Повышение цен на бензин в 2018 году

Газ скакнул, как не снилось, дизель стал дороже 95-го, а 98-й преодолел отметку в полтинник

2018 год стал рекордным за последние несколько лет по темпам роста стоимости топлива. Особенно заметно подорожание для владельцев дизельных автомобилей — цены на солярку переживают уже второе подорожание. Однако по-настоящему заметен рост в стоимости газа — за 2018 год его стоимость выросла сразу на 14%. Подробнее в обзоре аналитической службы «Реального времени».

Вот уже несколько лет аналитическая служба «Реального времени» кропотливо собирает данные о стоимости бензина в городах Приволжского федерального округа.

Показатели эти вряд ли могут показаться радостными — несмотря на заявленные Владимиром Путиным на ежегодной большой пресс-конференции данные об инфляции в 4,1—4,2%, топливо в 2018 году подорожало значительно сильнее.

Казалось бы, сам по себе факт роста цены уже давно никого не удивляет, но интересно другое. Как следует из сравнения с прошлым годом, рост в этом году явно усилился, причем особенно заметно это даже не в случае с бензином.

По итогам 2017 года бензин и дизель подорожали в среднем по Приволжскому федеральному округу на 7—11%, годом ранее — на 4—6%, а в 2018 году — на 7—14%. Таким образом, можно отметить — топливо не просто дорожает, оно дорожает более стремительно.

Кроме того, в конце 2017 года один из видов топлива — газ, набирающий популярность в условиях постоянно дорожающего «классического» бензина и дизеля, даже несколько подешевел. А вот в 2018 году по сравнению с прошлым годом он не только не подешевел, но и стал самым дорожающим видом топлива, обогнав темпы роста и 2016 года.

Можно предположить, что такими темпами в России должна резко повыситься популярность электромобилей — здесь не нужно думать ни о стоимости газа, ни о стоимости бензина, но вряд ли мы в ближайшее время увидим на улицах российских городов пробки, состоящие из Tesla, — тут отпугивает как дороговизна таких автомобилей, так и отсутствие инфраструктуры для зарядки.

Впрочем, вернемся от фантазий к горькой, но подтвержденной фактами реальности.

Повышение цен на бензин в 2018 году

Год хлопот: водительская тряска 2018-го

Весь 2018 год стал крайне неспокойным с точки зрения роста цен на топливо. Однако по большому счету за весь год цены на большинство видов топлива существенно изменились лишь один раз, но зато очень заметно, и повышение длилось довольно долго.

Из графика видно, что основное подорожание бензина и дизеля пришлось на два месяца: с начала апреля по начало июня. 92-й бензин за это время, например, подорожал с 37,5 до 40,8 рубля. Тогда представители АЗС называли причиной рост закупочных цен.

Они, в свою очередь, росли из-за сезонности и роста акцизов (как показал дальнейший год, «сезонность» прошла, а бензин к прежнему уровню цен уже не вернулся).

Потом, на протяжении всего второго полугодия, стоимость незначительно снижалась, но едва заметно — за все это время примерно на 10 копеек. В октябре, правда, был очередной повод всплеска интереса к теме стоимости топлива: один из крупнейших поставщиков спрогнозировал рост стоимости к январю 2019 года до 60,2 рубля за литр 92-го бензина.

В ноябре правительство достигло договоренности с нефтяными компаниями о стабилизации на топливном рынке — оптовые цены должны вернуться на уровень июня 2018 года, действовать они должны как минимум до марта 2019 года.

А в конце декабря президент Путин на ежегодной пресс-конференции заявил, что надеется, что правительство не допустит скачка цен на бензин в 2019 году.

Из «традиционных» видов топлива динамика отличается только у дизеля: он начал резко и дополнительно дорожать в начале ноября, с тех пор стоимость увеличилась почти на полтора рубля за литр — с 44,24 до 45,51 рубля. Вероятно, это вновь можно связать с сезонностью.

Несколько отличается динамика у стоимости газа — она медленно начала повышаться в середине апреля. Как можно заметить по графику (обратите внимание, для газа — отдельная, правая ось), скачок был не таким резким, как у бензина: пика он достиг примерно в середине октября.

В итоге, однако, стоимость литра выросла больше, чем у бензина, — с 17,7 до 25,2 рубля. С октября стоимость снова медленно пошла вниз, дойдя до 23,7 рубля.

Повышение цен на бензин в 2018 году

Газ: смысл переоборудования машины постепенно теряется

За последний год стоимость газа на автозаправочных станциях в среднем по Приволжскому федеральному округу выросла более чем на треть: на 35%, с 17,6 до 23,7 рубля за литр.

По итогам прошлого года цена на газ вселяла значительно больший оптимизм — тогда он даже подешевел на 4%, с 18,3 рубля. Отметим, что это прошлогоднее снижение стоимости — единственный период (и единственный вид топлива, в случае с которым за три года было зафиксировано снижение).

Еще одним годом ранее, по итогам 2016, газ подорожал, но не так сильно, как в 2018 году: в среднем на 16%. В целом же за три года газ подорожал ровно в полтора раза — с 15,8 рубля.

Это рекорд среди всех видов топлива, и при сохранении таких темпов газ может скоро перестать быть выгоднее бензина или дизеля, особенно учитывая затраты, которые потребуется понести на переоборудование транспорта.

https://www.youtube.com/watch?v=esnxoeG0_j4

В зависимости от конкретного города стоимость литра газа по ПФО сейчас варьируется от 23,1 до 24,25 рубля. Дешевле всего он стоит в Альметьевске, дороже всего — в Ульяновске.

Больше всего за год газ подорожал в Уфе — на 45%, произошло это благодаря эффекту «низкой базы» — год назад тут был самый дешевый газ из всех городов ПФО.

Меньше всего заметен рост (хотя вряд ли такую динамику можно не заметить) в Альметьевске и Йошкар-Оле — на 29%.

Повышение цен на бензин в 2018 году

Дизельное топливо ставит рекорды роста и обгоняет 95-й

Из «традиционных» видов автомобильного топлива больше всего за год подорожал дизель. Рост стоимости в среднем по ПФО составил целых 14% — это в три раза меньше, чем в случае с газом, но в три раза больше, чем заявленный уровень инфляции.

Дизель был одним из самых дорожающих видов топлива еще в прошлом году — тогда рост составил 10%, хотя в 2016 году рост был всего на 5%.

По итогам трех лет дизель стал наиболее подорожавшим нефтяным видом топлива — он подорожал на 31%, или более чем на 10 рублей, — с 34,8 до 45,5 рубля.

Любопытна и еще одна тенденция: дизель, который в большинстве стран стоит дешевле, чем бензин, в России уже в 2015 году был на 6% дороже 92-го бензина, но на 3% дешевле 95-го.

С годами дороговизна дизеля прогрессировала — в прошлом году, например, дизель оказался дешевле 95-го всего на 0,7%, а разница с 92-м достигла 7,3%. Но именно 2018 год ознаменовался по-своему «эпохальным» событием: дизель стал стоить дороже 95-го бензина.

Разница в цене с ним составляет 4,4%, а с 92-м — и вовсе 12%. Причем произошло это знаковое событие практически одновременно во всех городах — в период новогодних праздников.

Отметим, что дизельное топливо очень сильно различается в цене в зависимости от города. Так, в самом дешевом городе — Казани, литр солярки стоит 43,7 рубля, а в самом дорогом, Чебоксарах, — 47,3 рубля. Эти результаты, правда, очень выделяются из общего уровня цен по городам ПФО — в основном дизель стоит 45—46 рубля.

Повышение цен на бензин в 2018 году

98-й бензин: скоро в магазинах «Все по 50»

Помимо того, что стоимость дизеля стала дороже стоимости 95-го бензина, в 2018 году произошло и еще одно знаковое событие. Один из видов топлива «перевалил» за отметку в 50 рублей. Касается это, конечно, лишь одного, самого дорогого вида бензина — 98/100-го, и лишь в одном городе — Чебоксарах, однако раньше литр бензина еще нигде в ПФО не стоил больше, чем полсотни рублей.

Средняя цена 98-го бензина по городам округа, конечно, несколько меньше — 48,7 рубля. Однако, учитывая рост за 2018 год стоимости на 7%, можно догадаться, что повсеместный переход через отметку «50» не заставит себя долго ждать.

Еще год назад литр 98-го бензина стоил 45,5 рубля. Отметим, впрочем, что в 2018 году стоимость этого бензина подскочила не так сильно, как в прошлом: тогда это премиальное топливо стало лидером роста с 11%.

В лидерах оно было и в 2016 году — с 6%.

В зависимости от города стоимость литра такого бензина сейчас варьируется от 46,2 рубля (в Ульяновске) до 50,3 рубля в Чебоксарах — неоднородность еще большая, чем в случае с дизелем. Лидерами по годовому росту оказались столицы двух национальных республик — Уфа и Казань.

В Уфе 98-й подскочил на 10% — с 42,8 до 47 рубля за литр, в Казани — на 9%, с 45,5 до 49,5 рубля. Отметим, что Уфа — прошлогодний лидер по дешевизне этого топлива, сейчас пропустила вперед только Ульяновск. А вот в Казани литр 98-го — один из самых дорогих в ПФО, дороже — только в упомянутых Чебоксарах.

За три года 98-й бензин подорожал на четверть.

Повышение цен на бензин в 2018 году

92-й бензин: с середины года — дороже 40 рублей

Два самых популярных вида бензина — 92-й и 95-й — за год подорожали примерно одинаково. Однако рост стоимости 92-го бензина был больше как в процентном, так и в номинальном отношении: он подорожал на 9%, или 3,43 рубля за литр. 95-й бензин вырос в цене лишь на 8% — 3,39 рубля.

Читайте также:  Тест киа оптима и тойота камри

Годом ранее в городах ПФО 92-й бензин в среднем стоил 37,2 рубля, а сейчас его стоимость перевалила за 40 рублей и вплотную подбирается к отметке в «41», что тоже является своего рода «психологической вехой». Сейчас в крупнейших городах округа этот вид бензина в среднем можно купить за 40,6 рубля.

Дешевле 40 рублей 92-й бензин сейчас не стоит вообще нигде в округе. В зависимости от города цена варьируется от 40,41 рубля (в Ульяновске) до 40,92 рубля (в Чебоксарах). Годовой рост по городам составил 8—10%.

Психологическая отметка в 40 рублей была пройдена на неделе с 21 по 28 мая — тогда средняя стоимость этого вида бензина по городам ПФО подскочила разом на 80 копеек — с 39,6 до 40,4 рубля за литр.

Можно заметить, что 92-й, в зависимости от города, различается по цене минимально, вероятно, дело в том, что это массовый и в некотором роде «социальный» продукт — большинство бюджетных автомобилей заправляются именно 92-м бензином.

Повышение цен на бензин в 2018 году

95-й бензин: самый медленный рост

Что касается наименее подорожавшего в ПФО бензина — 95-го, то его средняя стоимость по городам выросла с 40,2 до 43,6 рубля, или на 8%.

В зависимости от города цена на этот бензин варьируется от 43,05 до 44,38 рубля — разброс в 1,3 рубля, что заметно больше, чем в случае с 92-м бензином, где разброс составляет всего лишь около 50 копеек.

Сказывается, видимо, то, что 95-й, хоть и довольно распространенный вид топлива, но все же не имеет такой социальной значимости, как 92-й, который в последнее время заменяет еще и почти повсеместно исчезнувший 80-й.

Дешевле всего 95-й бензин можно купить в Набережных Челнах.

Однако при пристальном взгляде можно обнаружить, что стоимость почти по всем городам Татарстана примерно одинаковая — разница с Альметьевском составляет лишь 2 копейки, с Нижнекамском и Казанью — 3 копейки.

То есть разница заключается лишь по конкретным заправкам: фактически бензин по всему региону стоит одинаково. Дороже всего 95-й стоит в Йошкар-Оле — 44,38 рубля за литр. Рост стоимости за год в городах ПФО составил 8—10%, как и в случае с 92-м бензином.

Повышение цен на бензин в 2018 году

Отметим, что 95-й бензин в течение года также преодолевал «психологические отметки». Например, в начале декабря максимальная зафиксированная стоимость по городам ПФО составляла более 45 рублей, точнее — 45,24 рубля. Такая цена была зафиксирована на одной из федеральных сетей заправок в Йошкар-Оле, правда, речь шла о фирменном «улучшенном» топливе.

Рост цен на топливо в городах ПФО, 2018 год

21.12.2015

Итоги-2018. Цены на топливо будут расти

Повышение цен на бензин в 2018 году

Все это привело к существенному снижению маржинальной доходности АЗС по итогам 2018 г. / Евгений Разумный / Ведомости

За год российские автомобилисты пережили повышение цен на бензин Аи-92 на 8,9% до 41,6 руб. за 1 л, на бензин Аи-95 – на 9,1% до 44,7 руб. за 1 л, а на дизельное топливо, по данным Thomson Reuters Kortes, на 15% до 46,9 руб. за 1 л. Правительство сначала заморозило цены на топливо в рознице, а когда это не помогло – весь оптовый рынок до марта 2019 г.

С 1 января повышается НДС на 2 процентных пункта до 20%. Из-за этого с января 2019 г. Аи-92 подорожает еще на 0,70 руб., а зимняя солярка – на 0,8 руб. Дальше бензин тоже будет дорожать, но в меру средней по году инфляции – на 0,33% в месяц, утверждал вице-премьер Дмитрий Козак.

С февраля Аи-92, Аи-95 и солярка подорожают на 0,14, 0,15 и 0,16 руб. за 1 л. И так будет до конца марта, договорились Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и 10 нефтяных компаний, в том числе «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть».

Цены на АЗС в России начали стремительно расти сразу после выборов президента Путина: с 18 марта по 1 июля Аи-92 подорожал на 9%, Аи-95 – на 8,5%, а дизельное топливо – на 6,4%.

До 18 марта рост был незначительный – на 0,05, 0,09 и 0,34%, по данным Thomson Reuters Kortes.

Связано это было с ростом цен на нефть: с января по май она подорожала на 14% и достигла $77,59 за баррель, а в рублях с учетом снижения курса нацвалюты к доллару рост был еще больше – плюс 24%; цена дошла до 4842 руб. за бочку.

Предыдущий состав правительства незапланированно поднял с 2018 г. акцизы на топливо в два этапа – по 50 коп. за 1 л с 1 января и с 1 июля 2018 г. Это существенно выше, чем предполагалось. Экспорт стал так выгоден, что в апреле бывали дни, когда в России можно было купить тонну Аи-92 и заработать больше 10 000 руб. на ее продаже за рубежом.

В наиболее напряженное время (март – май 2018 г.) у некоторых АЗС рентабельность стала отрицательной, говорит гендиректор «Солид – товарные рынки» (ей принадлежит 18 АЗС в Смоленской и Нижегородской областях) Илья Мороз.

В некоторых областях убытки достигали 0,3–0,4 руб. на 1 л бензина, говорит он. Страдали и вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК): «Мы продаем бензин в убыток, теряем по 5 руб.

с литра!» – орал в трубку представитель крупной нефтяной компании.

Правительство договорилось с самыми крупными дистрибуторами топлива – ВИНК, что они с начала лета не будут повышать цены на АЗС.

Козак и министр энергетики Александр Новак провели серию встреч с производителями, договорились отменить плановое повышение акцизов с 1 июля и разработали экстренные способы воздействия на ситуацию – возможность поднять экспортную пошлину на все нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть.

«Это дубинка, которой правительство воспользуется, если на внутреннем рынке кто-нибудь будет шалить», – говорил высокопоставленный чиновник летом 2018 г.

Статус-кво сохранялся до конца лета. Осенью нефтяные цены начали штурмовать многолетние максимумы из-за падения добычи в Венесуэле и Иране: Brent в октябре подорожала до $86,29.

Следом поднялись оптовые цены на нефтепродукты в России, а цены на АЗС продолжали стоять на месте – по договоренности с правительством.

Больше всего в этой ситуации пострадали независимые АЗС (на них приходится 60% рынка по количеству заправок и около 40% продаваемого в стране топлива).

Все это привело к существенному снижению маржинальной доходности АЗС по итогам 2018 г., уверен президент Российского топливного союза (объединяет владельцев независимых АЗС) Евгений Аркуша: «Даже в Москве, где показатели эффективности бизнеса лучше, чем в регионах, средняя маржинальная доходность за 2018 г.

по дизельному топливу – 5%, по бензину Аи-92 – 9,3%, по бензину Аи-95 – 13,2%». Это существенно ниже прожиточного минимума АЗС – 15%, считает эксперт.

«Для развития независимых АЗС маржинальность должна составлять не менее 10%, что при повышении НДС, акцизов и других факторов выглядит маловероятным», – говорит Мороз.

В конце октября премьер-министр Дмитрий Медведев в ультимативной форме потребовал от правительства не допустить роста цен на бензин.

Минэнерго, ФАС и 10 нефтяным компаниям пришлось заключить соглашения и обозначить предельный уровень мелкооптовых цен на топливо для каждого региона. Продавать топливо дороже нельзя, правительство сохраняет за собой право ввести заградительные экспортные пошлины.

Одновременно упала стоимость нефти, и российский рынок нефтепродуктов снова стал премиальным. Аи-92 торгуется на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже по 28,24 руб. в пересчете на 1 л (на 4,5% дешевле, чем в начале года, и на 27% дешевле, чем в мае).

Но маловероятно, что автомобилист увидит снижение цены на АЗС, рассуждает Мороз. С ним согласен президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

Повышение цен на бензин в 2018 году

«Сегодня производитель топлива получает деньги авансом, без подтверждения факта отгрузки. Такая система не стимулирует поставщика работать над снижением срока отгрузки», – говорит Мороз.

В среднем срок составляет около 2–3 недель, отмечает один из владельцев АЗС. «Так что потребитель увидит снижение стоимости топлива лишь в следующем году.

А в следующем году розничные цены, безусловно, скорректируются – на 1,7%, чтобы отыграть потери из-за повышения НДС на 2 процентных пункта», – считает эксперт.

«Несмотря на положительную динамику доходности производства бензина, розничные цены на Аи-92 и Аи-95, скорее всего, останутся на прежнем уровне, а дальше будут расти в пределах инфляции. Причина простая – требуется покрыть дефициты, возникшие в 2018 г., и хеджировать риски нового ценового диспаритета», – говорит Баженов.

«Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, отсутствие привязки курса рубля к мировым ценам на нефть не дает возможности защитить внутренний рынок от воздействия роста нефтяных цен так, как прежде», – утверждает Аркуша.

Регуляторы были вынуждены предложить новые способы: отрицательный акциз на нефть для НПЗ, субсидирование поставок топлива на внутренний рынок (с января следующего года).

«По мнению регуляторов, эти меры позволят удержать рост цен на внутреннем рынке в пределах инфляции», – говорит эксперт.

Но будут ли новые способы сдерживания роста цен работать, непонятно, сомневается Баженов.

«Наша экономическая модель показывает, что субсидирование поставок на внутренний рынок не приведет к значимому улучшению ситуации в целом.

Скорее всего, в высокий сезон потребления топлива мы снова получим неблагоприятную ситуацию с низкой рентабельностью розницы и новые диспаритеты», – предполагает он.

Аркуша считает, что соглашение о сдерживании цен не допустит резкого подорожания топлива на АЗС с 1 января 2019 г.

, несмотря на рост акцизов, НДС, налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортных пошлин.

До 31 марта, пока действует соглашение, должна произойти практическая отладка субсидирования поставок на внутренний рынок, предусмотренного для стабилизации цен, рассчитывает эксперт.

Читайте также:  Замена двигателя печки ваз 2110

Повышение цен на бензин в 2018 году

Говорят, что бензин может подорожать до 100 рублей. Почему, и правда ли это?

Из чего складывается цена бензина?

Для начала стоит разобраться, из каких слагаемых складывается текущая цена бензина, которую мы видим на заправках.

Как ни странно, цена собственно нефти в ней занимает совсем небольшую долю – около 10%, и еще примерно столько же стоит заложить на ее переработку.

Примерно 15-20% цены бензин набирает «по пути в бак» – это транспортировка, а также расходы и наценки оптовых и розничных продавцов. А вот оставшиеся 60-65% можно поделить между налоговыми сборами, взимаемыми на разных этапах.

Повышение цен на бензин в 2018 году

Первый – НДПИ, налог на добычу полезных ископаемых, который с 2017 года установлен в размере 919 рублей за тонну. Второй – НДС, который пока составляет 18%, но уже скоро может увеличиться до 20%. Ну а третий – это акциз на моторное топливо, доля которого в итоговой цене составляет около 30%.

Рост цен с начала года оказался таким резким, что правительство даже отказалось от его запланированного повышения на 600-700 рублей за тонну, и даже наоборот, инициировало введение временной «льготы», снизив акциз на бензин и дизель на 3 000 и 2 000 рублей соответственно.

В результате акциз на тонну бензина стал равен 8 213 рублям, а дизельного топлива – 5 665 рублям.

Почему бензин не подешевел после снижения акцизов?

Однако ожидаемого эффекта от «аварийного» снижения акцизов добиться не удалось. Вводя льготные ставки, в правительстве предполагали, что не просто затормозят рост цен, но и снизят отпускную розничную цену: на бензин – на 2,2 рубля, а на дизель – на 1,7 рубля.

В реальности же столь ощутимого удешевления автовладельцы так и не увидели – и это, очевидно, объясняется тем, что оптовые цены на моторное топливо выросли с начала года куда сильнее, чем розничные.

По оценкам поставщиков, прирост составил около 30%, в то время как ценник на АЗС, как мы помним, прибавил «всего» 10%.

Таким образом, получив послабление, участники рынка резко снизили темпы роста розничных цен, но не опустили их, тем самым компенсировав недополученную прибыль.

Однако даже в таких условиях независимые АЗС продолжают подавать сигналы SOS, причем уже не первый год – о том, что прибыль упала практически до нуля, они говорили и в 2017.

Причина проста: независимые компании, не производящие топливо, а занимающиеся его оптовыми закупками для розничной перепродажи, напрямую зависят от отпускных цен.

В свою очередь, крупные «вертикально интегрированные» компании, имеющие собственное производство, немного более свободны в своих действиях, и в результате ценник на их АЗС с учетом клиентских бонусных карт и программ лояльности оказывается на рубль-два ниже, чем у независимых перепродавцов.

Но с учетом того, что вторые обеспечивают около 60% имеющегося предложения на рынке, их роль недооценивать нельзя – и именно независимые предприниматели находятся в числе тех, кто обещает нам «монополизацию и бензин по 100» в случае своей рыночной кончины.

Но негативный сценарий с катастрофическим ростом цен звучит из уст не только владельцев частных АЗС, но и от крупных игроков нефтяного рынка. В чем же дело, и насколько вероятен такой сценарий?

Почему нам обещают рост цен?

Если в недавнем прошлом рост стоимости бензина можно было объяснить банальным повышением акцизов (за последние пять лет акциз на солярку вырос на 74%, а на бензин – более чем вдвое) вкупе с колебаниями курса рубля и цены на нефть, то в обозримом будущем изменятся принципиальные механизмы ценообразования для моторного топлива. Речь идет о так называемом налоговом маневре, который должен увеличить «прозрачность» финансово-нефтяных потоков для государства, при этом позволяя гибко регулировать распределение сырья между внутренним рынком и экспортом.

Как работает система сейчас?

Чтобы объяснить суть налогового маневра, стоит сначала вкратце описать действующую схему. Сейчас нефтедобывающие компании платят налог дважды: сначала по фиксированной ставке за каждую тонну в виде НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), а потом в виде экспортной пошлины, которая в случае с нефтью составляет 30%.

Повышение цен на бензин в 2018 году

Внутренний же рынок при этом получает «столько, сколько надо, чтобы держаться на плаву»: экспорт остается более выгодным.

Причем экспорт не только нефти, но и готового моторного топлива: его экспортная цена за тонну на 5-9 тысяч рублей превышает стоимость для внутреннего рынка, что, разумеется, тоже не идет на пользу последнему.

Так, ФАС неоднократно отмечала, что цены на российских АЗС росли из-за снижения поставок топлива – нефтяники же от этих обвинений ожидаемо открещивались.

Что такое налоговый маневр?

Суть налогового маневра состоит в том, чтобы в период с 2019 по 2024 годы ступенчато отменить экспортные пошлины на нефть, параллельно повышая НДПИ.

Это позволит государству получать единый налог со всей добываемой нефти, а не только с экспортируемой, а также «управлять потоками», субсидируя нефтяникам то, что отправляется на внутренний рынок.

Сама эта идея, в общем-то, не нова: экспортные пошлины снизили еще в 2015 году, вместе с соответствующим увеличением НДПИ. Однако в ближайшие 5 лет процесс должен достигнуть своего логического финала.

Инструментом управления распределением потоков бензина в новых условиях должен будет стать «плавающий акциз». Он призван компенсировать нефтяникам разницу между стоимостью топлива при продаже на внутреннем рынке и на экспорт: сейчас экспортные цены значительно (примерно на 8 тысяч рублей на тонну) превышают внутренние.

Однако пока предложенный Министерством финансов вариант учитывает максимальную разницу между ними на уровне в 3 тысячи рублей, предлагая компенсировать при этом до половины разницы в стоимости – то есть, не более 1,5 тысяч рублей.

И в случае, если текущая дельта между внешним и внутренним ценниками сохранится на столь же высоком уровне, стимула оставлять бензин в стране у нефтедобывающих компаний не появится.

Еще один «повышающий» фактор, который стоит учитывать – это акцизы на моторное топливо, которые, в отличие от экспортных пошлин, никуда не исчезнут.

Более того, стоит помнить, что упомянутые выше «льготы» в виде снижения акцизов были введены в качестве экстренного «тормоза» для роста розничных цен, но только на полгода, до конца 2018-го.

Окончательного решения, по сообщениям издания «Коммерсант», в Минфине еще не приняли, но предварительный план предполагает дальнейший рост акцизов – причем не относительно нынешней «льготной» ставки, а относительно той, что была до снижения.

Повышение цен на бензин в 2018 году

При этом сценарии в 2019 году акциз на бензин составит 12,3 тысячи рублей за тонну, а на дизельное топливо – 8,5 тысяч, и учитывая, что акцизы фактически напрямую включены в стоимость бензина, простое сравнение этих показателей с нынешними, составляющими 8,2 и 5,3 тысячи соответственно, не сулит ничего кроме очередного повышения отпускной цены на АЗС, причем сразу на пару-тройку рублей. В правительстве, впрочем, считают иначе, планируя принудить нефтяников сохранить цены практически неизменными и грозя повышением экспортных пошлин до 90% в случае неповиновения. Да, тех самых пошлин, которые к 2024 году уже решено обнулить. Таким образом, в условиях подобных «качелей», когда свои доходы должны будут урезать либо нефтяные компании, либо государство, задача «консервации» розничных цен на моторное топливо видится практически нерешаемой.

Что говорят о новой схеме нефтяники?

Нерешаемой без снижения акцизов задачу по сдерживанию розничных ценников считают и нефтяники – в частности, руководство «Газпром нефти».

Генеральный директор компании Александр Дюков возлагает задачу сдерживания цен на государство, считая, что никакого дефицита топлива на внутреннем рынке нет, а цены на него нужно снижать, уменьшая акцизные сборы – еще ниже той «льготной» отметки, что установлена сейчас.

С ним согласны и владельцы независимых АЗС, которые в стремлении выжить озвучивают необходимость в крайних мерах: полной либерализации цен на бензин или отмены акцизов на топливо. По их мнению, только это позволит им сохранить прибыльность и тем самым избежать ситуации из их любимой «страшилки» – монополизации рынка крупными игроками с последующим безальтернативным ростом цен.

Ну а еще один прогноз, озвученный Александром Дюковым – выравнивание цен на топливо на российском и «экспортном» рынке в случае, если государство сохранит курс на завершение налогового маневра с отменой экспортных пошлин и соответствующим повышением НДПИ.

По его мнению, в таких условиях «защитить» внутренний рынок не получится никак, поскольку цена нефти «для своих» и «для других» уравняется, а следом за ней поползут вверх и цены на моторное топливо, которые вырастут как минимум в полтора раза, а то и уравняются с европейскими.

Есть ли идеи, как удержать цены?

Одна из последних инициатив, с которой, к слову, выступили сами нефтяники, перекликается с тем, за что сейчас борется государство в лице ФАС — с насыщением внутреннего рынка топливом.

Суть предложения в том, чтобы установить для нефтяных компаний определенный процент от общего объема произведенного топлива, который они должны направить на внутренний рынок. Это должно решить две задачи: исключить дефицит топлива, а вместе с этим и сдержать рост цен на него.

Правда, эта мера сама по себе не решает вопроса с потенциальным подорожанием топлива из-за роста НДПИ и выравнивания экспортных и “внутренних” цен на нефть.

Читайте также:  Chevrolet camaro ss 1967 характеристики

Так чего же все-таки ждать?

Если опираться на более-менее определенные факты о ближайшем будущем, нам определенно стоит ожидать дальнейшего роста цен на бензин и дизтопливо.

О ста рублях за литр, и даже о полуторакратном подорожании говорить явно преждевременно, но в случае сохранения планов по повышению государственных акцизов и начала внедрения налогового маневра по текущей «математически невыгодной» схеме, пару-тройку, а то и пяток рублей бензин наберет легко и быстро.

А вот дальнейший рост, очевидно, будет ограничен двумя факторами: стремлением государства сохранить приемлемые цены, не вызывающие волнений среди населения (что подтверждается экстренным снижением акцизов в этом году) и борьбой между нефтедобывающими компаниями и государством за сохранение максимально возможной для себя прибыльности этого сегмента. И если ими не будет найден абсолютный компромисс, мы, вполне вероятно, вновь увидим медленные, но неприятные числовые рекорды на автозаправках.

Опрос

Каков ваш прогноз по цене бензина на 2019 год?

Новые акцизы на бензин в 2018 году

Повышение цен на бензин в 2018 году

Добрый день, уважаемый читатель.

Стоимость бензина и дизельного топлива складывается из трех основных составляющих:

  • Затраты на производство, транспортировку и реализацию.
  • Акцизы (налоги).
  • Прибыль компании-производителя.
  • При увеличении затрат из любого пункта конечная стоимость топлива для водителей увеличивается.
  • В этой статье речь пойдет про второй пункт из приведенного списка:
  • Акцизы на бензин.
  • Акцизы на дизельное топливо.

Акцизы на бензин в 2018 году

Рассмотрим пункт 1 статьи 193 Налогового кодекса РФ:

Виды подакцизных товаров с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно с 1 января по 30 июня 2018 года включительно с 1 июля по 31 декабря 2018 года включительно
Автомобильный бензин класса 5 10 130 рублей за 1 тонну 11 213 рублей за 1 тонну 11 892 рубля за 1 тонну

В налоговом кодексе информация приводится в малопонятных водителям величинах, поэтому давайте рассчитаем, к какому подорожанию приведет увеличение акцизов:

АИ 92 АИ 95 АИ 98
Плотность, кг/м3 735 750 765
Литров в тонне 1360 1333 1307
Акцизы на литр в 2017 году 7,45 руб. 7,60 руб. 7,75 руб.
Акцизы на литр в первом полугодии 2018 года 8,24 руб. 8,41 руб. 8,58 руб.
Акцизы на литр во втором полугодии 2018 года 8,74 руб. 8,92 руб. 9,10 руб.

Таким образом из-за увеличения акцизов стоимость бензина в начале первого полугодия поднимется примерно на 80 копеек за литр, а ко второму полугодию 2018 года — еще на 50 копеек за литр.

Акцизы на дизельное топливо в 2018 году

Вернемся к пункту 1 статьи 193 Налогового кодекса РФ:

Виды подакцизных товаров с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно с 1 января по 30 июня 2018 года включительно с 1 июля по 31 декабря 2018 года включительно
Дизельное топливо 6 800 рублей за 1 тонну 7 665 рублей за 1 тонну 8 258 рублей за 1 тонну

Рассчитаем, к какому подорожанию приведет увеличение акцизов на дизель:

Дизельное топливо
Плотность, кг/м3 840
Литров в тонне 1190
Акцизы на литр в 2017 году 5,71 руб.
Акцизы на литр в первом полугодии 2018 года 6,44 руб.
Акцизы на литр во втором полугодии 2018 года 6,94 руб.

Дизельное топливо к началу 2018 года подорожает примерно на 70 копеек за литр, а к середине года — еще на 50 копеек за литр.

В завершение хочу еще раз напомнить, что стоимость бензина складывается из трех составляющих. В этой статье были рассмотрены только акцизы, которые составляют около четверти стоимости. Если же в следующем году возрастут затраты на производство бензина, а также прибыли производителей, то это приведет к дополнительному удорожанию топлива.

Удачи на дорогах!

Что будет с ценами на бензин в 2018 году?

МОСКВА, 2 янв — ПРАЙМ. Прошедший год был неоднозначным для рынка бензина: скачки цен на бирже, заявления о недостаточном предложении. В наступающем году будет нелегче: с 1 января увеличатся акцизы на бензин, что, как считают эксперты, обязательно отзовется подорожанием топлива.

Аналитики, опрошенные агентством «Прайм», дают разные оценки, но некоторые из них не исключают роста цен даже до 55 рублей за литр.

По данным Росстата, по состоянию на 26 декабря 2017 года средняя цена бензина составляла 36,37 рубля за литр, дизельного топлива — 36,88 рубля.

При этом 11 декабря 2017 года цена бензина достигла уже 38,87 рубля за литр, дизтоплива — 40,03.

Получается, что за год цена на бензин выросла на 6,8% (2,5 рубля), на дизтопливо — на 8,5% (3,4 рубля), что несколько превышает темпы инфляции. Тем не менее, некоторые эксперты считают такой рост цен недостаточным.

Член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Рустам Танкаев рассказал РИА Новости, что на данный момент цены на бензин в России являются самыми низкими в Европе, дешевле только в Казахстане и Белоруссии.

В пример аналитик привел также такие нефтедобывающие страны, как Норвегия и США, где средняя цена на бензин Аи-95 в декабре составляла 108,7 и 43 рубля за литр соответственно. Цена бензина в Эстонии составляет 85 рублей за литр, в Германии — 93 рубля.

«При таких ценах на бензин (в России — ред.) нужно понимать, что компании изо всех сил пытаются вывезти бензин из России и продать его подороже, а учитывая, что у всех российских компаний есть сеть сбытов в Европе, они и увозят», — подытожил он.

Тем не менее, опасаться нехватки бензина не стоит — по данным Минэнерго, его производство в России в 2018 году вырастет на 2,8% — до 40,1 миллионов тонн, дизельного топлива — на 3,1%, до 79 миллионов тонн.

ИЗ-ЗА ЧЕГО МОГУТ ВЫРАСТИ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН?

По мнению аналитиков, одним из важных факторов станут грядущие президентские выборы.

«Конечно, выборы могут сказаться на ценах на бензин. Если, скажем, они будут сопровождаться лихорадкой санкций или еще каких-то неординарных мер», — считает начальник аналитического отдела «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.

Президент США Дональд Трамп в августе подписал закон о расширении ряда секторальных санкций против экономики РФ. Ожидается, что новый пакет ограничительных мер США введут в конце января — начале февраля. Однако эксперты считают возможным ужесточение политики Запада и в связи с выборами в России.

Танкаев предполагает, что цена на Аи-95 в 2018 году может достигнуть 55 рублей. Аналитик предупреждает, что при условии увеличения акцизов с нового года, 55 рублей за литр еще будет «оптимистичным сценарием».

Правительство РФ на заседании в сентябре одобрило дополнительный рост акцизов на 50 копеек с 1 января и с 1 июля 2018 года.

Как сообщал глава Минфина РФ Антон Силуанов, поступления в федеральный бюджет от реализации данной меры составят 40 миллиардов рублей и позволят дополнительно профинансировать строительство новых автомобильных дорог, инфраструктуры, в первую очередь в Крыму, Калининграде, на Дальнем Востоке.

«Сейчас производители еще это (рост акциза — ред.) не учитывают. Обычно цена на бензин поднимается ровно на ставку акциза. Но учитывая, насколько у нас занижена цена сейчас, по всей видимости, они (компании — ред.) используют это как повод и поднимут цену выше, чем будет прирост акциза», — предостерег Танкаев.

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша солидарен с коллегой и подчеркивает, что повышение акцизов не пройдет для рынка бесследно, однако, отмечает и другие факторы.

«Рост налоговой нагрузки — это одна причина, рост акцизов — вторая причина, влияние мировых цен — третья причина, но каждая из них влияет по-своему. В принципе, никто не сомневается, что цены будут расти», — объяснил он, отметив, что рост розничных цен не будет быстрым.

ЧТО ГОВОРЯТ ВЛАСТИ?

Представители власти, напротив, считают, что акцизы не окажут влияния на цену бензина. Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин в октябре заявлял, что рост акцизов является одним из факторов, влияющим на цены, но он не окажет решающего воздействия. Такого же мнения придерживается и Силуанов.

В сентябре он говорил, что рост цен на бензин будет соответствовать в целом инфляционным ожиданиям, будет колебаться около этих параметров.

Говоря о еще одном факторе, росте налоговой нагрузки, Танкаев объяснил, что на долю нефтяников приходится всего 0,9% прибыли с литра бензина.

«В конечной цене бензина, 42 рубля за литр, прибыль нефтяников, начиная от геологов и заканчивая теми, кто вставляет пистолет в бак на заправке, все они получают 80 копеек с литра. Основную часть денег получает государство… Доля нефтяников, сколько их ни есть, составляет 0,9%. От них ничего не зависит», — объяснил он.

Также важным фактором, влияющим на рост цен на бензин, являются цены на нефть.

  • «Здесь, как известно, параметров достаточно много, в том числе неопределенность и с динамикой добычи нефти в Штатах, которые показали в прошлом году сильный рост, и с тем как страны ОПЕК будут завершать договоренности о сокращении добычи», — пояснил Подлевских из «Церих Кэпитал Менеджмент».
  • ТАК СКОЛЬКО БУДЕТ СТОИТЬ ЛИТР БЕНЗИНА?
  • По мнению аналитиков, цены на бензин в 2018 году неизбежно вырастут.

Подлевских считает, что в начале года возможен небольшой рост, но отмечает, что цены нормализуются в течение двух месяцев за счет инфляции. Говоря о средней цене за год, он предупреждает, что средняя цена на бензин пробьет отметку в 40 рублей за литр.

«Тут уже близость такая микроскопическая (к отметке 40 рублей за литр), что, я думаю, мы перевалим. Тем более, что мне уже неоднократно приходилось заправляться по цене выше 40, так что я думаю этим уже никого не удивить», — заявил он.

Глава Российского топливного союза предполагает, что цены на бензин в 2018 году будут расти примерно на уровне инфляции.

Танкаев считает, что в среднем по году цена на бензин будет держаться ниже рыночной, однако значительно к ней приблизится. Рост цен эксперт ожидает не ранее середины февраля.

«Сейчас мы проходим годовой минимум потребления бензина, поэтому рынок относительно спокоен, и цены растут не очень быстро. Абсолютный минимум приходится на середину февраля, потом обычно потребление начинает расти и цены соответственно тоже», — объяснил он.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector