Регресс за отсутствие техосмотра у любых транспортных средств с 1 марта 2021 года

Показать содержание

  1. Новый штраф за непройденный техосмотр появится с 1 марта 2021 года и составит 2 000 рублей.
  2. С этой же даты страховые компании смогут выставить регресс виновнику ДТП, но только если оно произошло по причине неисправности автомобиля.
  3. Но и до вступления в силу нового закона страховые имели право на регрессное требование, а инспекторы ДПС – выписывать постановления, но только для определённых категорий транспорта (такси, автобусов и других).

Новые законы в ОСАГО вводятся в 2021 году достаточно часто. К сожалению для автовладельцев, большинство из них ухудшают наше положение.

В этой статье поговорим об очередном изменении в законодательстве по части ужесточения ответственности за отсутствие техосмотра – точнее, диагностической карты.

 Поправки ждут вступления в силу, хотя уже были перенесены однажды. Также выясним, когда они вступят в силу.

Что за новый закон?

Речь идёт о 2 нормативно-правовых актах, и они вносят 2 главных изменения:

  • новый штраф за езду без техосмотра в том числе для легковых автомобилей – Федеральный закон №219,
  • регресс за отсутствие диагностической карты при ДТП – ФЗ №122.

Обратите внимание, право регрессного требования существовало и ранее, но работало это не для всех автомобилей на дорогах России, а только определённых категорий коммерческого и грузового транспорта. Аналогичным образом работало и наложение штрафа за непрохождение техосмотра. Ниже мы рассмотрим подробнее все изменения.

Регресс за отсутствие техосмотра у любых транспортных средств с 1 марта 2021 года

Теперь давайте подробнее выясним суть поправок!

Новый штраф за отсутствие ТО – это правда?

Да. Изменения вносятся в Административный кодекс РФ. Так, в нём была часть 2 статьи 12.1, которая предусматривала ответственность в виде штрафа 500-800 рублей за управление машиной без пройденного технического осмотра. Но с большой тонкостью – под эту норму подпадали только определённые категории транспортных средств:

  • штраф за отсутствие техосмотра накладывался на легковые и грузовые такси,
  • автобусы,
  • грузовики, оборудованные для перевозки людей (более 8 человек),
  • машины для перевозки опасных грузов.

Планирующиеся поправки вводят наказание за это совсем в другую статью – 12.5, которая обзаведётся частью 1.1, и именно новая норма будет предусматривать штраф за езду без техосмотра не только для специализированного транспорта, а для всех автомобилей без исключения, для которых обязателен допуск к участию в дорожном движении.

Таблица сравнения наказания за непройденный техосмотр

Было Станет
Штраф был предусмотрен частью 2 статьи 12.1 КоАП РФ за управление ТС с нарушением техосмотра Наказание предусматривается уже частью 1.1 статьи 12.5 за ТО как неисправность, при которой запрещено управление.
Ответственности подлежали только водители такси, автобусов, автомобилей, перевозящих опасные грузы, а также грузовые авто с числом мест более 8. Отсутствие техосмотра на любом легковом или грузовом автомобиле влечёт вынесение постановления с санкцией в размере 2 тысячи рублей.

Какой размер?

Сумма штрафа по новому закону составит 2 000 рублей.

Как мы уже упоминали выше, речь идёт о Федеральном законе №219-ФЗ, который в своей статье 1 (подпункт «б») предусматривает внесение изменений в КоАП России:

11. Управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, влечёт наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

Регресс за отсутствие техосмотра у любых транспортных средств с 1 марта 2021 года

Сколько штраф, если осмотр просрочен?

Обратите внимание, в законодательстве 2021 года вообще нет такого термина, как «просроченный техосмотр». Проще говоря, если срок действия вашей диагностической карты истёк, то технический осмотр, соответственно, считается непройденным (своевременно) – то есть он заведомо отсутствует.

Поэтому в данном случае вам также выпишут штраф суммой 2 тысячи.

Регресс за ДТП без диагностической карты – тоже правда?

Да, истинная. Так как речь идёт именно о страховании ОСАГО, то данную отрасль прежде всего регулирует главный её закон – ФЗ-40 Об ОСАГО. Есть в нём статья 14, которая предусматривает право регрессного требования, и в пункте 1 перечисляются условия, при которых страховая компания имеет право его выставить виновнику ДТП.

Среди прочего там есть отсутствие диагностической карты. Но до изменений речь шла о тех же типах автомобилей, что и штраф выше: автобусов, грузовиков для перевозки пассажиров, такси и машин с опасными грузами.

Но по новому закону (ФЗ №122 О внесении изменений в некоторые законодательные акты) поправки здесь происходят не аналогично штрафу – при отсутствии действующего техосмотра на автомобиль регресс не будет выставлен безусловно, а только в тех случаях, когда ДТП произошло по причине неисправности машины.

Таким образом, возможны 3 варианта развития сценария событий при аварии:

  1. если на автомобиле виновника отсутствует техосмотр, а ДТП произошло не по причине неисправности (не уступили дорогу, не соблюдали дистанцию, превышали скорость и так далее), то регресса в таком случае не будет и не может быть,
  2. при тех же условиях, но если к аварии привела какая-либо неисправность, то вот тогда и будет выставлено регрессное требование виновнику,
  3. и в любом случае страховая потребует деньги, если речь идёт о такси, автобусе, грузовике с числом мест более 8 или автомобиле, оборудованном для перевозки опасных грузов, даже если ДТП произошло не из-за поломки такого авто.

К числу наиболее распространённых таких неисправностей можно отнести:

  • неработающую тормозную систему,
  • внезапно отказавшее рулевое управление,
  • отвалившееся колесо,
  • лопнувшее, к примеру, из-за износа колесо,
  • и все другие неисправности, которые, как правило, выявляются в ходе проведения технического осмотра.

Что вообще такое регресс?

В ОСАГО это право страховщика к взысканию с причинителя вреда полный размер издержек по возмещению вреда потерпевшему лицу.

Проще говоря, регресс – это та сумма денег, которую страховая компания выплатит потерпевшим в ДТП или оплатит автосервису за восстановление автомобиля после аварии по направлению на ремонт.

Когда вступает в силу?

И, собственно, о самом главном! Изменения и в КоАП РФ, и в закон Об ОСАГО должны были вступить в законную силу ещё с 1 июля 2020 года. Но в связи с пандемией коронавируса в России эту дату отложили.

После переноса срока вступления закона новая дата – 1 марта 2021 года. Именно с этого дня сотрудники ГИБДД смогут законно выписывать штраф за езду без техосмотра, а страховые компании при условиях, описанных выше, выставят регресс виновникам ДТП.

А сам перенос даты инициирован Федеральным законом №98-ФЗ от 8 июня 2020 года.

Что будет, если ездить без техосмотра в 2021 году: штрафы и регресс по ОСАГО

Регресс за отсутствие техосмотра у любых транспортных средств с 1 марта 2021 года

Большая реформа техосмотра в России стартовала с 1 марта 2021 года, но большая часть автомобилистов почувствует ее только после 1 октября. Почти все ранее выданные диагностические карты было решено продлить на полгода, чтобы не допустить столпотворения на пунктах техосмотра. Многие не до конца понимают, как все это работает и что нужно делать рядовому автовладельцу. Поэтому мы подробно разбираем, что будет, если ездить на авто без техосмотра, и когда его все же стоит пройти.

С тех пор, как проведение обязательного техосмотра убрали из обязанностей ГИБДД, его жестко «привязали» к оформлению ОСАГО. По общему правилу, транспортное средство не может выезжать на дороги, если у водителя нет страхового полиса.

А полис не выдадут, если авто не прошло техосмотр.

На первый взгляд, все должно работать как часы – ГИБДД освободили от непрофильных обязанностей, у операторов ТО появилась работа, а все машины на дороге находятся в исправном состоянии.

Реальность, как мы знаем, далека от этого – пункты ТО превратились в конторы по продаже диагностических карт о прохождении техосмотра.

Как рассказывали источники в отрасли, некоторые операторы даже не распаковывали купленное для техосмотра оборудование – а просто вносили данные в систему (ЕАИСТО) за определенное вознаграждение.

По статистике, 80-90% автомобилей вообще никогда не проходили техосмотр в реальности, а по всем правилам (с проверкой по всем 70 пунктам) его не проводит вообще никто.

Чуть сложнее ситуация у страховых компаний: им не очень выгодно, когда разваливающийся на части автомобиль выезжает на дороги (это риск ДТП, что означает убытки), но если сильно ограничить выдачу диагностических карт, продавать страховки будет некому. Поэтому долгие годы существовала негласная договоренность – операторы пунктов ТО «продавали» диагностические карты, страховщики продавали по ним полисы ОСАГО, а техническое состояние транспорта было на совести его владельца.

К тому же, есть несколько нюансов в правилах, из-за которых полис ОСАГО в теории можно оформить и без формального прохождения техосмотра:

  • если автомобилю меньше 4 лет. В расчет идет год выпуска ТС – например, максимум в 2021 году должны пройти техосмотр владельцы авто, выпущенных в 2018 году;
  • если срок действия диагностической карты истек, когда полис ОСАГО уже оформлен. Некоторые страховщики буквально злоупотребляют этим – иногда можно оформить полис ОСАГО с даты, когда ДК уже не действует (хотя на момент оформления действует). Это считается нарушением, ведь езда без техосмотра запрещена – но до сих пор не введены штрафы за отсутствие диагностической карты – последствия будут только в случае ДТП;
  • если срок действия диагностической карты закончился после 1 февраля 2021 года. Хотя формально диагностическая карта у такого авто действует – ее срок продлевается на полгода (хотя реальный осмотр автомобиль, конечно же, не проходит).

Но самый распространенный способ оформить ОСАГО, не проходя техосмотр – «купить» диагностическую карту. По новым правилам это стало сложнее, но все, кто сделал это до 1 марта 2021 года, остаются с действующим техосмотром как минимум до даты истечения карты.

Так что водитель может не нарушать ПДД и ездить со страховкой, при этом не проходя реального техосмотра – и такие ситуации встречаются достаточно часто.

Новые правила – фотомонтаж в помощь?

Чтобы не дать недобросовестным операторам техосмотра «торговать» диагностическими картами, МВД несколько лет готовило большую реформу техосмотра.

Главной задачей было сделать так, чтобы операторы не смогли вносить данные о техосмотре в ЕАИСТО, не проведя по факту сам осмотр. Первой идеей было заставить операторов записывать процесс осмотра на видео – это сняло бы любые подозрения.

Но, когда посчитали стоимость оборудования (на стороне операторов и на стороне МВД), решили ограничиться двумя фотографиями.

Вообще же поправок достаточно много:

  • обязательная фотофиксация процесса техосмотра с географическими метками на фотографиях. Авто нужно сфотографировать до начала и после завершения техосмотра, причем геометка должна указывать на адрес пункта техосмотра (с небольшой погрешностью в 15 метров);
  • увеличены штрафы за «продажу» диагностических карт – юридические лица теперь рискуют заплатить до 200 тысяч евро за выдачу ДК без осмотра;
  • вводится понятие пропускной способности каждого пункта. То есть, пункт осмотра на одну линию больше не сможет выдать 200 диагностических карт за смену – если на одно авто нужно 30-40 минут, из этого высчитывается максимальное количество карт, которые сможет выписать оператор;
  • вводятся дополнительные требования к пунктам ТО. Они касаются как оборудования, так и клиентского сервиса (например, теперь там должен быть оборудован туалет для клиентов).
Читайте также:  Как купить полис ОСАГО онлайн в Росгосстрах?

Новые правила должны были вступить в силу с 1 июня 2020 года, но из-за пандемии и неготовности операторов вступление их в силу отложили на 1 марта 2021-го. А весной этого года оказалось, что операторы по-прежнему не готовы, и запуск реформы создаст километровые очереди у пунктов техосмотра (что само по себе не очень хорошо с эпидемиологической точки зрения).

В результате правительство просто продлило срок действия всех диагностических карт, которые заканчиваются после 1 февраля 2021 года, на полгода – но не ранее, чем до 1 октября. Соответственно, реформу отложили уже во второй раз – хотя на этот раз и частично.

Дело в том, что операторы пунктов ТО вложили миллиарды рублей в оборудование и ремонт, чтобы запуститься по новым правилам с 1 марта – а из-за продления ДК к ним просто никто не приедет.

Чтобы не оставить их совсем без дела, реформу все же запустили, причем ТО должны проходить те авто, которым исполняется 4 года.

Также уже по новым правилам проходят осмотр машины, у которых срок ДК закончился до 1 февраля, а также коммерческий транспорт.

Правда, недобросовестные «продавцы» никуда не делись – в ГИБДД обнаружили уже сотни записей в ЕАИСТО, по которым следует, что автомобиль получил ДК без заезда на пункт.

Эти «эксперты» научились пользоваться программами для фотомонтажа и подняли свои цены втрое – до 1500-2000 рублей (вместо 650-1000 ранее).

Как считает Алексей Поляков из FIT SERVICE, «покупать» техосмотр сейчас – идея так себе:

Проблема в том, что загружаемые экспертами фото никак не защищены – а отредактировать атрибуты фотографии (в том числе геометку) не очень сложно.

По сути, отличие новой системы от старой – в том, что «продавцы» онлайн-техосмотра теперь просят прислать 2 фотографии автомобиля, сделанные в определенных условиях.

А некоторые компании предлагают полный комплект услуг – автомобиль отгонят на станцию ТО, сфотографируют там и пригонят обратно.

Но в любом случае, это – не очень правильно, и в некоторых условиях может грозить автовладельцу проблемами.

Чем грозит фиктивный техосмотр или его отсутствие?

Все автомобили, которые выезжают на дорогу, должны пройти техосмотр. Но что касается ответственности за нарушение этой нормы, все не так очевидно – напрямую наказать водителя за отсутствие ДК или за фиктивный техосмотр в данный момент попросту не получится.

Многие СМИ пишут, что с 1 марта инспектор ГИБДД может оштрафовать водителя, управляющего ТС без диагностической карты, и ссылаются на статью 12.5 КоАП РФ.

Однако все не совсем так – эта статья вступает в силу с 1 марта 2022 года. Соответственно, чуть меньше, чем через год водителей действительно начнут штрафовать за это нарушение на 2000 рублей.

Сейчас получить штраф за отсутствие техосмотра могут только водители такси, автобусов и некоторых грузовиков.

Но, хоть прямой ответственности за езду без техосмотра в России пока нет, нарушать закон не стоит. И вот почему:

  • без техосмотра нельзя оформить полис ОСАГО, а езда без страховки наказывается штрафом в размере от 500 до 800 рублей;
  • если инспектор ГИБДД остановит автомобиль и выяснит, что водитель «купил» техосмотр (например, в базе нет фотографий или они явно поддельные), то он вправе аннулировать диагностическую карту;
  • если автомобиль с поддельным техосмотром или вообще без него попадет в ДТП, страховая компания выплатит сумму ущерба потерпевшей стороне. Но после этого страховщик сможет предъявить всю эту сумму виновнику аварии по правилу регресса.

Серьезнее всего в данном случае выглядит право регресса для страховой компании. Лимит ответственности страховщика – 400 тысяч рублей за ущерб имуществу и 500 тысяч за ущерб здоровью потерпевшего. Соответственно, при регрессе виновник рискует «попасть» на крупные долги, особенно если в ДТП пострадает дорогой автомобиль.

Как рассказал нам Андрей Лихачев из компании Хелп Консалтинг, в случае с регрессом возможны два варианта:

  • если у виновной стороны на момент ДТП закончился срок диагностической карты (хотя на момент оформления полиса ОСАГО она все еще действовала), страховая компания возместит ущерб потерпевшей стороне, а потом взыщет его с виновника;
  • если у виновника ДТП есть диагностическая карта, но техосмотр он прошел «фиктивно», страховщик может вообще отказать в выплате потерпевшей стороне. Дело в том, что из-за фиктивного техосмотра страховая компания может признать договор страхования недействительным – соответственно, возмещения по нему нее будет вообще. Отметим, что страховщики достаточно редко прибегают к этому варианту – доказать, что машина не проходила техосмотр (до 1 марта), слишком сложно.

Весной прошлого года автовладельцам разрешили оформлять полисы ОСАГО даже без техосмотра – из-за режима самоизоляции пункты оказались закрыты, поэтому власти дали отсрочку до конца сентября. И если водитель не оформил ДК до 1 октября, в случае ДТП после этой даты он рисковал попасть под регресс от страховой компании.

Нынешняя отсрочка в полгода работает по-другому – всем ранее выданным ДК, которые заканчиваются после 1 февраля 2021 года, добавили по 6 месяцев к сроку действия.

Соответственно, даже если водитель попадет в ДТП, под регресс он не попадет – потому что формально считается, что он прошел техосмотр в срок.

А доказывать, что техосмотр был фиктивным (по старым правилам) страховщик вряд ли станет.

Когда лучше пройти техосмотр по новым правилам?

Итак, все выданные ранее диагностические карты, срок действия которых истекает после 1 февраля 2021 года, автоматически продлеваются на полгода – и не ранее, чем до 1 октября.

Это означает, что водителям просто дали отсрочку в прохождении техосмотра по новым правилам (которые уже вступили в силу).

На этот раз правительство поступило грамотно – «удлиненные» сроки действия техосмотра будут истекать не одновременно у всех, а равномерно – и поэтому больших очередей на пунктах ТО быть не должно.

Тем не менее, россияне обычно предпочитают затягивать такие важные вещи до последнего момента – и даже там, где очередей быть не должно, они обязательно будут.

Новые правила техосмотра уже работают – и менее чем за полтора месяца операторы провели его у почти 900 тысяч автомобилей (при том, что отсрочку получили 14,5 миллионов машин). Очереди, если и были – то только в самом начале марта, как и сбои в работе новой электронной системы.

Что же делать водителям, которым сроки техосмотра продлили на полгода? Здесь нужно учитывать разные факторы:

  • когда по новым правилам истекает срок действия ДК. Если техосмотр нужно было проходить уже в феврале-марте, то у такого водителя осталось менее полугода. В этом случае Алексей Поляков советует проходить осмотр уже сейчас – по его словам, «1 октября ничего не изменится, разве что очереди могут появиться из тех, кто любит оттянуть неизбежное до последнего». Но если до даты истечения ДК еще долго, тратить деньги сейчас нет смысла;
  • в каком состоянии находится автомобиль. Если он объективно не способен пройти ТО без ремонта, а такой ремонт запланирован на ближайшее время, тогда лучше запланировать процедуру на более позднее время;
  • количество пунктов ТО и очереди на них. Если в городе не так много аккредитованных операторов, возможно, стоит записаться на ТО и пройти его пораньше – потому что ближе к октябрю очереди будут нарастать;
  • если планируется долгий отъезд, лучше тоже пройти техосмотр сейчас – потом будут очереди, а ездить без страховки просто нельзя.

Есть еще один аргумент в пользу того, чтобы пройти техосмотр сейчас, а не откладывать его на потом – это стоимость процедуры. Сейчас, как и до реформы, за диагностику автомобиля почти по 70 пунктам оператор берет не очень высокую плату – порядка 700-800 рублей. Стоимость определена на законодательном уровне, и операторы безуспешно пытаются ее поднять.

Но пока повысить расценки не удается, это лучший вариант пройти техосмотр по старым тарифам. Учитывая, что операторы потратили миллионы рублей на новое оборудование и лишились возможности «продавать» диагностические карты, поднятие цен – лишь вопрос времени.

Техосмотр в России: что изменилось?

В этом году в российское законодательство внесено много изменений, касающихся технического осмотра транспортных средств.

Например, поправки, ужесточающие требования для тракторов и прочей техники, стоящей на учете в Гостехнадзоре, приняты без особой публичности 23 сентября.

А еще часть изменений из-за пандемии была перенесена на более поздние сроки. Мы попытались собрать воедино все актуальные требования.

Как и когда проходить ТО?

Для мотоциклов, легковых автомобилей (кроме используемых в такси и для обучения вождению), грузовиков полной массой до 3500 кг, прицепов и полуприцепов прохождение ТО не требуется в течение четырех лет с года выпуска. В период с четырех до десяти лет ТО нужно проходить каждые два года, а после — ежегодно. Исключение распространяется лишь на прицепы к легковым автомобилям, принадлежащие физическим лицам: им ТО не требуется.

Для грузовиков (категория C) и автобусов (категория D), а также для автомобилей «легковой» категории B, которые используются в такси или для обучения вождению, закон предусматривает прохождение ТО один раз в год. А если машина старше пяти лет, то на техосмотр придется ездить каждые шесть месяцев.

Автомобили, зарегистрированные для перевозки опасных грузов, троллейбусы и трамваи сейчас должны проходить ТО каждые полгода. Но 1 марта 2021-го для троллейбусов и трамваев будет введена поблажка: экземпляры младше пяти лет станут проходить осмотр раз в год.

Тракторам, спецтехнике и всем транспортным средствам, стоящим на учете в органах Гостехнадзора, с 7 октября этого года ТО требуется непосредственно сразу после покупки: без него не поставят на учет и, соответственно, не продадут полис ОСАГО.

Впоследствии техосмотр им требуется один раз в год, а если в салоне девять и более мест (не считая места водителя), то один раз в полгода.

Читайте также:  Замена сайлентблоков рычагов задней подвески

Выходит, наш Гостехнадзор настолько не доверяет качеству продаваемой техники, что хочет проверять ее сразу после покупки? Но при этом в законе есть и оговорка: первый талон техосмотра для них выдается без фактического предъявления техники. Так что смысл нововведения не ясен.

Также наше законодательство имеет отдельные нормы технического осмотра для транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Такие машины, имеющие восемь или менее посадочных мест, проходят ТО раз в год, а если у них девять мест и более, то раз в полгода. Их техосмотр проводится внутренними службами и экспертами-техниками.

Техосмотр для покупки ОСАГО

С 1 марта 2021 года диагностическая карта, выдаваемая при прохождении технического осмотра, станет электронной, то есть ее будут только заносить в электронную базу данных ЕАИСТО (Единая автоматизированная информационная система технического осмотра) без выдачи на руки. Страховые компании уже сейчас обязаны при заключении полиса ОСАГО проверять наличие сведений о прохождении ТО в этой базе. Но если транспортное средство проходит ТО каждые шесть месяцев, то для покупки полиса ОСАГО наличие сведений о техосмотре не требуется.

Каким транспортным средствам потребуется диагностическая карта для покупки ОСАГО в 2021 году?
Год выпуска 2021 2020 2019 2018 2017 2016 и ранее
Мотоциклы; легковые автомобили (кроме такси и предназначенных для обучения вождению); коммерческие автомобили массой до 3,5 т не требуется не требуется не требуется не требуется требуется требуется
Грузовые автомобили; автобусы; легковые автомобили для работы в такси и обучения вождению не требуется требуется требуется требуется требуется не требуется*
Тракторы, спецтехника и прочие ТС, стоящие на учете в Гостехнадзоре (при количестве посадочных мест менее восьми) требуется требуется требуется требуется требуется требуется
Тракторы и спецтехника с количеством посадочных мест более восьми; автомобили для перевозки опасных грузов не требуется* не требуется* не требуется* не требуется* не требуется* не требуется*
*Не требуется, т.к. проходят ТО чаще одного раза в год

Также с 1 марта существенно изменятся (читай — ужесточатся) требования к процедуре проведения ТО и к проводящим его экспертам-техникам. По задумке законотворцев, это должно прекратить практику продажи диагностических карт без показа машины, а сами проверки сделать более качественными.

А еще важно помнить, что периодичность прохождения технического осмотра считается календарными годами. То есть, например, если грузовик категории С 2020 года выпуска приобретен в январе 2021-го, то для заключения ОСАГО ему сначала нужно пройти техосмотр, поскольку формально с года выпуска уже прошел один год.

Штраф за отсутствие техосмотра

С 1 марта 2021 года в Кодексе об административных правонарушениях появится штраф за управление транспортным средством без диагностической карты — 2000 рублей.

Да, со следующей весны все дорожные камеры смогут проверять по базе ЕАИСТО отсутствие диагностической карты и выписывать штрафы в автоматическом режиме.

Но есть оговорка — повторно такой штраф не может быть выписан в течение 24 часов после первого наказания.

Регресс за отсутствие техосмотра у любых транспортных средств с 1 марта 2021 года

При этом Российский союз автостраховщиков в своих разъяснениях, направленных страховым компаниям в июле этого года, обращает внимание на то, что «технический осмотр проводится в году, предшествующем году, когда диагностическая карта уже должна быть». Поскольку точная дата выпуска автомобиля не учитывается и сроки считаются с округлением до года, до начала 2021-го пройти ТО должны легковые автомобили и мотоциклы 2017 года выпуска и старше, а грузовики и автобусы — уже с 2020 года выпуска.

А как быть, если срок действия диагностической карты уже закончился и необходимо ехать на ТО? Легальным вариантом будет покупка полиса ОСАГО на 20 дней для следования к месту проведения технического осмотра. (Хочется верить, что при выписывании штрафов система ГИБДД будет учитывать наличие такого полиса.) Ну или вызывать эвакуатор.

Продление техосмотра до осени 2021

1 марта текущего года должны были вступить в силу поправки в закон о ТО. Изменения в законе направлены на устранение серых схем при покупке диагностических карт – теперь автомобилистам придется на самом деле посещать пункты технического осмотра.

Но к воплощению в жизнь новых правил  не готовы ни станции технического осмотра, ни ведомства, на плечи которых возложена функция контроля. Не утихающие споры о несовершенстве новой системы прохождения техосмотра привели к тому, что Правительство РФ приняло решение о приостановке вступления в силу сырого “закона о ТО”.

А 1 марта 2021 году Российский Союз Автостраховщиков дал четкие разъяснения кто из автовладельцев может воспользоваться “периодом охлаждения” и не делать техосмотр.

Согласно постановлению 275 от 27 февраля текущего года льготами могут воспользоваться собственники автомобилей, у которых срок действия диагностической карты истекает в период с 1.02. по 30.09.2021 года. Однако, не все так гладко! Льготный период не распространяется на следующие категории автомобилей:

  • Транспорт с момента выпуска которых прошло 4 года, и они впервые будут проходить техосмотр и получать диагностическую карту.
  • Если автомобиль используется в качестве такси, согласно действующим регламентам, владельцы таких авто должны проходить ТО 1 раз в 6 месяцев.

А 1 октября 2021 года, по мнению Правительства, станции ТО смогут выполнить все требования нового закона о ТО. Напомним, как должна выглядеть процедура прохождения техосмотра по-новому:

  1. Диагностическая карта оформляется онлайн в специальной программе, разработанной МВД. Принцип ее работы в том, что помимо сведений о техническом состоянии машины, в эту же программу загружаются фото автомобиля при въезде и выезде на станцию, с указанием координат. Пока, по словам операторов станций ТО система “висит”. 
  2. Страховщики, при оформлении полиса ОСАГО должны получить сведения о наличии/отсутствии действующей диагностической карты из этой же программы. Однако, с 1 марта 2021, по словам руководителей крупных страховых компаний наблюдаются серьезные проблемы в работе системы. Получить информацию не удается.

Регрессное требование за отсутствие ТО

С 1 же марта 2021 года страховые компании имеют право предъявлять регресс к виновнику аварии, если на момент ДТП его автомобиль не прошел техосмотр. Но тут же есть оговорки.

Регресс – то есть взыскание суммы ущерба, которую страховщик выплатил потерпевшему, в обязательном порядке можно предъявить только владельцам легковых такси, грузового транспорта и автобусов.

Для собственников легковых авто регрессное требование можно предъявить только, если авария произошла в результате технической неисправности ТС (отказали тормоза и прочее). Если же причиной автокатастрофы стало нарушение ПДД или водитель не справился с управлением, то регресс предъявить нельзя.

Могут ли оштрафовать за отсутствие ТО 1 марта 2021 года?

На сегодняшний день уже внесены изменения в статье 12.5 КоАП: за просроченный техосмотр предусмотрен штраф, в размере 2000 рублей. Однако, действовать эта статья начинает с 1 марта 2022 года.

Поэтому сотрудник ДПС пока не имеет права ни выписать штраф, ни проверять наличие/отсутствие действующей диагностика карты.

Пока можно не беспокоится о штрафах, тем более пройти техосмотр “по-новому” пока достаточно трудно! Мы будем следить за тем, как разворачиваются события с техосмотром и оформлением полисов ОСАГО, обязательно расскажем о важных нюансах, как только они появятся! 

Отмена Техосмотра для покупки полиса ОСАГО с 22 августа 2021 года

Отмена техосмотра с 2021 года: закон, штрафы и мнение экспертов

С конца летнего периода автовладельцам больше не придется предъявлять бланк о прохождении ТО при покупке ОСАГО. Законопроект был окончательно одобрен 15.06.2021 г. Отмена диагностических карт – серьезное изменение в порядке оформления обязательной страховки. Новость заранее не анонсировалась и оказалась неожиданной даже для некоторых лиц из сферы ТО.

Закон об отменен диагностической карты

Госдумой были приняты поправки к двум законам. Владельцев автомобилей ждут большие перемены: при заключении договора обязательного страхования не нужно будет предъявлять ДК. В списке обязательных документов больше не фигурирует бланк технического осмотра ТС.

Идею по поводу отмены процедуры техосмотра впервые высказал РСА в начале текущего года. На тот момент еще не стартовала «большая реформа» ТО.

После того как она начала действовать, на станциях ввели обязательную фотофиксацию автомобилей, итоги проверки нужно заверять усиленной ЭП, появились ужесточенные нормы ПТБ операторов.

Если техосмотр был пройден не по правилам, произойдет аннулирование диагностической карты.

Итоги проверок РСА указывают на то, что не все участники рынка придерживаются требований. Страховые компании предложили следующее решение проблемы: какой-то период оформлять полисы без бланка о прохождении ТО. Это позволило бы избавить владельцев машин от риска остаться без страховки. Весной подобное развитие событий предполагал В. Чистюхин, который является зампредом ЦБ.

Законопроект, который поддерживает инициативу РСА по поводу отмены ТО, появился в Госдуме 8 июня. Содержание документа не было анонсировано заранее.

Депутаты «Единой России» выдвинули предложение об отмене диагностических карт в форме поправок к закону, который касается совсем другой темы.

Изначально в документе рассматривались обязательства России перед Всемирной торговой организацией по допуску зарубежных страховщиков на площадку российского рынка. Когда законопроект принимался во втором чтении, Госдума не обсуждала таблицу нововведений, которая касалась ТО и ОСАГО.

Это не первая ситуация, когда в правительстве принимают важные поправки законов в подобной форме: во втором чтении изменения присоединяются к проекту по другой тематике, при этом отсутствует широкое обсуждение.

Например, весной прошлого года в Госдуме рассматривался закон, который уточнял полномочия властей России по введению ЧС в период эпидемии. Во втором чтении представители Минэкономики проявили инициативу, и в проекте появились поправки по ТО. «Большая реформа» была перенесена практически на год, при этом изменились нормы, которые касаются периодичности проверок.

Предполагается, что теперь для оформления обязательной страховки владельцу ТС необходимо иметь 3 документа:

  1. ПТС или СТС.
  2. Паспорт.
  3. Водительское удостоверение.

Эксперты думают, что отмена ТО при оформлении полиса положительно отразится на доступности ОСАГО. Страховые компании будут проверять меньше информации, а владельцам автомобилей понадобится меньше документации для покупки полиса.

Дата начала действия закона

Техосмотр 2021: с 1 октября диагностическая карта для полиса ОСАГО опять нужна

Правила прохождения техосмотра изменились с 1 октября, однако эти новшества пока не затрагивают владельцев легковых машин и мотоциклов. Получать диагностическую карту обязаны владельцы автобусов, грузовых автомобилей и такси.

Читайте также:  Можно ли сдавать экзамен в ГИБДД на права на автомобиле с АКПП в 2021 году?

1 октября закончилась отсрочка действия диагностических карт, установленная правительством. Таким образом у автовладельцев возникает обязанность пройти техосмотр и получить диагностическую карту.

С 1 октября ТО должны пройти те, у кого срок действия карт истекал в феврале, марте и апреле. Если он истекал в мае, то карта действует до ноября. А тем, у кого диагностическая карта закончилась в сентябре, можно не беспокоиться до марта.

По-прежнему сохраняется обязанность предоставить легковую машину на техосмотр, если ей исполнилось четыре года. Также обязанность проходить ТО в установленные сроки остается у владельцев грузового транспорта, автобусов и такси. Для них за отсутствие диагностической карты предусмотрена ответственность.

Владельцам частных легковых авто и мотоциклов

Для владельцев частных легковых автомобилей и мотоциклов ответственность за отсутствие диагностической карты не предусмотрена. Более того, с 22 августа не предусмотрен и контроль за ее наличием. С этой даты страховщики начали продавать полисы ОСАГО без ее проверки.

«У таких автовладельцев обязанность пройти техосмотр есть, но если они этого не сделают, то ничего им за это не будет до 1 марта 2022 года. Тогда вступит в силу штраф за отсутствие действующей диагностической карты. Если раньше не вступит в силу закон, который сделает ТО для таких автовладельцев добровольным», — рассказывает автомобильный эксперт РГ.

Сейчас в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, который предлагает сделать техосмотр для владельцев легковых машин и мотоциклов — физических лиц добровольным. Но пока он не принят, формально обязанность проходить техосмотр и получать диагностическую карту у автовладельцев остается.

Примут ли закон, освобождающий от техосмотра полностью

Вместо полной отмены техосмотра для гражданских авто и мотоциклов, МВД работает над вариантами упрощенной процедуры техосмотра. 9 октября об этом сообщили в ТАСС.

Требования к автомобилю, которые устанавливает техосмотр, будут скорректированы, заявили в МВД. Однако детали пока неизвестны.

  • В планах ведомства отказ от проверки уровня загрязняющих веществ в выхлопе, незначительных повреждений лобового стекла, обдува ветрового стекла, замков, отопления и возможности регулировать сидения.
  • Предположительно, в новом плане контроля за автомобилями станет на 23 пункта меньше.
  • Ранее сообщалось, что прибывшие в октябре на техосмотр машины не проходят процедуру с первого раза.

Регресс за аварию из-за автомобиля, не прошедшего ТО

Различные эксперты рассказывают автовладельцам, что в случае аварии, страховщик выставит им регресс на полную сумму ущерба, компенсированного пострадавшей стороне, если у них нет диагностической карты.

Однако, в законе об ОСАГО указано, что регресс выставляется если нет диагностической карты на грузовик или автобус. Что же касается легковых автомобилей, то регресс тоже возможен, но только в случае если не было диагностической карты и авария произошла именно по причине неисправности автомобиля.

По оценкам Российского союза автостраховщиков таких аварий в стране около 0,1% от всех ДТП.

Новые правила техосмотра в 2021 году

Техосмотр автомобиля — это процедура, проверки технического состояния транспортного средства. За все время существования претерпела множество изменений:

  1. Сначала получить наклейку прохождения техосмотра можно было получить через знакомых в ГАИ или вообще бесплатно или за 100..200 руб.
  2. Потом резко ужесточили требования и перед станциями ТО выстроились огромные очереди. Нужно было приехать в 6 утра, что бы пройти (или не пройти) техосмотр после обеда.
  3. Далее открылось довольно много коммерческих пунктов техосмотра и очереди исчезли, но пройти ТО стало сложно — в диагностический карте есть пункты, которым сложно соответствовать. Например, рассеивание света фар, а если фары пластиковые и авто старше нескольких лет, то скорей всего будет несоответствие.  

    Правда, рядом с пунктами находятся прикормленные автосервисы, которые могут оперативно отполировать фары.

  4. Ну а потом процесс наладился и диагностическую карту стало возможно купить при оформлении ОСАГО.

С 1 марта 2021 года вступает в действие новый федеральный закон под номером 122-ФЗ от 06.06.2019, который вносит поправки в другой ФЗ – О техническом осмотре (№170-ФЗ).

В законе идёт речь об аннулировании диагностических карт в тех случаях, если они были куплены незаконно. Так, подпункт «к» пункта 5.1 статьи 1 говорит следующее:

10.

Диагностическая карта, подтверждающая допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проводился технический осмотр в установленном порядке или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, аннулируется органом государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Многие автолюбители, покупающие фиктивные диагностические карты без фактического заезда на станцию, опасаются возможной отмены такой лазейки, ведь большинство автомобилей в России просто не смогут пройти ТО по всем правилам.

Во вводящем изменения законе как раз идёт речь об аннулировании диагностических карт в тех случаях, если они были куплены незаконно. Так, подпункт «к» пункта 5.1 статьи 1 говорит буквально следующее:

10.

Диагностическая карта, подтверждающая допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проводился технический осмотр в установленном порядке или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, аннулируется органом государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, если выяснится, что на автомобиль выдана диагностическая карта, однако, фактически данное транспортное средство не заезжало на пункт ТО, то первая будет аннулирована – то есть признана недействующей.

При этом, есть 4 основания для прекращения действия ТО:

  1. диагностическая карта аннулируется, если техосмотр был куплен (фактически не пройден),
  2. если при прохождении контроля не все узлы и агрегаты автомобиля были проверены надлежащим образом,
  3. сама процедура осмотра проведена с нарушениями,
  4. если в конструкцию автомобиля внесены изменения, не зарегистрированные в ГИБДД (даже после прохождения техосмотра).

Этот закон начинает действовать с 1 марта 2021 года. Эта дата прописана в самом законе в статье 5. А вот ещё один «пруф»: страница Федерального закона на официальном портале опубликования нормативно-правовых актов.

В интернете в настоящий момент распространяется ряд фейков, основанных чаще всего на недопонимании нововведения. Ниже мы рассмотрим подробно, как он будет работать.

Кто подпадает под аннуляцию диагностических карт?

Во-первых, здесь следует сразу отметить, что не на все транспортные средства требуется проходить техосмотр. Так, самая распространённая на дорогах России категория – это легковые автомобили возрастом до 4 лет. Для них не требуется регулярная проверка технического состояния.

Для машин старшего возраста придётся проходить ТО:

  • от 4 до 10 лет – техосмотр нужно проходить раз в 2 года,
  • старше 10 лет – ежегодно.

Никто не сможет аннулировать диагностическую карту, если вы честно прошли технический осмотр – фактически заезжали на станцию и прошли все проверки, а также если после этого не вносили никаких изменений в конструкцию (в том числе не меняли тип ламп в фарах на непредусмотренный конструкцией вашей фары, не тонировались, не устанавливали фаркоп, который не прошёл испытания в составе вашей модели автомобиля и так далее).

Если получили диагностическую карту до 1 марта 2021

Новый закон об аннулировании техосмотра будет действовать только для тех карт, которые были оформлены незаконно после его вступления в силу – 1 марта 2021 года. Обратной силы данный ФЗ, как и другие нормативные акты, ухудшающие положения граждан, не имеет.

Часть 3 статьи 5 нового закона предписывает:

3. Диагностические карты, подтверждающие допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, выданные владельцам транспортных средств или их представителям до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действующими до истечения срока их действия.

Таким образом, если вы купили диагностическую карту до начала действия новых правил аннуляции, то она будет действовать до следующего ТО.

Можно ли ездить без техосмотра?

Да, можно. Но до определённого момента. Вообще, последствий отсутствия действующей диагностической карты может быть 2:

  • штраф за отсутствие техосмотра,
  • регрессное требование от страховой при определённых условиях.

Штраф за отсутствие диагностической карты в 2021 году

На сегодняшний день штраф за отсутствие диагностической карты составляет от 500 до 800 рублей по части 2 статьи 12.1 КоАП РФ. Однако, данная санкция выносится не всем водителям, а только в случае, если вы передвигаетесь без техосмотра на автомобиле такси, грузовом, оборудованном для перевозки пассажиров, автобусе или машине для перевозки опасных грузов.

Водителям легковых автомобилей этот штраф пока не грозит.

Но в будущем всё изменится. В административном кодексе появится новая статья, предусматривающая штраф уже в размере 2 000 рублей за отсутствие диагностической карты для всех без исключения автомобилей. В настоящий момент дата вступления в силу нового закона отложена до 1 марта 2022 года.

Регресс по ОСАГО

Регресс – это право страховщика выставить вам счёт на сумму, которая выплачена потерпевшему при вашей виновности в ДТП.

То есть бывают ситуации, когда вы стали виновником в аварии с определёнными нарушениями закона Об ОСАГО, но при этом страховая организация не отказывает потерпевшему в выплате из-за таких ваших нарушений, а выплачивает всё. Вот только потом истребует всю эту сумму с вас.

Все основания для выставления регрессного требования приведены в статье 14 Федерального закона Об ОСАГО. И здесь в подпункте «и» есть одно из условий, которое аналогично действующему штрафу за отсутствие техосмотра – страховщик выставляет регресс, если не было диагностической карты только для такси, ряда грузовиков, автобусов и автомобилей с опасными грузами.

А вот новый закон о внесении изменений как раз и дополняет этот пункт, указывая, что если срок действия карты истёк в том числе у обычного легкового автомобиля, а ДТП произошло по причине неисправности машины, то регресс становится законным.

Таким образом, для регресса легковому авто должно быть выполнено 2 условия:

  1. истёк срок действия техосмотра,
  2. ДТП произошло по причине неисправности автомобиля.

В новом законе речь идёт именно об истечении срока действия ТО, а не об аннулировании. Это совершенно разные события в законодательстве.

Соответственно, по букве закона выставлять регресс в случае аннулирования диагностической карты незаконно. Однако, как это будет работать на практике, покажет эта самая практика – судебная.

Время показывает, что она далеко не всегда соответствует закону.

К тому же, здесь можно трактовать и в пользу регресса: например, если последняя карта у водителя аннулирована, то предыдущая будет считаться просроченной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector