Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года

Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года

Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года

О вступающих в силу изменениях напомнил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

РСА напоминает о том, что с 1 января 2017 года все компании с действующей лицензией на ОСАГО начнут продавать электронные полисы. Соответствующая норма федерального закона вступает в силу с этой даты. Данные поправки в 2016 году были инициированы Центробанком РФ.

Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года

«Проект направлен на обеспечение доступности полисов на территории всей страны. Нововведение позволит решить проблему очередей из желающих приобрести «автогражданку» в некоторых регионах страны», — комментирует глава РСА Игорь Юргенс.

Стоит отметить, что страховщики готовились к вступлению нормы в силу постепенно: летом 2015 года у клиентов появилась возможность продлить полис ОСАГО онлайн, а в октябре того же года официально стартовали продажи е-полисов (на добровольных началах). В декабре 2016 года такие договоры заключали уже 32 компании, их суммарная доля на рынке «автогражданки» превышает 90% (по объёму собранной премии).

Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года

Теперь онлайн-продажи полисов ОСАГО становятся обязательными для всех страховых компаний. То есть, как пояснили в РСА, «страховщики должны обеспечить возможность заключения электронных договоров «автогражданки» с каждым обратившимся лицом».

Для этого должна быть обеспечена бесперебойная работа сайтов СК. «В связи с этим РСА разработал систему замещения страховой компании при невозможности из-за технических причин заключить электронный договор ОСАГО с конкретным страховщиком. Клиент с его согласия перенаправляется на сайт другого страховщика, который будет предложен случайным выбором по номеру ПТС», — пояснил президент Союза.

Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года

По данным РСА, в общей сложности с 1 января по 25 декабря 2016 года в России было продано 323 000 е-полисов ОСАГО.

В ТОП-5 регионов-лидеров по количеству оформленных в Сети договоров вошли: Краснодарский край (79 500), Волгоградская область (30 000), Ростовская область (22 600), Ставропольский край (21 000) и Адыгея (11 700).

Напомним, ранее сообщалось, что полного отказа от бумажных полисов «автогражданки» и перехода на электронные документы в России не будет.

Как застраховать авто по ОСАГО через интернет?

Прошло уже больше 2 лет с того момента, как владельцам автомобилей впервые стало доступно оформление автостраховки ОСАГО через интернет. О том, каким образом можно оплатить ОСАГО онлайн, каковы преимущества и недостатки данного способа, а также о его проблемах и перспективах читайте в данной статье.

Краткая история возникновения Е-ОСАГО

Возможность приобрести страховку на машину в сети интернет появилась у граждан РФ в июле 2015 года. До этой даты продажа и, соответственно, покупка электронных полисов не то чтобы была запрещена, она была просто невозможна ввиду того, что юридическую силу имел только бумажный вариант страхового полиса.

При этом уже тогда многие страховые компании предлагали своим клиентам услугу заказа полиса в интернете на своих сайтах с последующей доставкой уже оформленного ОСАГО.

Данный механизм приобретения полиса быстро снискал популярность у граждан, а потому полноценная легализация электронного страхования была лишь вопросом времени.

В июле 2015 года было законодательно закреплено такое понятие как «электронный полис ОСАГО», а владельцы автомобилей со всей территории РФ получили возможность оформить страховку в интернете.

Некоторое время действовал так называемый «тестовый период», в течение которого можно было лишь продлить страховой полис, но уже в октябре того же года все ограничения были сняты – и теперь можно приобрести ОСАГО у любой понравившейся страховой компании в онлайн-режиме.

Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года

За первый год с небольшим данной возможностью воспользовались более 300 тысяч автолюбителей. С 1 января 2017 года наличие сервиса по продаже электронного полиса стало обязательным требованием для всех организаций, предоставляющих услуги по оформлению ОСАГО, поэтому можно не сомневаться, что популярность страхования в интернете будет только расти.

Порядок оформления полиса

Процедура заказа автостраховки в интернете выглядит следующим образом:

  1. Владелец автомобиля регистрируется на сайте какой-либо из страховых компаний.
  2. Затем он вводит запрашиваемые данные о себе и своей машине.
  3. Система расчета определяет конечную стоимость ОСАГО с учетом всех коэффициентов (регион, бонус-малус и т.д.).
  4. После этого следует самый проблемный этап – сверка полученных от клиента данных с базой РСА. Сложности возникают из-за того, что информация в базе зачастую недостоверна.
  5. В случае успешного прохождения проверки, гражданину останется только оплатить стоимость полиса любым удобным для него способом. На данный момент это можно сделать как посредством банковской карты, так и с помощью систем онлайн-расчета: Webmoney, QIWI, Яндекс. Деньги и других.
  6. После подтверждения оплаты компания вышлет бланк страховки в личный кабинет на сайте либо на электронную почту. Для полноценного пользования клиенту достаточно просто распечатать его.

Список необходимых документов

В ходе оформления полиса ОСАГО онлайн автомобилистам понадобится указать данные со следующих документов:

  • паспорт владельца автомобиля;
  • водительские удостоверения граждан, которые будут допущены к управлению транспортным средством;
  • свидетельство гос. регистрации или паспорт на машину;
  • диагностическая карта технического осмотра автомобиля.

Что интересно – проверить действительность наличия у гражданина всех перечисленных документов никто не сможет, так как система запрашивает только данные из них.

Вместе с тем при заключении страхового договора в офисе компании владелец машины будет обязан предоставить все указанные выше документы согласно действующему закону об ОСАГО.

Исходя из этого, электронный вариант приобретения полиса – отличный выход для тех, кто не имеет возможности собрать требуемый пакет документов (например, паспорт был отдан в посольство для получения визы), но располагает всеми нужными для оформления сведениями.

Электронная подпись

В том случае, если страхователем автомобиля выступает физическое лицо, для заключения договора ОСАГО необходимо удостоверить его простой электронной подписью. В таком качестве может выступать обычная комбинация логина и пароля, активация аккаунта на сайте посредством мобильного телефона и т.п. Никаких отдельных дорогостоящих устройств и специальных документов заказывать не нужно.

Если же владельцем автомобиля выступает юридическое лицо, то для приобретения полиса ему придётся использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (в соответствии с законодательством об ОСАГО).

Сделать такую подпись можно только в специализированных аккредитованных центрах.

Она может совершенно по-разному выглядеть (USB-токен, смарт-карта, программа для компьютеров и мобильных устройств), а стоимость такого удовольствия начинается от 1500 рублей.

В настоящее время рассматривается законопроект, по которому наличие усиленной электронной подписи станет обязательным условием не только для юридических, но и для физических лиц. Если он будет принят, то процесс оформления ОСАГО в интернете будет значительно усложнен.

К тому же будет потеряно основное конкурентное преимущество онлайн страхования – возможность приобретения полиса без личного похода в какую-либо организацию, ведь сделать себе усиленную электронную подпись граждане смогут только путем личного посещения специализированного учреждения.

Более подробную информацию об ЭЦП, вариантах ее получения и особенностях использования можно узнать в статье «Электронная подпись для онлайн-ОСАГО».

Особенности оформления электронного полиса

При оформлении электронного полиса через интернет необходимо учитывать целый ряд нюансов, описанных ниже.

1. Будет ли учитываться КБМ, если заказывать ОСАГО в интернете?

КБМ (коэффициент бонус-малус) – показатель безаварийности вождения водителя. То есть автолюбителям, имеющим определенный стаж вождения без виновности в ДТП, при заказе автогражданки полагается скидка согласно КБМ.

Для тех лиц, кто являлся виновником ДТП, всё будет с точностью наоборот – цена на ОСАГО увеличится в соответствии с КБМ. Данные правила будут учитываться и при расчете цены во время заказа электронного полиса.

Все нужные для этого данные также заносятся в базу РСА.

2. Обязательно ли возить с собой распечатанную версию полиса?

На юридическом уровне бумажная и электронная версии страхового свидетельства полностью равнозначны, но желательно всегда иметь при себе распечатанную копию ОСАГО.

Несмотря на то, что в законодательство в 2017 году были внесены изменения, обязывающие сотрудников ГИБДД проверять наличие и действительность документа через онлайн-сервисы, иногда такой возможности просто нет (отсутствует интернет, проблемы с сервером и т.д.).

И хотя на практике ещё не было резонансных случаев конфликта водителей с инспекторами из-за отсутствия бумажного эквивалента страховки, его наличие точно не помешает.

3. Как можно удостовериться в том, что запрашиваемая на сайте сумма соответствует действительной цене страховки?

Скепсис многих владельцев машин в вопросе оформления и оплаты страхового свидетельства в интернете связан именно с финансовой стороной.

Ведь приобретая ОСАГО в офисе страховой компании, всегда можно попросить сотрудника подробно рассказать о том, откуда именно взялась итоговая сумма. Однако на страницах многих организаций данной информации минимум.

Чтобы не попасть впросак, рекомендуется перед оплатой предварительно рассчитать конечную цену полиса с помощью специализированного калькулятора, который без труда можно найти на порталах, посвященных данной тематике.

Плюсы и минусы онлайн-покупки ОСАГО

Вот перечень основных преимуществ удаленного оформления полиса ОСАГО:

  • экономия сил и времени, так как нет необходимости куда-либо ехать;
  • отсутствие очередей и бумажной волокиты;
  • безопасность хранения полиса. Его нельзя потерять или испортить;
  • выгода с финансовой точки зрения. Клиент может оплатить только стоимость самого полиса, и ему не будут навязываться бесполезные дополнительные услуги.

К основным недостаткам относятся следующие:

  • вероятность нарваться на мошенников, которые под видом страховой компании могут продать поддельное свидетельство;
  • отсутствие возможности удаленного оформления полиса в случае, если информация о владельце отсутствует в базе РСА (туда заносятся сведения тех, кто уже хотя бы раз страховал транспортное средство). Да и сама база данных РСА не может похвастаться достоверностью. То есть даже если сведения были внесены человеком верно, не факт, что в итоге он сможет заказать страховой полис;
  • если при заполнении необходимых данных гражданин допустил ошибку (а сделать это легко, учитывая объемы вводимой информации), то исправить ее будет куда сложнее в сравнении с подобной ситуацией в офисе страховщика.

Где можно оформить ОСАГО онлайн?

Согласно действующему законодательству страховые компании могут продавать автогражданку только на своих официальных сайтах.

Ввиду этого наилучший способ не быть обманутым мошенниками – удостовериться в том, что веб-ресурс, на котором планируется приобрести страховку – действительно официальная страница организации.

Также нужно помнить о том, что изначально заполняются и сверяются системой все данные, подсчитывается цена полиса и лишь затем требуется оплата.

Актуальный список страховщиков, продающих ОСАГО в интернете, всегда доступен на сайте РСА. На текущий момент продажу осуществляют следующие страховые организации:

  • ОАО «АльфаСтрахование»;
  • САО «ВСК»;
  • ООО «Ренессанс Страхование»;
  • ООО «Зетта Страхование»;
  • СПАО «Ингосстрах»;
  • АО «Интач Страхование»;
  • АО «Либерти Страхование»;
  • ЗАО «МАКС»;
  • СПАО «РЕСО-Гарантия»;
  • ООО РСО «Евроинс»;
  • ПАО САК «Энергогарант»;
  • ПАО СГ «Хоска»;
  • ПАО СК «Гайде»;
  • ООО СК «Московия»;
  • ООО СК «Паритет-СК»;
  • АО «Страховая группа УралСиб»;
  • АО «Тинькофф Страхование»;
  • САО «Эрго Страхование»
  • и другие.
Читайте также:  Как отключить сигнализацию шерхан без брелка

Кроме этого, оформить страховку в большинстве из перечисленных выше компаний можно через сервис госуслуг. О том, как это сделать, можно прочитать в статье «Как оформить ОСАГО через сайт Госуслуги?».

Нужно отметить, что лишь малая часть страховых организаций не имеет проблем с системой онлайн-продажи. Зачастую данные сервисы временно недоступны, на некоторых можно только продлить полис, а часть компаний страхует жителей только тех регионов, в которых у них создан филиал.

Проблемы интернет-страхования

В настоящее время существует ряд проблем в интернет-страховании ОСАГО:

  1. Незаинтересованность страховых компаний в развитии данного направления. Причина проста – это гораздо менее прибыльная сфера, чем личная продажа в офисе. Отсюда и растут корни у многочисленных «технических проблем» и «ошибок доступа» на сайтах соответствующих организаций. Однако 1 января 2017 года вступил в силу закон, по которому продажа электронного варианта полиса стала обязательной для страховщиков. За неисполнение этой обязанности будут следовать санкции.
  2. Обилие мошенников. Выше уже упоминалось об одной из основных схем мошенничества в этой сфере – поддельные сайты страховых компаний, продающие недействительные страховки. В принципе опытному пользователю распознать данный обман несложно, но многие владельцы машин – ­­новички в интернете, и могут попасться даже на не самую качественную подделку.
  3. Несовершенство системы продаж в техническом плане. В первую очередь речь идет о базе РСА, информация в которой полна ошибок и недостоверностей. По неофициальной статистике с данной проблемой сталкивается до 70% автомобилистов, пытающихся застраховать машину. Кроме того, зачастую при оформлении е-ОСАГО на сайтах возникают технические неполадки, которые не позволяют закончить оформление до конца. Для решения этой проблемы РСА был создан специальный сервис Е-ОСАГО ГАРАНТ, который позволяет довести процедуру до конца. Каким образом это действует, что это за сервис и как давно он работает можно узнать из статьи «Что такое «Е-ОСАГО Гарант»».

Пример приобретения полиса ОСАГО через интернет

В качестве примера приведена инструкция по покупке автогражданки в страховой компании ВСК:

Для начала нужно зайти на сайт организации – https://www.vsk.ru/ и нажать на окно «Купить полис ОСАГО» либо «Продлить ОСАГО» (если уже имеется страховое свидетельство от ВСК с истекшим сроком действия).

Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года

Далее следует этап заполнения данных. Модель и марку автомобиля лучше указывать в уже готовом списке, а не вводить самостоятельно. В целом желательно ориентироваться на сведения из предыдущего полиса (так как именно с ним будут сверяться введенные данные). Номер машины нужно набирать кириллицей:

Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года

После этого нужно указать сведения о водителе автомобиля и данные техосмотра. Наличие последнего проверяется путем сверки с базой ЕАИСТО. Лучше заранее сделать такую проверку самостоятельно (в интернете существует множество сервисов, бесплатно предлагающих подобную услугу) во избежание неприятных сюрпризов.

Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года

На следующем этапе клиенту предложат заказать дополнительные услуги. Если водителю это не интересно – от них легко отказаться, убрав соответствующие галочки.

Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года

Когда все данные будут введены, начнется их проверка. В случае ее успешного окончания владельцу машины предложат оплатить полис несколькими способами на выбор.

Заключение

Таким образом, застраховать свой автомобиль через интернет довольно просто. Благодаря принятым нововведениям в законодательстве, все страховые компании обязаны предоставлять услуги по продаже электронного полиса. Автовладельцу предстоит только выбрать такую компанию, а затем следовать инструкциям на ее сайте для оформления и покупки полиса.

С начала 2017 года страховщики обязаны оформлять осаго через интернет без ограничений

Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года

  • Общество
  • Страхование и налоги

Продажа электронных полисов ОСАГО всем желающим стала обязательной для всех страховых компаний, работающих на рынке обязательного автострахования, с 1 января 2017 года. Центробанк обещает жестко наказывать страховщиков, увиливающих от продажи «электронной автогражданки».

С начала этого года в полном объеме заработало «электронное ОСАГО». Теперь любой страховщик, работающий на этом рынке, обязан на своем сайте организовать «интернет-магазин» по продаже полисов.

Причем должна быть предусмотрена возможность доступа к сайту страховой компании через интернет-портал «Российского союза автостраховщиков» (РСА).

Любые другие способы приобретения электронного полиса — через агентов и иных посредников — незаконны.

Теперь для того, чтобы оформить полис не требуется куда-то ехать. Достаточно иметь доступ к интернету хоть с мобильного телефона, хоть со станционарного компьютера.

Это хорошая новость для автовладельцев так называемых «токсичных регионов» — субъектов РФ, где широко развит бизнес так называемых «автоюристов», помогающих отсуживать у страховщиков адекватные суммы возмещения в рамках ОСАГО.

В этих областях страховые компании под разными предлогами стараются не продавать полисы обязательного страхования, создавая искусственный дефицит. «Электронное ОСАГО» дает возможность купить полис любой страховой компании, находясь в любой точке страны, где есть интернет.

Скорее всего, этот сервис приведет к постепенному отмиранию традиционных «бумажных» полисов ОСАГО — ведь по статистике интернетом пользуются у нас 70% населения страны старше 18 лет.

Чтобы оформить электронный полис ОСАГО, автовладельцу придется зарегистрироваться на сайте страховой компании и получить логин и пароль для доступа в личный кабинет — по электронной почте, в СМС-сообщении либо при личном визите в офис страховщика. Для покупки потребуются такие же документы, что и для приобретения бумажного полиса в офисе: паспорт, водительское удостоверение, ПТС на машину и диагностическая карта — для автомобилей старше трех лет.

После оплаты электронного полиса ОСАГО с помощью банковской карты, его отправляют автовладельцу на адрес электронной почты, указанный при регистрации на сайте страховщика. Кроме того, он будет храниться в «личном кабинете» автовледельца.

Гражданин может получить дубликат электронного ОСАГО и на обычном «розовом бланке». Но тут придется оплатить пересылку бумажки почтой. В принципе, это совершенно не обязательно делать. Достаточно распечатать электронный полис и возить его с собой в машине.

В Центробанке уверяют, что сотрудникам полиции этого будет достаточно.

В ЦБ требуют, чтобы информационные системы страховщиков и РСА обеспечивали заключение договора ОСАГО в течение 30 минут с момента направления автовладельцем надлежащим образом оформленного заявления на страхование через сайт компании.

А суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в течение суток. Всевозможные технические работы должны проводиться исключительно ночью — с 22.00 по 8.00 по московскому времени и об этом пользователей должны предупреждать не менее чем за сутки.

Центробанк просит всех автовладельцев немедленно жаловаться в интернет-приемную Банка России, либо по адресу электронной почты fps@cbr.

ru при каких-либо сбоях или «глюках», произошедших при оформлении полиса «электронного ОСАГО».

Главное, чтобы к жалобе обязательно прилагался скриншот с экрана компьютера или мобильного устройства, подтверждающий наличие проблемы на стороне сайта страховой компании. За каждый сбой страховщик будет получать штраф от ЦБ.

Власти упрощают «европротокол» в рамках ОСАГО Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года Власти упрощают «европротокол» в рамках ОСАГО

105604

32470

93462

30873

31634

27242

Реализация новых требований по ОСАГО: сложности, с которыми можно столкнуться

Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года4 июля вступил в силу закон, который внес несколько существенных изменений, касающихся ОСАГО (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Закон № 214-ФЗ). Рассмотрим эти нововведения подробнее и разберемся, могут ли у страховщиков и страхователей возникнуть какие-либо сложности в процессе реализации новых требований.

К каким переменам готовиться?

Говоря о вносимых законом изменениях, прежде всего стоит отметить обязанность, которую возложили на всех страховщиков, – начиная со следующего года они должны продавать электронные полисы каждому страхователю, выразившему такое желание (подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 214). В настоящий момент, напомним, оформлять страховые полисы ОСАГО в электронном виде – лишь право страховых компаний.

Вместе с тем новый закон обязывает страховщиков обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования их официальных сайтов (п. 6 ст. 1 Закона № 214). Любой желающий должен иметь возможность зайти на сайт страховщика и оформить электронный полис ОСАГО. Обо всех рисках, которые могут нарушить функционирование сайта, страховщик обязан информировать Банк России.

О том, может ли потерпевший после получения согласованной страховой выплаты требовать от страховщика перечислить ему денежную сумму в большем размере и в каком случае, узнайте в материале «Порядок определения размера убытков, подлежащих возмещению в рамках ОСАГО в случае причинения вреда имуществу потерпевшего. Независимая техническая экспертиза и независимая экспертиза (оценка)» в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Также был расширен перечень оснований, дающих страховщику право обратиться к страхователю с регрессным требованием (п. 3 ст. 1 Закона № 214).

С 1 января 2017 года к их числу будет также относиться предоставление страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений, которые позволили необоснованно снизить размер страховой премии.

При этом страховщик помимо предъявления к страхователю регрессных требований в размере произведенной страховой выплаты при наступлении страхового случая также вправе взыскать с него денежные средства в размере неосновательно сбереженной суммы вне зависимости от наступления страхового случая (абз. 7 подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 214).

Кроме того, законом изменен порядок осуществления страховых выплат.

Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы не будут учитываться при определении размера страховой выплаты, если он не представил свой поврежденный автомобиль для осмотра и экспертизы страховщику. В этом случае страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление о страховой выплате без рассмотрения (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона № 214).

Все эти положения вступят в силу в январе следующего года.

Электронный полис и техническая экспертиза: нарушают ли нововведения в законе об ОСАГО права страхователя?

Из предусмотренных нововведений можно выделить два наиболее существенных:

  • обязательное оформление электронного полиса ОСАГО по желанию страхователя;
  • признание результатов самостоятельно проведенной потерпевшим независимой технической экспертизы автомобиля недействительными.

Каждое из этих положений вызывает немало дискуссий со стороны экспертного сообщества.

Так, продажа полисов в электронном виде оценивается как явное преимущество для страхователей.

«Стоит вспомнить одни только многодневные очереди за полисами ОСАГО в регионах да еще и с навязанными страховками в придачу», – отмечает управляющий партнер компании «Антистраховщик», руководитель портала «Антистраховщик.

Читайте также:  Как поменять подшипник на ступице

рф» Илья Афанасьев. А вот страховщикам, по его мнению, введение такого порядка, напротив, невыгодно: «Так они не смогут поддерживать искусственный дефицит полисов ОСАГО».

Президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Игорь Юргенс также видит существенную проблему, связанную с реализацией данного требования.

Но связана она с другим: «Такая обязанность для компании означает, что нужно войти в систему ФМС России для того, чтобы корректно применить региональный коэффициент. А чтобы установить правильный КБМ, надо знать стаж водителя и другую информацию, которой располагает ГИБДД.

К их системе тоже должно быть подключение. Нам нужна общая платформа с органами исполнительной власти, а этого нет».

При этом глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты» Александр Коваль убежден, что создать условия для того, чтобы система работала беспроблемно, при желании на то самих страховщиков, вполне возможно, хотя полностью исключить фактор возникновения сбоев вряд ли удастся.

Еще одной проблемой не только для страховщиков, но и для страхователей является повышенный риск мошенничества, связанный с оформлением таких полисов. «За год было продано более 220 тыс. таких полисов.

Лидерами по продажам электронных полисов стали Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, регионы с самым высоким уровнем преступности. Мошенники скупают эти полисы, под различными предлогами заполняют их от имени страхователей, требуя затем передать им права требования», – возмущается Юргенс.

Речь идет о лицах, которые сначала обещают помочь в заполнении электронного полиса ОСАГО, а затем настаивают на оформлении договора об уступке им права требования по этому договору. По словам эксперта, около 10 млрд руб. в год теряет страховой рынок от действий таких мошенников.

С этой проблемой также необходимо будет разобраться до того, как оформление электронных полисов станет обязанностью страховщиков.

Вместе с тем Александр Коваль подчеркивает, что для самого страхователя возможность получить электронный полис – это право, и при желании он может затем получить полис на бланке в офисе у страховщика или по почте.

Что касается недействительности результатов проведенной потерпевшим независимой экспертизы, специалисты связывают появление этого нововведения в первую очередь со злоупотреблениями со стороны автоюристов.

«Представителей страховых компаний приглашают на осмотр поврежденной машины телеграммами, и в результате страховщики не успевают приехать или, как они утверждают, приезжают на место, где вообще нет поврежденного автомобиля», – комментирует Илья Афанасьев.

Солидарен с ним и Александр Коваль: «Страховщиками неоднократно приводились примеры, когда страховые компании по почте получали пакет документов на выплату, при вскрытии которого выяснялось, что в нем, например, чистые листы.

Тем не менее, после факта отправки пакета, у потерпевшего и/или его юриста появлялась законная возможность подать иск в суд, так как закон требует до подачи иска обратиться с требованием о выплате к страховщику». Однако каких-либо доказательств подобных злоупотреблений и статистики, отмечают эксперты, общественности представлено не было.

С одной стороны, Коваль находит предусмотренное новым законом требование объективным – страховщик должен осмотреть поврежденный автомобиль для того, чтобы убедиться в самом факте ДТП, характере повреждений, оценить стоимость ремонта, необходимость замены деталей и т. д. Но с другой стороны, он отмечает, что такое право было у страховщика и до принятия изменений.

МНЕНИЕ

Александр Коваль, глава экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты»

«У потерпевшего было право после направления пакета документов на выплату в страховую компания подождать пять дней и самому организовать независимую экспертизу. А затем, уведомив страховщика, через пять дней направить иск в суд.

Новые изменения устанавливают совершенно другой порядок, значительно усложняя его для потерпевших в ДТП автомобилистов – теперь в соответствии с принятыми изменениями потерпевшему придется направлять заявления с приложенными документами страховщику и дожидаться от него согласования даты осмотра автомобиля и/или независимой технической экспертизы. И только после этого он может попытаться получить выплату или мотивированный отказ».

В результате эксперт приходит к неутешительному выводу о том, что внесенные законом изменения направлены исключительно на защиту интересов страховщиков. «Без помощи квалифицированных юристов получение страховых выплат становится все сложнее», – заключает он.

Реализация данного требования, по убеждению Афанасьева, приведет лишь к затягиванию сроков по выплате страхового возмещения: «Согласование времени, места и даты осмотра для страховщиков – дело непростое и весьма ответственное, поэтому даты осмотров, я просто в этом уверен, будут назначаться на самой дальней границе временной «вилки».

Тогда, когда это будет удобно страховщикам». Таким образом, ущемление прав водителей в данной ситуации, убежден эксперт, просто очевидно. «Пострадают от этого в первую очередь те водители, которым необходимо как можно скорее отремонтировать автомобиль, который, как это часто бывает, является средством заработка для семьи», – продолжает он.

***

Таким образом, намерения законодателя вполне можно считать благими – во-первых, представленный закон призван повысить уровень оказания страховых услуг, обеспечив возможность приобретать полисы удаленно в электронном виде, а во-вторых, он стремиться минимизировать злоупотребления со стороны недобросовестных автоюристов при проведении независимой технической экспертизы. Тем не менее успешная реализация этих нововведений зависит от целого ряда обстоятельств, среди которых налаживание взаимодействия между страховщиками и органами исполнительной власти в части создания и усовершенствования базы для выдачи электронных полисов ОСАГО, отслеживание и минимизация случаев мошенничества при оформлении полисов в электронном виде, ускорение процедуры технического осмотра поврежденного автомобиля со стороны страховых компаний и др. Как в итоге будет работать новый закон, не споткнутся ли страхователи и страховщики об обозначенные экспертами подводные камни, мы узнаем уже в следующем году.

Особенности покупки осаго через интернет с 1 января 2017 года

Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 года

  •          Уведомляем всех владельцев автотранспортных средств!
  •                 В Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» внесены изменения с 1 января 2017 года.
  •             Изменения устанавливают новые правила покупки ОСАГО в электронном виде  
  • Возможность покупки ОСАГО в электронном виде введена в РФ, начиная с 1 июля 2015 года.  Однако за прошедшие 2 года были выявлены несколько проблем,  такие как:
  • 1)                              сайты страховых компаний, продающих ОСАГО, довольно часто не работают, из – за чего купить эОСАГО невозможно,

2)      водитель, который купил электронный полис, хочет получить также и страховку на официальном бланке (зеленом). Однако такой вариант законодательством не предусмотрен. 

  1.             Изменения ФЗ «Об ОСАГО» от 1 января 2017 года позволят решить данные проблемы.
  2.             Первое важное нововведение:
  3.             Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если: страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.

Обратите внимание, при покупке ОСАГО в электронном виде после 1 января 2017 года нужно быть крайне внимательным. Купить полис нужно именно по той цене, которая предусмотрена законодательством. Для расчета стоимости полиса рекомендую воспользоваться независимым калькулятором ОСАГО.

Итак, если стоимость полиса в страховой компании соответствует стоимости, рассчитанной на калькуляторе, то все в порядке.

Однако если страховая предлагает купить полис дешевле, то нужно насторожиться! Дело в том, что если Вы купите полис дешевле из-за ошибки в предоставленных данных, то такой полис фактически будет недействительным.

Если быть более точным, то полис все же будет действовать и Вы сможете предъявлять его сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Штраф за отсутствие ОСАГО он не повлечет.

Однако в случае ДТП, произошедшего по вине водителя, к нему будет предъявлено регрессное требование. Т.е. платить за ремонт пострадавшего транспортного средства придется самому водителю. В случае ДТП полис ОСАГО, купленный дешевле, действовать не будет.

К чему это может привести на практике? Не исключаю, что некоторые страховые компании будут намеренно продавать страховые полисы дешевле, допуская ошибки в коэффициентах. Им это будет выгодно, т.к. деньги за полис они получат, а выплат в любом случае делать не придется.

Так что еще раз призываю Вас быть внимательным при покупке ОСАГО онлайн. Если стоимость полиса оказалась ниже, чем Вы рассчитывали, то не пускайте дело на самотек, а разберитесь в ситуации.

  • Рассмотрим, что будет в случае ДТП, виновник которого купил электронное ОСАГО по заниженной цене:
  • В случае, если предоставление страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимости от наступления страхового случая.
  • Итак, в случае ДТП водитель:

1. Оплатит ремонт поврежденного транспортного средства из своего кармана.

2. Заплатит страховщику недостающую часть стоимости страхового полиса.

Так что еще раз подчеркну, что страховщик, продающий полисы дешевле, ничем не рискует.

Ну и, естественно, ни в коем случае не предоставляйте в страховую неправильные данные. Если Вы специально сделаете стоимость полиса ниже, то страховая получит возможность предъявить к Вам регрессное требование.

Страховщикам не обязательно создавать свои специальные сервисы, им дано право принимать заявки по электронной почте и также продавать полисы. Например, так поступали некрупные страховые компании в 2016 году, во время появления первых е-ОСАГО.

Кроме того, новым законом ужесточается ответственность лиц, приобретающих электронный полис. В случае указания клиентом неверных данных и получения меньшей стоимости страховки страховая компания регрессом может взыскать с клиентом полную выплату пострадавшему (при страховом случае) или разницу «нормальной» и «заниженной цены» (при отсутствии выплат).

Поэтому, если в случае покупки е-ОСАГО были использованы неверные данные, а внесенные страховщиком в прошлый период страхования в РСА, обязательно надо лично сходить в офис для корректировки данных.

Читайте также:  Правила работы автоматических пунктов весового и габаритного контроля с 17 января 2021 года

Кроме описанных ранее поправок относительно электронных продаж полисов ОСАГО новым законом сильно ограничивается деятельность автоюристов.

Еще одним нововведением в ОСАГО с 1 января 2017 года стало — при наступления страхового случая водителей обязали предоставлять на осмотр поврежденные машины. Кроме того, не совершив такой осмотр, они не могут начать проведение независимой экспертизы.

Законодатели тем самым обязали автовладельцев ознакомиться с «предложением» (воспринимайте как оценку) страховой компании.

А если водителю не понравится озвученная сумма, только после нее можно заказать независимую экспертизу для суда со страховой компанией, применив помощь автоюристов или без их услуг.

Таким образом исключается возможность применять одну из наиболее популярных схем действия автоюристов — обращаться к ним клиентам сразу после возникновения ДТП и проводить немедленно свою независимую экспертизу, которая в результате победы страхователя в суде была бы оплачена страховой компанией.

Получение информации о водителе при заключении эОСАГО

Начиная с 1 января 2017 года у страховых компаний появится новая возможность получения информации о водителях:

 По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в форме электронных документов.

В случае заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставление страхователем документов, указанных в подпунктах «б» — «е» пункта 3 настоящей статьи, не требуется.

Страховщики получают доступ к сведениям, содержащимся в указанных документах, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями.

По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования.

В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в виде электронных копий или электронных документов либо посредством получения страховщиками доступа к сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах «б» — «е» пункта 3 настоящей статьи, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В 2017 году страховщики получат доступ к единой системе межведомственного электронного взаимодействия, из которой они смогут извлечь данные, необходимые для заключения полиса ОСАГО.

Получение бумажного полиса ОСАГО при покупке через Интернет

В настоящее время при покупке электронного ОСАГО водитель не может получить полис, напечатанный на официальном зеленом бланке. Однако с 1 января 2017 года такая возможность появится.

По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления.

При этом цена, по которой страхователем оплачивается услуга по направлению ему страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности, указывается отдельно от размера страховой премии по договору обязательного страхования.

По желанию водителя он может либо получить зеленый бланк ОСАГО в офисе страховой компании, либо получить бумажный вариант по почте. При этом отправка полиса по почте оплачивается отдельно. Получение оригинала в офисе страховой бесплатно.

Работа сайтов страховых компаний

Статья 22 Федерального закона «Об ОСАГО» будет дополнена новой частью 11:

11.

Страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном пунктом 72 статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, в том числе путем осуществления деятельности, направленной на исключение случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению таких договоров вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем (далее — риски нарушения функционирования информационных систем).

  1. Теперь закон прямо указывает на то, что сайты страховщиков должны работать без перерывов.
  2. Кроме того, обновленный закон также требует, чтобы страховщики обеспечивали возможность заключения ОСАГО в электронном виде для всех желающих:
  3. Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Так что если Вы хотите заключить ОСАГО в электронном виде, а сделать этого по каким-то причинам не можете (например, нет доступа к сайту страховой), то отправьте в страховую письменной заявление. Проигнорировать заявление о заключении ОСАГО в электронном виде страховая не сможет.

В завершение предлагаю Вам ознакомиться с полным текстом обновленного Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Грядущие изменения выделены в нем зелеными рамками.

Источник:

Pddmaster.ru

Вступили в силу новые правила покупки полисов ОСАГО через маркетплейсы. Как это работает

Особенности покупки ОСАГО через Интернет с 1 января 2017 годаhttps://www.znak.com/2020-10-22/vstupili_v_silu_novye_pravila_pokupki_polisov_osago_cherez_marketpleysy_kak_eto_rabotayut

2020.10.22

С 19 октября в России вступили в силу новые правила оформления полисов ОСАГО. По закону, теперь страховку можно приобрести через маркетплейсы — финансовые онлайн-платформы, объединяющие предложения различных страховщиков. Что такое страховочные маркетплейсы и как ими пользоваться?

  • По задумке с помощью маркетплейса можно выбрать лучший продукт по соотношению цена / качество.
  • В РФ пока нет ни одного маркетплейса для выбора автостраховки.
  • Владелец маркетплейса не отвечает за качество услуги; взвешивать риски — дело покупателя.

Что такое маркетплейс для ОСАГО

В теории — это интернет-площадка, где автовладельцы смогут выбрать наиболее привлекательное предложение по страхованию автогражданской ответственности и заключить договор. Брать наценку за сервис маркетплейсы не имеют права. Таких площадок может быть несколько, но пока не действует ни одна. 

«В страховании есть базовый тариф, для него установлен коридор. Нижняя точка — 2471 рубль, верхняя — 5436 рублей. В рамках этого коридора страховая компания выставляет цену на свой продукт. Маркетплейсы хороши тем, что с их помощью можно найти предложение подешевле», — говорит глава Федерации автовладельцев России Максим Едрышов.

Но есть и минусы: дешево — не всегда качественно. «Как правило, демпингуют компании, которые недавно вышли на рынок и набирают клиентов. Есть риск, что они со своими обязательствами не справятся и останутся без лицензии», — говорит Едрышов.

Два оператора и «Сбер»

По закону оператор маркетплейса обязан лишь принимать меры по выявлению и предотвращению фиктивных сделок, которые могут быть заключены без ведома владельца в мошеннических целях. О таких сделках он обязан сообщать в Центробанк, где уже будут инициировать меры в отношении нечистоплотных игроков.

Как выбрать маркетплейс? Теоретически это должны быть финансовые платформы, включенные в реестр, который ведет ЦБ РФ. 27 июля 2020 года в реестр были включены две платформы: ПАО «Московская биржа ММВБ-РТС» и АО «ВТБ Регистратор». 

Платформа Московской биржи запущена 15 октября под брендом «Финуслуги». На данный момент она позволяет выбирать банковские инструменты и управлять ими. Услуги по поиску страхования не предоставляются.

Маркетплейс ВТБ предлагает, наоборот, небанковские сервисы (бухгалтерия, юридическое сопровождение и другие), но также не дает возможности заключить договор ОСАГО.

В день выхода материала, 22 октября, стало известно, что С «СберАвто», сервис для выбора и покупки автомобиля онлайн, который входит в экосистему «Сбера», запустил чат-бот для покупки полиса ОСАГО через приложение для смартфона. По данным пресс-службы компании «СберАвто», через бот можно найти полис ОСАГО в 15 страховых компаниях.

Зачем изобретать велосипед?

Поиск страхового продукта в интернете — сам по себе не новый сервис. «Маркетплейсы — просто еще одна площадка и еще один способ купить полис ОСАГО. Уже сейчас можно купить полис ОСАГО в любом приложении, через который оплачиваются штрафы за нарушение правил дорожного движения», — говорит автоэксперт Кирилл Форманчук. 

«Это не первый такой проект. Есть сервисы типа Sravni.ru, где все это также можно найти», — поддерживает Едрышов.

Со стороны страховщиков возникает вопрос — зачем им сотрудничать с маркетплейсами? Новые правила предусматривают, что финансовые платформы не могут взимать дополнительную комиссию с покупателей за свои услуги. Значит, их работу будут оплачивать сами страховщики. 

Попытки «Яндекса»

«Такой опыт уже был несколько лет назад у „Яндекса“. Они сделали такую площадку и пытались продавать ОСАГО [разных страховых компаний] на Москву, Питер, Казань. У страховщиков возник вопрос — зачем? Зачем им платить комиссию „Яндексу“, если человек просто через них идет на сайт страховой компании, где он сам может все оформить?» — вспомнил Форманчук. 

В пресс-службе компании «Яндекс» Znak.com сообщили, что они не участвуют в создании финансовых платформ для ОСАГО. 

Рынок ОСАГО составляет в России порядка 400 млрд рублей в год. Такие объемы привлекают новых игроков. В сентябре первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин объявил, что дочерняя структура банка, «Сбербанк страхование», подала заявку на вступление в Российский союз автостраховщиков. Это первый шаг для получения компанией собственной лицензии на ОСАГО.

Мнение страховщиков

В пресс-службе «Тинькофф Страхование» Znak.com сообщили, что считают маркетплейсы отличным инструментом, который будет востребован и у клиента, и у страховой. 

«Это своеобразный финансовый супермаркет, в котором автовладельцы могут сравнивать цены и выбирать наиболее выгодный вариант. Это особенно актуально с учетом индивидуализации тарифов ОСАГО. Для страховщиков маркетплейс — дополнительный канал продаж», — пояснили в компании.

В «Тинькофф Страховании» подчеркнули, что уже сейчас доля «Е-ОСАГО» (электронных полисов) в их портфеле составляет 99%. Сервис уже давно приобрел популярность, так как позволяет клиентам экономить свое время и силы, не тратя ресурсы на посещение отделений.

В компании «Росгосстрах», которая является сейчас одним из самых крупных игроков в стране на рынке ОСАГО, от комментариев по поводу будущего маркетплейсов воздержались. 

Новый закон о маркетплейсах пока невозможно испытать: цифровые площадки еще не запущены, и когда они заработают — неизвестно. 

Если вам нужен самый дешевый продукт на рынке, маркетплейсы помогут его отыскать. В противном случае лучше изучить рынок самому. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector