Введение новых программ подготовки водителей с 11 августа 2014 года

Введение новых программ подготовки водителей с 11 августа 2014 года

Обращаем ваше внимание на то, что документ этот действительно очень важный. Например, без его принятия до сих пор не «работал» закон о безопасности дорожного движения, принятый еще в ноябре прошлого года. Согласно закону, в России появились новые категории и подкатегории транспортных средств. Например, категория «М», дающая право на управление скутерами и мопедами. Раньше такую технику разрешалось использовать без прав.

Отныне право на управление мопедом дает любая открытая категория. А вот получить саму категорию «М» можно будет только с 16 лет. Ранее за руль мопеда можно было садиться только после 14.

Итак, 12 августа 2014 года, в день официального опубликования, вступил в силу приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Утверждены учебные программы для водителей

  • 16 примерных программ подготовки водителей конкретных категорий и подкатегорий: «A», «B», «C», «D», «BE», «CE», «DE», «Tm», «Tb», «M», «A1», «B1», «C1», «D1», «C1E», «D1E»;
  • 10 примерных программ переподготовки водителей с одной категории на другую;
  • две примерные программы повышения квалификации водителей категорий «М»,  «А», подкатегорий «А1», «В1» с автоматической трансмиссией, категорий «В», «С», «D», подкатегорий «В1», «С1», «D1» с автоматической трансмиссией.

В рамках каждой программы обучение будет проходить по трем циклам

  • базовый (основы законодательства, психофизиологические основы деятельности водителя, основы управления транспортными средствами, правила оказания первой помощи);
  • специальный (устройство и техобслуживание транспортных средств, основы управления транспортными средствами определенных категорий, навыки вождения транспортных средств определенных категорий с механической либо автоматической трансмиссией);
  • профессиональный (для водителей, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки в служебных целях).

В первую очередь, требования к автошколам стали более ужесточенными. По новым лицензионным требованиям, автошколы должны в пакете документов на лицензию, предоставлять заключение ГИБДД, о том, что их программы и материально-техническая база соответствует требованиям.

Если учебная площадка, автомобили и классы не соответствуют регламенту, такую школу могут закрыть. Более того, для обучения по новой программе каждая автошкола должна пройти заключение Госавтоинспекции. Минимальный размер площадки установлен на уровне 0,24 га.

Введены проверки автошкол. При этом инспекторы ГИБДД не просто будут смотреть на автомобили, помещения и площадки, но и фотографировать их. Все эти материалы будут храниться и в электронном и в бумажном виде.

Выдавать заключения без новых программ было невозможно. Ведь именно в новых программах прописаны требования к тому, что проверять.

Во-первых, на основании этих примерных программ, автошколы должны разработать свои собственные рабочие программы подготовки водителей. ГИБДД будет проверять эти программы на соответствие примерным программам.

Во-вторых, впервые в примерных программах включены требования к классам, автомобилям и площадкам для первоначальной подготовки водителей. В соответствии с указанием ГУ ОБДД проверять программы будут либо Центр специального назначения ОБДД на межрегиональном уровне, либо подразделения ГИБДД на региональном уровне.

Все программы будут построены по модульной системе. Базовый модуль изучают все ученики автошколы – он состоит из 84 часов. Сюда входит законодательство, правила оказания первой помощи, психологические моменты. Если человек уже имеет права и хотел бы просто получить новую категорию, изучать базовый модуль еще раз не нужно.

Увеличилась и длительность самого обучения. Так, если ранее на обучение по категории «В» выделялось 156 часов (106 часов теории и 50 практики), то сегодня уже 190 часов (130 теории и 56 практики плюс 4 часа экзамен).

Что касается прав на управление мопедом, для их получения потребуется 122 часа учебного времени. 100 часов уйдет на теорию, 18 часов практики и еще 4 часа экзамен.

Причиной появления столь жестких требований стало огромное количество автошкол с приставкой «псевдо». Ранее многие из них просто продавали корочки об окончании курсов вождения, тогда как о подготовке водителей речь даже не шла.

Одно только требование о площади автошколы должно сократить количество таких автошкол до минимума. Согласитесь, в нормальную площадку необходимо вкладывать средства, чего не смогут позволить себе автошколы-однодневки.

В завершение несколько слов об экзаменах. Для школ с автоматизированным автодромом внутренний теоретический экзамен и площадку ГИБДД вправе засчитывать как основной экзамен. Для автошкол без автоматизированного автодрома предусмотрен иной порядок поощрений. Сотрудник ГИБДД будет приезжать к ним лично, чтобы принять экзамен. Если же процент сдачи экзамена у такой автошколы будет низким (на уровне 80%), приезжать в нее инспекторы перестанут. Курсантам придется сдавать основной экзамен в ГАИ на общих основаниях.

С 11 августа вступают в силу новые программы обучения водителей

Документ настолько важный, что без него до сих пор не мог заработать в полную силу закон о безопасности дорожного движения. Напомним, поправки в него вступили в силу еще 5 ноября прошлого года.

В частности, этими поправками были введены новые категории и подкатегории. Так, например, появилась категория «М», которая дает право на управление мопедами и скутерами.

До сих пор водить эту технику можно было без прав.

Несмотря на то, что поправки в закон о безопасности дорожного движения вступили в силу еще прошлой осенью, ГИБДД дала указание не привлекать таких водителей к ответственности просто потому, что до сих пор у желающих не было возможности пройти обучение и получить эти права.

Ведь не было программ подготовки водителей. Через 10 дней после публикации приказа он вступит в силу. И тогда уже водителям мопедов придется обзавестись заветным документом.

Напомним также, что любая открытая категория дает право на управление мопедом. Получить же саму категорию «М» можно с 16 лет. До сих пор за руль мопеда можно было садиться с 14 лет.

Отсутствие программ подготовки водителей также стояло камнем преткновения на разработке нового регламента по приему экзаменов. Непонятно чему учить — непонятно что принимать.

Но об этом регламенте расскажем позже. Вернемся к программам. В чем их отличие от тех, которые были до сих пор?

Людям ростом менее 150 сантиметров не запретят водить личное авто

Во-первых, в них прописаны жесткие требования к материально-технической базе автошколы. То есть, требования к учебным автомобилям, классам и даже учебной площадке.

Причем согласно правилам лицензирования, которые вступили в силу 17 ноября прошлого года, каждая автошкола, чтобы обучать по новым программам, должна получить заключение Госавтоинспекции на соответствие этой базы учебным программам. И площадка там прописана не просто так, а установлен ее минимальный размер — не менее 0,24 га.

Также впервые в программах прописаны формулы, по которым считается пропускная способность автошколы. Она напрямую зависит от количества и размеров классов, а также от количества автомобилей. Не может автошкола, имея в наличии один учебный автомобиль, обучить за год две тысячи курсантов.

Все эти требования появились только потому, что расплодилось большое количество автошкол с приставкой «якобы». О подготовке водителей речь в них не шла. Там просто продавали корочки об окончании автошколы. А так как до 5 ноября еще была возможность сдавать экзамен в ГИБДД экстерном — это было золотой жилой для недобросовестных автошкол.

Одно лишь требование о наличии площадки довольно сильно сократит количество желающих обогатиться на подготовке водителей. Ведь в площадку нужно вкладывать средства.

А до недавнего времени, чтобы получить лицензию, достаточно было представить документы. Никто не проверял, есть ли автомобили, есть ли площадка, есть ли классы.

Поэтому и можно было за бесценок распродавать корочки о прохождении обучения.

Но конечно более жестко по недобросовестным предпринимателям ударит расчет количества возможных учеников. Так что с момента вступления в силу этих программ можно надеяться, что автошколы будут выпускать на дороги не полуфабрикат, а действительно водителей.

Сами программы построены модулями. Есть базовый модуль, который при первичном обучении изучают все. Это, пожалуй, самый объемный блок — 84 часа.

В нем обучают законодательству в сфере безопасности дорожного движения, оказанию первой помощи. Впервые включены в обучение психологические моменты, например, как избегать конфликтов на дороге.

Также уделяется внимание самым незащищенным на дорогах людям — пешеходам, детям, велосипедистам.

В двух столицах могут отменить повышенные штрафы за нарушение ПДД

Если человек уже имеет права, то для того, чтобы открыть следующую категорию, ему не надо изучать базовый модуль. Достаточно пройти обучение по спецификации для нужной категории.

Читайте также:  Как поменять радиатор печки на рено логан

Поэтому, если первоначальное обучение по количеству часов несколько увеличилось, то для получения новой категории или подкатегории время на обучение сократилось.

До сих пор на обучение по категории «В» отводилось 156 часов. Из которых 106 — теория, и 50 — практика. Теперь — 190 часов. Из них 130 — теория, 56 — практика и 4 — экзамен.

Причем, если теория считается академическими часами, то практика — астрономическими.

Да, впервые в программы обучения включена обязательная проверка полученных знаний, то есть внутренний экзамен.

Однако, открыв впервые категорию «В», на получение категории «С» не потребуется тратить столько времени. Ведь базовый модуль уже изучен, значит, минус 84 часа.

Кстати, для получения прав на мопед потребуется потратить 122 часа. Из которых 100 часов — теория, 18 часов — практика и 4 часа — экзамен.

Также предусмотрена возможность обучения на автомобиле с автоматической коробкой передач. Это для тех, кто уверен, что за руль автомобиля с механикой не сядет никогда.

Сдав экзамен, эти люди получат в правах отметку «АТ», что означает, что они могут управлять автомобилем соответствующей категории только с автоматической трансмиссией.

Правда, время на обучение это не сильно сократит. Всего лишь на два часа.

Один из важных вопросов, как быть тем, кто уже сейчас обучается по старым программам? Никак. Доучиваться по ним же. Но ученики, которые придут в автошколы после вступления в силу приказа министерства образования, должны уже будут обучаться по новым программам.

Как автовладельцу оспорить ошибочный штраф

По окончании обучения выпускникам автошкол теперь будет выдаваться свидетельство о профессии водителя.

Теперь об экзаменах. Как мы уже говорили, без принятия программ об экзаменах на вождение и говорить не приходилось. Теперь этот вопрос стал актуальным. Уже давно в правительстве на рассмотрении находится постановление о допуске к управлению транспортными средствами.

После того, как оно будет подписано, ГИБДД сможет засчитывать внутренний теоретический экзамен и площадку в качестве основного экзамена. Но это для автошкол с автоматизированными автодромами. Для автошкол, у которых нет автоматизированных автодромов, предусмотрен другой порядок поощрений.

Сотрудники ГИБДД будут приезжать к ним принимать экзамен. Понятно, что курсанту легче сдавать экзамен на привычной площадке и в знакомых стенах. Однако если процент сдачи у такой автошколы будет низким (ниже 80 процентов), то инспекторы перестанут в нее приезжать.

И ее курсанты будут сдавать экзамен в ГАИ на общих основаниях.

Для приема экзаменов необходим еще и административный регламент. Как утверждают в Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения, он практически готов.

Программы подготовки водителей приняты, осталось дождаться подписания постановления правительства о допуске к управлению транспортными средствами и тогда уже будет принят и регламент. Предположительно обучение по новым программам займет три месяца.

Так что у ГИБДД есть еще запас времени для утверждения этого документа. Но запас крайне ограниченный.

О внесении изменений в отдельные примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом министерства образования и науки российской федерации от 26 декабря 2013 г. n 1408, и в отдельные примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом министерства образования и науки российской федерации от 12 мая 2015 г. n 486 от 19 октября 2017

Приказываю:

Утвердить по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации прилагаемые изменения, которые вносятся в отдельные примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2014 г.

, регистрационный N 33026), и в отдельные примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2015 г. N 486 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2015 г., регистрационный N 38726).

МинистрО.Ю.Васильева

  • Зарегистрировано
  • в Министерстве юстиции
  • Российской Федерации
  • 13 ноября 2017 года,
  • регистрационный N 48847

     ПриложениеУТВЕРЖДЕНЫприказом Министерства образованияи науки Российской Федерации

от 19 октября 2017 года N 1016

1. В абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «А», утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г.

N 1408 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2014 г.

, регистрационный N 33026) (далее — приказ N 1408), после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;».

2. В примерной программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», утвержденной приказом N 1408:

1) в абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;»;

2) в абзаце третьем подпункта 3.2.1.

1 слова «низкозамерзающие жидкости; применяемые в системе стеклоомывателей; рабочее место водителя; назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов и сигнальных ламп; порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «низкозамерзающие жидкости, применяемые в системе стеклоомывателей; рабочее место водителя; назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов и сигнальных ламп; порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

3. В примерной программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «C», утвержденной приказом N 1408:

1) в абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;»;

2) в абзаце третьем подпункта 3.2.1.

1 слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

4. В примерной программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «D», утвержденной приказом N 1408:

1) в абзаце третьем подпункта 3.1.1.1 после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;»;

2) в абзаце третьем подпункта 3.2.1.

1 слова «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой;» заменить словами «порядок работы с бортовым компьютером, навигационной системой и устройством вызова экстренных оперативных служб;».

5. В абзаце третьем подпункта 3.3.1 примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tm», утвержденной приказом N 1408, после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;».

  1. 6. В примерной программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tb», утвержденной приказом N 1408:
  2. 1) в таблице 2 пункта 3.1:
  3. строку
  4. «
Звукоусилительная аппаратура. Системы информационного обеспечения пассажиров.Навигационная система 4 4
  • «
  • заменить строкой
  • «
Звукоусилительная аппаратура.Системы информационного обеспечения пассажиров.Навигационная система.Устройство вызова экстренных оперативных служб и принцип его действия. 4 4

«;

2) абзац семнадцатый подпункта 3.1.3 дополнить словами «; устройство вызова экстренных оперативных служб и принцип его действия»;

  1. 3) в таблице 3 пункта 3.2:
  2. строку
  3. «
Устройство контактной сети трамвая троллейбуса 4 4
  • «
  • заменить строкой
  • «
Устройство контактной сети троллейбуса 4 4

«;

4) в абзаце третьем подпункта 3.3.1 после слова «страхование;» дополнить словами «оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;»;

  1. 5) в таблице 5 пункта 3.4:
  2. а) строку
  3. «
Организация движения трамваев
  • «
  • заменить строкой
  • «
Организация движения троллейбусов
  1. «;
  2. б) строку
  3. «
Правила технической эксплуатации трамваев
  • «
  • заменить строкой
  • «
Правила технической эксплуатации троллейбуса
  1. «;
  2. 6) в таблице 6 пункта 3.5:
  3. а) строку
  4. «
Основы теории движения трамвая 6 6
  • «
  • заменить строкой
  • «
Основы теории движения троллейбуса 6 6
  1. «;
  2. б) строки
  3. «
Техника управления трамваем и особенности вождения трамвая в сложных условиях 10 10
Влияние технического состояния трамвайного вагона на безопасность движения 2 2

«

Совершенствуются система подготовки водителей и порядок допуска к управлению транспортными средствами

Запрет на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих выданных в России водительских удостоверений соответствующих категорий, устанавливает принятый Государственной Думой во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс РФ об административных правонарушениях». Проект правового акта приводит российское национальное законодательство в соответствие с требованиями Конвенции о дорожном движении, позволяет усовершенствовать существующую систему подготовки и переподготовки водителей и привести порядок допуска к управлению транспортными средствами в соответствие с международными требованиями.

Читайте также:  Возможность предварительной записи и изготовление дубликатов номеров автомобиля. Изменения документов МВД 2011. Часть 4.

Законодательные изменения затрагивают деление составов транспортных средств по категориям. Так, категорию «E» предлагается расширить на три самостоятельных категории «BE», «CE», «DE». Предусматривается также возможность введения подкатегорий транспортных средств («A1», «C1», «D1», «C1E» и «D1E») в рамках существующих категорий («A», «C», «D», «BE», «CE» и «DE»).

Введение подкатегорий не приведет к ущемлению прав водителей на управление ранее разрешенными категориями транспортных средств, поскольку наличие открытой категории в водительском удостоверении автоматически предоставляет право управления транспортными средствами соответствующей подкатегории.

Для обеспечения качественной подготовки к управлению современными транспортными средствами возникла необходимость модернизации существующих программ обучения водителей.

Введение подкатегорий позволит расширить номенклатуру существующих программ подготовки водителей и сконцентрировать процесс обучения на управлении тем или иным типом автомототранспортных средств, более детально разграничить минимальный возраст, с которого водители по своему физическому развитию и медицинским показаниям могут быть допущены к управлению транспортными средствами соответствующей категории и подкатегории. Так, желающим получить право на управление малотоннажными грузовиками и микроавтобусами теперь не придется осваивать в полном объеме программы подготовки водителей большегрузных автомобилей и городских пассажирских автобусов. Аналогичным образом будут дифференцированы и программы подготовки мотоциклистов.

Законопроект устанавливает минимально допустимый для управления мопедами 16-летний возраст, а также предоставляет право управления этой категорией транспортных средств обладателям любого водительского удостоверения. Для допуска к управлению мопедами лиц, не имеющих водительских удостоверений, необходимо будет сдать только теоретический экзамен.

Законопроектом предусматривается исключение ранее действовавшей нормы, которая допускала самостоятельную подготовку водителей на получение права управления транспортными средствами категорий «A» и «B».

Проект правового акта предусматривает введение механизма аккредитации образовательных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей. Определены порядок установления требований к учебно-материальной базе, а также к техническим средствам контроля, предназначенным для проведения квалификационных экзаменов, и условия их применения.

Пресс-служба Договорно-правового департамента МВД России

Союз Автошкол Москвы

  • 30 Августа 2016г.
  • «Союз Автошкол» представляет полный список изменений, которые вносит в процесс обучения «Новый административный регламент»

В 2014 году началась реформа системы образования в автошколах, в рамках которой произошло введение новых стандартов обучения и ужесточение требований к автошколам.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.12.2013 №1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий» вступил в действие 11 августа 2014 года.

Примерные программы включают организационно-педагогическую, кадровую, информационно-методическую и материально-техническую базу. Они предусматривают ряд новых требований к автошколам, условиям обучения и преподавателям.

Чтобы продолжить свою деятельность, автошколы должны пройти проверку и получить заключение от ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. Основные требования к автошколам изменились.

Это касается как оборудования для изучения теоретической части, так и закрытой площадки (автодрома). Основное требование для площадки указывает на то, что размер территории, предназначенной для практических занятий, должен составлять не менее 0,24 гектара.

Транспортные средства для практического экзамена должны быть оснащены средствами аудио- и видеозаписи.

Изменились и требования к преподавателям автошкол.

Теперь преподаватели автошкол должны иметь высшее профессиональное образование либо среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и к тому же дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Преподаватели и автоинструкторы должны знать психологию и оперировать методами убеждения учеников. Сейчас на согласовании находится профстандарт для автоинструкторов, поэтому могут появиться и новые требования. Таким образом, обычные автолюбители не смогут теперь стать инструкторами автошкол.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.10.2014 №1097 изменен порядок получения водительских прав. Теперь экзамен можно сдавать в любом экзаменационном отделении ГИБДД России в независимости от места жительства и прописки.

Получить водительское удостоверение можно также в любом подразделении Госавтоинспекции. Подготовиться к экзамену экстерном нельзя, к сдаче экзамена допускают только после окончания обучения в автошколе.

После обучения в автошколе следует сдача внутренних экзаменов, являющаяся промежуточной аттестацией ученика. Без успешной сдачи внутренних экзаменов свидетельство об окончании автошколы не выдается. После этого следуют экзамены в ГИБДД.

Те, кто сдал теоретический и практический экзамен на автодроме в ГИБДД, получают заполненный экзаменационный лист. С ним можно сдавать практическую часть в условиях реального дорожного движения – «город». А затем и получить водительские права.

Пересдача теоретического или практического экзамена на площадке может быть проведена не раньше, чем через одну неделю после последней попытки. Количество попыток неограниченно. Практический экзамен в условиях реального города можно сдать не более трех раз с тем же промежутком в одну неделю.

Те, кто не смог сдать экзамен трижды, будут допущены к экзамену не раньше, чем через 30 дней. Каждая следующая попытка допускается также через 30 дней после предыдущей. Теоретический экзамен действителен 6 месяцев, в этот период времени нужно уложиться сдать практический экзамен. Если практика не будет сдана в течение 6 месяцев, то теорию придется пересдавать снова.

Ранее результаты теоретического экзамена были действительны три месяца.

Новые программы обучения в автошколах составлены по модульному принципу. Это базовый, специальный и профессиональный модули. Тем, кто получает право управления ТС впервые, нужно будет пройти все три этапа обучения. Тем же, кто хочет получить новую водительскую категорию, базовый уровень вновь проходить не нужно.

Количество часов обучения на самую распространенную категорию «В» увеличилось со 156 до 190. Из них 130 часов отводится на теорию, 56 – на практику и 4 – на экзамен. В программе обучения появились новые предметы.

Например, психологические практикумы по предотвращению и решению конфликтных ситуаций на дороге и оказанию первой медицинской помощи.

Экспертное обсуждение новых стандартов обучения состоялось на Первом Конгрессе автошкол России, который прошел в Общественной палате РФ  в декабре 2015 года.

Мероприятие проводилось Комиссией ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК совместно с «Союзом Автошкол» Москвы.

Эксперты обсудили актуальные вопросы системы подготовки и допуска водителей к управлению автомобилями, обеспечение общественного контроля в сфере работы автошкол и порядок их аккредитации, профессиональные стандарты преподавателей и многие другие острые вопросы.

Участники конгресса вместе с представителями МВД РФ также обсудили ход выполнения поручений Президента РФ по обеспечению безопасности дорожного движения и реализации плана мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом экзаменов на права. В рамках отдельной сессии рассматривались проблемы дополнительного профессионального обучения водителей, работающих на коммерческом автотранспорте.

В итоге конгресса был выработан ряд предложений по совершенствованию системы подготовки и допуска водителей к управлению автомобилями.

Финальным этапом реформы образования водителей в России стал Административный регламент министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. Административный регламент утвержден приказом МВД № 995 от 20 октября 2015 года. Он вступает в силу 1 сентября 2016 года.

Этого регламента ждали давно – в России изменились программы подготовки водителей, изменился порядок обучения водителей, к новому порядку добавились новые требования. Однако прием экзаменов в ГИБДД оставался на прежнем уровне, экзамены принимались на основании прежних действующих приказов МВД, которые не совсем подходили под новые стандарты подготовки водителей.

Регламентом изменены формы, методы и порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами. Новшества основаны на международном опыте и направлены на повышение объективности оценки профессиональных качеств кандидата в водители.

При сдаче теоретического экзамена кандидатам в водители, допустившим одну ошибку либо допустившим две ошибки в разных тематических блоках комплекта экзаменационных задач, предоставляется возможность ответа на дополнительные вопросы.

Теперь в случае одного неправильного ответа кандидат получит еще пять дополнительных вопросов из того же раздела комплекта билетов, ответить на которые будет нужно в течение 5 минут.

В случае двух ошибок в двух разных тематических блоках кандидату в водители будет предоставлена возможность ответа на 10 дополнительных вопросов по пять из каждого блока в течение 10 дополнительных минут. Причем права на ошибку у него уже не будет.

При сдаче экзамена на площадке кандидату в водители нужно будет подтвердить приобретенные навыки управления транспортным средством, выполнив пять упражнений. При этом он находится в машине один, а экзаменатор контролирует ход выполнения упражнения, подает ему команды и фиксирует время выполнения упражнения секундомером.

Читайте также:  Периодичность прохождения медицинских осмотров с 31 марта 2014 года

При спорных ситуациях время может быть проверено по записям регистраторов, которые установлены в экзаменационной машине. На автоматизированных автодромах время фиксируется автоматически. Упражнения адаптированы к сдаче экзаменов на автомобилях как с механической, так и с автоматической коробками передач.

Кандидатам в водители добавляется еще одно, шестое упражнение – проезд регулируемого перекрестка. Задание было добавлено по просьбе представителей автошкол, осуществляющих обучение на автоматизированных автодромах в связи с технологическими особенностями.

«Союз Автошкол» организовал пробные заезды по новому административному регламенту. На площадке одной из автошкол Союза все желающие могли попробовать сдать практический экзамен на площадке по обновленным правилам. Таким образом, изменения в порядке сдачи экзамена были проверены на практике.

Экспертное обсуждение регламента состоялась 12 апреля 2016 года в Общественной палате РФ в рамках круглого стола на тему «Анализ нового Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденные приказом МВД РФ от 20 октября 2015 года. Общественное обсуждение его влияния на безопасность дорожного движения». Круглый стол проводился Комиссией по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ, Комиссией по безопасности Московской городской Думы, «Союзом Автошкол», Научно-методическим центром подготовки водителей при поддержке профильных министерств и ведомств.

«Союз Автошкол» дал экспертное заключение по новому административному регламенту. Председатель правления «Союза Автошкол» Москвы Александр Ачкасов считает, что новый регламент изменит систему приема экзаменов в лучшую сторону.

«Мы считаем новый регламент абсолютно правильным и своевременным. Такие нововведения, как  ограничение времени на выполнение упражнений, позволят допустить к участию в дорожном движении только полностью подготовленных водителей.

Также проведение экзаменов с использованием учебно-материальной базы автошкол поможет снизить нагрузку на экзаменационные подразделения ГИБДД и сократит очереди на сдачу экзаменов.

Надеемся, что новый регламент положительно скажется на качестве подготовки водителей в стране и приблизит российскую систему автообразования к эталону», – подытожил он.

Основанные на многолетнем опыте изменения в системе допуска к управлению транспортными средствами требуют высокого уровня обучения в автошколе и ответственного подхода к процессу вождения со стороны водителя. Таким образом, реформы, проводимые за последние  три года, должны значительно повысить уровень подготовки начинающих водителей, а значит повысить уровень безопасности дорожного движения в стране.

Скачать инфографику в максимальном разрешении

Новая программа подготовки водителей

С 11 августа вступает в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Этот документ дает примерные программы подготовки водителей всех категорий, в том числе и новых категорий и подкатегорий, введенных с 5 ноября 2013 года.

В чем отличие новых программ от прежних, действовавших до этой поры? Отличий много, в том числе и тех, что относятся к требованиям по оснащению автошкол, к учебным автомобилям, оборудованию автодромов и пр. Но остановимся на самых значимых, которые имеют прямое отношение к обучающимся и желающим получить водительское удостоверение.

Программы обучения построены модулями, т.е. разбиты на циклы: базовый цикл, специальный цикл и профессиональный цикл. Увеличено время обучения – добавились часы и на теоретическую часть, и на практическую, т.е. вождение.

Например, для обучения водителей по категории «В» ранее отводилось 156 часов. Из них 106 часов — теория и 50 часов — практика. Теперь, по новым программам, на обучение по категории «В»  отводится 190 часов.

Из них 130 часов — теория, 56 часов — практика и 4 часа даются на экзамен.

Базовый цикл для всех категорий одинаковый. Он включает в себя:

  • изучение основ законодательства в сфере безопасности дорожного движения;
  • психофизиологические основы деятельности водителя;
  • основы управления транспортными средствами;
  • оказание первой помощи при ДТП.

Специальный и профессиональный циклы для разных категорий различны, так как специфика обучения по ним отличается друг от друга. Но неотъемлемой частью этих модулей является устройство и техническое обслуживание, основы управления и вождение транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.

Т.е. базовый цикл обязательный для обучения, если человек впервые учится на водителя.

Если права уже есть на руках, но человек хочет открыть для себя еще одну категорию, то этот, базовый, цикл уже проходить не нужно – достаточно пройти обучение по специальному и профессиональному циклам соответствующей категории водительских прав. Таким образом, времени на обучение уже будет потрачено меньше.

Введен так называемый внутренний экзамен. Т.е. пройдя обучение в автошколе по программе для соответствующей категории, учащийся проходит обязательную проверку полученных знаний – сдает экзамен. После успешной сдачи внутреннего экзамена он допускается для сдачи экзамена в ГИБДД.

По новым программам предусмотрена возможность обучения на автомобиле с автоматической трансмиссией. Сдавшие экзамен получат в водительских правах отметку «АТ», что означает, что они могут управлять транспортным средством соответствующей категории только с автоматической коробкой передач.

И последнее — стоит выделить немаловажный факт, что теперь, после окончания обучения, которое будет длиться примерно 3 месяца, выпускникам автошкол будет выдаваться свидетельство о профессии водителя.

Масштабная реформа автошкол в России

Необходимость реформирования системы автошкол в нашей стране назрела уже очень давно.

Главным фактором, безусловно, является коррупция, благодаря которой большое количество водительских удостоверений выдается лицам, вообще не прошедшим обучение.

В 2014 году реформа наконец-то была начата и с 12 августа вступила в силу, однако к ее содержанию и методам проведения остается немало вопросов.

Изменения в программе

Масштабная реформа автошкол в 2014 году проводится под руководством Министерства образования. Основным направлением стало изменение обязательной учебной программы, которая стала больше и сложнее.

Принципиальным изменением можно считать то, что по результатам обучения все ученики, успешно сдавшие экзамен в ГИБДД получают профессию, а не просто водительское удостоверение.

Это дает им право работать водителем.

Основные изменения по сравнению со старой программой обучения по категории B:

ПоказательСтарая программаНовая программа
Время обучения теории 106 часов 134 часа
Практическое обучение 50 часов 56 часов
Срок обучения возможность прохождения ускоренных курсов не менее 3,5 мес.
Возможность сдачи экзамена в ГИБДД экстерном да нет

Также при сдаче экзаменов в ГИБДД введены дополнительные вопросы за неправильные ответы. Каждый такой ответ будет «стоить» 5 дополнительных вопросов.

Изменения для автошкол

Введение реформы ощутили на себе и автошколы. Требования к ним существенно ужесточились. В частности, основными требованиями являются:

  • ведение учебного процесса в соответствии с новыми требованиями;
  • повышение уровня квалификации преподавателей;
  • расширение штата с введением дополнительных ставок психологов;
  • обязательное наличие автодрома площадью не менее 0,24 га;
  • обновление автопарка.

Проверку в ГИБДД на соответствие этим требованиям должны пройти все действующие автошколы.

Вполне естественно, что такие изменения вызвали крайне неоднозначную реакцию участников рынка: Для соответствия новым требованиям многие автошколы вынуждены нести значительные затраты.

Особенно актуальной эта проблема является для небольших автошкол.

Кроме того, большие сложности вызывает повышение уровня требований к преподавательскому составу, что в автошколах склонны считать необоснованным.

Проблемы для водителей

Как водится, любая крупная реформа в нашей стране затрагивает, прежде всего, простых граждан. Не является исключением и масштабная реформа автошкол 2014 года, которая «удачно» совпала с введением водительских удостоверений нового образца. Тем самым для водителей и людей, желающих получить права, добавились новые проблемы.

Основным следствием введения реформы стало существенное удорожание услуг автошкол, которые компенсируют свои издержки за счет увеличения цены. Уже сейчас обучение и получение водительских прав в Москве обходится около 40 тысяч рублей, а в регионах – 25-30 тысяч рублей.

В декабре 2014 года появились сообщения и возможности новой проблемы для водителей.

Дело в том, что из более 11 тысяч автошкол в России на данный момент проверку ГИБДД успешно прошло только около 1,8 тысяч заведений.

Однако большинство остальных автошкол продолжают свою деятельность в «сером» режиме. По мнению ГИБДД такие школы проводят обучение, оформляя документы задним числом (до вступления в силу изменений).

Представители ГИБДД сообщили о планах по закрытию всех «серых» автошкол при участии прокуратуры. При этом также планируется аннулировать все водительские удостоверения, граждан, обучавшихся в этот период в таких школах. По оценкам экспертов, такая мера может затронуть интересы сотен тысяч водителей.

Будем надеяться на более продуманную и успешную реализацию реформы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector