Чем прогреть двигатель в мороз

Немного огня: как быстро прогреть машину в мороз

«Немного огня, середина пути, немного огня тебя может спасти…» — строчка из песни «Пикника» была бы особенно актуальной пару-тройку десятилетий назад: открытое пламя паяльной лампы в отсутствие цивилизации, считалось, пожалуй, единственным способом разморозить загустевшее в поддоне масло или превратившуюся в желе солярку в топливном баке. Мы же поговорим о более цивилизованных средствах.

ПОДОГРЕВАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ

Существуют как автономные, так и зависимые от работы двигателя системы. Главная их задача — либо как можно быстрее отогреть двигатель до его запуска, либо поддерживать нужный температурный диапазон в процессе его работы (особенно в этом нуждаются современные дизельные моторы с высоким КПД и низкой теплоотдачей).

Прогревая охлаждающий контур мотора, некоторые системы могут отапливать и салон. И полезность такого устройства не идет ни в какое сравнение с традиционным «автозапуском»: при холодном пуске двигатель испытывает серьезную дополнительную нагрузку, которая повышает износ его деталей, расход топлива, расход заряда АКБ и выброс выхлопных газов.

Подогреватели двигателя включают в себя четыре вида таких систем.

Подогреватели весьма универсальны, так как способны автономно прогревать и двигатель, и салон

ШТАТНЫЕ ДОГРЕВАТЕЛИ

Если в инструкции автомобиля упомянута система Webasto, это вовсе не означает, что эта система автономная. Нередко в штатной комплектации можно встретить догреватели двигателя, которые способны работать исключительно при заведенном моторе.

Такие устройства предназначены в первую очередь для ускоренного прогрева и поддержания температуры двигателя в рабочем диапазоне. Штатными догревателями зачастую комплектуются автомобили с дизельными агрегатами, которые плохо прогреваются в мороз.

Некоторые сервисы иногда берутся за переоборудование штатного догревателя Webasto в предпусковой подогреватель.

АВТОНОМНЫЕ УСТРОЙСТВА

Системы эволюционируют: к примеру, линейка Thermo Top Evo стала эффективнее, надежнее и компактнее

Среди всех типов систем подогрева наибольшее распространение в России получили автономные жидкостные подогреватели. Именно благодаря таким системам название «Вебасто» прочно вошло в наш обиход и уже давно стало именем нарицательным. Подобные устройства на данный момент являются самыми универсальными среди аналогов.

Главное их преимущество — возможность одновременного прогрева и силовой установки, и салона автомобиля без запуска мотора.

Принцип работы достаточно прост: подогреватель устанавливается в подкапотное пространство и работает на топливе из бака, прокачивая охлаждающую жидкость собственным насосом через систему охлаждения, включая радиатор системы отопления.

Горелка, разогревая камеру сгорания, прогревает проходящий через контур антифриз, прогревая тем самым двигатель. После достижения определенной температуры включается вентилятор штатной «печки», в результате чего в салон подается теплый воздух.

В случаях с дизельными агрегатами во избежание «загеливания» солярки нередко используются отопители, питаемые бензином, для чего устанавливается дополнительный бачок.

Эффективность подогревателя очевидна: так, например, за средний цикл работы в 20 минут подогреватель Thermo Top Evo 4 обеспечивает наилучший прогрев двигателя и существенно повышает температуру в салоне автомобиля, расходуя всего 0,17 л топлива! Управляется система различными способами: с помощью таймера, брелока или телефона. Еще одна изюминка устройства — выполнение роли догревателя двигателя, что позволяет поддерживать оптимальную рабочую температуру мотора, повышая тем самым эффективность системы отопления салона.

Топливная смесь, воспламеняясь, нагревает циркулирующий по контуру антифриз

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРЕДПУСКОВЫЕ НАГРЕВАТЕЛИ

К этим устройствам можно отнести все типы подогревателей, которые питаются от сети 220 В. Конструкция самых простых систем больше напоминает кипятильник, встроенный в контур охлаждения двигателя.

Причем наличие дополнительной помпы необязательно: нагревательный элемент, установленный в нижней точке системы, позволяет нагреваемой жидкости циркулировать вверх по рубашке охлаждения, в то время как более холодная опускается вниз.

Есть и более сложные системы, состоящие из целого комплекса устройств: современные нагреватели позволяют эффективно нагревать двигатель и салон автомобиля одновременно, подзаряжая при этом севший аккумулятор.

Такие нагреватели особенно популярны в скандинавских странах, но в России пока что редкость: это связано в первую очередь с труднодоступностью бытовой сети на городских парковках.

Управлять Webasto можно из салона автомобиля, с брелока или с помощью приложения на смартфоне

АККУМУЛЯТОРНЫЕ ПРЕДПУСКОВЫЕ ПОДОГРЕВАТЕЛИ

Этот тип обогревателей встречается еще реже, но определенно заслуживает внимания. Конструкция весьма интересна: в систему охлаждения встраивается специальный «термос», объем которого сравним с объемом охлаждающей жидкости автомобиля. Во время работы двигателя с помощью встроенного насоса в него перекачивается горячий антифриз, который сохраняет свое тепло в течение двух-трех дней.

Таким образом, перед запуском двигателя заготовленный антифриз замещает собой уже остывшую жидкость и нагревает всю систему. Такие подогреватели просты и надежны в обслуживании, но неэффективны при редком использовании автомобиля.

ОТОПИТЕЛИ САЛОНА

Эти системы можно разделить на автономные и вспомогательные. Первые могут использоваться как независимо, так и в месте со штатной системой отопления, вторые могут обеспечивать эффективный прогрев салона только при работающем двигателе.

Отопители в кратчайшие сроки прогревают пространство салона без всякой помощи двигателяКонструкция печки проста: «горелка» сжигает топливную смесь и распространяет тепло по салону с помощью вентилятора

АВТОНОМНЫЕ ОТОПИТЕЛИ

Ночевка в автомобиле с работающим двигателем крайне небезопасна (велик риск отравления угарными газами) и малоэффективна, особенно в случае с дизельными моторами. Отчасти поэтому стали популярны автономные отопители.

Как видно из названия, главная задача таких систем — обеспечение полностью автономного прогрева салона автомобиля, который может производиться как заблаговременно, до запуска двигателя, так и во время езды или стоянки.

Подобные обогреватели чаще всего используются либо дальнобойщиками, либо путешественниками, позволяя с легкостью пребывать в транспорте в течение долгого времени, экономя при этом топливо и заряд аккумулятора.

Так, например, отопитель Webasto Air Top 2000 ST, предназначенный для обогрева салонов минивэнов и микроавтобусов, расходует от 0,12 до 0,24 л топлива в час, потребляя при этом 14–29 Вт электроэнергии. За ночь такой отопитель может израсходовать от 1 до 2 литров топлива (3-литровый дизельный мотор за это время «сожжет» 9–10 литров солярки).

Конструктивно такие системы схожи с предпусковыми подогревателями: отопитель может работать, питаясь как от штатной топливной системы (бензин или дизель), так и от дополнительного бака. Достаточно компактный подогреватель обычно размещается в салоне, а выхлопные газы отводятся под днище автомобиля. Топливо, подаваемое через форсунку, сгорает в камере сгорания, тепло от которой распространяется по салону с помощью электровентилятора.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТОСОЛЬНЫЕ ОТОПИТЕЛИ

Если стандартная печка не справляется со своей работой в сильный мороз, то в этом случае можно прибегнуть к установке дополнительного жидкостного отопителя. Такой нагреватель представляет собой некий дублер штатной системы отопления: узел, состоящий из теплообменника и вентилятора, врезается в систему охлаждения автомобиля.

Циркуляция тосола в этом случае может обеспечиваться либо штатной помпой автомобиля, либо дополнительной. В продаже имеются различные типы таких систем, которые различаются по мощности, размерам и управлению.

Но у таких систем есть нюансы: отсутствие внешнего притока воздуха может привести к запотеванию, а при слабом нагреве мотора возможна низкая эффективность обогрева (в этом случае необходима установка подогревателя двигателя).

Помимо того, что люки и панорамные крыши делают салон светлее и приятнее, они также дополняют систему кондиционирования, улучшая воздухообмен

Компания Webasto стала популярной у нас в стране благодаря своим термосистемам. Но мало кто знает, что основная специализация Webasto Group — накрышные системы, которые составляют 80 % от общего объема продаж. В 1932 г.

компанией была сконструирована первая складная автомобильная крыша, которую можно было сложить с помощью нескольких движений. С тех пор компания Webasto разработала и впервые вывела на рынок как поднимаемые и сдвигаемые люки, так и панорамные крыши.

Сегодня Webasto лидирует на международном рынке, разрабатывая и выпуская как традиционные системы, так и крыши с солнечными элементами, а также крайне легкие панели для люков из поликарбоната.

Источник: http://5koleso.ru/articles/garazh/nemnogo-ognya-kak-bystro-progret-mashinu-v-moroz

Как правильно прогревать двигатель в холодное время года?

Эксплуатация автомобиля в холодное время года имеет ряд особенностей, знание которых и позволит гарантировать полную беспроблемность использования транспортного средства.

В мороз технические жидкости и различные подвижные узлы двигателя автомобиля могут работать неправильно, что в свою очередь приводит к повышенному износу. Именно поэтому перед тем как начинать движение.

требуется проводить предварительный прогрев автомобиля, что позволит решить проблемы с низкой температурой двигателя.

Прогревать или нет — вот в чём вопрос

Единого мнения у автовладельцев требуется ли выполнять предварительный прогрев автомобиля в зимнее время года на сегодняшний день нет.

Если ранее старые карбюраторные автомобили в обязательном порядке требовали такого предварительного нагрева, то сегодня благодаря использованию качественной современной синтетической смазки и полностью автоматизированных инжекторных двигателей предварительно прогревать автомобиль нет надобности.

Именно поэтому большинство специалистов по ремонту двигателей и обычных автовладельцев отмечают, что прогревать по 5-10 минут автомобили зимой уже не требуется. Будет достаточно буквально 1-2 минут работы на холостых оборотах, после чего можно сразу начинать движение автомобиля.

Предварительно прогреваем мотор зимой

Если вы всё уже решили выполнять прогрев двигателя автомобиля в холодное время года, то следует помнить о том, что такой прогрев должен выполняться исключительно на холостых оборотах.

Резко газовать и поднимать обороты двигателя выше отметки в 2000 не следует, так как в данном случае авто не только не нагреется, но и у двигателя будет отмечаться повышенный износ, что в последующем приведет к необходимости дорогостоящего ремонта.

Длительность такого зимнего прогрева двигателя автомобиля будет напрямую зависеть от температуры на дворе. Если за бортом приблизительно около нуля, по какого-либо длительного прогрева не требуется. Будет достаточно одной минуты работы двигателя на холостых оборотах.

А вот при температурах до минус 10 градусов бывает достаточно двух минут работы двигателя на холостых оборотах. За это время масло слегка прогреется и будет обеспечивать качественную смазку подвижных элементов.

При температурах окружающего воздуха ниже минус 20 градусов следует дать поработать двигателю на низких холостых оборотах около 5 минут. За это время печка автомобиля нагреется и в салоне автомобиля станет теплее.

Помните о том, что при таких низких температурах сразу включать печку на обогрев после заведения двигателя автомобиля не следует, так как машина в данном случае будет греться значительно дольше.

Необходимо дать поработать двигателю около 3-4 минут, что позволит нагреться радиатору печки, после чего можно включать подачу теплого воздуха, и за несколько оставшихся минут мотор окончательно прогреется, а температура в салоне поднимется до комфортного уровня.

Можно ли использовать машину при температурах минус 30 и более

Стоит ли использовать автомобиль при экстремальных морозах решает для себя каждый автовладелец в индивидуальном порядке. Кто-то постоянно эксплуатирует зимой автомобиль, вне зависимости от погоды на улице, а кто-то всё же решается отказаться от поездок в такой адский холод.

Следует сказать, что при экстремальных отрицательных температурах на все системы и узлы автомобиля приходится повышенная нагрузка. Поэтому даже при качественном прогреве автомобиля перед началом движения всё же отмечается повышенный износ, что может привести к выходу из строя различных узлов и агрегатов.

Читайте также:  Тест драйв рено лагуна 1

В особенности зимой при температурах ниже минус 30 будет страдать двигатель автомобиля, аккумулятор и различные элементы подвески, в которых применяются прорезиненные детали и прокладки.

Правильно греем автомобиль зимой

В ряде случаях после длительной стоянки автомобиля в зимнее время года могут отмечаться определенные сложности с пуском двигателя.

Проблемой может стать севший аккумулятор, который в холоде плохо держит заряд, и не обеспечивает нужный пусковой ток для заведения двигателя автомобиля.

В данном случае лучше всего не пытаться как-то с толкача или же прикурив автомобиль завести его, следует демонтировать аккумулятор, зарядить его дома в тепле, что и позволит решить имеющиеся проблемы с эксплуатацией автомобиля в зимнее время года.

При прогреве двигателя автомобиля зимой постарайтесь обращать внимание на показатель холостых оборотов силового агрегата. Обычно автоматика самостоятельно поднимает холостые обороты на холодном двигателе и по мере прогрева опускает их до 600-800 оборотов в минуту. Именно поэтому, как только показатель холостого хода опустился до своего минимума, можно безбоязненно начинать движение.

Эксплуатируем машину зимой без предварительного прогрева двигателя

Действительно, распространённые сегодня качественные синтетические смазки сохраняют все свои эксплуатационные характеристики и показатели вязкости даже при глубоком минусе. Именно поэтому какого-либо дополнительного прогрева такому маслу не потребуется.

У современных автомобилей используются соответствующий инжектор, который полностью управляется электроникой. При отрицательных температурах электроника просто повышает обогащение топливно-воздушной смеси, и автомобиль держит высокие обороты до полного своего прогрева.

Именно поэтому таким современным автомобилям, в которых используется качественное масло, какого-либо дополнительного прогрева не потребуется.

Помните лишь о том, что при эксплуатации такого автомобиля с непрогретым двигателем сразу же повышать обороты мотора не следует.

В течение первых 3-5 километров после начала движения следует соблюдать определенную аккуратность, медленно и плавно разгоняя автомобиль, не раскручивая двигатель больше 3000 оборотов коленвала.

За первые несколько километров пути двигатель, коробка передач и другие узлы полностью прогреются, после чего можно будет использовать автомобиль в полноценном режиме.

Заключение

Правильная эксплуатация автомобиля зимой позволит вам гарантировать беспроблемную эксплуатацию транспортного средства, избежав каких-либо серьезных поломок, что в свою очередь сократит вам издержки на обслуживание и содержание автомобиля.

Прогревать или не прогревать двигатель автомобиля — это решение каждого автовладельца. Помните о том, что такая процедура рекомендована для автомобилей, возраст которых превышает 10 лет.

А вот на современных и качественно обслуженных машинах проводить такой дополнительный прогрев двигателя уже не требуется.

08.10.2017

Источник: http://cartechnic.ru/articles/kak_pravilno_progrevat_dvigatel__v_holodnoe_vremja_goda

Как эффективно и быстро прогреть мотор зимой

Привычка прогревать двигатель автомобиля после долгой стоянки давно и прочно укоренилась в умах отечественных водителей. Подавляющее большинство россиян ежедневно систематически молотит поршнями моторов своих автомобилей, ожидая, когда стрелка на приборной панели поднимется до заветного значения. Так делать нужно, так правильно, этому учили деды!

Между тем, всё не так однозначно, как кажется. Достаточно открыть инструкцию к любому современному автомобилю и внимательно её прочитать. Почти во всех случаях вы найдёте в руководстве пользователя совет не прогревать мотор на холостом ходу, а сразу начинать движение. Так нужно прогревать в итоге двигатель или нет? В чём подвох?

Рабочая температура

Прежде чем разбираться в этом вопросе, стоить вспомнить одну немаловажную деталь.

Любой двигатель внутреннего сгорания рассчитан на долгую и счастливую жизнь именно при оптимальной для данной модели мотора рабочей температуре. Как правило, в среднем она близка к отметке в 90-100 градусов Цельсия.

Под рабочей температурой понимается такое состояние агрегата, когда все его рабочие компоненты и жидкости выходят на заданный конструкторами режим.

При начале работы двигателя первыми нагреваются места концентрации наиболее высокой температуры — камеры сгорания. За процесс равномерного нагрева всего остального «железа» отвечает помпа, которая прокачивает по магистралям омывающий цилиндры антифриз.

Последний как раз и выполняет роль теплоносителя и регулятора температуры всего силового агрегата.

Картер двигателя и находящееся в нём моторное масло, которое, к слову, также играет важную роль в процессе охлаждения всего двигателя, прогреваются заметно позже большинства других компонентов.

Причина страхов за мотор

Как раз с маслом, в первую очередь, и связаны основные страхи за двигатель и его ресурс. Чем ниже температура воздуха и самого масла, тем гуще оно становится, а значит, хуже прокачивается по каналам и подаётся к парам трения.

При холодном запуске такие места работают практически без смазки, что приводит к повышенному износу вкладышей, подшипников и цилиндров.

Недаром говорят, что каждый холодный пуск равен доброй сотне километров пробега — вреда он наносит ничуть не меньше.

7 неприятностей, способных погубить аккумулятор.

Вторая причина страхов также вполне объяснима — при неравномерном нагреве компонентов двигателя они испытывают экстремально высокие нагрузки. В первую очередь это относится к деталям цилиндропоршневой группы и всей головки блока цилиндров. Именно из-за этого на непрогретом моторе (не принципиально, в какое время года) не рекомендуется «рвать» с места.

Оба страха действительно относятся к более чем обоснованным. Для долгой беспроблемной эксплуатации мотор должен находиться в рамках рабочей температуры. Его недогрев не менее губителен, чем перегрев, и точно так же вредит многим деталям.

Иными словами, главный вопрос заключается не в том, нужно ли готовить мотор к поездке, а как именно правильно это делать — греть его на месте или сразу начинать двигаться, как рекомендуют ведущие мировые мотористы?

Прогрев на холостых оборотах

Водители, в распоряжении которых оказывались старые добрые карбюраторные машины, отлично знают: не прогреешь — не поедешь. На старой технике отсутствовала хитроумная электроника, а состав смеси регулировался вручную, для чего нужно было воспользоваться соответствующим рычажком. В противном случае автомобиль попросту глох, чихал или вовсе не заводился.

7 признаков поломки генератора.

Инжекторные моторы самостоятельно управляют процессом смесеобразования, получая информацию от множества датчиков, однако принцип их работы в режиме прогрева по сути ничем не отличается от карбюраторных.

Если в нормальных условиях двигатель внутреннего сгорания работает на максимально обеднённой смеси, то в режиме холодного пуска и прогрева ему нужна совсем иная смесь с большим количеством топлива.

Чем холоднее на улице, тем плотнее воздух и тем хуже испаряется бензин, что компенсируется его количеством.

В режиме прогрева мотор потребляет максимально много топлива, работает на повышенных оборотах и выбрасывает в атмосферу большое количество вредных веществ, поскольку холодный катализатор не способен эффективно выполнять свои прямые обязанности.

Большое количество бензина, поступающего в цилиндры, сгорает неэффективно. При этом в камере образуется довольно много сажи. Лишнее топливо активно смывает и без того плохо поступающее масло со стенок цилиндров, из-за чего поверхности испытывают повышенные нагрузки и изнашиваются намного быстрее, чем в прогретом состоянии.

10 неисправностей, которые быстро убивают автомобиль.

Иными словами, чем дольше вы молотите мотором вхолостую, тем быстрее он изнашивается, не принося взамен никакой отдачи. При этом для того, чтобы вывести мотор на рабочую температуру, нужно потратить немало времени и топлива.

Прогрев на ходу

При прогреве на ходу, который рекомендуют производители, режим работы мотора ничем не отличается, с той лишь разницей, что он сразу нагружается водителем: содержание топлива в смеси увеличивается, равно как и обороты холостого хода, при этом в движении двигатель раскручивается в два-три раза активнее, чем на холостом ходу. Прогрев мотора происходит в разы быстрее, но менее равномерно. В остальном он ничем не отличается от «холостого» прогрева.

«За» и «против»

Нетрудно догадаться, что вне зависимости от того, греете вы мотор в «холостом» режиме или в движении, он испытывает повышенные нагрузки, быстрее изнашивается, потребляет много топлива и сильно загрязняет окружающую среду. При этом у обоих способов есть как свои плюсы, так и минусы.

10 причин затруднённого пуска двигателя в холода.

Главным аргументом «холостого» прогрева обычно является банальная невозможность начала движения — при попытке отправиться в путь вам наверняка придётся бороться с сильным запотеванием или даже обледенением стёкол, что, как минимум, небезопасно. Наконец, температура в салоне машины будет далёкой от комфортной. Никаких иных действительно весомых аргументов этот способ прогрева, по большому счёту, не имеет.

Аргументов у прогрева на ходу гораздо больше: во-первых, в движении мотор прогреется намного быстрее, равно как и салон автомобиля, во-вторых, вы потратите значительно меньше горючего на единицу пути (в режиме холостого хода расход топлива стремится к бесконечности), в третьих, вам и вашим соседям не придётся дышать токсичными выхлопными газами, которые зимой становятся особенно едкими и опасными. Двигателю не придётся долго работать в «грязном режиме», а значит, вероятность закоксовывания и залегания поршневых колец также заметно снизится. При этом ресурс свечей зажигания и топливных форсунок увеличится.

Безумный российский чип-тюнинг: хороший, плохой, злой.

Наконец, в пользу второго метода красноречиво говорит и рекомендация самих мотористов: будьте уверены, даже если вы привыкли ежедневно выезжать с парковки на холодном моторе, гарантийный срок (а часто в разы больше) двигатель вашего автомобиля прослужит. Это обусловлено применением высококачественных материалов в конструкции агрегата и современных синтетических смазочных материалов, отлично работающих в любых диапазонах температур.

Оптимальный прогрев

Как же выглядит оптимальный прогрев мотора в российских условиях? В этом вопросе не существует единого мнения, однако наиболее приемлемым и правильным вариантом, на наш взгляд, можно назвать следующий алгоритм, пригодный для любых условий и температур.

— запускаем двигатель, включаем подогревы сидений и стёкол, направляем потоки воздуха из дефлекторов на лобовое стекло и зону боковых зеркал;

— выходим из автомобиля, сметаем снег, очищаем фары и номерные знаки от всевозможных загрязнений, проверяем чистоту зеркал и давление в шинах;

— смотрим на тахометр: как только обороты двигателя с повышенных значений начинают снижаться до нормальных, можно отправляться в путь; одновременно с этим, как правило, начинает отдавать тепло салонная печка.

Время прогрева при таком способе будет напрямую зависеть от конкретных условий окружающей среды, при этом вы не будете жечь лишнее топливо и понапрасну тратить время, равно как мёрзнуть в пути или отогревать на ходу замерзающие стёкла. Двигатель вашего автомобиля при этом будет отлично подготовлен к эксплуатации и не подвергнется чрезмерным нагрузкам.

Источник: https://auto.rambler.ru/navigator/38554142-kak-effektivno-i-bystro-progret-motor-zimoy/

Ответы@Mail.Ru: Как долго прогревать двигатель в мороз ? Настолько ли это необходимо?

женщину, прежде чем ею овладеть. тоже нужно разогреть. иначе никакого кайфа — только боль. Так и мотор. Печку включать не надо. иначе греться движок будет раза в два-три дольше

до того как двигатель начнет держать холостые обороты

я прогреваю (по возможности) до сектора С

на автомате обязательно, а то движок стуканет. На механике не стуканет, но плакать будет

Я не прогревал. Вот он и накрылся..

Прогреваю до рабочей температуры! А то у меня потом че нить да зогорится на компе! Чаще Чик Еннджик

Лучше прогреть что бы масло разошлось, детальки прогрелись и встали на свои места и т. д. и т. п. Износ под нагрузкой будет меньше.

Все зависит от автомобиля. В любом случае, как мне кажется, независимо от того, наша она или иномарка, двигатель надо прогревать. А если замерзло все на свете (стекла, ничего не видно) , тут уж не обессудьте, греть надо.

Инжекторный двигатель долго греть не нужно. Лучше проехать первый километр медленно и акуратно — прогреется не только двигатель, но и трансмиссия.

Зависит от марки машины. В германии запрещено стоять на стоянке с заведенным двигателем. Они сразу едут. У нас обычно греют до устойчивых оборотов холостого хода.

Есественно, или лишние деньги есть на ремонт?

как только обороты упадут до нормальных (1.8 или 2 )

многие говорят — иномарка крутая 2-3 минуты и можно ехать -НЕ ТАК!! ! в сильный мороз необходимоминимум до 80-70 градусов !!!все зависит от масла! последствия заканчиваются провернутым вкладышем и дорогостояшим ремонтом на иномарке (50-200 тысяч руб (не старше 2007года) ) а на ВАЗах, за что их люблю, не дороже 10 тысяч.

Да нифига не надо Даже заводить не обязательно Езжай потом заведешь)))

философский вопрос)) ) наверно, один из самых обсуждаемых как только изобрели авто)) ) вообще почему не рекомендуется ездить на замёрзшем двигателе? — потому, что масло должно по системе «размазаться» (вот 1 фактор времени — вязкость масла) , детали двигателя выполнены из разных сплавов (2 фактор — по мере нагрева металл расширяется неравномерно) , коробка передач, которую крутит двигатель (чем «больше» коробка и гуще масло тем дольше греть) , объём двигателя, масло в мостах задубевшее и если тронуться на авто тока что заведённым в мороз, у которого обороты плавают, то может заглохнуть.. . ну и прочее.. . а вообще сами подумайте, вы завели авто в мороз, обороты повышенные и по мере прогрева — падают.. . а представье себе вы сразу тронулись.. . то газуете, то тормозите.. . тахометр пляшет.. . ему несладко, масло в коробке проворачивать, в мосту.. . тем более на современных авто много всего понавешано — гидроусилитель, кондюк.. . я прогреваю так — если всего, например, 5 делений и нормальная летняя темп в прогретом виде 3 деление из 5, то зимой я жду пока будет 1,5 деления и потихоньку еду на ровном небольшом газу.. . вот НО!! ! некоторые греют по минимуму аргументируя тем, что в холостую по холодному циркуляция масла недостаточна и двигатель себя «трёт» посуху.. . насколько я знаю, в некоторых марках так и есть.. . пока не тронешься на свежезаведённую рециркуляция масла недостаточна…

Читайте также:  Citroen подтверждает, что электромобиль e-cmp поступит в 2020 году

двигатель — это тот же спортсмен перед забегом — необходимо разогреть мышцы — а если по правде — двигатель подвержен меньшему износу при работе, когда он разогрет — такая физическая природа материалов, , из которых состоит двигатель — всё проссчитано со времени изобретения двс умными инженерами

Поставь сигналку с автозапуском. Пока попьешь кофе движок и салон прогреются.

современный мотор прогревать нет необходимости, только надо чтобы стрелка температуры стронулась сместа и в путь без реских троганний находу быстрей прогреется это написанно даже в инструкции с автоматом другая ситуация надо греть хотябы до 50 градусов и в основном летит не двигатель гидро трансформатор так как прокачка масла зимой затруднена совет масло что в двигателе что в коробке желательно заливать зимнее тогда проктически нет необходимости греть

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/22101932

5 способов завести двигатель в мороз

В зимнее время года автомобилисты часто не могут завести двигателя. Традиционно происходит это утром, когда мотор машины окончательно замёрз за ночь, а масло застыло до плотной консистенции. 

Почему возникают проблемы с пуском в мороз?

Главные причины:

  1. Слабый аккумулятор – не держит заряд. Проблема в превышенном сроке эксплуатации, его неправильном использовании, окислении и засорении деталей. 
  2. Свечи зажигания выведены из строя – залиты топливом или загрязнены. 
  3. Поломанный стартер – его мощности не хватает для проворачивания мотора.

     

  4. Избыточное или недостаточное количество горючего в камере сгорания или его низкое качество. Разбавленный бензин может заморозить всю топливную систему. 
  5. Загустевшее от холода масло. Оно создает высокое сопротивление подвижных частей двигателя и затрудняет запуск.

    Спровоцировать эту проблему также может непригодное или неправильно подобранное масло.

  • Перед этим отключаете все приборы, потребляющие энергию – обогреватели стёкол, аудиосистему и т.д.
  • Включите зажигание и фары дальнего света, чтобы электролит согрелся и выработал достаточное количество энергии.
  • Выжмите сцепление для коробки, а также попереключайте передачи – вышеперечисленные действия помогут разогреть аккумулятор и масло в трансмиссии.
  • Опустите ручник– ни в коем случае не нажимайте на педаль газа!
  • Далее переведите рычаг в нейтральное положение. Поворачивайте ключ в положение «Запуск двигателя» и полностью выжимаете сцепление.
  • Запускаете стартер не дольше 10-15 секунд, чтобы не перегреть его. Если не завелись с первого раза – подождите около минуты и повторите.
  • Машина завелась? Плавно отпускаете сцепление, если вы на коробке.
  • Можете включить остальные источники электропотребления – не включайте систему обдува на максимальную мощность – случится резкий перепад температуры в салоне, рекомендуем установить минимальный или средний режим, даже в сильный мороз.
  • Прогреваетесь около 10-ти минут. За это время можно привести автомобиль в безопасное рабочее состояние – очистить кузов от снега, убрать лёд и иней со стекол и тд.

В качестве профилактики не забывайте чистить аккумулятор. Поскольку грязь забивает его клеммы и не даёт полноценного прогрева двигателя и искры. Предотвратить это достаточно просто – протирайте клеммы сухой тканью, уделяя особое внимания промежуткам между ними.

Система зажигания должна быть включена. Поочередно снимайте провода со свечей. Если вы сняли провод с одной, а звук мотора не изменился – она не исправна. Затем выявляем конкретную проблему. 

Если свечи залиты – снимите и осмотрите каждую. Если она сырая, в бензине, значит её залило топливом. Искра зажигания в таком случае не воспламеняет свечу, а топливо напротив, заливает её. Также неисправность можно обнаружить, если при попытке запуска двигателя из выхлопной трубы идет белый дым.

Решить проблему на месте можно продув цилиндры, благодаря этому свечи просушатся на время. Откройте воздушную заслонку карбюратора. Прокрутите двигатель стартером, при этом выжимайте газ. Воздух попадёт в камеру сгорания и свечи подсушатся.

Если нет времени разбираться с системой зажигания или на улице слишком холодно, воспользуйтесь стартовой жидкостью, рекомендуем Быстрый старт Aim-One. Современные присадки содержат в составе влаговытесняющие вещества и позволяют искре воспламенить даже залитые свечи в мороз. Если у вас есть время и нет необходимости немедленно ехать, то можно вручную очистить свечи.

Для этого они снимаются и очищаются щеткой и специальным моющим средством. Очень важно их не просто высушить, но и прогреть. Устанавливать обратно в камеру сгорания только нагретыми.

Если свечи загрязнены – они приобретают черный цвет и налёт, так откладывается сажа. Это показатель некачественного топлива, которое при сгорании оставляет отложения. Так же это показатель засоренного фильтра.

Либо неисправно работает инжектор или карбюратор. Лучшее решение – замена всего комплекта свечей. Если после этого они вновь почернели – необходимо разбираться с системой питания – почистить карбюратор, инжектор, фильтр.

В этом случае необходимо обратиться в автосервис.

Причина №3 – неисправный стартер

Решение – проверяем механику

Проверьте плюсовой провод стартера на контакт и наличие повреждений, присоединяющийся к аккумулятору. Если он отошел или перебит, верните его на место. Если соединение в рабочем состоянии, скорее всего разрядился аккумулятор. Включите свет фар, если он слабый – необходимо зарядить аккумулятор.

Если фары исправны снимите провода с выводов «30» и «50» замка зажигания и кратковременно соедините их между собой. Если стартер начал крутиться – неисправен выключатель зажигания. Верните провода на место и запустите автомобиль. 

Посмотрите на клеммы аккумулятора: если они покрылись белыми отложениями, значит окислились, стартер будет крутить медленно. Налёт можно снять вручную, затем поставить клеммы обратно. 

Перед зимним сезоном проверьте стартер на исправность – возможно придётся приобрести новый. Контакт плюсового провода, втягивающее реле и резиновый наконечник, закрывающего контакт должны быть исправны, не окислены и не ослаблены. В случае чрезмерного износа механизм может перегореть в момент пуска двигателя. 

Бензин низкого качества засоряет фильтры, окисляет масло и негативно влияет на работу двигателя. При регулярной езде на таком топливе на форсунках постепенно образуются отложения. Это нарушает работу двигателя: смещается момент зажигания, появляется стук и шум. 

Разбавленный бензин образует отложения оранжевого цвета, которые плавают прямо в баке. Если в бензобаке присутствует грязь или даже вода, будьте уверенны, двигатель будет глохнуть. Фильтр очистки при таком топливе будет забит теми же оранжевыми массами.

Решение – использование присадок

Слейте бензин полностью и по возможности прочистите бак самостоятельно, если СТО далеко. Воспользуйтесь специальными присадками в топливо. Они смогут повысить октановое число за время, пока вы доедете до АЗС. 

Помимо топлива на запуск двигательной системы при холодной температуре влияет моторное масло.

Оно может либо застыть от мороза, либо так же, как и бензин, оказаться некачественным. Еще одна причина загустения масла – попадание воды. Она может образоваться из-за разбавленного топлива – при запуске двигателя «на холодную» оно не сгорает полностью. Если горючее низкого качества, о чем мы писали выше, то из него выделяется вода и стекает по цилиндрам в масло и замерзает.

Оно может либо застыть от мороза, либо так же, как и бензин, оказаться некачественным. Еще одна причина загустения масла – попадание воды. Она может образоваться из-за разбавленного топлива – при запуске двигателя «на холодную» оно не сгорает полностью.

Проверьте его состояние при помощи масляного щупа. Масло не должно быть вязким и густым, тем более застывать до твердой консистенции.  

Замерзшее масло необходимо «растопить» – зарядите аккумулятор. Можно согреть поддон картера специальными предпусковыми подогревателями двигателя. Не пытайтесь использовать приборы с открытой искрой, например, паяльную лампу или подручные электроприборы – фен или электроплиту! Самый верный вариант – отвезти машину на СТО для замены масла и фильтра. И оставлять автомобиль на ночь в гараже.  

Даже если двигатель удачно завёлся, не забывайте о профилактике – прогревайте его каждые два часа при температуре ниже -20° С. Если нет гаража, то берите аккумулятор домой на ночь. При нехватке времени воспользуйтесь средством для быстрого старта двигателя.

Поделиться страницей:

Tweet

Источник: https://www.aimone.ru/poleznye-sovety-avtolubitelyam/5-sposobov-zavesti-dvigatel-v-moroz/

Прогрев двигателя: теория, практика, мифы и реальность

Страницы: 1 2

В настоящее время не утихают споры: прогревать или не прогревать автомобильный двигатель в мороз. Бывалые автомобилисты уверены, что надо это делать обязательно, а вот инструкции ко многим современным автомобилям говорят об обратном. Точнее сказать, в них предлагается метод прогрева «на ходу», при этом отдельно оговаривается, что прогревать на холостом ходу не рекомендуется!

О вреде прогрева на холостых оборотах и преимуществах прогрева при движении автомобиля написано не мало [1, 3-6 ]: такую информацию можно найти на сайтах авторитетных изданий, сайтах официальных дилеров по продаже автомобилей, на всевозможных форумах от представителей автосалонов.

Основные аргументы против прогрева на холостом ходу:

  1. Загрязнение экологии [1, 3-6]. Дело в том, что пока двигатель не прогрет, блок управления «дает команду» на формирование переобогащенной смеси, что обеспечивает уверенный пуск и стабильную работу непрогретого двигателя. При таком режиме работы токсичность выхлопных газов превышает нормы в разы [3]! В Европе за «медленный» прогрев на стоянке полагаются штрафы – экология превыше всего!
  2. Экономия на топливе [3, 4]. В некоторых публикациях [3] даже приводятся расчеты денежных потерь от пустого и вредного для окружающих прожигания топлива.
  3. Старые стереотипы – в топку! Современные материалы, масла и инженерные решение шагнули намного вперед, поэтому «морозные старты» не страшны для современного двигателя [4, 5].
  4. Медленный прогрев неоптимален [1, 4, 5]: замедляется прогрев масла [5], покрываются нагаром свечи [5], возможен выброс несгоревшего топлива в нейтрализатор, что для него губительно и даже пожароопасно [1, 5].

Опираясь на эти базовые положения, опираясь на четкие указания в руководстве пользователя к автомобилю, а также высказывания авторитетных специалистов именитых фирм [5], что прогревать двигатель на месте нет никакого смысла, а рекомендуется «заводить и ехать», можно сделать, казалось бы, очевидный вывод, что вопрос исчерпан и нет больше предмета для споров!

Но давайте, пока не будем торопиться с выводами, а копнем немного глубже…

Теория: что происходит с двигателем на морозе

Известно, что детали современного автомобильного двигателя внутреннего сгорания изготавливаются из разных материалов [2], которые имеют разные коэффициенты температурного расширения [2].

Из-за этого при низких температурах сопряжение деталей в двигателе становится далеко не оптимальным: либо появляются «опасные» зазоры между трущимися деталями, либо детали слишком плотно прилегают друг к другу [2, 5].

После запуска такого застывшего на морозе двигателя какие-то детали начнут греметь из-за увеличенных зазоров [2], о чем также упоминалось в статье Базовая теория или что происходит с деталями автомобиля зимой, а какие-то детали начнут работать в условиях повышенного трения [2]. Оба рассмотренных случая, без сомнения, ускоряют износ двигателя [2].

Кроме неоптимального сопряжения деталей на износ во многом оказывает влияние качество и вязкость моторного масла. Ранее уже говорилось, что вязкость масла увеличивается по мере уменьшения температуры. Как следствие, в момент холодного пуска некоторые детали двигателя испытывают масляное голодание, что ускоряет их износ [2, 3, 5].

Отдельная и очень сложная тема – влияние термических напряжений на износ некоторых деталей и износ двигателя в целом [3, 5]. В общем виде проблему можно сформулировать следующим образом: неоптимальный прогрев может привести к опасным перегревам некоторых частей тех или иных деталей, что неизбежно ускоряет износ двигателя и в итоге может привести к его переборке [3].

А теперь внимание!

Увеличение оборотов двигателя при неоптимально сопряженных трущихся деталях еще сильнее увеличивает их износ и может стать причиной задиров и прочих деформаций [2].

В еще непрогретом двигателе увеличение оборотов приводит к увеличению термического напряжения некоторых элементов цилиндропоршневой группы [3], что еще быстрее приближает мотор к капитальному ремонту.

Увеличение оборотов двигателя в условиях масляного голодания трущихся поверхностей приводит к резкому возрастанию сил трения, а следовательно, к увеличению температуры этих поверхностей, а следовательно, к тепловому расширению трущихся деталей, и в финале из-за неравномерного расширения этих деталей все может закончиться заклиниванием [2] (читайте: капитальным ремонтом двигателя).

Практика: стартуем сразу, экология важнее всего!

Как вы уже поняли, на морозе в только что заведенном двигателе протекает множество неблагоприятных процессов, каждый из которых в той или иной степени влияет на общий износ, который с ростом оборотов  усугубляется еще сильнее. Тогда почему же повсеместно рекомендуют стартовать сразу после пуска двигателя?

Причин здесь несколько. Во-первых, считается, что конструкции современных двигателей, материалы, из которых изготавливаются детали, а также моторные масла уже настолько совершенны, что описанные выше процессы не оказывают сильного негативного влияния при холодном пуске [4].

Справедливости ради следует отметить, что по этому поводу существует несколько иное мнение, а именно, несмотря на достигнутые высоты, полностью решить проблему холодного запуска пока не удалось [2].

Во-вторых, представленные выше аргументы против прогрева на холостых оборотах также подтверждают рациональность «быстрого» старта.

В общем виде алгоритм «быстрого» старта можно описать следующим образом [1, 3-6]:

  1. Запуск и последующий прогрев двигателя на холостых оборотах в течение примерно 0,5-2 минут.
  2. Начало движения без резких ускорений на средних оборотах двигателя (примерно 2000-2500 оборотов в минуту) [1, 3, 5, 6]. Для двигателей BMW официальный дилер дает более смелые рекомендации, а именно, не раскручивать его до предельных оборотов и стараться не давать ему максимальных нагрузок [4].

Пока все более-менее логично: все совершенствуется, законы физики постепенно «покоряются» гению конструкторов, да и забота об экологии играем немаловажную роль. Идем далее…

Мифы: взглянем на все с изнанки

А теперь перечитаем все доводы в пользу «быстрого» старта и попытаемся взглянуть на все нестандартно.

Итак…

Наблюдение №1.

Во всех публикациях [1-6] косвенно говорится следующее: пока двигатель не прогрелся, его следует хоть как-то поберечь (не нагружать полностью, держать средние обороты), а это однозначно подтверждает тот факт, что до момента прогрева двигателя трущиеся детали работают в неоптимальном режиме (читайте: быстрее изнашиваются). И если бы износ двигателя в режиме прогрева был реально незначительным, то и не было бы таких «остерегающих» рекомендаций – везде бы писали, что в мороз надо заводить и сразу давить газ в пол!

Наблюдение №2.

Считается, что медленный прогрев неоптимален и даже вреден для двигателя [1, 4, 5], а вот прогрев на средних оборотах и с умеренной нагрузкой – самое то, что надо! Но тогда возникает логичный вопрос: почему автомобилестроители упорно не реализуют защиту «от дурака», от тех «дикарей», которые все еще прогревают машины, – задрали бы холостые обороты при прогреве в мороз до средних, и проблем бы стало меньше. Судите сами: прогрев был бы оптимальным и быстрым, экология страдала бы меньше – чем быстрее прогреется, тем быстрее токсичность выхлопных газов придет в норму. Почему они так не делают?

Почему у моего автомобиля BMW E39 двигатель M54 при температуре -27°C в момент запуска выдает примерно 1100 оборотов в минуту, а через несколько минут они падают до 800 оборотов в минуту? Неужели эти гениальные конструктора, спроектировав продуманный до мелочей автомобиль, не знали, что в мороз примерно через 30 секунд после старта надо задрать обороты до 2500 как раз на тот случай, если водитель не спешит трогаться в путь, и это оптимально прогревало бы двигатель с минимальным ущербом для экологии?

Осмелюсь предположить, что ответы на эти вопросы не так прозрачны и очевидны, как преподносится ситуация в целом, и возможно, никто из автопроизводителей не хочет умышленно «убивать» свое детище собственными руками!

Более того, если у кого-то в мороз на холостом ходу наблюдаются обороты более 2000 оборотов в минуту, то в большинстве случаев это считается неисправностью.

Наблюдение №3. А действительно ли ведется борьба за экологию, если прогреваться на ходу? Если подумать, то ответ неоднозначен! Например, в [3] борьба за экологичность при  прогреве на ходу подвергается большому сомнению, что вполне логично.

Судите сами: под нагрузкой и с учетом переобогащенной смеси двигатель будет «гадить» еще сильнее, чем на стоянке. В таком случае абсолютное количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, будет больше, чем при прогреве на холостых оборотах [3].

Так в чем же заключается борьба за экологию?

А заключается все в очень простой для понимания толпы вещи: не надо вонять под окнами у соседа, а надо поскорее от этих окон уехать.

Чтобы выявить ущерб для экологии от того или иного режима эксплуатации автомобиля, необходимо проводить сложные исследования, которые могут, кстати, показать и противоположный от ожидаемого результат.

А вот чаяния конкретных групп граждан очевидны и без всяких исследований, поэтому применяются для защиты их прав соответствующие меры, вот только к экологии, пусть даже в масштабе города, это не имеет никакого отношения.

Подмена понятий – стандартный политический трюк!

Страницы: 1 2

Порекомендуйте статью друзьям:

Источник: http://www.car-tales.ru/explantation/service/progrev-dvigatelya-teoriya-praktika-mify-i-realnost/

Холодный запуск двигателя: нужно ли прогревать двигатель в морозы?

Нужно ли после пуска выстуженного мотора прогревать его на месте, или можно сразу отправиться в путь?

Механика, забывшего прогреть мотор броневика, в лихие годы могли и к стене поставить — за вредительство. В те времена машину прогревали медленно, постепенно, оберегая от повреждений. Но современные двигатели в этой процедуре не нуждаются, их надежность стала неизмеримо выше.

Благодарить за это следует не только конструкторов и технологов, но и разработчиков новых материалов, топлив, технических жидкостей, высококачественных смазок. В то же время теперь больше возможностей беречь живую природу, для которой автомобиль — далеко не лучший друг. Конечно, мы его используем.

Но разумно ли используем?

У это й проблемы две стороны.

Первая — техническая: какой режим прогрева лучше для мотора? Вторая — экологическая: как совместить любовь к автомобилю с бережным отношением к планете?

Холодный пуск, особенно после сильных морозов, для поршневого двигателя тот еще стресс! Зазоры между стылыми деталями совершенно не те, что должны быть на горячем двигателе, — вспомните о тепловом расширении разнородных материалов. К тому от предыдущей поездки на них остался лишь тонкий налет масла.

А что в картере? Неразумно экономить, покупая масло сомнительного происхождения, но подешевле. Кстати, если двигатель исправен, то затраты даже на самое лучшее масло несравнимы с расходами на топливо. Скажем, вы сменили масло, потратив $60, до следующей замены предполагаете проехать 10 000 километров.

Сколько денег уйдет на топливо? $900–1300! Впечатляет? Сэкономив несколько тысяч тенге н, а масле, рискуете купить продукт, который существенно сократит ресурс двигателя. Например, в ядреный мороз горе-масло настолько густеет, что непосредственно после пуска двигателя к трущимся парам почти не поступает.

Уж лучше бы мотор в такой мороз вообще не завелся — ведь интенсивный износ неизбежен.

Когда список российских автомобильных масел был короче надписи на заборе, родилась байка: «Один холодный пуск изнашивает детали холодного двигателя, как 1 000 километров реального пробега». И немалая доля правды в этом была.

«Жигулевское» масло в 25-градусный мороз само по себе из банки не вытекало.

Бывало, через 10–15 секунд после пуска мотор начинал стучать: масло, выкачанное насосом, не стекало обратно в картер, оголившийся приемник насоса прихлебывал воздух, загоралась лампа «низкое давление».

Сегодня можно купить моторное масло по сезону. Но все первые секунды после пуска двигатель работает при минимуме смазки. Вот тут важны и свойства масла, и исправность всех систем.

При пуске с полуоборота о масляном голодании можно и не говорить. Но у некоторых чудаков моторы всегда заводятся плохо — а несгоревший бензин, конденсируясь на стенках цилиндров, смывает остатки масла.

Преждевременный ремонт двигателя неизбежен.

Если, используемое в двигателе масло правильное, то оно и в мороз сохраняет достаточную текучесть и возможность пуска двигателя без чрезмерного износа. Но — не в любой мороз! Большинство автопроизводителей оговаривают нижний предел температуры, при которой пуск двигателя еще возможен.

Это всего лишь -25 по Цельсию. Если житель Якутии в 60-градусный мороз раскатывает на машине, мы рады з, а него, но условия заводских гарантий, в сущности, нарушены. Отвечать за последствия — владельцу. А мотор — еще не вся машина.

Крепко достается в мороз коробке передач, сайлент-блокам, шинам, амортизаторам и т. д.

Так что же, греть на месте или сразу ехать? При низких оборотах холостого хода в цилиндрах сгорает мало топлива, прогрев затягивается, зато меньше конфликтов между расширяющимися деталями из разных материалов. А при прогреве мотора в движении, с нагрузками термические напряжения в деталях порой значительны.

В то же время на холостом ходу удлиняется переход от холодного состояния двигателя к горячему, замедляется прогрев масла, покрываются нагаром и капризничают свечи, а перебои в двигателе — это выброс несгоревшего топлива в нейтрализатор, что и для него губительно, и к пожару может привести.

Итак, сам по себе пуск холодного двигателя и его прогрев, с точки зрения железок, в любом случае вреден. Им бы вообще не работать. Но что думают об этом специалисты автомобильных компаний? Большинство из них считает, что прогрев двигателя на месте ничем не оправдан.

Сегодня куда более важны экологические проблемы. Мотор, тарахтящий на холостом ходу, — источник целого букета токсичных соединений. С переходом от карбюраторов к впрыску жить стало проще, но не во всем. Даже инжекторный двигатель, пока он не прогрет, для устойчивой работы требует обогащения смеси. Вот такая и подается в цилиндры.

Короче: если используете современные высококачественные масла, прогревать мотор на холостом ходу нет необходимости. Польза от этого туманна, а вред очевиден. Правильнее пустить двигатель, подождать, пока закачается масло в головки цилиндров, это примерно секунд 30 для рядовых легковушек, и, убедившись, что все в порядке трогаться.

Конечно, не следует сразу же давить педаль акселератора в пол. Километр-другой дадим мотору прийти в норму, а заодно разогреем движением агрегаты трансмиссии, шины, всевозможные резинки в подвеске, амортизаторы. В конечном счете машина прогреется и нанесет минимум вреда окружающей середе — и нам с вами.

Увы, в пику бережному отношению к природе у нас назойливо рекламируют всевозможные системы для дистанционного пуска двигателя. Мол, к вашему выходу из дома не только мотор, но и салон автомобиля будет теплым. Убедить владельца в зловредности этой опции далеко непросто. Порой вся надежда на кактус.

Источник: ЗР.

Источник: http://nkregion.kz/analytics/aboutall/auto/95-progrev.html

Ссылка на основную публикацию