Использование конференц-связи при рассмотрении административных дел с 23 ноября 2018 года

«У этого «телефона» слишком много недостатков, чтобы серьезно считать его средством коммуникации. Этот аппарат, по сути, не представляет для нас никакой ценности» – служебная записка Вестерн Юнион, 1876 год об обычном телефонном аппарате…

Любая технология, должна доказать свою полезность, эффективность применения и затрат, а также решать задачу, гарантирующую её существование.

Видео-конференц-связь показывает нам исторический урок в развитии технологии, у которой было много стартов, остановок и задержек на пути к становлению привычной системой связи в режиме реального времени, используемой многими организациями, предприятиями, правительствами, военными и учебными заведениями во всем мире.

Видеоконференция – это область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двухстороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстояние в реальном режиме времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники. Для проведения видеоконференций используется технология – видео-конференц-связь. Взаимодействие в режиме видеоконференций также называют сеансом видео-конференц-связи.

Видео-конференц-связь (сокращенное название ВКС) – это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видео- информацией в реальном масштабе времени с учетом передачи управляющих данных.

Первое слушание дел в Верховном Суде Российской Федерации в режиме удалённого присутствия осуждённых было проведено 19 апреля 2000 года. Непрерывный сеанс связи Верховный Суд Российской Федерации – СИЗО-77/3 Главного управления исполнения наказаний (далее – ГУИН) г.

 Москвы продолжался около 3-х часов. Судебной инстанцией было рассмотрено три уголовных дела. На тот период времени система видео-конференц-связи продемонстрировала высокое качество и стабильность работы.

Никаких срывов связи, заметных артефактов на изображении и качестве звука отмечено не было.

С этого времени в Российской Федерации началось формирование видео-конференц-связи федерального уровня для проведения судебных заседаний.

На настоящее время Верховный Суд Российской Федерации может работать с любым из судов, а это почти две с половиной тысячи территориально разнесённых объектов.

С 2018 года к системе видео-конференц-связи стали подключаться мировые участки судей, которых по всей стране более семи с половиной тысяч участков. 

Уголовные судебные заседания в основном проходят с дистанционным участием осуждённых или лиц, содержащихся под стражей, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России, то есть в следственных изоляторах, тюрьмах, воспитательных и исправительных колониях, лечебно-исправительных учреждениях, туберкулёзных и областных больницах. Более 90% учреждений ФСИН России подключены к системе видео-конференц-связи судебной системы Российской Федерации для проведения как региональных, так и федеральных судебных заседаний.

В итоге на настоящее время для проведения дистанционных судебных заседаний в Российской Федерации и за её пределами уже насчитывается более восьми тысяч помещений и залов судебного заседания, оборудованных комплексами видео-конференц-связи. 

Для проведения судебных заседаний с несколькими учреждениями ФСИН России, а так же консультаций, совещаний, семинаров судей и работников аппарата суда с коллегами из нескольких судов в Верховном Суде Российской Федерации установлены сервера многоточечной связи. С помощью данных серверов проводятся мероприятия в режиме видео-конференц-связи одновременно более чем с 250 абонентами с возможностью осуществления on-line трансляции на тысячи абонентов (рис.1). 

Руководством Верховного Суда Российской Федерации технология применяется для проведения международных мероприятий, например, таких как Форум стран Шелкового пути посвященном вопросам международного судебного сотрудничества Москва-Пекин, 26 сентября 2017 года (рис.2)

Один из комплексов видео-конференц-связи Верховного Суда Российской Федерации был применён для сеанса прямой связи Верховного Суда Российской Федерации с Международной космической станцией 24 апреля 2018 года (рис. 3)  

Комплексы видео-конференц-связи Верховного Суда Российской Федерации при необходимости применяются для совещаний с Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, полномочными представителями Президента Российской Федерации, главами министерств и ведомств и т.п.

  • В результате видео-конференц-связь Верховного Суда Российской Федерации позволяет:
  • — оперативно и эффективно решать поставленные задачи руководством страны;
  • — обеспечить выполнение требований Конституции и федеральных законов Российской Федерации, а также добровольно взятых на себя Российской Федерацией обязательств по международным договорам и соглашениям в части соблюдения сроков рассмотрения жалоб осуждённых и лиц, содержащихся под стражей;
  • — проводить на высоком уровне международные мероприятия;
  • — избегать межгосударственных инцидентов при этапировании заключенных через территорию прибалтийских государств из Калининградской области;
  • — исключить возможность побега заключенных в процессе их этапирования к месту проведения судебного процесса и обратно;
  • — экономить значительную часть бюджетных средств, выделяемых на этапирование заключенных (рис.4);
  • — разгрузить следственные изоляторы Москвы, Московской области и региональных центров Российской Федерации от этапированных заключенных.

Использование конференц-связи при рассмотрении административных дел с 23 ноября 2018 года

На современном этапе Верховный Суд Российской Федерации и вся судебная система России проводит более 1500 судебных заседаний в режиме видео-конференц-связи за сутки, при этом функционирует в условиях различных глобальных вызовов и интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности.

Одним из таких вызовов, навсегда изменивших мир, является пандемия коронавируса. Невозможно отрицать, что результаты пандемии глубоко повлияли на все общественные процессы, включая и судебное производство.

Дальнейшее совершенствование видео-конференц-связи позволит не только не допустить распространения болезни и нарушения процессуальных прав в условиях пандемии, но также значительно ускорит сроки рассмотрения дел, сократит временные затраты и судебные издержки участников процесса, значительную часть которых составляют командировочные расходы.

Хотелось бы отметить, что опыт Верховного Суда Российской Федерации стал учитываться как у нас в стране, так и в других странах, что позволяет сделать вывод о наличии в России своих экспертов в данном направлении.

При этом Верховный Суд Российской Федерации, как высший судебный орган, всегда был и есть прогрессивен и идёт в ногу со временем.

Эти тенденции соединяются в процессе автоматизации с учётом национальной безопасности страны.

Верховный суд рекомендовал рассматривать дела по веб-связи

МОСКВА, 29 апреля. /ТАСС/. Ограничительные меры из-за распространения коронавируса продлили в российских судах до 11 мая. Как сообщает Верховный суд, соответствующее постановление принято президиумами Верховного суда и Совета судей.

На эту тему

Использование конференц-связи при рассмотрении административных дел с 23 ноября 2018 года

«Постановление действует в период с 8 апреля 2020 года по 11 мая 2020 года (включительно)», — говорится в документе. Ранее ограничительные меры были введены до 30 апреля. 

В принятом 18 марта постановлении Верховного суда был ограничен доступ в суды лиц, не являющихся участниками судебных процессов, приостановлен личный прием граждан — документы рекомендовано подавать только через электронные приемные судов или по почте.

Судам было предложено при наличии технической возможности рассматривать дела с применением видео-конференц-связи и рассматривать только категории дел безотлагательного характера, а также дела, рассматриваемые в порядке приказного или упрощенного производства (где не предусмотрено личное присутствие сторон — прим. ТАСС).

Рассмотрение дел по веб-связи

Верховный суд рекомендовал судам в период ограничений из-за пандемии при наличии возможности рассматривать безотлагательные дела по веб-связи через интернет.

 «Рекомендовать судам при наличии технической возможности с учетом мнений участников судопроизводства проводить судебные заседания с использованием системы видео-конференц-связи и (или) системы веб-конференции с учетом опыта Верховного суда Российской Федерации», — говорится в постановлении.

Для участия в судебном заседании посредством веб-конференции «участники судопроизводства подают в суд заявление в электронном виде с приложением электронных образов документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия», — пояснили в Верховном суде.

Высшая судебная инстанция 21 апреля провела первые несколько слушаний по гражданским делам в режиме онлайн через веб-видео-конференц-связь. Участвовавшие в них дистанционно смогли зарегистрироваться через личные кабинеты на портале «Госуслуги», после чего получили адреса онлайн-подключений.

Социальное дистанцирование

Верховный суд и Совет судей России рекомендовали судам в период угрозы распространения коронавирусной инфекции ввести в судах социальное дистанцирование в 1,5 метра.

Помимо ранее введенных рекомендаций (ограничить рассмотрение дел, посещение судов и др.

Читайте также:  Когда менять ремень грм на ларгусе

), в новых рекомендациях предложено также «обеспечить соблюдение в судах правил, предусмотренных постановлениями главного государственного санитарного врача РФ, и правил поведения граждан при введении в субъекте Российской Федерации режима повышенной готовности, включая правила социального дистанцирования». 

Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

Рассмотрение судом дела об административных правонарушениях с использованием системы видео-конференц-связи

Прокуратура г. Кировграда 15 ноября 2018 г.

Разъясняет помощник прокурора г. Кировграда Д.В. Мартынова.

Соответствующие изменения внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 12.11.2018 № 410-ФЗ). Глава 29 дополнена статьей 29.14 «Участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи».

С 23 ноября 2018 года, в случае, если судьей признано обязательным присутствие в судебном заседании участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, судья сможет разрешить вопрос об участии указанного лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности. Данный вопрос разрешается судьей по ходатайству участника производства по делу об административном правонарушении либо по собственной инициативе.

Об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых признано обязательным в судебном заседании, путем использования систем видео-конференц-связи судья выносит определение.

Судья, осуществляющий организацию видео-конференц-связи, проверяет явку и устанавливает личность явившихся лиц, а также выполняет иные процессуальные действия, в частности при необходимости берет у свидетелей, экспертов, переводчиков подписку о разъяснении им прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение, принимает от участников производства по делу письменные материалы.

Системы видео-конференц-связи судов могут использоваться в суде по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения участника производства по делу об административном правонарушении, присутствие которого признано обязательным в судебном заседании, но который не имеет возможности прибыть в судебное заседание, проводимое судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении. В целях обеспечения участия в судебном заседании лиц, находящихся в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, используются системы видео-конференц-связи соответствующих учреждений.

  • Объяснения участников производства по делу, полученные путем использования систем видео-конференц-связи, допускаются в качестве доказательств.
  • Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, откажет в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи в случаях, если:
  • 1) отсутствует техническая возможность для участия в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи;
  • 2) рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в закрытом судебном заседании.
  • Правила использования систем видео-конференц-связи также подлежат применению при рассмотрении судьями жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях при наличии технической возможности.
  • (Прокуратура г. Кировграда)

Видео-конференц-связь запретят использовать в закрытом заседании при рассмотрении дел по КоАП

16 октября Госдума во втором чтении приняла проект поправок в КоАП РФ о возможности участия в судебном заседании по делу об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи (законопроект № 460541-7). 

Напомним, ранее «АГ» уже писала об указанных поправках в КоАП РФ, прошедших первое чтение. Поправками предусматривалось введение в КоАП новой ст. 29.

14, согласно которой судья может разрешить использование систем видео-конференц-связи при рассмотрении дел об административных правонарушениях в случае, если участник производства по делу, присутствие которого в судебном заседании обязательно, не имеет такой возможности по объективным причинам.

В первом чтении принят законопроект о дистанционном рассмотрении дел по КоАППредложено дополнить КоАП РФ положениями, позволяющими использовать видео-конференц-связь в судебном заседании по рассмотрению дел об административных правонарушениях

Указывалось, что системы ВКС могут использоваться в суде по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения участника производства по делу об административном правонарушении. Если же такой участник содержится в местах содержания под стражей или лишения свободы, то используются системы видео-конференц-связи соответствующих учреждений. 

Также законопроект, прошедший первое чтение, содержал детальное описание полномочий судьи при использовании в административном судопроизводстве указанной дистанционной системы.

В частности, судья выносит соответствующее определение об участии в судебном заседании отдельных лиц путем системы видео-конференц-связи, направляет копии такого определения участникам процесса и в соответствующий суд или учреждение, в которых будет организована такая связь.

Ко второму чтению документ был дополнен с учетом замечаний Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству.

Согласно дополнениям, доказательствами по делам об административных правонарушениях могут быть объяснения участников производства, полученные путем использования систем видео-конференц-связи.

Также внесено положение о том, что использование системы ВКС в административном судопроизводстве невозможно по двум основаниям: в силу отсутствия технической возможности и при проведении закрытого судебного заседания.

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что видео-конференц-связь позволит участникам избежать финансовых и временных затрат, связанных с проездом от места их жительства до места расположения суда; облегчит участие граждан с ограниченными физическими возможностями, нетрудоспособных лиц, а также лиц, находящихся в местах содержания под стражей и тюрьмах. Все это сократит сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях и повысит качество правосудия. 

По словам адвоката АК «Бородин и Партнеры» Анатолия Кузнецова, принятие таких поправок можно только приветствовать. «Использование ВКС в отправлении правосудия по административным делам не есть что-то новое, – отметил эксперт. – Скорее, это исправление ошибки, по которой когда-то сферу административного судопроизводства обделили современными техническими возможностями».

«В силу высокой потребности в использовании ВКС на практике встречаются случаи участия потерпевшего в судебном заседании с использованием Skype, – пояснил Анатолий Кузнецов. – И такой путь признается законным» (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 8 июня 2016 г. по делу № 19-АПУ16-5).

Адвокат юридической фирмы «ЮСТ» Евгений Розенблат отметил обоснованность запрета на использование систем видео-конференц-связи при рассмотрении дела об административном правонарушении в закрытом судебном заседании, поскольку аналогичный запрет содержится в АПК, ГПК и КАС РФ.

В то же время, по мнению эксперта, такое предложение выглядит не столь однозначным, учитывая то, что административный процесс более схож с уголовным и такое ограничение прямо не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством. 

Использование в суде видеоконференц-связи при рассмотрении дел об административных правонарушениях

Госдума во втором чтении утвердила законопроект №460541-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления возможности участия в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи)». Согласно документу, в процессе рассмотрения административных дел в суде можно использовать видео-конференц-связь (ВКС), если участник по объективным причинам не может присутствовать в зале суда.

Как Вы оцениваете норму закона, разрешающую видео-конференц-связь при рассмотрении административных дел в суде?

Мыльцын Дмитрий:(Адвокат Адвокатского бюро г. Москвы «Ошеров, Онисковец и Партнеры», член Адвокатской палаты г. Москвы, регистрационный номер 77/14007 в реестре адвокатов г. Москвы)

На первый взгляд, внедрение системы видеоконференц-связи – ещё один шаг на пути к достижению такой цели, как доступное правосудие в Российской Федерации.

Концепция «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», утверждённая Правительством РФ, предусматривает, что уже к настоящему времени подавляющее большинство судов общей юрисдикции должно иметь технические возможности для использования видеоконференц-связи непосредственно в судебных заседаниях.

Это, как и указывают авторы законопроекта, поможет реализовать право на непосредственное участие в рассмотрении дел значительного числа граждан, у которых по объективным причинам отсутствует возможность явиться в суд. Речь идёт о пожилых гражданах, маломобильных, тяжелобольных, проживающих в отдалённых регионах либо находящихся в местах лишения свободы.

Необходимо помнить, что непосредственное участие в процессе – фундамент справедливого, объективного и всестороннего рассмотрения и разрешения дела.

Только в таком случае лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может своевременно и в полном объёме изложить перед судом собственную позицию, представляя доказательства, приводя объяснения, заявляя ходатайства и используя иные права, указанные в КоАП РФ. Ведь, что немаловажно, вопросы у суда и участников процесса могут возникнуть уже в ходе самого судебного заседания и как можно более быстрая реакция на них прямо повлияет на дальнейший исход дела.

Читайте также:  Когда нужно менять масло в акпп

Законодательная новелла позволит избежать и затраты целого ряда ресурсов. Первым значится, конечно же, время. Судья имеет право решить, что присутствие лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обязательно для справедливого разрешения дела.

Однако обстоятельства могут сложиться так, что искомое лицо не является, а судебное заседание, как следствие, неоднократно откладывается, время на сбор всех участников, подготовку необходимых для процесса документов, рассылку уведомлений уже потрачено.

Не будем забывать, что из некоторых населённых пунктов нашей страны добраться до центров, где расположены суды, не столько затратно по времени, сколько по средствам.

А для лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, видеоконференц-связь – шанс избежать долгой и, по понятным причинам, не вполне комфортной транспортировки в суд.

В свою очередь, законопроект не столь однозначно позитивен в своём вероятном принятии. Реализация законодательной инициативы поставит вопрос об обязательной гарантии права выбора – участвовать непосредственно либо через видеоконференц-связь.

Также повышается вероятность появления различного рода злоупотреблений. Представим ситуацию, что рассмотрение вопроса о привлечении к административной ответственности разрешается судом в отношении лица, отбывающего уголовное наказание в местах лишения свободы.

Администрация соответствующего исправительного учреждения может всячески препятствовать доставке осуждённого в суд, заявляя о нецелесообразности транспортировки и, в итоге, ставя лицо перед фактом использования только специализированной видеоконференц-связи.

Подчеркнём, что данный законопроект должен представлять в обязательном порядке лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении,возможность выбора между использованием видеоконференц-связи и личным участием в судебном заседании.

Следовательно, обсуждаемый проект закона требует всесторонней дополнительной проработки и тестовой реализации – возможно, не на всей территории России, а в рамках одного региона для оценки дальнейшей эффективности и целесообразности его принятия.

При этом, в конце хотелось бы отметить, что введение видеоконференц-связи в административном судопроизводстве – бесспорно прогрессивная мера в следствие возможных повышения качества и доступности правосудия, а также уменьшения финансовых и временных затрат.

Изменения КоАП РФ с 23 ноября 2018 года: о дистанционном участии в судебных заседаниях и не только

Редакцию КоАП РФ с 23 ноября 2018 года изменили сразу три новые закона:

Первым из них регламентировано использование систем видео-конференц-связи при рассмотрении дел об административных правонарушниях. Второй дифференцировал ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований. Третьй закон уточнил порядок административного даставления лиц, совершивших административное правонарушение.

Ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических требований

В соответствии с новой редакцией статьи 8.

42 КоАП РФ «Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» теперь мера ответственности зависит от того, в каком поясе расположена санитарная охранная зона источников водоснабжения.

Так, за использование территории 2-го пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере:

  • на граждан — от 5000 до 10 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 20 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 600 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За аналогичные правонарушения, совершенные на территории 3-го пояса, административный штраф взимается в размере:

  • с граждан -— от 3000 до 5000 рублей;
  • с должностных лиц — от 10 000 до 15 000 рублей;
  • с юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.

Ну и наконец, если нарушение было совершено на территории 1-го пояса, то размер административного штрафа составит:

  • на граждан — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 50 000 до 80 000 рублей;
  • на ИП — от 50 000 до 80 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 600 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Эти изменения добавлены в статьи:

  • 3.5 КоАП РФ «Административный штраф»;
  • 23.1 КоАП РФ «Судьи»;
  • 23.13 КоАП РФ «Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор»;
  • 23.23 КоАП РФ «Органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов»;
  • 23.27 КоАП РФ «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов».

Дистанционное участие в судебных заседаниях

В Кодекс добавлена новая статья 29.14 КоАП РФ «Участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи».

В соответствии с ее нормами, если судья признает обязательным присутствие в судебном заседании участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, будет возможно такое участие путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности. Решение вопроса о дистанционном участии в судебном заседании может быть предпринято по инициативе участника процесса или самого судьи. Пункт 2 новой статьи предусматривает:

Системы видео-конференц-связи судов могут использоваться в суде по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения участника производства по делу об административном правонарушении, присутствие которого признано обязательным в судебном заседании, но который не имеет возможности прибыть в судебное заседание, проводимое судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении. В целях обеспечения участия в судебном заседании лиц, находящихся в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, используются системы видео-конференц-связи соответствующих учреждений.

Также предусмотрено следующее.

  • Об участии в судебном заседании в дистанционном порядке судья должен вынести определение. Его копии должны быть направлены не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения соответствующим участникам производства по делу об административном правонарушении, а также в соответствующий суд или учреждение, в которых будет организована видео-конференц-связь.
  • Связь с другим судом устанавливает судья, рассматривающий дело об административном правонарушении. Судья в другом суде, осуществляющий организацию видео-конференц-связи, проверяет явку и устанавливает личность явившихся лиц, а также выполняет иные процессуальные действия, в частности при необходимости берет у свидетелей, экспертов, переводчиков подписку о разъяснении им прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение, принимает от участников производства по делу об административном правонарушении письменные материалы.
  • Документы, полученные в суде, в котором была организована видео-конференц-связь, не позднее следующего рабочего дня после дня проведения судебного заседания направляются судье, рассматривающему дело об административном правонарушении.
  • Дистанционное участие в заседании суда невозможно при наличии таких причин, как отсутствие техничесой возможности, рассмотрения дела об административном правонарушении осуществляется в закрытом судебном заседании.

Также поправки внесены в статью 26.2 КоАП РФ «Доказательства», новая редакция этой статьи предусматривает, что:

В качестве доказательств допускаются объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, полученные путем использования систем видео-конференц-связи.

По нормам новой редакции статьи 24.3 КоАП РФ, использование систем видео-конференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается. Новая редакция статьи 29.4 КоАП РФ предусматривает, что:

В случае, предусмотренном статьей 29.14 КоАП РФ, судья разрешает вопрос об участии в судебном заседании лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.10 КоАП РФ, путем использования систем видео-конференц-связи, о чем выносится соответствующее определение.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья также должен разрешить вопрос об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых необходимо при рассмотрении жалобы, путем использования систем видео-конференц-связи. Это предусмотрено новой редакцией статьи 30.4 КоАП РФ.

Читайте также:  Масло в кпп газель некст

Административное доставление

Изменилась редакция статьи 27.2 КоАП РФ «Доставление».

В соответствии с ее нормами военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии РФ получили право доставлять нарушителей, которые совершили правонарушение, предусмотренное статьей 11.

7 КоАП РФ в части нарушения границ запретных для плавания или временно опасных для плавания районов, а также правил, установленных для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов.

Определено, что нарушителей доставляют в служебные помещения соответствующих органов, а используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации или специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку).

Видео-конференц-связь в судах: как она работает и какие проблемы с ней возникают — новости Право.ру

Использование в судах систем конференц-связи получило широкое распространение, так как с их помощью можно провести заседание с участием граждан, которые живут за много километров от здания суда. Особенно это актуально для лиц, находящихся в местах лишения свободы.

«Для их участия в судебном заседании осужденный переводится из исправительного учреждения в следственный изолятор, в связи с чем фактически изменяются условия его содержания.

Поэтому использование видеоконференции не только экономит бюджетные деньги и время на этапирование к месту рассмотрения дела (например, из Сахалинской и Калининградской областей доставить осужденного можно только воздушным сообщением), но и отвечает интересам самого осужденного», – рассказал юрист VEGAS LEX Станислав Матюшов. «Дело в том, что условия, в которых вынужден находится человек при конвоировании в суд, крайне некомфортны», – отметил адвокат, партнер АБ «ЗКС» Алексей Новиков. 

Оснащение судов видео-конференц-связью предусмотрено федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы». По плану к 2017 году предполагалось установить соответствующие системы в 95% федеральных судах общей юрисдикции, а к 2020 году видео-конференц-связь должна появиться во всех залах арбитражных судов.

В 2017 году Информационно-аналитический центр заплатил за оборудование 635 млн руб., в предыдущие годы суммы были примерно такими же.

По имеющейся информации, на конец 2017 года системами видео-конференц-связи были оснащено 100% судов субъектов федерации (областных, краевых и приравненных к ним), 63% районных судов и гарнизонных военных судов, около 60% учреждений ФСИН. 

Использовать видео-конференц-связь или нет, решает судья по ходатайству участника процесса. Лицо, содержащееся под стражей, или осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, вправе участвовать в судебном заседании путем использования видеоконференции (ч. 2 ст. 401.13 УПК).

При рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции с использованием систем видео-конференц-связи могут быть допрошены только свидетели (ст. 278.1 УПК).

«На сегодняшний день сложилась такая практика: вопрос об избрании меры пресечения или ее продлении решается при непосредственном участии стороны по делу, в то время как при апелляционном и кассационном обжаловании участие подсудимого обеспечивается посредством видео-конференц-связи», – рассказал к. ю. н.

, адвокат КА города Москвы «Барщевский и партнеры» Алексей Гуров. Видеоконференция может быть также организована по другим видам судопроизводств – гражданским, административным, арбитражным.

Старший юрист КА «Ковалев, Тугуши и партнеры» Ксения Степанищева сообщила, что в случае неявки в судебное заседание лица, заявившего ходатайство о видеоконференции, дежурный судья информирует об этом суд, рассматривающий дело; он же решает вопрос о продолжении судебного заседания и сеанса связи с учетом мнения сторон.

Как она работает?

«Обеспечивают работу видео-конференц-связи, как правило, секретари судебного заседания и помощники судей. В том числе по причине того, что при установлении данной системы им разъяснялся порядок ее работы и производилось обучение (п. 4 ст. 142 КАС)», – сообщил юрист КА «Юков и партнеры» Яков Гаджиев.

Роль судьи неосновного процесса (куда вызывается человек для дачи показаний посредством конференц-связи) заключается в том, чтобы проверить явку и полномочия. Затем этот судья может удалиться, а заседание продолжится под председательством судьи основного процесса, с которым осуществляется видео-конференц-связь (постановление Пленума ВАС от 17.02.2011 г. № 12).

На практике обычно все именно так и происходит (№ А33-1071/2012).

Участвовать при рассмотрении судом административных дел можно будет по видеосвязи — ГД

сюжет: Деятельность Госдумы VII созыва

Теги: Законотворчество, Государственная Дума, Россия

Контекст

Президент РФ подписал закон о применении видеоконференцсвязи в судах

МОСКВА, 23 окт — РАПСИ. Государственная Дума РФ приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект о возможности участия при рассмотрении в судах дел об административных правонарушениях с помощью использования системы видеоконференцсвязи.

Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях дополняется новой статьей 19.24. Согласно этой норме, определяются правила участия лиц в судебном заседании посредством данной системы.

Это будет касаться случаев, когда присутствие на процессе участника признано судей обязательным, но по объективным причинам такой возможности нет.

Например, в отношении лиц с ограниченными физическими возможностями, нетрудоспособных граждан, а также лиц, находящихся в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, пояснил ранее глава думского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

В таких случаях будут использоваться системы видеоконференцсвязи судов, расположенных по месту жительства участника процесса, по месту его пребывания или по месту нахождения. В отношении лиц, находящихся в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, будут использоваться системы видеоконференцсвязи соответствующих учреждений.

Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, по ходатайству участника производства по делу, либо по собственной инициативе будет выносить определение об участии лица посредством систем видео-конференц-связи. Это может быть лицо, в отношении которого ведется дело; потерпевший; или их законные представители; защитник либо представитель; свидетель; понятой; специалист, эксперт или переводчик.

  • Копии определения не позднее следующего рабочего дня направляются участнику, а также в соответствующий суд или учреждение, в котором будет организована видеоконференцсвязь.
  • Определение подлежит исполнению на местах:
  • — начальником учреждения, если участник процесса содержится под стражей или отбывает наказание в виде лишения свободы;
  • — либо судьей соответствующего суда по месту нахождения, пребывания или жительства участника процесса.

Судья, осуществляющий организацию видео-конференц-связи, должен проверить явку, установить личность участников и выполнить иные процессуальные действия.

При необходимости он берет подписку у свидетелей, экспертов, переводчиков о разъяснении им прав и обязанностей, принимает от участников письменные материалы.

Все полученные документы не позднее следующего рабочего дня направляются из суда, в котором была организована видеоконференцсвязь, судье, рассматривающему дело.

При этом, использование систем видеоконференцсвязи в закрытом судебном заседании не допускается.  

Порядок участия в судопроизводстве посредством видеоконференцсвязи, как напомнил депутат, уже предусмотрен в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, а также частично в УПК РФ (касательно допроса потерпевшего и свидетеля, а в исключительных случаях — применительно к участию в заседании подсудимого). Кроме того, такая возможность установлена и в законе «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

Авторами документа выступают депутаты во главе с первым заместителем председателя комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрием Вяткиным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector