Как правильно уступить дорогу машине с мигалкой?

Светофор

Следующим важным приоритетом на дороге является светофор. Если вы, подъезжая к перекрестку, видите работающий светофор (при этом там не стоит регулировщик) – действуем согласно его командам. Все с детства знают золотое правило:

  • «Если свет зажигается красный,
  • Значит, двигаться опасно.
  • Свет зеленый говорит:
  • «Проходите, путь открыт»!
  • Желтый свет предупрежденье,
  • Жди сигнала для движенья.

А о чем же говорит нам мигающий зеленый сигнал светофора? Здесь не будет однозначного ответа, все будет зависеть от конкретной дорожной ситуации.

Но рекомендую следующий алгоритм: если вы едите прямо и светофор начал мигать, когда вы уже практически подъехали к стоп-линии – жмем газ! Именно газ! Не начинаем бороться со своими мыслями: останавливаться, или проезжать, успею, или тормозить… Потому что нам надо максимально быстро проехать перекресток. Ведь сейчас он сменится на красный, поедет поток машин, пересекающих нашу траекторию и может случиться авария.

Что же делать, если вы собрались совершать поворот, причем не важно направо, или налево? В этом случае, рекомендую останавливаться, даже если светофор начинает мигать перед самой стоп-линией. Перед поворотом мы всегда притормаживаем, наша скорость меньше, поэтому завершать маневр мы будем уже на красный, а пересекающий поток уже начнет свое движение на зеленый.

Кстати, самый большой процент аварий случается именно на перекрестках, когда кто-то ехал на мигающий зеленый, а кто-то начал движение на желтый….

Иногда возле основного светофора на дороге мы можем увидеть дополнительную секцию, или просто табличку с зеленой стрелкой. И секцию, и стрелочку мы можем рассматривать, как знак «уступи дорогу». Движение в направление стрелочки разрешено, но только после пропуска машин по основному светофору.

Есть еще ряд важных моментов при проезде дополнительных секций светофора и табличек с зеленой стрелочкой, но о них я напишу отдельную статью. Пока ограничимся этой информацией.

Штрафные санкции если не уступил дорогу

Как правильно уступить дорогу машине с мигалкой?

Итак, штрафы для водителей будут за следующие нарушения:

  • непредоставление приоритета другому автомобилю, имеющему преимущество: на перекрестке, не регулируемым светофором;
  • на перекрестке, регулируемым светофором.
  • в других случаях (при выезде с жилых зон, с парковок, с грунтовых дорог на асфальтовые и др.);
  • не уступил дорогу специальному транспортному средству, у которого включены проблесковые маячки, а также включен звуковой сигнал;
  • непредоставление приоритета пешеходу или велосипедисту.
  • Не пропустил ТС

    КоАП предусматривает два вида наказания:

    • за нарушение правил первоочередного проезда перекрестков;
    • за нарушение маневрирования.

    Если водитель ТС имеет преимущество в движении на перекрестке (например, при разрешающем сигнале светофора), то остальные водители, движущиеся в поперечном направлении, не должны создавать помех. Наказание за нарушение – штраф в размере 1000 рублей согласно нормам ч. 2 ст. 12.13. КоАП.

    Как правильно уступить дорогу машине с мигалкой?

    Кстати, точно такой же штраф ожидает и тех, кто решит выехать на перекресток, если дальше образовался затор. ПДД предписывают в таких случаях остановиться до перекрестка, а выезжать на него, уже будучи уверенным в отсутствии заторов или иных препятствий.

    За все остальные нарушения, связанные с непредоставлением приоритета (кроме касающихся машин со спецсигналами, пешеходов и велосипедистов), водителя ожидает ответственность по ч. 3 ст. 12.14. КоАП, а именно за нарушение правил маневрирования.

    За данное нарушение предусмотрены наказания:

    • предупреждение в письменном виде;
    • наложение штрафа 500 рублей.

    Примером такого правонарушения могут служить:

    • выезд с жилых зон;
    • непредоставление приоритета при наличии “помехи справа”;
    • выезд с грунтовых дорог на асфальтовые и др.

    То есть, во всех остальных случаях, когда нарушение не содержит состава, предусмотренного ч. 3 ст. 12.13., применяется ст. 12.14.

    Велосипедисту или пешеходу

    Нормативная регламентация ответственности для тех, кто не уступил дорогу пешеходам или велосипедистам, содержится в ст. 12.18. КоАП.

    Как правильно уступить дорогу машине с мигалкой?

    Нормой данной статьи предусмотрен состав правонарушения:

    • субъекты данного нарушения – только водители ТС;
    • субъективная сторона – наличие умысла на совершение нарушения у водителя ТС;
    • объективная сторона – неисполнение требований ПДД касательно предоставления преимущества в движении пешеходам или велосипедистам там, где таковые пользуются преимуществом.

    За данное нарушение предусмотрен только штраф, если не уступил дорогу, в размере 1500 рублей. К счастью, таких невнимательных водителей пока что не лишают прав. Однако непредоставление приоритета пешеходам – это не только штраф, но и, возможно, несение уже другой ответственности, если гражданину были нанесены травмы.

    Спецтранспорту

    КоАП регламентирует ответственность для водителей, если не уступил дорогу транспорту со спецсигналом и включенными проблесковыми маячками:

    • предупреждение;
    • или наложение штрафа 500 рублей.

    Как правильно уступить дорогу машине с мигалкой?

    Если же ТС, помимо включенных маячков и подачи спецсигнала, еще имеет специальные надписи и обозначения на кузове (скорая помощь, полиция и др.), ответственность будет жестче:

    • штраф 500 рублей;
    • или лишение ВУ от 1 до 3 месяцев.

    Знаки приоритета

    Знаки приоритета вынесены в отдельный раздел знаков в ПДД. Мало того, они имеют абсолютно узнаваемую, индивидуальную геометрическую форму, которую можно узнать даже с обратной стороны.

    Знаки приоритета имеют третий по важности приоритет (после регулировщика и светофора). Поэтому, если мы подъезжаем к перекрестку, на котором нет светофора, или он не работает – ищем глазами знаки приоритета. Если мы на главной – мы имеем преимущество, если на второстепенной – пропускаем тех, кто на главной.

    Готова поделиться уникальной информацией! Практически все, кто посещал автошколу, знают, что знак «уступи дорогу» обозначает то, что ты на второстепенной.

    Но, практически никто не знает, что знак «стоп», или «проезд без остановки запрещен» означает тоже самое. Это просто какое-то вселенское открытие для всех наших учениц.

    Хотя все, ну или практически все, знают, что этот знак предполагает полную остановку.

    Рекомендуем!  Потеряли ПТС на машину что делать

    Итак, со знаками приоритета тоже разобрались.

    Какое наказание за нарушение

    В крупных городах инспекторы патрулируют дороги и специально выявляют нарушителей, которые не пропускают машины пожарной или скорой помощи. При выявлении такого факта водителю грозит финансовая санкция, а также иные виды наказания в зависимости от допущенного нарушения.

    Узнаем, за какое действие водителю выпишут штраф:

    • если водитель не пропустил спецтехнику, проезжавшую через перекресток;
    • особый автомобиль перестроился в один ряд с обычным транспортом;
    • спецмашина предприняла попытку, чтобы развернуться.

    Если водитель личного автомобиля совершил хотя бы одно из указанных нарушений, то ему назначат штраф в размере 500 руб.

    При отсутствии сигнальных огней или звуков, требование спецтранспорт уступить дорогу можно проигнорировать, в данном случае они являются обычными участниками дорожного движения.

    Как правильно уступить дорогу машине с мигалкой?

    Кроме того, водитель, решивший пропустить или не пропустить особый транспорт, должен помнить, что главное в этом вопросе – знание правил дорожного движения и их соблюдение. Это простое правило поможет избежать различных неприятностей.

    Итак, кроме финансовой санкции, при наличии определенных обстоятельств нарушителю могут привлечь к ответственности за следующие действия:

    • если автомобилист не дал возможность преимущественного движения машине, и этот фактор имел негативные последствия. Например, на скорой помощи перевозили тяжелобольного, впоследствии он скончался, так как его не смогли своевременно доставить до места назначения. В этом случае гражданину грозит лишение права управлять автомобилем не менее трех месяцев;
    • также водительского удостоверения лишится и тот автовладелец, которого остановил автоинспектор за то что, тот не пропустил спецтехнику;
    • водителю, пропустившему особый транспорт с включенными мигалками, но своим маневром спровоцировавший аварийную ситуацию (выезд на встречную полосу, пересечение двойной сплошной, рискованный обгон и т.д.), грозит лишение ВУ и дополнительные денежные санкции;
    • автомобилист, не пропустивший машину со спецсигналами, находившийся за рулем в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического) окажется лишенным ВУ на 1-3 года.

    За управление автомобилем в состоянии опьянения водителю грозит не только лишение водительских прав, но и существенная сума штрафа в размере 30 000 руб.

    Равнозначный перекресток

    А если мы подъезжаем к перекрестку, на котором не стоит регулировщик, нет светофора, отсутствуют знаки приоритета…. Это значит мы – на равнозначном перекрестке.

    Равнозначный перекресток может быть обозначен знаком «равнозначный перекресток», или не иметь знаков приоритета вообще.

    Но только убедившись, что знаки приоритета отсутствуют и перед нами, и на встречной, и на пересекающихся улицах, можно сделать вывод, что мы находимся на равнозначном перекрестке.

    Рекомендуем!  Фссп продажа арестованного имущества автомобили

    Равнозначный перекресток мы проезжаем по следующему принципу: «пропускаем помеху справа и трамвай отовсюду». Начинающим водителям не надо задумываться, кого сейчас будет пропускать правая или левая машина. Ориентируйтесь и принимайте решение только для себя: есть помеха справа – стоим, нет – можно ехать.

    Почему на равнозначном перекрестке мы должны пропустить любой трамвай? Давайте рассуждать. По ПДД в равных с нами условиях трамвай имеет преимущество. Равнозначный перекресток обозначает, что все транспортные средства на нем равным, просто определена очередность проезда. Именно поэтому, на равнозначном перекрестке трамвай имеет преимущество на дороге.

    И еще одно золотое правило проезда равнозначных перекрестков. Если вы поворачиваете направо, траектория вашей помехи справа с вами не пересекается. Поэтому, смело поворачиваем, естественно уступая тем, кто не знает ПДД – себе спокойней!

    Конечно, можно дальше рассуждать приоритетах на дороге.

    Это и ситуации выезда со дворов, стоянок, парковок, это и «грунт-асфальт», это и разметка, спец сигналы и многое другое… Но это уже совсем другая история и новая статья.

    А пока давайте выучим наизусть эту азбуку, чтобы не теряться на дороге, если вдруг, подъехав к перекрестку вы увидите неработающий светофор… И как мы будем действовать в этом случае?

    Что значит «уступить дорогу» и как это делать

    Понятие «уступить дорогу» прописано в ПДД в общих положениях:

    «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

    В интернете достаточно много рассуждений и споров по поводу этого определения, но по факту суть такая — вы должны убрать машину с дороги мигалки или просто ничего не делать

    , например, спокойно стоять на обочине, как и стояли, или продолжать движение по своей полосе.

    Иногда возникают сложности. К примеру, вы стоите в пробке в левой полосе и вдруг сзади материализуется автомобиль с мигалками и сиреной. В таком случае включайте правый поворотник и скорее всего вас пропустят в правую полосу и вы «уступите дорогу».

    Если же пробка такая, что некуда «воткнуться», то тут хорошо иметь видерегистратор, чтобы всё подробно зафиксировать. Если вдруг вас «поймают», то запись поможет доказать, что вы физически не смогли никуда деть свой автомобиль и фактически ничего не нарушили.

    К сожалению, каждый случай «не предоставления преимущества» в конкретной дорожной ситуации уникальный и общих рекомендаций дать нельзя.

    16.02.2021 ovrautozona

    Что должен делать водитель, увидев машину со спецсигналами

    В правилах дорожного движения четко прописано, что водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований некоторых разделов правил, кроме сигналов регулировщика.

    То есть они могут проехать на красный свет, развернуться или повернуть там, где для всех остальных это запрещено, двигаться по встречной полосе, превышать скорость, но при условии обеспечения безопасности движения.

    Читайте также:  Сделать декоративную коробку своими руками

    Для этого им и дан спецсигнал, чтобы предупреждать других водителей о возможной опасности.

    Автомобили со спецсигналами и спецокраской, например, автомобиль ГИБДД или ВАИ, могут двигаться не одни, а сопровождать колонну. В таком случае исключения из правил распространяются и на эту колонну.

    Что должен делать водитель при встрече с таким автомобилем, также прописано в правилах. Он обязан уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда машины со спецсигналом и сопровождаемых транспортных средств.

    Как правильно уступить дорогу машине с мигалкой?

    Водителей начнут штрафовать по видео очевидцев

    Понятие «уступить дорогу» также расшифровано в правилах.

    Это требование означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. То есть попутный транспорт должен принять вправо, а то и вовсе съехать на обочину, если такая возможность есть, и остановиться.

    Если автомобиль со спецсигналами двигается по встречной полосе, то водители и попутных, и встречных автомобилей должны подвинуться и снизить скорость, чтобы не создавать помех машине со спецсигналами.

    Не уступили дорогу автомобилю с включенными спецсигналами — штраф 500 рублей или лишение прав на 1-3 месяца

    За нарушение этого пункта правил грозит немаленькое наказание. Если вы не уступили дорогу машине с включенным маяком и сиреной, вам грозит штраф 500 рублей. Но если вы не уступили дорогу автомобилю со спецокраской с включенными спецсигналами, то вам уже будет грозить штраф 500 рублей или лишение прав на 1-3 месяца.

    Есть, правда, оговорка в правилах. Воспользоваться приоритетом водители машин с включенными спецсигналами могут, только убедившись, что им уступают дорогу.

    Немного о колоннах, которые сопровождают с мигалками. Их запрещается обгонять, пересекать, а также встраиваться в них. С какой бы скоростью такая колонна ни ехала по дороге, всем попутным машинам предстоит тащиться у нее в хвосте.

    Как правильно уступить дорогу машине с мигалкой?

    Для пьяниц стоимость ОСАГО предложили поднять в пять раз

    Но как отличить колонну от просто пристроившихся сзади автомобилей? Сделать это довольно сложно. Ведь не всегда в колонне однородные автомобили.

    Правила требуют от всех сопровождаемых включать ближний свет фар. Но сегодня по дороге большинство едет с включенным ближним светом.

    Может, было бы разумней внести в правила поправку? Например, обязать всех сопровождаемых ехать с включенной аварийной сигнализацией?

    Это как-то выделит колонну из общего потока. Ведь не всегда колонну сопровождают два автомобиля: один спереди, другой сзади. Две машины выделяются только на колонны, в которых 8 и более сопровождаемых машин.

    Кстати, в правилах этого нет, но в приказах МВД и минобороны четко прописано, что колонны в целях безопасности не должны выезжать на встречную полосу. То есть колонна не должна обгонять попутные автомобили. Машина сопровождения должна требовать от попутчиков принять вправо и пропустить колонну.

    Как правильно уступить дорогу машине с мигалкой?

    Инфографика: «РГ» / Леонид Кулешов / Владимир Баршев

    Автомобиль с мигалкой: как уступить ему дорогу

    Как правильно уступить дорогу машине с мигалкой?

    Если у вас имеется хороший автоинструктор в качестве консультанта, то во время учебного вождения по городу он обязательно объяснит все тонкости такого явления на дорогах, как пропуск автомобиля с мигалкой.

    Несколько советов пригодятся тем, кто только познает азы самостоятельного практического управления транспортом в оживленном городском потоке. Если сложилась подобная ситуация, лучше быть осведомленным, как нужно себя вести этом случае. То есть, как правильно пропустить спецтранспорт, едущий с проблесковыми маячками.

    Что означает понятие «уступить дорогу», когда оно относится к спецмашинам? Предполагается, что шофер автомобиля в данном случае не имеет права проводить какой-то маневр, а также начинать, возобновлять или продолжать езду, если такое действие будет каким-либо образом мешать транспортному средству со специальным сигналом проехать в том направлении, в котором он движется.

    Итак, что делать, а также чего не делать, если в зоне вашего движения появляется машина со включенным маячком.

    Что делать запрещается

    • Шофер в той ситуации, когда до момента появления «спецсигнального» транспорта его авто было неподвижно, не должен начинать выполнять маневр или стартовать. Если до появления такого автомобиля ваша машина находилась в процессе езды, то нужно стоять у обочины.
    • Термин «запрещено продолжать движение» относится к транспортным средствам, которые перед тем, как появилась необходимость уступить дорогу, находились в напроезжей части. Такие автомобили должны остановиться. Кроме того, любые маневры (поворот, разворот), которые помешают транспорту с «мигалками» также запрещены.

    Если спецмашина движется справа

    Если оснащенное спецсигналами транспортное средство приближается справа к перекрестку, к периметру, то, как правило, неоднозначности ситуации не возникает в таком случае. Водителю следует просто не совершать никаких маневров или уступить полосу. Ваш автомобиль тогда никак не помешает транспорту с мигалками.

    В случае «непропуска» машины со спецсигналами водитель может быть лишен прав, поэтому стоит вести себя в данной ситуации предельно внимательно.

    Если спецмашина выезжает сзади

    Здесь уже неоднозначность обстановки может проявиться в полной мере. Например, что делать, если дорога, по которой вы движетесь, имеет четыре полосы (в каждом направлении по две), а в центральной ее части размечена двойная сплошная линия.

    Авто с включенными световыми и звуковыми сигналами при этом появляется на 2-й полосе. По правилам дорожного движения, вы должны не выполнять никаких маневров и остановиться.

    Речи здесь не идет о том, чтобы на другую полосу перестроиться, но в то же время, если все водители просто остановятся, то проехать спецмашина в некоторых случаях все-таки не сможет.

    Многие автоинструкторы вождения по городу считают, что можно было бы устранить подобную неоднозначность введением в ПДД пункта, где действия водителя более подробно были бы описаны (именно при пропуске машин спецслужб при их движении сзади).

    Что ожидает водителя, который не уступил дорогу спецтранспорту

    Бывают моменты, когда водитель уступить дорогу машине со спецсигналами не имеет никакой возможности. Например, это может произойти при движении авто в очень плотном потоке.

    Сотрудники ГИБДД вряд при этом вряд ли станут интересоваться, было место для того, чтобы съехать или нет, они просто выпишут штраф за нарушение.

    Но порой вы можете попробовать доказать свою правоту, ссылаясь на правила дорожного движения.

    Например, водитель, который в реальности не имеет возможности специальному транспорту быстро уступить свою полосу, не считается правонарушителем, а значит, это не должно наказываться.

    То есть, любому автоинструктор вождения по городу не трудно сказать, что если при нахождении авто в пробке или при его движении в плотном потоке к вам сзади подъехал спецтранспорт, в таком случае за то, что вы дорогу ему не уступили, наказывать вас нельзя.

    В каких случаях и как уступать дорогу спецтранспорту с включенными проблесковыми маячками и машинам с синими мигалками

    К вам приближается автомобиль с включёнными проблесковыми маячками. Уступать дорогу или нет? И если не уступить дорогу, то какой штраф ждёт? Разбираемся в этой статье.

    В каких случаях нужно уступить дорогу автомобилю с проблесковыми маячками

    Все случаи, когда необходимо уступить дорогу спецтранспорту или другим автомобилям с мигалками (например, правительственным) прописаны в пункте 3.2 ПДД:

    «При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

    При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств)».

    То есть дорогу машине с мигалками уступать нужно только при ОДНОВРЕМЕННОМ выполнении ДВУХ УСЛОВИЙ: 1. Включены проблесковые маячки синего или красного и синего цветов 2. Включён звуковой сигнал.

    Если у машины включены красные и синие маячки, звуковой сигнал, есть цветографическая схема и она сопровождает другое ТС или колонну, то уступать дорогу нужно всем.

    Заметьте, уступать дорогу нужно только спецтранспорту с синими или сине-красными маячками, с жёлтыми и оранжевыми — нет.

    Что значит «уступить дорогу» и как это делать

    Понятие «уступить дорогу» прописано в ПДД в общих положениях:

    «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

    В интернете достаточно много рассуждений и споров по поводу этого определения, но по факту суть такая — вы должны убрать машину с дороги мигалки или просто ничего не делать, например, спокойно стоять на обочине, как и стояли, или продолжать движение по своей полосе.

    Иногда возникают сложности. К примеру, вы стоите в пробке в левой полосе и вдруг сзади материализуется автомобиль с мигалками и сиреной. В таком случае включайте правый поворотник и скорее всего вас пропустят в правую полосу и вы «уступите дорогу».

    Если же пробка такая, что некуда «воткнуться», то тут хорошо иметь видерегистратор, чтобы всё подробно зафиксировать. Если вдруг вас «поймают», то запись поможет доказать, что вы физически не смогли никуда деть свой автомобиль и фактически ничего не нарушили. 

    К сожалению, каждый случай «не предоставления преимущества» в конкретной дорожной ситуации уникальный и общих рекомендаций дать нельзя.

    Штраф за «не уступил дорогу»

    Все виды наказаний за «не уступил дорогу» автомобилю с включенными проблесковыми маячками и мигалками прописаны в статье 12.17 КоАП.

    1. Если не уступил дорогу машине без цветографических схем, например, «правительственному» чёрному мерседесу с синей мигалкой, то наказание — предупреждение или штраф 500 руб.

    «1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом — влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

    2. Если не уступил дорогу спецтранспорту с цветографическими схемами (скорой, пожарной, ГИБДД, ФСБ и т. д.), то наказание более существенное — штраф от 3 000 до 5 000 руб. или лишение прав от 3 месяцев до 1 года.

    «2.

    Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года».

    3. Особое внимание — скорой помощи. Если не уступил дорогу скорой и это повлекло за собой серьёзный вред здоровью пациента или даже его смерть, то наказание внушительное, вплоть до лишения свободы до 4 лет. Подробнее мы уже писали в статье «Не пропустили скорую? Штраф от 3000 рублей или в тюрьму».

    Читайте также:  Почему на земле кто-нибудь заплатит 200 тысяч долларов за land rover defender works v8?

    Приходите учиться в автошколу Фортуна-Авто. С нами вы будете знать всё, что нужно хорошему водителю! Классы автошколы:

    учебный класс ЮЗАО учебный класс ЮВАО 2 учебных класса в ВАО Как правильно уступить дорогу машине с мигалкой?

    Автор статьи директор и ведущий преподаватель автошколы «Фортуна-Авто» Елена Александровна Исаева

    Когда ДПС имеет право включать мигалку? И что будет, если сотрудники попадут в ДТП?

    Как правильно уступить дорогу машине с мигалкой?

    Правила дорожного движения дают преимущество на дороге тем автомобилям, у которых включены проблесковые маячки и специальный звуковой сигнал. Но это не однозначное преимущество – водители таких авто тоже имеют определенные обязанности. Мы разобрались в вопросе и готовы рассказать своим читателям все, что нужно знать о спецсигналах и ответственности за их использование.

    Правила дорожного движения написаны понятно и логично, особенно в той части, которая касается приоритета в движении.

    Все знают, что почти в любой ситуации на дороге есть те, кто должен уступать дорогу и те, кому ее нужно уступать.

    Кроме того, существует четкая и понятная иерархия способов определения приоритетности: наивысший имеет регулировщик, затем идут светофоры, дорожные знаки и разметка.

    В ряде ситуаций приоритет определяется ПДД и не зависит от знаков или светофора. Например, при начале движения нужно уступить дорогу всем, кто уже находится на дороге, а при перестроении приоритет у того водителя, который не меняет направления движения.

    Но есть одна категория транспортных средств, которая может не придерживаться требований разметки, знаков приоритета и светофоров – это автомобили с включенными специальными сигналами (требования регулировщика они все же обязаны выполнять). Спецсигналы – это:

    • включенные проблесковые маячки синего цвета (а у автомобилей ДПС, ФСО, ФСБ и ВАИ – еще и красного цвета);
    • включенный специальный звуковой сигнал (сирена);
    • специальные цветографические схемы на авто (для автомобилей специальных и оперативных служб).

    При этом приоритет такие транспортные средства имеют только в том случае, если включают одновременно проблесковый маячок синего (а иногда и красного) цвета и звуковой сигнал.

    Правила дорожного движения говорят о правах таких водителей следующее:

    • если на автомобиле включены одновременно проблесковый маячок и звуковой сигнал, его водитель может не выполнять требования ПДД по части приоритета (кроме сигналов регулировщика). С одной важнейшей оговоркой – убедившись, что другие транспортные средства уступают дорогу такому автомобилю.
    • другие водители, видя транспортное средство с включенной сиреной и проблесковым маячком, обязаны уступить ему дорогу;
    • транспорт со спецсигналами запрещено обгонять;
    • те же права (а со стороны других водителей – обязанности) прописаны и для тех транспортных средств, которые следуют в сопровождении автомобилей с маячком и звуковым сигналом. То есть, если автомобиль ДПС с «мигалками» и сиреной сопровождает кортеж чиновника, автомобили из этого кортежа точно так же могут нарушать правила по части приоритета (и их также нельзя обгонять);
    • если автомобиль со спецсигналами стоит, при приближении к нему другие водители обязаны снизить скорость настолько, чтобы по требованию немедленно остановиться.

    Другими словами, автомобилям с включенной сиреной и «мигалкой» (и тем, кого они сопровождают) при движении нужно уступить дорогу, их нельзя обгонять, а если такое авто стоит на месте, перед ним нужно сбросить скорость. А если включена только «мигалка» – дорогу можно не уступать, а спецсигнал несет лишь информационную функцию.

    Здесь нужно напомнить суть требования «уступить дорогу» – не начинать, возобновлять или продолжать движение, если из-за этого ТС, имеющее преимущество в движении, будет вынуждено изменить направление или скорость движения. То есть, если движущийся сзади автомобиль ДПС включает сирену и «мигалку», водителю нужно будет сделать что-то, чтобы спецавтомобиль проехал без помех – например, принять вправо или даже остановиться.

    Кстати, требования уступить дорогу автомобилю со спецсигналами распространяется не только на автомобили – пешеходы не имеют права начинать переходить дорогу, если к переходу приближается такой автомобиль, а если уже начали переходить – то должны вернуться обратно.

    Кроме синих и красных маячков, правилами прописаны еще 2 цвета, использующиеся в ряде случаев:

    • желтый или оранжевый. Не дают приоритета в движении и нужны для предупреждения об опасности. Используются при строительных или ремонтных работах на дорогах, при сопровождении тяжелых или крупных ТС, при перевозках групп детей. Важно: такой маячок позволяет автомобилю не выполнять требования большинства дорожных знаков (за исключением некоторых – в том числе «Уступи дорогу»). Например, автомобиль может выезжать на встречную полосу, ехать в крайней левой полосе на любой скорости, останавливаться там, где это запрещено. Есть и условия: это можно делать лишь при необходимости, и соблюдая правила безопасности дорожного движения.
    • бело-лунный. Их можно ставить только на почтовые автомобили и транспорт, перевозящий деньги или ценности. Включать такой сигнал вместе с сиреной можно только в случае нападения на такой автомобиль. И сигнал снова не дает приоритета (хотя кому он нужен при нападении?), а призван привлечь внимание сотрудников правоохранительных органов.

    Раз в ПДД есть обязанность для водителей, в КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение. А в случае со спецсигналами ответственность может быть не только административная, но и уголовная:

    • административная – к ней привлекают тех, кто не предоставил преимущества ТС с включенными спецсигналами. Штраф составляет 500 рублей (в Москве и Санкт-Петербурге – 3000 рублей). А если водитель не уступил дорогу машине со специальной раскраской (скорая, МЧС, полиция) – его могут оштрафовать на 3000-5000 рублей и лишить прав на 1-3 месяца;
    • уголовная – она грозит в том случае, если из-за непредоставления преимущества спецтранспорту кто-то погибнет (например, пациент в машине скорой помощи). Водителю может грозить обвинение по статье 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), по ней предусматриваются принудительные или исправительные работы, а также ограничение свободы на срок до 2 лет.

    Так что машинам со спецсигналами лучше уступать дорогу. Но вот что делать, если их водители злоупотребляют своими правами?

    Не только права, но и обязанности

    Есть самое важно, о чем часто не вспоминают, говоря о приоритете автомобилей со спецсигналом. Это – то, что их водители обязаны удостовериться в том, что их маневр (например, проезд под знак «Уступи дорогу» или на красный сигнал светофора) будет безопасным.

    Например, автомобиль «Скорой помощи» с тяжелым пациентом спешит в больницу, водитель включил сирену и проблесковый маячок. Он приближается к перекрестку со светофором, на котором для него горит красный сигнал.

    Он имеет право проехать на него, но только если убедится – его пропускают автомобили, для которых проезд разрешен.

    Обычно такие автомобили притормаживают перед перекрестками, а водители других машин, услышав сирену, более внимательно смотрят по сторонам, чтобы не спровоцировать ДТП.

    • Другой вопрос – когда именно водители спецавтомобилей имеют право включать сирену и маячок. Закон прописывает это достаточно расплывчато – как говорит Максим Демченко из Финуниверситета, право включить сигналы дает выполнение неотложного служебного задания:
    • Правда, учитывая, сколько спецавтомобилей возят высоких и не очень чиновников с включенными сигналами (из-за которых часто перекрываются дороги и создаются пробки), становится понятно – неотложное служебное задание может быть очень разным.
    • Но проблема в том, что рядовой водитель никак не сможет узнать – он вынужден уступить дорогу машине ДПС, которая едет по экстренному вызову (например, на серьезное ДТП) или водителю которой просто надоело ехать как все. Формально узнать причину можно, но только постфактум, говорит юрист Сергей Домрачев:
    • Конечно, в МВД или в МЧС вряд ли смогут подробно расписать в ответе, куда именно и по какой причине двигался автомобиль – но там хотя бы напишут, имел он право включать сигналы, или это «самодеятельность» конкретного сотрудника.
    • И если водитель автомобиля с «мигалкой» действительно не имел право на использование сигнала, ему грозят неприятности, говорит юрист Андрей Харчиков:
    • Правда, надеяться на торжество справедливости в данном случае не стоит – сотрудники ДПС или других силовых органов прекрасно знают закон и понимают, что им грозит за нецелевое использование сигналов, а потому не будут так явно нарушать правила.

    Но если «мигалка» установлена на обычный автомобиль, который, к тому же, слишком часто пользуется таким правом – это уже повод для запроса в соответствующий орган власти. И если окажется, что это на авто вообще нельзя было ставить сигнал, справедливости станет чуть больше.

    Кто будет виноват в ДТП?

    В России несколько лет назад усилили наказание за непредоставление преимущества автомобилям «Скорой помощи» – теперь, если из-за действия водителя пациенту будет причинен тяжелый вред здоровью, он рискует получить штраф в 80 тысяч рублей или до 2 лет тюрьмы. А если пациент умрет из-за этого – виновник может получить до 4 лет лишения свободы. Даже если до уголовной ответственности это не дотягивает – водителя за препятствование действиям медиков «Скорой» накажут штрафом в размере 4000-5000 рублей.

    С одной стороны, это справедливо – если спецтранспорт имеет преимущество при езде с включенными сигналами, все обязаны уступать ему дорогу. С другой – ответственность несет и водитель самой «Скорой», который обязан убедиться в безопасности маневров.

    С этим не так давно был связан судебный прецедент – водитель «Скорой помощи» сбил на пешеходном переходе девушку, когда возвращался на подстанцию (но с включенным проблесковым маячком).

    ГИБДД, и суды всех инстанций в итоге признали виновным именно его – и суть даже не в том, что он в момент ДТП не выполнял неотложного задания, а в том, что даже водители спецтранспорта обязаны убеждаться в безопасности своих маневров на дорогах.

    Это значит, что водитель должен действовать так, чтобы своими действиями не создавать опасности для движения и не причинять никому ущерба.

    Но что будет, если водитель «Скорой» (или пожарного авто, или авто ДПС, ВАИ или другого ведомства) не убедится в безопасности маневра, и попадет в ДТП – но с включенными сигналами и действительно выполняя неотложное задание?

    Судебная практика по таким делам противоречивая – например, водителя «Скорой» из Новочеркасска, который столкнулся с легковым автомобилем, следуя на красный свет светофора с очень тяжелым пациентом, суд признал виновником ДТП (хотя он утверждал, что не видел другое авто из-за киоска возле перекрестка). Но в других случаях суд может принять и противоположное решение, акцентируя внимание на том, что спецсигналы все же дают приоритет в движении.

    Если же следовать логике, в подобных ситуациях виновны обе стороны: водители спецтранспорта виновны в том, что не убедились в безопасности, а водители других авто – в том, что не уступили дорогу. Так что решения судов будут разными в каждом конкретном случае, в зависимости от обстоятельств ДТП.

    «Двойники» и «такси» с мигалками

    На самом деле, проблема автомобилей со спецсигналами тянется достаточно давно – еще в начале 2010-х оказалось, что в России слишком много чиновников (и не только) получают право на сигнал и злоупотребляют им, чтобы добираться на работу (и по другим делам) без пробок.

    Читайте также:  Как часто надо менять свечи в машине

    До 2012 года в стране было около 7 тысяч автомобилей со спецсигналами – это именно «гражданские» автомобили (не полиция или «скорые», а чиновники).

    Другие водители были этим явно недовольны, из чего выросло целое движение «Синие ведерки» – когда владельцы приклеивали на свои машины ведерки, очень напоминающие «мигалки» (и формально ничего не нарушали – хоть их и наказывали за нарушение правил перевозок багажа).

    В итоге ситуация сдвинулась с мертвой точки, и в 2012 году число гражданских авто с «мигалками» уменьшили до тысячи, а сейчас их вообще не больше 600.

    Право пользоваться такими сигналами сохранили немногие чиновники: члены правительства, администрации президента, руководство силовых органов (ФСБ, Росгвардия, Генеральная прокуратура, СК РФ, Минобороны), а также губернаторы. Еще 12 «мигалок» закреплены за Госдумой.

    На практике, однако, все немного иначе. До сих пор случаются ситуации, когда спецавтомобили фактически оказывают услуги VIP-такси. Несколько лет назад в Москве это даже стало предметом для уголовного дела – сотрудники МВД на своих служебных автомобилях доставляли обеспеченных клиентов из аэропортов, и брали за это 70 тысяч рублей.

    В регионах, отмечает один оппозиционный политик, ситуация еще хуже. Например, если «мигалку» согласовывают на один конкретный автомобиль, появляются его «клоны» с такими же госномерами – и у каждого из них будет свой спецсигнал. А руководство ГИБДД в регионах попросту закрывает на это глаза – лишь бы такие автомобили не выезжали в Москву.

    Инструкция по мигалкам: кому нужно уступать, а кому — не обязательно

    Источник

    Зачем нужны разные цвета, чьи мигалки сильнее, когда они имеют преимущество, есть ли уголовная ответственность за отказ уступить дорогу и как доказать свою правоту

    Какие бывают мигалкиПроблесковые маячки могут быть как съемными, так и стационарными. Согласно ГОСТу, мигалки должны устанавливаться на крышу транспортного средства или над ней так, чтобы обеспечивалась видимость со всех сторон. На практике некоторые спецслужбы ставят маячки в фальшрадиаторные решетки или на специальные сигнальные балки в передней части автомобилей.

    Также правила допуска транспортных средств к эксплуатации запрещают установку маячков внутри салона. Сами маячки могут представлять собой как вращающиеся лампы накаливания, так и ксеноновые лампы-вспышки, либо мигающие светодиоды. В России маячки могут быть синего, красного, оранжевого и бело-лунного цветов. Зеленый цвет, который использовался в СССР, сейчас запрещен.

    Синие и красные маячкиМигалки синего цвета устанавливаются на автомобили экстренных и специальных государственных служб — помимо пожарных, скорой помощи и полиции маячки могут получить машины МЧС, Следственного комитета, ФСО, ФСБ, ВАИ и других ведомств, а также муниципальных и частных организаций. В любом случае, установка и использование должны согласовываться с ГИБДД.

    Красные маячки могут использоваться только в дополнение к синим и устанавливаются на автомобили ГИБДД, ГАИ и ВАИ, то есть ведомств, отвечающих за организацию движения. Также красные совместно с синими могут использовать машины ФСБ.

    Оранжевый или желтый маячокОранжевые мигалки устанавливаются на транспорт коммунальных служб, машины частных охранных предприятий, автомобили, перевозящие опасные или негабаритные грузы, а также машины сопровождения таких перевозок. Кроме того, оранжевыми маячками в обязательном порядке оснащается вся автомобильная техника, использующаяся на аэродромах. Основная задача — сделать транспорт более заметным, особенно в условиях недостаточной видимости.

    Преимуществ на дороге оранжевый или желтый маячок не дает, однако машины коммунальных и дорожных служб в процессе работы имеют право отступать от некоторых требований дорожных знаков и разметки при условии обеспечения безопасности. Например, разворачиваться в технологических разрывах автомагистралей. Обязанность других водителей — не препятствовать работе техники.

    Бело-лунныйБелые маячки устанавливаются на инкассаторские и почтовые автомобили с цветографической раскраской, которые используются для перевозки денег и других ценных грузов.

    При этом речь идет только о маячках, а белые стробоскопы категорически запрещены.

    Никаких преимуществ на дороге такие маячки не дают и могут использоваться только в случае нападения на транспорт для привлечения внимания правоохранительных служб.

    Какие преимущества у мигалокПреимущественное право проезда на дороге дают только синие маячки вместе со специальным звуковым сигналом.

    В таком случае при приближении спецтранспорта другие водители должны уступить дорогу, то есть, согласно формулировкам ПДД, не начинать, возобновлять или продолжать движение, а также не осуществлять маневры, которые могут вынудить спецтранспорт изменить направление движения или скорость.

    А при одновременном включении красного маячка водитель обязан уступить дорогу не только спецтранспорту, но и сопровождаемым им автомобилям. Кроме того, спецтранспорт с синими маячками и звуковым сигналом может игнорировать указания светофора, но не команды регулировщика.

    Что будет за непредоставление преимуществаСогласно ч.1 статьи 12.17 КоАП РФ непредоставление преимущества транспорту с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами наказывается штрафом в размере 500 руб.

    , но в Москве или Санкт-Петербурге сумма составляет 3000 рублей.

    Однако если речь идет о машинах оперативных служб со специальной раскраской (пожарные, полиция, скорая помощь, МЧС и другие), то в качестве наказания предусматривается уже лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев, либо только малый штраф в 500 рублей.

    Стоит отметить, что использование мигалок без звукового сигнала несет лишь информационную функцию, и уступать дорогу спецтранспорту в этом случае водитель не обязан.

    Существует ли более жесткое наказаниеЕсли действия водителя повлекли за собой смерть человека, например, в результате непредоставления преимущества автомобилю скорой медицинской помощи или реанимобилю, на него могут завести уголовное дело ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Максимальное наказание — исправительные или принудительные работы либо ограничение свободы на срок до двух лет. Однако на практике такая мера не применяется.

    В Госдуму поступали законопроекты, предлагающие увеличить штраф до 1500 руб., срок лишения прав — до одного года, а в случае тяжкого вреда здоровью или смерти человека ввести прямую уголовную ответственность.

    Предполагалось при причинении вреда здоровью ввести ограничение свободы на срок до трех лет, а в случае смерти — до пяти лет с запретом на определенные виды деятельности. Однако эти проекты приняты не были.

    Можно ли избежать ответственностиОспорить наказание за непредоставление преимущества спецтранспорту с включенными спецсигналами можно только в случае, когда уступить дорогу было невозможно физически.

    Например, в условиях затора на дороге, при поломке транспортного средства, либо других форс-мажорных обстоятельствах. Лучший защитой водителя может стать запись с видеорегистратора, либо показания свидетелей.

    Также можно отправить запрос в компетентные органы на предоставление записей с городских камер видеонаблюдения.

    Как себя вести при встрече с машинами со спецсигналами?

     Валерий Матыцин/ТАССВалерий Матыцин/ТАСС

    Глядя на поведение некоторых водителей на дороге складывается впечатление, что у них какое-то особое мнение о том, как следует поступать при приближении машины со спецсигналами. Кто-то шарахается в сторону, забыв о безопасности других участников движения. Кто-то, напротив, транспорт экстренных служб чуть ли не игнорирует. Истина, как всегда, посередине.

    Начнем с того, что в Правилах дорожного движения упоминаются проблесковые маячки четырех цветов. Бело-лунные сигналы устанавливаются на почтовые и инкассаторские автомобили.

    Включать их можно только при нападении на эти машины для привлечения внимания, и никаких привилегий на дороге они не дают.

    Оранжевые «мигалки» дорожных служб, эвакуаторов, машин, перевозящих опасные грузы, и строительной техники позволяют водителям отступать от ряда требований ПДД, но приоритетом не наделяют. При маневрах они должны уступить дорогу всем окружающим.

    А вот машины с синими или красно-синими проблесковыми маячками нужно пропускать. Правда, ПДД требуют для получения приоритета использовать не только «мигалку», но также и специальный звуковой сигнал – «крякалку» или сирену. Вот что гласит пункт 3.

    1: «Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу».

    Последняя фраза означает, что ехать без оглядки на остальных спецмашинам нельзя. Остальные водители должны иметь физическую возможность заметить их и притормозить. То есть не в любой аварии с «мигалкой» вы становитесь виноватым по определению.

    Правда, доказать, что оппонент ехал непредсказуемо без свидетелей и видеорегистратора будет крайне трудно. Да и с ними – не факт.

    Есть несколько моментов, касающихся спецтранспорта, о которых знают не все (обычно все ограничивается знанием «уступить дорогу»). Во-первых, преимуществом пользуется как сам автомобиль со спецсигналами, так и сопровождаемые им машины без таковых.

    Иными словами, пропускать нужно всю колонну, если очевидно, что она едет с сопровождением. Во-вторых, обгон спецтранспорта, если на нем включены маячки и сирена, запрещен.

    Наконец, в-третьих, «приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости».

    Если на машине включен только проблесковый маячок, только специальный звуковой сигнал, или же выключено всё, никаких привилегий на дороге ей ПДД не дают. Это самое частое нарушение водителей таких автомобилей.

    Например, нередко «скорые» и полиция проезжают на красный сигнал светофора или по встречной полосе в «тихом» режиме. Не заметить их в таком случае проще простого, а вот доказать свою невиновность еще надо суметь.

    Вы же не думаете, что «особая каста» сразу признает за собой грех?

    Нарушения в отношении спецтранспорта регулирует отдельная статья КоАП 12.17. В ней прямо прописано, что наказание наступает только за игнорирование машин с одновременно включенными сигналами обоих типов – световым и звуковым.

    Если автомобиль лишен спецраскраски (чаще всего это транспорт чиновников), за непредоставление преимущества можно лишиться 500 рублей или же вовсе отделаться предупреждением.

    А вот когда имеются «нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения», санкция строже: 500 рублей или лишение прав на срок от одного до трех месяцев.

    Отметим, что речь идет исключительно о непредоставлении преимущества в движении. От автомобилистов ПДД требуют уступить дорогу и не создавать помех спецтранспорту. Любые другие действия в их отношении по статье 12.17 КоАП не наказываются. Хотя, конечно, вас могут привлечь к ответственности, если она предусмотрена каким-либо другим пунктом или законом.

    В том случае, когда «светомузыка» неактивна, любой спецавтомобиль является точно таким же участником дорожного движения, как и все прочие.

    Нарушения в отношении него трактуются соответствующими пунктами КоАП, а не «особой» статьей 12.17. Например, неаккуратно перестроившись перед такой машиной, рискуете получить протокол по статье 12.14.

    1 или 12.14.3, а это предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

    Напоследок добавим, что никакого фиксированного лимита времени, за которое водитель должен уступить дорогу, в законах не прописано. Понятно, что это должно происходить, как можно быстрее.

    Сделать это несложно даже в пробке: приближение машины с сиреной слышно заранее.

    Но трактовка, было ли нарушение, если вы действительно не могли освободить ряд заблаговременно, остается на усмотрение инспектора ДПС.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector