Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие.

В ПДД используются следующие основные определения и термины:

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1

Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие.

  • и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
  • «Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
  • «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
  • «Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком

Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие.

«Велосипедная зона» — территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1  и 5.34.1.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

  1. «Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
  2. «Гибридный автомобиль» — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
  3. «Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 
Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие.Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие.Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие.Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие.Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие.Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие.Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие.Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие.

 или 5.1 (Автомагистраль) по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Более подробно о знаках приоритета

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

  • «Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
  • «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
  • «Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
  • «Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 (белая сплошна линия) используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

  1. «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
  2. «Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
  3. «Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
  4. «Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
  5. «Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
  6. «Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2  Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

 Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.

«Пешеходный переход»

Обгон и опережение: чем отличаются понятия, можно ли опережать справа и в конце подъема

Понятия обгон и опережение знакомы всем водителям — каждый из них, садясь за руль, не по одному разу на дню совершает данные маневры.

Тем не менее, существуют связанные с этими действиями нюансы, о которых часть автомобилистов забывает, в результате чего на дорогах периодически происходят мелкие и крупные ДТП.

Читайте также:  Новые диагностические карты технического осмотра с 4 августа 2020 года

Данная статья объясняет, что такое обгон и опережение, чем они отличаются друг от друга, как и где можно безопасно совершать каждый из маневров, а также какие санкции применяются к тем, кто обгоняет или опережает попутные ТС с нарушением ПДД.

Отличия опережения от обгона

Главное, чем различаются рассматриваемые в данной статье маневры, — это факт наличия (или отсутствия) выезда авто на сторону дороги, предназначенную для движения встречного транспорта.

То есть, если опережение — это просто движение машины со скоростью, превышающей скорость попутного ТС, осуществляемое по соседней с ним полосе на одной стороне проезжей части дороги, то обгон — это то же опережение, но с выездом на встречку и дальнейшим возвращением на ранее занимаемую полосу.

Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие.

Однако помимо езды «против потока», обгон отличается от опережения еще двумя факторами:

  1. Местом, где разрешен маневр. Согласно ПДД, обгон запрещается совершать практически везде, где допускается выполнение опережения.
  2. Суровостью санкций за нарушение правил опережения транспортных средств, связанное с выездом (не выездом) на встречку. За запрещенный обгон КоАП всегда карает гораздо жестче, чем за неправильно выполненное опережение. Так, если за неверно совершенное опережение водитель в любом случае отделается относительно мягким денежным наказанием, то за запрещенный обгон на нарушителя может быть наложен гораздо больший штраф, либо на некоторое время он может вообще остаться без прав.

Основные правила маневра обгон

Как уже говорилось, при обгоне автомобилист всегда некоторое время едет «против потока». При этом маневр может быть как разрешенным, так и запрещенным. Для того чтобы понять, допускает ли ПДД обгон в данном конкретном месте или нет, водители обязаны смотреть на дорожную разметку, знаки и наличие светофора (на перекрестке).

Что же касается выполнения самого обгона, то алгоритм его совершения достаточно прост. Чтобы начать обгонять ТС в ситуации, когда ПДД не запрещают выезд на встречку, водителю, прежде всего, следует убедиться в том, что:

  • расстояние до приближающихся по встречной полосе автомобилей, их скорость и скорость его собственного авто позволят ему безопасно обогнать попутное ТС и перестроиться на свою сторону дороги, не мешая обгоняемому транспорту;
  • едущее впереди попутное авто не обгоняет другое ТС, не объезжает препятствие или, по крайней мере, не включило левый сигнал поворота;
  • находящееся сзади него ТС не приступило к обгону;
  • завершая маневр, автомобилист успеет перестроиться на свою полосу через прерывистую линию разметки до того, как она превратится (а такой вариант иногда возможен) в сплошную. Предупреждением о том, что прерывистая линия вскоре станет непрерывной, является увеличение длины отрезков разметки, начинающееся за 100 метров до сплошной.

В случае, если у водителя возникает хотя бы малейшее сомнение в том, имеет ли он право обгонять транспортные средства на данном конкретном участке дороги, или заезд на встречку здесь запрещен, то он должен вспомнить старое водительское правило. В любой сомнительной ситуации обгон лучше отложить. Вместо этого следует дождаться момента, когда разметка и знаки однозначно разрешат езду «против потока», и только после этого выполнять маневр.

Если же все вышеперечисленные условия соблюдены, то водителю разрешается идти на обгон. При этом необходимо помнить еще о дорожных условиях и техническом состоянии собственного автомобиля.

Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие.

Если владелец ТС подозревает, что по каким-то техническим причинам его авто, оказавшись на встречке, может его подвести (например, самостоятельно сбросит скорость или заглохнет на ходу), то от обгона лучше воздержаться.

Также не рекомендуется обгонять во время сильного дождя, в гололед, в туман и на трассе с плохим дорожным покрытием, — ведь на большой скорости даже малейшая ямка, колдобина, лужа или лед на асфальте способны сбросить автомобиль в кювет.

Поэтому обгонять в незнакомом месте на высокой скорости не следует.

Основные правила маневра опережение

Так как опережение всегда производится по попутной полосе, а после его совершения водителю не обязательно возвращаться на ранее занимаемую, то алгоритм выполнения маневра гораздо проще алгоритма совершения обгона. Чтобы безопасно опередить кого-то, управляющему машиной человеку достаточно удостовериться в том, что:

  • движущееся впереди ТС не подало сигнала о перестроении на ту полосу, по которой он планирует опережать данный автомобиль;
  • если маневр выполняется с перестроением на соседнюю полосу, следует также убедиться в том, что она свободна для него, и сзади по ней к водителю не приближается другое ТС;
  • оказавшись на определенной полосе и совершив по ней опережение, автолюбитель сможет далее при надобности перестроиться на ту полосу, с которой ему будет разрешен поворот направо (налево).

Если собирающийся выполнить опережение водитель видит, что из-за плотного трафика впереди он не сумеет перестроиться на нужную ему полосу после выполнения маневра, значит, ТС ему лучше не опережать!

В отличие от обгона, опережение автомобилей разрешается совершать и слева, и справа — при наличии там свободных попутных полос. Делать это можно практически везде, где это допускает ширина дороги: на перекрестках, в туннелях, в конце подъемов и т. д. Исключениями являются:

  1. Опережение с правой стороны по полосе для общественного транспорта, велосипедным дорожкам, обочине и тротуару.
  2. Также водителям следует быть крайне внимательными при проезде нерегулируемых пешеходных переходов. Даже если управляющий ТС человек никого не видит на переходе, но замечает, что соседние автомобили начали сбрасывать скорость при приближении к последнему, то ему следует воздержаться от их опережения. Более того, согласно п. 14.2 ПДД, ему нужно притормозить или полностью остановиться перед переходом, чтобы пропустить на нем пешехода.

Ответственность водителей

Как и в подавляющем большинстве других ситуаций, описанных в ПДД, вину за нарушение правил обгона и опережения всегда возлагают на автомобилиста, нарушившего эти правила.

Единственным исключением является случай, когда водитель обгоняемого ТС при совершении обгона мешает его осуществлению, увеличивая скорость движения своей машины или опасно маневрируя перед обгоняющим его авто. Согласно Административному кодексу, если в результате таких действий водителя обгоняемого ТС произойдет ДТП, то виновным в аварии признают именно его!

Как уже упоминалось, за нарушение правил опережения КоАП предусматривает исключительно денежные наказания. Совершив запрещенный обгон, владелец ТС может лишиться уже не только денег, но и водительских прав.

При этом важно учитывать еще и то, кто именно фиксирует нарушение. Если это делает дорожная камера, то водитель в любом случае отделается только штрафом — даже за повторное правонарушение.

Если же нарушителя останавливает сотрудник ГИБДД, то водитель по решению суда может на некоторое время превратиться в пешехода.

Перечень всех нарушений правил опережения и обгона и санкций за них приведен в таблице:

№ п/пНарушение (статья-часть КоАП)Наказание
Штраф (руб.) Лишение прав (мес.)
1 Опережение на пешеходном переходе с непредоставлением права прохода по нему пешеходам/велосипедистам (12.18). 1500–2500
2 Опережение с правой стороны по обочине (12.15-1). 1500
3 Опережение справа по тротуару либо велосипедной (пешеходной) дорожке (12.15-2). 2000
4 Опережение справа с выездом на полосу для маршрутных ТС (12.17-1). 3000 (в Москве и Санкт-Петербурге)
1500 (в остальных городах РФ)
5 Обгон под знак «Обгон запрещен» через прерывистую линию разметки (12.16-1). 500
6 Обгон организованной колонны (12.15-1). 1500
7 Обгон с выездом на встречку через сплошные линии 1.1, 1.3 или «комбинированную» 1.11 (со стороны ее непрерывной составляющей) — вне зависимости от наличия на дороге запрещающего знака (12.15-4). 5000 4-6
8 Повторное нарушение из п. 7 в течение 1 года (12.15-5). 5000 (снято камерой) 12 (зафиксировано инспектором)

Вопросы читателей

Большинство водителей четко различают понятия обгон и опережение, однако некоторые их путают.

В результате на дорогах нередко складываются ситуации, когда автомобилисты мешают перестроению и движению друг друга по соседним полосам, что приводит к необязательным авариям.

Чтобы избежать подобной путаницы, водителям можно порекомендовать перечитать ПДД либо ознакомиться с вопросами и ответами пользователей автомобильных форумов, на которых последние обсуждают различные нюансы данных маневров. Примеры таких обсуждений приведены ниже:

Вожу машину год. Когда ездили с подругой на ее авто, замечала, как несколько раз она обгоняла машины на одном и том же перекрестке, причем однажды возле него стояли гаишники, так они ее даже не остановили.

Я ей говорю, что вообще-то обгон на перекрестке запрещен, разрешено только опережение по попутной полосе. А она отвечает: светофора нет, у нас главная, едем прямо, обгонять можно. Так вот, на днях я тоже обогнала на перекрестке со знаком «Главная дорога».

Только главная там плавно загибалась налево, ну, я и обогнала, поворачивая налево, а меня остановила ДПС и оштрафовала. Почему?

Ответ: Ваша подруга права в том, что на перекрестке без светофора можно обгонять по главной двухполосной дороге, но только если она не поворачивает и на ней нет сплошной разметки.

Если же на перекрестке она меняет направление, а Вы обгоняете, оставаясь на ней, то Вы совершаете обгон в условиях ограниченной видимости, что, согласно п. 11.4 ПДД, является нарушением.

Так что оштрафовали Вас правомерно.

Учусь в автошколе, а мой двоюродный брат постоянно пугает меня разными страшилками. Одна из них связана с машинами полиции. Мол, есть негласное правило: нельзя их обгонять и даже опережать на дороге, за это могут оштрафовать. Я перерыл все ПДД, но нигде такого правила не нашел. Что мне отвечать брату?

Ответ: Разумеется, опережать автомобиль ГИБДД можно — если вы производите маневр по всем правилам, то наказать вас за него не могут. Исключением является обгон организованной колонны, в начале и конце которой следуют машины ГИБДД с включенными проблесковыми маячками.

Читайте также:  Как отремонтировать алюминиевый радиатор автомобиля своими руками

Также водителю могут выписать штраф, если он попытается опередить любое ТС (включая и машину полиции) по соседней попутной полосе, а перед этим перестроится на нее через сплошную одинарную линию разметки. Однако в последнем случае его оштрафуют на 500 руб. по ч. 1 ст. 12.

16 КоАП — но не за само опережение, а за запрещенное перестроение перед ним.

Да, еще в автошколах будущим водителям объясняют отличие обгона от опережения. Однако если по первому маневру у большинства автолюбителей в реальной жизни вопросов не возникает, то со вторым многие путаются.

Кое-кто даже называет опережение с правой стороны «обгоном справа», не осознавая, что подобного определения в ПДД нет. Отсюда возникают запрещенная езда по обочинам, неверное движение по реверсивным полосам и т. д., приводящие к нелепым авариям.

Поэтому всем водителям (даже со стажем) полезно время от времени перечитывать ПДД, чтобы не получать штрафы по собственной глупости и не подвергать опасности свою и чужие жизни.

Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие.

Другие пользователи уже прочитали эти статьи

О смысле и применении понятия "ограниченная видимость" в пдд рф

В Правилах дорожного движения (ПДД РФ) с незапамятных времен существует понятие «ограниченная видимость», определяемое следующим образом: «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами. С момента внесения этого понятия в список определений формулировка несколько раз уточнялась, однако ее смысл остался без изменения. Все вроде бы точно и логично, пока речь идет о «дороге вообще» в рамках обычного разговора. Если требуется определить, применимо ли это понятие к видимости на конкретном участке дороги, с конкретной его точки — нередко возникают неустранимые противоречия. Допустим, перед нами прямая дорога через совершенно плоскую равнину, и вся она отлично просматривается до самого горизонта. Значит ли это, что видимость на этой дороге не ограничена? Увы, нет — видимость ограничена той самой линией горизонта, иначе говоря — «рельефом местности, геометрическими параметрами дороги».

То есть, при буквальном истолковании определения получается, что дорог, на которых видимость не ограничена, не существует. В каждом конкретном случае требуются какие-то дополнительные данные, чтобы применить определение к участку дороги. Иначе говоря, в определении отсутствуют количественные показатели.

В ПДД РФ и российской правовой практике понятие ограниченной видимости применяется почти исключительно в контексте п. 11.4 ПДД РФ, которая запрещает обгон, в частности,

«в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью». За нарушение этого запрета водители привлекаются к административной ответственности по ст. 12.15 КОАП РФ.

Таким образом, если водитель намеревается совершить обгон, и дорожные знаки/разметка этого не запрещают, ему необходимо самостоятельно определить, находится ли его автомобиль «в конце подъема», и является ли видимость на данном участке дороги «ограниченной» в том смысле, в каком ее понимают ПДД РФ. Есть ли у водителя возможность это сделать однозначно и уверенно?

Приходится признать, что такой возможности у водителя нет. Как было показано выше, по смыслу примененной в ПДД формулировки получается, что видимость ограничена на любой дороге, а количественных показателей определение не содержит. Понятие «конец подъема» в ПДД РФ не определено, поэтому о том, в какой точке подъема начинается его «конец», тоже можно судить лишь интуитивно.

Разумеется, в большинстве случаев большинство водителей интуитивно и на основании опыта сойдется в том, что вот на этом участке обгон совершать определенно можно, а вон на том — определенно не стоит. Однако, интуитивные суждения неприменимы в рамках административного производства, где требуются однозначные формулировки.

Если инспектор ГАИ счел водителя нарушившим ПДД и возбудил дело об административном правонарушении, водитель не имеет возможности оспорить это обвинение юридически грамотно, на основании объективных норм закона.

Ему остается апеллировать лишь к субъективным категориям — например, настаивая на том, что он видел дорогу «на достаточном расстоянии», а расстояние до вершины подъема было «достаточно велико».

Или, как вариант, вообще отрицать сам факт обгона, если он не зафиксирован на фото- или видеозаписи.

Здесь, к сожалению, начинает работать печально известный «принцип НОНД» («нет основания не доверять»), широко используемый в российских судах, который сводится к тому, что любой инспектор ГАИ имеет специальное образование и является должностным лицом — то есть, по отношению к водителю выступает кем-то вроде специалиста, по определению грамотного и беспристрастного. Поэтому, если инспектор написал в протоколе, что обгон был совершен «в конце подъема, на участке с ограниченной видимостью», и дорожные условия хотя бы в общих чертах этому соответствуют (подъем существует, и автомобиль находился где-то в его пределах) — у водителя практически нет шансов доказать свою невиновность.

Между тем, вопрос о правомерности обгона в «сомнительных» местах очень давно и исчерпывающим образом разрешен в государственных стандартах, регламентирующих применение дорожных знаков и разметки. Сейчас действует ГОСТ Р 52289-2004.

В п. 6.2.3 приведены условия, требующие применения разметки 1.1 (одинарная сплошная линия). В частности, такая разметка должна применяться «на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой (таблица 3) перекрывают друг друга (рисунок В.6а)». П. 5.4.21 вводит те же условия для знаков запрета обгона 5.20 и 5.22. На рисунке В.6 приведены наглядные примеры участков дорог, на которых зоны видимости встречного автомобиля перекрываются (а) или не перекрываются (б). В таблице 3 приведены различные скорости движения и соответствующие им минимальные расстояния видимости встречного автомобиля, при которых обеспечивается безопасность движения. Например, скорости 90 км/ч соответствует расстояние 300 м. Таким образом, нормативные документы содержат все необходимые сведения, позволяющие дать однозначный ответ о том, является ли видимость на конкретном участке дороги «ограниченной» (необеспеченной), или нет.

Проблема лишь в том, что ГОСТ Р 52289-2004 является руководящим документом исключительно для дорожных служб.

По закону, на каждом участке каждой дороги, где не обеспечена видимость, должны быть установлены дорожные знаки и нанесена разметка.

Если все эти требования выполнены, водителю нет нужды самостоятельно оценивать расстояние видимости — ему достаточно лишь руководствоваться знаками и разметкой.

Почему же тогда из ПДД до сих пор не исключены определения, допускающие неоднозначное толкование и регулярно приводящие к судебным спорам? Потому, что у собственники дорог не спешат оборудовать все дороги техническими средствами регулирования.

Чиновникам эта ситуация выгодна: расплывчатость формулировок позволяет легко фабриковать ложные обвинения, штрафы за нарушение ПДД РФ по ст. 12.

15 КОАП РФ достаточно велики, что помогает в наполнении бюджета, а возможность лишения права управления позволяет сотрудникам ГАИ вымогать у водителей взятки.

Какой выход можно предложить в данной ситуации? Мне видится три варианта: · Добавить в определение ограниченной видимости количественные показатели, изложенные в ГОСТ Р 52289-2004. · Исключить из п. 11.4 ПДД РФ последний абзац о запрете обгона в конце подъема и т.п., подразумевая, что во всех подобных местах должны применяться технические средства регулирования (знаки и разметка), за отсутствие которых должны нести ответственность собственники дорог.

· Ничего не менять в ПДД РФ, но принять закон, обязывающий суды исследовать фактические обстоятельства каждого дела по ст. 12.15 КОАП РФ с учетом положений ГОСТ Р 52289-2004.

Первый вариант вряд ли реализуем на практике, ибо перегружает водителя количественными данными, которые необходимо помнить, и обязывает достаточно точно оценивать сравнительно большие расстояния. Практическая его ценность невелика, поэтому он приведен больше «для порядка». Второй вариант идеален при стопроцентном покрытии дорог техническими средствами, на что в масштабах страны не приходится рассчитывать еще много лет. Без этого исключать из ПДД требования безопасности было бы неразумно. Третий вариант подразумевает, что водитель продолжает оценивать обстановку субъективно, но при рассмотрении дела об АП суд в каждом случае обязан оценивать объективные обстоятельства. Например, если инспектор ГАИ не указал в протоколе конкретное место, в котором был совершен обгон, и скорость, с которой двигался автомобиль, производство должно подлежать безусловному прекращению на основании отсутствия события правонарушения. Если эти сведения указаны в протоколе — суд должен проверить их достоверность, и соотнести с положениями ГОСТ Р 52289-2004. Какие еще варианты можно предложить для решения проблемы? По этому вопросу я создал инициативу 54Ф28224 на сайте «Российская общественная инициатива». Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие. Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие.

Поправки в ПДД ~ Обгон только по «встречке» и другие изменения

Грядут изменения в Правилах дорожного движения. Что принесут эти изменения? В чем они на руку водителям, а чем могут навредить? Давайте разбираться.

Читайте также:  Штраф за тахограф в 2021 году

Сегодня поговорим об относительно новом постановлении Правительства РФ, которое было опубликовано ещё в мае, но вступит в силу только в ноябре 2010 года.

С одной стороны, это постановление не сильно меняет ПДД, с другой стороны, отдельные поправки всё-таки имеют существенное значение для абсолютно всех водителей. Но начнем по порядку.

20 мая 2010 года в Российской газете было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 316 о внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.

Обгон

Внесены поправки в понятие «обгон». С ноября 2010 года обгоном будет называться опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Таким образом, теперь, если совершается объезд транспортного средства в пределах своей стороны движения – это не обгон. Нет же выезда на «встречку».

Также введено такое понятие, как «опережение», которое определяется, как движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Раньше, до внесения изменений, понятие «обгон» определялось следующим образом: «опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы». А теперь обгон – это объезд с выездом «на встречку».

В общем-то, эта поправка водителям на руку. Раньше за нарушение правил обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, можно было и поплатиться.

Статья 12.15 КоАП предусматривает наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. Или в размере 100 рублей — за обгон в пределах своей стороны движения под знаком «обгон запрещен» (12.16.КоАП).

Теперь же, поскольку обгоном считается только маневр с выездом «на встречку», эти штрафы водителям не грозят.

Изменится и значение знака «обгон запрещен». Сейчас этот знак означает, что запрещается обгон всех транспортных средств. С учетом изменений, в пределах действия этого знака можно будет обгонять тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски.

Таким образом, в пределах действия знака «обгон запрещен» можно будет обгонять вездесущие скутеры. И, исходя из нового определения обгона, делать это можно «по встречке», конечно же, не нарушая остальные правила дорожного движения.

Другие новые понятия и определения

Также Правила дорожного движения пополнятся такими определениями, как «Препятствие» и «Ограниченная видимость».

Препятствием считается неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Ведено и такое понятие, как «ограниченная видимость». Раньше такого понятия в ПДД вообще не было. Да и сейчас нет (еще раз напомню, что поправки вступят в силу лишь в ноябре этого года). Пока в ПДД существует лишь «недостаточная видимость» (видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки).

Ограниченной видимостью называется видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

То есть, недостаточная видимость – это плохая видимость из-за погоды или времени суток, а ограниченная видимость – из-за местности, дороги, растительности, строений и т.д.

Я провела опрос среди своих знакомых на предмет, кто как понимает для себя понятие «ограниченная видимость».

Практически все ответили, что это сумерки, темнота, туман и прочие природные и погодные условия, ограничивающие видимость дороги водителем.

Таким образом, большинство сограждан путают понятия «ограниченная» и «недостаточная» видимость. И если раньше это было не так важно, то теперь это разные понятия с разными определениями.

Одного только не понимаю. «Ограниченная» и «недостаточная» по сути, означают одно и то же. Зачем было водить новое понятие, если можно было дополнить имеющееся и не путать народ?

  • Пристегнуться всем!
  • Пристегиваться ремнями безопасности должны будут абсолютно все. Пока в ПДД предусмотрено исключение для:
  • инструкторов по вождению, если за рулем ученик;
  • водителей и пассажиров автомобилей оперативных служб в населенных пунктах.
  • Но с ноября эти исключения из правил убираются. Теперь и милиция, и скорая помощь, и пожарные, все должны быть пристегнуты во время движения автомобиля.

    Шило на мыло

    Особенно порадовали изменения, вносимые в п. 8.1. ПДД. Второе предложение этого пункта сейчас звучит как «При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения».

    Согласно изменениям с ноября это предложение будет звучать следующим образом: «При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения».

    Первая помощь при ДТП

    Вносятся изменения и в п. 2.5. ПДД. Сейчас этот пункт гласит: При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: …принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим…

    Согласно же поправкам, слово «возможные» из данного пункта исключается, а фраза «доврачебной медецинской» меняется на «первой». Итак, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: …принять меры для оказания первой помощи пострадавшим…

    То есть водитель-участник ДТП обязан оказать первую помощь. Исключение слова «возможные» может привести к тому, что за непринятие мер для оказания этой первой помощи водителя можно будет привлечь как к административной ответственности по статье 12.27.

    КоАП, так и к уголовной по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности». То есть, теперь ПДД не предусматривают ситуацию, когда участник ДТП не имеет возможности оказать первую помощь: например, сам пострадал или в шоковом состоянии, либо нет возможности добраться до пострадавшего.

    В общем, видится мне здесь непаханое поле для злоупотреблений.

    Включаем ближний свет

    Согласно изменениям, с ноября месяца в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни. До этого п. 19.5.

    ПДД содержал перечень случаев, когда водитель должен был включать ближний свет фар в светлое время суток. К ним относилась перевозка организованных групп детей, движение в колонне, езда вне населенных пунктов и т.д.

    Теперь же, как мы видим, с ближним светом должны ездить все и всегда. Исключений нет.

    1. Есть противоречия? — Смотри на знаки
    2. Ещё одно изменение вносится в раздел, который устанавливает чем руководствоваться водителю при противоречии знаков разметке. Сейчас есть две ситуации:
  • если значения временных дорожных знаков, размещаемых на переносной стойке, и линий разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками;
  • если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.
    • В новой же редакции этот раздел будет звучать так: «В случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками».
    • Таким образом, как я понимаю, с учетом поправок, водитель должен будет руководствоваться в первую очередь дорожными знаками, а уж потом разметкой.
    • Увидел «мигалку» – освободи дорогу

    Последнее время участились случаи ДТП с участием транспортных средств с, так называемыми в народе, «мигалками». Да и настроения общества в отношении синих проблесковых маячков на крышах автомобилей власть предержащих стали ухудшаться.

    А между тем, в ПДД давно существует пункт 4.7., который предписывает пешеходам, при виде транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом, освобождать проезжую часть.

    Обсуждаемое постановление не меняя сути данного пункта лишь несколько изменило формулировку, и добавило пояснение, что уступать дорогу пешеход должен не только завидев синюю мигалку, но ещё и сине-красную, как у карет скорой помощи и милиции.

    То есть, если вы увидели несущуюся скорую или милицию с включенными спецсигналами, то, будь вы даже на пешеходном переходе, преимущественное право проезда у них и вы обязаны освободить дорогу. Но это только, если и мигалки, и звуковые сигналы включены. В обычном же режиме, на пешеходном переходе преимущественное право прохода у пешехода.

    Правила дорожного движения обязаны знать не только водители, но и пешеходы. И изменения, вносящиеся в ПДД, нужно отслеживать, так как часто эти изменения отражаются на последствиях и ответственности в разных ситуациях всех участников дорожного движения.

    Конечно, в обсуждаемом постановлении есть ещё и другие поправки. Я рассмотрела лишь некоторые, касающиеся непосредственно рядовых водителей, а в последнем случае и пешеходов.

    Что тут можно сказать? Многие поправки незначительны — там слово убрали, здесь добавили; здесь ужесточили, там смягчили. Но, не зная этих мелочей, можно попасть впросак и нарваться на штраф.

    Так что, учим и соблюдаем ПДД, и тогда движение на дороге станет значительно безопаснее.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector