Платные автодороги в районах Крайнего Севера с 13 августа 2019 года

2 апреля 2021 | Время чтения 7 мин

Аннотация

О крупном бенефициаре компаний — операторов платных трасс РФ.

Анастасия Степанова, 2 апреля 2021, 10:46 — REGNUM Министерство транспорта России разработало новые правила проезда по платным дорогам. Среди прочего в инициативе, которая пока на рассмотрении, будут уточнены вопросы оплаты проезда. ИА REGNUM в преддверии принятия новых правил изучило основных бенефициаров платных дорог.

Платные автодороги в районах Крайнего Севера с 13 августа 2019 года

Антон Силуанов

Иван Шилов © ИА REGNUM

Среди крупных бенефициаров платных трасс РФ СМИ называют миллиардера Аркадия Ротенберга, но он не единственный, кто имеет финансовый интерес в этой сфере. Попала в этот список и Ольга Хромченко — бывшая сотрудница АО «Росспиртпром», которую СМИ называют хорошей знакомой министра финансов России Антона Силуанова.

Платные автодороги в районах Крайнего Севера с 13 августа 2019 года

Платная дорога

Дарья Антонова © ИА REGNUM

По данным ЕГРЮЛ, Ольге Юрьевне Хромченко (ИНН получала в Санкт-Петербурге) напрямую принадлежат доли в двух компаниях — 33% в ООО «Русдор-финанс» в Люберцах (Московская область) и 5% в московском ООО «Юником».

Компания «Юником» учреждена в сентябре 2010 года, ее основной вид деятельности — обработка данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность. Уставный капитал — 50 млн рублей. Директор и владелец 25,1% Юрий Кудряков (владелец микрокредитной компании «Прогресскард»).

Помимо него и Хромченко (получила долю в 2019 году), доли имеют Григорий Игоревич Нак — 64,9% (владелец доли в «Ямалтрансстрой», данные совпадают с данными сына известного уральского бизнесмена Игоря Нака), Екатерина Зубакова — 2,5%, Инесса Солярская — 2,5%.

В активе «Юникома» 56,2% доли в созданном в апреле 2019 года в той же сфере «Юником24». Владельцем оставшейся части является закрытый паевой инвестиционный комбинированный фонд «Цифровые инвестиции».

Управляющая компания последнего — ООО «ВТБ Капитал пенсионный резерв», учрежденное АО «ВТБ Капитал управление активами». По данным на 31 декабря 2020 года, 81% акций АО принадлежит WHITE NIGHTS FINANCE B. V (Амстердам) и 19% — АО «Холдинг ВТБ Капитал» из группы ВТБ.

В 2018 году Силуанов входил в состав наблюдательного совета группы ВТБ и был его председателем.

Директор «Юником24» — Юрий Кудряков. Уставный капитал — 137 010 676 рублей. В свою очередь «Юником24» — владелец тюменского ООО «Вуаро», которое создано в декабре 2011 года для разработки компьютерного программного обеспечения, предоставляет консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги.

Наиболее интересный актив Хромченко — это ООО «Русдор-Финанс». Компания учреждена в мае 2017 года для консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления. Её уставный капитал — 20 тыс. рублей. Второй владелец — директор Алексей Строганов (его доля — 67%).

В активе «Русдор-Финанс» — доли в восьми российских компаниях. Среди них — 30% в строительном ООО «Альянс-ТЗ», учрежденном в 2019 году.

Доля в залоге, в августе 2020 года из состава владельцев вышел Дмитрий Селезнев.

Данные последнего совпадают с данными совладельца рязанского ООО «ГК Альянс», которое специализируется на строительстве автодорог и было исполнителем почти 70 госконтрактов на общую сумму более 8 млрд рублей.

Платные автодороги в районах Крайнего Севера с 13 августа 2019 года

Платная дорога

© ИА Красная Весна

Ещё один актив «Русдор-Финанс» — 50% в ООО «К Фарма», которое создано в марте 2018 года для производства лекарственных препаратов. Совладелец доли — Роман Белоусов. Директор — Милена Александрова.

Она же является руководителем ООО «УК «Коноплекс», которым владеет компания «Коноплекс», принадлежащая офшору «Коноплекс лимитед» и Белоусову.

Группа «Коноплекс» числится участником пензенского проекта по созданию предприятия по производству целлюлозы из лубяных культур.

В декабре 2020 года Минпромторг России заключил первое в стране концессионное соглашение в области промышленности, направленное на развитие отрасли переработки технической конопли, с ООО «Межотраслевой инновационный комплекс», которым руководит Александрова и в котором доли имеют «Коноплекс», Роман Белоусов и «Русдор-финанс» (20%). По соглашению производственный комплекс будет реализован в рамках государственно-частного партнерства, но сумма участия государства в нём пока не сообщалась.

Помимо этого, «Русдор-Финанс» владеет 29,9% в ООО «Лыткаринская платная дорога», которое учреждено в августе 2019 года для строительства дорог. Среди совладельцев также ООО «Регион концессия» с 70% доли (владелец — АО «Инвестиционная компания «Регион») и Алексей Строганов (он же и директор).

«Лыткаринская платная дорога» — концессионер, который будет инвестировать в строительство платного скоростного дублера МКАД — Солнцево — Бутово — Видное — Каширское шоссе — Молоково — Лыткарино — Томилино — Красково — Железнодорожный. Соглашение с правительством Московской области было подписано 12 февраля 2020 года. Фирме из бюджета Московской области в рамках того документа полагается капитальный грант в размере 34,6 млрд рублей.

Платные автодороги в районах Крайнего Севера с 13 августа 2019 года

В активе «Русдор-Финанс» также 30% в ООО «Платный объезд Щелково», созданном в августе 2020 года. Основной владелец всё то же ООО «Регион концессия», которое ранее «Ведомости» связывали с «Роснефтью».

Также фирма с участием Хромченко — владелец 20% в ООО «Подмосковная платная дорога» (ППД), которое контролирует уже известное ООО «Платная дорога» Романа Белоусова.

Через ППД фирма имеет доли в компаниях «Ступинская платная дорога», «Шатурская платная дорога», «Акуловская платная дорога», «Сергиево-Посадская платная дорога» и «Одинцовская платная дорога».

В ООО «М.Е.Т.К.», созданном для дорожного строительства в декабре 2020 года, «Русдор-финанс» имеет 91%. Владелец оставшейся доли — ООО «Восточный экспресс», которое появилось в 2019 году для дорожного строительства.

Принадлежит оно двум юрлицам — ООО «Инфраструктура ГЧП», связанном с «Газпромбанком», и ООО «Рассвет» (владелец — Владислав Мазурок, владеющий совместно с Олегом Германовичем Грефом,
Павлом Тыщенко ООО «Нева инвест груп»).

И, наконец, последний актив фирмы «Русдор-Финанс» — 20% в ООО «Многофункциональный грузовой район» (МГР), которое планирует строить грузовой порт с угольными, газовыми и нефтяными терминалами на Сахалине (в Поронайске).

30 марта 2021 года глава российского правительства Михаил Мишустин утвердил концессионное соглашение о строительстве многофункционального грузового комплекса в порту Поронайск на Сахалине. Общий объём инвестиций составляет более 35,9 млрд рублей, а из бюджета на обустройство инфраструктуры выделят 3,96 млрд рублей. Концессия позволит инвестору пользоваться объектом в течение 49 лет.

Платные автодороги в районах Крайнего Севера с 13 августа 2019 года

МГР учреждено на Сахалине в 2017 году. Совладельцы — уже известный нам Роман Белоусов (35% с ноября 2020 года) и ООО «Развитие транспортных проектов» (45%). Последнее создано в октябре 2015 года.

С 2019 года единственным владельцем является кипрская фирма «ТПД Холдинг лимитед», директор — Вадим Трифонов.

В активе ООО «Развитие транспортных проектов» — 100% доли в ООО «Порт Поронайск» (руководитель — Алексей Ферт).

К слову, до августа 2019 года по российским законам строить платные трассы можно было только, если им есть альтернативные бесплатные пути. В августе 2019 года был подписан закон, по которому безальтернативные платные трассы допустимо возводить в районах Крайнего Севера. Например, это может быть Сахалин, где территорий с таким статусом достаточно.

Платные автодороги в районах Крайнего Севера с 13 августа 2019 года — Юридическая помощь на дороге — бесплатная консультация

Платные автодороги в районах Крайнего Севера с 13 августа 2019 года

Добрый день уважаемый читатель.

С 13 августа 2019 года внесены изменения в Федеральный закон «О автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся организации платных дорог на Крайнем Севере и приравненных к ним территориях.

Напоминаю, что в настоящее время при создании платной дороги должна быть предусмотрена возможность бесплатного проезда автомобилей по одному маршруту.

Новость заключается в том, что с 13 августа 2019 года в районах Крайнего Севера смогут создавать, в том числе, платные дороги, по которым нет альтернативного бесплатного проезда.

Создание таких дорог имеет несколько особенностей, которые мы сегодня рассмотрим:

Какие дороги могут быть платными на Крайнем Севере?

  • Рассмотрим новый пункт 11 статьи 37 закона «О дороге»:
  • 11. Решение об использовании автомагистрали, участка автомагистрали или отдельного искусственного дорожного сооружения, которое представляет собой участок автомагистрали на крайнем севере и в приравненных к нему районах, за плату за проезд транспортных средств без соблюдения условий части 1 настоящей статьи, могут быть приняты на работу по отношению к введенным в эксплуатацию:
  • 1) автомобильная дорога или участок автомобильной дороги, расположенные за пределами населенных пунктов и созданные и (или) реконструируемые на основании договоров концессии в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о концессионных договорах, как а также договоры государственно-частного партнерства, договоры муниципально-частного партнерства в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве;
  • 2) отдельные искусственные дорожные сооружения, являющиеся участками автомобильной дороги, созданные и (или) реконструируемые на основании договоров концессии в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о концессионных договорах, а также концессионных договоров соглашения государственно-частного партнерства, соглашения муниципально-частного партнерства в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве;
  • 3) частная дорога или участок частной дороги, находящийся за пределами населенных пунктов, даже если этот участок дороги является отдельным искусственным дорожным сооружением.
Читайте также:  Как отрегулировать фары на ваз 2109

Итак, в первую очередь, это касается того, что в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах может не быть альтернативного прохода. То есть платная дорога может быть единственным способом добраться из одной точки в другую.

Во-вторых, это список дорог, которые могут быть объявлены платными. Словом, платными дорогами могут быть объявлены как полностью частные, так и частично частные объекты (договор концессии, муниципально-частное партнерство, государственно-частное партнерство).

То есть дороги, построенные полностью на государственные деньги и без альтернативных маршрутов, не будут объявлены платными.

В-третьих, платными дорогами без запасного проезда могут быть участки дорог за пределами населенных пунктов или искусственные дорожные сооружения (мосты, путепроводы) в населенных пунктах.

Могут ли существующие дороги сделать платными?

Рассмотрим статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона» о дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации:

Установить, что положения частей 11-13 статьи 37 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и изменениях в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред настоящего Федерального закона):

1) не применять в отношении автомобильных дорог, участков автомобильных дорог и отдельных искусственных дорожных сооружений, являющихся участками автомобильных дорог, созданными и (или) реконструируемыми на основании договоров концессии в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г.

N 257-ФЗ «О автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации».

Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации »и законодательства Российской Федерации о концессионных договорах, а также договорах государственно-частного партнерства, договорах муниципально-частного партнерства в соответствии с указанным Федеральным законом и законодательством Российской Федерации. Российской Федерации в вопросах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства и введены в действие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

2) применять в отношении частных автомагистралей, участков частных автомагистралей и отдельных искусственных дорожных сооружений, которые являются участками таких автомагистралей, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу настоящего Федерального закона и с даты вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный закон.

В этом абзаце сказано следующее:

1. С 13 августа 2019 года ранее построенные частные дороги, не имеющие альтернативного проезда, могут стать бесплатными.

2. Дороги, которые являются лишь частично частными (различные формы партнерства с государством) и построены до 13 августа 2019 года, не могут стать платными.

3. Дороги, которые будут введены в эксплуатацию после 13 августа 2019 года и являются частично частными, могут стать платными, даже если нет альтернативных маршрутов для проезда.

Как долго дороги будут оставаться платными?

Пункт 12 статьи 37 Закона «О дорожном движении»:

12.

Использование на рассмотрение без соблюдения условий части 1 настоящей статьи автомобильных дорог, участков автомобильных дорог и отдельных искусственных дорог, являющихся участками автомобильных дорог, построенных и (или) реконструированных на основании концессионных договоров в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, а также соглашениями о государственно-частном партнерстве, соглашениями о муниципально-частном партнерстве в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о государственно-частном, муниципальном партнерстве частные партнерства и расположенные на крайнем севере и приравненных к ним территориях, заканчивается с истечением соответствующего контракта.

Дороги, частично принадлежащие государству, останутся платными только до истечения срока действия соглашения о партнерстве.

Что касается дорог, построенных полностью на частные деньги, то для них никаких ограничений не предусмотрено. То есть они могут оставаться оплачиваемыми столько, сколько захотите.

Смогут ли легковые автомобили ездить по платным дорогам бесплатно?

Пункт 13 статьи 37 Закона «О дорожном движении»:

13.

Показания автомобили и автотранспорт на автомобильной дороге, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним зонах, участок автомобильной дороги и отдельное искусственное дорожное сооружение, являющееся участком автомобильной дороги, в отношении которых принято решение об их использовании на рассмотрение без соблюдения условий, изложенных в части 1 настоящей статьи, осуществляется бесплатно… Правительство Российской Федерации вправе определять перечень иных категорий транспортных средств, а также отдельных категорий пользователей платных дорог, платных участков автомобильных дорог и отдельных искусственных дорожных сооружений, являющихся участками платных дорог, которые право бесплатного передвижения по территориям, расположенным на крайнем севере и прилегающих к ним территориях, автомагистралях, участках автомагистралей и отдельных искусственных дорожных сооружениях, являющихся участками автомагистралей, для которых было решено использовать их за плату без соблюдения условия, изложенные в части 1 настоящей статьи.

Следующие люди смогут бесплатно передвигаться по платной дороге в регионах Крайнего Севера:

  • автотранспортные средства (категория А);
  • автомобиль (категория В).
  • Примечание. В категорию B также входят небольшие грузовики, проезд которых будет платным.

    Кроме того, в будущем правительство РФ может расширить список льготных категорий автомобилей и водителей, для которых проезд будет бесплатным.

    Пока что выясняется, что дороги станут бесплатными только для грузовиков и автобусов.

    Обратите внимание, что это только дороги, по которым нет альтернативных маршрутов. Если есть альтернативная бесплатная дорога, плата будет взиматься со всех транспортных средств.

    При желании вы можете ознакомиться с полным текстом обновленного закона:

    Федеральный закон «О дорогах»

    В заключение хочу отметить, что рассматриваемые законодательные изменения, видимо, направлены на то, чтобы сделать участие в строительстве и реконструкции дорог на Крайнем Севере более привлекательным для инвесторов. Как вы относитесь к тому, что платные дороги могут появиться в России без бесплатных альтернатив? Напишите об этом в х ниже.

    Удачи на дорогах!

    Платные дороги на Крайнем Севере — путь в никуда

     Почти 30-летний опыт законотворческой деятельности в нашей стране далеко не всегда приводит к качественным изменениям в ее жизни. Большое количество принимаемых законов только ухудшает условия жизнедеятельности промышленных предприятий.

    Беда в том, что как в законодательной, так и в исполнительной ветвях власти исчезают профессионалы, прошедшие многолетнюю жизненную школу производственной деятельности, а заменившие их «эффективные менеджеры», обученные в лондонских университетах и тусующиеся на различных ярких общественных форумах, думают не о том, как обеспечить поступательное движение вперёд, а о том, как эффективнее проявить и показать себя.

    2 августа 2019 г. вступил в силу Федеральный Закон ФЗ-289, одобривший законопроект Министерства транспорта Российской Федерации «О возможности строительства в районах Крайнего Севера платных автомобильных дорог без обеспечения альтернативного бесплатного проезда».

    Как пояснили авторы Закона, отмена обязательного альтернативного проезда в районах Крайнего Севера позволит решить проблему привлечения частных инвестиций для обеспечения ускоренного развития их транспортной инфраструктуры.

    Было отмечено, что приоритетной формой реализации инвестиционных проектов в транспортной сфере является государственно-частное партнёрство (ГЧП), и что улучшить существующий уровень транспортной доступности в районах Крайнего Севера может строительство автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с привлечением частных инвестиций с последующим использованием их на платной основе.

    Пустить частное лицо в государственное дело стало возможным благодаря специальному механизму ГЧП. Затея не случайно названа партнерством.

    Слово должно избавить скептиков от настороженности, поскольку оно явно хорошее, и дело за ним гарантированно доброе, и звучит красиво, но в современной России чаще выходит по летучему выражению Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда…».

    Поскольку долг платежом красен, государство вынуждено разрешить частникам ввести плату за проезд. Ведь они вложили личные средства и должны как-то получить их обратно. Поэтому северные трассы станут платными, а тарифы на них назначат частники, а не государство.

    Строительство дорог на Крайнем Севере — дело дорогое, а окупаемость вложений растянется на десятки лет. А российский бизнес, как показала 30-летняя история современного российского капитализма, никак не идёт туда, где не пахнет быстрыми и лёгкими деньгами.

    Скорее, глубокий смысл этого закона в том, чтобы в рамках ГЧП вытащить из государства побольше денег и по-быстрому «распилить» их. Имея хорошее «лобби» в высших эшелонах, получить деньги на действительно нужный проект на Крайнем Севере вполне реально.

    Дело-то необходимое, и народ должен встретить его с пониманием. Попутно можно порадоваться, что в стране появились не просто богатые, но и ответственные люди, желающие своим рублем принести стране пользу.

    Они могли бы вывести эти средства за рубеж, купить на них райский островок, но вместо этого люди урезали свои расходы и отдали все до копейки на важное дело. Однако, как всегда, есть нюансы…

    У частного партнера, допущенного к строительству дороги или моста на том основании, что у него есть недостающие государству деньги, на самом деле этих средств нет. Они все заемные, взятые в банках.

    Может быть, именно в этом кроется основной риск партнера, на который не отважилось государство? Частник сам ищет банки, вступает с ними в переговоры, вымаливает деньги, уговаривает снизить проценты? Нет.

    Читайте также:  Как отключить иммобилайзер ваз 2110

    За деньгами партнер идет в государственные банки — Сбербанк, Внешэкономбанк, Промсвязьбанк и другие. И получает их под засекреченный процент на грандиозный срок в 15–20 лет.

    Складывается нелогичная ситуация. Денег у государства нет, поэтому оно зовет на помощь частника, у которого денег тоже нет, и он берет их у государства, у которого они специально для этого отложены в собственном банке на длительный период. Но и это еще не все.

    Государство выдает частнику дополнительные миллиарды из нашего народного инвестиционного фонда. Без процентов. То есть дает их просто так, без компенсации, чтобы у частного партнера вовсе не возникло трудностей.

    В результате частный партнер не тратит ни одного собственного рубля, оперируя государственными средствами, но все равно получает дороги и мосты в пользование.

    Не напоминает ли эта схема бандитские залоговые аукционы 1990-х годов на новом, современном уровне и под красивой вывеской?

    К чему приводят подобные «маневры», хорошо видно на примере строительства автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. Небольшой участок трассы от кольцевой автодороги до аэропорта Шереметьево должен был разгрузить многокилометровые пробки на Ленинградском шоссе. Первоначальный тариф был вроде как приемлемым — 100 руб. за несколько километров пути.

    Но потом «Северо-Западная концессионная компания» назначила проезжему народу оглушительный тариф — сегодня это 300–400 руб. в одну сторону. Кто только не критиковал этот шаг — и губернатор Московской области, и мэр Москвы, и депутаты Госдумы. А уж когда в ситуацию с критикой тарифов в конце января 2016 г. вмешался Президент России Путин В.В.

    , все были уверены — теперь стоимость изменится! Но прошло время, и ничего не изменилось — цены также продолжают свой неестественный рост, грабёж населения продолжается, обогащая приближенных к бюджету особ.

    Пробки как были, так и остались, а прекрасная 10-полосная трасса пустует и большого наплыва желающих проехать по ней не встречает: только единичные отчаянные автомобилисты да чиновники и другой государственный люд, отвыкший считать народные деньги…

    Так кто же выиграет от строительства безальтернативных платных дорог на Крайнем Севере? Кто поедет по этим дорогам, и какие тарифы, неподвластные даже воле Президента России, будут назначены «для успешной деятельности коммерческих компаний»?

    Не исключено, что со временем действие нового законодательного акта «эффективные собственники» распространят на редкие на Крайнем Севере мосты и автозимники, что окончательно поставит крест на развитии северных и арктических регионов, из которых отток населения так и не прекратился, несмотря на старательные потуги правительства.

    Об авторе

    -0+2

    Просмотров статьи: 610, комментариев: 11       

    • Содержание сайта

    В порядке привлечения: станут ли платными дороги на крайнем севере

    Частные дороги на Крайнем Севере предлагают сделать платными для бизнеса. Соответствующий законопроект в четверг, 18 июля, в Госдуме приняли во втором чтении. Документ допускает строительство дорог без обязательной альтернативы.

    Нововведение коснется только тех сооружений, которые построены на средства частных инвесторов. Для водителей легковых авто и социально важного транспорта проезд будет бесплатным.

    Предполагается, что изменения в законе позволят привлечь инвестиции, что, в свою очередь, позитивно скажется на развитии транспортной инфраструктуры в целом. Подробнее — в материале «Известий».

    Законопроект, предполагающий внесение изменений в действующий федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», правительство внесло в Госдуму осенью 2018 года.

    Сейчас на территории всей страны платные автомобильные трассы или их участки в обязательном порядке должны дублироваться альтернативными бесплатными маршрутами.

    Для территорий, расположенных на Крайнем Севере, предлагают сделать исключение при условии, что для жителей этих территорий проезд будет бесплатным.

    • Авторы рассчитывают, что принятие нового закона позволит активнее привлекать инвесторов в дорогостоящие проекты, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, которая необходима как для дальнейшего освоения Арктики, так и для повышения уровня жизни жителей северных территорий.
    • «Экстремальные экономико-географические условия привели к тому, что значительная часть населения районов Крайнего Севера проживает в отдаленных и труднодоступных местностях, не имея доступа к сети автомобильных дорог общего пользования», — подчеркивается в сопроводительной записке к законопроекту.
    • Как следует из текста документа, обеспечение дорогами таких населенных пунктов за счет регионов, даже в долгосрочной перспективе, сейчас не представляется возможным из-за высокой стоимости строительства и последующей эксплуатации дорог, а также ограниченных возможностей местных бюджетов, средства из которых идут в первую очередь на исполнение социальных обязательств.
    • Эффективным способом решения проблемы могло бы стать применение механизма государственно-частного партнерства: в частности, участвовать в строительстве инфраструктуры могли бы крупные энергетические компании, работающие в северных регионах и заинтересованные в наличие автотрасс.

    Однако сейчас инвесторы не вкладываются в подобные проекты, подчеркивают составители законопроекта. Сторонники инициативы рассчитывают, что новые нормы ускорят процесс возврата инвестиций, вложенных в проект, что станет дополнительным стимулом для инвесторов.

    Строительство коммерческих автодорог, в свою очередь, может помочь решить и ряд социальных проблем. В частности, жители получат доступ к транспортной инфраструктуре, а улучшение качества дорог и появление новых трасс может повлиять на стоимость товаров.

    «Доставка станет дешевле. Мне кажется, наличие круглогодичного доступа к социальным объектам, использование личного транспорта для этого доступа, и те льготы, которые заложены в законе, достаточны для того, чтобы изменить ситуацию на Крайнем Севере», — ранее объяснял замминистра транспорта Иннокентий Алафинов.

    Одним из примеров может стать строительство моста через реку Пур в Ямало-Ненецком автономном округе (работа над документом началась после обращения губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова).

    Мост, проезд по которому станет платным для грузового транспорта, важен сразу для трех районов округа: Тазовского, Пуровского и Красноселькупского.

    Общая стоимость проекта, реализация которого началась в январе 2019 года, составила около 9 млрд рублей, реализован он с использованием механизма ГЧП.

    С другой стороны, новый законопроект вызвал ряд вопросов в части доступности таких дорог для населения, а также потенциальных трудностей, с которыми в результате может столкнуться малый и средний бизнес. В результате ко второму чтению в документ был внесен ряд правок, призванных защитить интересы граждан.

    «Правительство берет на себя обязательства и полномочия в части определения того, какие транспортные средства могут ездить по этим дорогам бесплатно, кто и какими льготами может воспользоваться.

    Чтобы не получилось, что такие решения принимаются непонятно кем в частном порядке», — пояснил «Известиям» Владимир Пушкарев, заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

    В списке видов транспорта, который депутаты предлагают освободить от взимания платы, в том числе — легковые автомобили, мотоциклы и небольшие грузовики, машины скорой помощи и социальных служб, транспорт с жизненно необходимыми товарами (утверждаются федеральным перечнем) и автобусы, которые осуществляют регулярные перевозки. При этом, отметил депутат, учитывая обширность северных территорий, не исключено, что регионы смогут вносить в список коррективы в зависимости от местной специфики.

    Всего, как отмечают составители, под действие документа попадает 21 субъект Российской Федерации — это до 70% территории страны. Однако число платных дорог в России в целом пока незначительное – менее 1%, или 1,1 тыс. км по состоянию на январь 2018 года. Большая часть этих дорог построена в европейской части страны, а не в регионах Крайнего Севера.

    Строительство платных дорог на Крайнем Севере может вестись добывающими компаниями

    Закон, позволяющий строить в районах Крайнего Севера платные автомобильные дороги при отсутствии альтернативной бесплатной трассы, вступил в силу 13 августа. Он разрешает строить платные трассы в районы Крайнего Севера, если дорога или ее участок расположены вне границ городских и сельских населенных пунктов, а также если участком является отдельное искусственное дорожное сооружение.

    Ранее для районов Крайнего Севера действовало единое правило по стране об обязательном наличии бесплатной автомобильной дороги при строительстве рядом платной, принятый закон предусматривает исключение из общего требования в отношении районов Крайнего Севера. Кроме того, в новом законе закрепляется условие бесплатного проезда легковых автомобилей и мототранспортных средств по платным автомобильным дорогам в целях обеспечения интересов населения Крайнего Севера.

    Как поясняли в августе в Министерстве транспорта РФ, в регионах Крайнего Севера создание автомобильных дорог общего пользования до большинства отдаленных и труднодоступных поселений невозможно даже в долгосрочном периоде из-за высокой стоимости строительства и эксплуатации.

    Более того, строительство автомобильных дорог там существенно ограничено возможностями региональных бюджетов.

    Создание платных дорог призвано, с точки зрения Минтранса РФ, улучшить существующий уровень транспортной доступности в районах Крайнего Севера, предоставить условия для привлечения инвестиций в районы Крайнего Севера, а главное, дать местному населению возможность бесплатного транспортного сообщения по автомобильной дороге на личном легковом транспорте.

    Министр транспорта Красноярского края Константин Димитров положительно оценил возможность строительства таких дорог, «потому что, когда сообщения вообще нет и нет бюджетной эффективности этого проекта, чтобы вкладывать бюджетные деньги, такая инициатива очень хороша». «У нас пока таких проектов нет, но с вводом данного закона мы, наверное, проработаем этот вопрос с промышленниками», — рассказал он ТАСС.

    Читайте также:  Как рассчитать транспортный налог в 2021 и 2022 году?

    По словам Димитрова, в ряде регионов Крайнего Севера уже есть готовые проекты промышленных компаний, которые осваивают месторождения на глубоком Севере. Он добавил, что в Красноярском крае такие дороги могли бы появиться, в частности, в Эвенкии и Богучанском районе.

    Согласно закону, дороги останутся бесплатными для населения. «Ранее компания, которая хотела разработать определенное месторождение в районах Крайнего Севера, построив дорогу, не могла определить ее частной, потому что нет альтернативы.

    Сейчас им разрешили, что, по сути, они строят дорогу для собственных нужд, но за эксплуатацию другими недропользователями и собственниками они могут брать плату и частично компенсировать свои расходы», — подчеркнул министр, добавив, что полностью окупаемыми такие дороги не станут.

    Разделяет его мнение и вице-спикер собрания депутатов Ненецкого автономного округа (НАО), председатель постоянной комиссии по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера, экологии и природопользованию Матвей Чупров.

    «Тема возникла в связи с тем, что нужно строить платные дороги для разработки месторождений, для реализации крупных проектов, для создания инфраструктуры, на которую у государства в настоящее время нет средств», — уверен он.

    Доцент кафедры государственного регулирования экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, эксперт Экспертного центра ПОРА (Проектный офис развития Арктики) Александр Воротников отметил в разговоре с ТАСС, что инвестиционная привлекательность строительства дороги в регионах Арктической зоны РФ, тем более платной, очень невелика. «Однако есть причины, которые требуют ее строительства. И в первую очередь это интересы бизнеса. А так как ему необходимо эту дорогу окупить, естественно, вводится плата за проезд. И надо понимать, что в настоящее время платой за проезд дорога не окупится, но зато будет обеспечено транспортное обеспечение бизнеса», — заверил он.

    В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО), где почти 72% населенных пунктов не имеют круглогодичного автомобильного сообщения, за счет частных средств уже строится мост через реку Пур. Предполагается, что он свяжет восточную часть округа с основной сетью региональных дорог и обеспечит бесперебойный доступ к промышленным объектам и месторождениям в восточной части региона.

    «Сейчас перебраться через реку Пур можно только по платной понтонной переправе, движение по которой прерывается дважды в год в период ледохода и ледостава на срок до месяца.

    Если жители могут в этот период пользоваться судами на воздушных подушках и вертолетах, то грузовая и тяжелая техника вынуждена простаивать.

    Кроме того, на понтонной переправе установлен довольно высокий тариф за проезд», — сообщил ТАСС директор департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Максим Першиков.

    По его словам, все легковые автомобили, мотоциклы, автобусы и транспорт экстренных служб смогут передвигаться по новому мосту бесплатно, а тариф за проезд для грузовиков будет почти в два раза меньше, чем установленный на действующей переправе.

    «Таким образом, как у крупных предприятий, так и у малого бизнеса существенно сократятся затраты на транспортировку», — добавил директор департамента.

    При этом он отметил, что возможность строить платные для грузовиков дороги на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) не отменяет строительство и реконструкцию дорог в округе за счет бюджета.

    Эксперт по дорожному строительству, председатель Красноярского краевого отделения «Деловой России» Эдуард Веккессер отметил в разговоре с ТАСС, что ГЧП действительно может стать одним из вариантов строительства платных дорог на Севере, но прежде всего необходимо понять, насколько эта магистраль необходима на тех или иных территориях. По его словам, для массового потребителя в северных условиях более актуальным транспортом является воздушный.

    «Допустим, построили дорогу из Норильска до Тюмени, но здесь проще преодолеть эти тысячи километров на самолете, чем рисковать попасть в пургу на трассе. В северных условиях сложно обеспечить пользователям платных дорог качественные сервисы, которые обычно должны быть на таких магистралях», — сказал Веккессер.

    Представители некоторых регионов Крайнего Севера отмечают, что на их территориях нет необходимости в таких дорогах. «У нас в Мурманской области потребности в строительстве платных дорог нет, вся область приравнена к территории Крайнего Севера.

    У нас связь дорожная практически со всеми населенными пунктами обеспечена, за исключением отдаленных сел, до которых очень большое расстояние, и понятно, что там инвестиционной привлекательности не будет, там численность населения в основном менее 100 человек», — сказал ТАСС министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Дмитрий Соснин, добавив, что у регионального правительства нет планов по строительству платных автомобильных дорог в условиях Крайнего Севера.

    Соснин пояснил, что в указанные отдаленные села экономически нецелесообразно тянуть дороги, поскольку они будут крайне дорогими. «А ко всем остальным поселениям Мурманской области у нас проезд обеспечен, и строительство именно платных дорог мы пока не предполагаем. Необходимости в этом нет», — сказал Соснин.

    По оценке Веккессера, строительство и содержание дорог на Крайнем Севере обойдется существенно выше, чем в условиях средней полосы. Кроме того, нужно учитывать фактор вечной мерзлоты. «Избежать этого можно с помощью строительства дорог на сваях по типу виадуков, но тут встает вопрос, насколько это затратно», — замечает собеседник агентства.

    Ряд регионов положительно относится к строительству платных дорог, но к ним не идет инвестор. Как сообщили ТАСС в Министерстве транспорта Архангельской области, в регионе пока нет планов по строительству платных безальтернативных дорог.

    «Если в качестве труднодоступных рассматривать населенные пункты, транспортное сообщение с которыми обеспечивается по зимним автомобильным дорогам, то перспектив по строительству платных автомобильных дорог на данных направлениях в настоящее время нет в связи с отсутствием заинтересованных инвесторов. В случае получения предложений от инвесторов на финансовое обеспечение работ по проектированию и строительству объектов дорожной инфраструктуры вопрос о льготном налогообложении может быть рассмотрен», — пояснил представитель министерства, добавив, что возможное строительство платных дорог улучшит транспортную доступность для населения.

    Согласны с такой позицией и в Министерстве транспорта Карелии, где отметили, что в ближайших перспективах в регионе нет планов строительства платных дорог на территории трех образований, относящихся к Крайнему Северу (Беломорский, Кемский и Лоухский районы). «Причина — низкая интенсивность движения, которая не даст возможности инвестору окупить затраты на строительство трассы», — уточнил представитель пресс-службы министерства.

    Закон о безальтернативных платных дорогах на Крайнем Севере вступил в силу

    время публикации: 13 августа 2019 г., 12:03 | последнее обновление: 13 августа 2019 г., 12:03

    Одобренный Госдумой 25 июля и подписанный президентом Владимиром Путиным 2 августа закон, позволяющий строить в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях платные автомобильные дороги при отсутствии альтернативной бесплатной трассы, вступил в силу 13 августа, передает ТАСС.

    Напомним, закон отменяет обязательное обеспечение бесплатного альтернативного проезда при строительстве частных автодорог и их участков, расположенных вне границ населенных пунктов, в том числе, когда участком дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение (например, мост).

    Такая же возможность устанавливается при создании и реконструкции автодорог и их участков на основе концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве.

    Но плата за проезд по таким дорогам и их участкам будет взиматься только до окончания срока действия соответствующего соглашения, а легковые автомобили и мототранспортные средства смогут ездить по таким трассам бесплатно.

    Поводом для разработки закона стало обращение в Минтранс губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова, который обратил внимание на ситуацию со строительством платного моста через реку Пур на Ямале.

    Мост, который должен заменить действующую платную паромную переправу, начали строить в конце прошлого года.

    Концессионером проекта стала «Региональная инфраструктурная компания», но юридического основания для использования моста на платной основе нет, и поэтому глава региона обратился в ведомство.

    В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что во многих районах Крайнего Севера не существует полноценных дорог, а есть только так называемые зимники, пользоваться которыми круглый год невозможно.

    «Создание автодорог общего пользования до большинства отдаленных и труднодоступных поселений не представляется возможным даже в долгосрочном периоде по причине высокой стоимости строительства», – считают в Минтрансе.

    В ведомстве полагают, что проблему могут решить частные инвестиции, но в условиях Крайнего Севера механизмы государственно-частного партнерства в области строительства платных дорог сейчас использовать невозможно из-за положения об обязательной бесплатной альтернативе платного участка дороги. Вступившие в силу поправки снимают это ограничение.

    «Реализация закона придаст импульс для развития районов Крайнего Севера, позволит обеспечить автомобильное сообщение, там где его нет, представит условия для привлечения инвестиций в районы Крайнего Севера, а главное даст местному населению возможность бесплатного транспортного сообщения по автомобильной дороге на личном легковом транспорте», — отметили в министерстве.

    Ссылка на основную публикацию