Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы.

Задача автовладельца – проявить максимальную внимательность при пересечении дорожной зебры. В противном случае можно сбить человека, покалечить или лишить его жизни. Какие правила должен соблюдать водитель? По правилам новой редакции, проезд перехода регламентируется пунктом 14 ПДД.

Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы.

Виды пешеходных переходов?

Подобные дорожки для людей бывают разными в зависимости от способа пересечения проезжей части. Правила разделяют переходы на следующие типы:

  • Регулируемые. Расположен на территории проезжей части, а движение по нему регулируется при помощи светофора.
  • Нерегулируемый. Зебра на дороге имеется, но движение по ней не регулируется при помощи светофора. В данном случае пешеход имеет приоритет.
  • Надземный или подземный. Это инженерное сооружение, внутри которого перемещаются пешеходы, пересекая проезжую часть на удалении от автомобилей. Подобные сооружения позволяют людям наиболее безопасно перейти дорогу и не попасть под колеса автомобиля.

Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы.

Существует отдельный вид пешеходного перехода, который предусматривает наличие специального островка безопасности. Это вид разметки, движение транспорта по которому запрещено. Располагается она посреди 2-х или 4-х полос движения.

Границы перехода выглядят в виде белых полос или ограничиваются стоп линией и знаком.

Правила проезда наземных пешеходных переходов

Существуют определенные правила, которые определяют очередность проезда через зебру. В зависимости от вида подобного перехода, правила могут различаться.

Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы.

Регулируемые пешеходные переходы

В таких местах должны быть установлены светофоры. Для пеших участников движения они свои, а для водителей – свои. Человек должен руководствоваться двумя секциями напротив себя – красной и зеленой. Цвет имеют следующее значение:

  • красный – движение запрещено;
  • зеленый – допускается переходить дорогу;

У водителя свой светофор, который не отличается от тех, что монтируются на перекрестках. Если у шофера горит зеленый сигнал, а у человека красный, то пешеход должен уступить дорогу транспортному средству.

Если светофор переключился в режим мигающего желтого, то такой пешеходный переход превращается в нерегулируемый и пешеход на нем всегда пользуется преимуществом.

Нерегулируемые переходы

Данный вид переходов должен быть обязательно обозначен соответствующим знаком или оборудован светофором с постоянно мигающим желтым сигналом. На нерегулируемых пешеходных переходах человек всегда пользуется приоритетом и водители должны уступать ему дорогу.

Обязанности и права пешеходов

Несмотря на свои преимущества, пешеход обладает рядом прав и обязанностей при пересечении проезжей части по зебре. В первую очередь, человек должен убедиться в том, что водители транспортных средств действительно уступают ему дорогу. Если это не так, он должен пропустить машину, а затем начать движение. Не смотря на то, что человек в любом случае будет прав, это сохранит ему жизнь.

Пеший участник движения имеет право пересекать проезжую часть только в отведенных для этого местах. Как правило, они обозначаются специальным знаком и дорожной разметкой в виде «зебры». Идти следует спокойно, но быстро.

Не смотря на свое преимущество даже на регулируемой пешей дорожке, пешеход должен посмотреть по сторонам. Это спасет ему жизнь, когда на дороге окажется недобросовестный водитель.

Обязанности водителя

Шофер в обязательном порядке должен снизить скорость при приближении к «зебре» и должен быть готовым вовремя остановиться при появлении на ней пешеходов. Это правило распространяется даже на ситуации, когда регулирование движения производится светофором.

Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы.

Автовладелец имеет право проехать переход, даже если на нем находится человек при условии, что автомобиль не создаст помех или не подвергнет опасности жизнь людей. Например, проезжая часть имеет по две полосы в каждом направлении. Пешеходный переход в этом месте длинный. Поэтому если человек находится по разные стороны проезжей части  от машины, то она имеет право двигаться дальше.

В ситуациях, когда человек имеет преимущество, а шофер не уступил ему дорогу, то последний понесет наказание. Что значит требование «уступить дорогу»? В любой литературе по ПДД будет следующая формулировка и другой нет:

Согласно п 14.6, водитель не должен начинать, прекращать движение или выполнять какие-либо другие действия, которые могут создать помеху для пешехода. Поэтому его нужно пропускать.

Не допускается также:

  • разворот на «зебре» — за это – 500 рублей;
  • перестроения – лишение ВУ на 4-6 месяцев, обгонять, равно, как и перестраиваться – запрещено;

За сколько метров разрешается остановка возле пешеходного перехода и можно ли?. Можно. До – за 5 метров, после – без ограничений.

 Штраф за не пропуск пешехода и как его избежать?

Водитель, который не уступил дорогу пешеходу, понесет соответствующее наказание. Штраф в данном случае составляет от 1500 до 2000 рублей. Получить его можно:

  • от сотрудников полиции;
  • по почте от систем автоматической фото и видео фиксации нарушений;

При втором варианте доказательства приходят на почту с фотографией, где виден номер автомобиля и пешеход, которому не уступили дорогу. Оспорить такое наказание сложно. Но это не означает что невозможно.

В первом случае автовладельцу следует быть внимательным. Если полицейский остановил и выписывает постановление, то от него следует отказываться и не подписывать. Нарушения, требующие доказательств и дальнейшего разбирательства, оформляются посредством протокола. В нем описываются все обстоятельства произошедшего, участники, а затем эти материалы передаются в суд. Это значит:

  1. Полицейский обязан остановить машину нарушителя за непропуск.
  2. Затем, остановить пешехода, которому не уступили дорогу.
  3. Оформить протокол.

Если у инспектора ДПС имеется соответствующая видеозапись, на которой нарушение зафиксировано, то человек, шедший по «зебре» не нужен. В случае,  доказательства весомые, то рекомендуется не тратить время и подписать сразу постановление.

Дтп на пешеходном переходе

Одно из самых тяжких правонарушений в области ПДД РФ считается наезд на пешехода. В зависимости от исхода подобного ДТП, будут совершенно разные последствия:

  • Гражданская ответственность. Она представляет собой возмещение ущерба здоровью, причиненному в результате наезда. В данном случае, шофер может быть не виновным, но судебная практика показывает, водителя могут признать виновным, но не наказать рублем или уменьшить сумму возмещения.
  • Административная ответственность. Если пешеходу был нанесен легкий или ощутимый вред здоровью, то водителю грозит штраф до 5 тысяч рублей или лишение прав на 1-1,5 года. Средний вред здоровью «обойдется» автовладельцу в 10-25 тысяч рублей. Прав могут лишить сроком до 2-х лет.
  • Уголовная ответственность. Наступает, когда водитель нанес тяжкий вред здоровью или убил пешехода. Наказанием будет ограничение свободы до 3-х лет или лишение свободы до 7-ми лет.

Практически во всех случаях виновнику грозит возмещение ущерба пострадавшему или родственникам погибшего.

Если виновник был в этот момент пьяным, то это является отягощающим обстоятельством, которое только прибавит срок заключения, если человек погибнет. Отказавшийся от медицинского освидетельствования автовладелец, автоматически приравнивается к пьяному.

Бывает ли вина пешехода

Водитель не всегда виноват в том, что на дороге внезапно появился человек. В данном случае суд встает на защиту обеих сторон и заставляет возмещать ущерб обоюдно. К примеру, если человек выскочил на дорогу, а шофер заметил его в последний момент, то вина ложится на обоих. Пешеход обязан возместить вред, который был нанесен автомобилю, а шофер оплачивает лечение человеку.

Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы.

Существуют исключения. Если судом будет доказано, что вред, нанесенный пешеходу, произошел не по вине водителя, то возмещать ущерб ему не придется.

Кроме того, если автовладелец получит травмы при попытке избежать столкновения, то пешему участнику дорожного движения придется возмещать все самостоятельно – ремонт автомобиля и здоровье водителя.

В любом случае, езда через зебру должна быть осторожной, особенно в условиях плохой видимости.

Что делать, если сбил человека?

Существует определенный порядок действий:

  1. Немедленно остановиться, включить аварийку.
  2. Создать безопасную зону для машины и сбитого человека. Можно выставить знак аварийной остановки.
  3. Позвонить в скорую помощь и ГИБДД.
  4. Оказать первую помощь сбитому участнику движения.
  5. Дождаться приезда экстренных служб и оформить ДТП.

Внимание! Не стоит никуда отпускать пострадавшего, даже если с виду с ним все в порядке. Это может быть травматический шок. В такой ситуации, если он настаивает, рекомендуется подвезти его домой или до больницы. Даже если пострадавший ушел, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, иначе это сделает сбежавший человек, что навлечет еще больше проблем на водителя. Звонок будет самым правильным решением.

Уступить дорогу пешеходу — предусмотренный штраф за нарушение

Штраф для водителя за не предоставление преимущества пешеходам может достигать 2500 рублей. Однако, автолюбитель не всегда однозначно может трактовать действия лиц, переходящих дорогу. Для того, чтобы правильно уступить дорогу пешеходу, необходимо выяснить все нюансы этого требования, описанные в ПДД.

Что сказано в ПДД

Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы.

Согласно пункту 14.1 водитель, транспортное средство которого приближается к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан предоставить преимущество пешеходам, находящимся на проезжей части или только вступившим на нее.

Читайте также:  Новые вопросы на экзамене в ГИБДД в 2017 году

Последняя редакция ПДД заменила слово «пропустить» на «уступить», что вызвало бурное обсуждение среди автовладельцев. Термин «уступить дорогу» также имеет точную формулировку.

Это требование означает, что один из участников дорожного движения (в данном случае, автомобилист) не должен предпринимать каких-либо действий (трогаться с места, выполнять маневр или продолжать движение), если подобное его поведение влечет за собой изменение траектории или увеличение (уменьшение) скорости второго участника (пешехода).

На практике это означает, что водитель должен предпринять все меры, от него зависящие, чтобы человек смог перейти дорогу в изначальном темпе, без остановок и смены траектории.

Как правильно пропускать

Нюансы того, как правильно уступить дорогу пешеходу зависят от места, выбранного им для пересечения проезжей части.

На проезжей части

Неоспоримым преимуществом пешеход на проезжей части обладает в двух случаях:

  1. Если водитель на пересечении проезжих частей поворачивает налево или направо, то он обязан пропустить всех пешеходов на той дороге куда он поворачивает (пункт 13.1 ПДД). Учитывая требование о представлении преимущества, водителю даже не обязательно останавливаться для этого. Если пешеход пересекает многополосную дорогу и находится на ее левой части, а водитель на правой, то последний может спокойно продолжить свой маневр. Его действия не создают никаких помех человеку, переходящему дорогу.
  2. Если водитель приближается к нерегулируемому пешеходному переходу, он обязан предоставить преимущество всем людям, вступившим или уже находящемся на нем. Выбор остается за автолюбителем: притормозить, перестроиться или продолжить движение. Важно чтобы эти действия не вынудили пешехода остановиться, замедлиться или сменить траекторию. Сложность в этом пункте вызывает непредсказуемость поведения человека, идущего через дорогу. Этот фактор не предсказуем: кто-то будет двигаться «напролом» сквозь поток машин, а кто-то остановится перед пропускающей его машиной. Последний вариант, также, может быть расценен как не предоставление преимущества, так как человеку пришлось замедлиться или вовсе остановиться, пусть и по своей инициативе.

На пересечении траекторий

Если траектории движения человека и автомобилиста пересекаются, то последнему сложнее становится принять правильное решение для предоставления преимущества. Участник на «зебре» может испугаться приближающегося автомобиля или оценить дорожную обстановку крайне субъективно. Как результат, остановиться или вернуться назад на тротуар, а значит, отказаться от своего преимущества.

Единственно правильный выбор для водителя в этой ситуации – полностью остановить свое транспортное средство и дождаться пока пешеход покинет проезжую часть. Важно при этом не прибегать к экстренному торможению, чтобы не создавать опасности для других участников.

В случае слепых пешеходов

В ПДД содержатся требования, касающиеся именно слепых пешеходов. Согласно пункту 14.5 все водители ТС обязаны пропускать пешеходов с белой тростью на любом участке проезжей части, даже вне границ пешеходного перехода.

На практике, встретить такого человека в одиночку переходящего дорогу и тем более вне «зебры» маловероятно. Но правило, все же, существует.

Однако, более распространено мошенничество, связанное со «слепыми» пешеходами. Это слово в данном контексте не зря взято в кавычки.

Мошенник надевает темные очки, берет в руки белую трость и прогуливается вдоль проезжей части. Его задача правильно подгадать момент и, начав переходить дорогу, внезапно попасть под автомобиль.

Далее, он начнет обвинять водителя и, пугая его большими штрафами и наказаниями, предложит решить конфликт на месте.

Водителю стоит убедиться, что пострадавший человек на самом деле является слепым.

Сделать это можно только в медицинском учреждении, а значит, не стоит отказываться от вызова сотрудников ГИБДД и пытать поспешно решить ситуацию.

Кроме того, у пешехода должна в обязательном порядке присутствовать белая трость, которой он подавал сигналы перед переходом дороги. В противном случае, правила нарушил именно он и вина водителя не подтверждается.

Другие ситуации

Тротуар – это тоже часть дороги, и по нему может двигаться пешеход в поперечном направлении. Перед проезжей частью и приближающимся автомобилем он неизбежно остановится. Будет ли такая ситуация являться основанием для привлечения к ответственности водителя.

В пункте 14.1 сказано, что уступить дорогу необходимо пешеходу, использующему для пересечения дороги нерегулируемый пешеходный переход. В ПДД также дана трактовка и термину «пешеходный переход» – это часть проезжей части или трамвайных путей.

Таким образом, на тротуаре не может располагаться пешеходный переход, по которому возможно перейти дорогу. До того момента пока человек не ступил на проезжую часть, его действия не могут быть трактованы как переход. Поэтому до этого момента водитель не обязан останавливаться и пропускать пешехода на тротуаре, движущегося в поперечном направлении.

Наземные переходы

Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы.

  • разметкой 1.14.1 или 1.14.2 более известной как «зебра». Человек обязан пересекать дорогу строго в границах этой разметки. Если присутствует стрелки, указывающие направление движения, то необходимо ориентироваться на них. Если их проигнорировать, то встреча двух потоков в центре приведет к столпотворению;
  • дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2. Они могут дополнять разметку или использоваться самостоятельно. Знаки располагаются симметрично от дороги, таким образом, что схематичный человек на них всегда смотрит на проезжую часть. Границы пешеходного перехода определяются по условным линиям, исходящим от этих знаков. Если они установлены на одном уровне, то это является ошибкой, о которой следует сообщить в Госавтоинспекцию или местную администрацию. Одиночный знак также не может служить обозначением пешеходного перехода, так как не может четко обозначить его границы.

Новый вид наземных переходов – диагональный. Для его обозначения также используется разметка 1.14.1 и 1.14.2. Диагональный переход всегда является регулируемым, поэтому сложностей с его использованием не возникает.

Предусмотренный штраф за нарушение

За несоблюдение требований ПДД в отношении предоставления преимущества пешеходам наказание для водителей предусмотрено статьей 12.18 КоАП. Виновному выносится постановление о штрафе в размере от 1500 до 2500 рублей.

Обжалование штрафа

Для того, чтобы оспорить назначение штрафа можно прибегнуть к наличию крайней необходимости (если такие обстоятельства имеют место быть). Например, водитель вез кого-то в больницу или жену в роддом (статья 2.7 КоАП).

В статьей 4.2 КоАП описаны и другие обстоятельства, при которых мера ответственности для автовладельца может быть смягчена:

  1. Признание вины и раскаяние в содеянном.
  2. Помощь пострадавшему и добровольное исправление ситуации.
  3. Явка с повинной.
  4. Помощь в проведении расследования.
  5. Добровольное возмещение ущерба пострадавшему.
  6. Доказанный факт аффекта на момент совершения правонарушения.
  7. Наличие малолетнего ребенка или беременность виновного лица.

Инспектор ГИБДД при рассмотрении обстоятельств произошедшего может самостоятельно принять во внимание следующие смягчающие факторы:

  • недостаточная видимость на конкретном участке дороги;
  • неблагоприятные метеоусловия;
  • наличие выбоин и ям на проезжей части;
  • яркая и отвлекающая реклама поблизости;
  • непредсказуемое поведение человека, при переходе дороги.

Требования к водителю и пешеходу

Согласно ПДД (раздел 2) водители ТС обязаны:

  1. Возить в автомобиле и предъявлять по первому требованию инспектора документы на ТС и водительское удостоверение.
  2. Использовать ремень безопасности и проконтролировать его использование пассажирами.
  3. Водитель мотоцикла и его пассажиры обязаны использовать шлем.
  4. Регулярно проводить технический осмотр транспортного средства и осуществлять необходимый ремонт.
  5. Не управлять ТС в нетрезвом состоянии или под воздействием лекарственных препаратов.
  6. Передать свое ТС представителям экстренных служб в случае крайней необходимости.
  7. Не покидать место ДТП, участником которого является, до приезда инспектора ГИБДД.
  8. Оказать помощь людям, пострадавшим в аварии.
  9. Соблюдать требования и ограничения, установленные ПДД.
  10. Предоставлять приоритет другим участникам движения, если они обладают таким правом.

При наступлении аварии с пешеходом каждая ситуация будет рассматриваться индивидуально, но в большинстве случаев, виновным будет признан именно водитель ТС.

Требования, обязательные для выполнения пешеходами:

  • использовать для передвижения только специально отведенные зоны: тротуары, дорожки, обочины;
  • при их отсутствии – перемещаться по краю проезжей части лицом к встречному потоку машин;
  • при плохой видимости или ночью использовать светоотражающие элементы и одежду;
  • пересекать проезжую часть только по пешеходному переходу, а в исключительных случаях – под прямым углом на участке с хорошим обзором для водителей;
  • подчиняться требованиям сигналов светофора и регулировщика;
  • самостоятельно оценивать безопасность пересечения проезжей части и расстояние до движущейся машины;
  • не создавать помех на дороге, не останавливаться;
  • предоставлять преимуществом проезда спецтранспорту с проблесковыми огнями;
  • ожидать общественный транспорт только в специально отведенных зонах.

В каких ситуациях пешеход имеет преимущество

Полный перечень ситуаций, в которых пешеход имеет преимущество, а автомобилист обязан пропустить его:

Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы.

  1. Человек находится на нерегулируемом пешеходном переходе и движется по нему (п. 14.1).
  2. Человек находится на «зебре», а другие ТС остановились для того чтобы пропустить его. Остальные участники движения также обязаны притормозить и дождаться пока пешеход переходит дорогу (п. 14.2).
  3. Человек переходит дорогу на зеленый сигнал светофора по регулируемому переходу (п. 14.3).
  4. Пешеход использует белую трость для подачи сигналов и является слепым (п. 14.5).
  5. Пассажиры общественного транспорта осуществляют посадку или высадку с него (п. 14.6).
Читайте также:  Какое масло заливать в ГУР Хендай Солярис (Hyundai Solaris)

В обязанности водителя транспортного средства входит обеспечение безопасного перехода пешеходами проезжей части. Для выполнения этого требования не обязательно совершать остановку, достаточно убедиться, что траектории движения обоих участников не пересекаются и принять решение о дальнейших действиях на свое усмотрение.

Уступить дорогу пешеходу по ПДД в 2020 году

Известно, что водители должны уступать дорогу пешеходам на пешеходных переходах, но как это сделать по Правилам дорожного движения, чтобы у сотрудников ГИБДД не было претензий, а если и были, то только обоснованные?

Рассмотрим на примере нерегулируемого пешеходного перехода.

Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы.Нерегулируемый пешеходный переход

Требование Правил дорожного движения уступить дорогу

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

После внесения изменений в Правила, требование стало определенным — «уступить дорогу», вместо «пропустить». Это определено термином.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Касаемо пешеходов это чаще вынуждение изменения скорости как в большую, так и в меньшую сторону. У пешехода есть три позиции когда водитель может нарушить требование уступить дорогу.

  • На проезжей части;
  • На пересечении траекторий;
  • На тротуаре или обочине.

Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы.Движение пешехода через дорогу

Движение пешехода по проезжей части

Одна из популярных ловушек для водителей, когда пешеход начинает переходить дорогу с левой стороны широкой проезжей части или вообще встречную проезжую часть водители попадаются на вырезку из пункта 14.1 «уступить дорогу пешеходам, вступившим на проезжую часть».

Но для нарушения требования «уступить дорогу» необходимо вынудить изменить скорость. В данной ситуации обвинение необоснованно.

Если пешеход все же меняет скорость, то причина изменения его скорости должна быть именно в приближающемся автомобиле, а не какими либо причинами по желанию пешехода.

Движение пешехода на пересечении траекторий

В такой ситуации дать объективную оценку действиям водителя сложно. Пешеход может просто испугаться приближающегося автомобиля, а водитель в свою очередь субъективно оценивает ситуацию. Чтобы избежать спорной ситуации водителю следует остановиться перед пешеходным переходом, не прибегая к экстренному торможения, что будет подтверждением отсутствия угрозы для пешехода.

Движение пешехода по тротуару

Вам известно, что тротуар является частью дороги. И не исключена ситуация когда пешеход, двигаясь в поперечном направлении остановиться перед проезжей частью из-за приближающегося автомобиля.

Переход дороги пешеходом есть, изменение скорости пешехода есть, изменение скорости пешехода из-за автомобиля есть — вот он и штраф. Но разочаруем инспектора. Попробуйте сами определить чего еще не хватает для образования нарушения водителем. Посмотрите внимательно на изображение.

Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы.Пешеход на тротуаре

Ответ выделяю из текста Правил. Еще раз из текста требования пункта 14.1.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу

И из термина.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей…

Да. На тротуаре нет пешеходного перехода, и не может быть пешеходов, переходящих дорогу. Пешеходы переходят дорогу по пешеходному переходу, а пешеходный переход это участок проезжей части или трамвайных путей.

Да. Согласно тексту и против здравого смысла невозможно начать переходить дорогу не вступив на проезжую часть.

Да. Не может быть пешеходного перехода через велосипедную дорожку.

Не забывайте делиться статьей в социальных сетях

Кто же главный на дороге — пешеход или водитель?

В последний рабочий день недели в России ужесточили наказание для водителей, не уступающих дорогу пешеходам. В новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), который вступил в силу 10 ноября, фиксированный штраф в размере 1,5 тысячи рублей заменен «вилкой» от 1,5 до 2,5 тысячи. Сколько именно должен заплатить автомобилист, будет решать инспектор. В случае фиксации нарушения на камеру сумма составит прежние 1,5 тысячи рублей. Однако до сих пор не разрешена масса спорных ситуаций, в которые попадают автомобилисты и пешеходы на дорогах России. 

До сих пор в Правилах дорожного движения сохраняются два диаметрально противоположных пункта, которые могут сделать виноватыми как водителей, так и пешеходов. Согласно пункту 4.

5 ПДД, на нерегулируемых переходах пешеходы обязаны «оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедиться, что переход будет для них безопасен». Только после этого человек может ступить на «зебру».

Получается, что пешеход должен обезопасить автомобилиста от самого себя.

С другой стороны, пункт 14.1 ПДД обязывает водителей уступить дорогу пешеходу, переходящему дорогу или вступившему на проезжую часть или трамвайные пути.

«К сожалению, у нас сложилась такая судебная практика, при которой водитель всегда виноват, — говорит адвокат Алексей Реут.

 — Даже при наличии знака пешеходного перехода и «зебры» автомобиль не обязан снижать скорость, но должен быть предельно бдительным. А теперь представьте, что машина уже находится на расстоянии десяти метров от перехода, как на него выбегает пешеход.

Водитель уже ничего не сможет сделать. В этом случае виноват пешеход, но сотрудники ГИБДД почти всегда признают виновным водителя».

Шустрые малые

Выбегающие на дорогу пешеходы — не единственная проблема для автомобилистов. Владельцы самокатов, гироскутеров, дети на игрушечных электромобилях, которые иногда едут быстрее велосипеда, а по своим размерам едва уступают компактным автомобилям smart, — подобного рода игрушек в последнее время пруд пруди. При этом все они не являются транспортными средствами.

«Владельцы необычных средств уличного передвижения приравнены к пешеходам. Однако требование «спешиться» при пересечении пешеходного перехода действует только в отношении велосипедистов (пункты 24.6 и 24.

8 ПДД), — говорит адвокат Марат Аманлиев. — ПДД отдельно не регламентируют движение владельцев самокатов, гироскутеров, сегвеев и моноколес.

Как и все пешеходы, они имеют право пересекать «зебру» на своих средствах передвижения».

Вылетая на пешеходный переход, человек на самокате почти не оставляет шанса водителю избежать столкновения, даже если тот едет с допустимой городской скоростью в 50-60 км/ч, не говоря уже о переходах на загородных трассах. Первый вице-премьер Игорь Шувалов уже дал поручение ведомствам закрепить в ПДД статус сегвеев и гироскутеров как участников движения.

Дорожный сюрреализм

Но даже при отсутствии «зебры», знаков пешеходного перехода и светофора транспортные средства при повороте налево или направо обязаны уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую поворачивает автомобиль (пункт 13.1 ПДД). Всегда. Без исключений. Даже когда машина поворачивает на перекрестке, двигаясь по главной дороге, а велосипедист двигается в нарушение ПДД против движения или пьяный пешеход вдруг выскакивает на МКАД в надежде перейти его живым.

Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы.

При выезде с дворовой территории необходимо уступить дорогу не только пешеходам, но и всем, кто появляется на пути. Однако и тут могут случиться совершенно невероятные, если не сказать глупые, аварии.

«В моей практике был случай, когда водитель выезжал с дворовой территории, посмотрел налево, убедился в отсутствии помех и продолжил движение. В этот момент в него врезалась велосипедистка, которая ехала по встречной (для нее) полосе, — продолжает Алексей Реут. — Сотрудники ГИБДД сразу признали виновным водителя».

Кстати, пешеходам можно переходить дорогу в любом месте, если в зоне видимости нет перехода или перекрестка, но только на участках без разделительной полосы и ограждений под прямым углом к краю проезжей части. Но и тут снова встречается двойная трактовка правил: согласно пункту 4.5 ПДД, при переходе дороги вне «зебры» пешеходы не должны создавать помех для движения автомобилей.

«Каждый конкретный случай нельзя рассматривать единым образом, — считает Алексей Реут. — В случае ДТП будет решаться вопрос о том, имел ли водитель возможность избежать столкновения: если да, то он будет признан виновным, нет — виноват пешеход».

Когда уступать?

Если автомобиль совершил наезд на пешехода на нерегулируемом перекрестке, значит, он его не пропустил. Но если пешеход только ступил на проезжую часть, а машина едет по противоположной стороне проезжей части — должна ли она применять экстренное торможение и пропускать идущего?

«Три года назад существовала неразбериха, из-за которой многих водителей штрафовали за то, что они не пропустили пешехода, находившегося в пяти полосах от проезжающего мимо него автомобиля, — говорит Алексей Реут. — В ноябре 2014-го в пункт 14.

1 ПДД внесли изменения, после чего водителям больше не требуется снижать скорость перед нерегулируемым переходом. Теперь сам автомобилист решает, как ему пропускать пешехода: притормозить, остановиться или продолжить движение с той же скоростью».

В том же 2014 году в ПДД изменился пункт 14.

2, который еще больше обезопасил пешеходов: если перед нерегулируемым переходом транспортное средство остановилось или снизило скорость, то водители других автомобилей, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Увы, но до сих пор этому правилу следует лишь часть автомобилистов, и случаи, когда один остановился пропустить пешехода, а другой на полной скорости проезжает «зебру», нередки.

Снизить скорость, чтобы при необходимости пропустить пешеходов, водители обязаны теперь только тогда, когда подъезжают к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей».

Читайте также:  Ремонт рулевой рейки honda civic 4d

Можно ли наказать водителя?

Однако и среди водителей хватает хамов и невежд. Некоторые из них демонстративно не пропускают пешеходов, сигналят им, показывают из окна неприличные жесты и иногда даже нападают с кулаками. Может ли пешеход записать номер машины, сообщить о нарушении и надеяться на справедливое наказание для автохама, если рядом не оказалось сотрудников полиции?

«Просто так обвинить кого-то в нарушении, даже если оно было, можно, но вряд ли из этого что-нибудь получится, — объясняет Алексей Реут. — Без видеозаписи такую жалобу просто отклонят из-за недостатка доказательств. Другое дело, если автомобиль совершил наезд на пешехода и получил повреждения, то тогда пострадавший, зная госномер, может обратиться в органы.

Полиция разыщет автомобиль, сопоставит слова пешехода с вмятинами и царапинами на машине и привлечет водителя к ответственности. Но и это палка о двух концах: таким способом пользуются мошенники, которые находят поврежденные машины и потом заявляют о несуществующем ДТП.

В таком случае водителю грозит не только штраф, но и лишение прав за оставление места происшествия».

Не наезжай

Пунктом 14.4 запрещено въезжать на пешеходный переход, если сразу за ним образовался затор. Тот, кто ходит пешком по городским улицам, знает, что это правило соблюдается водителями крайне редко.

Если в это время дорогу будет переходить пешеход, то сотрудник ГИБДД сможет наказать водителя штрафом, а если рядом людей не окажется, то и водитель выйдет сухим из воды: наказания за это не предусмотрено.

«В КоАП наказания за это нет, — говорит Алексей Реут. — Восьмого ноября в ПДД официально внесли понятие «вафельная разметка», за остановку на которой водителей и будут штрафовать».

Не трамвай объехать

Водители обязаны уступить дорогу пешеходам, которые пересекают проезжую часть, чтобы попасть в общественный транспорт, чаще всего трамвай.

Однако посадка в трамвай может затянуться, а очередь в него — растянуться на половину проезжей части. Многие водители теряют терпение и начинают объезжать людей справа.

Некоторые автомобилисты считают, что пропускать нужно только тогда, когда открываются двери, и отчаянно сигналят бегущим к остановившемуся трамваю старушкам.

Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы.

«Водитель обязан пропустить пешехода, но он не обязан стоять и ждать, пока все люди загрузятся в трамвай, — поясняет Алексей Реут.

 — Если есть возможность объехать очередь, не создавая помех людям, то можно смело ей воспользоваться.

То же самое касается открытых дверей — если из трамвая никто не выходит и никто в него не входит, а он стоит возле остановки с открытыми дверьми, то водитель может продолжить движение».

Белый посох

Получить штраф за непропущенного пешехода можно абсолютно в любом месте, независимо от ширины дороги, наличия на ней «зебры» или каких-либо знаков, если этот пешеход — слепой человек. Но даже в этом случае правила вводят одно существенное условие.

Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы.

Водители обязаны пропускать слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью. Этот «символ» незрячего человека признан во всем мире и в большинстве стран позволяет таким людям переходить дорогу абсолютно в любом месте. Кстати, ответственность за использование белой трости введена лишь в нескольких странах, в России пока таковой нет.

РИА Новости  источник

Уступаем дорогу пешеходам. Слепые пешеходы. || Где водитель обязан пропускать пешеходов

Определения «пропустить пешеходов» нет в ПДД и нужно думать самому как правильно пропускать. При этом ваше мнение, инспектора ДПС или судьи могут совершенно не совпадать.

Также в пункте указана только проезжая часть, тогда как трамвайные пути не являются проезжей частью и пешехода, находящегося на них, пропускать уже не надо.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

То есть в пункте 14.1 имеются явные недоработки.

Что значит уступить дорогу пешеходу?

Т.е. водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу.

Рассмотрим, каким образом нужно пропустить пешехода. Если при приближении к пешеходному переходу Вы видите, что на него вышел или собирается выйти пешеход, то снизьте скорость и остановитесь.

После того, как пешеход прошел мимо Вашего автомобиля, обязанность можно считать выполненной и можно следовать дальше.

Естественно, следует убедиться в том, что на переходе не появились другие пешеходы.

Новая редакция пункта 14.2 ПДД

Теперь указана не только проезжая часть, но и трамвайные пути. Текст «обязан снизить скорость или остановиться перед переходом» исключён.

Определение «пропустить пешеходов» заменено на «уступить дорогу», которое имеется в ПДД.

В новой редакции текст получился некорректным.

Обратите внимание, что выделенный текст теряет смысл, если учесть, что дорога включает в себя проезжую часть и трамвайные пути (при наличии). Если пешеход переходит дорогу, то водитель обязан ему уступить по смыслу пункта 14.1 вне зависимости вступил пешеход на проезжую часть (трамвайные пути) или нет.

В новой редакции мы видим практически тоже самое, что и в предыдущей редакции. Если вы нарушили этот пункт ПДД, то ответственности за это нет. Ответственность по статье 12.8 Коап возникает только если не уступить дорогу пешеходу.

Слепые пешеходы

Хочу отметить, что на практике мне ни разу не доводилось пропускать на дороге слепого пешехода. Судя по всему, огромное количество автомобилей просто не дает им возможности спокойно перемещаться по населенным пунктам. Однако если вдруг перед Вашим автомобилем появился слепой пешеход, обязательно его пропустите.

На практике существует одна достаточно интересная нестандартная ситуация — ДТП с участием «слепого» пешехода. Должно быть Вы обратили внимание, что слово слепой взято в кавычки. Это не случайно.

На практике никто не запрещает любому человеку взять белую трость, надеть черные очки и начать прогуливаться по проезжей части.

Этим нередко пользуются мошенники, которые и оказываются в роли «слепого» пешехода.

Так что будьте внимательны. Если произошло ДТП со «слепым» пешеходом, то первым делом нужно убедиться на самом ли деле пострадавший слеп. Во время движения автомобиля данный вопрос решить невозможно. Подобную информацию можно получить только по результатам обследования врача.

А что же делать, если ДТП произошло с по-настоящему слепым пешеходом? В этом случае нужно убедиться что у этого человека была трость, что эта трость белая и что он подавал этой тростью некий сигнал. Если хотя бы одно из условий не выполняется, то в ДТП виноват пешеход, разгуливающий по проезжей части с нарушением правил дорожного движения.

Когда нужно пропускать пешехода при движении прямо?

Смысл данного пункта заключается в том, что пешеходу, который вышел на проезжую часть на нерегулируемом пешеходном переходе, должны уступить дорогу автомобили, движущиеся по всем полосам. При этом автомобили должны снизить скорость или остановится, чтобы пешеход не изменил направление движения или скорость.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

В идеальной ситуации пешеход должен без остановок переходить дорогу по нерегулируемому переходу, однако на практике такое бывает только на пустых дорогах.

В случае регулируемого перехода ситуация немного иная, поскольку светофор принуждает водителя остановиться. И даже в этом случае зеленый сигнал не означает, что нужно до упора давить на педаль газа. На регулируемых переходах даже самые нерасторопные пешеходы должны иметь возможность дойти хотя бы до середины дороги, где и будут благополучно дожидаться очередного разрешающего сигнала.

На практике я рекомендую при включении автомобильного зеленого сигнала светофора дать возможность пешеходам закончить переход. Бывают случаи, когда автомобиль в первом ряду пропускает пешехода, а во втором — нет. Пешеход оказывается между полосами, по которым движется плотный поток автомобилей. Такая ситуация очень опасна.

В следующей статье серии «Пешеход глазами водителя» будет рассмотрено еще несколько ситуаций, в которых нужно пропускать пешеходов.

Удачи на дорогах!

Решение Верховного Суда N АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 г

Решение относится к предыдущей редакции пункта 14.1 ПДД, но, по-прежнему, подтверждает правильность написанного выше.

Теория и практика

В соответствии с ПДД, если вы не вынудили пешехода изменить траекторию движения или скорость, то вы ничего не нарушили. Такого же мнения придерживается и Верховный суд. К тому же, достоверно убедиться в том, что вы помешали, можно только опросив пешехода.

Конечно, сотрудник ДПС видит и понимает уступили вы дорогу или нет, но всё зависит от задачи, поставленной перед инспектором. Если его задача оформить определённое количество протоколов для хороших показателей работы, то не имеет значения выполнили вы требования ПДД или нет. Конечно, бороться необходимо, но вы всё должны понимать.

Видеорегистратор и свидетель

Если вы не помешали пешеходу, то нарушения нет. Доказать, что пешеходу вы не помешали, довольно сложно.

Помочь может запись с видеорегистратор или опрос пешехода, которому вы помешали или не помешали, но в большинстве случаев инспектор не станет привлекать пешехода и запись смотреть не станет, разве только убедится в том, что у вас нет «железных» доказательств — на записи ничего не видно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector