Нормы времени управления грузовиками и автобусами физических лиц в 2021 году

Нормы времени управления грузовиками и автобусами физических лиц в 2021 году

Денис Абрамов / Ведомости

Основными драйверами развития рынка коммерческой техники в России станет спрос со стороны e-commerce и сервисов доставки, цифровизация каналов сбыта и развитие подписки и аренды, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты.

Основные риски – повышение утильсбора и, как следствие, удорожание автомобилей. В результате, считают эксперты, продажи могут вырасти на 3–5% в сегменте тягачей, на 2% в сегменте легких коммерческих автомобилей, на 2–5% – автобусов.

Сами игроки более сдержанны – рынок сохранится на уровне 2020 г., говорят они. 

Инвестиции компаний будут направлены в основном на модернизацию производства в целях экономии затрат, считает директор подразделения автоотрасли PwC в России Виктория Синичкина. Самым ярким трендом на рынке коммерческого транспорта в ближайшие 2–3 года будет цифровизация процессов сбыта техники, говорит эксперт.

Это подписка на технику, переход на онлайн-продажи. Например, в декабре «Камаз» запустил свой первый сервис шеринга, или аренды, самосвалов.

На срок от одного дня до одного года можно взять в пользование самосвал «Камаз-65801» грузоподъемностью 32 т – он предназначен для транспортировки сыпучих строительных, промышленных и иных грузов.

Гендиректор «Сбербанк лизинга» Вячеслав Спиров считает, что существенное влияние на рынок в 2021 г. окажет запланированное правительством повышение ставок утилизационного сбора в среднем на 25%, что, «несомненно, повлечет за собой дальнейший рост цен на коммерческую технику». Он также считает, что развитие получат операционный лизинг и программы подписки. 

может показать рынок крупнотоннажных грузовиков в 2021 г., по прогнозу «Автостата». В сегменте LCV динамика будет от -8% до 0%, в сегменте MCV (среднетоннажные грузовики) – от -6% до 0%

Оперлизингом называют вид аренды автомобиля, когда лизингополучатель по истечении срока аренды возвращает технику лизинговой компании без возможности выкупить автомобиль.

Такие сделки часто заключают компании, выполняющие проектные работы, – им техника нужна не на весь срок ее износа.

Подписка на автомобиль – это тоже форма его аренды, но в основном не у лизинговой компании или банка, а у автопроизводителя или автодилера.

К концу 2020 г. в России подписку на свои модели запустили уже многие бренды легковых автомобилей – Volvo, Hyundai, Kia, УАЗ.

По условиям от аренды она отличается еще более коротким сроком использования техники – от пары дней до года – и рассчитана в основном на физлиц.

Часто, согласно условиям подписки, в стоимость тарифа, рассчитываемого посуточно или помесячно, входят техобслуживание, оформление ОСАГО, доставка топлива и другие услуги. 

Замначальника отдела аналитики «Автостата» Виктор Пушкарев указывает, что рынок может негативно отреагировать на экономические санкции США и ЕС, снижение доходов и платежеспособности потребителей, усиление требований Минпромторга России к локализации производства. Но, например, на рынке автобусов их действие почти полностью нивелируется федеральными и региональными программами господдержки. 

Продажи новых грузовиков по итогам 2020 г. снизились на 7,3% до 74 800 шт. (данные агентства «Автостат»).

В том числе, по подсчетам «Камаза», лидера грузового сегмента, рынок тяжелых грузовиков (массой свыше 14 т) сократился на 6,5% до 59 400 шт.

«Снижение рынка было обусловлено ослаблением экономической активности из-за распространения коронавирусной инфекции и снижения цен на нефть», – отмечали в компании. 

Сам «Камаз» нарастил продажи на 7% и долю в сегменте до 47,5%, реализовав 32 660 грузовиков. В 2021 г. компания планирует увеличить долю до 51%, согласно ее бизнес-плану.

Наращивать объемы производитель будет за счет нового модельного ряда и укрепления позиций в премиум-сегменте с техникой поколения K5 – кабины этих грузовиков созданы на базе Mercedes-Benz Axor и Actros.

По словам гендиректора «Камаза» Сергея Когогина, российские тягачи будут вытеснять с рынка модели так называемой европейской семерки – Scania, Volvo, MAN, Mercedes-Benz, DAF, Iveco, Renault. 

Помимо «Камаза» в сегменте становится заметен другой российский производитель – автозавод «Урал», который в 2020 г. вошел в «Объединенную машиностроительную группу» Дмитрия Стрежнева. Его продажи в ушедшем году выросли более чем на четверть.

По словам независимого автомобильного эксперта Сергея Бургазлиева, этому росту способствует постоянное обновление линейки техники. Но текущие объемы – 4000 шт. – по-прежнему далеки от установленной мощности завода в 12 000–15 000 шт.

«Урал» выпускает бортовые грузовики, самосвалы и шасси – для работы в карьерах и на стройке. Представитель «Урала» прогнозирует сохранение рынка в 2021 г. на уровне прошлого года: «Последствия кризиса 2020 г.

будут оказывать негативное влияние на рынок и в этом году, мы не ждем существенного улучшения ситуации и ожидаем, что рынок сохранится на уровне прошлого года». 

Бургазлиев также добавляет, что стратегически перспективной моделью развития отрасли в кризисный период стало бы создание альянсов автопроизводителей: «Производство грузовиков MAN, Scania и Volvo можно было бы организовать на калужском заводе Volvo Trucks, что позволило бы разделить постоянные издержки и, возможно, сформировать единый пул поставщиков комплектующих с целью получения субсидий за локализацию в России. Но допустить к своему производству конкурирующие марки Volvo вряд ли согласится, даже несмотря на то, что сейчас завод загружен всего на 25–27%».

В сегменте LCV по итогам 2020 г. продажи снизились также на 7%, по данным «Автостата»: рынок показал падение впервые за последние пять лет начиная с 2016 г. За год было продано 104 300 автомобилей. 

Лидером на рынке по-прежнему остается группа ГАЗ, которая реализовала 44 500 фургонов и микроавтобусов, снизив продажи на 12% за год. Ряд марок нарастил присутствие на рынке – это Ford, за счет популярного в России фургона Ford Transit, или Lada – за счет фургона Largus и его модификаций. Продажи увеличили Peugeot, Citroen и Fiat. 

В 2021 г. LCV – единственный из трех сегментов, который показывает рост – на 6% по итогам января – февраля, сообщили в «Автостате». Растут все марки, кроме «Газелей», автобусов «Соболь» и Hyundai. «Рост обусловлен развитием автоперевозок. Даже в 2020 г. автоперевозки выросли на 10% по сравнению с 2019-м и не испытали на себе существенного воздействия локдауна», – говорит Синичкина из PwC. 

Она также отмечает, что в перспективе 2–3 лет на рынке появятся новые модели на альтернативных видах топлива и электромобили.

Среди ожидаемых новинок – электрический Ford Transit для внутригородских перевозок, запуск производства которого намечен на 2022 г., как сообщал «Коммерсантъ».

ГАЗ тоже выпустил свои предсерийные образцы электрической GAZelle e-NN в конце 2020 г. Калининградский завод «Автотор» в октябре объявлял о запуске сборки грузовика Hyundai HD 78 на газе.

В самом ГАЗе не так позитивно смотрят на результаты первых двух месяцев этого года: «На рынке LCV сохраняется стагнация, и пока с определенностью можно прогнозировать только то, что в апреле и мае ситуация должна быть лучше, чем в этот же период в прошлом году, когда рынок комтранса ушел в пике из-за локдауна». Низкий спрос сохраняется, по оценкам ГАЗа, и в пассажирском сегменте LCV: «Спрос на автобусы упал особенно сильно во время ковидных ограничений, но ожидаемого в начале этого года восстановления в этом сегменте пока так и не произошло». 

Несмотря на это, компания рассчитывает выйти в новые ниши и актуализировать спрос за счет запуска новых моделей. Уже в феврале было запущено серийное производство бескапотного грузовика Валдай NEXT.

Ранее в сегменте «бескапотников» были представлены только «иностранцы» — Hyundai, Isuzu, Mitsubishi, Hino и другие, говорит представитель «ГАЗа». В 2021 г.

также ожидается появление первых LCV, собранных на новой платформе «ГАЗель NN».

Гендиректор «ВТБ лизинга» Дмитрий Ивантер считает, что драйверами развития сегмента грузовиков в 2021 г. станут ожидаемый рост российской экономики после ослабления коронавирусных ограничений, реализация программ господдержки и отложенных на период пандемии программ обновления автопарков. «По оценкам «ВТБ лизинга», в 2021 г.

объем нового бизнеса на российском рынке лизинга может вырасти на 8–10% относительно показателей прошлого года и превысить 1,5 трлн руб.

Ожидается, что основными драйверами роста рынка станут: грузовой автотранспорт (+15%), дорожная и строительная техника (+15%), легковой автотранспорт (+5%), а также сегмент ж/д техники (+5%), сообщил Ивантер «Ведомостям».

Нормы времени управления грузовиками и автобусами физических лиц в 2021 году

Продажи новых автобусов в России в 2020 г. снизились на 5% до 13 200 шт., сообщал «Автостат». Отрицательную динамику этот сегмент показал впервые за четыре года.

Причем продажи упали только у лидера рынка – Павловского автобусного завода (ПАЗ, входит в группу ГАЗ).

Он производит автобусы для городских и пригородных перевозок, образовательных и социальных учреждений (ПАЗ – крупнейший поставщик автобусов для школ), автобусы спецназначения.

Ликинский автобусный завод (также входит в ГАЗ), НЕФАЗ (принадлежит «Камазу») и минский МАЗ, наоборот, реализовали в 1,5 раза больше техники, чем в 2019 г. 

По итогам первых двух месяцев 2021 г. реализация автобусов снизилась на 27% по сравнению с аналогичным показателем 2020 г. до 1679 шт., сообщили «Ведомостям» в «Автостате». Рынок автобусов напрямую зависит от госзакупок, поэтому на нем неизбежны такие перепады – то взлеты, то падения, говорит представитель «Автостата».

По данным маркетингового агентства Russian Automotive Market Research, в этом году рынок вырастет на 2–5%. «Компании частично адаптируются к возросшим ценам на новую технику и возобновят обновление автопарков», – сообщало агентство в своем прогнозе. По прогнозу «Автостата», продажи новых автобусов по итогам этого года могут как снизиться на 8%, так и вырасти на 2%.

Читайте также:  Хундай санта фе 2013 характеристики

Режим работы (труда и отдыха) водителя: новые правила 2021

]]>Нормы времени управления грузовиками и автобусами физических лиц в 2021 году]]>

С января 2021 года режим труда и отдыха водителей автомобилей будет существенно изменен. Нововведения утверждены Приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Новые правила будут применяться до конца 2026 года. Особенности режима труда и отдыха водителей в 2021 году будут рассмотрены в нашем материале.

Какие изменения вступят в силу с января 2021 года

Нововведения затронут работающих по найму водителей автомобилей и ИП, самостоятельно управляющих автомобилем в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Изменения не затронут водителей автомобилей, занятых в таких сферах:

  • обслуживание органов государственной власти;
  • междугородние перевозки;
  • ведомственная охрана;
  • оперативно-розыскная деятельность.

Также исключением являются водители скорой помощи и пожарных автомобилей, водители-военнослужащие и др. Исчерпывающий перечень водителей, которых не затронут нововведения, приведен в п. 1 Приложения к Приказу Минтранса № 424.

В соответствии с новым Приказом Минтранса режим труда и отдыха водителей претерпел немало изменений, в частности:

  • Расширен перечень водителей, которым разрешено не соблюдать утвержденные требования. А вот водители, входящие в состав вахтовых бригад, теперь смогут работать только по общепринятым правилам. Для них необходимо составлять график работы и придерживаться установленного режима труда и отдыха водителей в 2021 году.
  • Отменены ограничения рабочего времени для 5-ти и 6-дневной рабочей недели (8 и 7 часов в день соответственно). В Приказе Минтранса о режиме труда и отдыха водителей указано только общее ограничение — продолжительность рабочей недели может составлять не более 40 часов.
  • Максимально допустимое время управления автомобилем — 9 часов в день. При необходимости водитель транспортного средства сможет увеличивать его до 10 часов, но это можно делать не более 2 раз в неделю. Еще на 2 часа можно увеличить время движения, чтобы завершить перевозку или доехать до места стоянки.
  • Отменен суммированный учет на период до 6 месяцев. Обновленный режим работы труда и отдыха водителя предусматривает, что теперь продолжительность периода для суммированного учета всегда будет составлять 1 месяц. Но если профсоюз даст одобрение, этот период может быть увеличен до 3 месяцев.
  • Теперь можно разделять смену на части, перерыв между которыми должен наступить не позднее чем через 5 часов после того, как водитель приступил к работе. Но это допускается только с согласия водителя и после получения одобрения профсоюзного органа. Время перерыва между частями рабочего дня не входит в рабочее время водителя.
  • Водители должны отдыхать не менее 45 часов в неделю (ранее было 42 часа).
  • Минимальная продолжительность ежедневного отдыха для водителей, по отношению к которым применяется суммированный учет рабочего времени, в 2021 году составит 11 часов вместо 12.

Применение тахографов

С 1 января 2021 года режим труда и отдыха водителя по тахографу будет полностью совпадать с режимом, который утвержден для остальных групп водителей. Нормы действующего сейчас Приказа Минтранса № 15 от 20.08.2004 и нормы ЕСТР (применяются для международных перевозок) существенно отличаются. Но после вступления в силу Приказа № 424 разночтения исчезнут.

Как считать рабочее время водителя? Новые правила с 2021 года — Блог МониторингАвто

Нормы времени управления грузовиками и автобусами физических лиц в 2021 году

  • С 1 января 2021 года считать рабочее время водителей нужно будет по новым правилам. Разбираемся, что изменится и к чему готовиться перевозчикам:
  • В октябре Минтранс внесло в правила расчёта рабочего времени водителей ряд изменений. Согласно Приказу №424, новые правила распространяются на:– работодателей (организации и ИП)
  • – ИП, управляющих автомобилями самостоятельно (иными словами «частников»).
  • Важно отметить: обновлённые правила не затрагивают международные автоперевозки и водителей, перемещающихся по территории предприятия, не выезжая на дороги общего пользования.

Правила расчёта рабочего времени водителя: что изменилось?

Согласно новому приказу, изменения затронули режим труда и отдыха водителя.

Первый перерыв после начала управления автомобилемБыло: водитель должен сделать перерыв не позднее, чем через 4 часа.

Станет: перерыв должен быть не позднее, чем через 4 ч. 30 мин. Также это время может быть продлено на час, если водителю требуется дополнительное время для поиска подходящей стоянки или следования к месту назначения.

Длительность перерываПерерыв в работе у водителя должен продолжаться не менее 45 мин. Водитель может «разбить» время перерыва на две части: на 15 и 30 минут.

Продолжительность ежедневной работыЕжедневно водитель должен работать не более 9 часов (или 10 часов, но такой режим должен быть не более 2 дней в неделю).

Продолжительность рабочего времени можно увеличить на 2 ч. в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки.

В неделю общее время работы не должно превышать 56 ч., а за две недели – 90 ч.

Режим труда и отдыха водителей: что еще изменилось?

В соответствии с положениями нового приказа:

– Время перерыва и работы, не связанной с управлением транспортным средством, будет считаться рабочим.

– Время, в течение которого водитель находится в составе экипажа, но не управляет ТС, не будет считаться рабочим, однако тоже должно быть оплачено. Размер выплаты определяется коллективным договором или локальным актом работодателя.

– Рабочий день водителя может быть разделен на части при условии его согласия.Максимальное время перерыва между частями рабочего дня не должно превышать 5 часов (и 3 часов для водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении).

Новые правила режима труда и отдыха водителей в 2021 году

Регуляторная гильотина добралась до режима труда и отдыха водителей. С 1 января 2021 года уже действует новый порядок, обязательный для организации труда всех водителей, независимо от форм собственности работодателей. В статье расскажем, что изменилось, и как с новыми правилами работать специалистам по охране труда.

Приказ Минтранса №424: новый режим труда и отдыха водителей

Минтранс России утвердил приказ от 16 октября 2020 года № 424. Этот документ отменил действовавший ранее Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Срок действия новых правил ограничен, они будут действовать до 1 января 2027 года.

Важно! Новый порядок утвержден Минюстом России, поэтому каждый руководитель компании, в штатном расписании которой есть водители, обязан следовать новому порядку.

  • Новые правила режима труда и отдыха водителей не распространяются:
  • ✓ на водителей органов государственной и муниципальной власти, ведомственной охраны, автомобили аварийно-спасательных служб, в том числе противопожарной охраны
  • ✓ на международные грузовые и пассажирские перевозки, а также на силовые службы
  • ✓ на внутризаводской промышленный транспорт, не выезжающий за пределы предприятия на дороги общего пользования

На всех остальных работодателей правила распространяются, и об этом необходимо помнить всем, в том числе индивидуальным предпринимателям, даже если они ведут свой бизнес в одиночку. Отдельный раздел посвящен организации труда на вахтовой основе.

Что изменилось в режиме труда и отдыха водителей в 2021

Новый режим труда и отдыха водителей существенно отличается от отмененного приказа № 15. Поэтому необходимо внимательно изучить приказ № 424 и применять его в работе.

Специалистам по охране труда и руководителям компаний необходимо издать новые распорядительные документы по основным изменениям в режиме труда и отдыха водителей: в своих локальных нормативных актах прописать продолжительность работы, установить специальные перерывы, перерывы для отдыха и питания, а также урегулировать вопросы предоставления отдыха, как ежедневного, так и еженедельного.

Главные изменения в режиме труда и отдыха водителей по приказу 424

Рабочего времени водителей

Из рабочего времени исключили период, когда водитель лично не управляет автомобилем, а находится в кабине и является, по сути, сменщиком, страховкой на случай недомогания другого водителя. То есть новые правила-2021 четко определили, что именно входит в рабочее время:

  • непосредственно управление транспортным средством
  • специальные перерывы
  • текущий ремонт машины на линии
  • ожидание загрузки груза, пассажиров
  • ожидание приезда станции технического обслуживания
  • предрейсовый и послерейсовый медосмотры
  • осмотр технического состояния автомобиля механиком гаража

Обратите внимание! Нельзя исключать из рабочего времени простой по вине работодателя или третьих лиц. А вот простой по вине самого водителя из рабочего времени должен быть исключен.

В рабочее время больше не включают время, когда водитель сам осуществляет охрану груза или автомобиля при поломке: водитель не может бросить машину и товарно-материальные ценности, так как отвечает за них. Поэтому работодатель обязан оплачивать это время так, как это установлено в коллективном договоре, или в другом локальном нормативном акте.

Входит в рабочее время Не входит в рабочее время
Текущий ремонт ТС Охрана ТС
Ожидание загрузки-выгрузки Сопровождение перевозки в качестве сменного водителя
Медосмотры (предрейсовый и послерейсовый) Простой по вине водителя
Осмотр ТС перед выездом и после возвращения с линии

Продолжительность рабочего времени

Согласно Трудовому кодексу, нормальная продолжительность работы водителей должна быть не более 40 часов в неделю. Сам работодатель по согласованию с представительным органом работников, а при изменениях – в дополнительном соглашении к трудовому договору, прописывает конкретную продолжительность смены, не превышающую норму ТК РФ.

Пример

Зачастую происходят ситуации, когда из-за дорожных пробок или других обстоятельств, водитель управляет транспортным средством больше установленной продолжительности смены. В этой ситуации допускается ввести суммированный учет рабочего времени. Однако сделать это можно только заручившись поддержкой представительного органа работников.

Коллеги возразят, что не в каждой организации, а уж тем более у ИП есть такие представители работников.

В этом случае необходимо согласовать режим суммированного учета с представителями трудового коллектива – с самими водителями на собрании, например.

Без обсуждения с трудовым коллективом вводить новый режим труда и отдыха не допускается. Это требование указано в пункте 5 Приложения к приказу Минтранса №424.

Читайте также:  Какое масло нужно для роста бровей

Нормы времени управления грузовиками и автобусами физических лиц в 2021 году

  1. При суммированном учете рабочего времени работнику можно установить, например, смену 10 часов, и ее можно продлить в исключительной ситуации – если рейс не закончен, а работнику нужно отдохнуть, добраться до места организованной стоянки.
  2. Не запрещено ввести 12-часовую смену для водителей городского транспорта, медицинских организаций, коммунальных служб, вахтовиков, а также личных водителей руководителя организации.
  3. Разделение рабочего времени

По новым правилам, теперь рабочее время лиц, управляющих ТС, можно разделить на несколько частей (пункте 7 Приложения к приказу Минтранса №424). В отмененном приказе № 15 такого послабления не было, за исключением водителей общественного транспорта.

Пример

Допустим, водителю установили разбить смену на части. До перерыва работник обязан отработать пять часов минимум. Перерыв не может превышать 5 часов для всех водителей, и 3 часа – для водителей, управляющих общественным, в том числе и пригородным транспортом.

Ненормированный рабочий день

По новым правилам, такой режим труда можно установить только для отдельных категорий работников. Например, нельзя установить ненормированный рабочий день для таксистов. И опять же настаиваем: нельзя вводить ненормированный режим без согласования с представительным органом работников. Поэтому, не нарушайте право, если вводите режим труда и отдыха водителей.

Что нужно учитывать при организации работы водителя:

  1. Водитель может находиться за рулем 9 часов в смену. Допускается увеличить это время на 1 час, но не реже 2 раз в неделю если для этого есть уважительная причина, например, чтобы закончить поездку или проехать к месту отдыха
  2. Запрещается трудиться за рулем более 56 часов
  3. В течение 2 недель подряд работник не должен находиться за рулем более 90 часов, в противном случае, работодатель попадет на крупный штраф, также как и водитель, если он знал, что в его организации разработан режим труда и отдыха, но проигнорировал его.

Специальные перерывы

В новых правилах, утвержденных приказом Минтранса №424 конкретизировали специальные перерывы для водителей:

  • перерыв на обед, не включаемый в рабочее время, не менее 30 минут и не более 2 часов
  • специальный перерыв через каждые 4,5 часа управления ТС. Продолжительность – не менее 45 минут

Ежедневный отдых водителя

Новые правила урегулировали время ежедневного отдыха водителя. Теперь работники должны отдыхать вдвое больше, чем работали накануне. Например, если водитель отработал за рулем девять часов, после этого ему положен отдых 18 часов. Проверяющий из надзорного органа посмотрит табель и путевые листы.

Еженедельный отдых водителя

Кроме ежедневного отдыха, новыми правилами прописан еще и еженедельный отдых. Каждую неделю водитель должен отдохнуть в общем итоге не менее 45 часов. Какой конкретно день выходной, должно, как минимум, следовать из правил внутреннего распорядка.

Как накажут компанию, если не соблюдать новый режим труда и отдыха водителей

Отвечать за неисполнение нового приказа будет не только работодатель, но и сам водитель. Административная ответственность водителей, работодателей и ответственных должностных лиц за нарушение режима труда и отдыха предусмотрена статьей 11.23 Кодекса об административной ответственности.

К ответственным должностным лицам относятся: руководитель организации, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, а также ответственный за техническое состояние транспортного средства и диспетчер.

Нарушение Санкция Кто оплачивает штраф
Управление транспортным средством без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха Штраф на водителя в размере от 3000 до 5000 рублей Сам водитель, если он был должным образом ознакомлен с локальным нормативным актом, устанавливающим режим труда и отдыха
Несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха Штраф:

  • ·         на водителя в размере от 1500 до 2000 рублей;
  • ·         на должностных лиц от 7000 до 10 000 рублей;
  • ·         на ИП от 15 000 до 20 000 рублей;
  • ·         на юридическое лицо от 20 000 до 50 000 рублей
Водителя оштрафуют только если в организации разработан и утвержден режим труда и отдыха.В остальных случаях ответственность будет нести только работодатель

Обратите внимание! Работодателю запрещено оплачивать штрафы вместо водителя. Водитель в данном случае является гражданином, и должен выплачивать административный штраф лично, со своих счетов. Согласно ч. 1 ст. 32.

2 КоАП РФ административный штраф должно оплатить лицо, привлеченное к административной ответственности в срок не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Если работодатель компании может каким-либо образом, как правило, из прибыли, возместить работнику его потери, то для бюджетных организаций подобное действие является нецелевым использованием, и ни один главный бухгалтер не пропустит такое нарушение.

министерства труда и социального развития Краснодарского края

15.12.2020  Обычная важность

  • к водителям на междугородних рейсах;
  • к сотрудникам. управляющим аварийно-спасательными и пожарными машинами;
  • к водителям автомобилей, оказывающих медпомощь при чрезвычайных ситуациях.

С 2021 года действие приказа Минтранса не распространяется на следующие категории транспортных работников:

  • водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
  • водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • армейских водителей;
  • водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В результате, сфера применения приказа Минтранса конкретизирована: в него помимо работников организаций добавлены индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками. Вместе с тем, выведены из области применения приказа водители, трудящиеся на территории компании, а также занятые в различных госорганах.  

При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени. Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев. В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена возможность установления учетного периода в 6 месяцев для перевозок пассажиров в курортной местности и при сезонных перевозках.

Неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Также сохранена возможность увеличения максимальной длительности рабочего дня на 2 часа – то есть до 12 часов. При условии:

  • необходимости завершения перевозки;
  • следования к месту стоянки.

составление графика сменности для водителей городского и пригородного сообщения. Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.

С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:

  • подготовительно-заключительное время;
  • периоды прохождения медосмотров;
  • простои не по вине работника;
  • время ремонта автомобиля;
  • иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.

Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:

  • охраны груза;
  • присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.

С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах. В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.

Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:

  • для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
  • для прочих водителей – не более 5 часов.

Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены. В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена норма о сверхурочной работе. Таким образом, к водителям будут применять общие правила привлечения к ней, закрепленные в ТК РФ. Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года.

По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:

  • к водителям легкового транспорта (кроме такси);
  • водителям, участвующим в геолого-разведочных и топографо-изыскательских работах.

Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен. В новом приказе Минтранса установлена следующая продолжительность управления автомобилем: — не более 9 часов в смену с возможностью увеличения не более чем до 10 часов, но не более 2-х раз в течение календарной недели; — общее время непосредственного управления автомобилем не должно быть более 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 календарных недели;

Читайте также:  Поворот направо на перекрестке

— превышение общего времени управления автомобилем в день допустимо не более чем на1 час– для следования к месту стоянки, пункту назначения или месту отдыха.

Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа. Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху. Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов.

С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:

  • возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
  • допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.

С 2021 года любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом. Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов. Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут. При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха. Прежде всего, нужно проанализировать действующие в организации режимы работы и графики, скорректировать время еженедельного и ежедневного отдыха водителей. При необходимости – подготовить новые графики на 2021 год. Быть готовыми внести необходимые изменения в части времени работы и отдыха в правила внутреннего трудового распорядка.    

ГКУ КК “Центр занятости населения Каневского района

Как оформить путевой лист по действующим в 2021 году правилам

Как известно, официальных форм путевых листов не существует. В связи с этим организации и предприниматели вправе самостоятельно разработать бланк данного документа в зависимости от своих предпочтений. Но есть перечень реквизитов, которые нужно обязательно прописать в путевом листе.

Они перечислены в приказе Минтранса от 11.09.20 № 368 (см. «С 2021 года путевые листы придется заполнять по‑новому»). А уточнения по заполнению этого документа содержатся в письме от 03.03.21 № Д3-468-ПГ («Путевые листы: Минтранс разъяснил, как заполнить новое поле «Сведения о перевозке»»).

Итак, путевой лист должен содержать:

  • наименование и номер документа;
  • срок действия путевого листа;
  • реквизиты собственника;
  • сведения о водителе;
  • данные о транспортном средстве;
  • сведения о перевозке.

Заполнить путевой лист со всеми обязательными реквизитами в веб‑сервисе Попробуйте бесплатно

Эти реквизиты обязательны в отношении легкового, грузового, специального транспорта и автобусов. Далее мы подробнее разберем правила заполнения этих пунктов путевого листа.

В 2008 году после отмены обязательных видов путевых листов, компании продолжили заполнять старые формы документов, добавляя в них новые обязательные реквизиты. У спецтранспорта никогда не было единой формы путевых листов.

Наименование и номер путевого листа

Наименование нужно прописать в «шапке» путевого листа и указать тип транспортного средства. Например: «Путевой лист грузового автомобиля», «Путевой лист легкового автомобиля», «Путевой лист автобуса», «Путевой лист строительной техники» и др.

Номер путевого листа может состоять только из цифр, или дополнительно из буквенных префиксов и символов-разделителей. Нумерацию следует вести в хронологическом порядке с начала года или обнулять ежемесячно. В каждом следующем документе можно изменять значащую часть числа на одну единицу. Например, «Д-I 63» заменить на «Д-I 64».

Срок действия путевого листа

Этот реквизит также нужно внести в «шапку» документа, чуть ниже строки с наименованием и номером. Если путевой лист оформляется на несколько дней, то обязательно указать дату начала и окончания срока действия. Обычно пишут так: «Путевой лист грузового автомобиля № … от …» или «Путевой лист грузового автомобиля № … (действителен) с … по …».

Заполнить путевой лист со всеми обязательными реквизитами в веб‑сервисе Попробуйте бесплатно

Реквизиты собственника

Юридические лица и предприниматели оформляют этот раздел путевого листа по-разному.

Если собственником ТС является компания, то нужно указать:

  • организационно-правовую форму в соответствии с «Общероссийским классификатором организационно-правовых форм» ОК 028-2012 (утв. приказом Росстандарта от 16.10.12 № 505-ст, в редакции от 24.10.18);
  • полное наименование организации, которое значится в учредительных документах;
  • фактический адрес;
  • номер телефона;
  • номер ОГРН из свидетельства о регистрации юрлица.

Если собственником является физическое лицо, то нужно указать:

  • ФИО;
  • почтовый адрес;
  • номер телефона;
  • номер ОГРН из свидетельства о регистрации ИП.

Проверить коды ОКВЭД у «своего» ИП и его контрагентов

Сведения о водителе

Они включают в себя:

  • ФИО водителя;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Этот пункт должен заверить медработник подписью с расшифровкой.

Данные о транспортном средстве

В этом разделе путевого листа необходимо указать:

  • тип транспортного средства;
  • модель, марку, государственный номер ТС, а если транспорт используется с прицепом, — то также модель, марку и госномер прицепа;
  • пробег транспорта на время выезда с парковки и на время возвращения (по показаниям одометра);
  • дату и время предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС;
  • дату и время выезда транспортного средства с парковки и возвращения обратно. Также см. «Минтранс напомнил, как составить путевой лист правильно».

Последние три пункта нужно заверить подписями ответственных лиц с расшифровкой. Индивидуальный предприниматель может удостоверить эти данные сам.

Сведения о перевозке

Этот реквизит введен в список обязательных с 1 января 2021 года. Необходимо заполнить два пункта: вид сообщения и вид перевозок (ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ).

Определить и указать вид сообщения достаточно просто. Вариантов всего четыре: городской, пригородный, международный или междугородный.
Фиксируя вид перевозок, нужно учитывать кого или что доставляет транспорт.

Например, в путевом листе одного и того же автобуса в зависимости от цели поездки будут прописаны разные виды перевозок.

Обычный рейс по маршруту — «регулярная перевозка пассажиров и багажа», по договору со спортивным клубом — «перевозка пассажиров и багажа по заказу», а если команда юниорская — «организованная перевозка группы детей». А вот если автобус везет сотрудников на корпоратив, то это будет «перевозка для собственных нужд».

Такой вид перевозок, как «перевозка для собственных нужд», подходит для большинства случаев использования легкового транспорта, так как очень часто за поездку платит не пассажир или владелец груза, а само предприятие.

Необязательные сведения для всех видов транспорта

Перечень дополнительных реквизитов зависит от цели перевозки и вида транспорта, который используется. Эти сведения помогут контролировать учет топлива и работу водителей, фиксировать выручку или рассчитывать стоимость работ для сторонних заказчиков.

Для всех видов транспорта обычно указывают следующие дополнительные сведения:

  • — нормативный расход топлива, его экономию или перерасход;
  • — маршрут движения.

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в специальном сервисе

В последнем реквизите важно указать не только адреса контрольных точек маршрута, время следования в пути и пройденное расстояние, но и информацию, подтверждающую факт использования ТС в производственных целях. Например, наименование груза, заказчика и т.п. Также см. «Обязательно ли указывать маршрут в путевом листе: разъяснения Минтранса и судебная практика».

Кроме этого, важно прописать время и длительность стоянок. Это поможет доказать, что водитель соблюдал предписанные законодательством нормативы труда и отдыха. Они указаны в приказе Минтранса от 16.10.20 № 424 (см. «Минтранс ввел новые требования к режиму труда и отдыха водителей»). Также эти нормы предусмотриваются в коллективном договоре или соглашении.

Путевой лист не подтверждает реальное рабочее время водителя для целей расчета зарплаты и для урегулирования других взаимоотношений работника с работодателем. На это указано в Апелляционном определении Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.01.18 по делу № 33-567/2018.

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом ежегодного повышения МРОТ Рассчитать бесплатно

Необязательные сведения для автобусов

В путевых листах автобусов обычно указывают еще два дополнительных реквизита:

  • остаток топлива при пересменке. Этот показатель нужен, чтобы оценить эффективность работы водителя. Перерасход или экономию топлива записывают на конкретное ответственное лицо.
  • показатели выручки. Поскольку автобус как правило является коммерческим транспортом, нужно указать плановый и фактический объем выручки, ФИО кондуктора, а в характеристики маршрута движения внести количество пассажиров. Отметим, что если вы используете специальную форму № 6 «Путевой лист автобуса» (утв. постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78), то указать эти пункты будет негде.

Необязательные сведения для грузового и спецтранспорта

Здесь можно дополнительно фиксировать почасовую работу, объем и виды грузов, имена заказчиков, стоимость работ, номера договоров и т.п.

Путевой лист и затраты на ГСМ

Налоговики не всегда принимают путевые листы как подтверждающий документ (см. письмо Минфина от 16.06.11 № 03-03-06/1/354). Оправдать затраты на ГСМ можно другими документами, например, актами списания и выполненных работ.

Если организация не является автотранспортным предприятие, желательно внести в приказ по учетной политике положение об использовании путевых листов в качестве оправдательных документов при списании производственных затрат на ГСМ. В противном случае налоговики могут не принять путевые листы в качестве подтверждающего документа.
Также см. «Практические советы по учету и списанию ГСМ».

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Что еще нужно знать о путевых листах

Назовем некоторые важные особенности оформления путевых листов.

Обязательно оформите его перед тем, как водитель выйдет на маршрут. Иначе инспекторы ГИБДД выпишут штраф.

Когда водитель совершает несколько рейсов за смену по одному путевому листу, нужно сделать отметку о предсменном техническом контроле, а не о предрейсовом.

Если на одном транспортном средстве работает несколько водителей, укажите всех в одном путевом листе, либо выпишите документ на каждого сменщика.
Оформляя несколько путевых листов, в первом из них укажите время выезда транспорта и показания одометра, в последнем — время возвращения и новое значение пробега.

Где регистрировать путевой лист

В специальном журнале регистрации. Организации и ИП вправе разработать собственную форму этого документа. Однако многие продолжают пользоваться унифицированным бланком № 8 «Журнал учета движения путевых листов» (код по ОКУД 0345008), который был утвержден постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78.

Заполнять путевые листы по действующим правилам и вести журнал учета путевых листов можно в сервисе «Путевые листы и ГСМ». Сервисе позволяет создавать путевые листы для разных видов транспорта, спецтехники и автобусов в виде бланков или заполненных документов. Кроме того, в сервисе можно задавать маршруты следования транспорта и использовать их при заполнении путевых листов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector