Увеличение стоимости ОСАГО 2011

Увеличение стоимости ОСАГО 2011

Не так давно, 20 июля 2011 года Правительство России утвердило новые тарифы ОСАГО. Практически ни для кого эта новость не стала сюрпризом, так как ещё год назад в прессе стали появляться слухи о грядущем удорожании автогражданки. Создалось впечатление, что народ готовили заранее…

Как известно, стоимость ОСАГО зависит от целого ряда факторов. В их числе: регион прописки собственника ТС, мощность двигателя и возраст-стаж допущенных к управлению водителей. Давайте вкратце рассмотрим каждую группу коэффициентов.

Региональное повышение. Для целого ряда регионов повышение тарифов ОСАГО стало более чем существенным. Самая удивительная картина сложилась в Казани, Челябинске, Якутске и Перми. Там стоимость полиса с 28 июня 2011 года будет равна Московской (удорожание более чем на 40%). Но это ещё цветочки, самое большее увеличение наблюдается в Ростове-на-Дону – на целых 50%.

Изменение стоимости ОСАГО по регионамУвеличение стоимости ОСАГО 2011В таблице только самые крупные изменения территориальных коэффициентов. Полный список городов смотрите в Постановлении Правительства РФ «О внесении изменений в страховые тарифы по ОСАГО, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии» от 13 июля 2011 г. №574

Лошадиные силы. Здесь повышение затронуло самую массовую группу: автомобили с мощность от 51 до 100 л.с. Средний рост составил всего 10%, видимо близость президентских выборов поубавило аппетиты Минфина. А то ведь от большего автолюбители могут и взбунтоваться…

Повышение коэффициента мощности двигателяУвеличение стоимости ОСАГО 2011

Возраст-стаж. Как не странно, но изменения тут куда значительнее. Увеличение затронуло самые невыгодные для страховщиков возрастные группы: молодых и неопытных водителей. Рост по данным категориям составил от 10 до 30%.

Повышение коэффициента возраст-стажУвеличение стоимости ОСАГО 2011

Внимание! Как уже говорилось выше, новые коэффициенты вступают в силу 28 июля 2011 года, но здесь существует одна хитрость. По закону, клиент имеет право продлить автогражданку за один месяц до даты её окончания.

Таким образом, автолюбители, чей полис заканчивается до 27 августа 2011 года могут купить ОСАГО заранее (до 28.07.2011), по старым тарифам, сэкономив 10-80%.

Это абсолютно легальный и честный способ, так что спешите успеть до повышения тарифов ОСАГО!

Примечательно, что увеличение тарифов ОСАГО никак не сказалось на уровне сервиса и качестве страховой защиты. Максимальная выплата не претерпела никаких изменений, хотя ранее заявлялось, что ответственность страховщика может быть увеличена до 500 тыс. рублей. Европротокол также не вырос до обещанных 50 тыс. рублей. Печально…

Подводя итоги, можно сказать, что для одних групп стоимость страховки увеличится лишь на 10%, а вот для других аж на 87%. К примеру, если раньше житель Ростова-на-Дону платил за полис 3 346,2 рублей, то после июля—августа эта сумма увеличится до 6 272,64 рублей (+87,4%). Так что автолюбителям Санкт-Петербурга ещё повезло, ведь у нас рост не такой значительный!

Так ли было необходимо повышение тарифов?

Самое интересное, что заявления высокопоставленных чиновников о необходимости увеличения тарифов ОСАГО идут в разрез с официальной статистикой. Так, по данным за 1 полугодие 2011 года средняя доходность ОСАГО для страховщиков составила +40%. Логика говорит, что тарифы следовало бы снижать, а не увеличивать. Но кто будет ею руководствоваться, когда на кону такие деньги?!

Статистика рынка ОСАГО за I полугодие 2011 годаУвеличение стоимости ОСАГО 2011

Ну а как вам лидеры данного списка: АСКО (99,7%) и Росстрах (62,8%)? Оказывается, сверхприбыли бывают не только в нефтегазовом секторе! Самое смешное, что Росстрах, по всей видимости, не справился с наплывом такого объема денежных знаков и скоропостижно разорился – 7 июня 2011 года была приостановлена лицензия. В АСКО вообще сложилась, по меньшей мере, странная ситуация: деньги берут, а выплат почти (0,3%) не производят. И куда смотрит ФСФР?

Страховая элита мне тутже возразит, мол, в данном расчете не учтены расходы страховых компаний на рекламу, аренду и комиссионные вознаграждения агентам. Признаю, цифры очень приблизительные, но даже они дают представление о реальной «убыточности» рынка ОСАГО.

А была ли альтернатива?

Выше наглядно показано, что рост тарифов, мягко сказать, не обоснован. Но даже если страховщикам захотелось ещё больше заработать на автогражданке, то это можно было сделать и без повышения коэффициентов!

Изначально, тарифы ОСАГО предусматривали систему мотивации для безаварийных водителей. Отъездил без аварий – в следующем году страховка будет на 5% дешевле. Если же стал виновником ДТП, то плати за полис больше. Всё достаточно просто и логично, если бы не одно но…

За 8 лет единой базы ОСАГО страховщики создать так и не удосужились, в итоге данная система просто перестала работать. Точнее функционирует она только в сторону удешевления полиса. Находчивые водители быстро подметили, что вместо того, чтобы платить больше, можно просто сменить страховую компанию. Некоторые из них, даже умудрялись сохранить накопленные скидки.

Получается, что из-за нерадивых водителей и неразберихи, сложившейся на рынке обязательного страхования мы и вынуждены сейчас платить больше. В очередной раз, государство вместо того, чтобы навести порядок в данной сфере, тупо повышает тарифы и оставляет всё как есть. А кое-кто наверху ещё говорил об инновациях и модернизации…

Делаем выводы. Таким образом, после июля-авгута 2011 года нам придется платить за полис больше на 10-80%. При всём при этом, изъяны автогражданки никуда не исчезнут, останется грабительский износ и мизерная страховая сумма.

Так что, дорогие друзья, когда в очередной раз вы придете продлевать страховку ОСАГО, то не удивляйтесь возросшей цене. Просто директорам страховых компаний (= чиновникам) необходимо ещё больше денежек на красивую жизнь.

Нужно их по-человечески понять и простить…

Рубрика: Повышение тарифов ОСАГО: июль—август 2011

#оденьгахпросто: как будут рассчитывать стоимость ОСАГО по новым правилам

Увеличение стоимости ОСАГО 2011

В сентябре страховщики переходят на более индивидуальный расчет стоимости ОСАГО для каждого водителя. Отличаться цена может не только у разных компаний, но и у одной, в зависимости от канала продаж.

С 24 августа вступили в силу поправки к закону об ОСАГО. Теперь страховщики имеют право устанавливать разный базовый тариф для автовладельцев из одного региона и применить к нему различные тарифные факторы.

Правда, не выходя за границы тарифного коридора, которые с 5 сентября расширены для автовладельцев-физлиц на 10% вверх и вниз.

Разберем, из чего будет складываться тариф и можно ли получить корректный предварительный расчет.

Базовая ставка уже не такая базовая

Страховщик устанавливает базовый тариф по ОСАГО для страхователя в рамках тарифного коридора. До 5 сентября тарифный коридор составлял для владельцев легковых автомобилей — физлиц от 2 746 до 4 942 рублей, в сентябре он расширяется на 10% вверх и вниз (до 2 471 и 5 436 рублей соответственно).

В этих границах страховщики устанавливают базовый тариф для определенной местности. Раньше он был одинаковым для всех автовладельцев региона. К нему применяли коэффициенты для конкретного водителя: категорию и назначение его транспортного средства в привязке к территории.

Например, в традиционно убыточном для страховщиков Краснодаре для всех автовладельцев страховщики выбирали верхнюю границу коридора.

И не имело значения, аккуратный водитель пришел за полисом или лихач — для всех без исключения базовая ставка изначально получалась выше, чем, например, для автовладельцев из Омска, где в среднем убыточность ниже и страховщики выставляли нижнюю границу коридора. То есть раньше ключевым фактором, влияющим на расчет базовой ставки, была средняя убыточность по региону.

Теперь у страховщиков появилось больше возможностей для маневра в пределах тарифного коридора. Для аккуратных водителей, которые не попадают в ДТП и не нарушают ПДД, страховщик может поставить базовую ставку ниже, чем для систематических нарушителей, хотя живут они в одном и том же регионе.

Например, страховая компания устанавливает в Москве базовый тариф в 4 400 рублей. Для автовладельца, который много лет приобретает у нее полис, не попадает в ДТП, то есть не приносит компании убытков, страховщик может по своему усмотрению поставить минимальный базовый тариф, допустим 2 800 рублей.

А для страхователя, в прошлом году отличившегося ездой на красный свет, или выездом на встречную полосу, или превышением скорости более чем на 60 км/ч, страховщик изначально установит максимальную базовую ставку — 4 942 рубля.

Возможно, поставил бы и выше, но не может выходить за границы тарифного коридора.

Что такое тарифный фактор

Еще один инструмент тонкой настройки тарифа для страховщиков — тарифные факторы. Банк России определил, что не могут влиять на стоимость полиса: национальная, языковая и расовая принадлежность автовладельца, его политические пристрастия и принадлежность к общественным объединениям, должность, вероисповедание и отношение к религии.

Все, что за пределами этого, страховщики могут использовать по своему усмотрению, обнародовав на своем сайте список факторов, которые будет применять для риск-оценки водителя. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что участники рынка будут ориентироваться на накопленный опыт индивидуального ценообразования в каско.

Он показывает, что, например, водители с детьми управляют автомобилем более аккуратно и реже попадают в аварии, поэтому фактор «наличие у страхователя детей» сыграет положительную роль.

Или, наоборот, фактор «цвет автомобиля»: считается, что владельцы автомобилей красного цвета ведут себя более агрессивно на дороге, что может учесть страховщик при расчете тарифа.

Кроме того, по своему усмотрению страховая компания может применить такие факторы: на какой территории преимущественно используется авто, кто имеет право управлять машиной (один водитель или без ограничений), история страховых выплат, наличие телематического устройства, цель использования авто и даже канал продаж полиса и другие. Простор для творчества у страховщиков теперь более широкий.

  • Пример расчета от РСА для автовладельца из Москвы (коэффициент территории один из самых высоких в РФ, равен 2) со следующими параметрами: возраст — 35 лет, стаж вождения — 15 лет, его авто имеет мощность двигателя 115 лошадиных сил, вписан в полис он один. Такой водитель заплатит за годовой полис ОСАГО в зависимости от его коэффициента «бонус-малус» (КБМ) и тарифных факторов, применяемых страховой компанией:
  • — при КМБ, равном 1 (при стаже вождения 15 лет это означает, что в последние 3–5 лет он становился виновником ДТП), — от 6 327 до 11 386 рублей;
  • — при КБМ, равном 0,5 (не становился виновником ДТП последние 10 лет), — от 3 163 до 5 693 рублей;
  • — при КБМ, равном 2,45 (стал виновником нескольких ДТП в прошлом году), — от 15 501 до 27 897 рублей.

Можно ли рассчитать полис самостоятельно?

Индивидуальный подход — это хорошо. Тем более что в РСА прогнозируют рост конкуренции среди страховщиков за безаварийных водителей, то есть можно ожидать более привлекательных предложений.

Но как выбрать страховую компанию, ведь стоимость полиса при новом расчете может ощутимо отличаться у разных страховщиков? Более того, у одной страховой компании для одного и того же водителя она может отличаться у различных продавцов: цена будет одной на сайте компании, другой — у посредника-агрегатора, третьей — в банке.

Читайте также:  Получение медсправки на права в Рязани в 2021 году

Причина в комиссионных, которые получают посредники, и в партнерских договоренностях — зачастую страховщик может дать хорошую скидку своему надежному партнеру по бизнесу, и стоимость ОСАГО у него получится более выгодной.

Как найти выгодное предложение? Привычные калькуляторы предварительного расчета стоимости ОСАГО дадут корректный результат, только если ввести в них все персональные данные водителя и учесть тарифные факторы, которые собирается применять страховщик.

Участники рынка уже начали обновлять свои калькуляторы, но вводить на сайте каждого страховщика все свои персональные данные, чтобы потом сравнить окончательную стоимость с той, которую предлагают конкуренты, — занятие хлопотное.

«Из-за того, что стоимость ОСАГО предварительно рассчитать теперь почти невозможно, ведь только страховщик знает и понимает, какой тариф присвоен конкретному водителю в конкретном регионе, сравнивать предложения удобнее на сайтах-агрегаторах, — считает аналитик проекта «Страхование Банки.ру» Александр Блинов.

— Они взаимодействуют со страховыми компаниями, как супермаркеты, предлагают на выбор цены по всем страховым компаниям, избавляя автовладельца от неприятной процедуры введения своих данных для расчета во множестве страховых компаний. Тем самым сохраняя время и нервы автовладельца».

Banki.ru

Иллюстрация: Depositphotos.com

Как рассчитать полис ОСАГО самостоятельно в 2020 году? Проверяем страховщиков перед покупкой

Увеличение стоимости ОСАГО 2011

Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для оформления полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО с учетом всех поправок 2020 года. 

Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п.

Важно, что с 5 сентября 2020 года размер страховой премии определяется по новым правилам (Указание Банка России от 28 июля 2020 г.

№ 5515-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Указание). 

Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 40 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал. 

Расчет страховой премии производится по формуле: 

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС, где: 

ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет «вилку» базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию).

Законодатель дал страховым компаниям возможность индивидуализировать базовые ставки тарифов для конкретного водителя в пределах установленного коридора (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г.

№ 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее — Закон об ОСАГО).

Так, за полис придется заплатить дороже, если водителя неоднократно в течение года до заключения договора ОСАГО штрафовали за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу — за исключением случаев, когда эти нарушения повлекли ДТП (в такой ситуации изменится коэффициент КБМ, подробно о котором ниже) или были зафиксированы камерами.

К сожалению, закон не расшифровывает понятие неоднократности нарушений, поэтому страховые компании смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.

Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать при определении базовой ставки и иные факторы, перечень которых открыт. Банк России приводит в качестве примеров такие из них, как возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и т. д. (Информация Банка России от 25 августа 2020 г.

«Индивидуальный тариф ОСАГО: зарегистрировано указание Банка России») Утвержден также перечень обстоятельств, которые не могут выступать в качестве таких факультативных факторов: национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии (Приложение 5 к Указанию).

Все учитываемые факторы страховая компания должна отразить в своей методике расчета премии и указать на официальном сайте. Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО).

Для транспортных средств категорий «В» и «ВЕ», принадлежащих гражданам либо ИП и не используемых в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 2471 руб., максимальный – 5436 руб.(Приложение 1 к Указанию). Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (5436 руб.). 

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту жительства собственника автомобиля, указанному в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства, либо в паспорте гражданина.

Для Москвы этот коэффициент составляет 1,9, для Санкт-Петербурга – 1,72. Максимальный коэффициент (1,99) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,64) – для Еврейской автономной области, Республики Тыва, Чукотского автономного округа, Республики Крым, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п.

1 Приложения 2 к Указанию). 

КБМ – так называемый коэффициент «бонус-малус». Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться.

Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент «бонус-малус» у него будет максимальным (0,5), что соответствует 15-му классу.

Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со «скидкой» в 50% по сравнению с водителем, который только сел за руль.

Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года.

На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью.

Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО.

В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru. 

КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя.

 Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения).

Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года включительно со стажем вождения менее года – КВС составит в этом случае 1,93.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.

Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических.

В нашем примере этот коэффициент будет равен 0,94 (п. 5 Приложения 2 к Указанию).

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством.

 Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1.

В случае, если оформляется полис ОСАГО «без ограничений», то есть с допуском к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических (п. 4 Приложения № 2 к Указанию). 

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя.

 Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельству о его регистрации.

Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.

Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 2).

Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В», «BE») (п.3 Приложения № 2 к Указанию) 

Мощность двигателя (лошадиных сил) Коэффициент
До 50 включительно 0,6
Свыше 50 до 70 включительно 1
Свыше 70 до 100 включительно 1,1
Свыше 100 до 120 включительно 1,2
Свыше 120 до 150 включительно 1,4
Свыше 150 1,6

КС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от сезонного и иного временного использования транспортного средства. В нашем примере водитель использует автомобиль постоянно, то есть более 10 месяцев в году. Следовательно, КС составит 1 (п. 6 Приложения № 2 к Указанию).

Есть и еще один коэффициент (КП), значение которого зависит от срока действия полиса. Этот коэффициент используется вместо КС, если страховка нужна, чтобы съездить в ГИБДД для регистрации автомобиля или добраться до пункта техосмотра для оформления диагностической карты (п. 12 Приложения 4 к Указанию, п. 7 Приложения 2 к Указанию). КП в нашем расчете применяться не будет.

До 5 сентября 2020 года существовал также повышающий коэффициент КН. Он был равен 1,5 и применялся, когда водитель сообщал страховщику заведомо ложные сведения, которые уменьшали страховую премию. С внесением поправок КН был отменен.

Не исключено, что многие страховщики решат также использовать факультативные факторы для определения базового тарифа, о которых уже упоминалось (состав семьи водителя, возраст и пробег машины и т.п.). С их перечнем и значениями можно будет ознакомиться на сайте страховой компании, пока же определим плату за ОСАГО без них.

Таким образом, размер страховой премии составит: 

5436 х 1,9 х 0,5 х 0,94 х 1 х 1,4 х 1 = 6796,10 руб. 

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru

Правительство подняло стоимость полисов ОСАГО — Газета.Ru

Правительство в очередной раз увеличило стоимость полисов ОСАГО. За счет роста коэффициентов автогражданка подорожает по всей России для маломощных машин, а Якутск, Челябинск, Пермь и Казань по стоимости страховки приравняли к Москве.

Читайте также:  Лада гранта какое масло заливать в коробку

В России подорожают полисы обязательного страхования ответственности автовладельцев. Правительство опубликовало измененные коэффициенты, по которым рассчитывается стоимость полисов автогражданки. Автовладельцев по всей стране затронет рост коэффициентов, зависящих от возраста и стажа водителя, мощности автомобиля, региона эксплуатации и других параметров.

Территориальные коэффициенты, зависящие от насыщенности региона автомобилями и аварийности, выросли.

Окончательная стоимость полиса рассчитывается путем умножения коэффициентов на базовый тариф (1980 рублей для граждан, владеющих легковыми машинами).

ОСАГО для тракторов

Коэффициент автогражданки для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним практически не меняется. Больше всего поднимется множитель для тракторов в Казани, Перми, Тюмени, Челябинске, Сургуте (с 1 до 1,2)…

Так, согласно постановлению правительства № 554 от 13 июля 2011 года, опубликованному на сайте Белого дома во вторник, для всех водителей возрастом до 22 лет и стажем до 3 лет коэффициент увеличен с 1,7 до 1,8, для водителей с тем же стажем, но в возрасте старше 22 лет – с 1,5 до 1,7, а для водителей моложе 22, но со стажем свыше трех лет – с 1,3 до 1,6.

Также на 0,1 от прежних значений выросли коэффициенты для наиболее массовых и недорогих автомобилей мощностью 50–100 л. с.

Кроме того, дороже будет стоить оформление полиса при неограниченном количестве водителей, а также его получение на несколько месяцев в году. Коэффициент для этих категорий вырастет на 0,1 – до 1,8.

Для водителей старше 22 лет со стажем свыше трех лет множитель остался неизменным (1,7), сохранился на прежнем уровне он и для самых слабых (0,6) и самых мощных (1,6) автомобилей.

Наибольшее подорожание ощутят жители ряда российских городов. Так, для автомобилистов Казани, Перми, Челябинска и Якутска тариф приравнен к московскому, и базовую ставку придется умножать на 2 против прежних 1,6. Почти как в Москве будет коэффициент в Кемерово, где ставка увеличится с 1,6 до 1,9.

С учетом нынешнего роста «мощностных» и «возрастных» множителей это означает, например, что молодой начинающий водитель «Лады Приоры» в этих городах заплатит за годовую страховку вместо прежних 5385 рублей уже 7840 рублей.

С 1,6 до 1,8 вырос территориальный коэффициент для Архангельска, Иваново, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Уфы, Краснодара, Новороссийска, Красноярска и Екатеринбурга.

Вместе с тем нынешнее повышение затрагивает опытных водителей мощных машин не так сильно. В частности, владелец Volkswagen Tiguan (двигатель от 122 л. с.) в возрасте старше 22 лет и стажем более трех, проживающий в Краснодаре, заплатит за страховку вместо 4435,2 рублей 4989,6 рублей.

В Новосибирске, Хабаровске, Мурманске, Вологде, Иркутске и Барнауле территориальный коэффициент повышен до уровня Московской области – 1,7, в Томске и Чебоксарах составит 1,6, а в Липецке – 1,5 против прежних 1,3. Самыми низкими тарифы продолжают оставаться в Чеченской Республике – согласно постановлению правительства, коэффициент там вырос до 0,7 против прежних 0,55.

  • В Москве и Санкт-Петербурге страховщики изначально добились введения двойного коэффициента, поэтому ставка на этот раз не меняется.
  • Вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин пояснил, что коэффициенты рассчитывались на основании тех статистических данных, которые на протяжении последних 7 лет собирали РСА и Росстрахнадзор.
  • По словам замглавы департамента финансовой политики Минфина Веры Балакиревой, при определении коэффициентов в первую очередь учитывалась убыточность по ОСАГО в отдельных городах, которая с каждым годом растет.
  • «Изменение необходимо, чтобы выровнять убыточность и сделать поправочные коэффициенты к ним справедливыми», — соглашается Илья Соломатин.

Согласно последним статистическим данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за январь — май 2011 года сборы увеличились (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) на 5 % – до 37,3 млрд рублей, а выплаты выросли на 12% – до 23,7 млрд рублей. «Данные показатели свидетельствуют о необходимости корректировки ряда коэффициентов страховых тарифов», — уверен глава РСА Павел Бунин.

Страховщики затруднились спрогнозировать, когда коэффициенты поднимут в следующий раз, потому что «правительство отнюдь не каждый раз возвращается к этой проблеме». Предыдущее повышение коэффициентов ОСАГО произошло в 2009 году – впервые с 2003 года, когда в России начал действовать закон об «автогражданке».

Тем временем на страховом рынке широко обсуждается возможность повышения базового тарифа ОСАГО. Однако в Минфине «Газету.Ru» заверили, что повышать его пока не планируют. «Остро этот вопрос перед Минфином не стоит», — сказала Вера Балакирева и напомнила, что российское законодательство не разрешает повышать тариф чаще чем раз в год.

Тарифы ОСАГО в 2011 году

Существенное повышение ответственности страховых организаций по договору ОСАГО не может не сказаться на тарифах ОСАГО. Тарифы однозначно вырастут — вопрос только в том, на сколько процентов будет этот рост. Экспертные оценки роста тарифов разнятся от 15 до 70%.

По мнению РСА базовые тарифы нужно поднимать на 58%.

Учитывая конкретные предложения Минфина по изменению Закона об ОСАГО (значительное повышение страховой суммы по имуществу и здоровью, фиксированные выплаты потерпевшим в случае причинения вреда жизни и здоровью) можно прогнозировать рост тарифов по ОСАГО минимум на 30%.

Коэффициенты по ОСАГО изменят в 2011 году, базовые тарифы — позже..

Предположительно, новая редакция Закона об ОСАГО будет принята в первой половине 2012 года — к моменту вступления Закона в силу Правительство должно будет утвердить новую редакцию Правил ОСАГО и новые тарифы. Так что, 2013-й год мы точно стретим с новыми тарифами по ОСАГО. Впрочем, возможны варианты более раннего вступления в силу Закона…

В конце января 2011 года представитель Минфина сообщил, что рассматривается возможность изменения ряда коэффициентов по ОСАГО уже с июля 2011 года.

Планируемые изменения коэффициентов не связаны с изменением Закона об ОСАГО, а обоснованы результатами деятельности по ОСАГО в различных регионах и городах.

Порядок изменения таков: Предложения по корректировке вместе со статистическим обоснованием готовит РСА, Минфин проверят статистические расчеты и проект Постановления о изменении коэффициентов, а утверждает Постановление Правительство РФ.

Повышение тарифов для молодых и неопытных водителей — коэффициент КВС

По оценкам экспертов, для водителей моложе 22 лет коэффициент КВС должен быть 2,5–2,8. Это означает двукратное повышение тарифа для молодых водителей. В тоже время РСА предлагает значительно меньшее повышение — с 1,7 до 1,8 (повышение менее 6%). Такое повышение вполне может быть поддержано Минфином.

Возможно, будет рассмотрен вопрос и с повышением граничного возраста с 22 лет до 24.

Предполагаемые сроки изменения: июль 2011 года.

Период страхования — коэффициент КС

  • РСА впервые предлагает повысить значения Коэффициента страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС).
  • В РСА пришли к выводу, что установленный для периодов использования транспортных средств продолжительностью 3, 4 и 5 месяцев коэффициент является заниженным и его необходимо повысить: для 3 месяцев — с 0,4 до 0,5 для 4 месяцев — с 0,5 до 0,6
  • для 5 месяцев — с 0,6 до 0,65.
  • Таким образом, страхователь при покупке полиса с периодом использования в 3 месяца будет сразу платить половину годового тарифа.
  • Предполагаемые сроки изменения: июль 2011 года.

Изменение территориальных коэффициентов — КТ

Статистические расчеты показывают необходимость корректировки (повышения) коэффициентов страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ) в ряде регионов России.

Речь идет о субъектах Федерации на Севере, Поволжье, Урале и Северном Кавказе. Уже конкретно названы: Костромская, Курганская, Новгородская, Ульяновская, Мурманская, Тульская, Ивановская и Свердловская области, республики Дагестан, Башкортостан, Карелия и Татарстан, Камчатский край (список неполный).

Кроме того, могут быть повышены КТ для отдельных городов (не областных центров), например, статистика показывает необходимость значительного повышения КТ для города Северодвинск Архангельской области, убыточность в котором уже несколько лет значительно выше, чем в целом по региону. В целом, предлагается повысить КТ для 169 (!) городов России, в 124 городах КТ не менять, а снизить только в 6 городах.

Предполагаемые сроки изменения: июль 2011 года.

Срок страхования — коэффициент КП

Законопроектом предполагается исключить возможность заключить договоры ОСАГО на срок менее одного года для транспортных средств, зарегистрированных в России. Таким образом, краткосрочных страховых полисов ОСАГО для перегонщиков больше не будет.

  1. Из Закона предлагается исключить норму:
  2. «При приобретении транспортного средства (покупке, наследовании, принятии в дар и тому подобном) его владелец вправе заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту регистрации транспортного средства.»
  3. Соответственно, Коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (КП) будет применяться только для иностранных транспортных средств, для которых краткосрочное страхование сохранится.
  4. Для россиян единственной возможностью повлиять на срок страхования останется период использования ТС — Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС).
  5. Предполагаемые сроки изменения: после вступления в силу новой редакции Закона об ОСАГО (2012-2013 годы).

Учет изменения страховых тарифов по ОСАГО на ранее заключенные государственные контракты

В законопроекте впервые предусмотрены последствия изменения страховых тарифов на ранее заключенные государственные контракты:

«В случае изменения страховых тарифов договор (государственный или муниципальный контракт), предусматривающий заключение страховщиком договоров обязательного страхования в отношении транспортных средств страхователя, исполняется в соответствии с размерами страховых тарифов, действовавших на момент заключения такого договора (государственного или муниципального контракта).»

К сожалению, данное положение не объясняет, на каких услових должны быть заключены такие договоры в случае изменений условий страхования…

Предполагаемые сроки изменения: после вступления в силу новой редакции Закона об ОСАГО (2012-2013 годы).

Ужесточение порядка применения коэффициента «бонус-малус» (КБМ)

Законопроектом предусмотрен следующий порядок применения КБМ:

«Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется на основании заявления о заключении договора обязательного страхования с учетом сведений о страховании, представленных владельцем транспортного средства.

В случае отсутствия у владельца транспортного средства сведений о страховании страховщик при расчете страховой премии по договору обязательного страхования руководствуется сведениями баз данных профессионального объединения страховщиков либо страховщика, с которым у владельца транспортного средства был заключен предыдущий договор обязательного страхования.

Заключение договора обязательного страхования без учета сведений о страховании по предыдущим договорам обязательного страхования владельца транспортного средства допускается при наличии подтверждения профессионального объединения страховщиков о невозможности получения сведений о страховании для расчета страховой премии по данному договору обязательного страхования.

Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.»

  • При этом законопроектом прямо предусмотрено создание единой информационной базы данных для определения КБМ:
  • «В целях информационного обеспечения осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента страховых тарифов, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договор страхования средств наземного транспорта с потерпевшим, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические и иные необходимые сведения по обязательному страхованию.»
  • Предполагаемые сроки изменения: после вступления в силу новой редакции Закона об ОСАГО (2012-2013 годы).
Читайте также:  Автоматический расчет длительности маршрута в системе Платон с 7 июля 2017 года

Скидки для автомобилей, работающих на газе

Минтранс подготовил поправку в Закон об ОСАГО, согласно которой тарифы по ОСАГО для газобаллонных автомобилей предлагается снизить на 15%. Поправки должны вступить в силу через шесть месяцев со дня опубликования.

Цель: стимулирование использования природного газа и сжиженных углеводородных газов в качестве моторного топлива.

Поправки в Закон, которые не были приняты в процессе обсуждения законопроекта

Либерализация тарифов по ОСАГО

В Законе вместо простого понятия «страховые тарифы» теперь появилось уточнение — «их предельные уровни»:

«Страховые тарифы (их предельные уровни) состоят из базовых ставок (их предельных величин) и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов (их предельные величины) устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.»

Видимо, Минфин готовится к частичной либерализации тарифов по ОСАГО, о чем периодически заявляют в прессе его представители. Речь идет о возможности страховщиков снижать тарифы по ОСАГО при страховании государственного транспорта. К сожалению, граждан это нововведение никак не коснется.

(Данная поправка не согласована и, вероятно, не попадет в финальную версию Закона об ОСАГО — октябрь 2010)

Существенное изменение системы «бонус-малус»

За все годы реализации ОСАГО в России система «бонус-малус» так и не заработала. Причин много, но главная крайняя сложность вдения отдельного учета аварийности по каждому водителю и каждому автомобилю.

  1. Согласно законопроекту вместо истории аварийности на размер тарифа теперь будет влиять история нарушений правил дорожного движения.
  2. Вводится коэффициент в зависимости от
  3. «наличия или отсутствия административных правонарушений в области дорожного движения в предшествующие периоды осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия административных правонарушений в области дорожного движения в предшествующие периоды осуществления обязательного страхования гражданской ответственности каждого из указанных водителей;
  4. Перечень административных правонарушений в области дорожного движения, наличие или отсутствие которых влияет на размер страхового тарифа по обязательному страхованию, устанавливается Правительством Российской Федерации.»

Основная российская проблема — требование к учету нарушений и водителя и владельца автомобиля сохранена. Как страховым компаниям удастся реализовать эту систему пока непонятно. Требуется обеспечить постоянный доступ к единой базе данных ГИБДД (а есть ли в России такая база?!).

Применение нового коэффициента и отказ от старого КБМ приведет к пересмотру тарифов у всех страхователей России — у подавляющего большинства водителей тарифы вырастут (единицы могу похвастать отсутствием штрафов за последние два-три года).

Будем надеяться, что данная инициатива Минфина не будет поддержана законодателями, т.к. рынок еще просто не готов к реализации такой концепции.

(Данная поправка не согласована и, вероятно, не попадет в финальную версию Закона об ОСАГО — октябрь 2010)

Контроль правильности применения КБМ

Еще одной причиной неработоспособности существующей системы «бонус-малус» является отсутствие системы контроля за правильностью применения КБМ. Это позволяет страховщикам (особенно, страховым посредникам) безнаказанно занижать значения КБМ с целью привлечения клиентов. Новый законопроект предусматривает установление контроля за правильности применения коэффициента КБМ:

«Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется на основании заявления о заключении договора обязательного страхования с учетом сведений о страховании, представленных владельцем транспортного средства.

В случае отсутствия у владельца транспортного средства сведений о страховании страховщик при расчете страховой премии по договору обязательного страхования руководствуется сведениями информационных баз данных профессионального объединения страховщиков либо страховщика, с которым у владельца транспортного средства был заключен предыдущий договор обязательного страхования.

Заключение договора обязательного страхования без учета сведений о страховании по предыдущим договорам обязательного страхования владельца транспортного средства допускается при наличии подтверждения профессионального объединения страховщиков о невозможности получения сведений о страховании для расчета страховой премии по данному договору обязательного страхования.

Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.»

Правда, вызывает некоторое недоумение необходимость информации о страховании по предыдущим договорам, если теперь КБМ будет устанавливаться не в зависимости от выплат по предыдущим договорам, а в зависимости от правонарушений – всей статистикой правонарушений обладают органы ГИБДД, а не страховщики. По логике, в новой системе никаких справок о страховании от предыдущего страховщика вообще не надо – ведь предполагается, что каждый страховщик сможет получить необходимую информацию из базы ГИБДД.

Новый коэффициент в зависимости от возраста автомобиля (предложения Минпромторга)

В Российский союз автостраховщиков поступили предложения Минпромторга по дифференциации тарифов ОСАГО в зависимости от возраста автомобиля.

Зависимость стоимости полиса ОСАГО от возраста автомобиля существует в 10 европейских странах — по статистике, старые машины чаще являются участниками ДТП и при этом дороже в ремонте, чем новые.

Введение такого коэффициента будет способствовать обновлению парка машин, ведь содержать старый автомобиль станет существенно дороже.

Будет ли предложение Минпромторга поддержано страховщиками, Минфином и Правительством пока не ясно.

Изменение порядка учета износа заменяемых при ремонте деталей

С 1 сентября 2010 года вступило в силу Постановление правительства РФ № 361 от 24 мая 2010 г.

«Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств», которое изменяет порядок учета износа заменяемых деталей — при расчете стоимости восстановительного ремонта ТС с учетом гарантии кузова от сквозной коррозии; отдельно определяется износ на пластмассовые изделия; на подушки безопасности и ряд других элементов систем безопасности износом не начисляется.

Указанные изменения приведут к повышению убыточности по ОСАГО и потребуют повышения тарифа на 10-15% (по мнению РСА — на 23%).

Цена полиса ОСАГО растет быстрее, чем страховые выплаты

Территориальный коэффициент полиса ОСАГО повысился в 117 городов и 62 регионов. Меньше всего повезло обладателям личного автотранспорта в Казани, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Якутске и Перми – они будут платить за полис ОСАГО столько же, сколько москвичи, то есть в двойном объеме. При этом раньше территориальных коэффициент в этих городах составлял 1,6.

Автостраховщики уверяют, что несут в этих регионах огромные убытки, поэтому повышение территориальных коэффициентов – мера совершенно необходимая. Автоэксперты считают, что страховщики зря прибедняются.

Подорожание неизбежно

С 28 июля полис ОСАГО подорожал для многих автовладельцев в среднем на 20%. Первоначально идея повышения стоимости полиса была связана с планами увеличить лимит страховых выплат по причинению вреда жизни и здоровью с нынешних 160 тысяч до полумиллиона рублей, а по ущербу транспортному средству – со 120 до четырехсот тысяч рублей.

Однако соответствующие поправки в закон «Об ОСАГО» до сих пор не приняты. Виной тому – мощное лобби страховых компаний, уверен заместитель главного редактора журнала «За рулем» Вячеслав Субботин.

«Страховщики заботятся, прежде всего, о себе.

Они понимают, что рано или поздно введут поправки, которые будут увеличивать страховые выплаты, значит, нужно успеть набрать некий финансовый запас, чтобы потом им располагать», – пояснил эксперт РИА Новости.

Между тем сами автостраховщики жалуются, что нынешнего повышения коэффициентов им хватит лишь для того, чтобы уменьшит убытки в отдельных регионах, и предупреждают, что повышение лимита страховых выплат неизбежно повлечет за собой очередное увеличение стоимости полиса ОСАГО.

Как пояснил в беседе с РИА Новости член комитета по связям с общественностью Российского союза автостраховщиков Игорь Иванов, нынешнее повышение территориального коэффициента связано с тем, что убыточность автострахования в некоторых регионах за последние годы повысилась.

«Мы наблюдали, что в ряде регионов убыточность по ОСАГО была катастрофически высокой и, соответственно, это надо было изменять и приводить территориальные коэффициенты в соответствие с той картиной убытков, которая сформировалась в тех или иных регионах». Убыточность страхования в этих регионах, по его словам, связана с высокой аварийностью и стоимостью ремонта. «В некоторых регионах складываются какие-то другие цены в силу географических особенностей», – пояснил Иванов.

Эксперт предупредил, что стоимость полиса ОСАГО будет расти и дальше в связи с грядущим повышением лимита страховых выплат. Нынешние коррективы, по его словам, «устраняют некоторые очевидные диспропорции географического характера, но сами по себе тарифы устарели». По оценкам экспертов, в случае повышения тарифов ОСАГО полис может подорожать в полтора раза.

Страховщики прибедняются?

Заявляя об убыточности обязательного страхования ответственности автовладельцев, страховые компании лукавят, говорит Вячеслав Субботин. «Страхование ОСАГО – не убыточный бизнес.

Это бизнес прибыльный, с высокой рентабельностью, если бы это было нерентабельно, никто бы этим не занимался», – замечает эксперт, добавляя, что до тех пор, пока не будет повышен лимит страховых выплат, любое увеличение стоимости полиса ОСАГО будет неоправданным.

Помимо того, что выплаты по ОСАГО смехотворно малы, принцип расчета добавочных коэффициентов крайне нелогичен, считает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

По его мнению, Москве совершенно необоснованно присвоен самый высокий территориальный коэффициент, поскольку аварийность на столичных дорогах не превышает вдвое средний показатель по России.

«Здесь исходили из того, что в Москве машин много, общий уровень жизни выше, и почему бы не взять с владельцев транспортных средств побольше [денег]. Москва изначально поставлена в невыгодные условия по отношению к другим субъектам федерации», – говорит Лысаков.

При этом эксперт считает, что повышение коэффициента для молодых водителей и водителей с маленьким стажем – мера оправданная и необходимая, поскольку они попадают в аварии чаще других.

Плюс к уже существующим добавочным коэффициентам Лысаков предлагает также ввести коэффициент, привязанный к количеству нарушений ПДД.

А помимо учета аварий эксперт предлагает учитывать, был ли человек пристегнут в момент ДТП.

«Тяжесть [травм] у непристегнутых водителей и пассажиров значительно выше, то есть фактически они являются источником таких тяжелых последствий, – отмечает эксперт. – При этом они так же получают компенсации по увечью».

По мнению Лысакова, этот фактор [непристегнутый ремень безопасности] должен либо уменьшать страховые выплаты, либо увеличивать стоимость полиса для непристегнутого водителя независимо от того, кто был виновником аварии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector