страховщиков, то есть тех, кто оформлял полис без ограничения числа допущенных к ТС водителей. Для водителей, не зарегистрированных в базе, КБМ будет равен 1.

Коронавирус на пользу водителям

Казалось бы, что хорошего в карантине? Однако водителям он сыграл на руку. Дело в том, что многие автомастерские закрылись на период самоизоляции. А это привело к тому, что водители, которым в апреле—мае нужно было переоформить автогражданку, не смогли получить диагностическую карту.

ЦБ пошел автомобилистам навстречу. На период с 1 марта по 30 сентября 2020 года водители могут получить ОСАГО без прохождения технического осмотра.

Однако постепенно строгие ограничения снимаются, автомастерские – открываются, а значит, страхователям потребуется предоставить документы в СК до 31 октября 2020 года.

В противном случае страховщик, конечно, выплатит компенсацию пострадавшим, однако потребует эти деньги с самого водителя.

В случае если карантин и строгие меры самоизоляции придется продлить, правительство РФ может увеличить срок оформления ОСАГО без техосмотра, однако не более чем на 90 дней.

Стаж и возраст имеют значение: изменения в КВС

Многие автолюбители отмечали несправедливость: молодые водители с маленьким стажем вождения могли заплатить за страховку столько же, сколько опытные. И наоборот.

Дело в том, что категорий возраст-стаж было всего четыре:

  • Возраст от 18 до 22 лет;
  • Возраст свыше 22 лет;
  • Стаж до 3 лет;
  • Стаж от 3 лет и старше.

Для разных комбинаций этих категорий было всего 4 коэффициента КВС (возраст-стаж) – от 1 до 1,8. Таким образом, гражданин, в 25 лет, имеющий стаж вождения 3 года, покупал ОСАГО за ту же цену, что и опытный 40-летний водитель со стажем более 20 лет. Юные водители, получившие права в 18 лет, могли подождать 4 года и сесть за руль без удорожания полиса.

Однако реформа ОСАГО увеличила количество категорий возраста и стажа до 58. Минимальный коэффициент для опытных взрослых водителей теперь составляет 0,93 (против 1 в 2018 году), а максимальный, для «зеленых» – 1,87. Подробную таблицу можно найти в нашей статье.

Больше водителей – дороже страховка

Оно и понятно: водители, вписывающие в страховку на свою машину членов семьи или друзей, знают, что такой полис стоит дороже и, как правило, его стоимость рассчитывается из стажа самого неопытного водителя из списка. Других повышающих коэффициентов на такое ОСАГО нет.

Однако есть полисы с неограниченным числом водителей – и ездить на таких автомобилях может кто угодно. К этой страховке применяется повышающий коэффициент, и в 2020 году он стал выше для физических лиц. Сейчас он выглядит так:

  • для физлиц – 1,87 (до 2019 года – 1,8);
  • для юрлиц – 1,8 (без изменений).

То есть тем, кто не вписывает конкретных водителей в полис, придется платить примерно на 4% больше, чем раньше.

И другие поправки

Уже в июне 2020 года можно будет внести поправки в полис ОСАГО и получить его всего за 20 минут. Правда, это касается только тех случаев, когда страховщику не нужно доплачивать за перевыпуск полиса. В случае с доплатой сроки все те же – 2 дня.

Ранее страхователи проводили осмотр самостоятельно, если сам клиент этого не делал. Теперь СК обязаны уведомлять своих клиентов о проведении независимой экспертизы пострадавшего в ДТП автомобиля – не позднее чем за три дня до процедуры. Уведомление будет передано по электронной почте или «иным способом», подтверждающим, что вас информировали об экспертизе.

В уведомлении будут указаны место и время независимой экспертизы. Поэтому советуем почаще проверять e-mail.

Сокращается и количество коэффициентов, влияющих на стоимость ОСАГО.

Теперь не будет учитываться Кпр, который применялся при использовании прицепа, и КН, назначающийся за грубые нарушения условий страхования (предоставление ложных сведений, намеренное создание ситуации для страхового случая и т. д.).

Отдельной проблемой был коэффициент КН. Дело в том, что по правилам оформления Европротокола извещение о ДТП нужно отправить в страховую компанию в течение 5 дней.

Однако часто клиенты либо не знали об этом, либо по каким-то причинам не успевали уведомить СК. В итоге страхователи пользовались этим и повышали стоимость полиса за счет нарушения договора по ОСАГО.

Исключение этого коэффициента позволит избежать несправедливых наценок.

Читайте также:  Из чего можно сделать автомобиль? Из конструктора лего или из пачек для сигарет?

Поправки, касающиеся отправки полиса Е-ОСАГО в течение 20 минут, вступят в силу уже 24 июля, а остальные – 24 августа. Правда и мифы о деньгах в Яндекс Дзен

Что изменится в новых тарифах ОСАГО?

«Экспресс газета» отвечает на актуальные, неудобные и неожиданные вопросы. Сегодня эксперт расскажет о новых тарифах ОСАГО, которые начинают действовать с 5 сентября.

В сентябре среди прочих нововведений и законов, о которых мы уже подробно рассказывали, вступает в силу новое указание Центробанка по ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), которое дает страховщикам возможность как снижать, так и повышать тарифы для конкретного водителя.

Иначе говоря, с 5 сентября расширяется тарифный коридор. Что это значит и кому будет выгодно, мы спросили у эксперта.

— Страховые компании получили возможность устанавливать повышенный тариф по ОСАГО для неаккуратных водителей, а для дисциплинированных — напротив, предлагать более выгодный. Соответствующие поправки уже утверждены законодательством и вступят в силу 5 сентября.

Раньше все водители, проживающие в одном регионе, имели одинаковый базовый тариф по ОСАГО. По новым правилам страховая компания сможет рассчитывать стоимость полиса персонально для каждого автомобилиста, принимая во внимание различные факторы.

Скажем, страховщик может учитывать грубые нарушения правил дорожного движения, зафиксированные сотрудником ГИБДД: проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, серьезное превышение скорости — более чем на 60 км/ч.

На стоимость полиса повлияют возраст транспортного средства, пробег, манера вождения клиента (ее можно оценить с помощью телематического оборудования) и даже наличие у водителя детей.

Исчерпывающий перечень факторов, которые могут влиять на конечную стоимость ОСАГО, законом не определен.

Набор факторов для расчетов базового тарифа, которые та или иная страховая компания будет использовать, обязательно должен быть описан на ее сайте.

Водителю также будут доступны онлайн-калькуляторы, которые позволят проанализировать разные предложения. А вот что точно не будет влиять на стоимость ОСАГО, так это язык, расовая принадлежность, вероисповедание и должностное положение — это закон строго запрещает.

Формула расчета стоимости полиса ОСАГО не изменилась

Формула расчета стоимости полиса не изменилась. Базовый тариф, который станет индивидуальным для каждого водителя, умножается на несколько коэффициентов: это территориальный коэффициент (который в перспективе планируют отменить), коэффициент мощности, коэффициент возраст-стаж и бонус-малус.

Чтобы страховщики смогли разграничить лихачей и аккуратных автомобилистов, расширяется тарифный коридор. Для владельцев легковых автомобилей это расширение составит 10% (как вниз, так и вверх).

В итоге минимальная стоимость полиса ОСАГО опустится до 2471 рубля, а максимальная — поднимется до 5436 рублей.

Ожидается, что страховые компании будут постепенно менять свои тарифы, предлагая аккуратным водителям более выгодную цену. Кстати, в 2019 году, когда тарифный коридор первый раз расширили на 20% в обе стороны, снижение средней стоимости полиса составило 4,8%.

Подобная система расчета тарифов более справедлива, и ее уже давно успешно практикуют в большинстве западных стран. По статистике, в аварии чаще всего попадают молодые неопытные или неаккуратные водители. Логично, что они будут платить по повышенному тарифу. А автовладельцы, которые аккуратно водят, не нарушая правила дорожного движения и не попадая в аварии, смогут сэкономить на страховке.

Отдельных регионов это также касается. Регионы с низкой аварийностью не должны страдать из-за так называемых «токсичных регионов», где водители безалаберно ведут себя на дорогах, а также используют разного рода схемы, в том числе мошеннические, чтобы получить от страховых компаний большие компенсации.

Материал подготовлен на основе эксперта:

Татьяна Козлова — ведущий экономист Главного управления Банка России по ЦФО. Окончила юридический факультет МГУ. В Банке России работает с 1994 года.

Полина Щекина

ЕСТЬ ВОПРОС   изменения в ОСАГО   мнение эксперта   ОСАГО

Успеть за 20 минут: изменения в ОСАГО 2020

Центральный Банк России опубликовал очередные проекты изменений в законе об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО):

1. Водитель, который решил провести независимую экспертизу поврежденного транспортного средства, обязан уведомить об этом страховую компанию. Сделать это можно в дистанционном режиме. 

2. Страховой компании дадут 20 минут на отправку страхового полиса клиенту.

3. Часть коэффициентов, влияющих на цену страховки, хотят исключить.

4. Убрать собираются и пункт о взимании неустойки со страховщика.

В газете «Известия» разобрались, как грядущие изменения повлияют на жизнь автовладельцев.

«Сокращение сроков отправки электронных документов страховщиком страхователю — договора, полиса ОСАГО — направлено прежде всего на стимуляцию продаж е-ОСАГО и переход на электронный документооборот страховых компаний.

Это, во-первых, экономит время ожидания для автомобилистов, во-вторых, дает дополнительные возможности для контроля деятельности страховщиков», — рассказал газете «Известия» руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.

В Центробанке предложили оповещать страховую организацию о независимой экспертизе пострадавшего в ДТП автомобиля, пояснил заместитель руководителя юридического департамента Европейской Юридической Службы Раиль Гизятов. Ранее страхователь мог не уведомлять компанию о самостоятельном осмотре. Нововведение вступит в силу с 24 августа 2020 года вместе с комплексом поправок в законе об ОСАГО. 

Что касается исключения коэффициентов, то под сокращение попадают КБР (для прицепа) и КН (назначается за грубые нарушения условий страхования).

К примеру, ранее считалось нарушением, если автовладелец не направлял извещение о ДТП в течение 5-дней.

Почти всегда такое случалось по незнанию, без злого умысла, а страховые компании пользовались этим в свою пользу.

Прицеп перестанет быть коэффициентом и станет фактором для определения базового тарифа, причем для юридических лиц, сообщили в РСА. 

Центральный Банк также прокомментировал ситуацию с исключением целого пункта 1.16 о взимании неустойки со страховщика:

— Нет, Банк России не отказывается от взимания неустойки. Дело в том, что соответствующая норма закона № 40-ФЗ была изменена и стала нормой прямого действия, не требующей раскрытия порядка ее реализации в Правилах ОСАГО. Так, в соответствии с п. 4 ст. 16.

1 Федерального закона № 40-ФЗ в редакции Федерального закона № 161-ФЗ при несоблюдении срока возврата страховой премии в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик уплачивает страхователю — физическому лицу неустойку (пеню) в размере 1% от страховой премии по договору обязательного страхования за каждый день просрочки, но не более размера страховой премии по такому договору.

Напоминаем, что 25 мая 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон об индивидуализации тарифов ОСАГО. Реформа позволит страховщикам поднять стоимость полисов для грубых нарушителей ПДД и снизить цену для добропорядочных автовладельцев.

Внесение изменений в эОСАГО в течение 20 минут с 5 сентября 2021 года

Какие могут быть причины подорожания страховки в 2021 году?

Если стоимость полисов меняется у всех автомобилистов, это значит, что Центральный Банк изменил один из двух факторов влияния на ценообразование ОСАГО:

  • базовые тарифы как основа подорожания полиса, когда они меняются законодательно,
  • коэффициенты – здесь уже ОСАГО может стоить дороже на следующий год, если изменились данные или условия самого водителя или автомобиля.

Да, к изменению стоимости ОСАГО причастен именно Банк России, он как регулятор рынка ОСАГО устанавливает тарифы и следит за страховыми компаниями.

Последний раз изменения были приняты в конце этого лета. Указания Банка России №5000-У были заменены на Указание ЦБ РФ от 28.07.2020 года №5515-У. Именно этот документ определяет, какая должна быть стоимость полиса, от чего она зависит и как меняется.

Отмена коэффициента территории

Изменения, внесенные в законодательство, предполагают отмену территориального коэффициента. В условиях действующего законодательства для некоторых клиентов он может увеличить стоимость страхового полиса до 100%.

  Сколько нужно ждать выплату по ОСАГО и как считаются сроки?

Дополнительно с осени 2021 года будет отменен коэффициент мощности авто, который повышает цену полиса до 50 процентов.

Для компенсации отмененных коэффициентов планируется расширение тарифного коридора: в начале года на 40%, а осенью дополнительно на 30%.

Почему моё ОСАГО стало стоить больше?

Если страховка стала стоить дорого, то придется разбираться в причинах, поскольку есть масса факторов, которые могли повлиять на конечную цену ОСАГО.

Изменились базовые тарифы

Базовые тарифы формируют основную цену на вашу страховку. Почему именно тарифы, много ли их и почему они разные?

На самом деле это даже не тарифы, а базовые ставки страховых тарифов. Самое интересное то, что данные ставки устанавливают сами страховщики, но в пределах определенного интервала от и до.

  • В 2021 году для легковых автомобилей физических лиц эти числа в диапазоне от 2 471 рубля до 5 436 рублей.
  • До изменения эти значения были в интервале от 2 746 рублей до 4 942 рублей.
  • Если ваш полис стал стоить дороже, то не исключено, что страховая компания, в которую вы обратились, установила базовый тариф по максимальной планке, и, соответственно, стоимость полиса увеличилась.

Когда вы попадали в ДТП в последний раз?

Сразу стоит уточнить, что есть смысл вспоминать только те ДТП, в которых вы были виноваты. Поскольку получение выплаты невиновным потерпевшим не влияет на стоимость его полиса на следующий год.

С виной в ДТП связан один из самых «влиятельных» на конечную стоимость ОСАГО коэффициентов. Только он один может изменить стоимость полиса более чем в 2 раза. Аббревиатура данного коэффициента скорее всего известна большинству автомобилистов – это КБМ.

  • Минимальное значение КБМ, равное 0.5, может быть у водителя, который 10 лет безаварийно ездил по дорогам страны.
  • Максимальное значение – 2.45. Начинающему водителю достаточно легко его заработать – нужно, чтобы по его полису за год страховщик произвел 2 страховых возмещения.

Но и водитель с КБМ, равным 0.5, всего через 3 страховых возмещения будет платить за полис ОСАГО на следующий год в два раза больше.

Информация обо всех страховых случаях и возмещениях хранится в базе РСА. После последних нововведений КБМ стал рассчитываться на 1 апреля каждого года, и не изменяется целый год.

Учитываются ДТП, которые произошли за этот же год, но очень часто страховщики «забывают» учесть страховой случай, и водитель получает повышенный КБМ на полис ОСАГО.

Однако, нередки случаи, когда через год или даже два всплывает ранее неучтенное ДТП, и КБМ «слетает».

Проверить свой КБМ можно на сайте РСА в соответствующем разделе.

Можно сравнить свой КБМ с коэффициентом, по которому был произведен расчет полиса, для этого нужно проверить сам полис ОСАГО на сайте РСА. В числе прочей информации будет и размер применяемого КБМ. Ссылка на проверку.

Важно учитывать, что в информации по полису указывается минимальный КБМ по всем допущенным водителям. То есть если у вас в договоре вписан кто-то, у кого КБМ больше, чем у вас, то отобразится чужой коэффициент.

У вас тот же автомобиль или другой?

Следующей причиной, почему ОСАГО стало стоить дороже, является коэффициент мощности транспортного средства. Если вы купили новую машину, и мощность её двигателя больше, чем у предыдущей, то коэффициент мощности для полиса может измениться в бóльшую сторону. На сегодняшний день действуют следующие значения:

  1. до 50 л.с. – 0.6,
  2. от 50 до 70 включительно – 1,
  3. 70-100 включительно – 1.1,
  4. от 100 лошадок до 120 – 1.2,
  5. если л.с. 120-150 – 1.4,
  6. свыше 150 – 1.6.
Читайте также:  Камера заднего вида как подключить

Таким образом, если, к примеру, у вас ранее был автомобиль мощностью 69 л.с., а теперь вы приобрели новый с мощностью 180 л.с., то при расчёте стоимости страховки в новом периоде страхования, он станет дороже на 1,6, когда порядок расчёта дойдёт до этого коэффициента (но он всё ещё может уменьшиться или стать дороже при дальнейшем расчёте с учётом КБМ и других факторов).

Вы не переезжали в другой город?

Территория преимущественного использования транспортного средства устанавливается по адресу регистрации собственника авто. У каждого региона свой коэффициент.

Если вы переехали в другой город и сообщили в соответствии с Правилами ОСАГО об этом страховщику, то он должен пересчитать стоимость вашего полиса на оставшийся период.

Новая страховка на следующий год будет рассчитываться уже по новому коэффициенту.

https://www.youtube.com/watch?v=NG8sRL-eqDk

На сегодняшний день минимальный территориальный коэффициент равен 0.64, а максимальный 1.99.

Найти и проверить значение КТ для своего региона или города можно по ссылке.

Если страховка без ограничений

Прежде чем делать полис ОСАГО без ограничений, посчитайте, как вырастет стоимость такой страховки.

В 2021 году договор без ограничений будет рассчитываться по коэффициенту, равному 1.94. А это сразу же почти двукратное удорожание страховки ОСАГО по сравнению с прошлым годом и полисом с ограниченным числом водителей.

Хотя, может быть и так, что в ОСАГО был вписан кто-то с небольшим возрастом и стажем, а, значит, его КБМ и другие коэффициенты были большими, и полис стоил дорого, но в ОСАГО без ограничений это всё не будет учитываться, и цена может в единичных случаях даже уменьшиться.

Ошибка при расчёте страховой компанией

  1. Если оформлять полис ОСАГО в офисе страховой компании или у брокера, то даже несмотря на то, что оформление происходит через специальную программу, в которую «подтягиваются» почти все данные, нельзя исключить возможность ошибки.

  2. Например, оператор просто опишется и укажет не те данные, такое может случиться с каждым, поэтому стоит всегда проверять правильность всех данных в полученном полисе, особенно, если цена полиса возросла по сравнению с прошлогодним.

  3. Если такую ошибку удастся выявить, тогда придется обратиться в офис страховщика, где потребовать всё исправить и вернуть излишне уплаченные денежные средства.

Вы поменяли страховую компанию

Заключить договор страхования можно с любым страховщиком, у которого есть соответствующая лицензия. Отказать в заключении договора страховая компания не вправе. Поэтому вы вольны выбирать себе любого страховщика.

  Европротокол, или как оформить ДТП без участия ГИБДД

Однако, стоит помнить, что не у всех компаний стоимость ОСАГО для вашего авто будет одинакова. Всё это из-за того, что страховщики устанавливают разные базовые коэффициенты, о которых уже шла речь выше. С учетом разрешенного диапазона 2 471-5 436 рублей страховые могут установить любое значение.

Вы вписали в свой полис друга или знакомого

Даже если вы не планировали давать другу ездить на своей машине, а просто вписали его, чтобы у него не слетел его КБМ, то стоимость вашего полиса теперь зависит и от него.

Дело в том, что для расчета конечно суммы страховки используется максимальный КБМ из всех допущенных к управлению водителей. Поэтому, если у друга этот коэффициент выше, чем ваш, то страховка станет стоить дороже.

У меня не было аварий, но страховка стоит дороже, чем в прошлом году – почему?

Если дорожает страховка при безаварийной езде, то нужно выяснять корни этого. Определить причину подорожания получится, ответив на следующие вопросы.

  1. Вы страхуете свою ответственность на тот же самый автомобиль, что и в прошлом году?
  2. Менялся ли у вас адрес регистрации?
  3. Вы единственный допущенный к управлению водитель?
  4. Не менялся ли КБМ и не было ли аварий у других водителей из вашего полиса?
  5. Правильно ли учтен ваш КБМ в расчете страховки?
  6. Вы продлеваете полис у того же страховщика или заключаете договор у другого?
  7. Не изменился ли базовый тариф у вашего страховщика или не отличается ли он у новой СК?

Чтобы избежать лишних проблем и потерь времени, лучше заранее самостоятельно рассчитать стоимость своего полиса, а потом уже заключать его. Так вы, кстати, проверите, не наделал ли там ошибок страховщик и всё ли правильно учёл.

Можно ли и как снизить стоимость ОСАГО?

Снизить плату за полис ОСАГО можно, и дальше мы расскажем о способах сделать это.

Есть самые простые и вполне рациональные способы удешевить полис ОСАГО, например, можно оформлять вместо неограниченного страхового полиса договор с ограничениями по количеству водителей. Или же не вписывать в полис друга, который на другой машине попал в ДТП, и его КБМ стал больше, чем был раньше.

Чтобы ваш полис ОСАГО стоил дешевле, выберите себе страховую организацию заранее, с наименьшим страховым тарифом. С тарифами компаний вы можете ознакомиться на сайте РСА.

Но есть способы, которые работают, но осуществить задуманное будет не просто. Например, сменить адрес регистрации на другой регион, в котором самый маленький территориальный коэффициент. Ну или вообще перерегистрировать там машину на какого-нибудь родственника, и себя просто вписывать в полис.

А еще можно купить другую машину, менее мощную, но полис не особо подешевеет в таком случае, коэффициенты по мощности различаются несущественно.

Подорожание ОСАГО с первого сентября

Так же новостью стало то, что начиная с 1 сентября 2021 года стоимость полиса обязательного страхования гражданской ответственности может вырасти. Еще весной в ЦБ объявили, что хотят расширить тарифную «вилку» стоимости полиса на 20%, как в минимальную сторону, так и в максимальную. Тем самым это может спровоцировать увеличение средней цены ОСАГО с 5800 рублей до целых 7000 рублей.

Методика расчета стоимости «автогражданки» так же усложнилась, предложено было увеличить количество критериев и категорий с ныне действующих пяти до пятидесяти, в которые входит стаж вождения, возраст, тип транспортного средства и прочее. Для того чтобы рассчитать актуальную стоимость полиса ОСАГО следует воспользоваться специально разработанным онлайн калькулятором автострахования представленным ниже.

Слетел КБМ – что делать?

Для того, чтобы понять план действий для восстановления КБМ, надо понять причину, по которой он слетел.

  • Если вы продали машину и не вписывались ни в какие другие полисы более года, то ваш КБМ слетит, поскольку для расчета используются только те данные, которые были по полисам, действующим не больше года назад. При этом, коэффициент слетает не как при наличии аварии – на некоторое значение, а сразу до единицы.
  • Что касается аварий, то если они у вас были, то КБМ слетит на следующий страховой год после страховых выплат. Если этого не произошло и про вас забыли, то радоваться особо не стоит, вашу аварию могут учесть и через год, а бывает, что и через два. Однако, с такой ситуацией можно попробовать побороться, поскольку, как писалось ранее, коэффициент должен учитываться по полису не позднее чем год назад, там у вас было всё хорошо, а, значит, и применять стоит прошлогодний коэффициент.
  • Самая частая ситуация, когда необходимо заниматься восстановлением КБМ — это указание неверного коэффициента самим страховщиком. В таком случае в базу попадают неверные данные, и изменить их можно, только обратившись в страховую, с которой уже заключили или собираетесь заключить договор. Если страховщик ничего не исправит, то придется жаловаться дальше, в РСА, а потом в ЦБ. Последняя инстанция в таком споре — это суд.

Как предотвратить рост цены за страховку

  • Существует несколько законных способов избежать неминуемого подорожания договора, в обстоятельствах когда за текущий период несколько раз случилось стать виновником ДТП (что делать при ДТП в 2021 году).
  • При заключении сезонного договора или страховки на период меньший чем принятая норма, коэффициент бонус-малус не учитывается.
  • Величина оплаты за ОСАГО может не повыситься после ДТП, если из числа водителей, имена которых вносят в следующий договор, устранить виновника аварии.
  • При оформлении страховки на неограниченное количество водителей КБМ всегда равен 1 и не зависит от количества страховых выплат.
  • Если полис без ограничений оформляется только по причине высокого коэффициента отдельного водителя, следует учитывать, что стоимость такой страховки в разы больше, чем обычного ОСАГО.

Что будет, если я откажусь покупать ОСАГО?

Если вы только купили машину и уже не хотите тратить лишние деньги на полис, то тут вас ждет небольшое разочарование. Купить полис ОСАГО придется в любом случае, без него автомобиль не поставят на учет.

Если вы сделаете полис только для регистрации авто, то в дальнейшем выгоды вы не получите, а только проблемы и траты. Сперва на штрафы, ведь управление ТС без полиса ОСАГО наказывается по статье 12.37 КоАП, а затем, в случае аварии по вашей вине, на возмещение ущерба потерпевшему.

При этом законодатель хочет значительно увеличить размер штрафов за отсутствие ОСАГО, а также планирует внедрить автофиксацию с камер по данному правонарушению.

Не спасет ни от штрафов, ни от возмещения ущерба и поддельный полис, который стоит, как правило, весьма дешевле реального полиса, поэтому сразу предупредим о бессмысленной трате денег на такое. При этом, можно еще самим попасть под статью, если будете приобретать или использовать явно поддельный полис.

Но мошенники, зная всё это, могут продать вам «левый» полис ОСАГО и по полной стоимости, чтобы у вас было меньше вопросов. Чтобы этого избежать, советуем после заключения договора проверять его действительность на сайте РСА.

Прочие изменения ОСАГО 2020

Новые требования касаются оформления ПТС исключительно в электронном виде. Это не только упростит процедуру регистрации, но и положительно повлияет на передвижение в пределах ЕЭС.

  Страховщики объяснили, кому полис ОСАГО обойдется дороже

Важными изменениями станут:

  • Обязательный техосмотр при покупке полиса ОСАГО (страховка не будет выдана без свежей диагностической карты);
  • Регистрация авто станет возможна в отделении МФЦ совместно с сотрудниками ГИБДД (прием и выдачу документов на себя берут работники МФЦ, а за ТО авто и решение технических вопросов выступает ГИБДД).
  • Индивидуализация ОСАГО — к каждому водителю будет применяться индивидуальный подход при расчете стоимости страховки.
  • Перевод бумажной документации в электронную;
  • На коммерческом транспорте обязательна установка тахографов.

Продлевай ОСАГО по лучшей цене!

Ссылка на основную публикацию