Срок давности привлечения к административной ответственности

Срок давности привлечения к административной ответственности

Ольга Константинова

Срок давности привлечения к административной ответственности устанавливает определенный период, по истечении которого привлечь нарушителя к административной ответственности невозможно. Каковы сроки давности за наиболее популярные нарушения Административного Кодекса, читайте далее.

Что такое срок давности, общий и специальный

  • Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение – это установленный действующим законодательством временной период, по истечении которого нарушителя не могут привлечь к ответственности и назначить какое-либо наказание.
  • Различают:
  • общий срок давности, установленный за административные правонарушения
  • специальный срок, установленный для отдельных видов нарушений

Если совершенное нарушение входит в список исключений, то устанавливается специальный срок давности по привлечению к ответственности.

Какие сроки давности по КОАП для различных админнарушений в таблице

Общие и специальные сроки исковой давности представлены в статье 4.5 Административного кодекса (КоАП) и в 2020 году составляют:

Срок Перечень правонарушений
2 месяца Общий срок по административным делам, рассмотрение которых произведено должностными лицами
3 месяца Общий срок по делам, рассмотрение которых проводится судом
1 год Специальный срок, назначаемый за нарушение законодательства: — об экспорте товаров; — о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации; — о геодезии и картографии, включая названия географических объектов, получения патентов, антимонопольного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования; — об энергосбережении; — об охране здоровья граждан, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; — о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию; — о безопасности дорожного движения по ПДД (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ); — о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 КоАП РФ); — об авторском праве и смежных правах; — о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров; — об использовании атомной энергии; — за налоговые правонарушения; — о защите прав потребителей, — о потребительском кредите (займе; — о кредитных историях; — о государственном регулировании цен (тарифов); — о естественных монополиях; — об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; — о рекламе; — об электроэнергетике; — о теплоснабжении, а так же законодательстве в сфере водоснабжения и водоотведения; — о газоснабжении; — о лотереях; — о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр); — о выборах и референдумах; — об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; — о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; — об акционерных обществах; — об обществах с ограниченной ответственностью; — о рынке ценных бумаг; — за нарушение валютного законодательства; — о страховом законодательстве; — об инвестиционных фондах; — о негосударственных пенсионных фондах; — законодательства о кредитной кооперации, сельскохозяйственной кооперации, микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях; — о ломбардах, — о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 КоАП РФ); — за нарушения трудового законодательства; — иммиграционных правил, в том числе — правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства; — правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников); — законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ); — о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29-7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ), законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 КоАП РФ), — законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; — о пожарной безопасности; — о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений; — о градостроительной деятельности; — о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях; — об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; — об исполнительном производстве, — о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, — о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 КоАП РФ), — в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 КоАП РФ).— за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (если только данное правонарушение не подпадает под исключения №№ 3-5).
2 года За нарушения: — таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле; — валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; — законодательства о бухгалтерском учете; — за нарушение кассовой дисциплины; — бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; — за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ;— государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 КоАП РФ).
3 года — о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64-5.68 КоАП РФ); — о несостоятельности (банкротстве),— об аккредитации в национальной системе аккредитации.
6 лет — о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 КоАП РФ); — о противодействии коррупции.

С какого момента исчисляется

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области

Каков срок давности привлечения к административной ответственности?

Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). По общему правилу, установленному ст. 4.

5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок давности составляет два месяца, а если принятие решения о привлечении к ответственности относится к компетенции судьи, то 3 месяца.

Вместе с тем, принимая во внимание особенности выявления и доказывания отдельной категории административных правонарушений, законодатель установил по ним срок давности привлечения к ответственности 1 год.

Список данных правонарушений содержится в ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит.

К ним отнесены нарушения таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), законодательства о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности.

Особый срок давности привлечения к административной ответственности установлен за нарушение законодательства о коррупции – лицо может быть привлечено к ответственности в течение 6 лет со дня совершения административного правонарушения.

Следует иметь ввиду, что если правонарушение носит длящийся (не прекращающийся на протяжении длительного времени) характер, то согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения такого нарушения.

КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности — удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства.

Тогда период со дня удовлетворения ходатайства до дня поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, из срока давности исключается.

Читайте также:  Блок предохранителей ваз 2109 карбюратор

Например, если гражданин совершил нарушение правил дорожного движения на территории иного района или области, отличного от его места жительства, он вправе ходатайствовать перед судом о передаче материалов дела в суд по месту своего жительства. Время пересылки материалов дела из одного суда в другой суд для рассмотрения дела по существу не будет включено в сроки давности привлечения к административной ответственности.

Законодательство об административных правонарушениях

Срок давности привлечения к административной ответственности

   Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей сроков давности привлечения к административной ответственности.

   Сроки давности привлечения к административной ответственности закреплены в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно указной норме по общему правилу срок привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца, по делам, рассматриваемым судьей, три месяца.

Однако в зависимости от сферы законодательства, в которой было совершено правонарушение, срок давности привлечения к административной ответственности может меняться.

Так, например, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения составляет два года, за нарушение антимонопольного законодательства один год, а за нарушение законодательства о политических партиях три года.

   Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

   При этом при длящемся административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При этом следует исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

При исчислении срока давности привлечения к административной ответственности днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

   Невыполнение предусмотренной законом обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

В таком случае срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

   В тоже время, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока.

Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.

5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Прокурор Озерского района
младший советник юстиции                                         Д.А. Медведев

Прекращение дела по КоАП в связи с истечением срока давности не влечет отказ во взыскании убытков

В Определении № 8-КГ20-4-К2 от 20 апреля 2021 г. Верховный Суд заметил, что отказ во взыскании с казны РФ или субъекта РФ компенсации морального вреда и взыскании убытков без учета основания прекращения производства по делу об административном правонарушении необоснован.

Постановлением инспектора ДПС от 25 октября 2018 г. Сергей Крылов был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. по ч. 3 ст. 12.14 КоАП, то есть за то, что он не уступил дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения.

12 марта 2019 г. Некрасовский районный суд Ярославской области отменил постановление и прекратил производство по делу в связи с истечением срока давности.

Так как при рассмотрении дела об административном правонарушении Сергей Крылов понес расходы на оплату услуг защитника в размере 16 тыс. руб. и почтовые расходы, он обратился в суд с иском о взыскании убытков. Также он просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 тыс. руб.

Суд первой инстанции отказал в иске. Он заметил, что действия инспектора ДПС незаконными не признаны, вина должностного лица не установлена, а производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.

Также суд указал, что истец к ответственности в виде административного ареста или исправительных работ не привлекался, нарушений личных неимущественных или иных нематериальных благ сотрудниками ГИБДД не допущено.

Поскольку с такими выводами согласились апелляция и кассация, Сергей Крылов обратился в Верховный Суд.

Изучив материалы дела, ВС сослался на п. 26 Постановления Пленума ВС от 24 марта 2005 г.

№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании ст. 15, 1069 и 1070 ГК могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны РФ или казны субъекта РФ.

КС: Обязанность возместить судебные издержки не зависит от вины проигравшей стороныПо мнению Суда, критерием наличия оснований для такого возмещения является лишь итоговое решение, определяющее, в чью пользу данный спор разрешен

Верховный Суд заметил, что в Постановлении от 15 июля 2020 г. № 36-П КС указал, что возмещение проигравшей стороной правового спора расходов другой стороны не обусловлено установлением ее виновности в незаконном поведении – критерием наличия оснований для возмещения является итоговое решение, определяющее, в чью пользу данный спор разрешен.

Поэтому в отсутствие в КоАП специальных положений о возмещении расходов лицам, в отношении которых дела были прекращены на основании п. 1 или 2 ч. 1 ст. 24.5 либо п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП, положения ст.

15, 16, 1069 и 1070 ГК, по сути, восполняют данный правовой пробел, а потому не могут применяться иным образом, чем это вытекает из устоявшегося в правовой системе существа отношений по поводу возмещения такого рода расходов.

КС посчитал, что положения норм ГК не позволяют отказывать в возмещении расходов на оплату услуг защитника и иных расходов, связанных с производством по делу об административном правонарушении, лицам, в отношении которых дела были прекращены на основании п. 1 или 2 ч. 1 ст. 24.5 либо п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП со ссылкой на недоказанность незаконности действий (бездействия) или наличия вины должностных лиц.

Отменяя постановление инспектора ДПС, Некрасовский районный суд Ярославской области указал на то, что для установления либо отклонения обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, необходимо проведение специальных исследований.

Поскольку водитель обгонявшего в нарушение ПДД автомобиля не установлен и его действиям не дана правовая оценка, какое-либо автотехническое исследование не проведено, вопрос о наличии в действиях Сергея Крылова крайней необходимости не исследовался, постольку привлечение его к административной ответственности нельзя признать законным и обоснованным. Суд пришел к выводу, что постановление инспектора ДПС в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному его рассмотреть. Учитывая, что срок привлечения к ответственности на момент вынесения решения истек, суд принял решение о прекращении производства по делу.

Читайте также:  Введение новых штрафов с 1 июля 2012 года

Таким образом, отметил ВС, поскольку привлечение Сергея Крылова к административной ответственности нельзя признать законным и обоснованным без установления необходимых обстоятельств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для его привлечения к такой ответственности, для правильного рассмотрения спора (несмотря на ссылку в решении о прекращении производства по делу об административном правонарушении) суду следовало разрешить вопрос о том, имелись ли основания для прекращения данного производства на основании п. 1 или 2 ч. 1 ст. 24.5 либо п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП, и в зависимости от этого принять решение по требованиям о возмещении расходов на оплату услуг защитника, чего в нарушение требований ст. 198 ГПК сделано не было.

Таким образом, указал ВС, недоказанность незаконности действий (бездействия) или наличия вины инспектора ДПС являлись юридически значимыми обстоятельствами только при разрешении исковых требований Сергея Крылова о взыскании компенсации морального вреда. Суд отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Адвокат Калужской областной коллегии Никита Савин отметил, что Верховный Суд однозначно подтверждает право на требование компенсации, тем самым продолжает развивать позицию Конституционного Суда, изложенную в Постановлении № 36-П.

По мнению Никиты Савина, определение может послужить стимулом для огромного количества обращений в суд и должно положительно отразиться на качестве выносимых сотрудниками ГИБДД постановлений и восстановлении нарушенных прав автовладельцев, незаконно привлеченных к административной ответственности. «А может, стоит ждать снижения и без того небольшого количества удовлетворенных судами жалоб на постановления сотрудников ДПС? Ведь отмена штрафа в 500 руб. может повлечь взыскание из казны многих тысяч рублей», – заметил он.

Адвокат «Бородин и Партнеры» Ольга Рогачёва сослалась на практику Московского городского суда, который в апелляционном определении от 26 сентября 2018 г.

по делу № 33-34549/2018 указал: «Судебная коллегия соглашается с выводами суда и считает, что составление должностным лицом постановления об административном правонарушении и прекращение производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности само по себе не означает установление факта незаконности действий административного органа и не влечет безусловную компенсацию гражданину понесенных расходов и морального вреда».

Адвокат заметила, что суды, как правило, отказывают в компенсации морального вреда, поскольку истцом не представлены доказательства его наступления, а прекращение производства по делу само по себе не означает факта установления незаконности действий должностного лица по составлению протокола об административном правонарушении и не влечет безусловной компенсации морального вреда из-за действий государственного органа.

Как отметил КС в Постановлении № 36-П, в КоАП отсутствует специальный правовой механизм, который бы регулировал порядок и условия возмещения вреда, причиненного лицу, производство по делу об административном правонарушении в отношении которого прекращено по основаниям, означающим его невиновность (исключающим его виновность) в совершении правонарушения, в том числе по причине отсутствия возможности в предусмотренном законом порядке установить вину, указала Ольга Рогачёва.

Адвокат посчитала, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. Однако в этом случае, если лицо подает требование о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, подлежат оценке все элементы юридического состава административного правонарушения в случае прекращения производства по делу в связи с истечением срока давности.

Вс о сроках привлечения к админответственности

Постановлением мирового судьи в  Нижнем Новгороде водитель был признан виновным в нарушении правил движения. И по статье 12.27 Кодекса об административных правонарушениях его лишили прав на год. Спустя два месяца с таким решением согласился и районный судья.

Через полгода зампред областного суда своим постановлением оставил эти решения в силе. Водитель, не согласившись с наказанием, дошел до Верховного суда и попросил отменить вынесенное ему наказание. И Верховный суд пошел ему навстречу, предыдущие решения судов отменил.

Верховный суд напомнил — из статьи 4.5 КоАП следует, что срок давности привлечения к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 12.27 того же кодекса, составляет три месяца со дня совершения. В той же статье 4.

5 говорится, что течение срока давности приостанавливается с того дня, как штрафник попросил рассмотреть его дело по месту жительства. А возобновляется, как только дело поступит к судье.

Строго по закону, то есть по тому же Кодексу об административных правонарушениях, производство по делу нельзя начинать, а начатое дело надо прекращать, если срок давности истек.

Далее Верховный суд стал считать дни и месяцы в деле нижегородского водителя. Его несчастливый день, когда он нарушил правила — 5 октября. 31 октября он письменно попросил рассмотреть его дело по месту жительства. Мировой судья с ним согласился и 12 ноября отправил его дело коллеге — мировому судье, но в другой район Нижнего Новгорода, где жил нарушитель.

Кстати, и в вопросах отправки дела домой к нарушителю есть исключения. Так Верховный суд напомнил про свой обзор судебной практики.

Там было сказано, что право лица, против которого ведется дело об административном правонарушении, на рассмотрение его дела дома может быть ограничено. Если это необходимо для защиты «интересов других участников производства».

Проще говоря, такое бывает, если в деле есть пострадавшие и они не согласны, что дело уйдет по месту жительства виновника.

Оказалось, что и в нашем деле есть такой пострадавший, и он возражал против передачи дела в другой участок. Вот при таких обстоятельствах дело, которое уже пришло домой к нарушителю, было возвращено снова первому мировому судье. Он в итоге и рассмотрел дело, наказав виновника лишением прав. Случилось это уже 15 января.

Верховный суд напомнил, что КоАП предусматривает приостановку срока лишь в том случае, если было удовлетворено ходатайство виновника о рассмотрении его дела в суде по месту жительства. В этом случае в трехмесячный срок просто не включается время пересылки дела. И на этот период течение срока давности приостанавливается.

Но в нашем случае это правило не работает, что и заметил Верховный суд. Дело в том, что по месту жительства виновного водителя его дело не рассматривали, а значит, срок давности не останавливался. А раз так, то он истек 5 января.

Напомним, что 15 января мировой судья признал нижегородца виновным и на год лишил прав. Но сделал это суд уже за пределами срока давности привлечения гражданина к ответственности. Что по закону означает одно — это основание для прекращения производства по делу.

«Российская газета»

Какой срок исковой давности по административным правонарушениям?

Сроки давности – это временные промежутки, установленные законом, в рамках которых граждане могут защитить свои права или интересы. Их применяют для упорядочивания субъектов административных правоотношений. Предоставляемый законодателем срок исковой давности по административным правонарушениям зависит от тяжести противоправных деяний.

Особенности понятия

Действующие нормы определяют срок давности как период защиты лиц, чьи права и интересы нарушены. Установленные сроки для предъявления претензий являются своеобразным стимулом для своевременного обращения в суд. Истечение указанного законом периода означает утрату правовой защиты.

Административные санкции характеризуются меньшей степенью тяжести воздействия, чем уголовные и потому имеют кратковременные периоды давности.

Законодательная база

Помимо статей КоАП отдельные сроки давности могут быть регламентированы специальными нормативными актами. Так, например,  срок защиты по правонарушениям в сфере налогов определен также НК (ст.113) и составляет 3 года.

Нарушения в области защиты прав потребителей могут повлечь за собой административные санкции (ст.ст.14.7, 14.8), давностный срок по которым составляет 1 год. Но взыскание материального ущерба, причиненного такими противоправными действиями возможно в течение 3-х лет в рамках гражданского судопроизводства (ст.196, ст.200 ГК). Это же подтверждает закон №2300-1 (ст.19, ст.29).

Нормы других отраслей не противоречат административному праву, а скорее заполняют недостающие пробелы. Так, в рамках административного производства для восстановления сроков давности истец может ссылаться и на нормы ГК. Если есть веские доказательства для их применения суд удовлетворит требование.

Кроме того существуют нормы Верховного Суда, разъясняющие порядок применения сроков защиты в административном праве (Постановление №5).

Читайте также:  Новый состав автомобильной аптечки первой помощи с 1 июля 2010 года

Как регламентируются  по КоАП РФ

Законодатель предусмотрел несколько видов исковой давности:

  1. период рассмотрения по административным делам (ст.29.6 кодекса КоАП);
  2.  обжалование постановлений (ст.30.3);
  3. срок исполнения наказания.

Срок давности рассмотрения дела об административном правонарушении предполагает наложение санкций в течение 2-х месяцев со дня обнаружения противоправных действий. Исключение предусмотрено лишь для длящихся правонарушений. Исковая давность по ним начинается со дня их обнаружения.

Обжалование постановлений должно быть осуществлено в течение 10 дней. Пропуск срока может быть учтен судом в качестве уважительного при наличии веских доказательств. Для этого необходимо подать ходатайство о восстановлении срока давности.

Поскольку срок исковой защиты в административном праве весьма непродолжительны в качестве таких причин могут быть признаны только обстоятельства непреодолимой, стихийной силы природы или военного положения в стране.

Исполнение постановлений должно осуществится в течение 2-х лет с момента их вынесения. Если виновное лицо не делало попыток укрыться от применения административных санкций по прошествии 2х лет оно считается не привлекавшимся к ответственности.

Существует также классификация сроков давности по отдельным видам правонарушений, которая будет приведена в разделе ниже.

Каким образом используется по АП

Периоды исковой защиты по административному нарушению предусмотрены в ст. 4.5 и 4.6 КоАП. Существуют следующие критерии применения давности привлечения к ответственности:

  1. 2 месяца по административным правонарушениям (3 месяца в случае наложения санкции судом) с момента выявления;
  2.  1 год с момента нарушения норм, защищающих права детей, окружающую среду, соблюдения пожарной безопасности и авторских прав;
  3. 1 год с даты совершения противоправности, влекущей за собой санкцию в виде дисквалификации и 1 год при длящемся правонарушении со дня его обнаружения;
  4. 2 года при несоблюдении таможенного регламента;
  5.  исключительно долгий в 6 лет исковой защиты предусмотрен за деяния, препятствующие противодействию терроризма (ст.15.27.1) и коррупции.
  6. нарушения таможенных норм, включая ЕврАзЭС, имеют в 2 года. Столько же продлится защита нарушенных прав в сфере бухгалтерского учета, бюджетного и валютного регулирования;
  7. законодатель устанавливает отсчет исковой давности в 3 года за нарушения норм о признании банкротства (ст.ст. 5.64-5.68).

Исковая давность может приостанавливается по ходатайству ответчика о рассмотрении дела по новому месту пребывания. Фактически, к административным правонарушениям могут быть применены и гражданские нормы приостановления исковой защиты.

Так, например, в следствии воздействия непреодолимых сил (стихийных бедствий), препятствующих своевременной подаче заявления в суд (ст.202 ГК). Но в таком случае истец должен предоставить неопровержимые доказательства такого пропуска.

По отдельным административным делам срок давности начинает исчисляться с момента обнаружения нарушения (присутствие допинга на соревнованиях, переквалификации ответственности со статей УК на нормы КоАП).

Общий срок по административным правонарушениям

По общему правилу составляет 2 месяца при привлечении к ответственности и 3 месяца, если дело рассматривает суд – 3 месяца. Исполнение назначенной санкции имеет срок исковой защиты в 2 года.

Противоправные действия в сфере финансов имеют срок давности в 2 года, по делам коррупции – 6 лет. Некоторые правонарушения имеют давностный срок привлечения – 1 год (п.1 ст.4.5.).

По истечении сроков  лицо, совершившее административное правонарушение, считается не привлекавшимся. Течение срока начинается со дня обнаружения противоправного действия.

Привлечение к ответственности после истечения  сроков незаконно (п.1, пп.6 ст. 24.5). Начатое преследование должно быть немедленно прекращено.

Исполнение наказания имеет более длительный период исковой защиты – 2 года. Если за отведенный законом период оно не было приведено в действие, то окончательно теряет свою силу и аннулируется. Повторное привлечение незаконно (п.5 ст 4.1.).

В некоторых случаях предусмотрены отсрочки, рассрочки или приостановления исполнения административных постановлений (ст.ст. 31.5, 31.6). Как правило, если лицо намеренно скрывается от приставов. В таких ситуациях срок давности начинает течь вновь после обнаружения правонарушителя или местонахождения его имущества.

Аннулирование исполнения постановления возможно, если лицо не принимало попыток укрыться от назначенных санкций в течение установленных 2х лет.

Таким образом, расчет срока давности наложения административного взыскания включает период привлечения к ответственности и время исполнения санкции.

 Административным правонарушения ГИБДД

Оплата штрафов по административным нарушениям ГИБДД должна производится в течение 2-х месяцев со дня получения постановления.

Если погашение санкции происходит в первые 20 дней, то сумма сокращается в два раза. Неуплата сопровождается открытием исполнительного производства. Должнику предоставляется 5 дней на внесение суммы штрафа.

Злостное уклонение от санкции дает право суду обратить взыскание на имущество должника.

Штраф свыше 10 тысяч автоматически делает гражданина невыездным за пределы РФ до его погашения.

Срок давности административных правонарушений ДТП составляет 2 месяца. Для наказания штрафам, назначенным через суд – 3 месяца. Обжалование судебных взысканий может быть осуществлено в течении 60 дней, штрафов инспектора через начальника автоинспекции – в 10 дней. Принятие жалобы на рассмотрение означает приостановление  срока до вынесения нового судебного решения.

Если нарушитель не был привлечен за совершенное на дороге правонарушение в течение 2-х месяцев – срок исковой защиты истекает.

В случае, когда постановление о нарушении было вынесено, срок давности его исполнения составляет 2 года. Этот период может быть приостановлен, если виновное лицо намеренно скрывается и препятствует применению санкции.

Срок исковой давности по лишению водительских прав в части исполнения наказания начинает течь с момента вынесения постановления. Скрываться от уведомления о назначенной санкции не имеет смысла, так как электронная база ГИБДД будет содержать все данные о наложенном взыскании.

Как подать заявление на применение срока?

Законом не предусмотрен подобный образец прошения. Предполагается, что его можно составить в произвольной форме, указав в шапке документа реквизиты суда, в который он будет подан, личные данные заявителя и номер дела.

Основной текст должен содержать разъяснение по каким причинам заявитель просит применение давностных сроков. Обоснование обязательно, со ссылкой на нормы закона. Данное требование носит название ходатайство и может быть подано как до судебного разбирательства, так и непосредственно во время него.

Ответ на прошение истца рассматривается сразу же и судья выносит мотивированное решение о применении сроков исковой защиты либо отказывает в этом. В последнем случае повторная подача ходатайства исключается.

Если требование было выдвинуто истцом до начала судебных разбирательств, то ответчик получает копию прошения и одновременно исковое заявление. Поэтому при подаче иска и ходатайства одновременно следует составить 3 копии (в суд, ответчику и одну для истца).

Заявление о применении давности можно подать как лично (в судебную канцелярию), так и через представителя (по доверенности) или по почте (заказным письмом с уведомлением о получении и описью прилагаемых документов).

Что такое длящееся правонарушение?

Противоправные действия признают длящимися, если они продолжались на протяжении некоторого времени и не прекращались до момента их обнаружения. В этом случае отсчет исковой давности следует исчислять с даты выявления правонарушения, а не со дня начала неправомерных действий.

Факт обнаружения подтверждается составлением административного протокола. Именно этот момент является точкой отчета исковой защиты.

Судебная практика

Некоторые вопросы применения сроков давности по административным делам освещает Постановление Пленума ВС №5. В частности, дается правовая оценка правонарушению в форме бездействия.

Срок привлечения к ответственности в таких случаях должен начинаться с даты, следующей за последним днем, в течении которого обязанность лица по совершению определенных действий должна была осуществится.

Отдельные административные нормы тесно переплетаются с другими отраслями права. Так, оскорбление (ст.5.61 КоАП) имеет давностный срок привлечения к ответственности 1 год. Но право на взыскание морального вреда в гражданском судопроизводстве сохраняется в течение 3х лет.

Такая же ситуация происходит при привлечении к административной ответственности виновника ДТП. Пропуск для наложения административного взыскания не аннулирует возможности истребовать материальную компенсацию по нормам ГК.

Следует помнить, что сроки исковой давности в административном праве применяются судами только в случае ходатайства одной из сторон (истец или ответчик). Третьи лица не вправе подавать подобные прошения.

Наличие нескольких административных правонарушений в одном исковом споре предусматривает течение срока давности для каждого противоправного действия в отдельности, начиная с даты их выявления.


Видео по теме:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector