Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 года

Читаю датское собрание велосипедизационных идей (Collection of cycle concepts). Настолько впечатлен, что сразу же захотелось написать подобную мини-энциклопедию по велосипедной инфраструктуре на русском языке. Удивительно, но даже самые заядлые велосипедисты имеют ограниченное представление о многообразии велополос, велодорожек, велоперекрестков, велопереходов, вело…

— обо всем том, что может сделать езду на велосипеде привлекательным и безопасным занятием, реальной альтернативой автомобилям и городскому пассажирскому транспорту.Вначале намеревался быстренько рассказать обо всем понемногу. Но по ходу стал погружаться в тему все глубже и глубже. Теперь парой постов отделаться не получиться.

Успеть бы закончить этот обзор в этом году 🙂

Хочу сначала написать про элементы велоинфраструктуры для перегонов, участков дорог между перекрестками — велополосы, велодорожки, автобусные полосы, пешеходно-велосипедные дорожки и т.п.

Затем будет про то, что облегчает и делает безопаснее проезд перекрестков — велосветофоры, велопереходы, байк-боксы, специальная разметка на перекрестках и все такое. Про байк-боксы, кстати, уже было.

Объять все, особенно в одиночку, очень сложно. Если захотите поделиться своими знаниями, примерами, фотографиями — всегда пожалуйста, буду только рад.

Желающим погрузиться в тему глубже, рекомендую:

Два последних источника я, честно говоря, не читал. Американский курс уже может быть несколько устаревшим, а книга, я уверен, хороша.Ну, все. С предисловием покончено. Вернусь к теме, обозначенной заголовком.Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 годаВ конвенции о дорожном движении дается следующее определение (русский и английский тексты конвенции):“Cycle lane” means a part of a carriageway designated for cycles. A cycle lane is distinguished from the rest of the carriageway by longitudinal road markings.Термин «велосипедная полоса движения» означает полосу проезжей части, предназначенную для велосипедистов. Велосипедная полоса движения отделяется от остальной проезжей части с помощью продольной дорожной разметки.Используются в основном на городских улицах.Велополосы — один из самых дешевых вариантов создания и расширения сети велосипедных сообщений. В странах с победившим велосипедизмом, таких как Нидерланды или Дания, велополосы — скорее исключение, чем правило. Здесь по возможности стараются проложить обособленные велодорожки, физически отделенные от проезжей части и от тротуара. В Великобритании, США и многих других странах велополосы составляют основной тип велосипедных путей.Велополоса в Утрехте (Нидерланды)За простым и коротким определением скрывается целый зоопарк самых разных типов велосипедных полос.

В самом простом виде велосипедная полоса (conventional cycle lane) — это отделенная сплошной или прерывистой линией разметки неширокая (по сравнению с обычными автомобильными полосами) полоса у правого (в странах с левосторонним движением — у левого) края проезжей части. Также, в случаях, если на проезжей части выделено специальное место для парковки автомобилей — парковочная полоса или карман для параллельной парковки, велополоса может находиться не у края проезжей части, а проходить слева от парковочных мест.

Велополоса, защищенная буферной зоной — buffered cycle lane

Буферной зоной может быть тот же самый ряд для параллельной парковки или просто разметка на проезжей части.

Полоса для велосипедного движения навстречу основному потоку — contra-flow cycle lane. Автобусные полосы для встречного движения в России часто называют противошерстными. Так же для краткости можно назвать и такие велополосы.

Велополосы, расположенные с левой стороны проезжей части — left-side cycle lane. Слева велополосы размещают на улицах с односторонним движением или же на улицах с двухсторонним движением, но имеющих широкую разделительную полосу посередине, к которой примыкают велополосы.

Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 года Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 года

На улицах с односторонним движением расположение велополосы слева в каких-то случаях может быть оправданно. Например, мне кажется, что на набережных Фонтанки логичнее ехать слева. А вот понять преимущества расположения велосипедистов посередине дороги с двухсторонним движениям я не могу.

Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 годаВ Великобритании велополосы разделяются на два типа — рекомендуемые (advisory) и обязательные (mandatory), первые размечаются прерывистой линией, вторые — сплошной.

В других странах велополосы чаще размечают сплошной линией разметки, а прерывистую разметку, как правило, используют на велополосе там, где нужно дать автомобилям возможность легально пересекать ее или двигаться по ней — например, для поворота или заезда в парковочный карман.

Помимо велополос, проложенных по всей длине улицы, часто можно видеть т.н. укороченные или подводящие полосы (shortened cycle lane), служащие для организации проезда велосипедистов через перекресток. Они могут начинаться за несколько десятков метров до перекрестка, и заканчиваться на въезде на перекресток или вскоре после него. Такие укороченные полосы часто используются совместно с зонами остановки велосипедистов (байк-боксами) или отстоящей дальше от перекрестка стоп-линией для автомобилей (set-back stop line).

Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 годаВелополосы в разных странах отличаются шириной и правилами, регулирующими нахождение на них автомобилей.

В Дании минимально допустимая ширина велополосы — 1.5 м, в которые входят 30 см, приходящиеся на линию разметки. Более приемлемым значением считается 1.7 м. Такая ширина позволяет обычному велосипеду обогнать карго-байк, не выезжая за пределы полосы.

Велополоса может иметь и большую ширину. При этом, если ширина велополосы превышает 1.

8 м, рекомендуется использовать на ней окрашенное дорожное покрытие, чтобы было очевидно, что это часть велоинфраструктуры и автомобилисты не принимали ее по ошибке за обычную дорожную полосу.

В Великобритании ширина велополос может значительно различаться.

Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 годаВ London cycle design standards нормой считается значение 1.5 м, по возможности предлагается делать велополосы шире — 2 м. Но в то же время допускаются значительно более узкие полосы. На загруженных улицах, где часты автомобильные пробки, а ширина дороги не позволяет сделать полноценную широкую велополосу, допустимо выделять велополосы шириной всего 0.8 м. Этого достаточно, чтобы дать велопедистам возможность миновать загруженный участок.Велополосы в Великобритании бывают двух типов — обязательные (mandatory) и рекомендательные (advisory). Первые размечаются сплошными линиями, вторые — прерывистыми. Двигаться и парковаться на обязательных велополосах автомобили, как правило, не имеют права. А на рекомендательных велополосах движение и стоянка автомобилей не запрещены. Водителю лишь предписывается не занимать их без необходимости (link). Спасает велосипедистов только то, что в часы пик стоянка вдоль проезжей части на улицах, имеющих рекомендательные велополосы, обычно запрещена дорожными знаками и табличками.

США — большая страна, и велополосы в ней встречаются самые разные: обычные, расположенные вплотную к автомобильным полосам или защищенные буферной зоной, противошерстные, и даже расположенные с левого края проезжей части.

Благодаря брошюре с советами по езде на велосипеде в Нью-Йорке, я больше знаю про велоинфраструктуру именно этого города. Велосипедные полосы на проезжей части здесь выделяются сплошными линиями разметки. Причем даже там, где справа от велополосы расположена полоса для парковки автомобилей.

Прерывистая разметка может использоваться перед перекрестками.Полосы для движения на велосипедах, расположенные в уровне проезжей части, но отделенные от нее полосой для парковки и/или буферной зоной, в США уже считаются велодорожками (cycle track).

На картинке слева показан пример именно такой велодорожки, это уже не велополоса.

На сайте ассоциации транспортных чиновников пишут, что велосипедисту разрешается выезжать из своей полосы, чтобы обогнать другого велосипедиста или объехать препятствие.

  Однако, похоже, это не везде так — известен случай, когда велосипедист в Нью-Йорке был оштрафован за езду не по велополосе. Посмотрите, если не видели. Смешная и поучительная история.

В Германии

Велополоса во ФранкфуртеRadfahrstreife или Radspur — это выделенная полоса на проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах. Велополосы должны иметь ширину не менее 1.85 метра (в том числе 25 см, приходящиеся на дорожную разметку). Минимальная ширина составляет 1.6 метра. На небольших отдельных участках разрешается размечать велополосы меньшей ширины, но не менее 1 м.В Германии есть какие-то непонятные мне особенности с обязательностью/необязательностью использования велодорожек. Товарищи германцы, просветите, пожалуйста, что это такое, и к кому эта обязательность вообще относится — к автомобилистам или велосипедистам.Как я понял, велополосы и велодорожки — обязательны. Велосипедист имеет право ездить только по ним. Отступать от этого правила можно только ввиду физической невозможности проехать по велополосе/велодорожке — например, если на ней припаркованы автомобили или она не очищена от снега, или если велосипед настолько широк (карго-байк или велосипед с прицепом), что не помещается на ней. Необязательные велопути — “защитные полосы”, “плечи” и пешеходные дорожки, по которым табличкой “fahrrad frei” разрешено движение на велосипеде.Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 годаПротивошерстная велополоса в ПарижеДвижение по велосипедным полосам, как правило, осуществляется в направлении основного потока трафика. Однако весьма распространена практика использования противошерстных велополос на улицах с односторонним движением. Возможность проехать по улице с односторонним движением в нужном направлении зачастую помогает сильно сократить путь.В Париже встречаются противошерстные велополосы выделенные как только разметкой, так и обособленные бордюром — иногда только на перекрестках, иногда по всей длине, что превращает такую полосу уже в полноценную велодорожку.В Копенгагене на улицах, где разрешено движение на велосипедах навстречу основному трафику, иногда даже не используют разметку для выделения велополос. Если на такой улице автомобильное движение достаточно спокойное, оказывается достаточно просто обозначить присутствие встречных велосипедистов знаком при въезде на такую улицу или разметкой велополосы только вблизи перекрестков.

Езда по такой улице на первый взгляд выглядит довольно опасным занятием, однако разъехаться автомобилю с велосипедом на такой улице оказывается совсем нетрудно, тем более что велосипедист оказывается для водителя машины гораздо заметней, так как находится на линии его прямого взгляда — посмотрите ролик в посте Владимира Злоказова про переосмысление улиц в Париже. Увидеть проезд противошерстной полосы от первого лица в ролике можно примерно на отметке 03:25.

Примечательна статистика велосипедной аварийности на улицах, где разрешено движение на велосипеде навстречу основному потоку. В датской коллекции велоидей сообщается, что в реестре ДТП в Копенгагене не обнаружилось ни одной записи о ДТП с участием встречного велосипедиста на таких улицах.

Насколько я знаю, в российских правилах и нормах до недавнего времени такая разметка не предусматривалась. Соответственно, очень маловероятно, что в нашей стране есть примеры велополос на проезжей части. Я таких примеров, во всяком случае, не знаю.Однако существуют проекты изменений ГОСТов по дорожным знакам.

И в них нашелся такой пример разметки велополосы:Это пример, правда, из проекта изменений ГОСТа по дорожным знакам, а не по разметке. Пока неизвестно, в каком виде и когда эти изменения могут быть приняты.Безусловно, введение разметки 1.8.2 и 1.23.3 дает новые возможности дорожным проектировщикам. Это очень правильная и нужная разметка. Но…

Но тут не предусмотрено выделение велополосы сплошной линией. Т.е. у нас велополосы пока будут только типа “advisory”.Также на схеме указана минимальная ширина — 1.25 м. Что, как вы теперь понимаете, гораздо меньше европейских стандартов. Велополоса такой ширины не позволит велосипедистам совершать обгоны в пределах своей полосы.

Читайте также:  Как узнать, где можно безвозмездно отремонтировать машину

Остается надеяться, что проектировщики не будут следовать минимальным требованиям, а осмелятся делать более широкие и удобные велополосы.

Эти изменения ГОСТов, кстати, предусматривают введение специальных знаков “Дорога с велосипедной полосой” и “Выезд на дорогу с велосипедной полосой” для обозначения, цитирую: “дороги, на которой движение велосипедов осуществляется по велосипедной полосе навстречу общему потоку транспортных средств”. То есть, у нас тоже могут появиться противошерстные велополосы.

Велополосы нужно регулярно чистить, иначе велосипедисты не будут ими пользоваться.В Дании с ее развитой сетью велопутей, исследования показали, что появление велополосы на улице увеличивает велосипедный трафик на этой улице очень незначительно — примерно на 0.5%.

Также незначителен эффект от создания велополос в городах, где сеть велосообщений отсутствует, существующие велодорожки и велополосы обрывочны и разрозненны.В то же время, если велополосы формируют связную сеть, они способны генерировать значительный велосипедный трафик.

В качестве примера можно привести Нью-Йорк, велосипедная сеть которого представлена преимущественно велополосами. Здесь велосипедисты чувствуют себя на велополосах в большей безопасности, и считают велополосы значительным улучшением по сравнению с необходимостью передвижения в общем потоке транспортных средств.

Для меня было очень неожиданно прочитать, что создание велополос приводит к увеличению количества аварий с участием велосипедистов.Оказывается, что если на дороге есть велосипедная полоса, автомобилисты обгоняют велосипедистов с меньшим боковым интервалом. То есть, если велополосы нет, водители держатся от велосипедистов дальше.

А если есть, то водители считают, что для безопасного обгона достаточно только держаться в своей полосе.В датском собрании велосипедных идей (Collection of cycle concepts 2012) приводятся следующие данные. Три независимых исследования показали, что велосипедные полосы в городах уменьшают аварийность на перегонах, т.е. на участках дорог между перекрестками и примыканиями.

Но при этом способствуют увеличению числа ДТП на перекрестках. В результате аварийность с введением велополос в среднем возрастает на 10%. Отдельное изучение велополос и аварийности в Копенгагене привело к несколько другим цифрам — в среднем число аварий выросло на 5%, при этом количество травм увеличилось на 15%. Прирост велосипедистов (и водителей мопедов) на тех же улицах составил за это время 5-7%, тогда как количество автомобилей не увеличилось.

Особенно неожиданны эти факты потому, что в Дании число велосипедистов давно превышает пороговый уровень — т.н. “критическую массу”, выше которого увеличение количества велопедистов приводит к увеличению безопасности для каждого из них.

Я не читал оригинальное исследование, видел только приведенные цифры. Очевидно, что в значительной степени возрастание числа ДТП связано с увеличением количества велосипедистов на улице. Сколько-то процентов из оставшейся части, вероятно, связаны с тем, что велосипедисты могут ехать по улице более спокойно, и несколько расслабляются.

Тут, кстати, возникает любопытное противоречие. Дело в том, что чтобы привлечь больше велосипедистов, велопути должны казаться, субъективно ощущаться безопаснее. Но с другой стороны известно, что кажущаяся опасность чего-либо, например, улицы, способствует повышению внимания и снижению аварийности.

Получается, что велополосы в принципе не могут обеспечить одновременно спокойствие и безопасность.И это весомый довод в пользу велодорожек, обособленных от проезжей части.Поэтому следующий велоинфраструктурный пост будет про велодорожки. Пишите, что вы знаете про велодорожки, где вы их видели или даже пользовались ими.

Показывайте фотографии хороших велодорожек и плохих.

UPD: Не принимайте все, написанное в данном посте, за истину. Особенно часть про велосипедные полосы в России.

Сейчас (в 2013 году) в нашей стране происходят заметные изменения в ПДД и стандартах на дорожные знаки и разметку, в результате которых могут измениться официальный статус велодорожек и велополос, требования к организации велосипедного движения и другие нормы, относящиеся к велосипедам. Обращайте внимание на дату поста и делайте на это поправку.

Велодорожка: можно ли на нее выезжать и каков штраф за нарушение

Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 года

Мы уже привыкли, что вероятность встретить в городе оборудованную велодорожку крайне невысока, и обычно велосипедисты, соблюдая ПДД, в ее отсутствие движутся по тротуару или правому краю проезжей части.

Но на самом деле в ПДД есть даже две зоны, по которым могут двигаться только велосипедисты: это велодорожка и полоса для велосипедистов.

Чем они отличаются, можно ли на них выезжать и каков штраф за нарушение?

Чем отличаются велодорожка и полоса для велосипедистов?

В ПДД велодорожка и полоса для велосипедистов – это два отдельных понятия. Ключевое отличие в том, объединена ли эта полоса с проезжей частью для автомобилей.

Велодорожка – это конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1. Кроме нее есть еще велопешеходная дорожка, тоже конструктивно отделенная от проезжей части.

А вот полоса для велосипедистов – это полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

Как распознать все эти дорожки и полосы на дороге?

На самом деле, знаков, обозначающих велосипедные дорожки и полосы, в ПДД предостаточно: фактически набор очень похож на тот, что используется для обозначения полос общественного транспорта.

Знаки 4.4.1 и 4.4.2 обозначают начало и конец велосипедной дорожки, а набор знаков 4.5.2, 4.5.3, 4.5.4, 4.5.5, 4.5.6 и 4.5.7 обозначает велопешеходные дорожки с совмещенным или разделенным движением пешеходов и велосипедистов.

Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 годаЗнаки 4.4.1 и 4.4.2 Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 годаЗнаки 4.5.2, 4.5.3, 4.5.4, 4.5.5, 4.5.6, 4.5.7

Однако выехать по невнимательности на велодорожку, конструктивно отделенную от основной проезжей части, почти невозможно, так что для сознательных автомобилистов более важны знаки, выделяющие полосу для велосипедистов, отделенную от остальной проезжей части только разметкой. Это знаки 5.11.2, 5.12.2, 5.13.3, 5.13.4, 5.14.2 и 5.14.3. Кроме того, все эти велосипедные дорожки и полосы обычно выделяются не только знаками, но и горизонтальной разметкой 1.23.3.

Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 годаЗнаки 5.11.2, 5.12.2, 5.13.3, 5.13.4, 5.14.2 и 5.14.3 Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 годаРазметка 1.23.3

А еще при движении и маневрировании на автомобиле стоит помнить, что велосипедистам разрешено двигаться и по полосам общественного транспорта, расположенным справа.

Можно ли выезжать на велодорожки?

Нет, автомобилистам выезжать на велодорожки нельзя. Пункт 9.9 ПДД запрещает «движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов», а также «движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам».

Более того, велодорожка не упомянута непосредственно даже в части пункта 9.9 ПДД, который разрешает «подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда».

Однако движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб по велодорожке возможно.

При этом на велодорожке запрещено не только двигаться, но и останавливаться. Пункт 12.

4 ПДД запрещает остановку «в местах, где транспортное средство сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), а также на полосе для велосипедистов».

Таким образом выезд, движение, остановка и стоянка автомобилей на велодорожках и полосах для велосипедистов всегда запрещены.

Какое наказание предусмотрено за нарушение?

Для тех водителей, которые выезжают и движутся по велодорожке, предусмотрено наказание согласно части 2 статьи 12.15 КоАП.

она указывает, что движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения влечет наложение административного штрафа в размере 2000 рублей. Любопытно, что в формулировку не включено движение по полосе для велосипедистов.

Однако кодекс ссылается на правила дорожного движения и, в частности, все тот же пункт 9.9, который запрещает ездить и по дорожкам, и по полосам для велосипедистов, так что избежать наказания не получится.

А вот штраф за остановку и стоянку на велодорожке в отдельный пункт КоАП не вынесен. Такое нарушение трактуется по части 1 статьи 12.19 как «нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

ВелоМетодичка от МинТранса

«Минтранс разработал методички по строительству велодорожек в стране»

цитата с известий:

Министерство транспорта подготовило методические рекомендации по развитию сети велодорожек в городах страны. В ведомстве «Известиям» рассказали, что рекомендации предназначены для органов исполнительной власти субъектов РФ.

Как поясняется в методичке, если граждане будут передвигаться на велосипедах, это позволит разгрузить дороги, повысить доступность территорий и снизить затраты на здравоохранение. Минтранс предлагает создавать веломаршруты городского, районного и местного значения. При проектировании рекомендовано учитывать интенсивность движения.

Местным властям также рекомендовано предусмотреть возможность перевозки велосипедов на общественном транспорте и наличие велопарковок.

сам документ торжественно лежит на сайте минтранса:

https://www.mintrans.ru/documents (чтобы не искать — последние опубликованные, от 31июля)

«Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения и требований к планированию развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов в Российской Федерации»

ссылка на скачивание ПДФ — https://www.mintrans.ru/file/417226

О чем собственно документ. Просто несколько цитат, меня лично сильно заинтересовавших.

Методические рекомендации распространяются на велосипедные дорожки (далее – велодорожки), велопешеходные дорожки, велосипедные полосы (далее – велополосы), велосипедные парковки (далее – велопарковки), иные элементы инфраструктуры велосипедного транспорта (далее – велотранспорт, велотранспортная инфраструктура соответственно) Целями создания велотранспортной инфраструктуры являются:-повышение удобства передвижения на расстояния до 10-15 км;-повышение доступности территорий;-решение транспортных, экологических, социальных проблем;-сокращение затрат на здравоохранение;-повышение качества среды обитания за счет сокращения числа поездок на

автомобилях на расстояния до 10-15 км.

Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 года

25-40кмч в городе на велосипеде…это мечта. хотя конечно в среднем при наличии места можно ехать сильно быстрее….стоящих в пробках.

не забыли и про парковки.

Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 года

где что как делать. об этом в документе написано довольно много…

Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 года

проблема в том, чот даже 750велосипедистов в сутки — это очень много. даже для СПБ.

особенно с любовью многих парковаться на велополосе, блокировать заезды или , наоборот, боязнь многих ехать по велополосе «потому что дорога рядом». и они едут по тротуару через пешеходные переходы.

мол, это безопаснее. отдельные индивидуумы странно сексуальной ориентации едут по встречке по велополосе. ночью. без фонарей…..

Отделение велодорожки от проезжей части клумбами (рис. 3.11) или переносными конструкциями (рис. 3.12). Такое сооружение может быть устроено в короткие сроки. Однако этот тип разделения не рекомендуется применять на дорогах с разрешенной скоростью движения более 60 км/ч из-за увеличения риска для водителей и пассажиров автомобилей.

тут конечно нюанс… в городе вроде бы разрешенная скорость 60кмч. что не отменяет того, что многие едут 79кмч (потому что не штрафуют), или под 100 «потому что  я как все»…

Читайте также:  Договор аренды автомобиля между физическими лицами в 2021 году

Отделение велополосы от проезжей части припаркованными автомобилями (рис. 3.13) не относится к защитным барьерам, однако припаркованные автомобили обеспечивают дополнительный уровень защиты и комфорта для велосипедистов.

ровно до тех пор, пока кто-нибудь из пассажиров не решит вытащить свою тушку ногами вперед широко распахнув двери. и как правило, такие обладательницы длинных ног вообще зачастую лишены способности смотреть по сторонам.

При высокой интенсивности движения, а также при скоростях движенияболее 60 км/ч целесообразно на перекрестках велополосы отделять от проезжей части. В этом случае велосипедисты пересекают проезжую часть как поперечного, так и попутного направления (для совершения левого поворота) вместе с пешеходами.9.

Если на загруженных дорогах с высокими скоростями движения нет возможности для организации защищенных левых поворотов, выделяется место в боковом пространстве с организацией движения через регулируемый переход с небольшим перепробегом.

гхм…замечу: сделать левый поворот в городе — весьма сложно.

или через пешеходные переходы, или — разделив на проезд двух пересечений.

отдельными пунктами идут создания условий по успокоению трафика, созданию островков безопасности, круговое движение, остановочные пункты около велополос/дорожек и…велопешеходные переходы.

которые я лично раскурить так и не смог. т.е. они вроде вполне себе логичны и схожи в ЖД переходами…

но что-то мне говорит что пешеходов это не остановит и они будут как обычно ломиться «по понятной прямой».

Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 года

В общем, ссылки даны, информация показана…. держим кулачки и ждем реализации…. (дадада, обещанного три года ждут, 50 солнечных дней в году, город строили не для велосипедистов, в каждой семье по два автомобиля…. я в курсе).

Велосипедистов и скутеристов защитили правилами

Вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения (ПДД), расширяющая права велосипедистов. Для них введены новые дорожные элементы — велосипедная и велопешеходная дорожки.

Кроме того, отныне водители обязаны чаще уступать велосипедистам дорогу.

Согласно новым ПДД, владельцы мопедов должны ездить с правами, однако первые несколько месяцев инспекторы требовать удостоверения не будут.

Сегодня вступило в силу постановление правительства РФ №221, изменившее действующую редакцию ПДД. «Внесенные изменения приведут к уменьшению спорных ситуаций в дорожном движении и увеличению безопасности его наименее защищенных участников, будут способствовать выработке рационального транспортного поведения всех участников дорожного движения начиная с раннего возраста»,— пояснили в ГИБДД.

Основных нововведений, по сути, два. Первое — это обязанность водителей уступать велосипедистам на перекрестке при повороте в любую сторону (см. п. 13.1 ПДД ниже).

Ранее эта обязанность возникала только в том случае, если велосипед едет по отдельной велосипедной дорожке, сейчас это нужно будет сделать в любом случае.

Кроме того, в новых ПДД подробно описано, где в городе и при каких условиях нужно двигаться на велосипеде (см. раздел 24 ПДД).

Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 года

Второе новшество касается владельцев мопедов и скутеров: им теперь нужно иметь права. Однако, поскольку удостоверения получить пока еще никто не может, то инспекторы ГИБДД требовать документы с граждан пока не будут.

Вероятно, первые права скутеристы начнут получать не раньше чем летом.

Напомним, что водителям с действующими правами получать категорию М для вождения мопедов и скутеров не нужно, она открыта у них по умолчанию, согласно новому закону.

Еще одно нововведения касается проезда сервисной техники (п. 9.9 ПДД). Если раньше машинам коммунальных служб и грузовикам, обслуживающих магазины, разрешалось ездить по разделительным полосам, обочинам и тротуарам (для доставки груза, если другой возможности не имеется), то теперь это категорически запрещено.

Как изменится терминология

  • Уточненные термины:
  • Механическое транспортное средство — это
  • было: транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем;
  • стало: транспортное средство, приводимое в движение двигателем.
  • Велосипед — это
  • было: транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем;
  • стало: транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
  • Мопед — это

было: двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками;

стало: двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

  1. Пешеход — это
  2. было: лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску;
  3. стало: лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства
  4. Тротуар — это
  5. было: элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном;
  6. стало: элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
  7. Новые термины:
  8. Велосипедист — лицо, управляющее велосипедом.

Велосипедная дорожка — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

Полоса для велосипедистов — полоса проезжей части, предназначенная для движения велосипедистов и на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14, расположенными над полосой.

Пешеходная дорожка — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

Пешеходная зона — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.

Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка) — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2–4.5.7.

Новые правила

  • Пункт 4.1 ПДД
  • было: пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам;
  • стало: пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.
  • Пункт 9.9 ПДД

было: запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил).

Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения;

стало: запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2–24.4, 24.7, 25.

2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов.

Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам

  1. Пункт 13.1
  2. было: при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке;
  3. стало: при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
  4. Изменения в разделе 24 ПДД (правила езды на велосипедах)
  5. было: велосипеды должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам;
  6. стало: допускается движение велосипедистов
  7. а) по правому краю проезжей части в следующих случаях:
  8. — отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  9. — габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
  10. — движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
  11. — при движении велосипедистов по правому краю проезжей части велосипедисты должны двигаться только в один ряд;
  12. б) по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
  13. в) по тротуару или пешеходной дорожке в следующих случаях:
  14. — отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
  15. — велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до семи лет либо перевозит ребенка в возрасте до семи лет.
  16. Новые правила движения велосипедов:
  17. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон;
  18. Движение велосипедистов в возрасте младше семи лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон;
  19. Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м;

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по десять велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по десять пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80–100 м.

  • Изменения в разделе 24 ПДД (правила езды на мопедах и скутерах):
  • Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов;
  • Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
  • Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
  • — управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • — перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • — перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • — перевозить детей до семи лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • — поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • — двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
Читайте также:  Где находится датчик коленвала на пассат б4

Родники традиций

«Родники традиций» напоминают всем, кто использует велосипед для путешествий и экскурсионных поездок, и просто любит кататься на нем, а также всем водителям и пешеходам, что 8 апреля 2014 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 г. №221, вступают в силу изменения в Правила дорожного движения.

Новшества в законодательстве направлены на повышение безопасности велосипедистов и пешеходов. Для Москвы, где в последнее время начали активно пропагандировать велосипедный транспорт, эти нововведения очень актуальны.

  Они касаются не только организации дорожного движения велосипедистов, нои непосредственно затрагивают обязанности автомобилистов!

 Обращаем внимание автомобилистов на один важный момент. Теперь водителей обязали при повороте как направо, так и налево, пропускать велосипедистов, пересекающих проезжую часть дороги, на которую он поворачивает (п. 13.1 ПДД). Раньше такое требование имело силу только в случае, если велосипедист движется по велодорожке.

Можно сказать, что этот пункт правил почти не работал, поскольку и велодорожек почти не было. Статья в новой редакции, обязывает пропустить велосипедиста и в том случае, если он двигается по краю проезжей части или по обочине. Это изменение для велосипедистов очень существенное.

Тот, кто ездил на велосипеде по Москве, знает, как бывает опасно проезжать по участку шоссе, где есть «скоростной» съезд с трассы. А на всех вылетных магистралях таких съездов много, а велодорожек нет. В отличии от перекрестков, где водителю, чтобы повернуть, приходится почти остановиться, на съездах с магистралей автомобили съезжают с трассы, почти не сбрасывая скорость.

Теперь Правила акцентируют внимание водителя на необходимость пропустить велосипедиста. Это, конечно, не избавляет самого велосипедиста быть внимательным и ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ!

  •   Изменения в Правилах дорожного движения
  • Ввели определение велосипедиста:
  •       «Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.»
  • В определении «велосипеда» появилось упоминание об электроприводе. Причем, если мощность электродвигателя  будет больше 0,25 кВт, то такой велосипед приравнивают к мопеду:
  •  «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.»;

«Мопед»— двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.»

  Разделили понятие «велодорожка» и «полоса для движения велосипедов»:

  «Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.»;

«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на  велосипедах и  на мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 4.4.1 в сочетании с табличкой 8.14, расположенными над полосой.»

Теперь узаконили возможность объединять велосипедную и пешеходную дорожки в одну. Для велопешеходной дорожки утвердили новые знаки.

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 – 4.5.7.»;

  1. Для велопешеходной дорожки должны утвердить новые знаки. Возможно они будут выглядеть вот так::
  2. Введение велосипедных дорожек и велосипедных полос с 8 апреля 2014 года
  3.  В новых ПДД требования к движению велосипедистов выделены в отдельную главу вместе с требованиями к водителям мопедов, причем, большая часть этой главы посвящена велосипедистам:
  4.  24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов

  24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

  •  по правому краю проезжей части – в следующих случаях:
  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  •  габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
  •  движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
  •  по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
  •  по тротуару или пешеходной дорожке – в следующих случаях:
  •  отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
  •  велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

 24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

 24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

 24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 – 100 м.

 24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

 24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

 24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  1. управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  2. перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  3.  перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  4.  перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  5.  поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  6.  двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

 24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

 24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.»

 В п. 24.2 теперь чётко прописано, в каких случаях допускается движение велосипедистов по краю проезжей части, а в каких — по тротуару и пешеходной дорожке.

В этой связи любопытно вспомнить, что двадцать лет назад запрещалось движение по тротуарам на велосипеде — велосипедисту разрешалось ехать только по велодорожке или по дороге, не далее 1 м от края проезжей части. Учитывая, что велодорожек тогда не было, то оставалась только проезжая часть.

В результате, когда на дороге было полно автотранспорта, а рядом свободный тротуар, где нет ни одного пешехода, велосипедисту приходилось решать дилемму — создавать помеху движению автомобилей, соблюдая правила, или подчинится здравой логике и в нарушение ПДД съехать на тротуар.

Составители тех ПДД, которые действовали все последние годы, решили эту проблему своеобразно — в них, в главе, посвященной движению на велосипедах, вообще не упоминалось слово «тротуар». Подразумевалось, что действует общий запрет на движение транспортных средств по тротуарам.

Разработчики новых ПДД приблизили документ к реальной жизни, — ура?

Правительство поправило ПДД в пользу велосипедистов — новости Право.ру

Постановлением правительства РФ внесены изменения в Правила дорожного движения, касающиеся велосипедистов. В частности, для них вводятся свои дорожные знаки, а водителям запрещается ездить по велосипедным дорожкам, сообщает пресс-служба кабмина.

Так, документом уточняется определение «велосипед», которым считается в том числе и мопед с электродвигателем ограниченной мощности. Вводятся новые термины «велосипедная дорожка», «велосипедная полоса движения», «велопешеходная дорожка», «пешеходная дорожка». Корректируются определения «тротуар», «мопед» и «пешеход».

В ПДД вводится ряд новых правил для всех участников дорожного движения. Так, устанавливается обязанность водителей при проезде перекрестков и повороте направо или налево уступать дорогу велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги по велосипедной дорожке. Водителям также запрещается ездить по велосипедным дорожкам.

Постановлением изменяется значение знака 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой», а также корректируется значение знака 3.20 «Обгон запрещен», предполагающее разрешить на участке действия данного знака обгон не только мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, но и велосипедов.

При отсутствии велодорожек велосипедистам можно будет двигаться по обочине, но только в один ряд.

По тротуарам можно двигаться только в том случае, если невозможно движение по обочине и нет опасности для пешеходов.

Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения других людей, велосипедист должен спешиться.

Согласно изменениям в ПДД, на велосипеде разрешается ездить и тем, чей возраст меньше 14 лет. Дети и подростки смогут двигаться на велосипеде по тротуарам и пешеходным дорожкам.

При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств. Шлем обязаны иметь только водители мопедов.

Постановлением также вводятся новые дорожные знаки.

Это обозначения велопешеходных дорожек с совмещенным и раздельным движением, велосипедных дорожек для движения велосипедов и мопедов, их окончания, знак, запрещающий движение мопедов, а также знаки для обозначения дороги, по которой движение велосипедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств, и другие.

Также вводится новая горизонтальная разметка для обозначения полос для движения велосипедистов и пешеходов на велосипедных полосах и дорожках, на велопешеходных дорожках.

С текстом постановления правительства РФ от 22 марта 2014 года № 221 «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» можно ознакомиться здесь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector