Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 марта 2011 года вступает в силу новый закон Российской Федерации «О полиции», действие которого распространяется в том числе и на водителей автомобилей.
В этой статье будут рассмотрены самые важные и интересные моменты нового закона. Напомню, что Вы можете прочитать первую часть обзора в статье «Обзор нового закона «О полиции», вступающего в силу 1 марта 2011 года. Часть 1.».
Перейдем к рассмотрению прав и обязанностей сотрудников полиции.
Права и обязанности сотрудников полиции
Статья 12. Обязанности полиции
1. На полицию возлагаются следующие обязанности:
…
19) осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных грузов;
…
Таким образом, все обязанности ГИБДД (контроль за соблюдением правил дорожного движения, ГОСТов, других нормативных документов, прием квалификационных экзаменов, регистрация автомобилей и проведение технического осмотра и др.) переходят к сотрудникам нового подразделения полиции, название которого пока что не известно.
- Статья 13. Права полиции
- 1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
- 1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;
…
Любой сотрудник полиции может требовать от граждан прекращения противоправных действий, например прекращения управления автомобилем с тонированными лобовым и передними боковыми стеклами.
Статья 13. Права полиции
1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
…
2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
…
Таким образом, любой сотрудник полиции (не только ГИБДД) имеет право проверять документы граждан. Причем он может сделать это не тогда, когда ему это захочется, а только в определенных условиях.
Кроме того, это не значит, что любой сотрудник полиции может останавливать Ваш автомобиль. Об остановке транспортных средств речь пойдет несколько ниже.
Статья 13. Права полиции
1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
…
8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
…
Сотрудники полиции могут составлять протоколы об административных правонарушениях. Сотрудники ГИБДД могут составлять протоколы о наложении административных штрафов, участковые сотрудники полиции могут накладывать штрафы за парковку на газоне.
Статья 13. Права полиции
1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
…
16) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;
…
В данном пункте определяется право любого сотрудника полиции на досмотр граждан и принадлежащих им транспортных средств.
Напомню, что правила досмотра рассматривались в одном из уроков бесплатного аудиокурса «Секреты общения с ГИБДД». Если Вы еще не знакомы с этим курсом, то я рекомендую это сделать в ближайшее время.
Это поможет Вам избегать незаконных досмотров со стороны сотрудников ГИБДД.
Статья 13. Права полиции
1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
…
20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
21) требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, не прошедших обязательного технического осмотра, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом, — со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог;
…
2. Право осуществлять действия, предусмотренные пунктами 20 и 21 части 1 настоящей статьи, предоставляется специально уполномоченным сотрудникам полиции.
В пунктах 20 и 21 приведены действия, которые могут выполнять только специально уполномоченные сотрудники полиции (сотрудники ГИБДД или аналогичного подразделения полиции).
Например, участковый сотрудник полиции не имеет права останавливать транспортные средства и выполнять другие действия, относящиеся к дорожному движению.
Статья 13. Права полиции
1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
…
33) использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное;
…
37) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.
В 33 пункте закона «О полиции» регламентируется право любого сотрудника ГИБДД на использование видео- и аудиотехники, фото- и видеоаппаратуры.
В 37 пункте описывается право сотрудников полиции использовать чужие транспортные средства в случаях, не терпящих отлагательства. Напомню, что пункт 2.3.3 правил дорожного движения в настоящее время обязывает водителя предоставить транспортное средство сотрудникам милиции и не обязывает предоставлять его сотрудникам полиции.
В отличие от многих нормативных документов, в которых слово милиция было заменено на слово полиция, правил дорожного движения такая участь пока не коснулась. Так что начиная с 1 марта это не будет являться нарушением, а следовательно и штраф накладываться не будет.
В следующей статье серии мы рассмотрим последнюю порцию интересных моментов нового закона «О полиции».
Удачи на дорогах!
Реформа МВД
ТАСС-ДОСЬЕ. 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «О полиции», в рамках которого была проведена реформа Министерства внутренних дел (МВД) РФ.
Предпосылки для реформы
После вызвавшего сильный общественный резонанс преступления майора милиции Дениса Евсюкова (в апреле 2009 г.
в Москве он расстрелял посетителей супермаркета) российские власти приняли решение о необходимости реформирования министерства внутренних дел (МВД) РФ для повышения доверия граждан к правоохранительным органам. 24 декабря 2009 г.
президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», а 18 февраля 2010 г. — указ «О некоторых мерах по реформированию МВД России».
Документы предусматривали сокращение до 1 января 2012 г. численности сотрудников МВД на 20%; увеличение денежного довольствия сотрудников милиции, пересмотр принципов отбора кандидатов для службы в органах внутренних дел; исключение дублирующих, избыточных и несвойственных милиции функций и др.
Также президент поручил министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву и Ассоциации юристов России внести предложения по реформе МВД. В начале 2010 г.
такие предложения были представлены главе государства, который взял реформу под личный контроль и поручил правительству разработать новую редакцию федерального закона (ФЗ) «О милиции», регулирующего деятельность правоохранительных органов. 6 августа 2010 г.
президент Дмитрий Медведев выступил с предложением вернуть милиции название «полиция», существовавшее в досоветский период. В августе проект ФЗ «О полиции» прошел общественное обсуждение на специально созданном сайте zakonoproekt2010.ru, 28 января 2011 г. он был принят Госдумой, 2 февраля одобрен Советом Федерации, после чего был подписан Дмитрием Медведевым 7 февраля и вступил в силу 1 марта 2011 г.
Закон «О полиции»
Документ закрепил переименование милиции в полицию и усиление общественного контроля над ведомством. Законом была установлена предельная численность личного состава органов внутренних дел к 2012 г. — 1 млн 106 тыс. 472 человека (сокращение на 22% по сравнению с численностью сотрудников дореформенного МВД — 1,28 млн человек).
С 1 марта милиционеры выводились за штат министерства для последующего прохождения переаттестации в срок до 1 июня 2011 г. (позднее продлен до 1 августа того же года).
Переаттестацию прошли 875,3 тыс.
бывших милиционеров, включая министра Рашида Нургалиева. В ходе реформы своих постов лишились 183 тыс. сотрудников МВД, в том числе около половины генералов (143). Еще 21 генерал не прошел аттестацию.
Часть функций милиции была передана другим ведомствам — так, полиция перестала заниматься административным выдворением нелегальных мигрантов, организацией работы медицинских вытрезвителей, конвоированием задержанных и арестантов из СИЗО, розыском должников, формированием и ведением реестра лиц, которым запрещено заниматься определенной деятельностью.
Закон потребовал от сотрудника полиции при общении с гражданином не только называть свои должность, звание, фамилию и предъявлять по требованию гражданина служебное удостоверение, но и сообщать причину и цель обращения, а в случае применения мер ограничения права и свободы гражданина — разъяснить тому причину и основания применения мер, а также его права и обязанности.
Последующая практика показала, что сотрудникам полиции трудно выполнять данные требования в ситуациях, когда ведется преследование преступника или в ходе массовых беспорядков. В апреле 2014 г.
организация «Офицеры России» направила спикеру Госдумы Сергею Нарышкину предложение внести изменения в закон «О полиции», которые бы позволили полицейским отходить от этих требований, когда они «заведомо невыполнимы».
С 1 января 2012 г. символика российской милиции стала недействительной. Российские полицейские получили новую форму и обязательные для ношения нагрудные жетоны с личным номером. Впоследствии общественные активисты и представители СМИ неоднократно фиксировали случаи, когда полицейские прятали или отказывались предъявлять свои жетоны.
Дальнейшие изменения законодательной базы
23 мая 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ об общественных советах при МВД и его территориальных органах. До 1 сентября 2011 г.
МВД совместно с полномочными представителями президента в федеральных округах и руководителями регионов образовали при территориальных органах МВД общественные советы (совещательные органы, решения которых носят рекомендательный характер).
Советы могут получать от органов внутренних дел информацию об их деятельности, заслушивать должностных лиц МВД, вносить предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, принимать участие в работе аттестационных комиссий.
19 июля 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а 30 ноября 2011 г.
— федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Эти документы развивали положения ФЗ «О полиции» в области денежного довольствия, пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, предоставления жилых помещений, медицинского обслуживания сотрудников, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также иных особых социальных гарантий.
Критика реформы
Вскоре после завершения основного этапа реформы она была подвергнута критике. Так, в мае 2012 г. заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ Александр Хинштейн заявил, что реформа из-за отсутствия четкой концепции не повысила качества работы правоохранительных органов и ухудшила ситуацию в них.
В первую очередь Хинштейн и другие критики обратили внимание, что, несмотря на идею реформы, которая предполагала сокращение избыточного руководящего состава и центрального аппарата, увольнения коснулись, в основном, «полевых» сотрудников.
По данным Хинштейна, подразделения по делам несовершеннолетних были сокращены в целом по МВД на 28,9%, строевые подразделения патрульно-постовой службы на 24,6%, вневедомственная охрана — на 22,3%, ГИБДД — на 20,7%, уголовный розыск — на 19,3%.
При этом кадровые подразделения сократились на 17,5%, правовые — на 9,8%, штабные — на 21,6%., а штатные оркестры, студии, ансамбли танца решено было оставить.
Также Хинштейном и другими критиками отмечалось, что в ходе реформы были ликвидированы 6 из 23 вузов МВД, все средние специальные школы милиции, разорвалась существующая система вертикальной подчиненности полицейского управления.
Отмечались негативные последствия принятого еще в 2008 г. решения об упразднении подразделений по борьбе с организованной преступностью.
Также, по мнению Хинштейна, повышение заработных плат было нивелировано последовавшей «монетизацией» льгот.
30 октября 2013 г. в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации новый глава МВД Владимир Колокольцев признал, что в рамках реформы, «результаты, которых от нас ожидало общество, не достигнуты». При этом он добавил, что министерство «старается исправить недостатки».
Глава МВД сетовал на острую нехватку участковых и постовых, но сообщил о победе над текучкой кадров: по его словам, в 2013 г. впервые за последние годы количество принятых на работу сотрудников превысило число уволенных. Некоторые части реформы были пересмотрены: так, в 2012 г.
были вновь созданы «подразделения по вытрезвлению граждан».
Дальнейшие преобразования
5 мая 2014 г. президент РФ Владимир Путин незначительно увеличил предельную штатную численность МВД до 1 млн 113 тыс. человек.
13 июля 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о сокращении общей численности органов внутренних дел на 10%, до 1 млн 3 тыс. 172 человек. План по сокращениям подготовил глава МВД Владимир Колокольцев, который в интервью СМИ подчеркнул, что «с учетом негативного опыта реформирования 2010 г.
» под сокращение в этот раз не попали оперуполномоченные, участковые, сотрудники патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб. Более 43 тыс. из 110 тыс. сокращаемых пришлось на вневедомственную охрану. С 1 ноября 2015 г. из 3,5 тыс.
стационарных постов главного управления вневедомственной охраны осталось только 282, большинство объектов перешли под охрану государственного предприятия «Охрана».
1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О полиции»
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 1 марта вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
Данный закон был принят в целях упразднения милиции и создания вместо нее правоохранительной структуры с новым названием и аналогичными обязанностями и полномочиями.
При этом основные положения закона, регулирующего деятельность милиции[1], были перенесены в новый закон.
Можно отметить следующие полномочия полиции, закрепленные во вступившем в силу законе:
1. В связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, полиция имеет право:
1) вызывать граждан и должностных лиц и получать от них необходимые объяснения, получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан необходимые сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан (п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции») Комментарий Пепеляев Групп: Милиция имела тот же объем прав, которые были закреплены в пунктах 3, 4 и 30 части 1 статьи 11 Закона РФ «О милиции».
2) при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).
Комментарий Пепеляев Групп: Данная норма воспроизводит содержание пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», который предоставлял милиции аналогичные права.
3) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан (п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»).
Комментарий Пепеляев Групп: Данная норма предоставляет полиции существенно больший объем полномочий по беспрепятственному вхождению на территорию и в помещения организаций, ознакомлению с их документами, чем тот, который имелся у милиции.
В тексте закона «О полиции» не раскрывается, что конкретно понимается под правом сотрудников полиции посещать организации.
Можно предположить, что обладая правом беспрепятственного прохода, сотрудники полиции смогут беспрепятственно передвигаться по территории и помещениям организации.
Таким образом, право на посещение организации может предполагать право сотрудников полиции на осмотр ее территории и помещений.
Важно отметить, что в отличие от правил осмотра, установленных процессуальным законодательством (ст. 27.8 КоАП РФ, ст. 177 УПК РФ), Федеральный закон «О полиции» не предполагает участие в осмотре представителя организации и понятых.
При этом полиция будет иметь данные полномочия по всем без исключения делам, находящимся в ее производстве, в том числе и при рассмотрении сообщений о происшествиях, не имеющих признаков преступления или административного правонарушения.
2. Полиции перешли полномочия милиции по участию в налоговых проверках по запросам налоговых органов и получению сведений, составляющих налоговую тайну (п.п. 28, 29 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»).
Комментарий Пепеляев Групп: Аналогичные права милиции были закреплены в п.п. 33, 34 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О милиции».
3. Статья 15 Федерального закона «О полиции» регламентирует условия и порядок проникновения сотрудников полиции в жилые помещения. В соответствии с частью 3 данной статьи проникновение сотрудников полиции в жилые помещения допускается в следующих случаях:
- 1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; 2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; 3) для пресечения преступления;
- 4) для установления обстоятельств несчастного случая.
О каждом случае вхождения в жилое помещение в течение 24 часов должен быть письменно уведомлен прокурор (ч. 7 ст.15 ФЗ «О полиции»).
Комментарий Пепеляев Групп: Данная норма закона «О полиции» в целом (п.п. 1-3) повторяет содержание пункта 18 части 1 статьи 11 Закона РФ «О милиции», который предусматривал возможность беспрепятственного вхождения сотрудников правоохранительных органов в случае экстренных и чрезвычайных ситуаций.
Установление обстоятельств несчастного случая (п. 4 ч. 3 ст.15 ФЗ «О полиции») не относится к таким ситуациям, и включение этого обстоятельства в данный перечень представляется неоправданным.
Тем более, что вхождение сотрудников правоохранительных органов в жилые помещения при расследовании преступлений возможно только с санкции суда.
Рекомендации
1.
При исполнении требований полиции о предоставлении сведений и документов необходимо учитывать положения части 4 статьи 13 ФЗ «О полиции», которой установлено, что требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 части 1 статьи 13 данного закона, обязательны для исполнения в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца с момента его вручения.
2.
Поскольку из пункта 5 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции» следует, что указанные в нем права появляются у сотрудников полиции только в связи с находящимися в производстве полиции уголовными делами и делами об административных правонарушениях, а также проведением полицией проверки сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, сотрудник полиции, желающий посетить организацию, должен подтвердить эти обстоятельства. Полагаем, что в соответствии с частью 3 статьи 13 ФЗ «О полиции» порядок реализации данных прав полиции будет утвержден Министерством внутренних дел РФ после вступления в силу данного закона.
До издания МВД РФ такого нормативного акта полагаем правильным просить сотрудника полиции предъявить не только служебное удостоверение, но и документ, подтверждающий, что его действия соответствуют целям, указанным в пункте 5 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции» (например постановление или распоряжение о проведении осмотра).
В случае отсутствия такого документа предлагаем уточнять полномочия и задачу сотрудника полиции у непосредственного руководства данного сотрудника по телефону.
[1] Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции»
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Максиму Кошкину, Руководителю практики уголовно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Александру Курилову, Адвокату, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail
в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, руководителю Санкт-Петербургской практики, по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail
Закон о Полиции в сравнении с Законом о Милиции
Закон «О полиции», вступивший в силу с 1 марта 2011 года вызвал в обществе массу обсуждений. Мы решили сравнить «Закон о Милиции» и «Закон о Полиции».
Чем вообще отличается милиция от полиции и зачем все это было нужно? Ведь такие проекты федерального масштаба всегда подразумевают существенные расходы бюджета. А бюджет, это наши с вами деньги, которые удерживаются в том числе из нашей ежемесячной зарплаты. Поэтому вполне справедлив вопрос: изменит ли это нашу жизнь к лучшему?
Интересный факт:
После распада СССР и всей социалистической системы многие бывшие социалистические страны и бывшие республики СССР переименовали милицию в полицию:
- 1989 — Болгария, Словения
- 1990 — Польша, Румыния, Эстония, Литва, Молдавия, Хорватия
- 1991 — Латвия
- 1992 — Монголия
- 1993 — Грузия
- 1997 — Сербия
- 1998 — Казахстан
- 1999 — Азербайджан
- 2001 — Армения,Туркменистан
- 2011 — Россия
Для начала давайте разберемся: чем отличается Милиция от Полиции?
Определения этих слов в энциклопедии Wikipedia:
Мили́ция (от лат. militia — «войско») — название органов правопорядка (эквивалент полиции) в СССР, а также в пяти социалистических странах: Болгарии, Монголии, Польше, Румынии и Югославии. В настоящее время название сохраняется во многих постсоветских странах и регионах — Абхазии, Белоруссии, Киргизии, Приднестровье, Таджикистане, Узбекистане, Украине, Южной Осетии. В Российской Федерации милиция была официально переименована в полицию 1 марта 2011 года со вступлением в силу нового федерального закона «О полиции».
Основные функции милиции — защита прав граждан, интересов общества и государства. Милиция представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, выполняющих функции поддержания порядка и стабильности в стране, области, регионе.
Изначально словом милиция было принято обозначать, и в этом значении оно используется в большинстве стран мира, нерегулярные вооружённые формирования, используемые в том числе и для поддержания общественного порядка, формируемые из добровольцев и не входящие в состав официальной системы государственных правоохранительных органов. В Российской империи отряды милиции (в первоначальном смысле) формировались во время крупных забастовок, других массовых выступлений против власти.
Термин «милиция» в значении «органы охраны общественного порядка» изначально произошел из установления Временного правительства, заменившего после Февральской революции «царскую» полицию «народным ополчением», занятым охраной порядка. В дальнейшем термин «милиция» был воспринят советским правительством России и распространялся на территории и страны, попавшие в сферу влияния СССР.
Поли́ция (фр. Police, от др.-греч. ἡ πολιτεία — государство, город) — система государственных служб и органов по охране общественного порядка. Осуществляет широкий спектр функций, набор которых неодинаков в разных странах. Наиболее характерной функцией является предотвращение и раскрытие преступлений и других правонарушений. На полицию могут также возлагаться задачи охраны различных объектов, непосредственного поддержания порядка в общественных местах, регулирования дорожного движения, предупреждения аварийности, осуществления административного контроля и надзора в различных сферах деятельности, исполнения решений других государственных органов и т. д. Во многих странах в ведении полиции находится пожарная охрана и спасательные операции. Для решения этих задач органы и должностные лица полиции располагают полномочиями, среди которых — полномочия на применение методов принуждения (что не исключает применения в её работе методов убеждения и иных способов обеспечения воздействия правовых норм).
Полицейские системы различных стран могут быть централизованными (Австрия, Франция, Россия после реформы и др.) либо децентрализованными (США, Великобритания, Германия и др.). Полицейские службы также могут быть объединены в одном ведомстве (Финляндия) или разбросаны по разным ведомствам (Италия — «страна пяти полиций», Франция — национальная полиция, жандармерия).
В большинстве стран органы полиции находятся в ведении министерства внутренних дел или непосредственно входят в его систему как составная часть, что подчеркивает значение полиции как проводника и орудия правовой политики государства. Встречается также подчинение полиции министерству юстиции, безопасности, либо наличие специализированного, обособленного министерства или ведомства.
Все это, конечно, интересно, но все мы понимаем, что одно только переименование милиции в полицию не изменит все сразу. Поэтому давайте обратимся к законодательной части этого проекта:
Почему милицию в РФ сменила ПОЛИЦИЯ
Немалую роль сыграли значения слов полиция и милиция.
До 2011 года у нас была милиция.
Милиция была образована в ходе Февральской революции 1917 года. Временное правительство приняло решение о замене полиции народной милицией. Это решение было записано в «Декларации» Временного правительства 3 марта 1917 года.
Свержение монархии и установление нового порядка потребовали защиты революционных завоеваний. Новое название — милиция — соответствовало новым задачам; к тому же старая, царская полиция себя значительно дискредитировала.
23 марта 1917 года Департамент полиции был упразднен.
Народная милиция была образована в ходе Февральской революции 1917 года.
Отряды народной милиции. 1917 год. (здесь и далее изображения из открытых источников)Отряды народной милиции. 1917 год. (здесь и далее изображения из открытых источников)
Слово милиция образовано от лат. militia, ae — военная служба, войско или солдаты. Глагол milito, militare означает быть солдатом, служить на военной службе. К той же основе milit- восходит существительное III склонения milis, itis — воин, солдат, отсюда милитаризм, фр. milicie, и др. В Древнем Риме милицией называли прохождение службы солдатами-пехотинцами. Бытовал термин и в Европе в средние века: так называли народное ополчение, собиравшееся во время войн. В России он тоже употреблялся: очень недолго, при Александре I в 1806-1807 гг. у нас существовало земское войско, называемое милицией.
Римские milites — воины-легионеры. Реконструкция.Римские milites — воины-легионеры. Реконструкция.
Т.е., в слове милиция заложено значение военной службы, защиты чего-либо вооруженным путем. Советская власть сохранила это название. 10 ноября 1917 года , на 3-й день после победы Октябрьского вооруженного восстанияСоветом народных комиссаров был издан декрет «О рабочей милиции».
Его подписал нарком по внутренним делам РСФСР большевик Алексей Рыков. Она называлась Рабоче-крестьянская милиция (РКМ), а в ее задачи входила «охрана революционного общественного порядка».
Так было положено начало советской правоохранительной системе, а 10 ноября праздновали в СССР как День милиции.
10 ноября в СССР праздновали День милиции в честь образования Рабоче-крестьянской милиции Советской властью.
Нагрудный знак МВД СССР
Не исключено, что образцом для преобразования полиции в милицию послужил опыт Парижской Коммуны. Французские коммунары в 1871 году упразднили префектуру, а за порядком следили батальоны Национальной гвардии.
Слово полиция восходит к греч. πολιτεία — город, государство, форма правления.
Отсюда латинское politia, что значит государственное устройство, государство; так назвал свое сочинение философ V века до н.э. Платон.
К нам слово полиция пришло, вероятно, через немецкий язык (нем. polizei — полиция). Впервые полицию в России учредил Петр I в 1718 году.
Древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля Платон. Ок. 427-347 гг. до н.э., автор диалога «Государство» (Πολιτεία). Древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля Платон. Ок. 427-347 гг. до н.э., автор диалога «Государство» (Πολιτεία).
В слове полиция заложена не воинская служба, а порядок, государственное устройство. Исходя из этого, в период президентства Д.А. Медведева решено было переименовать милицию в полицию. Дмитрий Анатольевич заявил,что название, принятое в годы Октябрьской революции, перестало соответствовать времени, вызывает ассоциации с революционными организациями.
Также, согласно опросам, в 1990-е годы упало доверие россиян к милиции, сотрудников органов правопорядка называли, например, «оборотнями в погонах». Был вопрос: не возникнет ли у россиян неприятных ассоциаций, связанных с полицаями во время Великой Отечественной войны? — решили, что не возникнет.
Наряду с переименованием прошла реформа в органах МВД. Ну, а 1 марта 2011 года милиция в России была заменена полицией. /Если точнее: федеральный закон «О полиции» был подписан президентом Д.А. Медведевым 7 февраля 2011 г. , закон вступил в силу 1 марта 2011 г.
1 марта 2011 года вступил в силу федеральный закон «О полиции». Милиция в России была заменена полицией
Полиция в РФ.
А вообще-то полиция стара, как мир. В древних Афинах, например, не было четко выраженной исполнительной власти. Сроком на 1 день избирался Председатель притании, в этот день являлся главой полиса. В числе его обязанностей было поддержание порядка. Была у него и такая обязанность… не спать ночью, а в здании Совета всю ночь должен был гореть огонь — в целях безопасности граждан Афин.
В древних афинах в целях безопасности граждан в здании совета всю ночь должен был гореть огонь, а избранный председатель притании — бодрствовать.
фридрих энгельс приводил в пример «простодушных французов xviii века», которые «говорили не о народах цивилизованных < policé по-французски цивилизованный >, а о народах полицизированных ( nations policées )» («происхождение семьи, частной собственности и государства»).
ну и еще кое-что из энгельса: «афиняне учредили, таким образом, одновременно со своим государством также и полицию, настоящую жандармерию … но эта жандармерия формировалась из рабов.
эта полицейская служба представлялась свободному афинянину столь унизительной, что он предпочитал давать себя арестовать вооружённому рабу, лишь бы самому не заниматься таким позорным делом». по мысли энгельса, в этом «сказывался ещё образ мыслей древнего родового быта.
государство не могло существовать без полиции, но оно было ещё молодо и не пользовалось ещё достаточным моральным авторитетом, чтобы внушить уважение к занятию, которое бывшим членам родов неминуемо должно было казаться гнусным». (та же статья ).