Приоритет ремонта над денежными выплатами по ОСАГО с 28 апреля 2017 года

С 28 апреля 2017 года вступает в силу новый закон об ОСАГО, согласно которому должен соблюдаться приоритет ремонта пострадавшего в ДТП автомобиля над выплатой автовладельцу денежных средств. В каких случаях можно получить денежную выплату? Как выбрать между ремонтом и денежной компенсацией? Давайте разбираться.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога.

Изменения, которые вносятся в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с 28 апреля 2017 года такие, что по умолчанию страховые компании будут проводить ремонт поврежденных транспортных средств, а не предоставлять водителю 2 варианта на выбор. Новый закон ОСАГО был подписан и опубликован 28 марта. Он будет распространяться на полисы, проданные с 28 апреля 2017 года.

Раньше в законе существовало понятие «страховая выплата». Однако, начиная с 28 апреля 2017 года оно будет повсеместно заменено на понятие «страховое возмещение».

Страховое возмещение может быть осуществлено в двух вариантах:

  • в виде страховой выплаты, которая и существовала ранее;
  • в виде восстановительного ремонта транспортного средства.

Физические лица, владеющие легковыми автомобилями, по умолчанию будут получать возмещение в виде восстановительного ремонта. Что это значит?

  • Это требование распространяется только на автомобили, владельцами которых являются физические лица. Т.е. если автомобиль принадлежит юридическому лицу, то для него восстановительный ремонт не имеет приоритета. Юридические лица, так же как и раньше, могут выбрать или ремонт, или денежную компенсацию.
  • Требование распространяется только на легковые автомобили и не распространяется на другие типы транспортных средств (мотоциклы, автобусы, грузовые автомобили). Владельцы указанных транспортных средств так же могут выбрать по своему желанию либо денежную выплату, либо ремонт.
  • Требование распространяется только на автомобили, зарегистрированные в Российской Федерации. Владельцы иностранных автомобилей могут выбрать ремонт или выплату по собственному желанию.

Приоритет ремонта над денежными выплатами по ОСАГО с 28 апреля 2017 года

Существует перечень ситуаций, в которых вместо восстановительного ремонта владелец легкового автомобиля обязательно получит денежную выплату:

  • Уничтожение автомобиля. Если купить новый автомобиль оказывается дешевле, чем ремонтировать поврежденный.
  • В случае смерти потерпевшего (владельца автомобиля).
  • Если стоимость ремонта автомобиля превышает 400 000 рублей (либо 50 000 рублей при оформлении ДТП без сотрудников полиции) и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если все участники ДТП признаны его виновниками, т.е. имеет место обоюдная вина, и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если ни одна из станций по ремонту, с которыми сотрудничает страховая компания, не соответствует следующим требованиям: срок проведения ремонта не более 30 дней, расстояние от места жительства или места ДТП до места ремонта не более 50 километров, сохранение гарантии поврежденного транспортного средства.
  • При наличии соглашения между водителем и страховой компанией.

Ситуации, в которых владелец легкового автомобиля может выбрать между восстановительным ремонтом и денежной компенсацией:

  • Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
  • Если потерпевший является инвалидом (любой группы, либо ребенком-инвалидом).
  • Если владелец автомобиля в заявлении при заключении договора ОСАГО указал станцию технического обслуживания и возможность ремонта на указанной станции отсутствует.

Если Вы категорически не хотите ремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, то вы всегда можете попытаться заключить соглашение о получении выплаты (в соответствии с абзацем ж). Страховая не обязательно согласится на это, но попробовать все-таки можно.

Износ запасных частей при восстановительном ремонте

  1. Износ запасных частей не учитывается, если водитель выбирает восстановительный ремонт автомобиля. Т.е. в этом случае на машину должны поставить новые комплектующие за счет страховой компании.
  2. Износ учитывается, если автовладелец получает денежную выплату. Т.е.

    при денежной выплате возмещения водитель получает лишь часть суммы, требующейся для ремонта.

Это довольно интересное нововведение, на которое следует обратить внимание.

Начиная с 28 апреля 2017 года, у водителя появится возможность заранее выбрать автосервис, где он будет ремонтировать автомобиль в случае ДТП.

Автовладелец может либо выбрать станцию техобслуживания из списка, предложенного страховой компанией, либо предложить страховой компании собственный вариант автосервиса.

Так что если вы заинтересованы в ремонте в какой-то определенной фирме, например, у официально дилера, то рекомендую заявить об этом непосредственно перед покупкой страхового полиса.

Приоритет ремонта над денежными выплатами по ОСАГО с 28 апреля 2017 года

Напоминаю, что приоритет ремонта над денежными выплатами будет только в том случае, если договор ОСАГО заключен после 28 апреля 2017 года. На «старые» страховые договора это требование не распространяется. При этом значение имеет именно дата заключения договора, а не дата начала его действия.

На сегодня все.

Выбирайте сами, нужен ли вам приоритет ремонта или денежные выплаты!

Когда нельзя навязать ремонт вместо денег по ОСАГО: позиция ВС — новости Право.ру

В ноябре 2018 года «Мерседес Бенц» Арсена Даниляна* серьезно пострадал в ДТП по вине другого водителя. Данилян попросил свою страховую компанию, «Энергогарант», перечислить деньги на ремонт. Страховая осмотрела повреждения и выдала направление на ремонт. 

Данилян обратился к независимому эксперту. Выяснилось, что ремонт машины будет стоить 460 000 руб. Пока водитель выяснял цену починки, страховая прислала повторное направление на ремонт. 

Но водитель считал, что ему должны выплатить деньги. Ведь по закону об ОСАГО страховое возмещение бывает или в денежной форме, или в виде ремонта. Второй вариант не применяется, когда восстановление стоит больше 400 000 руб.

, а владелец машины не согласен доплачивать на СТО (подп. «д» п. 16.1 ст. 12).

Кроме денег, Данилян просил компенсировать затраты на независимую экспертизу и диагностику машины, которые пришлось провести, чтобы узнать стоимость ремонта. 

В ответ страховая потребовала привезти машину на ремонт, а иначе угрожала обратиться в суд «в целях компенсации понесенных расходов, связанных с урегулированием данного убытка».

Тогда Данилян сам подал иск в Первомайский районный суд Краснодара. Он потребовал выплатить максимально возможное в его случае страховое возмещение – 400 000 руб.

, неустойку, компенсацию морального вреда и потребительский штраф. 

Суды разошлись во мнениях 

Суд назначил автотехническую экспертизу. Та установила, что цена ремонта машины – 424 000 руб. Поэтому первая инстанция взыскала 400 000 руб. страхового возмещения (дело № 2-8900/19). Остальные требования были удовлетворены частично.

Но Краснодарский краевой суд решил, что страховая сделала все по закону. Она выдала водителю направление на ремонт, но он так и не передал машину на починку.

То, что Данилян хотел через суд получить деньги вместо ремонта, крайсуд назвал злоупотреблением правом и отказал в иске (дело № 33-3583/19).

Оспорить это решение в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции не удалось, поэтому водитель обратился в Верховный суд. 

Как на самом деле должна была действовать страховая

В ВС коллегия под председательством Сергея Асташова согласилась с доводами водителя.  Судьи напомнили алгоритм действий  в таких ситуациях:

  • водитель должен передать машину на осмотр в страховую компанию;
  • та обязана осмотреть автомобиль и сообщить о результатах. Если водитель с ними не согласен, она организовывает независимую экспертизу;
  • если пострадала легковая машина, которая принадлежит российскому гражданину и зарегистрирована в РФ, по общему правилу повреждения машины устраняются восстановительным ремонтом;
  • после осмотра автомобиля или независимой экспертизы страховая выдает направление на СТО и оплачивает ремонт;
  • но в некоторых случаях вместо ремонта водитель получает страховое возмещение деньгами. Эти ситуации перечислены в  п. 16.1 ст. 12 закона об ОСАГО.

В частности, ремонт не назначают, если он стоит больше 400 000 руб., а владелец легковой машины не согласен доплачивать на СТО, напомнил ВС. Данилян сразу выяснил, что починка машины обойдется дороже.

А страховая все равно выдала направление на ремонт. В этом документе не было информации ни о стоимости починки, ни о размере доплаты от водителя, добавил Верховный суд.

Но апелляция и первая кассация не придали этому значения (дело №18-КГ21-7-К4).

При новом рассмотрении дела Краснодарскому крайсуду придется разобраться, соответствует ли закону направление на ремонт.

А еще выяснить, может ли заявление водителя о выплате страхового возмещения рассматриваться как отказ доплатить разницу между страховой выплатой в 400 000 руб. и стоимостью ремонта.

Основной вопрос, на который должен будет ответить суд – мог ли водитель претендовать на денежную выплату (дело № 33-22505/2021).

Страховые всегда экономят

Страховые компании пытаются выбрать наименее затратный вариант возмещения, даже если это нарушает закон, рассказывает Любовь Шебанова, адвокат по автотематике из Федеральный рейтинг.
.

В этом деле ВС особенно заинтересовался неопределенным характером направления на ремонт, добавляет Аким Ложковой, адвокат АК Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право
.

В документе была указана не вся нужная информация. Именно поэтому ВС и направил дело на новое рассмотрение, объясняет адвокат. 

Приоритет ремонта над денежными выплатами по ОСАГО с 28 апреля 2017 года

Потерпевший вправе требовать выплатить страховое возмещение, если восстановительный ремонт превышает 400 000 рублей — это устоявшаяся практика. 

Аким Ложковой, адвокат АК Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право

Правильно определить порядок и объем возмещения важно не только для потерпевшего, но и для виновника ДТП, напоминает Шебанова.

Пострадавший имеет право на полное возмещение  ущерба, то есть все, что выходит за лимит выплат по ОСАГО, должен компенсировать виновник ДТП.

Но обычно он не знает, что выдала страховая – деньги или направление на ремонт  – пока не получит иск от потерпевшего, говорит юрист.

* Имя и фамилия изменены редакцией.

Подписан закон, устанавливающий приоритет восстановительного ремонта ТС над денежной выплатой по закону об "автогражданке"

Федеральный закон от 28.03.2017 N 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Согласно Федеральному закону после осмотра поврежденного транспортного средства страховщик, как правило, будет выдавать страхователю направление на ремонт на станцию технического обслуживания.

Станция технического обслуживания при этом должна соответствовать установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего.

При этом устанавливается перечень случаев, в которых осуществляется страховая выплата: если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключен договор по организации восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего и потерпевший не согласен на проведение ремонта на иной СТО; в случае полной гибели ТС; смерти потерпевшего или причинения ему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму или лимит по «европротоколу»; по заявлению потерпевшего-инвалида; в случае признания всех участников дорожно-транспортного происшествия ответственными при отказе от осуществления доплаты за ремонт; при наличии соглашения между страхователем и страховщиком и в ряде иных случаев.

Кроме того, с согласия страховщика потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта ТС.

Федеральным законом предусматривается ряд положений, направленных на защиту интересов потерпевших, в частности: место проведения восстановительного ремонта должно быть доступно для потерпевшего (или предусматривается оплата страховщиком перемещения ТС до места проведения ремонта). Также вводится ответственность для страховщика за нарушение обязательств по восстановительному ремонту.

Еще одним нововведением Федерального закона является снятие ограничения по количеству участников ДТП, при которых осуществляется прямое возмещение убытков. Ранее водители должны были обращаться в «свою» страховую компанию только при ДТП с участием двух транспортных средств.

  • Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его обязательного опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, и применяется к договорам ОСАГО, заключенным после его вступления в силу.
  • Перейти в текст документа »
  • Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  • Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 28.03.2017

Поделиться ссылкой:

ВС: Страховые компании не могут произвольно заменять восстановительный ремонт денежной выплатой

В споре об ОСАГО Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ напомнила, что, по общему правилу, страховщик должен обеспечить восстановительный ремонт автомобиля, при котором не учитывается износ запчастей (Определение по делу № 86-КГ20-8-К2).

Страховое возмещение по ОСАГО может быть больше, чем цена автомобиля при его покупкеВерховный Суд посчитал, что с учетом принципа свободы договора и различных мотивов продажи машины цена в договоре купли-продажи может не соответствовать ее действительной стоимости

В январе 2019 г. Арман Саилян, BMW X5 которого пострадал от столкновения с «Газелью», обратился в «Росгосстрах» за страховым возмещением.

Однако специалист, осмотревший по просьбе компании машину, пришел к выводу, что «объем повреждений автомобиля» с технической точки зрения не соответствует ДТП и «получен при иных обстоятельствах».

«Росгосстрах» не стал выдавать направление на ремонт, тогда Арман Саилян обратился в суд.

Автотехническая экспертиза установила, что часть повреждений BMW все-таки соответствует механизму столкновения в том самом ДТП, а расходы на восстановительный ремонт составят без учета износа 346 тыс. руб., а с учетом износа 256 тыс. руб.

На этом основании Октябрьский районный суд г. Владимира взыскал в пользу истца 346 тыс. руб.

Возмещение вреда в таких случаях производится в форме обязательного восстановительного ремонта машины и рассчитывается без учета износа запчастей, указала первая инстанция.

Апелляция поддержала этот подход, но в следующей инстанции он не устоял. Второй кассационный суд общей юрисдикции решил, что раз страховое возмещение взыскано в денежном эквиваленте, то расходы на запчасти должны определяться по п. 19 ст.

12 Закона об ОСАГО – с учетом износа. Если размер ущерба превышает сумму страхового возмещения, то в соответствии с п. 23 ст. 12 Закона об ОСАГО потерпевший может взыскать оставшуюся часть с виновника ДТП, разъяснила кассация.

Дело было направлено на новое апелляционное рассмотрение.

ВС представил новые разъяснения по ОСАГОПленум Верховного Суда принял постановление о применении судами законодательства об ОСАГО

Однако ВС РФ, изучив жалобу истца, пришел к выводу, что еще раз рассматривать дело нужно Второму кассационному суду, который существенно нарушил материальные нормы. Из ГК РФ, законов об организации страхового дела и об ОСАГО, а также из Постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 г.

№ 58 об автогражданской ответственности следует, что возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, осуществляется при помощи восстановительного ремонта, подчеркнула Судебная коллегия по гражданским делам.

При этом страховщик оплачивает такой ремонт без учета износа комплектующих изделий.

Суд напомнил, что перечень случаев, когда страховое возмещение по выбору потерпевшего, по соглашению с ним или в силу объективных обстоятельств осуществляется не в форме восстановительного ремонта, а в виде страховой выплаты, установлен в п. 16.1 ст. 15 Закона об ОСАГО. «Обстоятельств, в силу которых страховая компания имела право заменить без согласия потерпевшего организацию и оплату восстановительного ремонта на страховую выплату, судами не установлено», – указал ВС.

Долгожданные разъяснения верховного суда25 марта было опубликовано широко обсуждаемое Постановление Пленума ВС РФ «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»

Кроме того, добавил он, Второй кассационный суд общей юрисдикции не учел п. 1 ст. 393 ГК, согласно которому в обязательственных правоотношениях должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Проигнорировала кассация и другие нормы и разъяснения об обязательствах и убытках: ст. 15, п. 2 ст. 393, ст. 397 ГК, п. 5 Постановления Пленума ВС от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств».

Это имеет значение, так как потерпевший из-за незаконного отказа страховой компании сам отремонтировал машину и просил возместить расходы, заметил ВС.

Примечательно, что по своей инициативе Судебная коллегия по гражданским делам отменила еще и решения первой и апелляционной инстанций, которые успели пересмотреть дело по указанию Второго кассационного суда. Без их отмены защита прав истца невозможна, пояснил ВС.

Судьям рассказали, как разрешать споры об ОСАГОПредседатель судебного состава по гражданским делам Судебной коллегии по гражданским делам ВС Сергей Асташов подчеркнул, что определение размера страхового возмещения по ОСАГО и определение стоимости восстановительного ремонта для причинителя вреда – разные вещи

Отметим, что в этом деле председательствующим судьей был председатель судебного состава по гражданским делам Сергей Асташов. Позднее на всероссийском совещании судей он рассказал коллегам, как правильно разрешать споры об ОСАГО.

«В рассматриваемом споре ВС напомнил нижестоящим судам о том, что восстановительный ремонт поврежденного в ДТП автомобиля имеет приоритет над страховой выплатой, а также указал, что перечь случаев, при которых выгодоприобретателю может быть выплачено страховое возмещение взамен направления на восстановительный ремонт, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию», – указала адвокат АК № 31 НОКА Елисавета Ноянова.

По ее словам, из-за достаточно высоких требований к восстановительному ремонту в некоторых случаях страховым компаниям экономически более выгодно выплатить страховое возмещение деньгами.

«Это, в частности, запрет на использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей, предельный срок осуществления ремонта и минимальные гарантийные сроки на выполненные работы, за которые перед автовладельцем отвечает страховая компания», – рассказала эксперт.

Старший партнер адвокатского бюро «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов добавил, что попытки страховых компаний выплачивать как можно меньше денег по ОСАГО можно понять.

«Ведь именно в этом состоит коммерческий смысл страхования – собирать больше, чем отдавать. Поэтому объяснимы попытки страховой выбрать именно ту процедуру, где выплата будет меньше всего.

В том числе в пограничных случаях, когда можно так, а можно и по-другому», – пояснил эксперт.

Такое поведение страховых компаний, по его словам, также может свидетельствовать о том, что в ДТП попал «нерадивый клиент» – тот, который слишком часто оказывается участником дорожно-транспортных происшествий: «Иногда клиенты злоупотребляют.

Была бы воля страховой – с ним бы не заключили договор ОСАГО, но закон обязывает заключать его с любым, кого устроили условия страхования. Тогда остается лишь одно: создавать такие условия именно для этого клиента, при которых он будет получать возмещение максимально долго.

Формально это неправильно, но как еще противодействовать «потребительскому экстремизму»?».

Ремонт вместо денег

Что изменилось для автовладельца

Процедура обращения за возмещением осталась прежней. Автовладелец, попавший в ДТП, должен позвонить или написать в компанию, в которой он приобрел ОСАГО.

Страховщик обязан в течение 14 дней выдать потерпевшему направление на ремонт, рассказывает официальный представитель «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук.

При этом страховая компания должна отправить автомобиль на ремонт в станцию техобслуживания не более чем в 50 км от места ДТП или дома потерпевшего. Если подходящих мастерских в радиусе 50 км не окажется, автовладелец имеет право получить денежную выплату.

«Предварительно страховая компания обязана заключить со станцией техобслуживания годовой договор, в котором ремонтники подтверждают работу по ценам и методикам Российского союза автостраховщиков», — рассказывает замгендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов.

Особых критериев, помимо расстояния мастерской от места ДТП или дома потерпевшего, в законе не прописано.

При этом клиент вправе самостоятельно выбрать наиболее подходящую мастерскую из предоставляемого страховой компанией перечня, а страховщик, в свою очередь, обязан организовать транспортировку до нужной мастерской или выплатить страховку деньгами.

Ответственность за ремонт несет сам страховщик, а уже перед ним отвечает станция техобслуживания, уточняет адвокат Вадим Рождественский. Поэтому, согласно новому закону, клиент не должен вступать в споры с ремонтником — со всеми претензиями он будет обращаться к своему страховщику.

При наличии претензий к качеству ремонта клиенту придется направлять жалобу страховщику, который должен будет обратиться к независимым оценщикам, уточняет Рождественский.

По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, некачественный ремонт будет обозначать для страховщиков возможные репутационные или даже финансовые потери (если потерпевший подаст на страховую компанию в суд), так что в их интересах обеспечить хороший уровень ремонтных работ.

Каким должен быть ремонт

Согласно поправкам к закону, ремонтники обязаны использовать для починки автомобиля только новые детали, не учитывая степень его износа. Если новые детали для автомобиля, нуждающегося в ремонте, недоступны, страховщик вправе предложить автомастерской использовать старые детали.

Конечное решение при этом остается за потерпевшим. В законе не оговаривается, кто именно должен быть производителем этих деталей, но если машине меньше двух лет, то мастерская, в которую ее направят на ремонт, должна быть авторизованной производителем авто.

То есть если ремонтируется автомобиль марки Ford, то его должны направить в автосервис с сертификатом компании Ford.

Ремонтник обязан завершить работы над автомобилем за 30 суток. При нарушении сроков ремонтных работ страховщика будут ждать штрафы. В частности, страховая компания должна будет выплатить клиенту компенсацию в 0,5% страхового возмещения за каждый пропущенный день.

Также, если прогнозируемая длительность ремонта — не в заявленный срок, клиент имеет право получить деньги. Гарантия на работу отремонтированных частей составляет полгода, на покраску автомобиля — год.

Согласно поправкам, претензии по гарантии клиент предъявляет своему страховщику.

А что с деньгами?

Впрочем, эти поправки не означают, что клиент больше не сможет получать денежные выплаты: в документе приведен перечень исключений.

Потребитель имеет право на гарантированную денежную выплату, если автомобиль не подлежит ремонту; потерпевший получил средние или тяжелые травмы; страховку получают родственники погибшего в ДТП; потерпевший является инвалидом; ремонт оценен дороже максимальной выплаты (400 тыс. руб.).

Также потерпевший имеет право договориться со страховой компанией о выплате денежных средств без опоры на перечень исключений. В таких случаях решение остается за страховщиком.

 Юрий Нехайчук, впрочем, заявил, что его компания намерена оставить вопрос формата страховой выплаты (деньгами или ремонтом) на усмотрение клиента.

В свою очередь, директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников отмечает, что в каждом конкретном случае решение будет приниматься индивидуально.

Подводные камни

Поправки не решают ряд проблем, связанных с ОСАГО, считает Вадим Рождественский. «Они заменили одну проблему на другую. Если раньше были споры о размере выплат, то теперь будут споры о качестве ремонта», — поясняет он.

Юрист добавляет, что если раньше у клиента была гарантированная возможность доплатить за лучший сервис, то теперь все зависит от решения страховщика.

«Возможно, в ближайшие полгода сложится судебная практика в рамках урегулирования», — заключает эксперт.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин склонен считать, что новый закон снизит популярность ОСАГО.

«После всех неминуемых проблем с качеством ремонта и сроками люди будут возмущаться этому виду навязанного страхования​», — рассказывает Янин.

Частично депутаты смягчили пожелания страхового лобби: например, ввели в закон пункт о новых запчастях и игнорировании изношенности автомобиля, отмечает эксперт.

Также остается открытым вопрос о росте тарифов ОСАГО. «Когда рассчитывалась стоимость тарифов ОСАГО, страховщики не учитывали ремонт новыми запчастями без учета износа.

Следовательно, тарифы будут неизбежно расти», — считает Иванов из «РЕСО-гарантии». С его словами, впрочем, не соглашается директор департамента страхового рынка Центробанка Игорь Жук.

В своем комментарии РБК он отметил, что пока поднимать тарифы компаниям не потребуется, но ЦБ будет внимательно следить за ситуацией.

Госдума установила приоритет ремонта над страховой выплатой по ОСАГО

Госдума приняла резонансный закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО, согласно которому устанавливается приоритет ремонта автомобиля над денежными выплатами. За принятие выступило 344 депутата, против – 36.

Согласно документу, получить компенсацию в денежном виде можно будет только в ряде случаев: при полном уничтожении автомобиля, превышении стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО, который равен 400 000 руб., а также если потерпевший не согласен доплатить.

Кроме того, денежная выплата будет положена в случае гибели потерпевшего в ДТП или причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью, а также если он является инвалидом.

Получить выплату можно будет и тогда, когда страховая компания не сможет организовать ремонт в соответствующем закону сервисе.

Кроме того, по новым правим станция техобслуживания должна находиться не дальше 50 км от места происшествия или от места жительства гражданина за исключением случаев, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта. При ремонте, согласно принятому закону, должны будут использоваться только новые детали, гарантия на них составит полгода, а на кузовные и лакокрасочные работы – год.

Что касается СТО, то для них будет создан специальный реестр станций техобслуживания, сотрудничающих со страховыми компаниями. Автовладельцы смогут обращаться и в мастерские, которые не включены в реестр, но только при согласии страховой.

Максимальный срок ремонта составит не более 30 рабочих дней со дня предоставления автомобиля на СТО. При нарушении этих сроков страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку в размере 0,5% суммы страхового возмещения.

Если же страховая компания будет недобросовестно выполнять свои обязанности, то при неоднократных нарушениях Центробанк сможет запретить ей осуществлять натуральное возмещение на срок до одного года. Закон начнет действовать через 30 дней со дня официального опубликования.

При этом новые правила будут работать для новых договоров ОСАГО. Во втором чтении законопроект был одобрен Госдумой 15 марта (см. «Депутаты поддержали приоритет ремонта над страховой выплатой по ОСАГО»).

Адвокат КА «Комаев и партнеры» Алишер Захидов полагает, что эти поправки не могут однозначно свидетельствовать о том, что ситуация по выплате страхового возмещения и ремонту автомобиля по ОСАГО качественно улучшит права страхователей.

 «Желание законодателя поставить в приоритет ремонт автомобилей в автосервисах, которые работают со страховыми компаниями, не является универсальным для всех страховых случаев.

Ведь по-прежнему будут возникать ситуации, когда страхователю выгоднее и удобнее получить в качестве страховых компенсаций денежное возмещение, нежели отдавать машину для ремонта в автосервис», – полагает адвокат.

Он также добавил, что в разных регионах, с учетом сложившейся практики, существует разное отношение к получению страхового возмещения. Некоторые регионы предпочитают «брать» деньгами, а страхователи в иных регионах по сложившейся традиции отдавать машину в автосервис.

Кроме того, по мнению Захидова, есть опасность того, что при массовом обращении в адресные автосервисы  по направлению страховщика сроки ремонта будут существенно увеличены в связи с производительной загруженностью сервисного центра.

 Получив денежную компенсацию, страхователь может обратиться за ремонтом своей машины в любой другой, удобный для него, сервис, существенно сократив сроки ремонта своего автомобиля. «Законодатель хочет сократить количество судебных дел, которые сейчас рассматриваются.

И в тоже время данное нововведение может вызвать коррупционную составляющую в отношениях между клиентом и сервисом, а также между сервисом и страховой компанией.

Представляется сомнительным, что данные поправки существенно снизят количество судебных дел как с участием посредников, так и самих страхователей, потому что не устраняют желание страховой компании по-прежнему уменьшать страховое возмещение на ремонт автомобиля. Тем самым, вынуждая потребителя обращаться в суд за защитой своих прав», – заключил юрист.

Источник: ПРАВО.РУ

ОСАГО: ремонт побеждает денежные выплаты

Весной этого года в реформе ОСАГО произошли изменения – теперь ремонт автомобиля практически заменил денежные выплаты. Информационное агентство «Бел.Ру» выяснило, как к этому относятся водители и представители ремонтного сервиса.

С 28 апреля все новые договоры по ОСАГО предусматривают приоритет ремонта над денежными выплатами.

При этом сами выплаты тоже сохранились, но в особых случаях: если машину невозможно восстановить после аварии, если потерпевший получил вред средней тяжести или тяжкий, если погибли водитель или пассажир, а также в случае, если затраты на ремонт превышают максимальный размер покрытия в ОСАГО, то есть 400 тыс. руб. Претендовать на денежную выплату могут также инвалиды.

Согласно закону, клиенты страховых компаний самостоятельно выбирают станции для ремонта своих автомобилей. Это они делают исходя из перечня СТО, который предоставляют страховщики. Автосервисы должны находиться в пределах 50 км от места ДТП или места жительства клиента.

«Основная цель новации – улучшить качество клиентского сервиса при урегулировании убытков», – комментирует управляющий Отделением Белгород ГУ Банка России по ЦФО Андрей Беленко.

На ремонт отводится 30 дней, но до этого надо ещё получить на него направление. Его выдают в течение 20 календарных дней с того момента, как страховая компания приняла заявление. Оговорка: если ремонтировать машину не из списка страховщика, то направление могут выдать через месяц.

Срок ремонта считается с момента передачи машины в автосервис. Увеличить его можно только, если это необходимо из-за технологии ремонта и с согласия водителя. Если ремонт затянулся, страховщик выплатит неустойку.

При этом новые авто, которые не старше двух лет, должны ремонтироваться исключительно у официальных дилеров.

На ремонты кузова гарантию дадут на год, на всё остальное – полгода.

По законодательству срок ремонта ограничен, но не все могут сделать его оперативно. У нас в основном в течение семи дней проходит осмотр автомобилей: если у машины мелкое повреждение и нет сильной деформации деталей, то осмотр происходит буквально на улице, если осмотреть автомобиль нужно в тёмное время суток, то мы его загоняем в цех, моем и производим дефектовку.

Если есть сильная деформации деталей или подозрения, что внутри повредились скрытые элементы, то мы снимаем детали, осматриваем, фотографируем и отправляем в страховую компанию. На согласование скрытых повреждений в среднем уходит порядка десяти дней, это затрудняет жизнь и для нас, и для клиента.

Кирилл Горпинченко, руководитель направления Кузовной ремонт ООО «Дженсер Белгород Центр»

Пока представители станций технического обслуживания сетуют на небольшой срок ремонта (за 30 дней не всегда удаётся получить нужные детали, так как в игре ещё и поставщик СТО, и нет учёта степени сложности ремонта), клиенты недовольны тем, что он слишком затяжной.

Что было раньше? Например, меня кто-то задел. Я приходил в страховую компанию, в среднем через две недели мне поступала на расчётный счёт сумма.

Я сам мог выбрать сервис или сделать всё в гараже, сейчас я вынужден ехать, куда мне скажут, ждать столько, сколько скажут. Я считаю, что это неправильно.

Леонид Каплий, член Общественного совета при УМВД России по Белгородской области, председатель некоммерческой общественной организации «Союз автомобилистов Белогорья»

Водитель с 17-летним стажем Юрий не заключил новый договор по ОСАГО, но выбрал идентичную систему, то есть по страховке ремонт вместо денежных выплат. Как он сам признался, хотел избавить себя от головной боли самостоятельного ремонта машины, но оказалось иначе. У Юрия – Renault Logan.

28 августа меня ударили на светофоре. Оформил документы в ГИБДД, на следующий день обратился в свою страховую компанию. Потом приезжали страховщики, осматривали автомобиль, передали документы своему дилеру. Он принимает заявку, отправляет вновь на оценку, после этого передаёт документы в СТО.

Я свою машину на станцию техобслуживания отдал 28 сентября, сегодня 1 ноября, и моя машина уже пять недель там. Ребята с СТО меня информировали, что им дважды привозили не те запчасти. Машина новая и на неё идут оригинальные детали, а им привозят запчасти от старой машины.

Мне заменят крышку багажника и много чего ещё, но как определить, что новое, а что не новое. Юрий, водитель

На момент публикации Юрий уже забрал свой автомобиль из СТО.

Также затягивание сроков ремонтов происходит из-за посредничества третьих лиц при подаче документов на устранения повреждений. Как правило, это происходит при вызове потерпевшими аварийных комиссаров от юридических фирм, они собирают полный комплект документов и просят подписать владельцев автомобилей договор о посредничестве.

Мало кто читает подобные договоры – из-за шока от аварии или из-за нехватки времени. В данном договоре прописано, что клиент передаёт право на получение возмещения от страховой компании.

Зачастую владелец в дальнейшем не может сделать и шагу без присутствия представителя подобных компаний, в противном случае на потерпевшего по договору может быть выставлен солидный штраф. Это ведёт к увеличению сроков и постоянным спорам между представителем и страховой компанией.

Задача подобных представителей не помочь осуществить ремонт повреждённого средства, а получить денежную выплату со своими комиссионными. Кирилл Горпинченко, руководитель направления Кузовной ремонт ООО «Дженсер Белгород Центр»

Во время обычного ремонта (не страховой случай) клиент СТО обговаривает со своей станцией техобслуживания, какие детали подлежат замене.

Причём если автомобилист самостоятельно покупает запчасти, то действует такая система: в коробку от новой сотрудники СТО складывают ту, которую заменили.

Во время ремонта по ОСАГО такой возможности проконтролировать качество деталей или, например, качество краски – нет.

Я приезжаю на сервис и говорю: «Поменяйте мне колодки». Мне говорят, что колодки с заменой будут стоить шесть тысяч рублей, но это натуральные японские, а ненатуральные можно поставить за 450-600 рублей. Леонид Каплий, член Общественного совета при УМВД России по Белгородской области, председатель некоммерческой общественной организации «Союз автомобилистов Белогорья»

По его словам подделывают не только детали автомобилей, но и масла, и краски.

Среди проблем, которые озвучивает представитель дилерского центра – стоимость запчастей. По единой методике расчёта берётся сумма среднего ценника магазинов. Отметим, что самый низкий ценник – это неоригинальная деталь.

Мало кому интересно ставить неоригинальные детали, потому что из-за плохих рёбер на пластике или на металле будут зазоры, несхождения, особенно по крепежам. Наша политика: если мы ставим неоригинальные детали, то предупреждаем клиента.

В этом случае мы используем или декоративные элементы, или оптику, потому что зачастую сходство с оригиналом 100 %. Что касается крепежей и бамперов, то используем только оригинальные детали, иначе не берёмся за ремонт, потому что потом сложно отвечать за качество.

Кирилл Горпинченко, руководитель направления Кузовной ремонт ООО «Дженсер Белгород Центр»

По его словам, проблемы поставки деталей в течение 30 дней существуют у ряда брендов. Это происходит в том случае, если деталь очень редкая.

Например, из практики дилерского центра – на одном автомобиле после удара сместилась подушка КПП и деформировала центральную часть коробки передач, чтобы дождаться заказа её из Европы необходимо от 20 дней.

Иная ситуация с облицовкой автомобиля – это очень быстрый процесс.

Toyota и Lexus имеют самую оперативную доставку – запчасти приходят за три дня. Также у Toyota хорошая поддержка по ОСАГО, производитель идёт навстречу при продаже деталей для подобных ремонтов, чтобы мы поставили оригинальные.

Да, мы здесь ничего не зарабатываем, зато ставим всё в оригинале и уверены за свой сервис – нет проблем с качеством, установкой, зазорами и формами.

Кирилл Горпинченко, руководитель направления Кузовной ремонт ООО «Дженсер Белгород Центр»

Хорошо налажены поставки деталей у Mercedes-Benz, BMW, Hyundai, KIA и Nissan. По его словам, если модель популярна, то постановка деталей на них укладывается в десять дней. Исключение – редкие или старые модели, старше десяти лет.

По мнению Кирилла Горпинченко, для дилерских центров практически нет резона переходить на такую систему по ОСАГО за одним лишь исключением: это обеспечивает постоянную загруженность работ, потому что сервис не простаивает (оплата за комуслуги, оплата работников) и себестоимость рассеивается дополнительными ремонтами.

Главная проблема с праворульными автомобилями – это поставка автозапчастей. Из нашей практики за последнее время был только один праворульный автомобиль, поставка там длилась от 60 дней без гарантии сроков. Ни один поставщик не может дать гарантию, что через 60 дней придут детали: задержка на границе или при поставке.

Заказывают крупногабаритные детали, и мало кто перевозит быстро мобильным транспортом – самолётом. Если везут из Японии, то в основном это водный транспорт, очень редко железнодорожный и грузовой автомобильный. Подушки безопасности, например, запрещено перевозить «по воздуху» из-за перепадов давления, соответственно, они поставляются очень долго.

Кирилл Горпинченко, руководитель направления Кузовной ремонт ООО «Дженсер Белгород Центр»

Готов к этому клиент или нет, он выбирает сам.

Качество ремонта: кто ответит?

Что касается контроля, к примеру, производителя краски, то его как такового нет, всё отдаётся на откуп станций техобслуживания.

При этом, по словам Кирилла Горпинченко, для крупного холдинга это совершенно не выгодно, так как надо иметь два колористических поста: один более дешёвый – для ОСАГО и другой – для качественного гарантийного ремонта.

Колористическое оборудование дорогое и содержать компоненты красок для двух колористов неоправданно. «Нам проще работать одной краской на всех автомобилях», – отмечает Кирилл Горпинченко.

С внедрения реформы первые два месяца было затишье, потом по нарастающей: пять, десять ремонтов, сейчас, в последние три месяца, у нас есть около 20 выполненных ремонтов плюс в работе около 30 машин.

По ним идёт согласование перечня выполняемых работ и заменяемых деталей, где-то клиенты не готовы предоставить автомобиль.

Кирилл Горпинченко, руководитель направления Кузовной ремонт ООО «Дженсер Белгород Центр»

С начала этого года в управление Роспотребнадзора по Белгородской области поступило 28 жалоб в сфере ОСАГО, в том числе 16 жалоб – с мая текущего года, то есть, когда изменения в реформе вступили в законную силу.

Белгородцы жалуются на нарушение сроков страховых выплат, отказы в удовлетворении иных требований потребителя, навязывание дополнительных услуг по страхованию жизни и здоровья, неправильный расчёт страховых сумм по страховому полису.

По информации Роспотребнадзора Белгородской области, предоставленной информационному агентству «Бел.Ру», чаще всего жалуются на СПАО «РЕСО – гарантия», ПАО СК «Росгосстрах», СК «ВТБ-Страхование» и ОАО «Альфа-страхование».

В ведомстве рекомендуют «обиженным» потребителям обращаться в отделение главного Управления Центрального банка РФ по ЦФО, так как вопросы в сфере оказания страховых услуг являются компетенцией данного ведомства. Если же в управлении Роспотребнадзора достаточно информации о нарушении – доказательной базы, то ведомство инициирует иски о защите прав потребителей.

Во-первых, необходимо найти консенсус по срокам ремонта автомобилей (между автовладельцами и ремонтными станциями). Представители СТО отмечают, что такие сроки ремонта, должны меняться в зависимости от степени сложности. Во-вторых, автомобилисты должны быть уверены в качестве деталей.

Я уверен, что вначале нужно было ужесточить законодательство за мошеннические схемы. Нет общественного контроля вообще, мы не можем проконтролировать этот процесс. У нас нет ни одной лаборатории, которая могла бы протестировать заменённые запчасти.

Я думаю, что нужно было сделать так: каждую запчасть или партию нужно кодировать определённым кодом, этот код завод изготовитель должен у себя прописывать. Допустим, этот код ушёл в Белгород. Этому должно быть подтверждение в открытой базе, в интернете: именно этот завод выпустил эту деталь и отправил в такой-то город.

Леонид Каплий, член Общественного совета при УМВД России по Белгородской области, председатель некоммерческой общественной организации «Союз автомобилистов Белогорья»

В-третьих, рецептом к поддержанию реформы дилерскими центрами может быть соотнесение цен на запчасти по ОСАГО и прайсов поставщиков.

К реформе отношусь хорошо. Многие обращаются в специализированные сервисы, где проходит довольно качественный ремонт.

Единственное моё негодование по поводу политики единой методики расчёта по запчастям: чтобы при ремонте использовались оригинальные детали, лучше бы придерживаться прайсов поставщика, возможно, с учётом определённой скидки.

Для этого можно вывести определённые договорные отношения между заводом-производителем и союзом страховщиков. Тогда ремонт будет качественным. Кирилл Горпинченко, руководитель направления Кузовной ремонт ООО «Дженсер Белгород Центр»

Между тем, с 1 января будущего 2018 года, согласно указанию Банка России, на так называемый «период охлаждения», в течение которого клиент может отказаться от навязанной или ненужной страховки, срок будет увеличен до 14 календарных дней.

Ссылка на основную публикацию