Системы помощи при парковке автомобиля

Когда мой отец впервые оказался на заднем сиденье моего авто, из его уст невольно вырвался вопрос: «Ты хоть что-нибудь видишь?» Я везла его по незнакомым улицам, а он, опытный автолюбитель и человек, служивший в танковом полку, пугливо вглядывался в окружающую действительность через узкие окна-бойницы.  После, оказавшись снаружи, он сказал: «Это не машина — это танк».

Имел он в виду, конечно же, отнюдь не проходимость. Я помню свои ощущения, когда впервые села за руль Opel Astra GTC и поехала на нем по Хемницу. Мне казалось, что я никогда не привыкну к этой ужасной обзорности и первым делом по возвращении в Беларусь поставлю парктроники.

Или лучше камеру. Или все вместе. Но, как часто бывает после покупки машины, денег хватило лишь на обязательные процедуры (постановку на учет, страховку и т.д.) и покупку резиновых ковриков.

После чего наступил период «поглощения пустых макарон», а вместе с ним и период привыкания к особенностям авто.

Системы помощи при парковке автомобиля

Вернуться к вопросу получилось лишь чуть больше года спустя. Но не потому, что что-то случилось. За это время я успела «обжиться» в своей «слепой» машине и даже улучшить обзорность, сняв подголовники задних сидений.

Но мои водительские привычки при этом основывались на активном верчении головой, обязательном использовании «аварийки» при включении задней передачи (а иногда даже и с подсигналиванием) и избегании узких мест, из которых проблематично выехать задним ходом.

Через некоторое время я стала интересоваться вопросом «что почем?», попутно узнавая, какие варианты существуют.

Системы помощи при парковке автомобиля

Зона очистки заднего стекла в этом авто существует «для галочки»

Тенденции современного автомобилестроения таковы, что дизайнеры все чаще приносят обзорность в жертву дизайну кузова. В этом плане автомобили предыдущего десятилетия можно смело назвать «аквариумами» — настолько много в них стекла.

Неудивительно, что сейчас люди все чаще интересуются, как компенсировать плохую обзорность и научиться лучше чувствовать свой автомобиль.

И поскольку я как интересующийся автовладелец занялась этим вопросом, то сочла уместным поделиться информацией с теми, кто, возможно, также находится в раздумьях, ставить или нет.

Системы помощи при парковке автомобиля

С чего начать

Наверное, первое, с чем стоит определиться, — это собственные предпочтения: что ставить, в каком количестве, какого качества. Вариантов, как оказалось, немного: традиционные датчики, камера заднего вида и так называемая парковочная лента, но о ней мы поведем отдельный разговор.

Помощники парковки продаются в комплектах. Их можно купить самостоятельно или заказать через установщиков. Но что точно не стоит делать самому – это выбирать комплект по рекомендациям продавца электронных девайсов в магазине. Это не мое мнение — это совет от тех, кто занимается установкой систем.

Предложений много, качество у всех разное, можно что-то купить, а потом понять, что нужно было совсем другое.

Поэтому наиболее оптимальная схема действий в данном случае – приобретение определенной системы после консультации со специалистом, который, как хороший врач, для начала выяснит, чего хочет клиент, что ему действительно нужно и как это «встанет» на его автомобиль.

Что бывает

Парктроники

Сколько их будет, решает хозяин авто. Обычно их ставят от двух (от четырех) и до сколько позволит карман и опасения. В комплекте для установки помимо датчиков идет индикатор и электронный блок.

Парктроники бывают разные, в частности, для установки с внешней и внутренней стороны. Но это скорее эстетический аспект.

Системы помощи при парковке автомобиля

Цветовая гамма датчиков — белый, черный, серебристый и иногда золотистый цвета. Однако сейчас не проблема окрасить парктроник в цвет кузова без ухудшения его чувствительности (цена вопроса – около 10 долларов за 4 шт.).

В зависимости от формы бампера могут понадобиться специальные проставочные кольца, компенсирующие угол наклона, так как для корректной работы парктроник должен «смотреть» обязательно прямо и располагаться не выше 50 см над уровнем дороги.

Системы помощи при парковке автомобиля

В зависимости от желания клиента информация может выводиться на обычный LED-индикатор, который устанавливается на панели или зеркале заднего вида, LCD-индикатор (почти то же самое, только информативнее) или на биппер, прозванный в народе «пищалкой». Кроме того, можно выводить информацию на штатную магнитолу, если возможности авто это позволяют.

Системы помощи при парковке автомобиля

Камера заднего вида

Многие автолюбители не хотят дырявить бампер, поэтому предпочитают полагаться на видео. При выборе этого способа важно приобрести действительно хорошую камеру и не менее хороший дисплей, куда будет выводиться изображение. Почему именно камера, чуть ниже расскажет наш читатель Владимир.

Системы помощи при парковке автомобиля

Парктроники + камера

Вариант для тех, кто очень боится. Как правило, в комплект входят 4 датчика и камера заднего вида. Изображение с камеры выводится либо на дисплей, либо на специальную накладку на салонное зеркало заднего вида, которое работает как зеркало в выключенном состоянии и как монитор при включении задней передачи.

Системы помощи при парковке автомобиля

Для установки камеры есть несколько вариантов: специальная вставка в номерной рамке, вместо одного из фонариков в подсветке «номера», путем сверления отверстия в крышке багажника и под задним стеклом (актуально для внедорожников и универсалов). Три первых варианта имеют два общих недостатка – камеры, установленные таким образом, пачкаются и боятся механической автомойки, так как могут быть повреждены в процессе.

Системы помощи при парковке автомобиля

По мнению специалистов, парковочные помощники именно в таком исполнении на первый взгляд хоть и более функциональны, но вместе с тем «излишни». Главный аргумент – универсальное хорошим не бывает: то камера не очень, то накладка на зеркало не выполняет положенных функций.

Парковочные ленты

Об этом способе установщики говорят немного и скептически, хотя именно он из всего предложенного наиболее бюджетен. Внутрь бампера устанавливается специальная чувствительная лента, она крепится на его внутренней поверхности, без сверления каких-либо дополнительных отверстий. Контролируемая зона у ленты больше, но она не реагирует на пластмассовые препятствия.

И в целом ее чувствительность ниже. В Беларуси услуга по установке ленточных парковочных радаров не распространена. Иные специалисты готовы устанавливать их в случае самостоятельного приобретения, однако ленту еще нужно поискать. Почему так – до конца не ясно. Есть подозрения, что это не совсем выгодно или же имеются какие-то препоны с закупкой этой самой ленты.

Системы помощи при парковке автомобиля

В моей ситуации проблема заключается именно в задней части автомобиля. Не являюсь сторонником откровенно дешевых решений, но в то же время не хотелось бы переплачивать за излишества, наличие которых может быть не оценено.

Поскольку на автомобиле проехала уже не одну тысячу километров, опасения мои пришли в норму, а голова — к выводу, что камера мне ни к чему, а для комфортной езды вполне хватит 4 датчиков и «пищалки».

Если же разница по деньгам будет несущественной, то можно поставить обычный LED-индикатор.

  • Что почем
  • Классификация парковочных систем производится преимущественно в зависимости от их стоимости.
  • Минимальный бюджетный вариант

Стоит от 25 до 40 долларов. Комплектация стандартная: 4 датчика, индикатор и блок. Датчики трех цветов. При выборе стоит поинтересоваться техническими характеристиками датчиков, их чувствительностью, по возможности выбирать вариант с разъемами, чтобы в случае чего их можно было с легкостью заменить. Работа по установке такого комплекта может стоить от 60 до 100 долларов в среднем по Минску.

  1. Средний ценовой диапазон

От 70 долларов. В отличие от первого варианта это уже будет «некий бренд». Или, как у нас любят говорить, заводской «китай».

Как правило, датчики имеют улучшенные характеристики, есть возможность регулировки зоны работы с препятствием (можно «развести» зону «видимости»), в комплекте идет фреза для установки парктроников, также есть варианты для места установки индикатора – в передней или задней части авто, кому как удобнее. Стоимость установки примерно та же – от 60 до 100 долларов.

  • По словам специалистов, более дешевые датчики могут реагировать на грязь, в то время тем, что подороже, не страшна даже образовавшаяся на бампере корка льда.
  • Комплект этого уровня с камерой «потянет» на 120 долларов плюс еще около 100 долларов установка.
  • Штатное оборудование

Самое дорогое и самое трудоемкое по установке, так как требует работы с бортовой системой автомобиля. Стоимость зависит от каждого конкретного авто (от 200 до 400 долларов).

Помимо прочих преимуществ – выход из строя любого датчика диагностируется бортовым компьютером автомобиля точно так же, как поломка любого другого элемента штатной системы оборудования. Говорят, что более надежно работает.

Стоимость установки начинается от 100 долларов.

Установка камеры заднего вида

Обойдется в сумму от 40 до 60 долларов, но может быть и больше в зависимости от автомобиля, способа установки и других параметров.

Универсальные камеры (для врезки в крышку багажника или для установки в место для фонаря подсветки «номера») стоят в пределах 50 долларов, хорошие – в районе 100.

Плюс потребуется установка монитора для выведения изображения с камеры, а это снова расходы, размер которых зависит от предпочтений клиента.

Если камера будет подключаться к штатной магнитоле, потребуется специальный адаптер (около 100 долларов) и дополнительные затраты на его установку. Камера + адаптер + подключение к головному устройству обойдутся примерно в 250 долларов.

Где устанавливать

Тут выбор ложится на владельца автомобиля. В своем конкретном случае по ряду причин я остановила выбор на специалисте так называемого «гаражного профиля», но с 20-летним опытом работы. Было решено установить комплект Park master среднего ценового диапазона из 4 датчиков, что вместе с работой обойдется в 130 долларов (70 за комплект, 60 за установку).

Именно такое расположение парктроников порекомендовали специалисты с учетом изгибов бампера

Когда-то дилер Opel в Беларуси порадовал меня тем, что привез под заказ (недорого и оригинальную) одну дефицитную трубку выпуска коллекторных газов. Решила полюбопытствовать, а вдруг и установка парктроников будет по карману. Сказали, что только за работу (при покупке комплекта самостоятельно) с меня попросят 1,2-1,3 млн рублей.

Читайте также:  Выбор и покупка сигнализации, автомагнитолы и другого оборудования. Как купить машину с умом.

Сервисы, которые активно рекламируют себя в Интернете, предлагали свои услуги и за 850 тысяч, и за 950, и за миллион.

История товарища: «Почему я выбрал камеру»

Прежде чем искать мастера и выбирать наиболее подходящий вариант для своего авто, захотелось пообщаться с людьми на предмет определения, чего же я хочу.

Среди них оказался Владимир – автолюбитель со стажем, ожидавший два года, чтобы установить на свой Renault Duster хорошую камеру заднего вида.

Ключевым словом в этой фразе является «хорошую», потому что, по словам Владимира, именно в этом и заключалась загвоздка.

— На Toyota Corolla 6 лет назад установил парковочную ленту, — рассказывает он. — За все про все с установкой отдал 100 долларов. Мне очень нравилось, единственное – она не «замечала» пластиковые предметы, например, ведра, но для меня это не было критичным. Конструкция простая: полметра ленты, два провода, электронный блок и динамик.

Машину отдал дочери (она, кстати, тоже довольна), себе купил Duster, поехал к тем же ребятам, а они больше этим не занимаются. Хотите – поезжайте в Москву, покупайте там ленту, а мы установим. Но сами не возят больше. Тогда я задумался об альтернативных способах.

Сверлить бампер не хотелось, к тому же говорят, что парктроники со временем выходят из строя, нужно рассверливать отверстия и менять их. Поэтому остановил выбор на камере. И вот два года ждал, когда в продаже появятся качественные устройства.

Знакомые ребята этим занимаются, сказали, что очень много камер несут назад, – не удовлетворяют. И вот я дождался осенью прошлого года. Камера стоила 70 долларов, «китай», но заводской. Ее можно установить куда захочется, нормально показывает как днем, так и в темноте.

Учитывая специфику кузова моей машины, я предпочел установить ее в салоне под стеклом – высоко, обзор хороший и не пачкается.

Еще 50 долларов пришлось отдать за дисплей. Не невесть что, 5 дюймов, но меня устраивает, разрешение хорошее. Предлагали на «Малиновке» навигатор с видеовходом за 200, который можно использовать как дисплей, но я решил, что мне это ни к чему.

Установил его в нишу на центральной консоли. Она у Duster изогнутая, пришлось сделать еще специальную подставку из оргстекла. Если бы поверхность была прямая – вообще без вопросов, приклеил бы на двусторонний скотч.

Экранчик складывается, я накидываю на него кепку, когда ухожу, – все.

Установка на фирменном сервисе Renault обошлась в сумму, эквивалентную на то время 120 долларам. У «гаражников» было бы дешевле, но машина гарантийная, могли бы возникнуть вопросы. Провод пустили по крыше.

Саму камеру первоначально поставили на скотч, но я потом сам прикрутил ее саморезами.

Единственное, что бы сейчас исправил, — это добавил пару сантиметров провода и отодвинул камеру ближе к стеклу, чтобы она лучше «видела» вниз.

По словам Владимира, своим парковочным помощником он доволен. Однако в отличие от штатных камер, устанавливаемых в новых автомобилях, эта не показывает траекторию движения. Но водитель не ощущает никакого дискомфорта.

Вместо заключения

Специалисты утверждают, что в последнее время парковочные системы стали ставить чуть ли не чаще, чем сигнализации. Причем клиентами являются не только женщины, традиционно испытывающие неловкость при парковке и движении задним ходом. Нередко приезжают уже после того, как довелось попасть в неприятную ситуацию.

Разные мастера могут склонять клиента к разным вариантам, но у всего есть своя специфика. Так, например, салонную камеру заднего вида лучше ставить на автомобили, у которых заднее стекло отвесное. Если дело касается парктроников, то нужно учитывать изгибы бампера, чтобы польза от установки датчиков была максимальной и не образовывалось «слепых» зон.

Что касается качества оборудования, то тут, как вы поняли, лучше не экономить. Все эти и другие вопросы можно и нужно обсуждать со специалистом, что позволит остановить выбор на оптимальном варианте. У нормальных мастеров считается правилом хорошего тона проконсультировать клиента, даже если нет гарантий, что он выберет именно этот сервис.

Что касается моего Opel Astra, то в ближайшее время он должен «прозреть». Если, конечно, не появятся другие обстоятельства.

  1. Елена ШЕМЕТ Фото автора
  2. ABW.BY

Какие виды устройств помогают при парковке автомобиля?

Системы помощи при парковке автомобиляПарковочная система, или система помощи при парковке, – это вспомогательная система активной безопасности автомобиля. Самую высокую эффективность она показывает, когда автомобиль дает задний ход; когда темно; когда тонировка стекол сильная, а также при стесненных условиях.

Все парковочные системы условно поделили на две большие группы: активные и пассивные.

Пассивные парковочные системы выдают нужную для парковки информацию. И только. А управляет автомобилем водитель. На активные парковочные системы полностью возложена парковка автомобиля в автоматическом режиме. Или в режиме автоматизированном, когда автоматически выполняются отдельные функции.

При покупке пассивные парковочные системы устанавливают на машину как опцию, но можно их установить и отдельно. На одном автомобиле может быть несколько пассивных парковочных систем, которые будут контролировать расстояние до препятствия и выдавать информацию об этом водителю.

Каков состав парковочной системы

Системы помощи при парковке автомобиляПарктроник (Parktronic System) – это торговое название парковочной системы как таковой. Причем настолько популярное, что стало нарицательным именем многих пассивных парковочных систем.

Парктроник состоит из датчиков парковки, электронного блока управления, а также устройства индикации. Датчики ультразвуковые. Обычно их от четырех до восьми. Из них 4 задних датчика и еще в случае необходимости 2-4 передних датчика. Место датчиков – как правило, передний и задний бампер автомобиля.

Датчик действует так. Он отправляет сигнал ультразвуковой частоты, чтобы потом принять его отражение от препятствия. Чем больше время возвращения сигнала, тем дальше расположено препятствие. И наоборот. Работа датчика эффективна на расстоянии 0,25-1,8 м от препятствия.

Электрические сигналы датчиков принимаются электронным блоком управления. В зависимости оттого, какова величина сигналов, электронным блоком формируется информация для индикаторного устройства.

Какие существуют системы индикации

Системы помощи при парковке автомобиляУстройство индикации предназначено для того, чтобы отображать информацию о том, что препятствие становится ближе и предупреждать автомобилиста об опасности. В этом девайсе используются такие виды индикации, как световая, оптическая, звуковая, цифровая.

Работа звукового устройства индикации характеризуется тем, что оно подает звуковые сигналы с определенной частотой. Сигнал может быть непрерывный и прерывистый. Это зависит от расстояния до препятствия. Звуковая сигнализация, в частности, применяется в системе APS.

В устройствах со световой индикацией нашла применение световая шкала, которая реализована с использованием разноцветных светодиодов. В зависимости от того, каково расстояние до препятствия, цвет меняется от зеленого до красного.

Устройство цифровой индикации показывает расстояние до препятствия. Очень часто цифровую индикацию совмещают с индикацией световой. Оптическая индикация предусматривает, что есть жидкокристаллический дисплей. Именно на нем и появляется цветовая и цифровая информация, а также схематическое изображение автомобиля. Хороший пример оптической парковочной системы – это система OPS.

Для того, чтобы улучшить задний обзор и облегчить движения и парковку задним ходом, на авто можно установить камеру заднего вида. Сейчас это очень востребованная опция. Видеокамера снимает все, что происходит с автомобилем, для последующей передачи на дисплей. На информационный дисплей также может быть выведено то направление движения, которое рекомендуется.

Камера заднего вида – это элемент системы кругового обзора. Камера включается, как только включается передача заднего хода. То есть камера заднего вида – это разновидность пассивной парковочной системы.

Виды активных парковочных систем

Системы помощи при парковке автомобиляСистему автоматической парковки также называют интеллектуальной системой помощи при парковке и даже парковочным автопилотом. Она относится к активным парковочным системам, поскольку обеспечивает парковку автомобиля в автоматическом или автоматизированном режиме. Во втором режиме автоматически выполняются только отдельные функции.

Различные системы автоматической парковки помогают, когда делаешь параллельную или перпендикулярную парковку. Сейчас очень распространены системы с параллельной парковкой. Автоматическая парковка производится, когда согласованно управляешь углом поворота рулевого колеса и скоростью движения автомобиля.

В систему автоматической парковки входят выключатель, ультразвуковые датчики, исполнительные устройства систем автомобиля, электронный блок управления.

В интеллектуальной системе помощи парковка предусматривает применение ультразвуковых датчиков, аналогичных пассивной парковочной системе. Однако у них есть большая дальность действия. Это до 4,5 м.

Количество датчиков может отличаться. Все зависит от разновидности системы. В частности, в системе Park Assist последнего поколения 12 ультразвуковых датчиков. По четыре впереди, сзади и по бокам машины.

Включение системы принудительное, если нужно сделать парковку. Вот почему на панели приборов предусмотрен выключатель.

 

Технологии: Парковочные системы. Когда машина паркуется сама

В последние годы стремительно развиваются системы помощи водителю, особенно в области безопасности. Многие из них призваны упростить совершение наиболее распространенных маневров. Это, например, системы помощи при парковке, все более усложняющиеся и совершенствующиеся. Парковка представляет собой один из основных маневров при управлении автомобилем.

Для многих людей, неуверенно чувствующих себя за рулем и обладающих слаборазвитым глазомером, это одна из самых сложных и неприятных задач. Поэтому в последние годы автопроизводители активно работают над тем, чтобы упростить парковку.

Читайте также:  Отмена индивидуальных знаков "Инвалид" с 1 июля 2020 года

В ход идут различные технологии, помогающие водителю оценить размеры парковочного места, запарковаться, не повредив автомобиль, и даже запарковаться с одной попытки, не касаясь руля.

ПарктроникКамера заднего вида с выводом на зеркалоКамера заднего вида с выводом на магнитолу

Первым шагом в помощи при парковке были ставшие уже в привычными парктроники с ультразвуковыми датчиками. Эти крошечные устройства, монтируемые в заднем бампере, предупреждают о приближении к препятствию посредством прерывистого звукового сигнала с нарастающей частотой.

К задним ультразвуковым датчикам скоро добавились передние, а в начале этого века и видеокамеры.

Работает это так: при включении передачи заднего хода расположенная где-то на багажнике небольшая камера начинает передавать изображение на многофункциональный дисплей в салоне, чтобы водитель мог видеть, что происходит позади автомобиля.

Этот инструмент очень удобен и упрощает безопасную парковку и движение задним ходом, минимизируя, в частности, риск наезда на пешехода. В автомобилях, лишенных многофункционального дисплея и не оборудованных системой навигации, изображение обычно выводится на часть салонного зеркала заднего вида.

Больше камерКамеры заднего вида стали отправной точкой для целого ряда новых технологий. Первая из них — это линии движения.

На том же экране, куда выводится изображение заднего вида, некоторые модели камер показывают направление движения автомобиля в соответствии с углом поворота передних колес.

То есть водитель может вращать колеса на стоящем автомобиле до тех пор, пока линии, обозначающие направление его движения, не совпадут с линиями, необходимыми для беспроблемного осуществления маневра.

Другая новая технология заключается в использовании камер по периметру автомобиля: к задней камере добавляют еще две по бокам и одну спереди. Комбинируя сигнал от четырех камер, система дает на экране изображение машины сверху, позволяя видеть все, что происходит вокруг, без мертвых зон, в том числе незаметные для водителя и способные навредить автомобилю часть стены, столбик или высокий бордюр.

Парковка без участия водителяСегодня некоторые марки предлагают клиентам систему Park Assist, упрощающую как параллельную парковку, так и парковку перпендикулярно дороге. Эта система оснащается измеряющими датчиками, которые можно доустановить самостоятельно.

Измеряющий датчик, как несложно догадаться по его названию, измеряет размер парковочного пространства и сообщает водителю о возможных сложностях с парковкой. Работает он на небольшой скорости, как правило, до 30 км/ч. При его включении загорается мигающий сигнал со стороны, на которой следует осуществлять поиск пустого места.

Система обнаруживает свободные места и определяет их как удобные, неудобные или невозможные для парковки, выводя соответствующее сообщение на приборную панель. При этом последнее слово о возможности парковки всегда остается за водителем.Эту функцию Park Assist совмещает с рулевым управлением.

Когда автомобиль находит свободное место, водитель должен остановить машину параллельно автомобилю, за которым следует запарковаться, и включить систему, которая, используя проанализированную информацию о свободном месте, сама повернет руль на необходимый угол для выполнения парковки за один маневр.

Водитель в это время работает только педалью газа, приводя автомобиль в движение. Когда система сообщает ему, что он слишком сильно приблизился к передней части позади стоящего автомобиля, он нажимает на тормоз.

Руль движется сам со скоростью, соответствующей скорости движения автомобиля, и осуществляет парковку, поворачиваясь столько раз, сколько это будет необходимо, чтобы запарковать автомобиль точно по центру выбранного места параллельно бордюру.

Система помощи при парковкеСистема помощи при парковкеСистема помощи при парковкеСистема помощи при парковке

Некоторые варианты этой системы также позволяют перпендикулярную парковку. Принцип работы здесь тот же, но системе обозначается, что парковка производится перпендикулярно тротуару. Далее она таким же образом замеряет место и работает рулем без вмешательства водителя.

Эти системы, разработанные производителями электроники, не являющимися непосредственно автопроизводителями, приобретают все большее распространение и, как это обычно бывает со вспомогательными системами, постепенно переходят в более низкие ценовые сегменты. Всего несколько лет назад парковочные системы были исключительной привилегией люксовых автомобилей, сегодня они доступны и для более массовых машин типа компактных автомобилей и даже утилитарных автомобилей в исполнении премиум.

Парктроники и системы автоматической парковки: современные средства помощи в парковке

Парктроники и системы автоматической парковки: современные средства помощи в парковке

Среди всех проблем, с которыми приходится сталкиваться водителю в городе, одной из самых сложных является парковка. Поставить машину в ограниченном пространстве непросто, это всегда вызывает стресс, а иногда приводит и к финансовым затратам. На выручку приходят парктроники и системы автоматической парковки, о которых пойдет речь в данной статье.

Парковочная система — вспомогательная система автомобиля, оказывающая водителю помощь в парковке и маневрировании автомобиля в ограниченном пространстве или в условиях ограниченного обзора. На сегодняшний день парковочные системы чаще предлагаются в виде опций, и только в автомобилях класса выше среднего они являются штатными.

Существует два больших класса парковочных систем:

— Пассивные парковочные системы, или парктроники — системы, дающие информацию об обстановке вокруг автомобиля, но не вмешивающиеся в действия водителя, парковка производится вручную на основе информации получаемой от визуальных и звуковых средств индикации; — Активные парковочные системы (системы автоматический парковки) — системы, осуществляющие действия по парковке автомобиля в автоматическом режиме, без участия водителя (хотя водитель может в любой момент вмешаться в процесс парковки, в этом случае система отключается).

Пассивные парковочные системы (парктроники) — наиболее простые и доступные, они могут быть установлены на любой автомобиль с минимальными затратами. Но парктроник предоставляет только информацию, необходимую для парковки, а маневрирование производится водителем.

Активные парковочные системы — более совершенные и, соответственно, дорогие. Система автоматической парковки может сама найти место для парковки, произвести все маневры, припарковать автомобиль, а потом выехать с парковочного места, и все это — без участия водителя. При необходимости данная система может работать как пассивная.

Эволюция парковочных систем: от парктроников с бипером до систем автоматической парковки

Процесс парковки и маневрирования в ограниченном пространстве сложен и для новичка, и для опытного водителя. Основная проблема паркования — невозможность с водительского места увидеть крайние точки автомобиля, и оценить, насколько далеко находятся препятствия. Наиболее остро эта проблема встала лет двадцать назад, когда машин становилось все больше, а мест для парковки — все меньше.

Первое практическое решение проблемы было представлено в 1995 году — тогда компания Mercedes-Bens представила систему под названием Parktronic.

Это была система из нескольких ультразвуковых датчиков и индикатора-бипера (зуммера).

Работала такая система крайне просто: датчики измеряли расстояние до препятствий, а бипер изменением частоты звукового сигнала предупреждал, когда следует остановиться.

Данная система показала себя с самой лучшей стороны, хотя ей недоставало хорошей и удобной сигнализации о приближении к препятствию.

Поэтому совсем скоро появились парктроники с визуальной светодиодной индикацией.

Сначала эта индикация состояла из трех светодиодов, цвет которых говорил о примерном расстоянии до препятствия: зеленый — можно двигаться, желтый или оранжевый — опасность близко, красный — нужно остановиться.

Как показала практика, парктроники с ультразвуковыми датчиками и визуальной индикацией просты, удобны и надежны, поэтому и сегодня они имеют самое широкое применение. Хотя за последние годы они были усовершенствованны, стали более чувствительными и удобными.

Что касается индикации, то и она стала более информативной — даже в простых парктрониках индикаторы показывают расстояние до препятствий справа и слева от автомобиля, во многих парктрониках на дисплее отображается все, что происходит по периметру автомобиля, и т.д.

Однако парктроник даже с самой совершенной индикацией не всегда способен полностью заменить глаза водителя. Например, при парковке грузовика, автобуса или крупногабаритного автомобиля просто необходимо видеть, что происходит сзади, поэтому в таких случаях парковка и маневрирование часто происходит с помощью ассистента.

Решение этой проблемы также было предложено в 1990-х годах, им стал парктроник с камерой заднего вида.

Попытки создать подобную систему предлагались очень давно (с 1950-х годов), однако только недавно технологии позволили создать малогабаритную камеру, легкий монитор и электронику, которая без проблем поместилась бы в легковом автомобиле.

Интересно, что первые парктроники с камерой заднего вида начали применяться именно на грузовиках и автобусах, и лишь с началом нового тысячелетия они плавно перекочевали на легковые автомобили.

Первые парктроники этого типа оснащались одной камерой, расположенной в задней части автомобиля — такие системы очень популярны и сейчас, так как они просты, надежны и дают достаточно информации водителю.

В 2000 году появилась система с выдвижной поворотной камерой, которая позволяла осматривать пространство вокруг автомобиля.

А с 2007 года выпускаются системы кругового обзора (первая была создана компанией Nissan), в которых используется 4 широкоугольных камеры, охватывающие все пространство по периметру машины.

Но все это — пассивные системы парковки, они лишь помогают видеть и «чувствовать» пространство вокруг, но самую сложную работу — маневрирование — они оставляют водителю. Сейчас эта проблема решается системами автоматической парковки, которые всю работу — от поиска свободного пространства, до постановки и выезда машины с парковочного места — выполняет без помощи водителя.

Первые системы автоматической парковки были созданы в середине 2000-х годов сразу несколькими автомобильными компаниями, и с тех пор они стремительно развиваются, становятся все более интеллектуальными. Если первые системы могли лишь въехать в достаточно просторный карман, то сегодня они могут припарковать машину практически в любом месте, независимо от того, как стоят другие автомобили.

Читайте также:  Штрафы для водителей, лишенных прав

На сегодняшний день системы автоматической парковки еще не получили того распространения, что имеют обычные парктроники, хотя причина понятна — такого рода системы довольно дорогие, поэтому в качестве опций или штатных систем входят только в автомобили ценовой категории выше средней.

Устройство и типы современных парктроников

Несколько слов нужно сказать о современных парктрониках, сочетающих в себе ультразвуковые датчики с индикаторами и камеру заднего вида.

Но зачем нужно объединять эти вещи в одной системе, разве не достаточно одной камеры или, напротив, 6-8 датчиков на бамперах? Объединение это произошло не случайно, так как совместное использование датчиков и камеры решает типичные для каждой системы проблемы, и позволяет достичь максимального комфорта и безопасности при парковке.

Парктроник, объединяющий датчики и камеру, имеет следующие преимущества и особенности:

— Возможность увидеть любые препятствия — ультразвуковые датчики неспособны обнаружить висящую цепь или торчащий из земли кусок арматуры, камера же позволяет увидеть любые предметы; — Возможность парковаться в снег, дождь, в темноте, при сильной запыленности и в других условиях, затрудняющих обзор с помощью камеры заднего вида; — Стабильная работа системы даже в сильную грязь или запыленность — если объектив камеры будет забит грязью или покрыт пылью, ультразвуковые датчики будут работать (хотя и несколько хуже);

— Идентификация препятствий и измерение расстояний до них — камера заднего вида не дает возможность верно оценить расстояние до препятствий, датчики парктроника, напротив, не дают возможность определить, какое именно препятствие находится рядом с автомобилем. Объединение данных с камеры и датчиков дает информацию и о препятствиях, и о расстояниях до них.

  • Таким образом, парктроник с камерой заднего вида и традиционными ультразвуковыми датчиками — это функциональная система, которая дает максимум информации, и значительно облегчает процесс парковки.
  • Устройство такой системы довольно простое:
  • — Ультразвуковые датчики на бамперах автомобиля (в количестве от 2 до 8); — Камера заднего вида (или несколько камер по периметру автомобиля в современных системах); — Электронный блок парктроника; — Приемник и электронный блок камеры заднего вида (в современных системах все электронные блоки могут быть объединены в один); — Звуковые и визуальные индикаторы парктроника;
  • — Монитор для вывода изображения с камеры заднего вида.

Работа парктроника тоже не отличается сложностью. В основу положен принцип эхолокации — измерения расстояния до предметов с помощью отраженного ультразвука. Датчики парктроника — это одновременно излучатели и приемники звука частотой порядка 40 кГц, лежащего за пределами восприятия человеческого уха.

Ультразвуковые волны мало рассеиваются и хорошо отражаются от препятствий — именно это свойство и используется в парктронике. Датчики испускают ультразвуковые волны короткими пакетами, и если на их пути оказывается препятствие (стена, другая машина и т.д.), они отражаются, возвращаясь обратно к датчику.

По времени, пройденному звуковыми волнами с момента излучения до момента приема после отражения, и измеряется расстояние до препятствия.

В парктрониках может быть от двух до восьми датчиков, которые располагаются на заднем и переднем бамперах.

Сегодня наиболее распространена система с датчиками, работающими в последовательно-параллельном режиме — в каждый момент времени половина датчиков излучает ультразвуковые пакеты, вторая половина работает в качестве приемников. Такой режим исключает провалы в работе парктроника и позволяет постоянно отслеживать расстояние до препятствий.

Эффективное расстояние, на котором датчики могут обнаружить препятствие, лежит в пределах 0,4-1,8 метра. Все, что дальше, уже не «прощупывается», а слишком близкие предметы могут просто сбить датчики с толку.

Работа камеры заднего вида еще более проста и интуитивно понятна.

Камера устанавливается в задней части автомобиля (обычно над номерным знаком, хотя здесь возможны варианты), а сигнал с нее подается на экран, установленный на приборной панели или в другом удобном для водителя месте.

Сегодня чаще всего используются беспроводные камеры — они легко монтируются и не требуют прокладки дополнительной проводки внутри машины. При необходимости камеру можно снять или установить в более удобное место, если изначально было выбрано не самое удобное размещение.

Чаще всего обе системы — датчики и камера заднего вида — работают отдельно и независимо друг от друга, однако сегодня есть системы, в которых данные с камеры и датчиков обрабатываются одним электронным блоком, и выводятся на один монитор. Такие парктроники удобны, так как в них нет множества индикаторов, и обеспечивают комфортную парковку.

Устройство и типы систем автоматической парковки

  1. Системы автоматической парковки, несмотря на свои широкие возможности, имеют внешне простую структуру и устройство:
  2. — Система ультразвуковых датчиков; — Электронный блок управления; — Исполнительные устройства управления автомобилем; — Выключатель системы;
  3. — Средства индикации.

Ультразвуковые датчики. В этой системе используются те же датчики, что и в парктронике, однако их количество обычно достигает 12: по 4 на переднем и заднем бамперах, и по 2 с каждого борта. Датчики могут «прощупывать» расстояние до 4,5 метра.

Электронный блок управления. Это компьютер, который управляет системой, производит все измерения и взаимодействует с исполнительными устройствами. В блок управления заложены алгоритмы и программы парковки.

Исполнительные устройства. Именно они управляют автомобилем в режиме автоматической парковки.

К исполнительным устройствам относятся блок управления двигателем (главным образом — дроссельной заслонкой), двигатель усилителя руля, клапаны и сервоприводы автоматической коробки передач, клапаны тормозной системы.

Также в качестве исполнительных устройств могут использоваться такие вспомогательные системы, как система курсовой устойчивости и другие.

Выключатель. Система включается только при необходимости парковки, поэтому на приборной панели или в другом месте предусмотрен выключатель и индикатор работы системы автоматической парковки.

Средства индикации. Обычно это дисплей, на который выводится необходимая информация, либо рекомендации по управлению автомобилем, если система работает в режиме ассистента.

  • На сегодняшний день существует большое количество систем автоматической парковки, но все они обладают примерно одинаковым функционалом, и отличаются только производителем. Наибольшее распространение получили следующие системы:
  • — Active Park Assist — разработка Mercedes-Benz, широко используется на автомобилях Ford; — Advanced Park Assist — разработка Opel; — Intelligent Parking Assist System — разработка Toyota (также устанавливается на автомобилях Lexus); — Park Assist и Park Assist Vision — разработка Volkswagen;
  • — Remote Park Assist System — разработка BMW.

Сегодня системы автоматической предлагаются только в качестве опций на новых автомобилях, установить подобную систему на старую машину очень затруднительно. Но вполне вероятно, что в недалеком будущем появятся отдельные системы, которые можно будет использовать на любом автомобиле.

  1. Система автоматической парковки может работать в нескольких режимах:
  2. — Режим поиска свободного места для парковки; — Режим «ассистента» — система дает указания для выполнения парковки, но управление автомобилем осуществляет водитель;
  3. — Автоматический режим — система паркует автомобиль самостоятельно, водитель при этом может быть как в машине, так и снаружи (управление производится с ключа).
  4. Также есть два типа парковки, которые имеют существенные отличия, и далеко не все системы способны выполнять их:
  5. — Параллельная парковка — наиболее простая, поэтому все системы способны проводить ее; — Перпендикулярная парковка — более сложная, некоторые системы не производят ее, оказывая лишь помощь в качестве парктроника и ассистента.
  6. Работает система автоматической парковки следующим образом:
  1. Поиск свободного места. Автомобиль движется вдоль ряда припаркованных автомобилей, система производит поиск достаточного для парковки места, и если таковое обнаруживается, система подает сигнал. Для эффективной работы системы автомобиль должен двигаться со скоростью до 40 км/ч при параллельной парковке, и не более 20 км/ч при перпендикулярной. Место считается подходящим, если его длина превышает длину автомобиля на 0,8-1 м, и по ширине на 0,6 м с каждой стороны (хотя ширина может варьироваться);
  2. Если система работает в режиме ассистента, то водитель выполняет инструкции, которые в визуальном и текстовом виде выводятся на дисплей — эти инструкции касаются скорости и направления движения, поворота руля и т.д.;
  3. Если система работает в автоматическом режиме, то водителю остается просто сидеть и ждать, пока автомобиль припаркуется. При возникновении непредвиденной опасности водитель может выключить систему на любом этапе выполнения маневров.

Внешне все это выглядит просто и очень привлекательно, однако система автоматической парковки имеет несколько особенностей и недостатков, с которыми приходится мириться:

— Низкая скорость выполнения маневров. Система выполняет все действия и маневры медленно, на минимальной скорости, поэтому автоматическая парковка может занять больше времени, чем ручная; — Ошибки системы при определении препятствий. Довольно часто автоматика не распознает бордюры, сугробы, столбики и другие препятствия, что приводит к неприятным последствиям;

— Некорректная работа системы из-за погодных условий и факторов окружающей среды. Причиной ошибок могут служить загрязненные датчики, сильный снегопад или дождь, о чем всегда нужно помнить.

Но, несмотря на недостатки и высокую цену, системы автоматической парковки набирают популярность, так как в городе они в большинстве случаев помогают решать проблему парковки, сберегают нервы и время. Так что этот тип систем имеет не только право на существование, но и весьма успешное будущее.

Другие статьи

#Палец штанги реактивной

Палец штанги реактивной: прочная основа шарниров штанг

23.06.2021 | Статьи о запасных частях

В подвесках грузовых автомобилей, автобусов и другой техники предусмотрены элементы, компенсирующие реактивный момент — реактивные штанги. Соединение штанг с балками мостов и рамой осуществляется с помощью пальцев — об этих деталях, их типах и конструкции, а также о замене пальцев читайте в статье.

#Клапан МАЗ включения привода сцепления

Ссылка на основную публикацию