Введение безбарьерного проезда на платных автодорогах с 26 октября 2020 года

Безбарьерный проезд по платным магистралям теперь закреплен в законе об автомобильных дорогах. Закон о поправках в этот документ подписал президент. Теперь в обновленном законе прописаны правила и способы оплаты проезда по платникам, а также определены условия формирования его стоимости.

Введение безбарьерного проезда на платных автодорогах с 26 октября 2020 года Введение безбарьерного проезда на платных автодорогах с 26 октября 2020 года

На платных дорогах, как и на обычных, шлагбаумов не будет. Но ездить по ним «зайцем» не стоит. Сергей Михеев/ РГ

Безбарьерный проезд — движение по платным участкам дорог без шлагбаумов, или так называемая система «свободный поток», развито в большинстве европейских стран.

Система позволяет сохранить территории — не надо отводить огромное количество полос на пунктах оплаты, чтобы пропустить большое количество машин. Она экономит время — машины проезжают пункты оплаты без остановки и не снижая скорости.

Она также экономит деньги: развернуть ее в разы дешевле, чем строить стандартный пункт оплаты. Одна беда, чтобы вводить такую систему в России, не хватало закона.

Введение безбарьерного проезда на платных автодорогах с 26 октября 2020 года

Дорогам и мостам присвоят категории уязвимости

Напомним, что первой платной дорогой, на которой будет оборудован безбарьерный проезд, станет ЦКАД. Причем первый участок должны запустить в эксплуатацию до конца месяца. И вот теперь для функционирования этой системы есть закон.

В нем прописано, что въезд на платный участок может осуществляться свободно или через барьер — шлагбаум.

При безбарьерном проезде, согласно закону, оплата осуществляется двумя способами. Либо плата списывается с транспондера, когда автомобиль проезжает под рамкой, либо автовладелец должен оплатить проезд в течение пяти суток. Оборудование, установленное на рамках, считывает номера машин и устанавливает должников.

Стоимость проезда, установленная ­оператором, не должна превышать ­максимального значения, которое ­установит правительство

Предполагается, что сервис для постоплаты проезда будет размещен на сайте «Автодор — платные автодороги».

Методика расчета платы за проезд по платным автодорогам будет утверждаться правительством, а также властями регионов или органами местного самоуправления для автодорог регионального или местного значения.

Порядок взимания платы за проезд по платным частным автомобильным дорогам общего пользования будет устанавливаться собственниками таких дорог и участков.

При этом стоимость проезда, установленная оператором, не должна превышать максимального значения, которое установит федеральное или региональное правительство либо муниципалитет для федеральных, региональных или муниципальных дорог.

Введение безбарьерного проезда на платных автодорогах с 26 октября 2020 года

В «Автодоре» рассказали о планах по строительству скоростных трасс

Однако для полноценной работы безбарьерного проезда необходимо введение штрафа за проезд без оплаты. Соответствующий законопроект прошел в Госдуме только первое чтение. Поэтому после начала работы первого участка «Свободного потока» штрафов для «зайцев» еще не будет.

Но там, где есть шлагбаумы, для любителей проехать на дармовщинку нашли управу. У шлагбаумов стоят светофоры. Если водитель проскочил, не оплатив, значит, он проехал на красный свет. За что его и штрафуют. Если он сбил шлагбаум и уехал, его привлекают как скрывшегося с места ДТП.

А вот там, где шлагбаумов нет, это не пройдет.

Как сообщил глава ГК «Автодор» в интервью «РГ», информация о всех задолженностях уже накапливается. Взыскивать ее можно через судебных приставов. Дорожным должникам будут приходить письменные уведомления.

Документ будет опубликован в ближайшем номере «РГ».

Утверждены правила проезда по платным дорогам: без шлагбаумов, но со штрафами

Введение безбарьерного проезда на платных автодорогах с 26 октября 2020 года

Первой платной трассой с безбарьерным проездом в стране станет ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога).

Платные дороги в России находятся под доверительным управлением госкомпании «Автодор».

Въезд на них осуществляется через пункты взимания платы со шлагбаумами: здесь водители либо оплачивают проезд с помощью наличных или карты, либо деньги списываются с их транспондеров.

Однако в дальнейшем проезд по таким трассам планируют сделать безбарьерным, правда, для этого понадобятся изменения в действующих законах.

Введение безбарьерного проезда на платных автодорогах с 26 октября 2020 года

Госдума РФ уже одобрила в третьем чтении поправки к закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ». Как отмечает «Коммерсант», в них перечислены принципы работы системы безбарьерного проезда по платным трассам.

Технология называется free-flow, что можно перевести, как «свободный поток»: она предполагает, что водителям не нужно останавливаться для оплаты проезда: деньги с его счёта спишутся автоматически непосредственно во время движения.

Согласно документу, в случае, если у водителя недостаточно средств или же нет бесконтактного транспондера, ему придётся оплатить проезд в течение 5 дней с момента, как установленные на платном участке камеры зафиксируют факт проезда.

Иначе автовладельцу придётся выплатить штраф, предполагается, что его впоследствии внесут в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Для водителей легковых машин размер взыскания составит 2,5 тыс.

рублей, для владельцев коммерческого транспорта – 5,5 тыс. рублей.

Введение безбарьерного проезда на платных автодорогах с 26 октября 2020 года

Ранее Минтранс опубликовал на сайте regulation.gov.ru проект «правил оказания услуг по организации проезда ТС по платным автодорогам».

Согласно этому документу, оператор платной дороги не будет нести ответственность за некорректное списание платы и формирование задолженности в том случае, если водитель нарушил порядок проезда, установленный скоростной лимит или дистанцию, а также если он некорректно расположил транспондер под стеклом авто.

Проект уже получил долю критики.

Так, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что пятидневный срок нужно отсчитывать не с того дня, когда камера зафиксировала проезд без оплаты, а с момента, когда водитель был проинформирован об имеющейся задолженности. Для этого он предлагает использовать смс-рассылку, push-сообщения в мобильных приложениях, а также высвечивание информации на электронном табло при проезде автомобилистом пунктов оплаты.

Введение безбарьерного проезда на платных автодорогах с 26 октября 2020 года

Технологию free-flow в России планируют применить на трассе ЦКАД.

Недавно в «Автодоре» рассказали, что на северо-восточном участке «кольца» на данный момент установили рамки с камерами (будут распознавать номера машин), а также с лазерными датчиками (смогут определять габариты транспорта). Как сообщалось ранее, этот отрезок – ЦКАД-3 – будет открыт в октябре 2020-го. В целом до конца текущего года планируется запустить 75% этой трассы.

Если сейчас существуют «зайцы», которые пытаются проскочить под закрывающийся шлагбаум, то с введением безбарьерного проезда их наверняка станет ещё больше. Часть водителей будут закрывать номера, чтобы их не смогла распознать камера. Как операторы платных дорог будут бороться с ними, пока не ясно.

Свободный поток: в России появилась первая платная дорога без шлагбаумов

Введение безбарьерного проезда на платных автодорогах с 26 октября 2020 года

В Подмосковье открылось движение по третьему пусковому комплексу Центральной кольцевой автомобильной дороги — участку, соединяющему трассы М-11 «Нева» и М-7 «Волга». Примечательно, что вместе с ним запустилась и система взимания платы типа «Свободный поток», которая прежде в России не применялась. Какие преимущества имеет Free flow перед традиционными барьерными пунктами оплаты и о чем нужно помнить, чтобы сделать поездку по ЦКАД максимально комфортной, выяснил портал «АвтоВзгляд».

Система безбарьерного взимания платы за проезд «Свободный поток» (Free flow) — не новшество, ее давно применяют в других странах — к примеру, в США, Израиле и Белоруссии.

В Европе пункты без привычных шлагбаумов и касс покрывают почти 50% скоростных автодорог.

И вот, наконец, технология пришла и в Россию: первой трассой, обустроенной рамками Free flow, стал третий пусковой комплекс ЦКАД — дороги, пролегающей в Московской области параллельно Малой и Большой бетонкам.

Напомним, что идея применения системы типа «Свободный поток» на российских скоростных трассах появилась еще около пяти лет назад.

В 2017-м было принято окончательное решение об использовании технологии на ЦКАД, которая на тот момент только начинала строиться.

Весной текущего года ГК «Автодор» приступила к тестированию системы на другой магистрали — М-4 «Дон». Эксперимент признали успешным, и Free flow ввели в эксплуатацию на ЦКАД-3.

Отечественная система во многом схожа с зарубежными аналогами, однако она все же более продвинутая и комфортная — и для автомобилистов, и для операторов платных дорог.

Так, технология, используемая на ЦКАД, позволяет идентифицировать транспортное средство не только по данным с транспондера, но и по госномеру.

А значит, заезжать на скоростное «кольцо» смогут все водители — имеющие и не имеющие дополнительные девайсы.

Что же собой представляет эта самая система? «Свободный поток» включает в себя аппаратную и программную составляющие.

На дороге устанавливается П-образная опора, оснащенная тремя камерами, лазерным датчиком и DSRC-антенной.

Устройства фиксируют три параметра: факт проезда автомобиля, его регистрационные знаки, а также габариты и количество осей транспортного средства для корректной классификации и списания средств.

Информация с аппаратного комплекса передается в центральную систему. Операторы в пункте управления отслеживают работу приборов в режиме реального времени — данные обновляются каждые 5 секунд.

На монитор выводится фотография транспортного средства, его регистрационный знак и скорость. Также автоматически определяется категория, марка, модель и количество осей автомобиля.

Читайте также:  Рено логан подушки безопасности где находятся

Дополнительный параметр — наличие у водителя транспондера.

Кроме того, у операторов есть дополнительные инструменты для анализа и корректировки данных. Им приходится «вручную» распознавать номера авто, если система по некоторым причинам — к примеру, из-за загрязнения госномеров — с этой задачей не справилась. Хотя, как показали тестовые испытания Free flow на трассе М4 «Дон», такая необходимость — скорее является исключением.

— Если «номер» не различить глазом, то, естественно, мы теряем пользователя и не можем взыскать средства.

Однако ожидается, что таких ситуаций будет мало, поскольку камеры распознавания регистрационных знаков, расположенные на рамках, «считывают» как передние, так и задние номера машины, — подчеркнул Игорь Антропов, директор департамента информационных технологий и интеллектуальных транспортных систем ГК «Автодор».

Главное преимущество «Свободного потока» перед классическими пунктами взимания платы очевидно. Водителю не нужно останавливаться или притормаживать, чтобы рассчитаться за проезд.

В конечном счете это экономит время, ведь под рамками Free flow можно проезжать на максимальной разрешенной скорости — то есть на 110 км/ч.

К слову, система работает корректно и при больших числах на спидометрах машин.

— Кроме того, «Свободный поток» позволит повысить уровень безопасности на трассе и даже улучшить экологию.

Ведь, как мы знаем, наибольшие выбросы вредных веществ в атмосферу автомобильными двигателями происходят именно в момент торможения и разгона транспортного средства, — отметил Андрей Лепихов, заместитель директора департамента инвестиционного и стратегического планирования ГК «Автодор».

Всего на ЦКАД установят 12 рамок Free flow, три из них — на третьем пусковом комплексе. В отличие от традиционных пунктов взимания платы, опоры с оборудованием располагаются не на съездах и въездах с радиальных трасс, а примерно в середине каждого участка.

Списание средств происходит под каждой рамкой, и оно равномерное. Если только речь не идет о скидках, предусмотренных при оплате за проезд с помощью транспондера T-pass: при прохождении по короткому (-15%), среднему (- 30%) или длинному маршруту (-50%).

Помимо этих бонусов, владельцы транспондеров T-pass могут рассчитывать на дополнительную экономию в размере от 3 до 15% суммы по Программе лояльности государственной компании «Автодор» (подробности об акции здесь). Подключиться к ней можно в Центрах поддержки и обслуживания или в личном кабинете на официальном сайте «Автодор — Платные Дороги» и в мобильном приложении «Автодор» (возрастное ограничение 3+).

Максимальная скидка на проезд по ЦКАД-3 от базового тарифа для пользователей транспондеров иных эмитентов (АО «НКД», ООО «СЗКК» и другие) составляет 15%. А вот тем, кто приобретает разовые электронные билеты или оплачивает задолженность за проезд, скидки не положены.

Что же касается самих тарифов, то дифференциация по времени суток и дням недели не предусмотрена — стоимость различается только по категориям транспортных средств. Оплатить проезд по ЦКАД, как мы уже сказали, можно с помощью транспондера, предварительно пополнив счет в личном кабинете на нужную сумму. Второй вариант, если устройства в распоряжении нет — приобрести электронный билет.

Внести оплату за использование скоростной дороги можно любым из удобных способов: на сайте компании «Автодор», в мобильном приложении «Автодор», через терминалы «Элекснет» или в Центрах поддержки и обслуживания на ЦКАД. При покупке билета необходимо указать предполагаемый маршрут, дату и время поездки, а также госномер и категорию транспортного средства. Если какие-либо данные внесены с ошибкой, проезд считается неоплаченными.

Скриншот: avtodor-tr.

ru/ru/tskad

Что же делать тем, кто заехал на ЦКАД без транспондера (или с таковым, но без достаточной суммы средств) или билета? Погасить задолженность нужно в течение 5 дней: для этого необходимо воспользоваться одним из тех же способов, что и в случае с покупкой электронного билета. Для оплаты потребуются регистрационный знак машины, номер телефона плательщика и адрес электронной почты.

Если водитель не успевает оплатить проезд в отведенный срок, то ему выносится постановление об административном правонарушении. С этого момента у автомобилиста есть еще 60 дней на погашение задолженности.

После того как сумма поступает на счет, штраф аннулируется.

Если же пользователь пропускает и этот срок, то ему, помимо проезда, придется оплатить и стоимость проезда, и штраф — для автомобилей 1 и 2 категории — 2500 рублей за проезд каждой рамки взимания платы, 3 и 4 — 5500.

Правда, пока соответствующие поправки в КоАП РФ прошли лишь первое чтение в Государственной думе. До тех пор, пока их не примут окончательно, штрафовать «безбилетных» водителей не будут. Однако это вовсе не значит, что ЦКАД-3 можно использовать, не рассчитываясь за проезд. Ведь задолженность может быть взыскана с неплательщиков в судебном порядке.

Выясняем, почему скоростные трассы для бизнеса выгоднее Введение безбарьерного проезда на платных автодорогах с 26 октября 2020 года Выясняем, почему скоростные трассы для бизнеса выгоднее

С платных дорог уберут шлагбаумы

Госдума в окончательном чтении приняла поправки в закон об автомобильных дорогах, которые предусматривают введение на платных участках системы безбарьерного проезда «Свободный поток». Однако по-прежнему не решён вопрос со штрафами за проезд без оплаты.

Безбарьерный проезд подразумевает отсутствие классических пунктов взимания платы (ПВП) со шлагбаумами.

Комплект оборудования «Свободного потока» представляет собой: камеры, фиксирующие факт проезда автомобиля и считывающие номера; лазерные датчики, определяющие габариты авто; антенны, распознающие транспондеры (автономное бортовое устройство для бесконтактной регистрации и обеспечения возможности оплаты проезда). В сентябре такие комплекты установили на рамки на участке ЦКАД-3, соединяющем трассы М-11 «Нева» и М-7 «Волга».

Пять суток на оплату проезда, если нет транспондера

В соответствии с поправками в закон, при системе «Свободный поток» автомобили, смогут проезжать под рамкой, не снижая скорости. Затем, если машина оборудована транспондером, то плату за проезд спишут автоматически.

Если же транспондера нет, то закон предоставит пользователю дороги возможность в течение пяти суток оплатить проезд. То есть вводит возможность постоплаты. Изначально речь шла о 24 часах для постоплаты.

Вероятно, сервис будет размещён на сайте «Автодор — платные автодороги», а оплата будет проходить по номеру транспортного средства. Ранее инициаторы проекта сообщали о планах ввести предоплату проезда по платным дорогам.

Разговоры о введении системы «Свободный поток» на платных дорогах идут несколько лет. В 2016 году систему тестировали на Северном обходе Одинцово.

Вопрос со штрафами пока не решён

Для работы системы «Свободный поток» необходимо условие в виде ответственности за проезд без оплаты. Пока она не предусмотрена, хотя этот вопрос обсуждают уже 6 лет.

Введение безбарьерного проезда на платных автодорогах с 26 октября 2020 года

Шлагбаумы на пункте взимания платы

Ещё в 2017 году Минтранс разработал законопроект о штрафе в 5 тыс руб. за бесплатный проезд по платным трассам. Он предусматривал, что водителей начнут штрафовать с 1 января 2019 года.

Проект поправок в КоАП, который вводит штраф в 2,5 тыс руб. для легковых авто и 5 тыс руб. для автобусов и грузовиков, на данный момент прошёл только первое чтение в Государственной думе.

На данный момент в Одинцовском округе проходит одна платная автодорога — Северный обход Одинцово. Однако уже в 2021 году может стать платным проезд по участку 33-84 км Минского шоссе. Также пункты взимания платы запланированы на выезде из Трёхгорки на Северный обход.

При этом проходящий по территории Одинцовского округа участок ЦКАД-5 будет бесплатным, тогда как остальные участки кольцевой дороги будут платными. ЦКАД была изначально запланирована под режим оплаты проезда «Свободный поток».

88.214.236.20

Как экономить на платных дорогах с помощью транспондера

Диана Макарова

ездит на машине на юг

Профиль автора

Четыре года подряд мы всей семьей ездим на машине на море — из Санкт-Петербурга в Геленджик.

Путь неблизкий — 2253 километра. Это трое суток в машине с остановками на ночлег. Чтобы не задерживаться в пробках, мы едем по платной дороге М-11 до Москвы, а затем — по М-4 до Новороссийска. В 2017 году проезд по платным дорогам обошелся нам в 4 тысячи. В августе 2019 года мы арендовали транспондер — устройство, которое автоматически платит за проезд, — и сэкономили 1174 Р.

В статье расскажу, что это за устройство, как им пользоваться и сколько получится сэкономить в 2021 году.

Транспондер выглядит как небольшая коробочка, которая приклеивается на лобовое стекло. Важно прикрепить его на стекло за зеркалом заднего вида, чтобы данные с транспондера легко считывались, когда вы проезжаете пункты оплаты.

Заряжать транспондер или менять в нем батарейки не нужно — в устройстве уже установлена батарея, срок работы которой около 5 лет.

Читайте также:  Как поменять салонный фильтр на рено логан

Так выглядит транспондер на лобовом стекле: белая коробочка с надписью «Автодор»

Например, транспондер «15-58 М-11» даст скидку на проезд по трассе М-11 «Нева», а транспондер «Главная дорога» — на участках Северного обхода Одинцова, трассы М-11 и Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге.

Я пользовалась транспондером T-Pass, потому что он предоставлял скидку на нужных мне дорогах по пути к морю:

  • М-4 «Дон» — от 21 до 211 км;
  • М-11 «Нева» — от 258 до 334 км.

Еще транспондер T-Pass дает скидку на трассе М-3 «Украина» — от 124 до 194 км, — но в мой маршрут она не вошла. Также по транспондеру Т-Pass можно проехать по платной дороге ЦКАД с безбарьерной системой взимания оплаты со скидкой до 50%.

Транспондер можно купить или арендовать. Мы с семьей ездим по платным дорогам раз в год, поэтому нам выгоднее арендовать. Но вот тем, кто постоянно ездит по платным дорогам, выгоднее все-таки купить транспондер.

Избранные статьи для автомобилистовКак ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в рассылке для автолюбителей

Транспондер T-Pass продает ООО «Автодор — платные дороги». Эта компания — дочка ГК «Российские автомобильные дороги». Организация следит за тем, чтобы все водители оплачивали проезд по платным участкам дорог. И она же продает транспондеры, чтобы водители охотнее выбирали платные участки.

Транспондер T-pass «Автодора» в их официальных офисах продаж стоит от 1350 Р. В интернет-магазинах он стоит дороже: на «Яндекс-маркете» — 1420 Р, а в «Онлайн-трейде» — 1450 Р.

В интернет-магазинах транспондер стоит дороже, чем в официальных офисах продаж

Лучше покупать в «Автодоре»

Арендовать транспондер можно только у представителей «Автодора» — либо в офисах компании, либо на трассах. Например, на 136 км и 168 км дороги М-3 «Украина» и на 89 км, 208 км, 545 км и 647 км дороги М-11 «Нева».

Вернуть устройство можно в любой пункт — необязательно возвращаться именно туда, где вы его брали. Я взяла свой транспондер в аренду на 545 км дороги М-11 «Нева», а вернула уже в пункте продаж Санкт-Петербурга.

С браком и поломками здесь тот же принцип, что и с любыми другими товарами: если вы выявили неисправность, то вправе вернуть устройство для замены или починки. Если уже в процессе возврата обнаружат какие-либо поломки, связанные с неправильной эксплуатацией устройства, то придется выкупить транспондер. У меня таких проблем не было: за 18 дней с устройством ничего не случилось.

Так выглядит акт приема-передачи транспондера. Специалист осмотрел устройство и написал, что никаких повреждений нет

В офисе отдельно продают держатели и специальный пакет, который блокирует сигнал, — этакая шапочка из фольги для транспондера

Транспондер лучше крепить за зеркалом заднего вида, потому что в автомобилях часто используют дополнительное покрытие на лобовом стекле — оно может помешать считыванию сигнала. А за зеркалом такого покрытия нет.

Настраивать сам транспондер не придется — нужно только зарегистрировать личный кабинет на сайте «Автодора». С устройством во время этого процесса ничего делать не нужно.

Как крепить. Сначала я очистила и обезжирила стекло спиртовой салфеткой — она была в комплекте с транспондером. Затем сняла защитную пленку с клеевой основы устройства и плотно прижала его к ветровому стеклу на 10 секунд.

В правилах было написано, что температура стекла должна быть выше +10…15 °C, но в тот день было заметно холоднее.

Это не помешало транспондеру держаться как надо: за всю дорогу он не отклеился, а когда пришло время его снимать, я его еле отодрала.

Как зарегистрировать личный кабинет. Если вы арендовали транспондер в пункте продаж и обслуживания, то у вас персонифицированный транспондер, это важно учитывать при регистрации. Это значит, что система уже создала лицевой счет по вашим паспортным данным, а вы можете привязать еще несколько устройств к счету.

Я арендовала транспондер в официальном пункте продаж. В договор внесли мои паспортные данные, поэтому устройство сразу было персонифицированным.

Чтобы создать личный кабинет, я зашла в раздел «Регистрация» на сайте «Автодора». Там ввела ФИО и подтвердила электронную почту.

После этого система предложила мне привязать транспондер к счету — для этого нужно указать номер договора и паспортные данные.

Данные нужно взять из договора и паспорта

Номер лицевого счета — это цифры до первой косой черты в номере договора Если все данные ввели правильно, в личном кабинете будет видно, сколько денег на счете

Пополнить счет можно несколькими способами: наличными в любом центре обслуживания и продаж, в приложениях Тинькофф-банка, «Росбанка», «Уралсиба» или Сбербанка, на заправках «Лукойла» или картой в личном кабинете на сайте «Автодора». Последний способ мне показался наиболее удобным — я просто вводила данные карты и нужную сумму на сайте, подтверждала операцию и сразу же видела, что счет пополнен.

Если вы сдаете транспондер, а на счете остаются деньги, их можно вернуть. Для этого необходимо написать заявление в офисе продаж, где вы сдаете транспондер. Деньги придут в течение двух месяцев.

У въезда на платную дорогу установлены специальные пункты взимания платы с терминалами. В них можно расплатиться наличными или по карте. Водителям с транспондером нужно заранее перестроиться на полосу T-pass, снизить скорость до 30 км/ч и проехать практически без остановки. Полоса T-pass обычно зеленого или желтого цвета.

Когда машина проезжает через такой пункт, система определяет ее категорию в зависимости от высоты и числа осей. Чем больше категория, тем дороже проезд. Например, мой автомобиль Honda Stepwgn — минивэн, но относится к 1 категории, поэтому у меня минимальный тариф.

От категории зависит цена проезда. Обычно рядом со шлагбаумом стоит табло, где и высветится присвоенная вашему транспортному средству категория и сумма оплаты.

I — ТС с прицепом/без прицепа;
Мотоциклы с прицепом/без прицепа

II — грузовые и пассажирские ТС с прицепом/без прицепа

III — грузовые и пассажирские ТС

IV — грузовые и пассажирские ТС

На трассе M-4 тариф также различается в зависимости от дня недели. Тарифы в таблице действуют при проезде с понедельника по четверг. При проезде днем с пятницы по воскресенье по участку 21—62 км трассы М-4 «Дон» водитель легкового автомобиля заплатит 80 Р наличными или 68 Р через транспондер.

По пути из Санкт-Петербурга до Геленджика я проехала по трассам M-4 и M-11. Скидка зависит от трассы и количества пройденных пунктов, но в общем составляет 22%.

По трассе «Дон» скидка 15% на все пункты, по трассе «Нева» — в среднем 28%, а на некоторых участках — 30%. Посчитаю, сколько получится сэкономить в 2021 году, в таблице.

Санкт-Петербург — Геленджик

Обычная цена в будни

3000 Р

Цена с транспондером

2352,5 Р

Цена с транспондером

4705 Р

Из суммы 1295 Р вычитаю аренду транспондера: 18 дней × 5 Р = 90 Р. Итого за путешествие получается сэкономить 1205 Р. Но можно еще больше.

Ночной тариф. В моей таблице суммы посчитаны для дневного времени. Ехать ночью дешевле в два раза. Плюс 20% скидка по транспондеру.

Важно, что на цену абонемента не влияет, в какое время суток вы планируете проезжать пункт оплаты. Поэтому его выгодно покупать тем, кто часто ездит днем.

Программа лояльности работает так: водитель копит бонусные баллы, а затем меняет их на скидку.

Баллы начисляют за проезд по платным участкам трасс М-4 «Дон», М-3 «Украина» и М-11 «Нева» с 58 по 149 км и с 208 по 646 км. За проезд каждого участка начислят 100 баллов.

А если участок длиннее 100 км, то за каждые 50 км — еще по 100 баллов. При приобретении скидки баллы списываются, но не перестают накапливаться.

Количество баллов

Предоставляемая скидка

  1. Узнайте заранее, какие платные участки встречаются на вашем пути. От этого будет зависеть тип транспондера, который вам подходит.
  2. Для длительных поездок раз в год выгоднее арендовать транспондер, а не покупать.
  3. Пополняйте счет транспондера заранее, а не перед пунктом оплаты. На трассе могут быть проблемы с интернетом.
  4. Не теряйте документы на транспондер — номер договора еще пригодится.

Есть бесконтакт

Госдума приняла законопроект, необходимый для запуска на платных дорогах системы free-flow — безбарьерного проезда с автоматическим списанием денег со счета прямо во время движения.

Технология впервые будет применена на Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД), большую часть которой обещано запустить уже до конца 2020 года.

Правда, для работы free-flow нужно еще два закона и постановление правительства, работа над которыми началась недавно.

Вчера Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ».

В документе описаны принципы работы системы безбарьерного проезда по платным трассам, когда для оплаты не нужно останавливаться перед шлагбаумом, а деньги списываются автоматически во время движения (технология «свободный поток», или free-flow). Перспективы внедрения такой технологии в РФ обсуждаются с 2014 года, “Ъ” рассказывал об этом.

Когда в салоне машины установлено «электронное средство регистрации проезда» (бесконтактный транспондер), при проезде средства со счета списываются автоматически, говорится в законопроекте.

Если у водителя нет (или недостаточно) денег на счете либо у него нет транспондера, он обязан будет оплатить проезд в течение пяти дней с момента фиксации проезда. В противном случае последует штраф — его закрепят в КоАП.

О судьбе этого законопроекта “Ъ” рассказывал в начале года: санкция 2,5 тыс. руб. для водителей легковых авто, 5,5 тыс. руб.— для водителей грузовиков и автобусов. Оператор платной дороги обязан информировать водителей о задолженности, но каким образом, в законопроекте не сказано.

Компания не будет нести ответственности за некорректное списание платы и формирование задолженности, если «нарушен установленный оператором порядок проезда, скоростной режим движения и дистанция» либо если транспондер неправильно размещен под стеклом.

Такие нормы содержатся в проекте «правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автодорогам», который Минтранс опубликовал на днях на regulation.gov.ru.

Для оперативного информирования водителя о задолженности и путях ее погашения нужно использовать сразу несколько каналов — СМС-рассылку, информацию на электронном табло при проезде пунктов оплаты, push-сообщения в приложения и т. д., считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

По его мнению, это необходимо отразить в правилах работы для операторов. Пятидневный срок должен отсчитываться не с момента фиксации проезда без оплаты, а с момента информирования водителя о задолженности, настаивает эксперт.

Также необходимо закрепить минимальный порог долга, при котором постановления не выносятся (например, 10–20 руб.), говорит Петр Шкуматов.

Читайте также:  Замена кпп ваз 2110 своими руками

Первая трасса, где будет применена технология free-flow,— это ЦКАД: традиционных способов оплаты проезда (ПВП со шлагбаумом) на ней в принципе не предусмотрено.

На днях госкомпания сообщила, что на северо-восточном участке ЦКАД (3-я секция) уже установлены рамки для free-flow с камерами, считывающими номера машин, лазерными датчиками для определения габаритов машин и другое оборудование. График запуска участков ЦКАД закреплен распоряжением правительства, власти заявляли, что собираются открыть ЦКАД-3 в октябре 2020 года.

В мае 2020 года вице-премьер Марат Хуснуллин говорил: «Сроки уже переносились не один раз, поэтому больше допустить срывов мы не можем». В июне он же обещал запустить 75% кольцевой дороги до конца года.

При этом поправки к КоАП со штрафами за безбилетный проезд (внесены в парламент в конце 2019 года) даже не рассматривались в первом чтении. Законопроект уже поддержали в администрации президента, скоро их «возьмет в работу» профильный комитет, говорит знакомый с ситуацией источник “Ъ” в парламенте.

«У Госдумы в целом и у комитета есть свой график работы, сейчас приоритетным является все, что реализует поправки к Конституции»,— заявил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. Также необходимы изменения в Бюджетный кодекс: проект внесен в 2019 году, но опять-таки не рассматривался.

Проект правил взимания платы от Минтранса, в свою очередь, проходит общественное обсуждение — процедура заканчивается 5 октября.

Иван Буранов

Приехали: Вторая беда России повышает ставки

Дальнобойщикам скоро вновь придется раскошеливаться. Как, собственно, и всем остальным, кому требуется — по работе или личным делам — ездить по платным дорогам. А их у нас за последние годы появилось немало.

Особенно в центре страны. Целая сеть скоростных магистралей, мостов, путепроводов. Что, конечно, хорошо. Правда, с оговоркой: если бы не тарифы, зачастую «грабительские». Минтранс, впрочем, таковыми их не считает.

В ЕС, мол, они на 35,5% выше.

Скоро, похоже, сравняются с тамошними.

В минувший понедельник стало известно о предложении Минтранса установить на российских платных дорогах европейские тарифы. «Чтобы финансировать строительство новых и обслуживать долги «Автодора». Предыдущие были установлены в 2016 году, и, по мнению чиновников, «уже явно недостаточны».

Нынешний, 2021-го года «необходимый уровень максимального размера платы составляет 5 руб. за 1 км», — говорят авторы проекта постановления. — Эти цифры относятся к платным дорогам, созданным в результате реконструкции.

Для платных дорог, созданных в результате нового строительства, предлагается установить максимальную плату в размере 8 руб. за 1 км. За проезд по искусственным сооружениям (мосты, путепроводы) — до 29 руб.

за километр» (сейчас она 21 руб. — авт.).

Это цены для легковушек. Для фур, автобусов и грузовиков свой максимальный тариф, круче. На дорогах — до 16,25 руб. за километр (ныне — 9,5 руб./км). На мостах и путепроводах — до 91,5 руб./километр (пока еще — 66,5 руб.).

Но, что интересно, тарифы 2016-го на месте ни года не стояли. Регулярно индексировались. И кроме этого, постоянно повышались.

Только в нынешнем году стоимость автомобильных грузоперевозок выросла, по экспертным данным, примерно на 20%.

В среднем цена перевозки на 1 км по ключевым маршрутам при грузоподъемности 20 тонн достигла для тентовых грузовиков 40 руб., для изотермических фургонов — 50 руб., для рефрижераторов — 55 руб. Это всё без НДС.

По данным компании «Индекс ATI. SU», который аккумулирует данные по крупнотоннажным перевозкам по ста самым популярным направлениям, перевозки из Москвы в Петербург прибавили 26,8%.; из Москвы в Кострому, Ярославль, Липецк — плюс 45%.

Маршрут Москва — Краснодарский край добавил в среднем 46%. А Новосибирск — Тюмень аж +52,8%. При том, что число перевозок, резко сократившихся было в первый год пандемии, к середине текущего года, «догнало» уровень 2019-го.

То есть, дорожные операторы в накладе точно не остались.

Заодно с Минтрансом выступает Российский союз промышленников и предпринимателей. Точнее, его глава, видный единорос Александр Шохин.

Он предложил рассмотреть вопрос о введении платы за проезд фур по дорогам не только платным, но и регионального значения.

Очень переживает за глав регионов, денно и нощно, по его словам, озабоченных тем, что фуры уходят с платных дорог на альтернативные, тем самым «убивая» их. Так и заявил на днях на заседании президиума Госсовета по стратегии развития транспортной отрасли.

Добавив, что «в этой связи предложение о введении платы по региональным дорогам, безусловно, имеет право на существование. В случае принятия решения о данном сборе, властям необходимо обеспечить качество дорог и довести их до нормативного состояния».

За счет чего и кого, интересно, будут обеспечивать — с помощью высоких тарифов? Транспортного налога? Самих перевозчиков?

Вспоминается моя поездка двухгодичной давности в городок Печоры Псковской области. Близ него проходит одна из четырех действующих в том регионе платных дорог (общая их протяженность 226 км). Эта тянется от Старого Изборска до границы с Эстонией (29,8 км). Не едешь, а мучаешься из-за многочисленных неровностей, выбоин. Сервис отсутствует.

Полос всего две. Освещения скорее нет, чем есть, так как имеющееся включается местами и не всегда. Зато тариф «сказочный» — порядка 300 руб. Это если едешь на отечественной легковушке. Если на иномарке ещё плюс энная сумма. Как будто это иномарки «доканчивают» дорогу, а не дорога их. Водителям большегрузов приходится выкладывать до тысячи руб.

Данная трасса не построена. Она была лишь немного подремонтирована. Когда именно уже никто не помнит. В областной администрации тоже, так как состав её не раз менялся за минувшие годы.

Подлатали, поставили вагончики со шлагбаумом и объявили платной. Местные называют её «михайловской», в честь губернатора Псковской области М.

Ведерникова, который пошел чуть дальше предшественников, заменив местами асфальт и нанеся, опять же местами, разметку…

Не обойдет рост тарифов, конечно, и «Платон».

Эта электронная система взимания платы за передвижение по федеральным трассам грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн вне зависимости от их экологического класса, вызвала шесть лет назад резкое неприятие у дальнобойщиков.

Дело дошло до многотысячных митингов, как владельцев, так и водителей большегрузов. Продолжались протесты больше года. Основными их причинами стали тогда завышенные тарифы и полное игнорирование Кремлем мнения специалистов.

Как сейчас — оправдал себя «Платон»? Повысилось качество российских дорог, как обещала, с его введением, федеральная власть?

Стала набирать номера мобильных телефонов знакомых питерских дальнобойщиков. Кто-то не отвечает. Кто-то сбрасывает звонок. Как Михаил Щипачев, общительный, каким он мне запомнился, мужчина немногим за 50. Его водительский стаж превышает 35 лет. С 2005 года он был индивидуальным предпринимателем. Бизнес шел у него «по нарастающей».

Он долго не реагировал на мои настойчивые к нему дозвоны. Наконец, сдался.

— Так говорить-то не о чем, потому и не отзывался, — сказал Михаил. — Я ушел из этого бизнеса. Не работа, а одна нервотрепка была в последние годы. Да и не выгодно стало. Себе в убыток. А у меня семья, дети. За все это «спасибо» «Платону». То есть, тем, кто его придумал и «пробил».

«СП»: — Сейчас ваша работа как-то связана с перевозками?

— Слава богу, никак не связана. «Наигрался» в машинки. И в частный бизнес тоже. Хватит.

Поговорить более предметно удалось с коллегой Щипачева, активистом протестных акций 2015/16 годов Александром Расторгуевым.

«СП»: — Александр Викторович, с введением в действие системы «Платон» федеральные трассы в России стали лучше?

—  Нет, конечно. Это вряд ли вообще предполагалось.

«СП»: — Но как же, ведь нам говорили…

 — Нам много чего говорят. Послушаешь, так живем уже лучше всех в мире, в полном достатке, в процветающем государстве, а наше правительство — мудрейшее из мудрейших… Увы, дорог в стране по-прежнему по пальцам можно перечесть. В основном, как и было, одни направления. Что в центральной части РФ, что за Уралом, в Сибири.

В Сибири они, конечно, просто уникальные. По ним не то, что на грузовом транспорте, даже на велосипеде ездить опасно. Особенно в распутицу. Разве что кое-где их иногда латают. «Ямочным» способом.

И то главным образом после какой-нибудь очередной громкой аварии… Да что Сибирь! Я вот ездил недавно на своей легковушке из Петербурга в Москву.

«СП»: — По новенькой платной трассе М-11 «Нева», открытой в ноябре 2019-го года? С сервисом европейского уровня через каждые три-пять км пути?

 — Ха-ха! Оценил ваш юмор. Сервиса никакого нет. И сама трасса все ещё достраивается. В районе Твери, например, приходится съезжать на бесплатную и ехать почти 60 км, чтобы вернуться на М-11. Но это для тех, кто не считается ни со временем, ни с деньгами. Денег на весь маршрут уходит до 3 тысяч рублей. При условии, что ни разу не превысил скорость. А это практически невозможно.

Трасса, нам говорят, скоростная. Но допустимая скорость на ней почти как в городе. Получается дорого и долго, с учетом двухполостности (для такой-то оживленной и востребованной дороги!), а также съезда у Твери. Впрочем, многие, и я в их числе, предпочитают съезжать раньше, у Вышнего Волочка. Уходим на региональную дорогу, качеством похуже, с пробками, но зато не в убыток себе.

«СП»: — Почему, на ваш взгляд, «Платон» не оправдал себя?

 — Он на это и не был рассчитан. К данной затее, как было понятно с самого начала, причастны фирмы, принадлежащие ближнему кругу президента страны.

Их владельцы в какой-то момент видимо решили, что дальнобойщики слишком богаты, надо их немножко «постричь», а там, глядишь, и сами обанкротятся. Вот и раскрутили кампанию с доплатой «за дороги». Себе карманы набили, а о дорогах забыли.

Потому и задумали сейчас повышать тарифы за платный проезд. А вы думали, они о водителях заботятся? О новых качественных, европейского уровня трассах?

Ссылка на основную публикацию