Лишение прав за систематическое нарушение ПДД

За февраль 2018 года произошло более 9 тысяч ДТП, в которых погибло чуть более 850 человек – оба числа медленно, но уверенно увеличиваются. Неудивительно, что ведомства периодически выступают с новыми инициативами по улучшению дорожной ситуации. Нововведением стал и новый закон, предусматривающий лишение прав за 3 нарушения ПДД водителями (читать как лишение за три штрафа).

К сожалению, основные силы в сокращении числа ДТП у ГИБДД направлены только на ужесточение наказаний, а не улучшение дорожных условий. Но факт остаётся фактом. Правда ли введут новый закон или нет, давайте разбираться!

Что случилось?

Не так давно СМИ захлестнула информация о введении нового закона – лишения прав на срок в 1 год за 3 повторных штрафа. Источником информации везде выступает руководство ГИБДД, которое якобы предлагает пополнить 12 главу КоАП, отвечающую за наказания в дорожном движении, новой статьёй – 12.38, которая как раз и будет предусматривать лишение за 3 систематических нарушения ПДД.

Но это не балльная схема лишения прав, а именно за 3 повторных штрафа.

Лишение прав за систематическое нарушение ПДД

Правда ли это?

Да. Но только отчасти. Данный законопроект, действительно, разрабатывался и вносился на обсуждение в Госдуму… Но ещё в относительно далёком 2016 году.

30 мая 2016 года был разработан соответствующий текст законопроекта об изменениях в КоАП со штрафами. Это план закона №3639п-П9. И он пережил этап первого чтения. Но на этом и остановился.

На сегодня, 30 Октября 2021 года новый закон о лишении прав за 3 нарушения ещё не вступил в свою законную силу.

То есть проект ФЗ сегодня пока ещё не действует и ожидает второго чтения, а прав за три повторных нарушения не лишают.

Когда вступит в силу?

Это пока не известно. Федеральные законы по общим правилам проходят 3 чтения, между которыми может пройти довольно долгое время. Как в случае выше потребовалось 2 года между первым и вторым чтением.

Лишение прав за систематическое нарушение ПДД

Второе чтение изменения в КоАП по части лишения за 3 штрафа по неподтверждённой информации из тех же СМИ планируется весной 2018 года, и тогда его либо примут, либо отклонят, либо отправят на доработку.

И только после третьего чтения новый закон сначала должен будет опубликоваться в официальных СМИ правительства и только затем он вступает в силу по прошествии назначенного времени (обычного от 10 дней до нескольких месяцев). То есть, даже если закон о лишении за 3 нарушения будет принят, то вступит в силу он не ранее лета 2018 года.

Как докажете?

Сам факт невступления в силу проекта ФЗ можно достаточно легко доказать. Попробуйте поискать на одном из официальных порталов правительства официальное опубликование Федерального закона:

  • сайт Портал правительства РФ,
  • Российская газета.

И Вы не найдёте его среди опубликованных, потому он на стадии рассмотрения.

Кроме того, актуальную информацию показывает известный многим сайт «Консультант Плюс». Так, среди редакций Административного кодекса есть одна, которая ожидает вступления в силу, но ни в ней, ни в действующей редакции информацию о лишении прав за 3 систематических нарушения ПДД Вы не найдёте.

Лишение прав за систематическое нарушение ПДД

Что за новый закон 2018 года?

Как мы уже отметили выше, проект вводит новую статью 12.38 (сейчас в 12 главе КоАП 37 статей). Новый закон в его сегодняшней вариации предусматривает лишение прав на 1-1,5 года за 3 и более штрафа по одинаковому нарушению – то есть если водитель нарушит ПДД и подвергнется наказанию по любому из нарушения 3 и более раза.

При этом, не будут считаться штрафы, выписанные камерами автоматической фиксации. А если водитель уже лишён прав на момент привлечения его к лишению, то вместо последнего будет назначен штраф от 10 до 30 тысяч рублей.

Обратите внимание, лишение будет не за 4-е нарушение ПДД, а именно по результату 3 нарушений.

Официальная формулировка проекта ФЗ:

Нарушения правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренные частями 3 — 7 статьи 12.9, частями 1 и 3 статьи 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.12, частью 2 статьи 12.13, частями 2 и 3 статьи 12.14, частями 4 и 5 статьи 12.

15, частью 2 статьи 12.16, статьей 12.

18 настоящего Кодекса, лицом, подвергнутым три и более раза административному наказанию за совершение указанных административных правонарушений, за исключением случаев фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или наложение административного штрафа на лиц, не имеющих права управления транспортными средствами, в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Лишение прав за систематическое нарушение ПДД

Что за нарушения входят в список?

Итак, подвергнуться лишению права управления придётся за следующие нарушения Правил:

Одно и то же нарушение или разные?

Из текста формулировки нового закона в текущем его виде вытекает, что водитель может подвергнуться лишению за 3 любых нарушения из вышеперечисленных. Но, вероятно, это недоработка закона, и к моменту вступления в силу этот момент доработают, так как задумка была изначально о 3 одинаковых наказаниях.

Например, если Вы в первый раз попались за непропуск пешехода, на второй раз – за превышение скорости, а на третий – за проезд на красный, то, если закон останется без изменений, после красного Вас могут лишить прав. А вот если второе нарушение – превышение – было зафиксировано на камеру автофиксации, то лишения уже не будет, так как штрафы с камер не подпадают под лишенческие нарушения ПДД.

Сколько времени должно пройти между нарушениями?

Между каждым из трёх привлечений должен пройти 1 год после полной оплаты штрафа или окончания срока лишения прав. Это вытекает из термина «подвергнутость наказанию» в формулировке закона выше.

Согласно статье 4.6 КоАП, лицо считается подвергнутым наказанию в течение именного вышеуказанного расчёта срока. В простонародье это называют «повторностью» нарушения. Более подробно Вы можете ознакомиться в специальной статье о сроках повторности с примерами.

Лишение прав за систематическое нарушение ПДД

Как будет работать на практике?

По факту, автоматически лишать прав Вас никто не будет. И подвергаться лишению, вероятнее всего, будет далеко не каждый такой водитель, как это работает на 2021 год со статьёй 20.25 за несвоевременную оплату штрафа.

Как пример, инспектор ДПС останавливает водителя на дороге и при проверке по базе штрафов устанавливает, что этот водитель подвергался повторно 3 раза вышеуказанным наказаниям (а сотрудники ГИБДД видят в том числе оплаченные штрафы). После он составляет протокол, возбуждая тем самым дело по обсуждаемой статье 12.38 и передаёт дело в суд (дела по лишениям прав рассматривают только судьи).

То есть лишение за 3 нарушения будет именно после факта третьего штрафа, и то, если Вас остановят на дороге инспекторы. Маловероятно, что дело будет возбуждаться в пределах ГИБДД просто по списку таких водителей.

Какие изменения внесли в проект нового КоАП РФ

В Минюсте РФ подготовили проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Его должны внести на утверждение в правительство после согласования с другими ведомствами и организациями. Рассказываем, какие изменения могут ждать россиян, если документ примут.

Опасное вождение и систематические нарушения ПДД

Лишение прав за систематическое нарушение ПДД

Москва 24/Антон Великжанин

В проекте нового КоАП появился штраф за опасное вождение для лихачей на дорогах. Сам термин был введен в ПДД еще весной 2016 года. Под опасным вождением подразумевается неоднократное совершение одного или нескольких действий, заключающихся в отказе уступить дорогу водителю, пользующемуся преимуществом в движении.

Сюда также относятся резкое торможение, перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, препятствование обгону, создающее угрозу аварийной ситуации. Кроме того, несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала между автомобилями. За такие нарушения предлагают наказывать на 3 тысячи рублей.

Также ответственность будет увеличена за управление автомобилем в состоянии опьянения при перевозке детей. В таких случаях предусмотрены повышенный размер штрафа – 50 тысяч рублей – и лишение прав от двух до трех лет.

Кроме того, в проекте нового КоАП появилось лишение прав за систематическое грубое нарушение ПДД на срок от года до полутора лет. Заберут водительское удостоверение, если в течение года было три и более подобных случаев.

Читайте также:  Как оформить свидетельство о соответствии конструкции автомобиля требованиям безопасности в 2021 году?

Ложный вызов

Лишение прав за систематическое нарушение ПДД

depositphotos/bacho123456

В обновленном документе также предлагают увеличить наказание за заведомо ложный вызов полиции, скорой помощи или пожарной охраны. Штраф за этот вид правонарушения составит от 3 до 10 тысяч рублей.

В случае если по телефону экстренных служб позвонил ребенок младше 16 лет, то санкции налагают на его родителей. В действующем документе за ложный вызов назначают штраф в размере от 1 до 1,5 тысячи рублей.

Выгул без намордника

Лишение прав за систематическое нарушение ПДД

depositphotos/art2435

Согласно обновленному КоАП РФ, владельцам потенциально опасных собак грозит штраф от 3 до 5 тысяч рублей за выгул питомцев без намордника. Это требование относится только к прогулкам в общественных местах.

В список потенциально опасных входят 12 пород собак и их метисы, которые имеют генетически детерминированные качества агрессии и силы. Это бразильский бульдог, американский бандог, амбульдог, акбаш, булли кутта, северокавказская собака и другие.

Скидки на штрафы

Лишение прав за систематическое нарушение ПДД

портал мэра и правительства Москвы

В пресс-службе Минюста РФ также рассказали, что, согласно новому проекту КоАП, нарушители получат право уплаты штрафов со скидками.

В частности, за негрубое нарушение, которое гражданин совершит впервые и признает свою вину, нужно будет оплачивать не весь штраф, а лишь треть от минимальной суммы. Кроме того, право на скидку в 50% (при оплате в течение 20 дней) будет распространено на все правонарушения, не относящиеся к грубым.

Если же гражданин впервые совершит грубое правонарушение либо негрубый проступок (при отягчающих обстоятельствах), размер штрафа не будет превышать 50% от его минимального или максимального размеров.

В проекте также вводится запрет на суммирование административных штрафов при одновременном выявлении однородных нарушений.

Ответственность водителей за нарушение ПДД

Выделяют несколько типов ответственности за нарушение ПДД. Основными нормативно-правовыми актами, которыми они регулируются, являются КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), Уголовный, Гражданский и Трудовой кодексы. Их положения квалифицируют следующие виды ответственности:

  • административная;
  • гражданская;
  • дисциплинарная;
  • уголовная.

Наказание при этом назначается в соответствии с тяжестью и видом нарушения. Каждый тип ответственности имеет определенные особенности.

Административная ответственность

Ответственность административного типа регулируется 12.24 и 12.8 статьями КоАП РФ. Водитель подвергается определенным санкциям в соответствии с ними за пренебрежение правилами дорожного движения и инструкции по использованию транспортного средства, совершенное в совокупности с такими деяниями:

  • Нанесение незначительного вреда здоровью человека. При этом нарушитель обязан выплатить штраф суммой в 2500 – 5000 рублей или отказаться от управления автомобилем на период от 12 до 18 месяцев.
  • Причинение среднего вреда здоровью человека. На водителя накладывается штраф, равный 10000 — 25000 рублей или у него изымают права на 1,5-2 года.
  • Управление автомобилем в нетрезвом виде. Существует несколько видов деяний, связанных с этим пунктом. В зависимости от их особенностей водитель подвергается денежному штрафу (от 30000 до 50000 рублей), лишению прав (от 1,5 до 3 лет) или административному аресту (10 – 15 суток).

Санкции за административные правонарушения

По отношению к водителю могут применяться такие административные наказания:

  • Предупреждение.
  • Штраф административного типа.
  • Ограничение доступа к вождению.
  • Арест административного типа, не превышающий 15 суток.
  • Конфискация аппаратуры, которой оборудован автомобиль нелегально.

Гражданская ответственность

Водитель, причинивший в результате нарушений ПДД вред человеку, должен возместить ему ущерб. В этом и заключается особенность гражданской ответственности. Если человек, управляющий автомобилем в момент возникновения ДТП, не может понести наказание за совершенное деяние из-за недееспособности или по иной причине, ответственность за происшествие лежит на тех, кто за него отвечает.

Гражданская ответственность подразумевает возмещение вреда морального, имущественного или связанного с жизнью и здоровьем человека. Этот момент регулируется 1079 статьей Гражданского кодекса РФ.

Дисциплинарная ответственность

Этот вид ответственности грозит водителю, который работает в транспортной организации. Меры наказаний при этом назначаются непосредственно работодателем за нарушение дисциплины. В зависимости от вины управляющего транспортным средством ему могут сделать замечание, оформить выговор или прервать с ним трудовой договор. Основанием для таких действий служит 192 статья Трудового кодекса РФ.

Уголовная ответственность

Согласно 264 статье Уголовного кодекса РФ водитель, управляющий любым транспортным средством и нарушивший ПДД или инструкцию по его эксплуатации подвергается ответственности уголовного значения при таких обстоятельствах:

  • Нанесение тяжкого вреда человеческому здоровью. В этом случае трезвому водителю грозит лишение свободы на 2, а пьяному на 4 года. Каждого из них могут ограничить в праве вождения на 3 года.
  • Авария со смертельным исходом (погиб 1 человек). На 3 года водитель лишается прав. Если он был в трезвом виде, его лишают свободы не более, чем на 5 лет. Если зафиксирован факт алкогольного опьянения, срок может увеличиться до 7 лет.
  • ДТП, повлекшее за собой гибель 2 или более участников происшествия. Права у водителя отнимут на 3 года. Если в момент совершения наезда он был трезв, его посадят на срок до 7 лет. Пьяного водителя могут ограничить в свободе на больший срок (до 9 лет).

За что водителя лишают прав?

Лишением прав водитель наказывается за уголовное или административное правонарушение. В первом случае это нанесение вреда жизни и здоровью. Список административных правонарушений при этом больше. К ним относятся:

  • Нахождение владельца автомобиля за рулем в пьяном состоянии.
  • Доверение управления транспортным средством нетрезвому человеку.
  • Отказ от назначенного медосвидетельствования.
  • Пренебрежение скоростным режимом.
  • Выезд на встречную полосу.
  • Эксплуатация автомобиля при отсутствии на нем регистрационных знаков.
  • Неправильное обращение со световыми приборами, предусмотренными конструкцией транспортного средства.
  • Игнорирование стандартов, предусмотренных при перевозке грузов с крупными габаритами.

Если водитель игнорирует предупреждение инспектора и совершает какое-либо правонарушение повторно, он также лишается права управления транспортным средством.

Прокуратура Правдинского район призывает граждан соблюдать Правила дорожного движения и быть внимательными на дороге. 

В союзе автомобилистов объяснили, к чему приведет лишение прав за три нарушения

 Вечерняя МоскваВечерняя Москва

Минюст внес соответствующую инициативу в проект Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Новый КоАП направлен на согласование в заинтересованные органы государственной власти и организации. После согласования и финальной доработки он появится на федеральном портале нормативных правовых актов.

Хайцеэр подчеркнул, что ведомство предлагает вернуть балльную систему, которая существовала в СССР: за третье нарушение будут лишать прав на 12–18 месяцев.

— Таким нарушением может стать даже непропуск пешехода. Думаю, мы увидим засады у пешеходных переходов. Вспоминается старый советский фильм «Инспектор ГАИ», в котором Никита Михалков играл директора автосервиса. Тогда это был реальный ВИП.

И его инспектор остановил за превышение, а Никита Сергеевич в фирменной манере рассказал, что правила — они не для всех. Так вот, на наших дорогах правила и сейчас не для всех, тот же условный Михалков все так же на нашей дороге.

И уходит от ответственности, — сказал Хайцеэр.

По его словам, именно поэтому норма о лишении должна появляться только тогда, «когда будут гарантированная неотвратимость наказания и абсолютное доверие сотрудникам в погонах, которого сейчас в обществе нет».

— Если оценивать проект КоАП глобально, то это шаг вперед, положительный. Он своевременный и современный, но требует доработок. В нем отсутствуют некоторые необходимые дополнения.

Например, большее внимание нужно уделить электросамокатам и велосипедам на дорогах, определить, где они могут ехать и как, и признать такие устройства транспортными средствами. Потому что проблем с ними много, нужно прекратить их хаотичное движение.

Также нужно определить понятие «средняя скорость», что приведет к соблюдению дистанции водителями, аккуратной езде без рывков и осмысленному движению в целом, — заключил Хайцеэр.

До этого сообщалось, что Министерство юстиции РФ вместе с другими ведомствами готовит проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), где будут новые штрафы для водителей. Наказывать россиян по новым статьям начнут в 2022 году.

Так, штраф за шины, свет и другие неисправности в настоящее время составляет 500 рублей.

Он предусмотрен за неисправности, которые перечислены в приложении к ПДД об «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации…». В список внесут новые пункты.

Планируют расширить список неисправностей, при которых запрещена эксплуатация машины. Штрафы вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Читайте также:  Переход дороги в неположенном месте

Штрафы с большими скидками и лишение прав за частые нарушения: что уже известно о проекте нового КоАП РФ

Вторую попытку заменить устаревший Кодекс об административных правонарушениях сделало Министерство юстиции: там подготовили новую редакцию документа, которая учла критику предыдущего документа и уточнила некоторые положения. Так, в новом документе расширяется система скидок на уплату штрафа, а за многие нарушения будут выписывать предупреждения вместо штрафов. Что еще изменится в КоАП – читайте в нашем материале.

Министерство юстиции России подготовило новую редакцию проекта Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). В отличие от действующей версии документа его планируют сделать менее «карательно-фискальным», смягчив наказания за негрубые нарушения и дав возможность определять наказание, исходя из разных факторов.

Прежде всего, к новому КоАП разрабатывается отдельный Процессуальный кодекс по административным правонарушениям. В нем будет серьезно переработана система скидок к административным штрафам. Если сейчас скидка предусмотрена только за быструю оплату штрафа ГИБДД, то в новой редакции возможностей у нарушителя будет гораздо больше:

  • если нарушение негрубое, совершено впервые, а нарушитель со всем согласился и не оспаривает его – штраф назначается в 3 раза меньше минимального, предусмотренного этой статьей;
  • если нарушение грубое, но совершено впервые (или негрубое, но с отягчающими обстоятельствами), то штраф не будет в 2 раза меньше минимального;
  • любые штрафы за негрубые нарушения можно будет оплатить со скидкой в 50% в первые 20 дней после вынесения постановления;
  • суммировать штрафы за несколько одновременных похожих друг на друга нарушений будет нельзя;
  • в ряде случаев можно будет заключить досудебное соглашение с государственным органом: уплатить в бюджет сумму минимального штрафа, возместить ущерб и принять меры по недопущению повторного нарушения.

Кроме того, Министерство юстиции планирует сохранить все действующие размеры штрафов (ранее была информация, что их могут увеличить), и даже снизить штрафную нагрузку на граждан и бизнес, заменяя штраф на предупреждение при впервые совершенном правонарушении. Так, в новом КоАП будет на 50% больше составов административных правонарушений, за которые полагается предупреждение вместо штрафов. Это коснется, например, юридических лиц, ИП и их работников за выявленные в результате проверок нарушения.

Отдельно стоит сказать о некоторых конкретных правонарушениях. Так, планируется ввести некоторые дополнительные санкции:

  • административная ответственность за выгул потенциально опасных собак без намордника – на владельца такого животного выпишут штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей (а список опасных пород действует еще с начала прошлого года);
  • штрафы за нарушения ПДД ужесточаться не будут, однако планируется ужесточить наказание для водителей, которые в состоянии алкогольного опьянения перевозят детей – это будет штраф в размере 50 тысяч рублей и лишение прав на 2-3 года;
  • за систематические грубые нарушения ПДД будут лишать прав на 1-1,5 года. Для этого будет достаточно нарушить правила 3 и более раза за год;
  • за ложный вызов Скорой помощи можно будет получить штраф в 10 тысяч рублей.

Окончательный документ еще дорабатывается, поэтому основная масса деталей будет известна позднее.

Почему новый КоАП обсуждают столько лет?

В прошлый раз проект нового Кодекса был обнародован в начале 2020 года. Кроме того, что в старый Кодекс внесено огромное количество поправок, планировалось доработать и некоторые другие нормы. В документе планировалось ужесточить несколько видов наказаний – особенно по части нарушений Правил дорожного движения.

Так, минимальный штраф за превышение допустимой скорости повышался до 3 тысяч рублей (сейчас – 500 рублей), ужесточалась ответственность за управление автомобилем с несоответствующей требованиям тонировкой (до 1000 рублей, а повторно – 3000 рублей). За повторное вождение без прав хотели штрафовать на 20-30 тысяч рублей, присуждать 40-60 часов обязательных работ или арест на срок до 5 суток.

А пункты о пьяном вождении с ребенком и о систематическом нарушении ПДД (которые сохранились до нынешней редакции проекта) тоже появились тогда.

На тот момент, как оказалось, повышение штрафов за нарушение ПДД было не совсем тем, чего ждали россияне – поэтому проект нового КоАП достаточно сильно критиковали, а юристы называли текст «сырым».

Естественно, что проект был отозван на дальнейшую доработку и согласования с ведомствами – и документ дорабатывали до настоящего момента. Всего, как сообщается, к проекту КоАП РФ и нового Процессуального кодекса поступило около 2 тысяч поправок, которые авторы документов обещают учесть.

Водителей по новому КоАП будут лишать прав за три грубых нарушения ПДД за год

МОСКВА, 28 октября. /ТАСС/. Штрафы за нарушения правил дорожного движения в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) повышаться не будут, наказание будет ужесточено за управление автомобилем в состоянии опьянения при перевозке детей. Об этом ТАСС сообщили в четверг в пресс-службе Министерства юстиции РФ.

«Санкции за нарушение правил дорожного движения в проекте КоАП не будут повышены по сравнению с действующими составами, за исключением ответственности за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, при перевозке несовершеннолетних в возрасте до 16 лет (в таких случаях предусмотрен повышенный размер административного штрафа (50 000 рублей), а срок лишения права управления транспортным средством составит от двух до трех лет)», — отметили в Минюсте.

В пресс-службе также сообщили, что проект нового КоАП предусматривает лишение прав за систематическое грубое нарушение правил дорожного движения на срок от одного года до полутора лет.

 «В целях повышения уровня безопасности на дорогах в проект нового КоАП включен состав административного правонарушения, предполагающий лишение водителей права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет за систематическое совершение наиболее серьезных нарушений правил дорожного движения (три и более раза в течение одного года)», — отметили в Минюсте.

В министерстве сообщили, что по итогам состоявшегося на площадке межведомственной рабочей группы обсуждения сформирована новая редакция проекта нового КоАП и связанных с ним законопроектов. В настоящее время законопроекты направлены на согласование в заинтересованные органы государственной власти и организации, включая предпринимательские объединения.

Новую редакцию КоАП внесут в правительство после согласований с ведомствами.

 «По результатам согласования тексты законопроектов будут подвергнуты финальной доработке и вынесены для одобрения на заседание межведомственной рабочей группы по подготовке нового КоАП, после чего размещены на официальном сайте regulation.gov.ru одновременно с направлением для подготовки заключения по результатам оценки регулирующего воздействия», — сообщили в министерстве.

Внести в правительство законопроекты планируется после завершения всех процедур, которые, помимо межведомственного согласования и оценки регулирующего воздействия, включают также получение заключения Минфина России об оценке финансовых последствий принятия предлагаемых законопроектами решений для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных фондов, а также заключения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при правительстве РФ.

«Прохождение вышеназванных этапов позволит получить качественно отработанный текст законопроектов, обеспечивающий баланс частных и публичных интересов в области законодательства об административных правонарушениях», — заверили в Минюсте.

В рамках общественного обсуждения проекта КоАП и отдельного Процессуального кодекса об административных правонарушениях поступило около 2 тыс. предложений граждан и организаций. По завершении подготовки законопроектов их тексты будут в установленном порядке размещены на официальном сайте regulation.gov.

ru вместе со сводкой поступивших предложений и комментарием разработчиков по ним.

Главными особенностями новой редакции КоАП станет сохранение действующих размеров штрафов, выделение отдельной категории грубых нарушений, увеличение возможности применения предупреждений вместо штрафов по остальным видам правонарушений как для граждан, так и для бизнеса.

Гибдд считает до трех

В советские времена самым страшным орудием инспектора ГАИ был дырокол: три грубых нарушения в течение года — и ты остаешься без прав, так называемая накопительная система. Так что шоферы, имевшие в талоне две дырки, вели себя на дороге тише воды ниже травы.

Дырокол смыло волной перестройки, однако в 90-е появился талон предупреждений: каждое нарушение в зависимости от тяжести оценивалось баллами, и набравший 15 баллов (так называемая списывающая система) становился безлошадным на год. Потом баллы отменили. Но в других странах они есть!

Читайте также:  Какой ток нужен для зарядки автомобильного аккумулятора

Балльную систему приняли в Латвии и Норвегии в 2004 году, на Мальдивах в 2005 году, в Испании, Румынии и Чехии в 2006-м, во Франции в 1993 году (в ­2003-м внесли коррективы). Более десяти лет действует балльная система в Венгрии, Греции, Израиле, Ирландии, Словении, Германии.

Чаще всего баллы предусмотрены только за грубые нарушения. Во Франции таких 40 типов, в Италии, Корее и Мальте около 30, в Великобритании и Венгрии — 20, в Норвегии всего семь. Лишь педантичные немцы начисляют баллы за каждое нарушение.

Обычный список грубых нарушений: оставление места аварии, управление машиной в нетрезвом состоянии или отказ от медосвидетельствования, проезд под запрещающий сигнал светофора, серьезное превышение скорости. Если наказание уже предусматривает лишение прав, например за «пьянку», то баллы не начисляют.

Срок действия баллов разнится от года до трех. Хотя в Латвии баллы за обычные нарушения живут два года, а за грубые — пять.

Тяжесть наказания отличается: от нескольких месяцев до нескольких лет безлошадной жизни. В Корее лишают возможности сесть за руль на день за каждый балл, в Латвии при наборе 16 баллов (для начинающих — 10) отлучают от руля на год, а при повторном наборе — пожизненно.

На Мальте балльная система действует только для неопытных водителей. В Великобритании, Латвии и Франции отношение к водителям дифференцированное: начинающим поблажек нет, к ним закон более суров.

Отметки о набранных баллах вручную уже не ставят: их заносят в базы данных. В некоторых странах у водителя есть возможность посмотреть свою историю.

Кстати, штрафные баллы можно отработать. Во Франции, Германии и Венгрии для улучшения своей водительской истории необходимо прослушать курс лекций по безопасности движения. Регулярно посещать курсы нельзя — только один раз в несколько лет. В Южной Корее списывают баллы тем, кто сообщает о нарушениях на дороге, и называется это не стукачеством, а активной гражданской позицией.

Вернуть права непросто. В Польше и Израиле сдают теорию, в Латвии, Франции и Чехии — еще и практику. Причем во Франции даже после успешной сдачи всех экзаменов человек сперва получает временное удостоверение — как начинающий водитель.

В Германии над провинившимся шофером измываются по полной: помимо сдачи экзаменов, он посещает психолога и пишет специальный Idiotentest, официальное название которого Medizinisch-Psychologische Untersuchung, «медицинско-психологическое обследование».

Разумеется, все экзамены платные.

Помогает ли? В Италии после введения подобной практики за два года число погибших в ДТП снизилось на 20,5%, раненых — на 22%.

В Латвии по истечении года количество аварий уменьшилось на 7%, а погибших в ДТП — на 11%. В Чехии за первый месяц аварийность снизилась на 27%.

Правда, первые результаты не отражают реальную картину: водители привыкают к новым штрафам, и законопослушность неизбежно снижается.

В нашей стране неоднократно обсуждали возврат балльной системы: последний раз в 2013 году это предлагал депутат Вячеслав Лысаков. И сейчас наконец проект приняли — в виде изменений в 12-ю «автомобильную» главу Кодекса об административных правонарушениях.

В Госдуме проект представляли Вячеслав Лысаков и заместитель главы МВД Игорь Зубов. При этом генерал в качестве обоснования говорил о том, что около 40% виновников ДТП ранее нарушали Правила.

А Лысаков объяснял, что баллы помогут эффективно бороться с хроническими нарушителями, которых 3—5% от общего числа.

Итак, новая статья 12.

38 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством» предлагает за трехкратное грубое нарушение в течение года лишать прав на год—полтора.

«Зачетный» год отсчитывается с момента вступления в силу постановления о наказании за первое грубое нарушение — то есть спустя десять суток после того, как ГИБДД или суд вынесут вердикт.

В случае, если хроническим нарушителем окажется человек вообще без водительского удостоверения (и такое бывает!), то его оштрафуют на 10—30 тысяч рублей. В этом случае сумма набегает приличная: штраф за само нарушение плюс штраф за управление без прав 5—15 тысяч — и новый еще на 10—30 тысяч.

Проступки, зафиксированные автоматическими камерами, в расчет не берутся, поскольку автоматика в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ может только штрафовать. Таким образом, возбудить дело по новой статье имеет право лишь инспектор, который лично зафиксировал нарушение и определил, что оно стало третьим грубым нарушением за год.

Не будет ли это способствовать увеличению числа взяток? Действительно, с каждым грубым нарушением у водителя появится больше желания договориться с инспектором полюбовно. И это вновь может стать проблемой: как известно, видео­контроль за дорожными нарушениями в нашей стране ввели именно из-за повсеместной коррупции в ГИБДД.

А еще один проблемный аспект — сама многострадальная глава 12 КоАП.

Взгляните на статьи серьезных нарушений: почему за одни штрафуют на 5000 рублей и лишают прав, а за другие можно отделаться 500-рублевой купюрой или даже предупреждением? Не разумнее было бы сперва навести порядок в 12-й главе, условно разделить правонарушения по тяжести последствий и определить каждому соответствующее наказание — и только потом вводить балльную систему?

Надеемся, что в ходе будущего обсуждения статьи 12.38 КоАП из нее уберут некоторые наиболее спорные пункты.

Например, начисление баллов за пересечение сплошной линии при повороте или развороте — ведь это нарушение может быть ненамеренным, если разметка частично заметена снегом или стерлась.

А баллы «за пешеходов» уж точно могут привести к расцвету коррупции, ведь в мегаполисах есть настолько нагруженные «зебры», что обвинить в непредоставлении дороги пешеходу можно будет практически любого водителя. Стой себе в засаде, тормози и вымогай!

Но так или иначе, а статью 12.38 «за систематические нарушения» примут уже в этом году. 

Нарушения ПДД, которые относят к грубым
Совершивший подобные нарушения трижды за год подпадает под действие новой статьи 12.38 КоАП, в соответствии с которой планируют лишать прав на 1—1,5 года.
Ст. КоАП Правонарушение  Наказание
ч.3 ст.12.9 Превышение скорости на величину больше 40, но не более 60 км/ч штраф 1000—1500 руб.
ч.4 ст.12.9 Превышение скорости на величину больше 60, но не более 80 км/ч штраф 2000—2500 руб. или лишение прав на 4—6 месяцев
ч.5 ст.12.9 Превышение скорости более чем на 80 км/ч штраф 5000 руб. или лишение прав на 6 месяцев
ч.6 ст.12.9 Повторное превышение скорости на 40—60 км/ч штраф 2000—2500 руб.
ч.7 ст.12.9 Повторное превышение скорости более чем на 60 км/ч лишение прав на год, в случае фиксации камерами — штраф 5000 руб.
ч.1 ст.12.10 Пересечение ж/д вне переезда, выезд на ж/д переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на переезде штраф 1000 руб. или лишение прав на 3—6 месяцев
ч.3 ст.12.10 Повторное нарушение ч.1 ст.12.10 лишение прав на год
ч.1 ст.12.12 Проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев выезда за стоп-линию штраф 1000 руб.
ч.3 ст.12.12 Повторное нарушение ч.1 ст.12.12 штраф 5000 руб. или лишение прав на 4—6 месяцев
ч.2 ст.12.13 Невыполнение требования ПДД уступить дорогу т/с, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков штраф 1000 руб.
ч.2 ст.12.14 Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены (за исключением автомагистрали и нарушения требования знаков и разметки) штраф 500 руб.
ч.3 ст.12.14 Невыполнение требования ПДД уступить дорогу т/с, пользующемуся преимущественным правом движения предупреждение или штраф 500 руб.
ч.4 ст.12.15 Выезд в нарушение ПДД на встречную полосу штраф 5000 руб. или лишение прав на 4—6 месяцев
ч.5 ст.12.15 Повторное нарушение ч.4 ст.12.15 лишение прав на год, в случае фиксации камерами — штраф 5000 руб.
ч.2 ст.12.16 Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой штраф 1000—1500 руб.
ст.12.18 Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам штраф 1500 руб.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector