Законопроект о введении электронных справок для водителей

Законопроект о введении электронных справок для водителей

В России планируют изменить правила взаимодействия между министерствами здравоохранения и внутренних дел: речь идёт о здоровье автомобилистов.

Всем тем, кто получает водительские права в России (не важно, в первый раз, после окончания срока действия или же после лишения), необходимо пройти медкомиссию и получить соответствующую справку.

Врачи должны подтвердить, что кандидат / автомобилист в силу своего состояния здоровья способен управлять транспортным средством.

Сейчас такие справки представляют собой специальные бумажные бланки с подписями и печатями, но в скором будущем их формат может измениться.

Законопроект о введении электронных справок для водителей

Поправки к закону «О безопасности дорожного движения» подготовили в МВД, документ, предполагающий создание новой федеральной информационной системы, в которой будут храниться электронные медсправки, требуемые для получения водительских прав, был создан при участии Минздрава РФ. Законопроект размещён на сайте regulation.gov.ru. Он включает в себя не только пункт о создании единой базы электронных медсправок, но и оперативный обмен информацией между ведомствами.

Законопроект о введении электронных справок для водителей

Необходимость введения изменений инициаторы объясняют заботой о безопасности дорожного движения. Сегодня в РФ водители меняют права раз в десять лет. Согласно пояснительной записке, за этот довольно солидный срок у водителя могут выявить заболевание, которое является противопоказанием для вождения, при этом в ГИБДД об этом не узнают.

Сейчас такие водители обнаруживаются случайно, к примеру, в ходе расследования аварии – бывают случаи, когда выясняется, что автомобилист находится на учёте у нарколога. Как сообщает «Коммерсант», подразделения ГИБДД за последние 3,5 года аннулировали 16,2 тыс.

прав у тех водителей, у которых имелись противопоказания (по итогам решений судов).

Теперь правила предложили изменить.

На «внеочередное медицинское освидетельствование» к врачу-специалисту автомобилиста смогут отправить по итогам визита в поликлинику или после того, как ему окажут медпомощь, а также по результатам очередного медосмотра профессионального водителя (речь идёт о тех, кто сидит за рулём автобусов, грузовиков, такси и т.д.): такой вариант возможен, если медработник выявит у водителя заболевание, являющееся противопоказанием для управления ТС.

Законопроект о введении электронных справок для водителей

Отметим, перечень болезней, означающих запрет на вождение, утвержден отдельным документом (постановление правительства РФ №1604). Медицинские сотрудники – включая как государственные, так и частные организации – смогут выявлять людей с плохим зрением, неработоспобностью конечностей, страдающих от алкоголизма, наркомании и др.

После того, как заболевание из перечня окажется выявлено, медорганизация направит в ГИБДД электронное уведомление с помощью ЕГИСЗ (Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения).

После этого ведомство автоматически приостановит действие водительских прав, уведомив того о решении. В случае если автомобилиста поймают за рулём в период временного ограничения, его накажут в соответствии со статьёй 12.

7 КоАП (наказание – штраф от 5 тыс. до 15 тыс. рублей).

Законопроект о введении электронных справок для водителей

Если по итогам проверки наличие заболевания у водителя не подтверждается, в ГИБДД восстановят действие прав.

Если будут обнаружены ограничения к управлению ТС – допустим, у водителя упало зрение и теперь он может находиться за рулём только в очках – ему придётся получить новые права с отметкой об очках.

Ну, а если болезнь, равносильная запрету на вождение, подтвердится, то удостоверение автомобилиста окончательно аннулируют.

В случае одобрения поправки к закону «О безопасности дорожного движения» вступят в силу 1 марта 2022 года.

Отметим, ранее в Минздраве не соглашались отправлять данные граждан ГИБДД, ссылаясь на невозможность раскрытия врачебной тайны.

Однако в итоге ведомства всё-таки договорились: изменение будет внесено ещё и в закон «О персональных данных» – оно позволит «обрабатывать» сведения о здоровье граждан, дабы обеспечить безопасность движения.

Электронные документы для водителей в России начнут выдавать до конца 2021 года

10 Февраля 2020 13:11 10 Фев 2020 13:11 |

Правительство России утвердило план перехода ряда министерств к выдаче 47 типов разрешений в электронном виде до конца 2021 г. Срок выдачи документов предполагается сократить вплоть до одного дня, а интернет-реестр позволит оперативно проверять их достоверность.

Правительство России распоряжением №218-р от 6 февраля 2020 г. утвердило план перехода федеральных органов исполнительной власти к выдаче разрешений в электронном виде. Соответствующий документ опубликован на правительственном портале.

План предусматривает ускоренный переход 15 министерств и ведомств на оформление разрешительных документов по 47 наиболее востребованным гражданами и представителями бизнеса госуслугам в срок до 31 декабря 2021 г.

По информации документа, возможность получать электронные разрешения без необходимости очного посещения ведомства затронет крупнейшую категорию граждан России — водителей.

МВД обеспечит доступ к данным о наличии действующего водительского удостоверения, предоставит цифровую услугу при необходимости его продления или изменения ФИО.

В электронном виде можно будет подать заявление о сдаче экзамена в автошколе.

Ведомство также оповестит организации о лишении водительских прав и автоматически аннулирует водительское удостоверение при наличии у водителя медицинских противопоказаний. Также будет доступно электронное разрешение на внесение изменений в конструкцию транспортного средства и свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.

Ответственным за мониторинг и контроль реализации плана назначено Минкомсвязи. Запуск сервиса предоставления госуслуг в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг состоится до 25 декабря 2021 г.

«На прошлой неделе мы утвердили план мероприятий по переходу до 2021 года к выдаче различного вида разрешений в электронном виде.

Это касается 47 видов таких документов, в том числе регистрации мотоциклов, автомобилей и прицепов к ним, учета дронов, приема уведомлений о начале работы бизнес-проектов по отдельным направлениям деятельности, блока разрешений по ввозу и регистрации лекарственных средств, лицензий для частных детективов и ЧОПов, аккредитаций медицинских и фармацевтических специалистов», — отметил премьер-министр России Михаил Мишустин в рамках совещания с вице-премьерами.

По словам премьер-министра, переход на электронные государственные разрешения позволит «серьезно сократить сроки получения разрешений, по ряду позиций – в два-три раза, а где-то – и до одного рабочего дня».

Премьер России Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами

Михаил Мишустин также отметил, что информация о выдаче электронного разрешения будет заноситься в электронные интернет-реестры, за счет чего удастся упростить проверку их достоверности, сроков действия и статуса.

План мероприятий

План мероприятий по переходу федеральной исполнительной власти к выдаче разрешений в электронном виде определяет несколько этапов. Так, до 30 июня 2020 г.

Минэк должно разработать и внести в Госдуму на рассмотрение федеральный закон об основах разрешительной деятельности в России.

Предполагается, что в нем будут прописаны критерии государственных функций по выдаче разрешений, закреплены нормы ведения разрешительного реестра, а также нормы, запрещающие требовать разрешения на виды деятельности вне реестра объектов разрешительной деятельности.

До конца сентября 2021 г. Минэку также предстоит разработать проект постановление Правительства по ведению единого реестра объектов разрешительной деятельности. В этот проект будет включено определение уполномоченного на ведение реестра органа исполнительной власти и определен порядка его ведения.

Министерства, которые займутся выдачей электронных разрешений, в том числе Минкомсвязи, МВД, Минздрав, Росаккредитация, Россвязь, Росстандарт, ФАС, ФСБ, ФНС с участием Федеральной нотариальной палаты, обязаны в срок до 31 марта 2020 г. рассмотреть вопросы разработки новых и доработки существующих видов сведений единого электронного сервиса единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

План перехода федеральной исполнительной власти к выдаче электронных разрешений включает список мероприятий для каждого упомянутого министерства России с определением дедлайнов по каждому мероприятию. Так, внесение изменений в большую часть существующих нормативных ведомственных документов по аттестации и выдаче разрешений предполагается завершить в сентябре-октябре 2020 г.

Модернизацию и запуск ведомственных информационных систем с возможностью выдачи электронных разрешений предполагается провести до ноября 2020 г. Запуск опытной эксплуатации с возможностью предоставления государственной услуги в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг предполагается провести в срок до 30 сентября 2021 г.

Министерства и виды электронных разрешений

  • Самый большой список электронных разрешений и лицензий у Росгвардии. Ведомство будет выдавать в электронном виде разрешение юридическому лицу или гражданину России на хранение оружия и (или) патронов, разрешение на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и патронов к нему (без права ношения), разрешение на ввоз или вывоз в Россию гражданского или наградного оружия и патронов к нему
  • Это же ведомство будет выдавать электронное разрешение юридическому лицу на приобретение, транспортировку, ввоз или вывоз из страны гражданского, служебного оружия и патронов к нему, хранение и использование оружия на стрелковом объекте, лицензий на выполнение работ (услуг) по торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия и (или) реализации (торговле) патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов, а также разрешение юридическому лицу, занимающемуся торговлей оружием и патронами, на хранение оружия и патронов.
  • Росгвардия обеспечит электронное лицензирование частной охранной деятельности, частной детективной деятельности, выдачу удостоверения частного охранника и выдачу юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему.
  • Росгвардия также будет отвечать за выдачу электронных лицензий гражданам на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов России или казачьей формой, а также лицензии на приобретение отдельной модели боевого холодного клинкового оружия (кортика), унаследованной в соответствии с законодательством России.
Читайте также:  Обновленные правила заполнения водительского удостоверения.

Smart-системы стали драйвером продажи недвижимости

Интеграция Законопроект о введении электронных справок для водителей

  1. МВД займется обеспечением государственной электронной услуги в случае окончания срока действия водительского удостоверения, изменения фамилии, имени или отчества гражданина, подачи заявления о сдаче экзамена и прилагаемых к нему документов через личный кабинет автошколы на едином портале государственных и муниципальных услуг и предоставление сведений о выданном водительском удостоверении в личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг с согласия заявителя.
  2. В МВД также займутся обеспечением предоставления сведений о наличии действующего водительского удостоверения, оповещением организаций о лишении водительских прав и автоматическим аннулированием водительского удостоверения при получении сведений о наличии у водителей транспортных средств медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами с оповещением гражданина.
  3. В этот список также включены электронные услуги по разрешению на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, выдача или продление свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.

МЧС будет предоставлять в электронном виде аттестации на право управления маломерными судами. На Минфин возложено регламентирование предоставления Росалкогольрегулированием государственной электронной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции.

  • Ростехнадзор обеспечит электронную регистрацию опасных производственных объектов изменение характеристик или исключение из реестра опасных производственных объектов, а также выдачу дубликатов свидетельства о регистрации.
  • Росавиация обеспечит электронную регистрацию и учет беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг.
  • Роспотребнадзор подготовит выдачу электронных форм результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз и санитарно-эпидемиологических заключений.
  • Росздравнадзор сможет выдавать в электронном виде разрешения на ввод в гражданский оборот серии или партии иммунобиологического лекарственного препарата, разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации медицинских изделий в целях их госрегистрации.
  • Минздрав сможет выдавать в электронном виде аккредитации специалистов на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, разрешения на ввоз на территорию страны зарегистрированных или незарегистрированных лекарственных средств для клинических исследований препаратов или экспертизы лекарственных средств, разрешений на ввоз на территорию страны и вывоз за ее пределы биологических материалов по итогам клинического исследования лекарственного препарата.
  • Рособрнадзор обязан обеспечить электронную услугу государственной аккредитации образовательной деятельности, признания иностранного образования или иностранной квалификации.
  • Роскомнадзор обеспечит электронную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также лицензирование деятельности в области оказания услуг связи и регистрацию средств массовой информации.
  • Россельхознадзор обеспечит выдачу электронных фитосанитарных, реэкспортных фитосанитарных и (или) карантинных сертификатов.
  • Минпромторг обеспечит выдачу электронных лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
  • На Росстандарт возложена выдача электронных разрешений на утверждение типов стандартных образцов или типаов средств измерений.
  • Бесплатный фотошоп: лучшие программы для обработки фото онлайн

Владимир Бахур

Короткая ссылка

Водительские медсправки станут электронными

На смену бумажным медсправкам придут электронные. Все данные о здоровье водителей Госавтоинспекция получит через базу данных Минздрава. Это следует из законопроекта МВД.

Медицинские организации обяжут сообщать, если у водителя ухудшилось здоровье и ему больше нельзя за руль — в таком случае ранее выданные справки и водительские права будут аннулироваться. Новая система заработает в 2022 году.

Стоимость самого освидетельствования существенно вырастет в конце этой недели: вводится новый обязательный анализ на алкоголизм.

МВД опубликовало на regulation.gov.

ru проект изменений в законы «О безопасности дорожного движения», «Об охране здоровья граждан», «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ужесточающий правила прохождения водительских медкомиссий и получения медсправок. Документ, по данным “Ъ”, согласован с Минздравом. Обследования, напомним, обязаны проходить кандидаты в водители, а также граждане, меняющие права по истечении срока действия документа раз в 10 лет.

Согласно законопроекту, справка станет электронным документом, который будут визировать усиленной электронной подписью, но по желанию гражданин сможет получить бумажный вариант документа (например, для предъявления работодателю).

Все медицинские организации (как государственные, так и частные) будут обязаны передавать данные о выданных заключениях и аннулировании справок в информационную систему Минздрава. Аннулирование справок будет основанием для прекращения действия прав.

Сейчас, напомним, только прокуратуры могут прекращать действие удостоверений через суды на основании того, что у водителя есть противопоказания к вождению. У ГИБДД таких прав сегодня нет.

Если на очередном медосмотре или на осмотре в поликлинике у гражданина выявляется заболевание, не совместимое с вождением, то его направят на «внеочередное освидетельствование». Пройти его нужно будет в течение месяца.

Если гражданин этого не сделает, то электронная справка будет аннулирована, если заболевание подтверждается — тоже. Все детали процедур и информационного обмена будут описаны в постановлении правительства России.

Закон должен вступить в силу 1 июля 2022 года.

Наладить информационный обмен с Минздравом Госавтоинспекция пыталась с 2010 года, но медицинское ведомство долго сопротивлялось, утверждая, что законодательство запрещает раскрывать врачебную тайну.

МВД вносило несколько законопроектов для решения проблемы, но безуспешно. ГИБДД персональных данных не требовала — нужно было только подтверждение того, что конкретный гражданин может сесть за руль.

В течение последних трех лет ГИБДД на основании судебных решений аннулировала более 36 тыс. водительских удостоверений (11,4 тыс. — в 2017 году, 12,8 тыс.— в 2018 году и 11, 7 тыс.

— по итогам 9 месяцев 2019 года).

Текущая ситуация, отмечают в Госавтоинспекции, «создает угрозу безопасности, жизни и здоровью других участников дорожного движения».

«Существующая система не позволяет в 100 % случаях обеспечить исключение допуска к управлению транспортными средствами водителей, приобретших заболевания, являющиеся медицинскими противопоказаниями,— объясняют в ведомстве.

— Имеют место быть многочисленные факты наличия у водителей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, документов на управление транспортными средствами».

Ситуация сдвинулась с мертвой точки после совещания у премьера Дмитрия Медведева 15 октября 2019 года. Тогда глава МВД Владимир Колокольцев заявил, что с Минздравом, наконец, удалось договориться.

Глава медицинского ведомства Вероника Скворцова говорила, что обмен данными будет происходить через единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), данные в которую будут обязаны передавать государственные и частные клиники. Обязанность эта закреплена в приказе, который начнет действовать с 1 января 2020 года.

Освидетельствование сегодня имеют право проводить 6 тыс. организаций, включая 3,38 тыс. государственных и 2,62 тыс. частных. 60% государственных и муниципальных медорганизаций уже направляют документы в ЕГИСЗ, заявляла госпожа Скворцова.

«В целом, идея правильная, но черт, как обычно, кроется в деталях,— говорит завкафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета нарколог Владимир Менделевич.

— Если в этих электронных медсправках будут данные лишь о том, что водитель годен или не годен, то этот вариант приемлемый. Но если ГИБДД будет получать сведения о диагнозах без согласия человека, то это неправильно.

Читайте также:  Можно ли получить налоговый вычет при покупке машины?

Возникает риск, что эта информация может быть использовала некорректно и против человека».

«Идея совершенно правильная и необходимая,— комментирует инициативу президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева.

— Еще в 2013 году, когда мы были по приглашению МВД Грузии в крупном экзаменационном центре в Телави, нам продемонстрировали наличие всех необходимых баз в системе, в том числе и медицинских противопоказаний, что позволяло без дополнительного прохождения врачей, медкомиссии, прямо на месте в течение нескольких минут проверить и допустить человека до экзаменов». Но создание информационной системы на 100% проблему с недопуском за руль больных граждан не решит, отмечает госпожа Зайцева.

Отменить ранее выданную медсправку Минздраву будет непросто, считает президент «Лиги защиты пациентов», член экспертного совета при Правительстве России Александр Саверский.

«Ведь документ выдавался медорганизацией на законных основаниях, а значит в теории гражданин может предъявить претензии, почему справка признана впоследствии недействителенной,— считает господин Саверский.

— Необходимо создавать некий третейский суд при Минздраве, которые будет разрешать подобные конфликтные ситуации, когда одна организации считает, что водителя допускать за руль можно, а другая нет».

«Нужно параллельно обсуждать и решать проблему регулярной и обязательной диспансеризации,— говорит эксперт.— Процедура медосвидетельствования в так называемых водительских комиссиях, конечно, не выявит 100% противопоказаний».

Сама процедура освидетельствования и выдачи медсправок изменится в самое ближайшее время. 22 ноября вступают в силу изменения в приказ Минздрава 344н. “Ъ” ранее рассказывал об этом документе.

Граждане обязаны будут проходить новый вид теста — на определение в крови карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) — маркера, который указывает на хронический алкоголизм. При его обнаружении гражданина отправят в наркологический диспансер. Стоимость получения медсправок, скорее всего, существенно вырастет.

Региональные СМИ сообщают о 13-кратном росте цены справки в Рыбинске (до 4,8 тыс. руб.) и в Челябинске (до 5 тыс. руб.).

Иван Буранов

Труд водителей в 2021 году: что нужно знать о новых правилах приёма на работу

02.04.2021

С 1 января 2021 года изменились особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. 253 нормативных акта в сфере транспорта утратили силу. Взамен им утвердили новые документы, регулирующие режим труда и отдыха водителей 2021. Утвердили новые реквизиты путевых листов, новые правила по охране труда и новые требования к квалификации.

Работодателям стоит иметь в виду, что для трудовой инспекции водители — это одна из излюбленных категорий проверяемых работников. На этих сотрудников приходится и максимальное количество штрафов. Чтобы избежать неприятностей, нужно изучить все особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. Вот некоторые из них.

Кого работодатели имеют право принимать на работу в качестве водителя

Водители транспортных средств нанимаются на работу в соответствии с положениями документа «Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Принимаемый на работу водитель должен документально подтвердить:

  • наличие российского водительского удостоверение соответствующей категории (для определенный категорий лиц есть исключения, они указаны в пункте 13 Статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»);
  • уровень образования (уровень профессиональной подготовки для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, транспортных средств, оборудованных устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, осуществляющих перевозку пассажиров или грузов в международном сообщении, а также иные требования к уровню образования, внесённые работодателем в должностную инструкцию водителя);
  • опыт работы.

Категории водительского удостоверения должны соответствовать ряду требований (таблица 1).

Таблица 1. Категории водительских удостоверений

Транспортное средство Категория водительского удостоверения
Легковые автомобили (легковые такси) «В», «BE»
Грузовые автомобили «С», «СЕ» и подкатегории «С1», «С1E»
Автобусы «D», «DE» и подкатегории «D1», «D1E»

Требования к опыту работы предъявляются для некоторых категорий водителей (таблица 2).

Таблица 2. Требования к опыту работы и стажу водителей в зависимости от категории

Вид транспорта Опыт работы (стаж) водителя
Легковое такси Не менее трёх лет
Автобусы, осуществляющие организованную перевозку групп детей Стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних двух лет
Транспортные средства, перевозящие пассажиров в международном сообщении Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года
Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года
Тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства Общий стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля
Транспортные средства, сопровождающие тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства Стаж работы в качестве водителя тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства не менее одного года

Для прочих категорий водителей требования не установлены. Однако внести в должностную инструкцию необходимые требования может сам работодатель.

Нанимаемый на работу водитель должен пройти медосмотр. А после приёма на работу водителя необходимо проинструктировать.

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

  • подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
  • испытание.
  1. «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
  2. Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
    • номер листа испытаний;
    • ФИО водителя;
    • дата и время прохождения, испытательный период;
    • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
    • ФИО водителя-наставника;
    • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
  3. Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.

Если ваша организация нанимает на работу водителей, стоит ознакомиться с полным текстом Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Обо всех новых требованиях расскажем на семинаре «Труд водителей в 2021 году».

Мвд россии разъясняет информацию о проведении эксперимента по использованию цифровой копии водительского удостоверения

  • В последние несколько дней ряд СМИ распространили информацию о том, что в нескольких субъектах Российской Федерации планируется проведение эксперимента по использованию специального мобильного приложения вместо регистрационных документов на транспортное средство и водительского удостоверения.
  • В публикациях утверждается, что в ходе эксперимента, который пройдет в нескольких регионах страны, водители по требованию сотрудников полиции будут предъявлять им для проверки мобильное приложение, в котором информация о регистрационных документах на автомобиль и водительском удостоверении содержится в формате QR-кода.
  • «В настоящее время совместно с Минцифры России в целях повышения удобства водителей ведется совместная проработка возможности дублирования в электронной форме документов, выдаваемых на бумажных носителях.

Для проверки электронных документов предполагается использование исключительно мобильных устройств сотрудников полиции с установленным на них сертифицированным программным обеспечением. В качестве средства для передачи электронных документов с мобильного устройства водителя на мобильное устройство сотрудника полиции на текущий момент планируется использование двумерных штрих-кодов (QR-кодов).

Вместе с тем, в пункте 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации определен перечень документов, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции предъявлять им для проверки. В том числе это водительское удостоверение и регистрационные документы на транспортное средство.

МВД России подчеркивает, что управление транспортными средствами без документов, предусмотренных ПДД РФ, а также какие-либо иные изменения правового режима в субъектах Российской Федерации на период проведения опытной эксплуатации создаваемых сервисов и мобильных приложений не планируется. Предъявление электронных копий документов вместо их оригиналов в пилотных регионах не предусмотрено.

В настоящее время на рассмотрении в МВД России находится проект плана реализации указанных мероприятий в части использования электронного свидетельства о регистрации транспортного средства.

В отношении водительских удостоверений рассмотрение аналогичного вопроса планируется только в случае успешной реализации мероприятий по использованию электронного свидетельства о регистрации транспортного средства», — сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Комментарий официального представителя МВД России Ирины Волк

Рабочее время, время отдыха и условия труда водителя: изменения с 2021 года (приказ Минтранса)

До конца 2020 года организацию работы водителей регулирует приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Однако с 2021 года он перестаёт действовать, так как попал под т. н. регуляторную гильотину и ему на смену принят новый приказ Минтранса «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей».

Читайте также:  Можно ли выехать из Москвы днем на грузовике?

Как и ранее действовавший документ, новый приказ утверждён для реализации положений ст. 329 ТК РФ, согласно которой режим рабочего времени водителей определяет соответствующее федеральное ведомство.

Действие новых особенностей организации труда и отдыха от Минтранса распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору в организациях или ИП. При этом сделано уточнение: ИП, самостоятельно управляющие своими машинами, так же обязаны соблюдать требования нового приказа Минтранса с 2021 года.

Управление автомобилем в обязательном порядке должно быть включено в должностные обязанности сотрудников, которые подпадают под приказ Минтранса.

По-прежнему действие положений Приказа не применяют:

  • к водителям на междугородних рейсах;
  • к сотрудникам. управляющим аварийно-спасательными и пожарными машинами;
  • к водителям автомобилей, оказывающих медпомощь при чрезвычайных ситуациях.

С 2021 года действие приказа Минтранса не распространяется на следующие категории транспортных работников:

  • водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
  • водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • армейских водителей;
  • водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В результате, сфера применения приказа Минтранса конкретизирована: в него помимо работников компании добавлены индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками. Вместе с тем, выведены из области применения приказа водители, трудящиеся на территории компании, а также занятые в различных госорганах.

Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года

При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.

Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена возможность установления учетного периода в 6 месяцев для перевозок пассажиров в курортной местности и при сезонных перевозках.

По сути, неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Также сохранена возможность увеличения максимальной длительности рабочего дня на 2 часа – то есть до 12 часов. При условии:

  • необходимости завершения перевозки;
  • следования к месту стоянки.

В новом  приказе Минтранса с 2021 года не предусмотрено ежемесячное составление графика сменности для водителей городского и пригородного сообщения.

Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года

Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.

С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:

  • подготовительно-заключительное время;
  • периоды прохождения медосмотров;
  • простои не по вине работника;
  • время ремонта автомобиля;
  • иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.

Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:

  • охраны груза;
  • присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.

С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.

В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.

Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:

  • для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
  • для прочих водителей – не более 5 часов.

Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.

Важно

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена норма о сверхурочной работе. Таким образом, к водителям будут применять общие правила привлечения к ней, закрепленные в ТК РФ.

Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года

По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:

  • к водителям легкового транспорта (кроме такси);
  • водителям, участвующим в геолого-разведочных и топографо-изыскательских работах.

Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен. Вот сравнение:

ПРИКАЗ МИНТРАНСА ОТ 20.08.2004 № 15 НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНТРАНСА С 2021 ГОДА
Не более 9 часов в смену, а при движении в горной местности, перевозке крупногабаритных и длинномерных грузов – не более 8 часов.
Увеличение времени управления до 10 часов возможно только при суммированному учете рабочего времени.
Не более 9 часов в смену с возможностью увеличения не более чем до 10 часов, но не более 2-х раз в течение календарной недели
Общее время непосредственного управления автомобилем не должно быть более 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 календарных недели
Превышение общего времени управления автомобилем в день допустимо не более чем на 1 час – для следования к месту стоянки, пункту назначения или месту отдыха

Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года

С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.

Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых.

В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).

С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:

  • возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
  • допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.

Важно

С 2021 года любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.

Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов.

Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут.

При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Что делать компаниям в связи с изменениями с 2021 года

Прежде всего, нужно проанализировать действующие в организации режимы работы и графики, скорректировать время еженедельного и ежедневного отдыха водителей. При необходимости – подготовить новые графики на 2021 год. Быть готовыми внести необходимые изменения в части времени работы и отдыха в правила внутреннего трудового распорядка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector