Полиция России 2011. Обзор нового закона РФ о полиции. Права и обязанности полиции.

Полиция России 2011. Обзор нового закона РФ о полиции. Права и обязанности полиции.Владимир Колокольцев. мвд.рф

МВД РФ подготовлен проект Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел. Он опубликован на официальном портале проектов правовых актов. Изучая документ, можно в мечтах нарисовать портрет идеального полицейского, живущего в идеальном мире.

Не материться, хотя бы при женщинах, не пить и ценить чужие вещи   

Первые статьи кодекса носят весьма общий характер, призывают к профессионализму и скромности и не представляют особого интереса. Но уже со второй главы появляется некоторая конкретика. Например, там есть призыв к соблюдению чувства меры ‎при оформлении служебного кабинета, в частности, не использовать для этого предметы роскоши.

Напоминание о том, что нужно сохранять выдержку и достоинство, контролировать свое эмоциональное состояние, своим видом и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие, в том числе при провоцировании правонарушителями конфликтной ситуации.

Давать разъяснения правонарушителю о неправомерности ‎его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты. Полицейский также должен воздерживаться от жестких действий и резких высказываний ‎по отношению к правонарушителю в присутствии детей, женщин, людей преклонного возраста.

  Стремиться свести к минимуму моральный вред при проведении следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.

При проведении осмотра, обыска, выемки сотрудник МВД не должен  допускать небрежного отношения к предметам и личным вещам, имеющим значимость или ценность для граждан. При проведении допроса сохранять спокойствие и уверенность, проявлять сочувствие к потерпевшему, непредвзятость к правонарушителю, уважение к личности допрашиваемого.

Во внеслужебное время сотрудник МВД должен признавать приоритет государственных и служебных интересов и не пользоваться своим статусом в личных целях.

Ему предписывается всячески помогать гражданам и пресекать правонарушения.

Кроме того, полицейский должен соблюдать культуру речи, уметь грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаться принятых речевых норм, воздерживаться от нецензурной брани и жаргона.

При управлении автомобилем или иным транспортным средством сотрудник МВД должен быть образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости.

  Воздерживаться от публичного участия в азартных играх, исключать употребление наркотических средств и психотропных веществ ‎в немедицинских целях, алкогольных напитков накануне и во время выполнения служебных обязанностей, курение табака в запрещенных местах и др.

Дополнительные требования установлены для начальников, которые должны «быть примером профессионализма, образцового выполнения служебных обязанностей, соблюдения этических норм и требований, служебной дисциплины и законности».

В полицейском все должно быть прекрасно 

Сотруднику МВД следует носить форменную одежду в соответствии ‎с установленными требованиями, чистую и аккуратную, хорошо подогнанную и отглаженную; быть подтянутым, соблюдать правила личной гигиены.

При этом одетому в форму полицейскому не рекомендуется посещать рынки, рестораны, казино и увеселительные заведения, если это не связано ‎с выполнением служебных обязанностей.

Сотруднику не следует держать руки в карманах форменной одежды, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в форменной одежде, утратившей надлежащий вид.

В случае выполнения служебных обязанностей в гражданской одежде допускается ношение костюма (платья) и обуви строгого делового стиля, неяркого цвета, соответствующих статусу государственного служащего, если иное не определено характером выполняемых служебных обязанностей.

При выполнении служебных обязанностей «сотрудник мужского пола должен быть всегда коротко подстрижен, тщательно выбрит, а в случае ношения усов и бороды следить за их аккуратным видом».  Сотруднику мужского пола не рекомендуется носить ювелирные украшения, за исключением обручального кольца, чрезмерно использовать парфюмерию.

Сотруднику женского пола также следует соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении ювелирных украшений.

Власть не критиковать, в соцсетях не светиться

Публично размещенная сотрудником МВД информация, в том числе в интернете, не должна содержать высказываний, суждений и оценок в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, за исключением случаев, когда это входит в должностные обязанности сотрудника.  Полицейскому не рекомендуется размещать в сети «Интернет» на личных страницах, страницах в социальных сетях и на других ресурсах информацию (в том числе фотографии и видеозаписи), позволяющую определить его персональные данные, принадлежность ‎к органам внутренних дел, если это не связано с выполнением им служебных обязанностей. Информацию, которая может вызвать негативную реакцию в обществе. Материалы, дискредитирующие образ сотрудника, умаляющие либо наносящие ущерб авторитету и деловой репутации органов внутренних дел.

Всего кодекс будет содержать 5 глав.

«Этические нормы и требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел, содержащиеся в утверждаемом Кодексе, определяют поведение сотрудника в служебное и внеслужебное время, внешний вид сотрудника, рекомендации по размещению сотрудником информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», — говорится в документе. При этом, по мнению авторов кодекса, этические нормы и требования основываются на общепринятых ‎в российском обществе нравственных принципах и ценностях.

Ваши права при встрече с полицией

К любому человеку на улице может подойти полицейский. Иногда это просьба стать понятым, показать документы или обращение за помощью, если ищут преступника или свидетелей нарушения. Но бывают причины посерьезнее: личный досмотр, требование покинуть какое-то место и даже задержание.

Распространите знания! Отправьте статью тем, кому она пригодится

При любой встрече с полицейским не помешает знать свои права и грамотно ими пользоваться. Желаем вам, чтобы эта статья никогда не пригодилась, но если вдруг к вам на улице подошел полицейский, вот самая простая инструкция на такой случай.

Сохраните эти карточки на телефон и поделитесь с друзьями.

Скачать картинки с инструкцией

Основание. Статья 5 закона о полиции.

Как это работает. Если полицейский находится при исполнении и подходит к любому человеку по любой причине, первое, что он должен сделать, — представиться. По закону положено сообщать должность, фамилию и звание. Можно попросить у полицейского служебное удостоверение, он обязан показать его по требованию.

Если вы сами подходите к полицейскому, он тоже обязан представиться. Данные сотрудника можно записать.

Основание. Статья 55 Конституции, статья 13 закона о полиции.

Как это работает. Ни в одном законе нет требования, чтобы обычный человек, который идет в магазин, на работу или гуляет с ребенком, имел при себе паспорт. То есть полицейский может попросить документы для проверки, но если у вас их нет, вы ничего не нарушаете. Это не повод задерживать вас или штрафовать, Можете просто сказать, что паспорта с собой нет, он дома или в машине.

Но и тут тонкая грань: если есть основания для проверки документов или нужно выяснить личность, полицейский может доставить в отделение, чтобы там установить личность. Для этого тоже нужны конкретные причины, но всегда проще показать хоть что-то: военный билет, права. Забирать паспорт не имеют права.

См. также:

  • Что делать, если потерял паспорт

Основание. Часть 3 статьи 7 закона о полиции.

Как это работает. Полицейский обязан — именно обязан по федеральному закону — общаться с любым человеком вежливо, уважительно, на «вы», без грубости.

Даже если вы что-то нарушили, вам не могут сказать: «Слышь, ты, иди сюда, да ты знаешь, что тебе за такое будет?» Не должно быть мата, дискриминации по национальному признаку, неуважения к культурным традициям и религии.

Личный досмотр могут проводить только лица того же пола.

Если полицейский грубо обращается, угрожает, забирает документы и применяет силу без повода, все это можно зафиксировать и потом использовать против него. Но это так по закону и инструкциям.

Если не брать в расчет спорные ситуации с нарушениями и задержаниями во время беспорядков, никогда не помешает сделать полицейскому замечание, напомнив о его обязанности по закону.

Это как минимум поможет одернуть зарвавшегося сотрудника, который решил, что может общаться на «ты», угрожать и требовать документы без оснований.

См. также:

  • Что делать при встрече с гопниками

Основание. Статья 5 закона о полиции.

Как это работает. Полицейский не может просто так попросить вас пройти в отделение или предъявить паспорт для подтверждения личности. У любого обращения должна быть причина.

Даже для проверки документов есть четкий список оснований, и просто любопытство полицейского там не упоминается.

Второе действие любого полицейского, который что-то от вас хочет, — объяснить, почему он остановил вас и зачем ему ваши документы.

Вот все причины для проверки документов:

  1. Есть подозрения, что человек преступник или в розыске. Например, у полиции ориентировка на убийцу, насильника или сбежавшего из тюрьмы, а прохожий очень похож на него.
  2. Есть повод возбудить дело из-за административного нарушения. Например, пешеход перешел дорогу в неположенном месте или курит на детской площадке.
  3. Есть основания для задержания по закону. Например, если какой-то гражданин зашел на охраняемую территорию.

Если полицейский просто подходит и говорит: «Я такой-то, предъявите документы», — это незаконное требование. И вы не обязаны ничего предъявлять. Но это так по закону. На деле, если нечего скрывать, всегда проще показать какой-то документ.

Читайте также:  Volkswagen amarok битва за африку

Чаще всего полиция найдет повод для проверки документов, а спорить — себе дороже. Тем более что в законе нет требования обязательно показывать ориентировку. Но всегда лучше поинтересоваться, что за причина для проверки.

И если ничего конкретного не говорят, можно отказаться от проверки и пойти по своим делам.

Грань между невыполнением законных требований полицейского и защитой своих прав очень тонкая.

В случае чего суды встают на сторону полиции: мол, нет оснований не доверять сотрудникам, вы что-то нарушили или похожи на преступника, поэтому у вас попросили документы.

Так что решайте сами, показывать паспорт или нет. Но помните, что по закону для проверки должны быть конкретные причины и вам должны их заранее назвать.

См. также:

  • Права при остановке ГИБДД

Скачать картинки с инструкцией

Основание. Часть 3 статьи 9 закона о полиции.

Как это работает. Если полицейский нарушил ваши права — грубо обращался, применил силу, раскрыл тайну частной жизни, задержал без оснований, — то по федеральному закону он обязан принести официальные извинения. Причем это делают публично и письменно — ну или как пожелает обиженный гражданин. Могут отправить письмо ему на работу или в институт.

У МВД даже есть специальный приказ о том, как нужно извиняться. И это реально работает. Если написать жалобу или суд установит, что полицейский нарушил права, он обязан извиниться максимум в течение месяца.

Есть случаи, когда полицейский выругался матом, а потом извинялся за это. А еще ему объявили выговор.

Извинения пригодятся, если на работе узнали, что вы якобы что-то нарушили, вас задерживали или в чем-то подозревали, а потом выяснилось, что все беспочвенно.

Основание. Статья 51 Конституции.

Как это работает. Полицейский обязан выслушать пояснения: почему человек попал на охраняемую территорию, подрался или не платит алименты. Это не значит, что объяснения помогут избежать штрафа или задержания, но они помогут смягчить наказание. Но бывают случаи, когда говорить ничего не хочется. На это есть полное право по Конституции.

Нельзя путать отказ от показаний против себя и близких с неявкой в суд в качестве свидетеля, если речь не о родственнике. За такое уже могут наказать по уголовному кодексу.

См. также:

  • Как обратиться в полицию
  • Как полиция помогает приставам

Основание. Часть 6 статьи 5 закона о полиции.

Как это работает. Когда полицейские что-то проверяют, возбуждают дело о нарушении или расследуют преступление, они могут узнать чьи-то секреты. Например, машина может быть и правда похожа на ту, что в розыске, и остановили ее законно.

Но человек едет там не с женой, а с подругой, отношения с которой не хотел бы предавать огласке.

При проверке выяснилось, что с машиной все в порядке, но полицейский не может пойти и написать в соцсетях, кого он сегодня остановил и что интересного увидел в машине при досмотре.

Сведения о частной жизни, которые нельзя разглашать, — это информация, которая относится к конкретному человеку, касается именно его, не контролируется обществом и государством и в которой нет нарушения закона. Если кто-то не платит налоги или избил посетителя кафе — это не частная жизнь. Но если тот же человек завел любовницу или у него трое внебрачных детей — это уже частная жизнь.

Полицейский может узнать эту информацию, но не может ее разглашать без согласия человека. За такое можно требовать извинений, компенсации, и вообще это уголовная статья. Хотя, как обычно, есть тонкая грань между тем, что можно делать, и тем, за что наказывают.

Основание. Статья 25.7 КоАП РФ, статья 60 УПК РФ.

Как это работает. Любого человека могут попросить стать понятым. Просто подойти на улице и сказать: «Нам нужен понятой, уделите пару минут — тут досмотр автомобиля с изъятием». Но быть понятым — это право, а не обязанность. Если полицейский обратился с такой просьбой, можно отказаться. За это не накажут, и вас не могут заставить.

См. также:

  • Что надо знать понятым
  • Кто такие присяжные

Скачать картинки с инструкцией

Основание. Статьи 27.7, 27.10 КоАП РФ.

Как это работает. Допустим, у полицейского нашлись основания вас задержать или провести личный досмотр. Причины для этого найти несложно.

Но каждое такое действие должно сопровождаться составлением протокола — до, а не после. В протоколе должны быть указаны все обстоятельства, потом это пригодится.

Например, там должно быть указано время задержания, потому что есть лимит: на сколько можно задержать человека и с какого времени считать этот срок.

Без протокола не могут досмотреть машину, забрать какие-то бумаги, мигалку или выписать штраф. В протоколе отмечают данные понятых, свидетелей и обстоятельства дела. Всегда требуйте протокол и внимательно его читайте. Нет протокола — ваши права нарушены, это повод отменить наказание.

См. также:

  • Как проводят досмотр машины
  • Когда могут задержать машину

Основание. Часть 8 статьи 27.7, статья 28.2 КоАП РФ.

Как это работает. Протокол обязательно дают подписать тому, в отношении кого он оформлен. Можно изучать его как угодно долго и оставлять там любые замечания. Можно и не подписывать, но лучше так не делать.

Если не подписать протокол, об этом просто сделают отметку: «От подписи отказался». Но это не сделает протокол недействительным и не помешает наказанию. Иногда полицейские этим пользуются: ставят неправильное время, указывают понятых, хотя их не было.

В принципе, полицейский вообще может составить протокол втихую и указать, что его не захотели подписывать. Оспорить будет сложно: где доказательства, что вы не видели, а не отказались? Пока эта проблема не урегулирована. Лучше все читать, оставлять замечания, ставить прочерки и подпись.

И обязательно требуйте копию для себя.

Основание. Часть 3 статьи 14 закона о полиции.

Как это работает. Полицейский должен не только изложить причину обращения или задержания, но и объяснить, какие права у вас есть в конкретной ситуации.

Например, что вы можете не свидетельствовать против себя, что вас могут задержать максимум на три часа. Или что у вас есть право на адвоката и звонок.

Вы можете узнавать, что с вашим заявлением, читать протокол и знакомиться с результатами экспертизы.

См. также:

  • За что полиция платит вознаграждение

Основание. Часть 5 статьи 14 закона о полиции.

Как это работает. С первой минуты общения с полицейским у вас есть право пользоваться услугами адвоката. Можно ничего не говорить и ничего не показывать, пока не приедет адвокат.

Всегда лучше иметь под рукой телефон адвоката, которому доверяете или которого вам рекомендовали. И в любой непонятной ситуации звонить ему.

Иногда на полицейских это действует магически: они начинают по-другому разговаривать, а претензии отпадают сами собой.

См. также:

  • Кто такой адвокат и зачем он нужен
  • Как подготовиться к опросу в ОБЭП

Основание. Часть 7 статьи 14 закона о полиции.

Как это работает. Если к вам просто подошел полицейский на улице, он вас еще не задерживает и ничего не предъявляет. Вы можете звонить, кому захотите.

Если же вас задержали, права и свободы ограничены.

Но право на один телефонный звонок все равно есть: можно сделать его в течение трех часов после задержания или попросить полицейского сообщить родным, что с вами и где вы находитесь.

Скачать картинки с инструкцией

Основание. Статья 19, статья 20, 21 закона о полиции.

Как это работает. Полиция может применить физическую силу, дубинку и даже оружие. Но не когда захочет, а если это допускается по закону и инструкциям.

Например, если человек требует пригласить понятых при досмотре или снимает полицейского на камеру, это не повод силой вытаскивать его из машины и бить дубинкой.

Применять силу можно, только если нужно предотвратить преступление, доставить нарушителя в отделение или он противодействует законным требованиям полицейского.

При этом сначала сотрудник обязан предупредить о намерении применить силу, дать время на исполнение требований — и только потом что-то делать.

Отдельные требования есть для спецсредств: электрошокеров, слезоточивого газа, водометов, служебных собак. Еще строже с оружием. Нельзя применять силу к беременным, детям и инвалидам. Нельзя разгонять мирную демонстрацию или законный митинг, где никто ничего не нарушает.

См. также:

  • Как купить оружие
  • Как выбрать газовый баллончик

Основание. Часть 1 статьи 22, пункт 7 части 1 статьи 13 закона о полиции.

Как это работает. По закону полиция может попросить участников незаконного митинга разойтись. Например, если это мешает дорожному движению или есть опасность для других людей.

Но если митинг согласован, власти дали разрешение провести его в это время и в этом месте, никто не нарушает закон — люди мирно идут с плакатами, устраивают акции, не вредят чужому имуществу и ни на кого не нападают, — требование покинуть место демонстрации незаконное.

Митинги и шествия не запрещены — в них можно участвовать, но нужно правильно организовать.

См. также:

  • Как организовать митинг по закону

Основание. Статья 8 закона о полиции.

Как это работает. Просто берете и снимаете. Никто не может вам запретить съемку, если это не спецмероприятие и не гостайна. Все, что делает полицейский при досмотре, задержании и проверке документов, можно записывать на камеру или диктофон. Запрет — незаконный. Это касается и полицейских, и инспекторов ГИБДД.

Вас тоже могут снимать, но обязаны об этом предупредить.

См. также:

  • Как снимать видео в общественных местах

Основание. Статья 53 закона о полиции.

Как это работает. На действия и бездействие полицейского можно пожаловаться его начальству, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Если ваши права нарушены, вы не обязаны с этим мириться. Досмотр без протокола, нецензурные слова при общении, физическая сила без предупреждения, задержание без основания, требование взятки — все это повод для жалобы.

В жалобе начальству можно попросить разобраться в сложившейся ситуации и принять меры к виновному сотруднику. А в суде можно требовать признать действия и бездействие незаконными — это повод для компенсации.

См. также:

Круг обязанностей сотрудников полиции расширился

23 января Госдума приняла в третьем чтении поправки в Закон о полиции, направленные на усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан, совершенствование практической деятельности сотрудников ОВД по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений.

Читайте также:  ABT бавария прокачала кроссовер SKODA Kodiaq

Обязанность информировать родных и близких пострадавших об оказании им первой помощи

Как ранее писала «АГ», законопроект № 690852-7 был внесен в Госдуму 17 апреля.

Задержанным предлагается предоставить право позвонить родственнику, не обязательно являющемуся близкимПри этом согласно проекту поправок в Закон о полиции, в круг лиц, которых задержанный может уведомить о случившемся с ним, адвокаты не включены

Так, поправками в п. 3 ч. 1 ст.

12 Закона о полиции установлена обязанность полицейских информировать близких родственников (родственников) или близких лиц пострадавших от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев об оказании им первой помощи или об их направлении в медучреждение при наличии сведений об этом в максимально короткий срок, но не позднее 24 часов с момента оказания помощи или направления в медицинскую организацию.

При этом внесенный в Госдуму текст законопроекта содержал поправку в п. 12 данной статьи, предусматривающую обязанность сотрудников ОВД осуществлять розыск лиц, исчезнувших внезапно, без видимых причин, местонахождение и судьба которых неизвестны или утративших связь с родственниками. При доработке проекта ко второму чтению эта поправка была удалена.

По мнению президента КА г.

Санкт-Петербурга «Ленинградский адвокат» Дмитрия Салыкина, включение в обязанности сотрудников полиции не только оказание первой помощи пострадавшим от преступлений, правонарушений, несчастных случаев, но и информирование их родных и близких в течение ближайших 24 часов о том, что помощь оказана или что пострадавший направлен в медицинскую организацию, исключает для родственников необходимость разыскивать пострадавшего, словно пропавшего без вести, обращаясь в экстренные службы, лечебные учреждения и т.д.

Вместе с тем, полагает эксперт, данная обязанность позволит персонифицировать – а значит, повысить ответственность должностного лица в связи с необходимостью реального оказания помощи пострадавшему и передачи его в медучреждение, поскольку этот факт теперь должен быть зафиксирован сообщением конкретного должностного лица близким пострадавшего в течение 24 часов. «Таким образом, при необходимости помощи пострадавшему из безликой массы сотрудников полиции появляется как минимум один, отвечающий за незамедлительное оказание пострадавшему первой помощи и информирование об этом его близких»,– резюмировал он в комментарии «АГ».

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва считает, что данный подход законодателя представляется логичным и правильным.

«На сотрудников полиции возлагается обязанность оказывать помощь лицам, находящимся в состоянии, опасном для их жизни и здоровья.

Теперь добавлена обязанность сообщать об этом, что будет способствовать надлежащей правовой защите граждан и обеспечивать их безопасность», – подчеркнула она.

Эксперт добавила, что зачастую именно сотрудники правоохранительных органов оказываются первыми на месте происшествия, куда их вызвали, и именно от их действий будет зависеть эффективность последующей помощи пострадавшим со стороны медработников.

Расширен круг лиц, которым может позвонить задержанный

Законом также усовершенствована процедура применения полицией таких мер административного правового принуждения, как задержание, а также проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, находящиеся в собственности граждан и юрлиц.

В частности, расширен круг лиц, которым вправе позвонить задержанный, чтобы сообщить им об этом и о своем месте нахождения (ч. 7 ст. 14 Закона о полиции).

Так, право на телефонный звонок распространено на родственников, не являющихся близкими задержанному, – он может позвонить близкому родственнику (родственнику) или близкому лицу, причем разговор должен проходить в присутствии сотрудника полиции.

«Если первоначально проект предусматривал право на уведомление близких родственников (родственников) или близких лиц, то в доработанном варианте было конкретизировано, что задержанный может уведомить о факте своего задержания лишь одно лицо. Позвонить задержанный, имея право на один телефонный разговор, также может лишь одному близкому человеку», – отметила Ольга Рогачёва.

По мнению Дмитрия Салыкина, данное требование (о праве задержанного на один телефонный разговор только в присутствии сотрудника полиции) выглядит оправданным, поскольку по смыслу закона это право предоставляется лишь с целью сообщить о факте задержания и месте нахождения задержанного.

«При этом оно предоставляется не обычному гражданину с сохранением права тайны переговоров, а лицу, подозреваемому в совершении правонарушения или преступления, что уже предусматривает соответствующее ограничение его прав», – пояснил он.

Вместе с тем, добавил адвокат, такая мера призвана обеспечить интересы расследования, и ее цель – не допустить возможность оказания давления задержанным на иных лиц, а также его связи с сообщниками и уничтожения доказательств.

Изменения в части, касающейся необходимости уведомления в единственном числе родственника или близкого лица гражданина о причинении ему телесных повреждений при применении полицейским физической силы, спецсредств и оружия, о задержании и об оказании медпомощи, по мнению Дмитрия Салыкина, не имеют существенного значения, поскольку права задержанного, который сам выбирает адресата для сообщения, не нарушаются. «При этом ликвидирована неопределенность в вопросе о количестве и круге лиц, которым необходимо сообщить о задержании гражданина», – заметил Дмитрий Салыкин.

Адвокат АК «Рязанцев Лигал Групп» Александр Рязанцев, напротив, считает, что принятый закон не содержит какой-либо новеллы, существенно улучшающей положение задержанных. «Право на один телефонный разговор в целях уведомления “близких родственников”, “родственников” и “близких лиц” с 2015 г. предусмотрено в ч. 1 ст.

96 УПК РФ, – пояснил он.

– Полагаю, авторы поправок в Закон о полиции в этой части преследовали юридико-техническую цель: привести законодательную базу к единообразию, в том числе закрепить аналогичное право за лицами, задерживаемыми в рамках некоторых иных процедур – например, производства по делам об административных правонарушениях».

Адвокаты хотят исключить преюдициальность протокола об административном правонарушенииЮрий Костанов дополнил подготовленный в 2017 г. законопроект об обеспечении участия защитника в деле об административном правонарушении с момента задержания доверителя

Напомним, что в 2017 г. член СПЧ, советник ФПА РФ Юрий Костанов и адвокат АП г.

Москвы Мария Серновец разработали поправки в КоАП РФ, касающиеся права на защиту подозреваемого или обвиняемого в административном правонарушении с момента доставления и задержания.

Проект включал, в том числе, предоставление задержанным права на один телефонный звонок – адвокату либо родственнику, чтобы обеспечить своевременное информирование защитника о начатом административном производстве.

Данный документ был передан Уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой, которая поддержала инициативу. В декабре 2017 г. поступила информация о готовящихся Аппаратом Уполномоченного поправках в КоАП с учетом предложений адвокатов, однако дальнейшая судьба проекта неизвестна.

Принятые поправки в Закон о полиции также не включают адвокатов в круг лиц, которых задержанный может уведомить о случившемся с ним.

Обязанность информировать собственника о проникновении полиции на участок или в нежилые помещения

Закон также усиливает защиту граждан и юридических лиц при проникновении полицейских на принадлежащие им земельные участки и в нежилые помещения. В частности, ст. 15 Закона о полиции дополнена п. 6.1, предусматривающим обязанность сотрудников ОВД информировать собственника участка о таком проникновении в срок не позднее 24 часов, если это произошло в его отсутствие.

При этом первоначальная редакция документа не содержала указания на нежилые помещения – такое дополнение было внесено по итогам доработки проекта ко второму чтению.

По мнению Дмитрия Салыкина, внимание законодателя к правам предпринимателей, как правило, являющихся собственниками земельных участков и нежилых помещений, не может не радовать. «Включенная в п.

15 Закона норма позволит собственникам зданий и участков своевременно принимать меры к сохранности своего имущества и исключению допуска посторонних лиц на территорию, а также своевременно фиксировать необоснованные порчу и завладение имуществом, обращаться с жалобами и заявлениями за защитой своих прав в суды и надзирающие органы», – пояснил он. Указанное требование, полагает эксперт, также повысит ответственность полицейских за сохранность имущества, на территорию которого они проникают.

Как отметил адвокат МКА «Князев и партнеры» Алексей Сердюк, изменения, принятые с учетом доработки проекта, восполнили пробел, связанный с защитой прав граждан и организаций в случаях, указанных в ст. 15 Закона о полиции.

Читайте также:  Стоимость госпошлины за замену водительского удостоверения в 2021 и 2022 году

«В противном случае этот пробел был бы восполнен частично, – пояснил эксперт.

– Так как нежилые помещения используются в первую очередь в предпринимательской деятельности, для собственников бизнеса внесенные поправки станут дополнительной гарантией защиты их прав от неправомерных действий сотрудников полиции».

Александр Рязанцев оценил критически и эту новеллу. «Обратите внимание – по сравнению с зеркальной нормой, предусмотренной ч. 6 ст.

15 Закона о полиции в отношении жилых помещений, полиция обязана извещать обо всех случаях проникновения в жилые помещения в отсутствие владельца – со взломом или без, – пояснил он.

– Касательно нежилых помещений и участков предлагается иное правовое регулирование, критерии разграничения которого мне лично непонятны. Сломали, например, замок на воротах – уведомляют собственника, а перелезли через забор – уведомление не требуется.

Поэтому я не особо разделяю энтузиазм разработчиков закона, в пояснительной записке к проекту которого отмечалось, что им “усиливается правовая защита граждан и организаций в случае проникновения сотрудников полиции на принадлежащие гражданам и организациям земельные участки и территории”».

Оценивая практическую значимость принятого закона в целом, Алексей Сердюк особо выделил два аспекта. Первый – возложение обязанности по уведомлению родственников и близких лица, которому оказана первая помощь или которое направлено в медучреждение.

По мнению эксперта, это позволит тем, кому нуждающийся в помощи человек наиболее дорог, в максимально короткий срок оказать поддержку.

Второй аспект – обязанность полицейских уведомлять о проникновении в принадлежащее ему нежилое помещение или на земельный участок, что позволит собственнику оперативно отреагировать и принять меры по защите своих прав в случае их нарушения.

По мнению Дмитрия Салыкина, принятые поправки вносят в Закон о полиции некие либеральные ноты. «Это не может не радовать на фоне прогрессирующей жестокости в реакции государства применительно к своим гражданам», – считает он.

10 отличий российского полицейского от милиционера

Автор — председатель Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора»

Особенность закона «О полиции», утвержденного в среду Советом Федерации и ожидающего только подписи президента, в том, что он абсолютно ничего не меняет ни по содержанию, ни по форме работы структуры. Он заметно детальнее прописывает полномочия полицейских, их подотчетность, условия применения физической силы и спецсредств, правовое положение полицейского.

Например, много шума вызвало прямое указание в законопроекте на право беспрепятственно посещать любые организации и знакомиться там с необходимыми документами. Сделать это полицейский сможет только в рамках доследственной проверки, следствия по уголовному делу или разбирательству по делу об административном правонарушении.

Но и сейчас всеми этими полномочиями милиционер уже наделен. Просто они указаны в других законах — УПК, КоАП или законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Полицейский законопроект лишь свел разбросанные по другим законам полномочия в единый перечень из 37 прав и 38 обязанностей.

В действующем законе «О милиции» отражены 37 прав и 36 обязанностей.

Искать изменения в законопроекте можно разве что с лупой. Но некоторые из них все же стоит привести.

Изменение 1. В целом закон «О полиции» отличается от действующего милицейского резким сокращением отсылочных норм. В нем представлен исчерпывающий перечень полномочий.

Какие-то новые права и обязанности полиции могут возникнуть только путем включения дополнений в закон «О полиции».

В большой степени исполнено пожелание президента «поднять» многие полномочия милиции из внутренних приказов, зачастую недоступных гражданам, до уровня федерального закона.

Изменение 2. Детализирована процедура и порядок задержания. Полиции дан закрытый перечень из 13 категорий лиц, которых она получит право задерживать. Четко прописана последовательность действий после задержания. Можно будет ожидать волны жалоб на несоблюдение этих процедур в течение нескольких лет после вступления закона в силу.

Изменение 3. Введено право задержанного на один телефонный звонок. Срок предоставления такой возможности — три часа с момента задержания. Цель — уведомление близких о задержании и месте нахождения.

Но попытка интегрировать в российские реалии классическую обязанность американской полиции рискует остаться полумерой: ответственность за отказ дать позвонить в законе не предусмотрена.

Прямое толкование нормы не предполагает звонка адвокату — если, конечно, он не близкий родственник.

Введено и ограничение этого права: никаких звонков для сбежавших психбольных и пациентов, которых принудительно лечат по решению суда (в первую очередь от туберкулеза и наркомании), разыскиваемых за преступления, уклоняющихся от административного ареста, совершивших побег из-под стражи. С чем связана такая дискриминация больных, непонятно. Особенно в свете недавнего решения Конституционного суда, давшего психбольным право участвовать в судебном рассмотрении вопроса о принудительном лечении. Чем отличаются беглые от других подозреваемых, не очевидно.

Изменение 4. Так же детально теперь прописаны полномочия полицейских при проникновении в жилище. Вместо двух абзацев в действующем законе теперь этому посвящена отдельная статья из восьми пунктов.

Раньше о проникновении в дом, квартиру или на земельный участок против воли проживающих в течение суток уведомлялся только прокурор. Теперь к нему добавился собственник жилища и пр.

Основания вторжения в жилище не изменились: спасение жизни и имущества, задержание преступника, пресечение преступления, несчастный случай.

Изменение 5. В отдельную статью выделены и прописаны все полномочия полиции по ведению баз данных россиян.

Полиция остается одним из основных носителей сведений о гражданах — она ведет базы данных 23 различных категорий граждан, от иностранцев и владельцев оружия до потерпевших и имеющих водительское удостоверение.

Регламентация этой функции явилась следствием принятия два года назад закона о персональных данных.

Изменение 6. Применение физической силы, оружия и спецсредств в законе «О милиции» было наиболее детализированным полномочием. Милиционеров заставляют наизусть заучивать тексты соответствующих статей.

Закон «О полиции» пошел еще дальше. Теперь написано, например, что «не допускается нанесение человеку ударов специальной палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца».

Изменение 7. Число применяемых спецсредств увеличилось с 10 до 14. Классические наручники раздвоились на непонятные «средства сковывания движения» и «средства ограничения подвижности».

Служебные собаки поменялись на служебных животных (речь, например, о конных патрулях). Появились средства блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — так называемые «отсекатели», применяемые на митингах и концертах.

При этом специально оговорено, что незаконные, но ненасильственные акции не могут пресекаться с применением спецсредств.

Изменение 8. Увеличился на один пункт перечень оснований для применения огнестрельного оружия против людей.

Специально «под боевиков» появилось право застрелить лицо, оказывающее «вооруженное сопротивление», а также лицо, отказывающееся «выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ».

Изменение 9. Отныне состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются президентом.

Это одно из немногих положений законопроекта, снижающих уровень его юридической силы до подзаконного акта. В действующем законе «О милиции» структура — деление на местную и криминальную милицию — прямо указывается.

Как будет построена система полиции, пока публике неизвестно.

Изменение 10. Чрезвычайно много внимания в законопроекте уделено описанию принципов общественного контроля за работой полиции. Дмитрий Медведев придал этому новшеству еще большее значение, призвав на днях граждан следить за внедрением нового закона.

Закон вводит мониторинг общественного мнения, отчетность полицейских начальников перед гражданами, регламентирует работу общественных советов, предусматривает общественную экспертизу нормативных актов и многое другое. Будет ли это эффективно работать, покажет время.

Влияние этого закона на бизнес нужно воспринимать в общем контексте идущей реформы МВД. Заметна она стала через полгода после прихода к власти Дмитрия Медведева. Его предложения, одобренные и введенные в действие еще до принятия закона «О полиции», имеют гораздо большее значение, чем сам закон.

Автор — председатель Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора»

Ссылка на основную публикацию