Отмена справки о ДТП при обращении в страховую компанию

Дорога всегда таит в себе множество неожиданностей, как говорится «не ты, так тебя».

Даная фраза, к сожалению, часто находит себе применение и оправдание, водители, независимо от стажа и опыта за рулём, попадают в дорожно-транспортные происшествия.

Компенсация за ущерб, нанесённый при авариях, была и есть прерогативой страховых компаний, однако в свете последних изменений в законе, последние, не очень охотно расстаются с деньгами, всячески ущемляя интересы автомобилистов.

Всем известно, что при ДТП инспекторами ГБДД раньше оформлялась справка, которая выдавалась на основании приказа МВД России. Что это за документ, какую роль играл он в спорных вопросах и для чего он был так необходим потерпевшим? Почему его отменили, и чем этот грозит автомобилистам?

Что означала справка о дорожно-транспортном происшествии, и какие права она давала

Каждый, кто когда-либо сталкивался с оформлением этого документа, знает, что без него пакет бумаг, требуемый в страховой компании, будет не полон и не действителен.

Справка – это именно то основание, которое требуется для расчёта компенсации всем пострадавшим в ДПТ, независимо от того, являются они водителями, людьми, находившимися в салоне машины или пешеходами. То есть данная справка необходима для страховой компании, без неё о выплате компенсации не может идти и речи.

24 марта 2018 года в правила обязательного страхования внесены изменения, которые, честно говоря, повергли водителей в шок, так как появились обоснованные сомнения по поводу их теперешних прав.

Зачем отменили справку о ДТП?

Отмена справки о ДТП при обращении в страховую компанию

Возникает законный вопрос, как страховщики будут определять размер выплат без важного документа, не проще ли им будет отказать в компенсации, чем расследовать дело, на которое не предусмотрено никаких ресурсов?

Однако, сотрудниками ГИБДД проводится повсеместная работа по усмирению шумихи вокруг данного вопроса. Они уверяют, что подробные данные о происшествии на дороге, необходимые для страховых компаний имеются в остальных документах, к ним можно отнести:

  • протокол, который оформляется на основании административно-правового нарушения;
  • запротоколированный осмотр того места, где было совершено ДТП;
  • схема аварии.

Казалось бы, действительно, документов должно хватить, и информации тоже, но на деле бывает по-другому, и протоколы не составлены настолько подробно, чтобы в страховой компании хватило информации для дальнейшего оформления выплат. Возможно, инспекторам не хватает времени, ответственности или иных показателей, но страдают от этого автовладельцы.

В пункте 3.10 говорилось о том, что к заявлению в страховую компанию на возмещение убытков должны прилагаться следующие документы: справка о ДТП, которую выдаёт полицейское подразделение, ответственное за безопасность ДД. Она оформляется по форме на основании приказа МВД РФ от 1. 04. 2011года, в том случае, если при этом присутствовали уполномоченные работники полиции.

В изменениях закона от 24 марта 2018 года говорится об изъятии данного пункта, и страховая компания не вправе требовать от водителя вышеуказанный документ.

Что теперь делать?

Рассмотрим те подробные и важные пункты, которые ранее содержались в справках. В них обязательно указывались:

  • Все данные об участниках автоаварии, подробное время, дата и описание места, где случилось ДПТ.
  • Обязательное освидетельствование на предмет алкогольного опьянения.
  • Кроме этого указывались модели машин и их номерные знаки.
  • Повреждения автомобилей, если они имеются.
  • Подробные данные об имеющихся пострадавших с указанием наличия погибших в аварии.

Руководство дорожной инспекции утверждает, что все эти данные имеются в других документах в полной мере и водитель обладает после их оформления полным пакетом данных.

Например: информацию об авто, повреждениях теперь запротоколированы в документе, который оформляется при осмотре места аварии или дорожного происшествия. Протокол об административном нарушении прав несёт в себе информацию о всех тех, кто виновен и является потерпевшим. Все остальные данные, касающиеся статьи, виновников, степени виновности можно найти в протоколе об адм. правонарушении.

Отмена справки о ДТП при обращении в страховую компанию

Сегодня доказать свою невиновность в ДТП будет сложнее в несколько раз, так как доказать, что врезавшийся в вас водитель был под алкоголем, практически невозможно.

Раньше освидетельствование на алкоголь вносилось в пресловутую справку, сегодня этих данных нет ни в одном из документов.

Такое положение не только добавляет проблем автолюбителям, но и попустительствует нарушителям, давая им право на повторный проступок.

Есть ещё момент, который для водителей является отрицательным: инспекторы могут не так подробно делать описание всех повреждений машины, а это может сказаться на размере компенсационных выплат. Хорошо, если попадётся добросовестный сотрудник, а если он будет делать работы наспех, потерпевший водитель явно лишится материального возмещения.

Какие документы надо предоставить в страховую компанию

Потерпевший на сегодняшний момент имеет право выразить претензию и предоставить к ней такие документы и заверенные на них копии:

  • Протокол и постановление о нарушении административного характера в одном случае, и отказ в возбуждении дела по случаю адм. правонарушения в другом.
  • В том случае если все документы оформлялись без присутствия сотрудников ГИБДД, достаточно извещения о ДТП.

Отмена справки о ДТП при обращении в страховую компанию

Исходя из последних изменений, связанных с законодательством, Российский союз автомобилистов вынес два инициативных предложения:

  • Изменить закон «Об ОСАГО», и изъять пункт, где упоминается справка о ДТП из основного списка документации, который должен предоставляться на выплату материального ущерба.
  • Внести изменения в форму протокола АПН, которые бы обязывали сотрудников дорожной полиции досконально снимать все повреждения авто.

До того момента есть полная уверенность, что страховщики могут отказывать автолюбителям в компенсации или заметно снижать их суммы, ссылаясь на недостаточность информации о ДТП. В данной ситуации сделать можно только одно – добиться справедливости через суд. Этот вариант скорее похож на «хождение по мукам», но в нашем государстве жизнь без этого невозможна

Форменное безобразие

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

Отмена справки о ДТП при обращении в страховую компанию Отмена справки о ДТП при обращении в страховую компанию

Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки».

Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных

Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии.

При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО.

Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Отмена справки о ДТП при обращении в страховую компанию

Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП.

Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер.

лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа.

Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

  • В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:
  • а) имена и даты рождения всех участников ДТП;
  • б) данные обо всех транспортных средствах;
  • в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;
  • г) описание повреждений.
  • Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:
  • — дате ДТП;
  • — транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);
  • — ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;
  • — ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;
  • — страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);
  • — нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;
  • — направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Читайте также:  Знак движение автобусов запрещено для чемпионата мира по футболу

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника».

Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости.

А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО.

Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.

Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по Каско?

Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться.

Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай.

При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»

Нужна ли справка о ДТП для страховой

Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):

Дорожно-транспортное происшествие – это стресс для любого участника. Имуществу, а иногда жизни и здоровью причиняется вред, и чтобы его возместить необходимо выполнить определенные действия, соблюсти сроки обращения в страховую компанию, собрать и передать пакет документов.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ страховщики принимают решение о выплате компенсации или об отказе в возмещении ущерба на основании документа, подтверждающего факт аварии.

Как помнят водители со стажем, раньше в этом качестве выступала справка о ДТП, выданная в ГИБДД. В октябре 2017 года ее упразднили. Что же теперь предъявлять СК, чтобы подтвердить участие в дорожно-транспортном происшествии? На этот вопрос часто отвечают наши сотрудники, обслуживающие «Горячую линию».

Именно об этом я предлагаю сегодня поговорить.

Последствия отмены справки

Итак, что же выдают сотрудники Госавтоинспекции участникам ДТП? Это оригиналы (копии):

  • постановления об административном правонарушении;
  • составленного на месте столкновения протокола.

Казалось бы, достаточно, но на самом деле не совсем. Страховщики требуют предоставления более детальной информации обо всех участниках происшествия, их полисах, повреждениях транспортных средств и другие детали случившегося. Названные выше документы не всегда ее содержали. Спеша оформить столкновение сотрудники ГИБДД не прописывают:

  • VIN-коды автомобилей;
  • контактные номера телефонов и другую информацию, которая нужна СК.

Только опытные водители знают, какие именно данные должны указывать инспектора, оформляющие происшествие и проверяют их наличие в бумагах. В результате страховщики жалуются, что не имеют возможность воссоздать полную картину аварии и принять решение, ссылаясь при этом на нормы закона «Об ОСАГО».

Исчерпывающую информацию страховщики получают из Европротокола. Бланк Извещения о ДТП разработан таким образом, что в нем помещаются все данные, которые могут заинтересовать СК. Детальная информация о содержании Европротокола представлена в статье «Правила заполнения Извещения о ДТП по ОСАГО».

Возможные причины отмены справки о ДТП

С какой целью была отменена справка о ДТП формы № 154 от 01.04.2011 года? Упразднение документа позволило значительно снизить нагрузку на подразделения Госавтоинспекции. Особенно остро загруженность ощущали сотрудники подразделений, работающих в крупных городах, где ежедневно случались сотни аварий.

Кроме этого отказ от справки значительно ускорил процедуру оформления дорожно-транспортного происшествия.

Теперь участники аварии, которая не соответствует критериям, позволяющим использовать Извещение о ДТП не должны ожидать оформления справки, а могут довольствоваться тем, что на месте происшествия выдал сотрудник Госавтоинспекции.

Примечательно, что после отмены справки в ФЗ №40 не были внесены изменения. Решение о выплате компенсации или отказе в возмещении убытков, как и прежде должно приниматься на основе документа, подтверждающего факт аварии.

Послу отмены справки №154 инспекторов региональных подразделений протокол (постановление) об административном правонарушении или в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении более детальную информацию, касающуюся участников аварии, их транспортных средств и обстоятельств происшествия.

Отмена справки о ДТП при обращении в страховую компанию

Какие документы обязан выдать инспектор ГИБДД?

Давайте вспомним, какие ведомости содержала справка о дорожно-транспортном происшествии и кому она выдавалась. Ее получал каждый участник столкновения. В документе указывалась информация о виновнике и пострадавшем, данные о том, кто из них и какие нормы Правил дорожного движения нарушил.

Что касается протокола об административном правонарушении (постановления или определения), то от больше адресован виновной стороне. Все остальные участники аварии получают копии этих бумаг.

Современные протоколы и постановления имеют более расширенную форму. Свои разъяснения по этому поводу дал Российский союз автостраховщиков.

Теперь в графе «Обстоятельства» или прилагаемой к ним форме прописывают:

  • дату аварии;
  • личные данные (ФИО и место проживания) и даты рождения лиц, принявших участие в аварии;
  • личные данные владельца автомобиля (если за рулем находился другой водитель);
  • информацию обо всех столкнувшихся автомобилях чем детальнее она будет, тем лучше, поэтому обратите внимание на то, чтобы представитель Госавтоинспекции указал марку, модель, дату выпуска, цвет, государственный регистрационный номер, VIN-код);
  • реквизиты полисов ОСАГО (номер и серию);
  • названия страховых компаний;
  • характер и степень повреждений транспортных средств;
  • нормы ПДД, которые были нарушены;
  • информацию о направлении на медицинское освидетельствование (если таковое имело место).

К сожалению, разъяснения РСА носят форму рекомендаций, поэтому заставить инспектора ГИБДД все это писать не может никто.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

Виновник аварии не установлен: как быть и какие документы требовать?

 Иногда аварию нельзя квалифицировать по КоАП РФ. Бывают такие ситуации, когда за нарушение ПДД не предусмотрено административное наказание или случай настолько сложный, что установить виновника на месте происшествия невозможно. Как поступить и какие документы собирать? К сожалению, добиться выплаты у страховой компании в такой ситуации быстро не получится.

Читайте также:  Тест драйв сузуки лиана полный привод видео

Дело в том, что такие случаи сначала расследуются рабочей группой ГИБДД. Если и им не удается разобраться «кто прав, кто виноват», решение принять может только суд. Подобные разбирательства требуют привлечения профильных адвокатов.

Только опытные автоюристы смогут разобраться в ситуации, подсказать, какие доказательства необходимо предоставить и сумеют выстроить линию защиты клиента.

Ситуация значительно упрощается, если происшествие оформлено по Европротоколу. Для этого авария должна соответствовать нескольким критериям:

  • в происшествии приняло участие два автомобиля;
  • у сторон нет взаимных претензий;
  • убытки причинены только транспортным средствам;
  • у участников есть полиса «автогражданки», и они действительны.

Раньше требовалось, чтобы размер убытков не превышал 100 тысяч рублей. В 2019 году эта сумма была увеличена до 400 тысяч рублей при возмещении материальных убытков и 500 тысяч при причинении вреда жизни или здоровью.

Таким образом в плане финансовых проблем нет вопросов, как оформлять происшествие.

Виновник аварии скрылся с места: что выдадут правоохранительные органы?

В заключении хочу сказать несколько слов о том, какой документ вместо справки формы №154 выдадут в том случае, если виновник аварии скрылся с места происшествия.

Пострадавшая сторона получит копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Главное проследить, чтобы в нем были описаны все обстоятельства случившегося.

В этом случае пострадавшему ничего не остается, кроме как ожидать результатов поиска.

Когда полиция найдет виновника, взыскание убытков будет происходить одним из способов:

  • в судебном порядке, если у него не окажется полиса «автогражданки», у него нет водительского удостоверения или он отказывается признавать свою вину;
  • через страховую компанию (при наличии ОСАГО).

В первом случае готовится исковое заявление, которое дополняется пакетом документов (детально мы об этом рассказывали в статье «Как получить выплату, если виновник ДТП скрылся с места аварии»).

Если у виновной стороны есть «автогражданка» и она согласна с тем, что именно ее действия привели к столкновению, пострадавший пишет заявление в СК. О перечне дополнительных документов мы также рассказывали в вышеназванном материале.

Заключение

Несмотря на то, что справку о ДТП отменили еще в 2017 году, некоторые страховые компании до сих пор отказывают в возмещении ущерба, ссылаясь на отсутствие этого документа.

Надеемся, что ознакомившись с нашей статьей каждый попавший в подобную ситуацию водитель будет знать, как себя вести.

Внимательно читайте постановления или определения, составленные представителем Госавтоинспекции и проблем с получением компенсации не возникнет.

Банк России официально подтвердил, что страховщики не должны требовать справку о ДТП

Официальное разъяснение Банка России от 23.11.2017 N 1-ОР «О применении отдельных норм Положения Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

В соответствии с абзацем шестым пункта 3.

10 приложения 1 к Правилам ОСАГО, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, потерпевший на момент подачи страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков прилагает к заявлению, в том числе, справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную подразделением полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной Приказом МВД России от 01.04.2011 N 154.

Форма справки о ДТП содержит, в том числе, информацию о транспортных средствах, участвовавших в ДТП, их видимых повреждениях, водителях, страховых полисах ОСАГО участников ДТП.

20 октября 2017 года вступил в силу Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664 (далее — Регламент МВД), которым не предусмотрена выдача сотрудниками полиции справки о ДТП.

Поскольку Регламентом МВД не предусмотрена выдача сотрудниками полиции справки о ДТП, требование о представлении указанного документа при рассмотрении страховщиком заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по дорожно-транспортным происшествиям, имевшим место, начиная с 20 октября 2017 года неправомерно.

Абзацем седьмым пункта 3.10 приложения 1 к Правилам ОСАГО предусмотрено представление страховщику извещения о дорожно-транспортном происшествии. Абзацем восьмым пункта 3.

10 приложения 1 к Правилам ОСАГО предусмотрено представление страховщику копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о дорожно-транспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ.

Указанные нормы Правил ОСАГО и Регламента МВД в системной взаимосвязи позволяют страховщику осуществлять в полном объеме действия, предусмотренные пунктом 4.

22 приложения 1 к Правилам ОСАГО, если к заявлению потерпевшего не приложена справка о ДТП, но информация о транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, их видимых повреждениях, водителях, страховых полисах ОСАГО участников ДТП зафиксирована в представляемых страховщику документах, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым пункта 3.10 приложения 1 к Правилам ОСАГО, либо если данная информация может быть получена страховщиком из автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и иных источников.

  • Перейти в текст документа »
  • Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  • Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Отмена справки о ДТП при обращении в страховую — Все по шагам

В состав обязательных документов, которые требовалось представить для получения выплат по ОСАГО, входила справка о ДТП. Справки имели право выдавать сотрудники ГИБДД, после фиксации всех обстоятельств аварии. С марта 2018 года указанные правила изменились – законодатель устранил обязанность представлять документ в страховую компанию.

Что нужно представить вместо справки

Обязанность получить справку после аварии не зависела от условия полиса, так как это требование было указано в Правилах страхования по программе ОСАГО и Административном регламенте ГИБДД.

В содержании этого документа содержалась информация о дате и месте аварии. участниках дорожного инцидента, иные обстоятельства.

С 24 марта 2018 года указанные пункты были полностью отмены, а для получения страховой компенсации нужно представить следующие документы:

  • извещение о ДТП, заполненное автовладельцами по программе Европротокола, если на место аварии  не нужно было вызывать сотрудника ГИБДД;
  • процессуальный протокол, постановление о назначении наказания по КоАП РФ, и иные документы, составленные сотрудников ГИБДД или иными уполномоченными ведомствами по факту аварии (из указанных бланков страховщик не только установит характер повреждений, но и вину участников столкновения);
  • оригинал действующего полиса ОСАГО;
  • документы, подтверждающие законность владения и управления машиной в момент аварии (свидетельство о регистрации ТС, доверенность и т.д.);
  • паспорт заявителя, либо доверенность на представителя.

В этом перечне справка из ГИБДД отсутствует, а любое требование представить указанный документ будет являться нарушением закона.

Как оформляются документы

Автовладельцы могут вообще избежать обращения в ГИБДД или вызова представителя этой службы на место аварии, если соблюдены следующие условия:

  • в аварии нет пострадавших граждан, а ущерб причинен только автотранспорту;
  • если в столкновении участвовало не более двух машин;
  • если у автовладельцев отсутствуют разногласия о причинах ДТП, характере повреждений и виновности в аварии;
  • если сумма предполагаемого ущерба не превысила 100 тыс. руб. (указанное правило было введено с июня 2018 года, а до этой даты лимит ущерба для оформления Европротокола составлял 50 тыс. руб.).

Узнайте больше  Порядок осмотра места ДТП

Следовательно, вызова должностных лиц ГИБДД на место аварии не избежать, если пострадали граждане, либо машины получили серьезные повреждения.

При выезде на места аварии, сотрудники ГИБДД фиксируют факты нарушения правил движения, составляют схему аварии, берут объяснения у сторон.

Копия протокола выдается лицу, чья вина зафиксирована на месте аварии. После рассмотрения административного дела о назначении штрафа или иной санкции.

Этот документ окончательно зафиксирует виновность водителя для последующего рассмотрения вопроса в страховой компании.

Даже после составления протокола обращаться в ГИБДД за справкой не нужно. Если для предъявления страховщику нужна заверенная копия протокола, его можно получить в том территориальном подразделении, в котором он был изначально составлен.

Все остальные правила получения страховки ОСАГО остались неизменными.

Сразу после аварии нужно уведомить свою страховую компанию и наступившем страховом случае, после чего автомашины представляется для осмотра и оценки ущерба.

Если водитель согласен с заключением эксперта, он оформляет заявление на получение выплат, а при наличии спора – подает претензию и исковое заявление в судебные инстанции.

Обращение за выплатой по ОСАГО после ДТП

Вы попали в ДТП: какие документы нужны для получения максимальной компенсации, какие «подводные камни» могут быть при оформлении ДТП — подробно рассказываем в данной статье.

Если автомобилист стал участником дорожно-транспортного происшествия, ущерб получил он сам или пассажиры, находившиесяя выбиралв салоне, сам автомобиль, неизбежно встает вопрос о получении страховой выплаты. При этом многим хочется заранее знать, каков будет ее размер и что следует предпринять, чтобы получить максимальную компенсацию.

Рассмотрим, каким должно быть обращение в страховую после ДТП, в какие сроки потребуется подать документы и как выглядит их список. Отдельно рассмотрим, на каком основании вам могут отказаться выплачивать компенсацию, что в этом случае следует делать. В конце дадим несколько полезных советов, которые помогут вам получить максимальную выплату и отстоять свои права в случае необходимости.

Когда следует требовать страховую выплату

На сегодняшний день существует множество ситуаций, которые относятся к страховым, а это значит, что клиент может получить компенсацию от СК, у которой он купил полис. Рассмотрим простой пример, когда обращение в ОСАГО после ДТП будет правомерным.

Вы остановились на красный сигнал светофора, и в этот момент в ваш автомобиль въехало другое транспортное средство. В этом случае следует выяснить, как настроен решить ситуацию виновник инцидента.

Если он настроен миролюбиво и готов признать свою вину, а ущерб, по предварительной оценке, не превышает ста тысяч рублей, вы можете оформить европротокол. Если найти общий язык с виновником аварии не удается, следует вызвать сотрудников ГИБДД.

Водитель, который спровоцировал аварию, при этом не имеет права покидать место происшествия. Если он оставляет вас ждать представителей правоохранительных органов в одиночестве, сфотографируйте или хотя бы просто запишите госномер его автомобиля.

Впоследствии за оставление места аварии виновника могут привлечь к административной ответственности вплоть до заключения под стражу на 15 суток).

После регистрации инцидента вы можете требовать страховую выплату от компании, у которой вы приобрели полис ОСАГО.

Сроки получения выплаты

В течение пяти дней после аварии водитель может собрать документы и обратиться за выплатой положенного страхового возмещения. В свою очередь, у СК есть 20 дней на то, чтобы рассмотреть заявление клиента.

Если страховщик не укладывается в этот срок, автомобилист может требовать оплату неустойки за каждый день просрочки в размере одного процента от суммы компенсации. Но может возникнуть ситуация, когда компания откажет в страховом покрытии. Тогда и штраф за просрочку, и саму компенсацию придется требовать через суд.

Читайте также:  Ремонт замка зажигания ваз 2110 своими руками

При этом если вы получили отказ в выплате страховки несвоевременно, учитывая срок обращения, по истечении периода в 20 дней за каждые последующие сутки положена неустойка в размере 0,5 процента от суммы.

Страховая компания может перечислить на счет автомобилиста положенную сумму либо направить поврежденное транспортное средство для восстановления в один из автосервисов, с которым она сотрудничает. При этом клиент вовсе не обязан соглашаться с условиями СК.

Если что-то его не устраивает, водитель имеет право выбрать ремонтную фирму самостоятельно или потребовать страховую выплату в денежном эквиваленте. Многие эксперты советуют получить компенсацию напрямую – по их мнению, это гораздо выгоднее, т. к.

дает возможность проконтролировать весь ход восстановительных работ и быть уверенным в том, что средства потрачены должным образом. Ремонт, который проводит сервис, сотрудничающий с СК зачастую бывает быстрым и не вполне качественным.

При этом доказать, что уровень выполненных работ не вполне соответствует их стоимости, будет достаточно трудно.

Если страховая компания настойчиво предлагает ремонт, вы можете отказаться и выбрать сервис самостоятельно. Второй вариант – требовать денежной выплаты, которой сможете воспользоваться для проведения восстановительных работ.

Предельно допустимая компенсация по закону составляет 400 тысяч рублей. Но расчет итоговой суммы складывается из ряда многочисленных факторов:

  • износа автомобиля;
  • характера и степени повреждений, полученных в результате аварии;
  • рыночной цены транспортного средства и пр.

В связи с этим рассчитывать на максимальную сумму можно далеко не всегда.

Какие потребуются документы

СК будет рассматривать иск только в том случае, если клиент предоставит перечень необходимых документов. При этом у обоих участников аварии должен быть действующий полис. На сегодняшний день требуется собрать следующие бумаги:

  • копию паспорта того водителя, который спровоцировал аварию;
  • ксерокопию водительского удостоверения;
  • бланк ОСАГО;
  • заявление, которое следует заполнить в соответствии с образцом страховой компании (его можно получить в офисе СК или скачать на ее официальном сайте);
  • свидетельство от ГИБДД, что обстоятельств, требующих возбуждения уголовного дела, не было;
  • протокол о том, что по факту аварии оформлено административное правонарушение;
  • справка из Госавтоинспекции или заполненный и подписанный обеими сторонами европротокол;
  • техпаспорт.

Если все бумаги оформлены правильно и поданы точно в срок, автомобилист может рассчитывать на прямое или опосредованное получение страховой выплаты.

Что делать, если нет видеорегистратора

В случае дорожно-транспортного происшествия многие вопросы поможет снять видеорегистратор. На сегодняшний день практически каждый автомобиль оснащен этим полезным устройством.

Но что делать, если нет видеорегистратора? В этом случае при возникновении спорной ситуации, возможно, придется обратиться за помощью следовавших рядом с вами автомобилистов.

Но в этом случае стоит вовремя сориентироваться, чтобы хотя бы получить контактные данные водителей, чей регистратор мог зафиксировать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.

Если ни у вас, ни у второго участника аварии нет фиксирующего устройства и вам не удалось попросить ни у кого из водителей прислать вам запись инцидента, не стоит отчаиваться. На участке, где случилась авария, вполне могут быть установлены камеры слежения. В этом случае нужно сделать запрос у оператора фрагмента записи с моментом аварии. Сделать это самостоятельно не получится, требуется содействие инспектора. Полицейский запрос могут сделать сотрудники ГИБДД, прибывшие на место.

Когда можно зафиксировать ДТП без привлечения полиции

Сегодня по закону в ряде случаев вы можете зафиксировать аварию самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД. Перечислим основные ситуации, когда можно это сделать:

  • участниками аварии стали два водителя, пострадали только два транспортных средства;
  • ущерб причинен только автомобилю, при этом никто не погиб, не получил травм, не пострадало остальное имущество автомобилистов и пассажиров;
  • у участников происшествия нет разногласий в плане оценки повреждений, которые получили транспортные средства, нет противоречий относительно того, кто стал виновником аварии;
  • каждому автомобилю требуется ремонт на сумму не более ста тысяч рублей (а значит, размер страхового покрытия не превысит этих значений).

Важно! Протокол следует заполнять только в том случае, если вы убедились, что у второго участника дорожно-транспортного происшествия действительный страховой полис. Проверить его вы можете по серии и номеру на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Если такой возможности нет, лучше привлечь к оформлению аварии сотрудников ГИБДД.

Когда оба участника аварии заполнят и подпишут извещения, каждому из них нужно обратиться в свою страховую компанию (где был приобретен полис ОСАГО).

Обращение в страховую после ДТП в обязательном порядке предполагает сбор положенных по закону документов.

Если это условие не выполнить и оформить хотя бы одну справку неправильно (или если она не будет предоставлена), страховая компания просто откажет вам в выплате компенсации.

Если вы и второй участник аварии не пришли к общему решению, необходимо привлечь полицию, чтобы зарегистрировать дорожно-транспортное происшествие.

Только сотрудники автоинспекции в этом случае смогут установить, кто был виновником инцидента. Европротокол, таким образом, заполнять не придется, а ситуация будет решаться стандартным способом.

На это уйдет больше времени, но только так можно рассчитывать на справедливое решение и получение компенсации.

Что лучше – европротокол или часы, потраченные на оформление ДТП?

Если авария незначительная и в ней только два участника, ущерб нанесен только транспортным средствам водителей, есть возможность не тратить время на ожидание сотрудников ГИБДД и стандартное оформление дорожно-транспортного происшествия.

При обоюдном согласии участников аварии возможно оформление европротокола. Необходимо будет заполнить бланк извещения с указанием обстоятельств инцидента, характера повреждения ТС. После того как документ подписан обеими сторонами инцидента, можно убрать авто с проезжей части, чтобы не мешать движению.

Европротокол дает возможность не занимать проезжую часть, быстро продолжить движение и вообще возобновить прерванную поездку, если автомобиль в результате повреждения не утратил ходовых качеств. Оформленный документ потребуется зафиксировать у сотрудников ГИБДД. Сделать это вы можете на ближайшем посту, который встретится вам на пути.

Плюсом будет то, что вы сэкономите массу своего времени и нервов, не будете препятствовать движению на участке, где произошло ДТП.

Минусом может быть отсутствие действующего полиса ОСАГО у второго водителя. Если у вас нет возможности проверить подлинность документа на сайте РСА по серии и номеру, лучше отказаться от оформления европротокола. В противном случае есть опасность не получить страховую выплату.

Полезная информация.

Если вас не устраивает заполнение европротокола и требуется привлечь сотрудников ГИБДД к решению спорной ситуации, вам могут быть пригодиться следующие телефонные номера:

  • 002 — для абонентов «Билайна»;
  • 020 — для тех, кто пользуется услугами сотовых операторов МТС, «МегаФон», «Теле2»;
  • 902 — для тех, кому услуги связи предоставил Skylink или «Мотив».

Когда следует обратиться в суд

Если размер страховой выплаты вас не устраивает и вы уверены в том, что можете получить значительно большую компенсацию, лучший способ добиться справедливости – обратиться в суд. Только в этом случае вы сможете добиться своего и обязать страховую компанию компенсировать настоящий размер ущерба.

Несмотря на то, что судебное разбирательство потребует определенных денежных издержек, в случае вашего выигрыша СК обязана будет не только возместить понесенные в результате ДТП убытки, но и покрыть остальные затраты. Речь идет в том числе и оплате услуг адвоката, независимой экспертизы, чья оценка не совпала с результатами специалистов самой страховой компании.

Главное в этой ситуации – чтобы суд принял справедливое решение, учитывающее интересы потерпевшей стороны.

В случае задержки с выплатой компенсации со страховщика вы можете взыскать неустойку – ее размер равен 1% от величины покрытия за каждые сутки просрочки. В результате автомобилист может получить сумму со значительной переплатой.

Что делать, если СК отказалась от выплат

Нередко возникают ситуации, когда страховщик отказывается удовлетворить требования клиента. Основание для этого может быть, как законным, так и неправомерным.

В том случае, если вы получили отказ и не согласны с решением страховой компании, порядок действий может быть следующим:

  1. Решить вопрос в досудебном порядке. Составьте претензию на имя руководства СК. В заявлении нужно указать, что у вас оформлен полис ОСАГО и он действителен в момент обращения. Страховая компания обязана рассмотреть заявку в течение пяти-семи рабочих дней. Претензию следует составить в двух экземплярах. Если вас не удовлетворит ответ страховщика, то второй документ (обязательно заверенный сотрудником СК) нужно приложить к исковому заявлению, если дело дойдет до суда.
  2. Дождаться ответа. Если решение страховой компании по вашему вопросу принято отрицательное или ответ просрочен, следует решать вопрос в юридической плоскости. СК обязана предоставить письменный отказ с обоснованием своей позиции. Этот документ впоследствии вы сможете предъявить в суде. Если страховщик не хочет найти компромисс и прийти ко взаимному согласию с клиентом, необходимо сделать следующий шаг.
  3. Обратиться в суд. К заявлению приложите экземпляр претензии, направленной к страховщику. На документе обязательно должна стоять печать компании, подпись того менеджера, который принял у вас бумагу.

Если ущерб не превышает 50 тысяч рублей, заявление будет рассматривать мировой судья. Если требуется компенсация, которая превышает эту сумму, дело будет рассматривать районный суд.

В этом случае нужно уточнить юридический адрес страховой компании, у которой вы купили полис. Это необходимо в связи с тем, что обратиться необходимо будет в районный суд по месту регистрации ответчика (в данном случае – СК).

Помимо искового заявления потребуется предоставить еще и определенный пакет документов.

Какие бумаги потребуются для обращения в суд

Итак, какой перечень документов требуется подать в районный суд по месту регистрации ответчика. На сегодняшний день их перечень выглядит следующим образом:

  • копия полиса и договора со страховщиком;
  • письменный отказ страховщика от выплаты компенсации;
  • протокол с места аварии (это может быть европротокол или документ, оформленный сотрудниками ГИБДД);
  • результат экспертизы с оценкой ущерба в денежном эквиваленте;
  • квитанция об оплате государственной пошлины перед обращением в суд;
  • подробное описание аварии с указанием причины инцидента и основания отказа страховщика от выплаты компенсации;
  • исковое заявление, заполненное по образцу (его вы можете найти в любом отделении суда по месту жительства).

После этого будет запущено разбирательство. Если решение будет в пользу автомобилиста, СК обяжут выплатить страховое покрытие в объеме, который определит суд.

Несколько полезных советов

Приведем несколько полезных советов, которые помогут вам получить наибольшую компенсацию (в том числе и на ремонт автомобиля), решить спорную ситуацию с максимальной выгодой.

  1. До выплаты компенсации не следует тратить средства на ремонт автомобиля. После ДТП может возникнуть необходимость делать повторную экспертизу, а если ее результаты вас не устроят – обращаться в суд. Если вы восстановите автомобиль до этого момента самостоятельно, добиться справедливости будет практически невозможно.
  2. Если вам выплатили страховое возмещение в полном объеме, но его размер вас не устроил, вы можете подать в суд исковое заявление и потребовать от виновника аварии покрыть разницу между нанесенным ущербом и размером компенсации за счет собственных средств. При этом важно доказать, что страховое покрытие не соответствует затратам на восстановление авто до того состояния, которое было перед аварией.
  3. Вы можете отказаться от оценки, которую проводит соответствующий отдел СК, выдавшей полис, и самостоятельно обратиться в независимую экспертизу. Если результаты будут сильно различаться, вы сможете решить вопрос через суд в свою пользу. Провести независимую экспертизу вы можете и параллельно с оценкой страховой компанией. В этом случае у вас будет доказательство реальной величины ущерба и того, какой должна быть компенсация.
  4. Страховая компания не имеет права требовать от вас подачи заявления на получение выплаты после ДТП в течение суток или двух-трех дней после аварии. Выполнять такие требования вы не обязаны. По закону срок обращения по ОСАГО составляет пять рабочих дней. В течение этого времени вы можете собрать необходимые документы и подготовить заявление.
  5. Каждый документ, который вы прикладываете к заявлению в страховую компанию, нужно продублировать. В случае каких-либо противоречий они могут стать доказательством во время судебных разбирательств.
  6. Если страховщик отказывается от выполнения обязательств и затягивает выплату компенсации в течение 20 дней с момента подачи заявления, требуйте неустойку за каждый просроченный день. Размер такой компенсации может существенно превысить первоначальное значение. Ее сумма составит 1% за каждые сутки просрочки, учитывая срок обращения.
  7. Перед оформлением аварии без привлечения сотрудников ГИБДД убедитесь в том, что полис другого водителя действителен. Это будет легко сделать, если у вас есть доступ к сети интернет. Если вы не можете зайти на сайт РСА и вбить серию и номер чужого полиса, лучше оформить аварию вместе с сотрудниками автоинспекции.

Чтобы избежать проблем при получении страховой выплаты, лучше всего оформить полис у проверенной и надежной СК, которая дорожит своей репутацией на рынке. Стоимость ОСАГО у такой компании может быть выше. Но при наступлении страхового случая не должно возникнуть проблем с компенсацией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector