Что делать при возникновении опасности ДТП?

Передвижение на автомобиле чревато возникновением ДТП. Даже если водитель придерживается всех ПДД, никогда нельзя быть уверенным в том, что так же действуют и другие участники движения. В случае возникновения аварии, важно действовать правильно.

Не все граждане знают, как себя нужно вести, особенно после введения возможности оформления протокола без привлечения сотрудников ГИБДД. Следует разобраться, что делать при ДТП.

Первые действия

Первое, что должен сделать водитель – отключить двигатель и покинуть салон транспортного средства (после использования ручника и включения аварийных сигналов). Ни в коем случае нельзя покидать место аварии. Подобное поведение влечет за собой увеличение наказания, в особенности, если по вине пропавшего гражданина пострадали люди.

Что делать при возникновении опасности ДТП?

Порядок действий при ДТП выглядит следующим образом:

  1. Заглушить двигатель.
  2. Поставить автомобиль на ручник и включить сигналы аварийной остановки.
  3. Покинуть салон, поставить знаки предупреждения (на расстоянии тридцати или пятнадцати метров от автомобилей, в зависимости от конкретной ситуации). Это даст возможность предупредить других участников движения о возникшем препятствии на дорожном полотне.
  4. Проверить, нет ли пострадавших среди водителей, пассажиров и пешеходов.

Дальнейшие действия зависят от того, пострадал ли кто-либо в инциденте. Следует отметить, что если гражданин не является участником ДТП, но находится на месте происшествия, он должен обратиться в специальные службы, оказать помощь при ДТП и позвонить в больницу, если водители не могут сделать это сами.

Если вред нанесен только имуществу

Что делать при возникновении опасности ДТП?

Если нет, следует звонить в ГИБДД. Номера выглядит следующим образом:

  • для абонентов «Билайна» – 002;
  • «Мотива» и «Skylink» – 902;
  • «Мегафона», «МТС», «Теле2» – 020.

Также можно воспользоваться номером 112 (МЧС). В том случае, когда оба водителя находятся в нормальном состоянии и сумели прийти к согласию касательно случившегося, можно сделать следующее:

  1. Решить проблему на месте, без составления документов.
  2. Составить протокол самостоятельно, если сумма ущерба не превышает 50 тысяч рублей (400 тысяч для Московской и Ленинградской областей).
  3. Отправиться на ближайший пост ГИБДД для оформления документов.

ТС следует зафиксировать на фото- или видеокамеру. При этом на снимках/видео должно отображаться расположение автомобилей, их номерные знаки, тормозной путь.

После того как это будет сделано, граждане обязаны убрать авто с проезжей части. Только после этого следует решать, кто виновен в аварии, и какой способ действий выбрать. Также рекомендуется сообщить о случившемся страховой компании.

Если кто-то пострадал

Действия водителя при ДТП, если в нем кто-то пострадал, отличаются от описанных выше. В таком случае необходимо сразу же оказать первую помощь пострадавшему человеку.

После этого необходимо вызывать скорую помощь. Для этого также можно воспользоваться телефоном МЧС. Только сообщив о случившемся в больницу можно вызвать ГАИ.

Важно! Оказывать первую помощь целесообразно, только если кто-то из водителей умеет это правильно делать. В противном случае лучше сразу вызвать скорую, чтобы не навредить еще больше.

В экстренных ситуациях, когда скорая помощь не может прибыть на место происшествия либо ее ожидание может привести к гибели гражданина, необходимо привести пострадавшего в медицинский пункт самостоятельно.

Действия в зависимости от состояния другого водителя

Что делать при возникновении опасности ДТП?

Ситуация ухудшается, если он является виновником случившегося. В том случае, когда водитель ведет себя нормально и идет на контакт, можно попытаться уладить дело мирно.

При небольших повреждениях правила дорожного движения разрешают составить протокол самостоятельно (европротокол). При этом рекомендуется заручиться показаниями свидетелей.

Составить европротокол можно при аварии с двумя авто без пострадавших. Также необходимо иметь «ОСАГО».

Если водитель не идет на контакт или не согласен с мнением другого участника ДТП, необходимо вызвать ГИБДД на место аварии и ждать приезда комиссаров. Это единственный выход из ситуации.

При этом следует учесть, что на процедуру может уйти несколько часов. Также необходимо иметь в виду, что в случае алкогольного опьянения одного из участников ДТП, вызывать сотрудников ГИБДД нужно всегда.

Ошибки водителей

Во время выяснения обстоятельств ДТП важно сохранять чистый разум, не паниковать и не предпринимать поспешных действий. Поскольку участие в аварии для многих является сильным стрессом, водители часто предпринимают ошибочные действия после ДТП. Не следует:

  1. Что делать при возникновении опасности ДТП?Покидать место аварии. Одна из главных ошибок водителей – попытка скрыться после произошедшего. Делать этого не следует. Найти автомобиль в современных условиях довольно просто. Побег с места происшествия лишь усугубит наказание (за такое правонарушение, к примеру, у водителя могут отобрать права, а в некоторых случаях и лишить свободы).
  2. Блокировать трассу. Если в аварии участвовало только два автомобиля, и никто не пострадал, ТС нужно сфотографировать, после чего убрать с дороги. Автомобили не должны мешать движению, в противном случае их владельцы могут понести наказание (штраф – 1 тысяча рублей).
  3. Игнорировать пострадавших. Первой заботой участников столкновения должно быть обеспечение безопасности пострадавших лиц. Если гражданин ничего не сделал для спасения пострадавшего, он может быть привлечен к ответственности.
  4. Пытаться замести следы аварии. В некоторых случаях граждане пробуют изменить показания приборов, расположение машин.
  5. Везти пострадавшего в больницу, если есть возможность вызвать скорую помощь. Гражданин может усугубить ситуацию, пытаясь привезти раненого в больницу.

В случае аварии также не следует выяснять отношения с другим водителем, если он не идет на контакт или перебывает в состоянии алкогольного опьянения.

Лучше сразу вызывать сотрудников ГИБДД. Участникам аварии необходимо оценить обстановку, сделать все, чтобы спасти пострадавших и привлечь как можно больше свидетелей.

Заключение

Таким образом, в случае возникновения ДТП необходимо уметь правильно действовать. В первую очередь следует остановить авто и разобраться в ситуации, выяснив, есть ли пострадавшие.

Куда звонить при ДТП, зависит от обстоятельств. Однако в любом случае все проблемы можно решить по номеру 112 (МЧС). Не следует покидать место аварии, блокировать дорогу и делать другие ошибки. В некоторых случаях они могут привести к аресту и лишению прав.

Что нужно делать водителю при аварии и после ДТП?

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие с участием транспортного средства, в результате которого погибли или получили травмы люди, повреждены или уничтожены автомобили, грузы, сооружения.

Что делать при возникновении опасности ДТП?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25. Это быстро и бесплатно!

ДТП не является, если машины столкнулись, но у них отсутствуют повреждения, и нет людей, получивших травмы. В таком случае ГИБДД вызывать не стоит.

При аварии что нужно делать?

Что делать в первую очередь?

  1. Немедленно остановить транспортное средство.
  2. Включить аварийную сигнализацию.
  3. Если есть пострадавшие, оказать первую помощь и вызвать скорую помощь.
  4. Выставить знак аварийной остановки. Знак выставляется от места аварии в 15 метрах в городе, в 30 метрах за городом.

    На практике знак выставляется в нескольких метрах от места происшествия, но если место аварии плохо просматривается, тогда необходимо выдерживать установленное законом расстояние, чтобы не стать виновным в новом ДТП.

    К плохо просматриваемым местам относятся: авария в поворотах, на спусках, в условиях плохой видимости (во время дождя, тумана, ночью).

  5. Нельзя трогать и передвигать предметы с места ДТП, но если ДТП полностью перекрывает проезд в обоих направлениях, тогда необходимо убрать транспортные средства с проезжей части. Перед этим необходимо сфотографировать в присутствии свидетелей место ДТП с каждой стороны и общего ракурса.

    Необходимо собрать все предметы, имеющие отношение к ДТП и обеспечить их сохранность.

  6. Записать данные очевидцев: контактный телефон, фамилию, имя, отчество, номер автомобиля, если свидетель был на машине.
  7. Позвонить в полицию, сообщить об аварии и ждать сотрудников ГИБДД.

Что делать, если в аварии есть раненые или погибшие?

Порядок действий, если есть пострадавший или погибший:

  • вызвать скорую и детально описать место происшествия;
  • узнать, нет ли среди очевидцев врача;
  • оказать первую помощь.

Полезно знать! Если жизни пострадавшего ничего не угрожает, тогда можно его не трогать, чтобы не нанести больший вред.

Но если он находится в опасности, её нужно устранить, например, если человек оказался в горящем автомобиле, его необходимо сразу извлечь, пока огонь не дошел до бензобака или пострадавшего. Если есть признаки повреждения конечностей, необходимо наложить шину и обездвижить конечности.

При угрозе жизни пострадавшего, необходимо:

  • если пострадавший без сознания, но при этом дышит и сердцебиение присутствует, то следует привести его в чувство;
  • если отсутствует дыхание – необходимо начать делать искусственное дыхание;
  • если отсутствует сердцебиение – то искусственное дыхание делают вместе с непрямым массажем сердца.

Примечание! При наличии угрозы жизни и отсутствии возможности скорой оперативно прибыть на место происшествия, следует отправить пострадавшего на попутном автомобиле в больницу или один из участников аварии может отвезти его самостоятельно.

В больнице следует указать свои данные и вернуться на место ДТП, тогда это не будет считаться оставлением места аварии.

Что делать, если виновник не признает вину?

Порядок действий, если виновный не признаёт вину:

  1. записать контактные данные очевидцев;
  2. узнать, если ли на данном участке камеры видеонаблюдения, а также осмотреть прилегающую территорию, возможно камеры установлены на магазинах, офисных зданиях и на иных объектах;
  3. рекомендуется вызвать автомобильного юриста, который поможет обосновать версию для ГИБДД, составить схему ДТП и оказать иную помощь, в том числе и в дальнейшем судебном разбирательстве;
  4. прибывшим сотрудникам ГИБДД необходимо рассказать свою версию, предоставить контактные данные свидетелей, показать видеозапись с видеорегистратора, указать на камеры, которые могли записать момент ДТП;
  5. необходимо внимательно читать все подписываемые документы, если схема аварии составлена некорректно, то сделайте соответствующее замечание и попросите исправить неточности.

Отметим! Если никто из водителей не признал вину, тогда сотрудники ГИБДД в справке о ДТП указываю, кто является нарушителем, если они не смогли это установить, тогда нарушитель не указывается, что делает невозможным получить выплату по ОСАГО.

Если нарушитель не установлен, необходимо обратиться в суд, соблюдая следующий порядок:

  • Перед подачей заявления в суд, рекомендуется отправить предполагаемому нарушителю претензионное письмо, указав свои материальные требования, основываясь на фактах, и ссылаясь на нормы законодательства. Документ отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Данные действия будут свидетельствовать о желании истца решить вопрос в досудебном порядке.
  • Необходимо провести независимую экспертизу повреждений транспортного средства, уведомив предполагаемого виновника о проведении данной процедуры, он на ней имеет право присутствовать.
  • К исковому заявлению необходимо приложить: квитанцию об оплате госпошлины; квитанцию, подтверждающую отправления претензионного письма; заключение независимой экспертизы; все возможные доказательства вины, например, фото, видео ДТП; все документы, полученные от ГИБДД.

Примечание! Суд рассмотрит дело, запросит все необходимые документы из ГИБДД, допросит свидетелей, изучит иные доказательства и вынесет решение.  Если вина ответчика будет доказана, тогда суд выдаст истцу (потерпевшему) все необходимые документы, с которыми следует обращаться в страховую компанию виновного.

Что делать пострадавшему по ОСАГО?

Чтобы получить выплату по ОСАГО, необходимо обратиться в страховую организацию виновника, необходимо иметь следующие документы:

  • Заявление, заполненное потерпевшим или его представителем, который имеет доверенность. Образец заявления можно найти на сайте страховой компании или получить у них в офисе.
  • Документ, удостоверяющий личность: паспорт, свидетельство о рождении, если потерпевший не достиг 14 возраста.
  • Банковские реквизиты, если потерпевший желает получить возмещение в безналичной форме.
  • Свидетельство о регистрации транспортного средства.
  • Извещение о ДТП. Оно заполняется участниками на месте аварии и является обязательным для получения выплаты.
  • Справка о ДТП, предоставленная сотрудниками ГИБДД.
  • Копия протокола об административном правонарушении, выданная сотрудниками ГИБДД, если было заведено соответствующее дело по статье КоАП.
  • Иные документы, которые потребует страховая компания.

Подать документы можно лично в офисе, почтовым отправлением или в электронной форме на сайте страховой организации.

Важно! Документы необходимо подавать непозднее 5 суток с момента ДТП.

Страховая компания, как правило, осуществит компенсацию в натуральной форме, т.е. пострадавший должен будет отдать в определённый сервис авто на ремонт, но можно получить компенсацию деньгами, на этом законно можно настаивать, если:

  • длительность ремонта составит более 30 дней и страховая предложит продлить, тогда следует отказаться, чтобы получить деньги;
  • до ближайшего предложенного сервиса более 50 км.от места жительства потерпевшего или от места ДТП;
  • в городе нет официального дилера и машине не более 2 лет;
  • потерпевший является инвалидом и имеет специально оборудованную машину;
  • обоюдная вина и компенсация производится в проценте от виновности;
  • пострадал грузовой автомобиль, принадлежащий физическому лицу.

Отметим! Если не выполняется ни одно условие, можно в заявлении о страховом возмещении указать свое желание о получении компенсации в виде денег, страховая имеет право согласиться или отказать.

Что делать, если Вы виновник?

Если повреждения у транспортных средств незначительные, тогда можно попробовать договориться с потерпевшим на месте, предложив ему компенсацию. Так можно сэкономить время и ДТП не будет официально зафиксировано, следовательно, стоимость ОСАГО на следующий период не подорожает.

Передав компенсацию, необходимо взять с потерпевшего расписку о получении компенсации, в которой указать:

  • ФИО потерпевшего и виновника;
  • данные об автомобилях: государственный номер, марка, модель, цвет, VINномер;
  • время и место происшествия;
  • характер повреждений, рекомендуется также сделать фото;
  • сумма компенсации;
  • потерпевший должен указать, что не имеет претензий к виновнику.

Примечание!  Если вызвали инспекторов, тогда следует признать вину, если уверены в этом, иначе за сообщение ложной информации можно понести более строгую ответственность.

Как оформить ДТП без вызова сотрудника ГИБДД?

Оформить аварию без вызова сотрудников ГИБДД возможно по Европротоколу. Участники ДТП оформляют его по взаимному согласию. Оформление Европротокола является правом, а не обязанностью.

Условия, позволяющие оформить Европротокол:

  • если в аварии 2 участника, имеющие полис ОСАГО;
  • ущерб нанесен только транспортным средствам и прицепам, если есть пострадавшие люди или нанесен ущерб иному имуществу, тогда самостоятельно оформить нельзя;
  • у участников нет разногласий по поводу виновности одного из них.

Выплаты по Европротоколу:

  • до 1 июня 2018 г. максимальная выплата = 50 000 руб.;
  • с 1 июня 2018 г. максимальная выплата = 100 000 руб.;
  • выплаты до 400 000 руб. осуществляются в Москва, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, если в страховую предоставлены фото и видео аварии в высоком качестве, авто при этом должен быть оснащён средством навигации, работающим с использованием спутниковой системы GPSили ГЛОНАСС.

Отметим! Перед составлением протокола, необходимо сфотографировать общий план аварии, каждую машину со всех сторон, осколки, тормозные следы. Рекомендуется записать контактные данные свидетелей.

Требования к заполнению Европротокола

  • составляться на бланке «Извещение о дорожно-транспортном происшествии»;
  • заполнив лицевую сторону, основной бланк отделяют от дополнительного, они имеют одинаковую юридическую силу;
  • заполняется шариковой ручкой печатными буквами;
  • заполняются все стоки;
  • протокол не должен содержать исправлений, помарок.

В извещении о дорожно-транспортном происшествии указываются:

  1. место аварии (город, улица и её номер, пересечение улиц, для трассы — наименование и километр);
  2. дата и время точно до минут;
  3. количество поврежденных машин – 2;
  4. в строке «количество раненных/ погибших» ставится прочерк;
  5. данные свидетелей, если они имеются;
  6. информация о поврежденных авто (VINномер, гос. номер и др.), автовладельцах, лицах, которые управляли в момент аварии;
  7. далее один участник заполняет сторону A, другой – B;
  8. марка, модель ТС указывается из свидетельства о регистрации ТС;
  9. указываются собственник ТС и водитель, управлявший в момент аварии;
  10. в поле «страховщик» отражается страховая компания из ОСАГО, номер полиса и дата его истечения;
  11. фиксируется в протоколе место первоначального удара;
  12. указывается все видимые повреждения;
  13. в замечании указывается, кто признал вину, кто является невиновным;
  14. обстоятельства происшествия выбрать из предложенного списка;
  15. в схеме ДТП отразить: контуры проезжей части с указанием названий улиц, разметку, светофоры, место столкновения, дородные знаки;
  16. на схеме внутри контура каждого транспортного средства указывается буква «А» или «В», в зависимости от того, какую сторону заполняет водитель ТС;
  17. подписи обоих водителей.

Примечание! Если на оборотной стороне бланка не хватит места, тогда всю необходимую информацию записывают на чистый белый лист, заверенный подписями обоих лиц. На бланке ставится пометка « с приложением», на листе указать, к какому документу он относится, кем составлен.

После составления, можно покинуть место происшествия. В течение 5 дней следует обратиться в страховую компанию виновника с заполненнымЕвропротоколом.

Если нет соответствующих бланков для заполнения на месте, можно проехать в ГИБДД, там выдадут бланки и помогут заполнить.

Европротокол выдают при покупке ОСАГО, его можно попросить в своей страховой организации или скачать с интернета.

Что делать после ДТП?

Что делать при возникновении опасности ДТП?

Не следует торопиться признавать себя виновным, если есть объективные причины:

  • отсутствие необходимого дорожного знака или его нечитабельность;
  • плохое дорожное полотно;
  • иные причины, повлекшие наступление происшествия.
  • Если есть такие причины, тогда свою невиновность можно доказать через суд.
  • После аварии, виновник имеет право обратиться за возмещением ущерба по КАСКО, если у него есть данный полис.
  • Потерпевший обращается за компенсацией в страховую виновника по ОСАГО или в свою страховую, если приобретён КАСКО.

Отметим! При выплате ОСАГО потерпевшему возместят максимально 400 тыс. руб. за имущественный вред, за вред здоровью максимальная выплата составляет 500 тыс. руб. Если сумма ущерба превышает данные лимиты по выплатам, тогда следует обратиться в суд для дополнительного взыскания компенсации с виновника.

Особенности выплат КАСКО при ДТП

Всем водителям рекомендуется оформлять полис КАСКО. Возможно не только полное страхование, а включение различных опций, благодаря которым не придётся переплачивать за ненужные пункты.

Виды опций:

  • страхование только от полной гибели авто в результате аварии, пожара, противоправных действий третьих лиц и др.;
  • страхование только от угона;
  • страхование для получения выплат, если страхователь не является виновным, без данной страховки невиновный не получит компенсации от страховой виновного, если последний находился в алкогольной или наркотическом опьянении, не имел прав управлять ТС, просрочил ОСАГО или не вписан в него;
  • возможно приобрести и иные опции, а также несколько опций сразу.

Отметим! Каждый водитель рискует попасть в аварию, но большинство не знают, что в таком случае делать. Необходимо не нервничать и следовать инструкции. Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 350-37-25 (Москва) +7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) 

Это быстро и бесплатно!

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 350-37-25 (Москва) +7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) 

Это быстро и бесплатно!

Что делать при возникновении опасности ДТП?

Вам также может понравиться

Опасная, аварийная обстановка при ДТП

В повседневной жизни ни у кого не вызывает сомнений, что при столкновении транспортных средств водитель, который имел преимущество для движения в конкретной дорожной ситуации, априори не может быть виновен в наступившем дорожно-транспортном происшествии.

При этом любой обыватель скажет, что в ДТП виновен водитель, не имевший преимущество для движения (например, выезжал с второстепенной дороги или перестраивался с одной полосы на другую). Сотрудники ГИБДД принимают решение именно по указанном выше принципу без установлений всех обстоятельств дела.

Многие водители, привлеченные к административной ответственности, ввиду незначительности административного наказания не обжалуют действия сотрудников ГИБДД, в связи с чем, сложилась указанная выше практика принятия решения по таким делам.

Однако, когда речь касается уголовной ответственности, когда следствие начинает более тщательно разбираться в уголовном деле (в том числе проводить автотехнические экспертизы), то установление причинной связи приходит в тупик. Причина данной проблемы изложена ниже.

Проведение автотехнической экспертизы может позволить определить имел ли техническую возможность водитель, имеющий преимущество для движения, предотвратить столкновение с автомобилем, не имеющего преимущество для движения.

Как пример можно привести перекрестное столкновение транспортных средств на перекрестке неравнозначных дорог. Один водитель, двигаясь по второстепенной дороги, нарушая п. 13.

9 ПДД РФ (требование уступить дорогу), создает опасность для движения водителю, движущемуся по главной дороге, а последний обязан выполнять требования ч. 2 п. 10.

1 ПДД РФ (в момент возникновения опасности для движения принять меры к торможению вплоть до остановки транспортного средства).

  • В ходе автотехнической экспертизы можно определить имел ли возможность водитель, движущийся по главной дороге предотвратить столкновение или нет.
  • В случае если водитель, который двигался по главной дороге, не имел технической возможности предотвратить столкновение, то однозначно действия водителя, выезжающего с второстепенной дороги находятся в причинно-следственной связи с ДТП и наступившими последствия.
  • Но как ценить действия водителей и определять причинно-следственную связь в случае если водитель автомобиля, движущийся по главной дороге имел возможность предотвратить столкновение?
  • Для ответа на указанный вопрос необходимо прибегнуть к рекомендованной научной литературе.

Одним из рекомендованных Минюстом России источников литературы по расследованию уголовных дел о ДТП, а также проведения автотехнических исследований являются «Методические рекомендации по производству автотехнической экспертизы» под редакцией заведующего научно-исследовательской лабораторией автотехнической экспертизы ЦНИИСЭ Н.М. Кристи (рекомендованы Приказом Минюста России от 20.09.2004 N 154 «Об утверждении программы подготовки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений»).

Указанные рекомендации являются базой при производстве автотехнических экспертиз, и повседневно используются экспертами- автотехниками в своей работе.

Согласно указанных Методических рекомендаций для установления наличия и степени вины водителя, не имеющего преимущество для движения, необходимо решить вопрос о причинной связи между его действиями и наступившими последствиями, т.е. установить, являлись ли его действия причиной происшествия или условиями, создавшими возможность его возникновения.

То есть, само понятие причинной связи в действиях водителя с событием происшествия, используемым при производстве автотехнических экспертиз, не есть однородное понятие с понятием «причинно-следственной связи», используемом в юридической литературе.

На практике действия водителя могут находиться в причинной связи с созданием опасной обстановки (то есть являться необходимым условием происшествия), а могут состоять в причинной связи с созданием аварийной обстановки (то есть являться причиной происшествия).

При этом, причинно-следственная связь действий водителя с наступившими последствиями будет лишь в действиях водителя создавшего аварийную обстановку (т.е. создавшего причину ДТП). Причинно-следственная связь лица, создавшего условия возникновения происшествия исключается.

В рекомендованной научной литературе причиной дорожно-транспортного происшествия признается обстоятельство, послужившее причиной возникновения аварийной обстановки, т.е. обстановки, в которой остальные участники ДТП были лишены возможности предотвратить происшествие.

Следовательно, причиной происшествия являются обстоятельства, необходимые и достаточные для того, чтобы происшествие произошло.

Необходимыми условиями возникновения дорожно-транспортного происшествия признаются обстоятельства, создавшие опасную обстановку, в которой остальные участники ДТП еще имеют возможность предотвратить происшествие, но по каким-либо причинам этого не сделал. Причинно-следственная связь между действиями, создающими опасность для движения и наступившими последствиями исключается.

Рассматривая указанный выше пример с перекрестным столкновением, можно установить, что действия водителя, движущегося по второстепенной дороге, с технической точки зрения, являлись необходимым условием для наступления события происшествия, но не являлись достаточными для наступления последствий, так как водитель, движущийся по главной дороге располагает возможностью предотвратить ДТП.

Рассматривая действия водителя, который осуществлял движение по главной дороге, можно установить, что последний имел возможность предотвратить ДТП.

Наличие технической возможности у данного водителя предотвратить ДТП предполагает собой, что в случае своевременно принятия решение на действия создающие опасность, последний мог снизить скорость своего автомобиля и остановится до автомобиля, выезжающего с второстепенной дороги, тем самым исключив возможность контакта транспортных средств как такового.

Иными словами последствия от ДТП можно было бы избежать если б водитель, движущийся по главной дороге, своевременно стал снижать скорость своего движения.

Таким образом, действия водителя, который движется по главной дороге и располагает технической возможностью предотвратить ДТП, являются и необходимыми и достаточными для наступления события происшествия, а также для наступления последствий от ДТП, т.е. они создают неизбежность происшествия, а значит аварийную обстановку.

Таким образом, в случае если водитель автомобиля, движущийся по главной дороге располагает технической возможность предотвратить ДТП с автомобилем, выезжающим с второстепенной дороги, то именно его действия находятся в причинно-следственной связи с событием ДТП. Вина водителя выезжающего с второстепенной дороги в такой ситуации исключается.

Однако на практике в разных регионах страны по разному устанавливают причинную связь в указанных дорожных ситуациях. В одних регионах к ответственности привлекают обоих водителей, в других привлекают водителя, выезжающего с второстепенной дороги, в третьих – наоборот водителя движущегося по главной дороге.

На сегодняшний день данная проблема требует разъяснения высшей судебной инстанции для однообразности принятия решения по данной категории дел.

Дорожно-транспортное происшествие. Как оформить «европротокол»

Если вы попали в лёгкое «городское» ДТП, выйдите из машины и оглядитесь по сторонам в поисках очевидцев.

Другие водители и пешеходы разбегутся по своим делам очень быстро, так что времени мало: попросите у людей, видевших момент аварии, номера телефонов и запишите их имена. В соседних автомобилях могут быть видеорегистраторы, заснявшие ДТП — возьмите контакты у их владельцев.

Возможно, всё это не понадобится, но в спорной ситуации сторонние свидетельства очень помогут. А собрать их возможно лишь в первые минуты после аварии.

Если же ДТП серьёзное (сработали подушки безопасности), то очевидцы, вероятно, сами поспешат к вам на помощь.

А вы будьте готовы ответить оператору системы «ЭРА-ГЛОНАСС», если она установлена в машине — звонок происходит автоматически при срабатывании подушек.

Не отказывайтесь от вызова экстренных служб: в первые секунды вы можете неверно оценить ситуацию, решив, что помощь вам не требуется, о чём пожалеете впоследствии.

Если модуль «ЭРА-ГЛОНАСС» не сработал автоматически, вы можете вызвать помощь вручную с помощью экстренной кнопки SOS.

Среди водителей распространено много домыслов, можно (и нужно) ли при ДТП освобождать проезжую часть, убирая машины к обочине. Многие трактуют любое движение транспортных средств как оставление места ДТП, что строго запрещено. Приведём дословно пункт 2.6.1 Правил дорожного движения:

«Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств».

Таким образом, освобождение проезжей части при создании помех движению — не только право, но и обязанность водителей. Но при соблюдении соответствующих условий и процедур: отсутствие пострадавших людей и фиксация положения автомобилей при аварии.

Памятка: порядок действий при ДТП

  1. Остановить машину, заглушить двигатель.
  2. Включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки. При необходимости (ночью, в тумане) надеть светоотражающий жилет и зажечь фальшфейер.
  3. Убедиться, что в ДТП не пострадали люди.

    При необходимости вызвать экстренные службы.

  4. Записать имена и телефоны очевидцев аварии.
  5. Оценить повреждения машин, обсудить ситуацию со вторым водителем.

  6. При ущербе до 100 000 рублей, отсутствии пострадавших людей и разногласий между водителями заполнить извещение о ДТП в рамках «европротокола» (предварительно проверив документы и полис ОСАГО второго водителя).

  7. При более крупном ущербе, наличии пострадавших или разногласий вызвать инспекторов ГИБДД.
  8. Предоставить извещение о ДТП в страховую компанию в течение 5 рабочих дней.

После оформления ДТП очень важно обратиться в страховую копанию в установленный законом срок — в течение 5 рабочих дней. Причём сделать это должен не только пострадавший водитель, претендующий на страховую выплату, но и виновник ДТП — если не хочет получить регрессный иск от страховщика. Оба водителя должны предоставить свои экземпляры совместно заполненного извещения о ДТП.

Также закон запрещает водителям, оформившим «европротокол», приступать к ремонту машины в течение 15 календарных дней без письменного согласия страховщика. Пострадавший автомобиль будет направлен на экспертизу в любом случае, но при возникновении сомнений страховая компания может осмотреть и автомобиль виновника.

В целом, дорожно-транспортное происшествие не является чем-то из ряда вон выходящим, особенно на российских дорогах. Будьте взаимно вежливыми, внимательно проверяйте и заполняйте документы, и самостоятельное оформление ДТП не составит проблемы.

ПДД: маневрировать или тормозить?

Типичная критическая ситуация выглядит так: вы спокойно едете, и вдруг возникает неожиданное препятствие. Это может быть пешеход или выскочивший навстречу автомобиль. Тогда за доли секунды водителю нужно найти спасительный выход, и проблема осложняется тем, что ПДД одобряют не любой маневр.

Что требуют правила?

На случай описанной ситуации ПДД отвечают пунктом 10.1, который отправил в колонии не меньше водителей, чем все остальные пункты вместе взятые. Процитируем его фрагмент: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Проще говоря, ПДД требуют, чтобы в случае выявления на дороге препятствия водитель тормозил. И если понадобится, тормозить до полной остановки.

Это одно из тех правил, которые написаны кровью. Торможение, даже если не позволяет избежать аварии, снижает тяжесть ее последствий.

Кроме того, ПДД учитывают тот факт, что далеко не все автомобилисты обладают приемами контраварийного вождения, которые позволяют в иных случаях технично увернуться от опасности, совершив объездной маневр.

Торможение, особенно на современных автомобиля с АБС, является самым доступным контраварийным приемом для среднестатистического водителя.

Есть и еще один момент: при торможении, как известно, на асфальте остаются следы, которые являются важной «уликой» при разборе происшествий. По ним определяют момент обнаружения опасности и скорость движения. При этом маневрирование зачастую не оставляет никаких следов, поэтому восстановление картины ДТП становится более проблематичным.

Важно подчеркнуть, что правила требуют от водителя начинать торможение в момент обнаружения опасности (с учетом времени реакции и срабатывания тормозных механизмов). На первый взгляд — незначительная ремарка, но именно она зачастую отделяет виновных водителей от невиновных.

Скажем, пешеход выскочил на проезжую часть в неположенном месте. Да, он может быть виноват, но это не снимает ответственности с водителя. И если следователи установят, что он нажал на тормоз, например, секунду спустя момента обнаружения опасности, водителя могут признать виновным.

Не будем углубляться в нюансы, которых, кстати, очень много, просто еще раз подчеркнем: от водителя требуют не просто торможения, но практически мгновенного удара по педали тормоза при обнаружении опасности. Если он все сделал правильно (не превышал, ехал на исправной машине, вовремя тормозил), то даже в случае наезда на нарушителя водитель будет оправдан.

А если торможение не поможет?

Торможение хорошо всем, за исключением одного: во многих ситуациях оно попросту не спасает. Между тем вероятность объехать препятствие может быть выше, чем шансы затормозить перед ним. К этому, кстати, нас подталкивают естественные инстинкты, и если мы видим бегущего через дорогу пешехода, часто хочется обрулить в «противофазе» его движению.

Бытует ошибочное мнение, что п. 10.1 в принципе запрещает объездные маневры и требует исключительно торможения. На самом деле, прямого запрета на маневры, совмещенные с торможением, нет, более того, раздел 10 ПДД относится исключительно к выбору скорости движения и за маневрирование в принципе «не отвечает».

Но, решаясь маневрировать, нужно осознавать два нюанса. Если вы пытались маневрировать, не тормозя, и при этом все-таки снесли препятствие, вас могут обвинить в нарушении п. 10.1 и признать виновным.

Хуже даже другое: очень часто объездные маневры провоцируют новые ДТП. Классический контраварийный прием — лосиная переставка — на большой скорости часто приводит к развитию заноса (если нет ESP или она неудачная), что чревато самыми нехорошими последствиями. Случаются и перевороты.

Или такой сценарий: со второстепенной дороги неожиданно высовывается автомобиль, водитель инстинктивно дает руля влево, выскакивает на встречку, и собирает там «гармошку» из машин. Виновник при этом тихо-мирно скрывается с места, а нашего водителя признают ответственным за все разрушения или, не дай Бог, жертвы, которые повлек его маневр.

Поэтому запомните: даже если провокатором ситуации являетесь не вы, любые последствия вашего маневра могут быть записаны на ваш счет.

А как же гуманность?

Иногда, в самом деле, выгоднее бить виновника, чем пытаться от него увернуться. Помимо прочего, это позволяет «забашить» его и осложнить ему побег с места ДТП. Тем более, при своевременном торможении последствия зачастую меньше, чем от панического верчения рулем в попытках объехать препятствие.

Но ведь ситуации разные. Одно дело сознательно протаранить чужую машину, а если на дороге ребенок и торможение уже однозначно не поможет?

Ситуация из правовой области переходит в морально-этическую. С точки зрения ПДД, не важно, какой тип опасности перед вами: открытый колодезный люк или пятилетняя девочка — в первую очередь нужно тормозить. Но для большинства из нас разница есть.

Есть прецеденты, когда водители пытались увернуться, разбивали свой автомобиль, ребенок сбегал, они при этом платили и за свою машину, и за снесенный столб или светофор. Иногда это происходит «на рефлексах», когда водитель просто не успевает принять сознательное решение. Иногда уворачивались «по доброй воле».

Доказать свою правоту в этом случае, увы, крайне сложно. Тем не менее, некоторые водители все равно готовы рискнуть собой и своим автомобилем, но, еще раз подчеркнем, такое решение мотивировано человечностью, а не стремлением строго следовать ПДД.

Запомним

Аварийных ситуации бывают очень разные, и развиваются они стремительно. Иногда попросту нет времени думать — действуешь на рефлексах и «предустановках», которые дал себе заранее.

Так вот, запомните простое правило: в подавляющем большинстве аварийных ситуаций торможение имеет приоритетный статус. Оно может быть кратковременным или до полной остановки, по прямой или совмещенное с маневром. Тем не менее, уворачиваться от опасности следует, если есть близкая к стопроцентной уверенность, что маневр не спровоцирует новых аварий.

А вы уверены, что хорошо знаете ПДД?

Имея стаж, каждый автомобилист считает себя профессионалом. Он уверенно управляет автомобилем! Скорее всего, многие из водителей не задумываются о том, что правила меняются, а память стирает нюансы, полученные во время учебы в автошколе.

«Свободная пресса» предлагает пройти небольшой тест, который позволит оценить уровень Ваших знаний ПДД

Ссылка на основную публикацию