ДТП при перестроении

ДТП при перестроении

Даже такой несложный маневр, как переезд автомобиля с одной полосы на другую, может завершиться аварией. Особенно часто это бывает при интенсивном движении.

Как и во всех подобных случаях, виновник определяется по обстоятельствам происшествия.

Правила перестроения

Особенности осуществления маневра записаны в подпунктах раздела 8 ПДД:

  • перед перестроением автомобилист должен удостовериться, что во время действия он не помешает прочим участникам движения, не создаст аварийной ситуации;
  • он обязан заранее дать знать о своем намерении изменить траекторию следования другим водителям, включив поворотник;
  • автомобилист должен пропустить вперед тех, кто уже едет по полосе, на которую он собирается перестроиться;
  • при одновременном перестроении двух машин первой едет та, что справа, а другая уступает.

ДТП при перестроении

Правила перестроения из ряда в ряд по ПДД

Правила перестроения из ряда в ряд в соответствии с ПДД заключаются в следующем:

  • желающий сменить линию движения обязан просигналить об этом другим водителям включением поворотника;
  • если лампочка не работает, намерение перестроиться следует показать вытянутой в сторону рукой;
  • уходить на другую полосу можно только после того, как по ней проехали автомобили, движущиеся в попутном направлении без изменения траектории, то есть им следует уступить;
  • если две машины одновременно начали маневр, пропускать нужно ту, что оказалась с правой стороны, она имеет преимущество;
  • выполнять действие разрешается только тогда, когда оно не может помешать другим участникам движения, создать угрожающую ситуацию.

Эти правила зафиксированы в пунктах 8.1 и 8.4 ПДД.

Обоюдное перестроение по ПДД

Обоюдное перестроение регламентируется ПДД пунктом 8.4: преимущество имеет автомобиль, находящийся справа от оппонента. И если речь о машинах, движущихся по разным линиям следования параллельно или одна чуть быстрее другой, понятно, кто кому уступает. Какие могут возникнуть сложности при таком маневре:

  • Иногда его начинают автомобили, едущие друг за другом, это тоже обоюдное действие. Но в данной ситуации пункт 8.4 применить невозможно и четко определить, кто имеет преимущество, тоже нельзя. Водителям следует оценивать общую дорожную обстановку и поступать в соответствии с ней. Тот, кто едет сзади, находится в более выгодном положении, так как видит оппонента и контролирует его перемещения, не напрягаясь.

Водитель машины, следующей впереди, может отслеживать действия второго автомобилиста лишь с помощью автомобильных зеркал, что гораздо труднее. В такой ситуации работает скорее здравый смысл, чем правила.

Возможно, водителю едущего сзади авто стоит убавить скорость, чтобы пропустить находящегося впереди и избежать столкновения. Обоим нужно также принимать во внимание и требование второго абзаца п.8.

1 ПДД:

При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

  • Маневр может выполняться на многополосной дороге на мосту. Собственно, правила здесь те же: уступать всем, кто не меняет траектории следования, помехе справа, не создавать опасной ситуации, не препятствовать другим ТС. Но если дорога двухполосная, перемещаться на соседнюю линию движения на мосту вообще запрещено. Ограничение регламентировано п.9.4 ПДД:

Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Взаимное перестроение по ПДД

Взаимное перестроение в разделах ПДД отдельно не рассматривается, значит, оно выполняется, как предписывают пункты 8.1 и 8.4. Но здесь тоже могут быть нюансы:

  • ДТП при перестроенииНеобходимость смещения двух машин в одну полосу. Если авто A стремится с крайне левой через центр на правую, и в это время маневр осуществляет машина B с правой на среднюю, водитель первой должен уступить.

Здесь обязательно выполняется требование п.8.4 «Правил…».

  • Необходимость осуществления маневра через несколько полос. Если автомобилю нужно переместиться с одной крайней на другую через центр, следует контролировать все участки. Потому что требование уступать едущим прямо по неизменной траектории и приближающимся справа не отменяется. Важная деталь действия: поворотник должен быть включен до тех пор, пока машина не окажется на нужном месте.

Сложность может представлять также рассматриваемый маневр перед перекрестком. Он здесь разрешен, ведь речь не об обгоне, а всего лишь перемещении на соседнюю полосу.

Правила работают те же: уступать следующим по ряду строго прямо и автомобилям справа. Но водителю нужно быть особенно внимательным и постараться завершить действие до въезда на перекресток.

Иначе на пути может оказаться транспорт, едущий по пересекающейся дороге.

Если он приближается справа, его направление главное, ему тоже уступают.

Помеха справа при перестроении по полосам

Помеха справа, как правило дорожного движения, при перестроении по полосам работает, только если автомобили перестраиваются одновременно. Когда один из них едет по своей полосе и не меняет ее, а второй перемещается на соседнюю, первый имеет преимущество в любом случае. Проще это понять на примерах:

  • S следует по левой полосе и собирается сместиться на среднюю. L в тот же момент с правой стремится на центральную. S должен уступить, так как он меняет полосу, и L является для него той самой помехой.
  • F едет по центру, V хочет перебраться туда же с правой стороны. Но F не должен уступать. В данном случае приоритет у него, ведь он не меняет траектории следования. И здесь правило помехи справа не работает.

ДТП при перестроении

Преимущество при перестроении из ряда в ряд

Преимущество перед оппонентом при перестроении из ряда в ряд имеется:

  • у автомобиля, едущего без изменения полосы в том же направлении;
  • у машины, приближающейся справа, при одновременном или взаимном перемещении ТС на соседний ряд.

Кто уступает при обоюдном перестроении

Кто уступает дорогу при обоюдном перестроении, зависит от изначального расположения ТС:

  • если они съезжаются на одну линию движения с разных, пропускает оппонента тот, у которого есть помеха справа;
  • если они едут по одной полосе друг за другом, пропускает другого тот автомобиль, которому это проще сделать без экстренного торможения и создания угрожающей ситуации иным образом.

ДТП при перестроении

Кто виноват в ДТП при перестроении

Авария при маневре может возникнуть в разных ситуациях. Виновного выявляют по совокупности нарушений правил.

В правый ряд

уехать с левой полосы движения на правую бывает необходимо для того, чтобы покинуть круговой перекресток или по иным причинам. но не все водители выполняют маневр верно. в результате спешащие автомобили сталкиваются.

чтобы определить виновника, следует выяснить, кто находился ближе к правому краю полосы. у него есть преимущество, записанное в подпункте 8.4 пдд:

при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

это значит, что ехавший левее водитель нарушил правило. и не имеет значения, что он подал сигнал о перестроении или находился чуть впереди оппонента. при установлении ответственного за дтп не поможет и то, что водитель правой машины оказался нетрезв или не имел при себе документов. его накажут за эти нарушения. но виновным признают того, кто не уступил ему путь.

ДТП при перестроении

дтп при перестроении в правый ряд

в левый ряд

перестроение с правой полосы на расположенную левее тоже может завершиться аварией, если это путь несвободен. виноват будет тот, кто не пропустил автомобиль, не меняющий полосу.

то есть водитель, перестраивающейся машины. по правилам он должен дождаться, пока проедет левое тс (пункт 8.4 пдд). и лишь потом перемещаться на этот ряд самому.

правило «правой руки» здесь не работает, так как у не меняющего траектории автомобиля есть приоритет.

спорные ситуации

сложнее определить виновника дтп, если дорога многополосная, или присутствуют факторы, которые можно трактовать в пользу любого участника. так бывает, например, если:

  • сталкиваются машины, ехавшие по одной полосе и решившие одновременно перестроиться на другую. здесь признание водителя виновным зависит от скорости каждого авто, дистанции между ними, времени включения поворотника.
  • рядов машин на дороге больше, чем размеченных полос. например, первых 5, а путей всего 3. естественно, что некоторые автомобили будут постоянно находиться в состоянии перестроения, то есть на разделительной линии. и если произойдет столкновение, для выявления виновника сотрудникам гибдд придется провести большую работу. нужно выяснить, кто по какой полосе двигался, кого считать перестраивающимся и т.д. помочь способны очевидцы и записи видеорегистратора.

ДТП при перестроении

  • перестроение выполнено резко, и в конце маневра произошло столкновение. так бывает, когда машина из левого ряда b нырнула на правый под носом у идущего по ней c. и если вторая врежется в первую, когда та уже перестроилась, виновным могут признать водителя c. сотрудники гибдд решат, что он нарушил дистанцию или превысил скорость. хотя по существу виновен скорее водитель b, но это доказать труднее.
  • обе машины едут по разным разметкам параллельно друг другу и сталкиваются на полосе. виновным скорее признают водителя автомобиля, который ехал левее. здесь работает условие «правой руки», то есть он должен уступить. но существует также возможность назвать виновником автомобилиста правого тс. ведь нельзя исключать, что это левая машина изначально шла по полосе, не меняя ряда. тогда она имеет преимущество, а правая должна была ждать.
  • то же положение автомобилей, как в предыдущем случае, но они идут по многополосной дороге, и на ней множество других машин. виновным могут признать того, что едет слева, ведь он движется по разметке, значит, перестраивается. по правилам он и обязан уступить. но может оказаться, что именно левое авто двигалось, не меняя полосы. а правое его потеснило в сторону. в результате левая машина переместилась на разметку.
Читайте также:  Шкода кодиак 1 4 тест драйв

если все так и было, виновен водитель правого тс. но это тоже нужно доказывать.

при обгоне

спешащему водителю может казаться, что едущий по соседней или по его полосе автомобиль движется слишком медленно. он может захотеть обогнать неторопливое тс, перестроившись затем в его ряд. в такой ситуации дтп тоже не исключается. виновен в нем даже при совершении маневра в разрешенном месте:

  • водитель обгоняющего тс, если не включил поворотник или не учел, что навстречу едет другая машина, есть иные причины не выполнять действие;
  • автомобилист обгоняемой машины, если намеренно мешает оппоненту совершить маневр (меняет траекторию движения, прибавляет скорость и т.д.).

сложности в определении виновника аварии вероятны и при таких условиях. для его точного установления проводят экспертизу и опрашивают очевидцев.

об аварии при перестроении смотрите в этом видео:

штраф или другое наказание за дтп?

При совершении аварии одним лишь штрафом автомобилист не отделается. И разделы КоАП, по которым будут наказывать нарушителя, разные:

  • если при перестроении он превысил скорость, то заплатит по статье 12.9 от 500 р. до 5000 р. или лишится ВУ на срок от 4 месяцев до года, в зависимости от того, насколько больше разрешенного был показатель;
  • тот, кто в ходе выполнения маневра долго ехал по разметке, отдаст 500 р. по статье 12.16;
  • если не включил поворотник перед перестроением, будет наказан по части 1 статьи 12.14:

Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

  • к помешавшему проехать тому, кто имел приоритет, применят часть 3 статьи 12.14:

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Ремонтировать разбитую машину потерпевшего будет страховая фирма виновника. Но если этих денег не хватит, скорее всего последнего ждет иск о возмещении урона. Возможно, что платить ему придется и за моральный ущерб, если ДТП было с пострадавшими или погибшими. К счастью, в подобных авариях последнее случается очень редко.

Штраф за перестроение на перекрестке

Штрафа собственно за перестроение на перекрестке не полагается, так как маневр этот на данном участке не запрещен. Наказать водителя могут:

Нарушения при перестроении на перекрестке Штраф
Авто выехало на пересечение, несмотря на затор, и помешало транспорту, едущему в поперечном направлении по ч.1 ст.12.13 на 1000 р.
В результате смены ряда машина не уступила оппоненту, у которого есть приоритет в следовании через перекресток по ч.2 ст.12.13 на 1000 р.
Перед маневром не был зажжен поворотник по ч.1 ст. 12.14 на 500 р.

Штраф за нарушение разметки при перестроении

Штраф за нарушение требований разметки, допущенное при перестроении, налагается по ч.1 ст.12.16 КоАП:

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Нельзя пересекать линии 1.1, 1.3. Обе они являются сплошными и предназначены для разграничения траекторий следования транспорта, используются там, где их переезд может создать опасную ситуацию. Запрещено пересекать и 1.11, если ее пунктирная составляющая расположена слева.

Рекомендации специалистов

ДТП при перестроении обычно не бывают с тяжелыми последствиями, но их лучше избегать. Или двигаться так, чтобы в случае аварии не стать виновником. Это возможно, если:

  • ридерживаться правого края своего ряда (так больше свободы для маневра и меньше риска);
  • не наезжать на разметку без намерения перестроиться;
  • анализировать дорожную ситуацию с учетом поведения других автомобилистов;
  • перед перестроением убедиться с помощью зеркал машины, что оно безопасно (нужно видеть две соседние полосы и то, что происходит сзади);
  • не делать рывков при выполнении маневра, ехать плавно.

Перестроение в другой ряд следует совершать, если оно действительно необходимо и возможно. Если водитель не уверен в своих силах, даже в пробке лучше оставаться в пределах прежней полосы. И никогда не перестраиваться в «мертвой зоне».

дтп при перестроении

ДТП при перестроении

Вождение машины сложный и ответственный момент, различные перестроения на дорогах в некоторых случаях просто необходимы. Однако некоторые водители пытаются совершить маневры, не соблюдая правил, что часто приводит к нежелательным происшествиям. В нашей публикации идет разговор о ДТП при перестроении, кто виноват. Рассматриваются отдельные ситуации на дорогах, что поможет избежать столкновений. Особенностью таких аварий, является то, что машины получают как, правило, небольшие повреждения. Однако, такие ситуации часто встречаются на дорогах с наиболее активным движением, и столкновение приводит к затруднению движения на проезжей части. Как избежать такой ситуации стоит поговорить дальше.

Для начала следует определится, что понимается под термином, когда говорят о перестроении. Под этим действием понимают смену полос передвижения машины.

В большинстве случаев этот процесс необходим для совершения обгона, разворота и так далее. Некоторые пытаются показать свой стиль вождения. Законодательство строго регулирует данную ситуацию, но некоторые водители пытаются не соблюдать их.

Во избежание происшествий на дорогах, необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  1. Если вы осуществляете движение на дороге с многополосным движением, обращайте внимание на машины, которые движутся от вас справа. Им следует уступать дорогу.
  2. При перестроении также требуется уступить дорогу транспорту, который не собирается изменять полосу.
  3. И еще один момент. Не забывайте перед началом перестроения, показать это другим участникам движения при помощи светового сигнала.

Неправильные манипуляции могут привести к аварии. Ведь относительно ваших действий на дорогах специалисты определяют, кто виноват в ДТП при перестроении. К примеру, можно рассмотреть некоторые нарушения, которые часто совершают водители.

  1. Многие водители своевременно не замечают препятствие на дороге, а когда обнаруживают, пытаются резко перестроится. Хотя правила на этот случай говорят о том, что перед началом процесса, следует подать световой сигнал и ждать согласия со стороны других водителей.
  2. При совершении манипуляции необходимо соблюдать дистанцию и совершая маневр, не мешать другим водителям, контролируя скоростной режим.
  3. Много ДТП происходит в пробках. Некоторые невоспитанные водители пытаются влезть на нужную им полосу, игнорируя всех вокруг, не подавая никаких сигналов. Однако, если в пробке встречается такой же нетерпеливый водитель может произойти столкновение.
  4. Спровоцировать катастрофу может тот факт, если вы будете игнорировать участки, отмеченные как мертвая зона. Будьте внимательны перед перестроением и убедитесь, что все рядом едущие водители заметили ваше предупреждение.

Важный момент! Соблюдая все требуемые правила, вы обеспечите безопасность не только для себя, но и для всех окружающих.

Поговорив о том, что не нужно делать на дороге, теперь можно по пунктам разобрать как следует совершать перестроение.

Перед началом маневра подайте световой сигнал лицам, осуществляющим движение рядом с вами. Своевременно включенные фары снижают риск аварии во много раз.

Обратите внимание на общий вид в боковом зеркале. Убедитесь в безопасности совершения перестроения. Ваши действия не должны чинить препятствия другим водителям и приводить к их экстренному торможению.

Оцените ситуацию в зеркале заднего вида.

Внимание! Перед началом движения отрегулируйте зеркала.

Следующим шагом, требуется выровнять скоростной режим относительно соседней полосы. Рассчитайте угол маневра и требуемую дистанцию.

Не спешите изменять полосу при внезапном обнаружении ямы, ваши соседи могут не успеть отреагировать на ваши перестроения.

Не будет лишним дополнительный контроль мертвой зоны. Начинать маневр стоит плавно и без резких движений.

Обратите внимание! Оформление происшествия без специалистов ГАИ желательно только в том случае, если один из участников аварии признает свои ошибки.

При нарушении правил и совершении ДТП при перестроении, размер штрафа, наложенный на виновное лицо, будет зависеть от совершенных неправомерных действий. Размер санкций может составлять от 500 рублей до лишения прав на вождение транспортного средства, при выезде на встречную полосу.

Дтп при перестроении в правый ряд

Нужно рассмотреть немного подробнее момент Дтп при перестроении в правый ряд. Следуя законодательству, виновником в данном случае будет признан водитель, осуществляющий движение в левом ряду. Согласно принятых правил, он был обязан уступить дорогу машинам, идущим по полосе справа

Обратите внимание! Если экспертиза докажет наличие в крови алкоголя у водителя, осуществляющего движение по правой полосе, виновником ДТП будет признан водитель слева. Однако первый участник все равно понесет наказание за свое нарушение в виде лишения прав на управление транспортом.

При возникновении аварии в случае перестроения из разных полос, виновным лицом, как и в первом случае, будет водитель, осуществляющий движение слева.

При перестроении водитель обязан обратить внимание не только на рядом идущую полосу, но и на ту которая следует за ней.

Если не следовать этому правилу, можно создать аварийную ситуацию, так как могут возникнуть такие обстоятельства, при которых, два водителя одновременно решат перестроиться на одну полосу.

Возмещение материального ущерба ложатся на плечи виновного лица или на страховую компанию, где виновник оформил страховку.

Читайте также:  Изменения административного регламента ГИБДД

ДТП при перестроении

Теперь более подробно следует рассмотреть момент ДТП при перестроении в левый ряд. Правилами, установлено, что в этом случае виновным лицом является транспорт, осуществляющий перестроение. Водитель перед началом процесса должен уступить дорогу машинам, следующим по ходу движения, и только после того, как убедится, что не предоставляет опасности для третьих лиц, может осуществлять маневр.

Не забывайте! Вне зависимости от того, в каком состоянии будет водитель слева, виновником аварии признают водителя, осуществляющего маневр.

При возникновении аварии, в случае перестроения в одну полосу двух машин и более, часто возникают спорные вопросы в определении лица, создавшего аварийную ситуацию. Представьте, на дорогах пробка и два водителя одновременно решили поменять полосу.

Если они выполнят перестроение, выровняв скорость одновременно и под одинаковым углом, все пройдет просто идеально. Но как показывает практика, в большинстве случаев в этот момент возникает авария.

Виновником в этой ситуации признают лицо, которое нарушило скоростной режим, не соблюдало дистанцию или не показало свои намерения при помощи светового сигнала.

Лицо, признанное виновным в данном происшествии будет вынуждено оплачивать материальный ущерб, причиненный второму автомобилю посредством аварии. При наличии оформленной страховки, расходы несет страховая фирма виновника в размере суммы страховки.

ДТП при перестроении

Дтп при перестроении: спорные ситуации

Нередко, ДТП при перестроении вызывает спорные ситуации, решение которых необходимо для выявления виновных лиц. Определением виновных лиц занимаются специалиста ГАИ, прибывшие на место аварии.

Здесь играют роль многие факторы, определяется, кто из водителей допустил нарушение правил, и привел к столкновению на дороге.

Возможно, кто-то не соблюдал дистанцию, скоростной режим, не произвел предупреждение при помощи светового сигнала и многое другое.

В большинстве случаев спорные ситуации возникают в момент одновременного перестроения нескольких машин на одну полосу. Следовательно, водитель, осуществляющий маневр вторым должен соблюдать не только скоростной режим, но и дистанцию. В случае нарушения этих параметров виновником будет признан он.

Однако и первый водитель должен соблюдать скоростной режим, использовать световой сигнал, не применять резкого торможения, при нарушении этих параметров виновным могут признать и первого водителя.

Но, как показывает практика, виновником аварии в большинстве случаев являются водители, осуществляющие маневр сзади.

Что касается мотоциклистов, они также являются полноправными участниками движения и в результате столкновения, могут быть виновниками аварии, если не соблюдали дистанцию, скоростной режим, не использовали световой сигнал фар.

ДТП при перестроении

Видео, ДТП при перестроении

Въехали в машину сзади, после перестроения. Помоги разобраться кто виноват

Мы — ваш онлайн-юрист ????????‍⚖️Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

  • Суть такая я ехал в среднем ряду скорость 40-50 км/ч, впереди машинку стало заносить, я притормозил меня понесло влево я добавил рулем и перестроился-перестривался в левый крайний ряд скорость около 20-30 км/ч (возможно с поворотником возможно без, не помню) когда перестроился-перестраивался увидел моргание дальним светом второго участника ДТП спустя пару секунд получил удар в заднюю часть автомобиля , я пролетел три полосы и вылетел на тротуар.
  • Рассудите, пожалуйста, ситуацию.
  • 4 февраля к дознавателю, не хотелось бы быть виноватым просто так, без обоснований.

ДТП при перестроении

  1. Здравствуйте, все зависит от имеющихся доказательств.
  2. Из описанной ситуацию усматриваю обоюдную вину.
  3. Вы нарушили правила маневрирования.

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Второй участник не выдержал дистанцию:

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

В пояснениях настаивайте, что поворачивали по правилам. Укажите, что скорость была 30-40, т.к. все-таки крайняя левая и «плестись» в ней не нужно.

Полагаю, что если не будет записи, то виновным признают второго участника.

Консультация юриста бесплатно

Здравствуйте, Владислав! В отличии от коллеги, я обоюдной вины здесь не усматриваю по следующим основаниям.

Согласно п.8.4 ПДД при перестроение водитель обязан уступить дорогу водителю, который движется без изменения направления движения.

  • Если же данный пункт правил соблюден не был, то правило соблюдения дистанции здесь не действует.
  • Под соблюдением дистанции понимается правильный выбор дистанции до движущегося впереди транспортного средства, а поскольку Вы перестроились в соседнюю полосу не уступив дорогу, то именно Вы сократили дистанцию автомобилю, который двигался без изменения направления движения.
  • К слову, по левой полосе всегда ездят опытные и смелые водители, которые не боятся плохого дорожного покрытия, но при этом скоростной режим соблюдают.
  • Таким образом, если автомобиль движется по левой полосе со скоростью 60 км в час, а под колесами гололед или мокрый снег, то при появлении автомобиля, перестроившегося права от него при скорости в два-три раза меньше, он при всем желании не сможет избежать столкновения.
  • Я считаю, что виновником ДТП являетесь Вы.

Кто виноват и как обжаловатьПомогите разобраться в ДТП

Кто уступает при перестроении и кто виноват в дтп?

Авария при маневре может возникнуть в разных ситуациях. Виновного выявляют по совокупности нарушений правил.

В правый ряд

Уехать с левой полосы движения на правую бывает необходимо для того, чтобы покинуть круговой перекресток или по иным причинам. Но не все водители выполняют маневр верно. В результате спешащие автомобили сталкиваются.

Чтобы определить виновника, следует выяснить, кто находился ближе к правому краю полосы. У него есть преимущество, записанное в подпункте 8.4 ПДД:

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Это значит, что ехавший левее водитель нарушил правило. И не имеет значения, что он подал сигнал о перестроении или находился чуть впереди оппонента. При установлении ответственного за ДТП не поможет и то, что водитель правой машины оказался нетрезв или не имел при себе документов. Его накажут за эти нарушения. Но виновным признают того, кто не уступил ему путь.

ДТП при перестроении в правый ряд

В левый ряд

Перестроение с правой полосы на расположенную левее тоже может завершиться аварией, если это путь несвободен. Виноват будет тот, кто не пропустил автомобиль, не меняющий полосу.

То есть водитель, перестраивающейся машины. По правилам он должен дождаться, пока проедет левое ТС (пункт 8.4 ПДД). И лишь потом перемещаться на этот ряд самому.

Правило «правой руки» здесь не работает, так как у не меняющего траектории автомобиля есть приоритет.

Спорные ситуации

Сложнее определить виновника ДТП, если дорога многополосная, или присутствуют факторы, которые можно трактовать в пользу любого участника. Так бывает, например, если:

  • Сталкиваются машины, ехавшие по одной полосе и решившие одновременно перестроиться на другую. Здесь признание водителя виновным зависит от скорости каждого авто, дистанции между ними, времени включения поворотника.
  • Рядов машин на дороге больше, чем размеченных полос. Например, первых 5, а путей всего 3. Естественно, что некоторые автомобили будут постоянно находиться в состоянии перестроения, то есть на разделительной линии. И если произойдет столкновение, для выявления виновника сотрудникам ГИБДД придется провести большую работу. Нужно выяснить, кто по какой полосе двигался, кого считать перестраивающимся и т.д. Помочь способны очевидцы и записи видеорегистратора.
  • Перестроение выполнено резко, и в конце маневра произошло столкновение. Так бывает, когда машина из левого ряда B нырнула на правый под носом у идущего по ней C. И если вторая врежется в первую, когда та уже перестроилась, виновным могут признать водителя C. Сотрудники ГИБДД решат, что он нарушил дистанцию или превысил скорость. Хотя по существу виновен скорее водитель B, но это доказать труднее.
  • Обе машины едут по разным разметкам параллельно друг другу и сталкиваются на полосе. Виновным скорее признают водителя автомобиля, который ехал левее. Здесь работает условие «правой руки», то есть он должен уступить. Но существует также возможность назвать виновником автомобилиста правого ТС. Ведь нельзя исключать, что это левая машина изначально шла по полосе, не меняя ряда. Тогда она имеет преимущество, а правая должна была ждать.
  • То же положение автомобилей, как в предыдущем случае, но они идут по многополосной дороге, и на ней множество других машин. Виновным могут признать того, что едет слева, ведь он движется по разметке, значит, перестраивается. По правилам он и обязан уступить. Но может оказаться, что именно левое авто двигалось, не меняя полосы. А правое его потеснило в сторону. В результате левая машина переместилась на разметку.

Если все так и было, виновен водитель правого ТС. Но это тоже нужно доказывать.

Читайте также:  Поменять ремень грм ваз 2109

При обгоне

Спешащему водителю может казаться, что едущий по соседней или по его полосе автомобиль движется слишком медленно. Он может захотеть обогнать неторопливое ТС, перестроившись затем в его ряд. В такой ситуации ДТП тоже не исключается. Виновен в нем даже при совершении маневра в разрешенном месте:

  • водитель обгоняющего ТС, если не включил поворотник или не учел, что навстречу едет другая машина, есть иные причины не выполнять действие;
  • автомобилист обгоняемой машины, если намеренно мешает оппоненту совершить маневр (меняет траекторию движения, прибавляет скорость и т.д.).

Сложности в определении виновника аварии вероятны и при таких условиях. Для его точного установления проводят экспертизу и опрашивают очевидцев.

Об аварии при перестроении смотрите в этом видео:

Что такое одновременное перестроение

Забыл права дома, какой штраф? что будет в 2020 году

По логике, одновременными можно считать маневры, которые происходят в одно и то же время, т.е. синхронно. Один маневр может начаться чуть раньше, другой — чуть позже, но в целом они происходят одновременно.

Одновременное перестроение может быть взаимно перекрестным, когда траектории движения машин пересекаются (статья Одновременное перестроение. Теория и практика), и еще этот маневр может быть взаимно параллельным или разнонаправленным, когда пути машин между собой не пересекаются (статья Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы).

Поскольку скорости движения машин переменчивые (ускоряются, замедляются), то при одновременном перестроении двух машин в одну сторону их пути обязательно пересекутся. Но в таком случае возникает еще один вопрос: каким образом эти водители между собой поймут, что они перестраиваются одновременно?

Как им между собой решить, кто уступает при одновременном перестроении, или кто из них имеет право перестроиться первым? Чтобы эту обстановку оценить объективно, на дороге должен быть кто-то третий, кто впоследствии со стороны сможет точно сказать: этот маневр между был одновременным или нет?

Предлагаю посмотреть на ситуацию, заданную в вопросе, со стороны, а вместе с тем попробуем выяснить целесообразность выяснения перекрестного маневра как одновременного перестроения.

ДТП при перестроении

Каким образом водитель2 (на правой полосе) поймет, что водитель 1 (на средней полосе) намеревается приступить к перестроению? Он это поймет только в случае, когда:

а) увидит включенный левый поворотник у 1-го авто (а увидеть это возможно только с определенного ракурса, находясь либо впереди, либо позади 1-го автомобиля);

б) когда тот уже приступил к перестроению влево (начал смещаться на проезжей части). А этот факт тоже необходимо заметить, т.е. увидеть и убедиться в том, что оппонент приступил к перестроению влево.

Пока водитель 2-го автомобиля в этом не убедится, он должен предполагать, что автомобиль 1 продолжает ехать «прямо», и в этом случае едущий прямо (авто1) имеет преимущество перед тем, кто перестраивается (перед авто2, по пункту 8.4 ПДД).

Когда водителю 1-го автомобиля (в средней полосе) необходимо перестроиться левее, то ему нет никакого дела до того, кто движется справа от него, пока тот (водитель 2) сам не начнет перестраиваться (либо с опережением, либо с замедлением).

Все выше изложенное подтверждает, что на дороге НЕ целесообразно выяснять факт одновременного перестроения и кто должен уступить при одновременном перестроении, потому что в процессе этого выяснения легко запутаться, и самому попасть в ДТП.

Целесообразно действовать, исходя из общей ситуации, опираясь на первую часть пункта 8.4 ПДД: преимущество у того водителя, который едет в своей полосе, не меняя направление. А тот водитель, который перестраивается на эту же полосу, не создавая никому препятствий, занимает в этой полосе свободное место.

Чтобы безопасно перестроиться, у водителя 2-го автомобиля (на правой полосе) есть два варианта: он может приступить к перестроению с опережением 1-го (в средней полосе), либо перестроиться с отставанием от него. Далее он действует по ситуации.

Водитель 1-го автомобиля (в средней полосе) перестраивается в левую полосу, если она свободна. В случае, если водитель 2-го авто успеет занять левую полосу раньше, чем 1-й на нее перестроится, тогда — по ситуации: если тот оказался сзади на левой полосе, целесообразно пропустить 2-го вперед, и после этого перестроиться влево самому.

Смысл в том, чтобы перестать искать ответ на вопрос «кто должен уступить при одновременном перестроении». Причина этому проста: с водительских мест почти всегда невозможно определить, что маневр двух машин начат одновременно. Это можно определить только со стороны.

К понятию «одновременное перестроение» еще прибегают, когда не хотят разбираться в причинах ДТП, а рассматривают ситуацию как «не уступил помехе справа». Но это уже другая тема.

В общем, теорию одновременного перестроения можно обсуждать долго, но на практике любая ситуация развивается в динамике. Все машины движутся, причем, они движутся неравномерно, и этот факт необходимо учитывать.

В заключение рекомендую ознакомиться со материалом статьи Одиночное перестроение. Теория и практика.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей

Авария при перестроении: кто виноват?

ДТП при перестроении

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Достаточно часто при управлении транспортным средством водителю необходимо перестроиться в другой ряд, не создавая при этом помехи движения. За несоблюдение ПДД, маневр может привести к аварии. Кто будет виноват при перестройке, а также какое наказание ждет водителя, расскажем об этом ниже.

Правила перестроения автомобиля

Перестройка автомобиля в ПДД – это смена полосы движения транспортного средства. Без такого маневра тяжело представить вождение ТС по городским дорогам. С перестройки начинаются обгон тихоходного ТС, объезд препятствия, разворот, опережение или поворот.

Однако некоторые автомобилисты злоупотребляют таким стилем вождения, нарушая все пункты ПДД. За это водители штрафуются сотрудниками дорожной инспекции. Более того, перестройка не по правилам может привести к человеческим жертвам.

По этой причине водители совершившие наезд на встречную полосу движения караются по самым строгим законам.

Правила, которые регулируют перестройку автомобиля на дороге регламентированы пунктами №8.1 и 8.4 Правил дорожного движения.

Особенности осуществления маневра:

  • перестройка в другой ряд допускается при наличии двух-трех полосной разметки на дороге;
  • перед изменением движения необходимо пропустить все автомобили, которые движутся по этой же полосе;
  • пропустить автомобили справа от водителя;
  • включить световые указатели поворота;
  • совершить маневр быстро, без остановки.

Несмотря на простые правила многие водители нарушают ПДД.

Нарушением считается:

  1. Резкая перестройка, если на расстоянии 1 м находится другая машина. Выезжать на другой ряд дороги возможно при наличии безопасного расстояния между ТС. Скорость автомобиля должна соответствовать уровню потока;
  2. Внезапное или вынужденное перестроение (объезд препятствия). Далеко не каждый водитель, в связи с погодными условиями или наличия других автомобилистов на дороге, может заметить помеху и сменить траекторию движения. Во избежание ДТП необходимо включить поворотники и выждать, когда другие водители перестроятся;
  3. Многие аварии на дорогах РФ случаются именно при перестройке, когда транспорт находится в пробке;
  4. Зона с плохим обзором также провоцирует дорожно-транспортные происшествия. В такой местности необходимо строго соблюдать ПДД, а также вовремя включать поворотники, предупреждая водителей соседних полос, о планируемом маневре. Удостоверившись, что автомобиль заметили можно завершить перестроение. В противном случае не избежать ДТП при перестроении в правый ряд. Также осуществляется и перестроение ТС в левый ряд.

Соблюдение норм ПДД снижает вероятность возникновения ДТП на дороге.

Кто виноват в ДТП при перестроении?

Аварии в перестройке ТС в другой ряд дороги могут возникнуть по разным причинам. Виновника определяют по совокупности совершенных нарушений ПДД.

Наиболее частые причины аварии — перестройка в правый или левый ряд, а также при переезде полосы на обгон. Рассмотрим подробнее.

Перестроение с правой полосы в левую может завершиться аварией в случае если дорога не свободна. Виновником будет водитель, который не пропустил автомобили, имеющие преимущество в движении.

При перестроении ТС при обгоне будет виноват обгонщик. Водитель привлекается к административной и уголовной ответственности даже если соблюдал правила пересечения дороги.

Спорные моменты

Сложнее всего бывает определить виновного в ДТП если дорога многополосая или имеются факторы, которые трактуются в пользу участников аварии. К таковым можно отнести:

  • столкновение двух автомобилей, одновременно совершивших перестроение. Здесь будет учитываться скорость движения, дистанция между машинами, а также время включения поворотников;
  • если колон авомобилей больше, чем разделительных полос на дороге. Сотрудникам ГИБДД потребуется отследить кто из автомобилистов по какой полосе двигался изначально, а также кто начал и совершил обгон;
  • превышение скорости при совершении перестроения;
  • оба автомобилиста едут по параллельным разметкам и сталкиваются.

Виновник будет привлечен к ответственности только в том случае, если нарушение будет доказано.

Предусмотрено ли наказание за ДТП при перестроении авто?

Согласно КоАП РФ, штраф за ДТП при перестроении авто в 2018 году составляет:

  • от 500 руб до 5 тыс руб — за превышение скоростного режима;
  • 500 руб — за длительное совершение маневра и создание помехи на дороге.

Помимо этого автомобилист лишается водительских прав на срок до 6 мес.

Как избежать аварии при перестроении?

Во избежание аварий при перестроении рекомендуется:

  • придерживаться правого края на своей полосе движения. Так минимизируется риск столкновения двух авто;
  • не пересекать разметку дороги без намерения перестроиться;
  • внимательно осматривать дорогу при совершении маневра;
  • перестраиваться плавно, без совершения резких движений.

Помимо этого необходимо своевременно включать поворотники.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector