Изменение списка автомобилей, оборудованных тахографами, с 12 марта 2016 года

Приказ Минтранса №16 от 28.01.16г.

Данные изменения вносят поправки и уточнения в категории транспортных средств, освобожденные от оснащения тахографами, соответствующими приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36, в частности:

Изменение списка автомобилей, оборудованных тахографами, с 12 марта 2016 года

Таким образом, с 12 марта 2016 года тахографами ДОЛЖНЫ быть оборудованы транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами.

   2. Вносятся изменения в части, касающиеся международных перевозчиков, освобожденных от оснащения тахографами, соответствующими приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36, а именно актуализирован документ, в соответствии с которым оформляется карта допуска международного перевозчика:

Изменение списка автомобилей, оборудованных тахографами, с 12 марта 2016 года  «транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16 июня 2014 г. N 158 «Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок» (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 г., регистрационный N 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.)»

  •  3. Так же вносятся изменения в части, касающейся сельскохозяйственной техники, освобожденной от оснащения тахографами, соответствующими приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36, а именно исключен ранее используемый термин «самоходных сельскохозяйственных машин» и заменен на:
  • Изменение списка автомобилей, оборудованных тахографами, с 12 марта 2016 года Изменение списка автомобилей, оборудованных тахографами, с 12 марта 2016 года
  • «специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N 2 и N 3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств». 
  •    4. Актуализированы и дополнены положения, касающиеся транспортных средств, освобожденных от оснащения тахографами, соответствующими приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, а именно:
  •  «транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных Изменение списка автомобилей, оборудованных тахографами, с 12 марта 2016 года средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не уплачивается»
  •  5. Кроме того, в перечень транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографами, соответствующими приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36, включены дополнительные категории транспортных средств, а именно:
  • — «учебных транспортных средств, используемых для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов; 
  • транспортных средств, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами».

Тахографы изменения в 2016 в законе — Тахокарт

В закон о тахографах, принятый Минтрансом и «Росавтотрансом», были внесены изменения, которые вступят в силу с 1 июля 2016 года. Как новые правила отразятся на работе производителей приборов, потребителей и предприятий, занимающихся перевозками? Данная статья поможет разобраться в поправках к приказу и их влиянии на деятельность водителей и компаний.

Изменение списка автомобилей, оборудованных тахографами, с 12 марта 2016 года

Изменения по тахографам в 2016 году

Поправки к приказу Минтранса касаются продажи аналоговых тахографов. Эти устройства содержат информацию о передвижении автомобиля на тахограммах – дисках из бумаги. Перед началом поездки водитель записывает необходимые сведения на диск и вставляет его в прибор.

На тахограмме указывается время управления транспортным средством, разделенное на основные периоды: режим отдыха, перерыва, работы и т.д. Популярность таких приборов обусловлена особенностями их эксплуатации.

Такое устройство привлекает водителей компактностью и простой в использовании.

Полный список документов, необходимых для оформления карты

С 1 июля 2016 года установка аналоговых тахографов становится незаконной.

Приказ Минтранса №348 от 16 декабря 2015 года обязал водителей транспортных средств, пользующихся данными устройствами слежения заменить их на цифровые приборы.

Запрет распространяется на транспортные средства следующих категорий: N2, N3, M2, M3. Обязательным носителем информации о передвижениях машины становится пластиковая карта тахографа с блоком СКЗИ.

У подобного подхода к созданию единой системы контроля за перевозками есть свои плюсы и минусы.

Аналоговые тахографы отличаются устаревшим механизмом работы, возможностью фиксации неточной и ложной информации.

Однако работа карт контролёров инспекторов из Европы с российскими цифровыми тахографами невозможна, а аналоговые приборы позволяли их владельцам без труда совершать поездки за границу.

Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!

Мастерские без лицензии от ФБУ «Росавтотранс» исключат из реестра. Это означает фактическое закрытие множества компаний, которые не успели получить необходимый документ. Подобное изменение — еще один шаг на пути к единым условиям для всех подобных организаций. На деле такое решение может привести к снижению уровня услуг и провалу самой идеи контроля с помощью тахографов.

Изменение списка автомобилей, оборудованных тахографами, с 12 марта 2016 года

Последнее изменение в 2016 году для тахографов делает эти цифровые приборы официальным средством измерения в стране. Обязательной процедурой для всех владельцев тахографов станет поверка устройства.

Особенности конструкции прибора не позволят поверить сам тахограф и блок СКЗИ одновременно, что значительно увеличит расходы водителей. Не повезло и тем потребителям, чьи тахографы были настроены при помощи спутника.

Такие приборы придется подключить и откалибровать заново.

Оформить заказ — на карту для тахографа.

Действие нового закона о тахографах начинается с июля 2016 года.

Безусловные плюсы внесенных поправок – стремление к унификации системы, создание единых условий труда и одинаковых обязанностей для всех компаний и водителей транспортных средств.

Но ужесточение правил эксплуатации цифровых приборов, возможное закрытие множества мастерских и запрет на установку аналоговых тахографов делают изменения в приказе неприятным сюрпризом для потребителей по всей стране.

У вас остались еще вопросы?

Звоните прямо сейчас 8-800-511-81-93 или пишите нам: cart@rctahograf.ru
вернуться к оглавлению

Узнать про тахографы еще больше

Тахографы. Изменения в 2016 году

обновлено в 15:08 15.0221:51 23.04.2016

Закон и тахограф

В конце 2015 года и в начале 2016 года вступили в силу приказы Минтранса в части регулирования порядка установки на транспортные средства тахографов.

Изменения в 2016 году в сфере тахографов коснулись сроков установки, также были добавлены и изменены некоторые виды транспортных средств, которые необходимо оснащать тахографами.

В данной статье мы перечислим подробно все изменения в 2016 году, которые относятся к автоперевозчикам уже с установленными тахографами, так и к тем, кто собирается оснастить свой транспорт.

Аналоговые тахографы необходимо будет заменить до 1 июля 2016 года.

Давайте для начала разберемся, что такое аналоговые тахографы.

«Контрольные устройства, которые не регистрируют информацию на карточках для тахографа, которые изготовлены в виде специальной пластиковой карты с электронным носителем информации, соответствующим ЕСТР или приказу Минтранса N 36.

Т.е. все тахографы, которые не удовлетворяют данному требованию должны быть заменены на цифровые тахографы соответствующие приказу Минтранса №36 или ЕСТР.» Т.е.

Все тахографы на RNSINFO

  1. Шайбовые тахографы
  2. Тахографы, которые не оснащены считывателем карт и принтеров. Как правило данные тахографы применяют в странах Азии.
  3. Российские тахографы, по виду и названию имеющие сходство с тахографами соответствующими Приказу Минтранса N 36, но без установленного в приборе блока СКЗИ, модуля ГЛОНАСС и не осуществляющие регистрацию маршрута, ранее устанавливаемые согласно 720 ПП. Как правило, такие тахографы не осуществляют чтение карт ЕСТР и Минтранс их приписывает к аналоговым тахографам. Но некоторые модели таких тахографов можно дооснастить блоком СКЗИ, оформить карту СКЗИ и тогда данный прибор будет соответствовать приказу Минтранса N 36, т.е. не придется его менять.

Точного алгоритма действий для тахографов согласно п.3 сейчас нет. Будут ли данные тахографы относится к аналоговым или нет, сейчас обсуждается в Минтрансе и Росавтотрансе.

Приказ о замене аналоговых тахографов вступил в силу 28 декабря 2015 года (приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273». ). Также на сайте Росавтотранса есть письмо о замене аналоговых тахографах, где также расписано, какой тахограф является аналоговым. Кроме того есть более подробное письмо, которое также было опубликовано на сайте Росавтоттранса. 

Аналоговые  тахографы, установленные или находящиеся в эксплуатации для перевозок внтури РФ действительны по 1 июля 2016 года. На транспортные средства категорий N2, N3, М2, М3, оснащенные аналоговыми приборами и осуществляющими внутрироссийские автоперевозки, должны быть установлены цифровые тахографы с блоком СКЗИ до 1 июля 2016 года.

В 2016 году был изменен список ТС на которые устанавливаю тахографы.

12 марта вступил в свое действие приказ №16 Министерства транспорта «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КАТЕГОРИИ И ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 ФЕВРАЛЯ 2013 Г. N 36» который внес изменения в категории и виды транспортных средств, которые должны быть оснащены тахографами. Актуальный список всех категорий транспортных средств Вы можете посмотреть в письме Росавтотранса на нашем сайте.

  • Итак, какие изменения произошли?
  • Теперь тахографами должны быть оснащены транспортные средства, оснащенные кранами манипуляторами.
  • Но были освобождены от оснащения:
  • Учебные транспортные средства, используемые для проведения практических занятий по обучению вождению и последующей сдачи экзамена на получение водительского удостоверения. При этом отмечается, что данная категория транспортных средств не должна использоваться для транспортировки грузов и перевозки пассажиров с целью получения коммерческой выгоды.
  • Освобожден от оснащения приборами контроля труда и отдыха транспорт, задействованный в проведении дорожных испытаний.
  • Специализированный транспорт сельхозпроизводителей. При этом в документе уточнили какой:

• молоковозы • скотовозы • машины для перевозки птицы • машины для перевозки яиц, • машины для перевозки живой рыбы, • машины для перевозки и внесения минеральных удобрений

• ТС, относящихся к категориям N2 и N3, которые задействованы в деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих внутрихозяйственные перевозки, т.е. перевозки в пределах муниципального района, на котором он зарегистрирован и граничащими с ним районами.

Установить тахограф

  • Не придется оборудовать тахографами автомобили, которые имеют допуск к ведению международных автомобильных перевозок согласно карточке допуска, выдаваемой транспортному средству с целью разрешения осуществления данного вида деятельности. На указанных транспортных средствах должны быть установлены тахографы, согласующиеся с требованиями Европейского соглашения, которое регламентирует порядок и нормы работы экипажей, задействованных в международных автоперевозках (ЕСТР).

Тахографы средство измерения? Зачем?

Совсем недавно правительством было принято решение внести тахографы в реестр средств измерения и определить порядок поверки устройств, для того, чтобы показания тахографа стали юридически значимыми. После того как тахографы станут средством измерения, ГИБДД сможет штрафовать за нарушение режима труда и отдыха на основании данных из контрольного устройства.

Уполномоченными государственными структурами были определены специальные параметры, по которым будет производится проверка. Так как тахограф является автокомпонентом транспортного средства и является прибором государственного контроля, на него распространяется Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». 

Читайте также:  Kia picanto 2006 технические характеристики

По каким параметрам должен быть поверен тахограф?

Тахограф и блок СКЗИ проходят поверку раздельно. Межповерочный интервал для тахографа составит 7 лет. Тахографы выпущенные ранее также будут средствами измерения. Но поверяться данные тахографы будут только тогда, когда произойдет замена СКЗИ.

Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2015 года № 1658, от 25 декабря 2015 года № 1660 «Об утверждении типов средств измерении» утверждены типы средств измерений для всех моделей тахографов, учтенных ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях тахографов и для моделей блоков СКЗИ тахографа, учтенных ФБУ «Росавтотранс» в перечне и моделей блоков СКЗИ тахографа. Информация об этом опубликована на сайте Росавтотранса. 

Новости

Изменения по тахографам с 1 ноября 2020 года

С первого ноября 2020 года решением Правительства РФ вступают в силу новые нормы оснащения автотранспорта тахографами. Они затрагивают частных автовладельцев, предпринимателей и юридических лиц.

Правки были внесены почти год назад, в начале декабря, в пункты 36 и 237 Федерального Закона No196 «О безопасности дорожного движения», который изначально был принят 10. 12. 1995 года. Приказ за No339 имеет регистрационный номер 56679. Согласно Постановлению Правительства No382 от 30. 03. 2020 г, в силу новый закон вступает с 1 ноября.

Суть новых поправок: Тахограф – это контрольное устройство, которое монтируется на борту ТС. Оно отслеживает скорость, длительность пробега, фиксирует часы работы и отдыха водителей. Таким образом, водители вынуждены соблюдать режим, не допуская переутомления, которое наносит вред здоровью и увеличивает риск ДТП.

Введение тахографического контроля в России, по мнению руководства страны, значительно снизит процент аварий на дорогах.    Новый закон вводится для следующих категорий:

  • личные транспортные средства, принадлежащие гражданам;
  • ТС, принадлежащие индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим пассажирские и грузоперевозки в регионах, по стране и за границу;

Правки, внесенные Приказом No339 в Постановление Правительства РФ No382 от 30. 03. 2019 года, касаются, в первую очередь, сроков монтажа тахографов на автомобили и другие ТС. Ответственность владельцев ТС согласно новому Закону РФ.

Так как поправки вступают в силу уже с первого ноября, автовладельцам необходимо позаботиться об установке тахометров. В противном случае они рискуют нарваться на крупный штраф. Что в данном случае говорит Закон?  Посмотрим исправленную стать КоАП 11.23.

В ней говорится:

  • запрещено выпускать в рейс ТС, перевозящие грузы или пассажиров, не оснащенные тахометрами или с неисправными устройствами. Штрафные санкции положены и в случае неправильной установки прибора, а также нарушения условий его эксплуатации. Исключение – поломка контролирующего устройства непосредственно на линии;
  • запрещается управлять ТС, не оборудованными тахографами, с неправильно установленными или вышедшими из строя устройствами;
  • при управлении ТС, чьими владельцами являются иностранные перевозчики, необходимо ежедневно вести листки режима работы и отдыха в установленной законодательством форме;

Из данных пунктов следует, что с ноября этого года автовладельцы будут нести материальную ответственность в случае:

  • нарушения установленных НПА РФ требований по эксплуатации контролирующих приборов;
  • отсутствия тахографа, если его установка регламентирована новыми поправками;

Если отсутствие прибора – это явное нарушение, которое оспорить сложно, то по формулировке «нарушение требований к использованию» возникает масса вопросов. Что это за действия и за что будут наказывать? Здесь требуются пояснения.  Транспортные предприятия обязаны:

  • уведомлять ФБУ «Росавтотранс» о списанных в утилизацию тахографах и блоках СКЗИ;
  • монтаж, обслуживание, ремонтные работы и проверки осуществлять исключительно в тех мастерских, которые внесены в реестр ФБУ «Росавтотранс», причем в установленные законодательством сроки;
  • эксплуатировать тахографы в соответствии с инструкцией, приложенной к приборам производителями, и Приказом No36;
  • обеспечить водителя, выезжающего на линию, бумагой соответствующего формата для распечаток;
  • проконтролировать наличие у водителя инструкции к тахографу, установленному в ТС;
  • каждые 28 дней выгружать в архив данные с личной карты водителя, и хранить их в течение 1 года;
  • сохранять снятые после выхода из строя или демонтажа тахографа блоки СКЗИ в течение одного года;

С 1 ноября вступают в силу конкретные правовые нормы в приложениях. Так, приложение No3 запрещает водителям использовать модели тахографов, не внесенные в реестр ФБУ «Росавтотранс». Если при проверке нарушение будет обнаружено, прибор придется заменить и выплатить штраф. Установкой и подключением аппаратуры может заниматься только сертифицированная компания.

 Так же обязательна установка только определенного вида аппаратуры, подходящее под регламенты. Наше предприятие имеет лицензии на установку, обслуживание и ремонт тахографического оборудования и изготовления карт водителей. Какие штрафы предусмотрены за нарушения? С 01. 11. 2020 водители и организации, нарушившие новые пункты Закона РФ, будут оштрафованы. Суммы предусмотрены статьей 11.

23 КоАП от 01. 11. 2019:

  • водитель, управляющий ТС без тахографа или с нарушением установленных норм, должен будет оплатить 3-5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц сумма штрафа за аналогичное действие выше – 7-10 тысяч рублей;
  • индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение установленных правил, заплатят 15-25 тысяч рублей;
  • штрафы для юридических лиц, проигнорировавших Приказ Правительства, достигают 20-50 тысяч рублей;

Кроме штрафных санкций за управление автотранспортом без контролирующей аппаратуры или за нарушения правил эксплуатации, предусмотрены наказания по пунктам:

  • превышение установленного времени рабочей смены;
  • игнорирование водителем рекомендованных интервалов работы и отдыха;

То есть, закон, в первую очередь, призван изменить порочную практику, когда водитель находится за рулем по 12 часов или даже сутками, что крайне негативно сказывается как на здоровье людей, так и на дорожной обстановке.

«СтройБизнесСервис» является официальным интегратором систем спутникового мониторинга транспорта. С 2010 года мы внедряем комплексные решения для спутникового мониторинга и контроля расхода топлива на все виды транспортных средств включая железнодорожную, спецтехнику, речной и авиа транспорт, а также стационарные объекты.

В какие сроки и на какие автомобили надо устанавливать тахографы

В статье 2 Федерального закона от 10.12.

1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дано официальное определение, согласно которому тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.

В переводе с русского на понятный это означает, что тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителя.

На какие авто нужен тахограф

Тахографы необходимо устанавливать на:

  • автобусы (транспортные средства, имеющие более 8 мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • грузовики тяжелее 3,5 тонн.

Не надо устанавливать тахографы на:

  • троллейбусы;
  • автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца»;
  • автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
  • авто, проходящие дорожные испытания.

Также не надо устанавливать тахографы на:

  • автобетононасосы;
  • автобенотосмесители;
  • автогудронаторы;
  • автокраны;
  • автомобили скорой помощи;
  • эвакуаторы;
  • пожарные автомобили;
  • транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
  • транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • автолавки;
  • автобусы для ритуальных услуг;
  • автомобили-дома;
  • бронированные транспортные средства;
  • специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
  • грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
  • специальные транспортные средства;
  • передвижные лаборатории и мастерские;
  • передвижные телевизионные студии.

Специальное транспортное средство

Специальное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.) (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»)

Основным квалифицирующим признаком, позволяющим отнести транспортное средство к категории специальных транспортных средств, является его предназначение для выполнения специальных функций, в целях выполнения которых требуется специальное оборудование.

К примеру, подтверждением того, что конкретный автомобиль оснащен краном-манипулятором, может свидетельствовать особая отметка в ПТС.

Для того, чтобы понять относится ли транспортное средство, оснащенное краном-манипулятором к специальным транспортным средствам, необходимо обратиться к любому одобрению типа на данный вид автомобиля. Например, в соответствии с одобрением типа TC RU E-RU.MT39.00485, назначением транспортного средства является механизация погрузочно-разгрузочных работ и перевозка различных видов грузов.

Учитывая , что механизация погрузочно-разгрузочных работ является специальной функцией в целях выполнения которой требуется специальное оборудование (кран-манипуляторная установка), указанное транспортное средство может быть отнесено к категории специальных транспортных средств. А специальные транспортные средства тахографами не оснащаются (Приложение № 2 к приказу Минтранса России № 36 от 13.02.2013).

Кому не надо ставить тахограф с СКЗИ

• Карточка МАП
• Специальные транспортные средства
• Специализированные транспортные средства?
• Транспорт старше 30-ти лет?
• Переоборудование
• Приказ 273
• Ещё новое для физ.лиц в ФЗ N 196

ⓘ ВНИМАНИЕ!
С 1 января 2021 изменились некоторые законы и нормы, касающиеся тахографов. Подробнее см. ЗДЕСЬ.

Предыдущее видео было про изменения в российском законодательстве с 1 ноября 2019 касающемся тахографов и штрафов за их отсутствие или несоблюдение Режима Труда и Отдыха, а также о том, что тахографы теперь должны проверять на техосмотре.

А теперь подробнее разберём список исключений имеющийся в Приложении 2 Приказа 36, то есть посмотрим, на какую технику не надо ставить тахографы с СКЗИ. Подобно другим документам касающимся автогрузоперевозок, данное приложение содержит массу терминов и понятий либо нигде не определённых, либо разбросанных по нескольким другим законам, постановлениям, правилам и приказам, причём их формулировка может существенно различаться.
Например, что такое «специализированное транспортное средство», определено как минимум в трёх документах — и везде по-разному. Но о них чуть позже, а начнём по-порядку, и первым в списке исключений идут транспортные средства с карточкой допуска к Международным Автомобильным Перевозкам (МАП).
В сокращённом виде абзац про карточку МАП выглядит так:за исключением: транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок , оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей ТС, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).Суть данного исключения в том, что если транспортное средство имеет карточку допуска к МАП, и на этом транспортном средстве установлен тахограф ЕСТР, то менять его на тахограф СКЗИ не нужно, даже если это транспортное средство используется для перевозок только по территории Российской Федерации. Поскольку именно такие тахографы уже, так сказать «по умолчанию», установлены на все европейские грузовики, возможность не тратить деньги на установку тахографа с блоком СКЗИ (а это 30000-40000 рублей) кажется привлекательной. Но при этом надо учитывать следующее.

Карточки Допуска к Международным Автоперевозкам выдаются только тем организациям, которые имеют Удостоверение Допуска к Международным Автоперевозкам. Каждая карточка выдаётся на конкретный автомобиль используемый этой организацией. Автомобиль может быть как в собственности этой организации, так и арендованным.

Читайте также:  Замена сайлентблока переднего рычага форд фокус 2

Таким образом, чтобы некому владельцу грузовика получить карточку МАП, существуют два варианта:
1) самому официально стать международным перевозчиком, получить Удостоверение Допуска к МАП, и на его основании получить Карточку Допуска к МАП на свой грузовик;
2) сдать грузовик в аренду перевозчику уже имеющему Удостоверение Допуска к МАП, который на основании своего Удостоверения оформит Карточку Допуска МАП на этот грузовик. Первый вариант доступен только предпринимателям, то есть ИП или юридическим лицам.

Для получения Удостоверения Допуска к МАП нужно собрать необходимые документы (см. список на сайте РосТрансНадзора) и соблюсти некоторые условия (см. Постановление Правительства N 1588 «Об утверждении Правил допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок»).

Наиболее затратное из этих условий — этосоответствие лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок , квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении — то бишь нужно пройти платные курсы (смотрите на сайте РосТрансНадзора список обучающих организаций) и получить удостоверение.
Всё это вполне осуществимо, а по деньгам выйдет где-то половина стоимости тахографа с СКЗИ, однако потребует немалых временнЫх затрат и возможно, приостановки на какое-то время основной работы. Конечно есть фирмы оказывающие помощь в оформлении и даже предоставляющие специалиста МАП (чтобы не проходить курсы), но это будет раза в два дороже, то есть как раз стоимость российского тахографа с блоком СКЗИ.

Получив Удостоверение Допуска к МАП на свою организацию и Карточку Допуска к МАП на свой грузовик, можно совершенно законно использовать тахограф ЕСТР для внутрироссийских перевозок. Нормы РТО при этом надо соблюдать российские, то есть определённые Приказом N 424, а не ЕСТР.

Ну и тахограф, конечно, должен быть не абы какой, а прошедший метрологическую поверку (проверить можно здесь), имеющий пломбы, документ о калибровке и соответствующие наклейки. Второй вариант — это как бы сдача грузовика в аренду перевозчику имеющему Удостоверение Допуска к МАП, с целью получения карточки МАП. То есть то, что называется «купить карточку МАП». В сети много предложений подобных услуг. Для такой покупки даже не нужно быть предпринимателем — можно и просто физ. лицом. Но проблема заключается в том, что в этой карточке вместе со сведениями об автомобиле указывается и наименование владельца Удостоверения Допуска к МАП. А это значит, что если на каком-нибудь посту обнаружат, что в путевом листе и накладных, то есть по факту, перевозчик один (он же арендодатель), а в карточке МАП другой (он же арендатор), то это может быть расценено как отсутствие факта аренды (ведь машиной в данный момент должен распоряжаться арендатор, то есть владелец Удостоверения Допуска, а распоряжается почему-то сдавший в аренду). А раз аренда отсутствует, значит и карточка недействительна. А раз карточка недействительна, то и тахограф ЕСТР использоваться не может… Поэтому я не рекомендую этот вариант ни предпринимателям, ни физическим лицам.
Другое дело — настоящая сдача в аренду и работа по документам арендатора. Но заморачиваться этим только для того, чтобы кому-то сэкономить на тахографе — никакая фирма этим заниматься не будет — для такой схемы нужны более веские причины. И быть может как раз на эту тему мы поговорим в одном из следующих видео.
Переходим к другим видам транспорта, попадающим под исключения (ну, понятно, пропуская троллейбусы, внутрихозяйственные, государственные службы и тому подобные).

Следующие — это длинный список в основном из тех автомобилей, которые в другом документе — Техрегламенте Таможенного союза обозначены термином «специальное транспортное средство». Именно не «специализированное», а «специальное». Вот его определение:

транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.)То есть это такие машины, для которых так сказать «основным занятием» являются не перевозки грузов, а работы выполняемые с помощью установленного на них оборудования. Из этого следует, что те автомобили, оборудование которых выполняет лишь вспомогательную функцию, а основной их функцией является всё же перевозка грузов, специальными не являются и под исключения не попадают, в том числе — самосвалы и грузовики с манипулятором. Впрочем, если в Паспорте Транспортного Средства в третьей строке «Наименование (тип ТС)» написано «специальный», то по рассматриваемому нами Приложению 2 к Приказу 36, тахограф не нужен. Но всё же в этой строке, согласно пункту 27 положения о ПТСуказывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначениемтак что просто так такую запись для обычного грузовика вряд ли кто-то внесёт.
То есть теперь уже не «специальные», а именно «специализированные».

Согласно тому же Техрегламенту Таможенного союза — это

транспортные средства, предназначенные для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.)Этот же термин («специализированные») имеется и в Приложении N 10 к Правилам перевозок грузов автотранспортом (сокращённо — ППГ), но определяется он уже совершенно по-другому: здесь в списке есть и рефрижераторы, и самосвалы, и автовозы, и даже контейнеровозы. Однако в рассматриваемом нами Приложении 2 к Приказу 36 термин «специализированные» определён прямо в документе, поэтому под исключение попадают только те транспортные средства, которые перечислены в скобках:за исключением… специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений)
Следующее исключение, из которого, на первый взгляд, можно что-то вытянуть для владельцев старых советских грузовиков — за исключением… транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов…… и так далее.
Ну, во-первых, никакого такого «перечня» реально не существует. Вернее, есть документ, фактически состоящий только из названия, а содержимое, которое короче названия, говорит лишь о том, что это его название распространяется вообще на все колёсные транспортные средства, какие только могут быть. Это один из самых прикольных российских документов.
А во-вторых, даже если бы какой-то перечень и существовал, большинство старых грузовиков всё равно не попадало бы в данное исключение, так как они всё ж таки «предназначены для коммерческих перевозок» и вовсю в них используются.
В общем, возможностей ездить без тахографа с СКЗИ или вообще без тахографа (не изменяя тип транспортного средства) совсем немного.
Что же касается переоборудования (а это актуально в основном для физических лиц), то есть масса фирм, которые занимаются изменением конструкции или экспертизой таких изменений для ГИБДД, а то и полностью выполняют весь цикл «под ключ». Конечно, тратить из-за тахографа кучу денег на переделку и перерегистрацию — особого смысла в этом нет, но всё же вот наиболее разумные варианты из списка исключений: автолавка, автомобиль-дом, передвижная мастерская. Вообще, что касается «физиков», то есть тех владельцев грузовиков, которые не занимаются коммерческими перевозками и не являются предпринимателями в сфере автоперевозок, — по поводу тахографов им пока можно особо не беспокоиться, ведь «Порядок оснащения тахографами» согласно Приказу Минтранса N 273 сейчас применяется только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, и когда он будет определён для физических лиц — неизвестно.
Как неизвестно и то, когда тахографы начнут проверять на техосмотре. ⓘ ВНИМАНИЕ!
4 декабря 2019 года вышел Приказ МинТранса РФ № 339 от 15 октября 2019 г., в котором содержатся изменения в Приказах № 273 и № 36.

Теперь в Приказе № 273 определены сроки оснащения транспортных средств тахографами для физических лиц.

Разъяснения смотрите ЗДЕСЬ.

Кстати, похоже мало кто обратил внимание на ещё один абзац в пункте 3 статьи 20 Федерального закона N 196 «О безопасности дорожного движения», который добавили для физических лиц 1-го ноября (вместе с обязанностью ставить тахографы.) Говорится в нём о том, что Физические лица, имеющие грузовик или автобус, теперь обязаны соблюдать «правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом ». Пока эти правила в основном написаны опять же для предпринимателей и организаций, но, видимо всё идёт к тому, что и физ. лиц тоже в скором времени обяжут проходить предрейсовые осмотры — технический и медицинский.

Новый приказ Минтранса №440 (изменения в приказе №36)

Новый 2021 год богат на изменения в области тахографии. Так, наиболее важным является Приказ Минтранса от 28 октября 2020 года №440, который стал действовать

вместо приказа №36 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства”с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года. Также ряд законов поменяли нумерацию. Но обо всем подробнее.

Итак, рассмотрим последние изменения, которые были внесены в постановление Минтранса №440.

Требования к тахографам

Требования к тахографам, которые устанавливаются на транспортные средства, разрабатываются для обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управления которыми входит в их трудовые обязанности.

В приказе Минтранса №440 вводятся следующие изменения, касающиеся карт тахографа:

  1. В карте водителя теперь в обязательном порядке указывается адрес места жительства (места пребывания) водителя.
  2. Карта контролера “обеспечивает аутентификацию и идентификацию контрольных органов с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения контрольного органа.
  3. Карта мастерской “обеспечивает аутентификацию и идентификацию мастерской с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения мастерской.
  4. Карта предприятия “обеспечивает аутентификацию и идентификацию владельцев транспортных средств с использованием шифровальных (криптографических) средств”, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей”, обязательно должен быть указан адрес места жительства (места пребывания) владельца транспортного средства.

Согласно новым изменениям срок действия квалифицированных ключей электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа теперь составляет не менее 3 лет (ранее срок действия ключей должен был не превышать 3 лет).

Изменения коснулись и срока действия карт. В новом варианте приказа срок действия квалифицированного сертификата карты начинается с дата начала действия квалифицированного сертификата карты до 24 часов 00 минут 00 секунд даты окончания действия квалифицированного сертификата карты.

В карте также произошла замена следующих терминов:

  • организация, выдавшая карту, теперь на картах указывается как организация-изготовить карты
  • термин “код выдавшей карту организации” заменяется на идентификатор организации-изготовителя.
  • периодическая инспекция заменена на термин “настройка”.

Что касается самих тахографов, то теперь в распечатке обязательно должен быть указан QR-код, содержащий следующие данные: текущее время и дату, координаты местоположения транспортного средства, заводской номер блока СКЗИ тахографа, серийный номер тахографа. Однако требования, касающиеся наличия в распечатке QR-кода и серийного номера тахографа, применимы для тахографов, которые будут изготовлены после января 2022 года.

Читайте также:  Сохранение красивых номеров с кодом другого региона

Следующими поправками стали внесение изменений в ПДД и КоАП

Внесены изменения в ПДД касающиеся режимов труда и отдыха. Была ликвидирована юридическая неточность в отношении физических лиц, которые не зарегистрированы как ИП и не работают по трудовому договору. Общее время работы:

  • не более 9 часов в день
  • не более 56 часов в неделю
  • не более 90 часов в течении двух недель

Спустя 4,5 часа работы водитель должен осуществить отдых продолжительностью не менее 45 минут. Не более двух раз за одну неделю водитель может увеличить рабочий день на один час. Если на трассе , по ходу движения транспортного средства отсутствуют места для отдыха, водитель может увеличить рабочее время на два часа.

Введена ответственность ИП и юридических лиц

18 июля 2021 года Государственная дума приняла правки в КоАП (статья 11.23). Одним из пунктов изменений стало введение штрафных санкций за допуск транспортного средства на линию без устройства контроля режима труда и отдыха (тахографа), а также за нарушения данного режима водителем. Ранее штрафные санкции касались только должностных лиц и самих водителей.

Сумма штрафов для ИП 15000-20000 р. , для юридических лиц – 25000-50000 р. Водители и должностные лица, ответственные за выпуск не освобождены от ответственности, наоборот, сумма максимального штрафа увеличена до 5000 р. (водителям) и 7000 р. (механикам).

Тахограф обязателен при прохождении техосмотра

Наличие поверенного тахографа стало одним из обязательных пунктов при проведении техосмотра. Это зафиксировано в постановлении правительства № 1276 «О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств». Обратная связь от Клиентов: наличие тахографа действительно проверяют, также обращают внимание на актуальность калибровки, поверки и наличие инструкции.

Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства

Изменения коснулись и правил настройки тахографа, которая теперь проводится раз в 3 года или после замены блока СКЗИ тахографа, нарушения пломбировки тахографа, ремонт тахографа или его модернизация, изменения идентификационного или государственного регистрационного номера транспортного средства, изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства.

Кстати, в случае замены блока СКЗИ тахографа внеочередной проверки не требуется, если:

  • замена произведена согласно требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа и модели блока СКЗИ.
  • сведения о результате проверки блока СКЗИ тахографа внесены во ФГИС АРШИН.
  • проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.

Если у блока СКЗИ тахографа вышел срок эксплуатации, то мастерские должны:

  • демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
  • передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.

В новой редакции приказа прописаны и правила вывода из эксплуатации тахографа или блока СКЗИ тахографа. В этом случае мастерские обязаны:

  • выгрузить из тахографа данные на внешние носители и передать их владельцу транспортного средства;
  • демонтировать из тахографа блок СКЗИ и передать его на хранение владельцу транспортного средства;
  • направить информацию в ФБУ “Росавтотранс” для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ из эксплуатации в соответствующих перечнях.

Обязателен ли тахограф в автобусе

Каждый владелец транспорта грузового или пассажирского типа должен учитывать, что на него необходимо устанавливать приборы учета, называемые тахографами.

  Можно ли виновнику дтп сразу ремонтировать свой автомобиль

  • При этом следует учитывать, как эксплуатируется данный транспорт и кому он принадлежит, иначе можно получить штраф за ненадлежащее техническое состояние автомобиля.
  • Кроме того, каждый человек, пользующийся тахографом, конечно должен знать, как он работает, чтобы иметь представление о необходимых процедурах в его отношении и мерах обслуживания.
  • И если возник вопрос, как ездить на автобусе не меняя тахограф на цифровой, можно сказать что никак, если у перевозчика нет международной лицензии.

На какой транспорт распространяется нововведение

Для того, чтобы не нарушать закон, необходимо понимать, какие машины должны быть оборудованы тахографами, и на каком основании это требование должно выполняться.

Ведь с точки зрения закона транспортные средства, которые предназначены для личного использования и коммерческие варианты сильно различаются.

Прежде всего это различие состоит в том, что законом оговаривается необходимость монтажа тахографов только на транспорт, который предназначен для коммерческого использования. Частные ТС при этом могут эксплуатироваться без такого прибора.

сроки обязательной установки тахографов

Для перевозящих сотрудников компании

Если автобус используется сугубо для перевозки сотрудников, это не повод отказываться от тахографа, поскольку принадлежность к юридическому лицу все же имеется.

К тому же, на таких автобусах осуществляется транспортировка людей, а это уже повод для оснастки такого транспорта приборами учета. И если на подобном автобусе не будет тахографа, это станет поводом для назначения штрафа.

Кроме того, в таком действии есть и выгода самого руководителя предприятия, поскольку он сможет отслеживать, как автомобиль используется, и по каким маршрутам перемещается.

Для перегона данного транспорта

Для того, чтобы перегнать автобус, тахограф нужен, но при этом возникает вопрос, каким образом записываются данные, ведь карточки у водителя нет.

В таком случае водитель должен распечатывать с тахографа суточный отчет, который заполняется от руки. В нем необходимо указывать информацию о водителе, режимы работы и перерывы на отдых.

Заверяются указанные данные подписью самого водителя, и если у него есть документы о перегоне, то претензий у сотрудников ГИБДД к нему не возникнет.

На личный

В нормативных актах РФ указывается, что установка тахографа обязательна только в ситуациях, когда транспорт используется в коммерческих целях.

И когда водитель управляет личным автобусом, или грузовиком, то ему это устройство будет не нужно.

Конечно, в таком случае возникает вопрос, что делать с интересом от сотрудников ГИБДД, ведь водитель должен доказать, что использование автобуса или грузовика не является коммерческим.

  Электронный полис ОСАГО Росгосстрах (СК ПАО)

В таком случае опытные водители рекомендуют не делать ничего, ведь если в кузове ничего нет, а в салоне нет пассажиров, то поездка чисто теоретически не может быть коммерческой.

К тому же, сотрудник ГИБДД вполне может самостоятельно проверить человека по реестру юридических лиц и ИП, и когда его там нет, то никакого повода для штрафа не может быть.

Даже если водитель перевозит родственников или личный груз, он не обязан доказывать сотруднику ГИБДД отсутствие коммерческого характера деятельности.

Но лучше запастись доказательствами личного использования, в случае с грузом это могут быть чеки на товар, а если водитель везет людей, то они могут подтвердить некоммерческий характер перевозки.

Служебный

Эта категория предполагает большое количество исключений, в зависимости от службы, которая взяла автомобиль на учет.

Так, не требуется тахограф автомобилям следующих форм эксплуатации:

  • автокранам, бетономешалкам;
  • автомобилям скорой помощи, пожарным машинам, эвакуаторам;
  • коммунальному транспорту;
  • ТС инкассаторов;
  • бронированным машинам;
  • передвижным лабораториям и телевизионным студиям;
  • транспорту военных автомобильных инспекций или исполнительных органов, в которых есть военная служба;
  • ТС органов оперативно-розыскных мер.

Микроавтобус

  1. В отношении микроавтобусов действуют те же правила, что и для других транспортных средств.
  2. Так, если они используются для коммерческих перевозок, это могут быть пассажиры или грузы, то тахограф обязательно необходим.

  3. Но когда речь идет о личном транспорте, к примеру пятиместной ГАЗели или прочих подобных автомобилях, то конечно тахографа не нужно ставить в обязательном порядке.

Какая цена считывателя карт тахографа смотрите в статье: считыватель карт тахографа.

Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой в 2021 году, читайте здесь.

Но когда машина используется физическим лицом для коммерческой деятельности или сдается в аренду для таких задач, то подобный прибор учета обязательно должен быть у нее на борту.

На пригородные

Если автобус используется для регулярных пригородных перевозок, то это значит, что он соответствует некоторым требованиям.

Так, длина маршрута не должна составлять 50 километров, а сам маршрут движения должен быть официально утвержден и соблюден, у водителя обязательно должны быть все документы об этом.

  • Таким образом, если автобус выполняет именно такие маршрутные перевозки, и у него есть официальный оформленный маршрут, то тахограф им может не использоваться.
  • Причем маршрут и его длина — это те два понятия, которые обязательно должны соблюдаться.
  • Такое решение было принято, чтобы облегчить пользование общественным транспортом для пассажиров и обеспечить выполнение требований со стороны перевозчика.
  • Ведь пригородные зоны тесно связаны с городом, а между ними налаживается тесный пассажиропоток, вариант, что автобус будет ехать с нарушениями или у него внезапно возникнет неисправность — близится к нулю.

Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства

Здесь также внесены изменения. Так, согласно приказу №440 вводятся дополнительные полномочия для ФБУ “Росавтотранс”:

  • Информация о моделях тахографов, блоков СКЗИ, карт тахографов, мастерских должна быть размещена на официальном сайте ФБУ “Росавтотранс” с указанием статусов записей (“действующая” или “архивная”) и даты их изменения.
  • В случае передачи, утилизации или активации организациями-изготовителями тахографа, блока СКАЗИ тахографа, карты тахографа, информация об этом должна предоставляться владельцу транспортного средства на основании заявления.

Какие виды транспортных средств подлежат обязательному оснащению тахографами

Напомним, что нужно устанавливать тахографы на следующие категории транспортных средств:

  • Грузовые автомобили, эксплуатируемые физическими лицами, разрешённая максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (N1)
  • Транспортные средства категории N2, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
  • Транспортные средства категории М2 и М3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
  • Транспортные средства категории М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров.

Обращаем внимание, что в новой редакции приказа добавляется перечень транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами. В список вошли:

  • специально оборудованные для перевозки живых животных;
  • транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
  • специально оборудованные машины для перевозки пчёл;
  • передвижные библиотеки;
  • передвижные автосцены;
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и груза в пределах границы территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.

При этом в новой версии формулировка приказа №36 “Исключения для оснащения…” изменилась на “Не подлежит обязательному оснащению….”.

Законы РФ о тахографах

На этой странице приводятся действующие документы, которые можно будет скачать в полном объеме, а также самые основные, на наш взгляд, положения в них.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность при международных перевозках, а также требования к «европейским» тахографам изложены в текстах Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.) и Постановлениях Европейского Союза. Основные документы можно скачать здесь.

Требования российского законодательства к тахографам, порядок оснащения, категории оснащаемых транспортных средств и другие положения в области тахографии установлены нижеприведенными нормативными документами.

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ «О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 706)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector