Сложное маневрирование на автомобиле

Сложное маневрирование на автомобилеПод маневрированием понимается изменение скорости, и направления, применяемое на ограниченных участках, в стесненных условиях движения.

Водители прибегают к маневрированию лишь в крайних случаях, учитывая, что это связано с движением на низших передачах и вызывает повышенный расход топлива, и износ материальной части.

Водитель должен выполнять маневр в короткое время, чтобы не мешать продвижению другого транспорта, соблюдать все меры предосторожности, минимально расходуя топливо (т. е. не давая больших оборотов валу двигателя) и не допуская излишних напряжений в агрегатах автомобиля.

Сложное маневрирование на автомобилеРис. 1. Схемы разворота автомобиля

Разворот

  • Разворот применяется в узких проездах (ширина которых меньше радиуса поворота автомобиля), когда требуется повернуть автомобиль для следования в обратном направлении.
  • Разворот представляет собой маневрирование, состоящее из ряда последовательно проводимых взаимозависимых приемов.
  • Для успешного выполнения разворота необходимо:
    — заранее наметить место, наиболее отвечающее требованиям быстрого маневра, для того чтобы не мешать продвижению другого транспорта;
    — подать рукой предупредительный сигнал о снижении скорости;
    — снизить скорость, перейти на низшую передачу;
    — для максимального использования ширины проезда принять насколько можно вправо и остановиться;
    — если дорога свободна, то, вращая руль до отказа, повернуть влево и направить автомобиль к противоположной стороне проезда;
    — перед самой остановкой (не доезжая 1 м до противоположного края), энергично действуя рулем, повернуть колеса в обратную сторону;
    — осмотреться по сторонам и назад, дать предупредительный сигнал, направить автомобиль задним ходом к противоположной стороне проезда;
    — не доезжая до противоположного края, быстро действуя рулем, снова повернуть колеса в обратную сторону;
    — осмотреться, направить автомобиль вперед и двигаться в новом направлений.

Разворачиваться можно в пределах проезжей части дороги, а также с заездом в ближайшие ворота, переулок, с переездом через придорожную канаву, по мостику (рис. 1).

Так как маневрирование на проезжей части мешает движению другого транспорта, то разворот надо выполнять быстро, но без суетливости, с правильным расчетом движения на ограниченном пространстве.

Чтобы разворот ускорить, надо наиболее полно использовать ширину проезжей части, сокращая путь движения автомобиля за счет поворачивания колес в противоположную сторону перед остановкой в крайних положениях, и использовать боковые проезды.

При разворотах необходимо строго соблюдать все меры предосторожности: повысить внимательность, своевременно подавать сигналы, не превышать скорость движения и т. п.

Проезд ворот

Проезд ворот представляет собой сложный маневр в узком, ограниченном пространстве. Безошибочный проезд ворог требует хорошего глазомера, правильного водительского расчета, умения сопоставить габаритные размеры автомобиля с габаритными размерами проезжаемых ворот и сделать вывод о возможности и способе проезда.

Способ проезда ворот выбирается в зависимости от их типа (арочные, тоннельные), расположения выше или ниже уровня дороги, под прямым или острым углом к тротуару, ширины, назначения въезда в ворота и возможности развернуться во дворе для выезда передним ходом. Проезд ворот может производиться передним и задним ходом, с хода и с места.

Сложное маневрирование на автомобилеРис. 2. Схемы въезда передним ходом в ворота справа на прилегающей стороне

Техника проезда ворот включает следующие приемы:

— приближение к воротам, оценку обстановки движения, глазомерное определение типа и размеров ворот, выбор способа проезда, установку автомобиля в исходное для въезда положение, подачу предупредительных сигналов;
— въезд в ворота, проезд ворот и выезд из ворот.

При въезде в ворота передним ходом необходимо стремиться к тому, чтобы ось движения автомобиля совпадала с осью ворот, при этом важно следить за продвижением задней части автомобиля, особенно на повороте. При въезде, задним ходом в ворота арочного типа автомобиль надо направлять мимо ближайшего угла ворот, а при въезде в ворота тоннельного типа — вдоль стенки, обязательно проверяя продвижение передней части автомобиля.

При въезде передним ходом в ворота справа на прилегающей стороне (рис. 2) необходимо снизить скорость, перейти на низшую передачу и, подавая предупредительный сигнал, въезжать в ворота с таким расчетом, чтобы свободно прошли задние колеса.

Сложное маневрирование на автомобилеРис. 3. Схема въезда задним ходом в ворота справа на прилегающей стороне: А, Б — на узкой улице; В — на широкой улице

Въезд задним ходом в ворота справа на прилегающей стороне (рис. 3) — более сложный маневр.
Установка автомобиля в исходное положение для въезда в ворота задним ходом на улицах с интенсивным движением недопустима, а на улицах с небольшим движением должна занимать, возможно, меньше времени, чтобы не мешать движению другого транспорта.

Для въезда задним ходом в ворота слева на противоположной стороне надо, проехав мимо ворот примерно двойную длину автомобиля, подавать назад в ворота, не мешая встречному или попутному движению.

Для въезда в ворота тоннельного типа, расположенные под острым углом к тротуару, необходимо развернуться и, возвращаясь назад, въезжать в ворота передним ходом.

Так как проезд ворот происходит в условиях ограниченной видимости, обязательно соблюдение мер предосторожности (повышенная внимательность, сниженная передача, небольшая скорость, подача предупредительных сигналов).

Установка автомобиля на ограниченном месте

  1. Установка автомобиля на ограниченном месте состоит из следующих приемов:
    — приближения к месту установки на малой скорости;
    — быстрой глазомерной оценки обстановки движения и размеров ограниченного пространства;
    — выбора способа установки автомобиля;
  2. — маневрирования на малой скорости и пониженной передаче с соблюдением мер предосторожности и подачей предупредительных сигналов, установки автомобиля относительно других рядом стоящих автомобилей и места стоянки.

При продвижении автомобиля в стесненных условиях решающее значение имеет твердое знание габаритных размеров автомобиля и умение на глаз определить размеры ограниченного пространства, чтобы быстро принять решение о возможности установки автомобиля.

Так как маневрировать приходится на коротких дистанциях, то действовать рулем нужно энергично, эффективно используя каждый сантиметр свободной площади (подобно действию рулем при разворотах), но ни в коем случае не допускать вращения руля при неподвижном автомобиле.

В случае остановки с хода вдоль тротуара надо так рассчитать движение, чтобы установить автомобиль строго параллельно кромке тротуара. Никогда не следует становиться вплотную к тротуару, так как отъезд от него будет затруднен из-за невозможности повернуть передние колеса. Кроме того, это может привести к повреждению шин.

Приближаясь к тротуару, надо так рассчитать движение по правому крылу и положению кузова, чтобы между колесами и бортом тротуара остался промежуток (не более 10 см). В противном случае придется излишне маневрировать и расходовать топливо.

Так, для того чтобы отъехать от тротуара, нужно осаживать автомобиль назад и одновременно поворачивать колеса влево. Если вплотную к тротуару стоят не только передние, но и задние колеса, то придется трогаться вперед, поворачивая передние колеса насколько можно влево.

При необходимости этот маневр надо повторять, пока автомобиль не отойдет от тротуара настолько, чтобы можно было начать движение в требуемом направлении.

Сложное маневрирование на автомобилеРис. 4. Схема установки автомобиля вдоль тротуара между двумя автомобилями

Установка автомобиля вдоль тротуара усложняется, когда надо его припарковать между другими машинами, Водитель допустит ошибку, если захочет поставить свой автомобиль передним ходом.

Так можно сделать только в том случае, если промежуток между машинами превышает двойную длину автомобиля, и совершенно невозможно, когда это расстояние менее указанного. Поэтому, прежде чем ставить автомобиль, следует быстро на глаз определить, достаточно ли свободного места.

Определив, что места достаточно, водитель проезжает вперед, равняясь по впереди стоящему автомобилю (с интервалом от него не менее 1 м), принимает влево, останавливается, включает задний ход и, повертывая рулевое колесо сначала вправо, а затем влево, осаживает свою машину в свободный промежуток между двумя стоящими вдоль тротуара автомобилями. Когда задние колеса займут требуемое положение, водитель включает передний ход и, поворачивая передние колеса вправо, выравнивает автомобиль относительно других автомобилей и борта тротуара (рис. 4).

Если автомобиль остановился слишком далеко от тротуара, его можно приблизить следующим образом: осадить как можно дальше назад, затем, очень медленно продвигаясь вперед, круто повернуть руль вправо, а с середины пути — влево. Это повторяется до тех пор, пока автомобиль не займет требуемого положения.

Если нужно поставить автомобиль на стоянку под прямым углом к тротуару, водитель проезжает вдоль стоящих машин и в пределах свободного пространства поворачивает налево, проезжает вперед на длину автомобиля и, включив задний ход, осаживает автомобиль перпендикулярно к тротуару (рис. 5, А).

Остановив автомобиль у тротуара, водитель включает передний ход и выравнивает свою машину относительно других.

Для установки под косым углом водитель проезжает свободное пространство в прямом направлении на длину автомобиля, останавливается, включает задний ход, осаживает автомобиль к тротуару и затем выравнивает его (рис. 5, Б).

Перед тем как отъехать от тротуара, водитель должен осмотреться в стороны и вперед, начать движение с таким расчетом, чтобы не наехать на проходящих поблизости пешеходов, не задеть рядом стоящий автомобиль и не мешать мимо проходящему транспорту.

В тех случаях, когда требуется поставить автомобиль на эстакаду, водитель включает низшую передачу и медленно направляет колеса вдоль ограничителей, а при подъеме на эстакаду, равномерно увеличивая подачу горючей смеси, чтобы быть готовым немедленно остановить автомобиль, как только он займет нужное положение. После установки автомобиля на эстакаде его надо надежно затормозить ручным тормозом и включением низшей передачи.

Сложное маневрирование на автомобилеРис. 5. Схема установки автомобиля у тротуара: А — под углом 90 гр., Б — под углом 45 гр.

Постановка автомобиля в гараж, на стоянку включает проезд ворот и маневрирование на месте стоянки.

Техника проезда гаражных ворот такая же, как и проезда обычных ворот. Въезжать в небольшой гараж надо задним ходом, в большой гараж (со стоянкой манежного типа или многоэтажный с пандусами — межэтажными спусками) — передним ходом.

Каков бы ни был принят способ расстановки автомобилей в гараже (однорядный, елочный, многорядный и др.), автомобиль всегда ставят на место стоянки задним ходом, чтобы выезжать можно было передним ходом.

Маневрирование в гараже и на внутригаражном проезде между двумя рядами автомобилей требует от водителя точного глазомера, правильного водительского расчета и повышенной осторожности.

Для того чтобы не допустить наезда на другой автомобиль, водитель при маневрировании в гараже должен включать низшую передачу и двигаться на малой скорости, очень плавно подавая горючую смесь.

Читайте также:  Что делать, если лишили прав автовладельца, не имеющего водительского удостоверения?

Надо так рассчитать установку автомобиля на ограниченном пространстве, чтобы достигнуть требуемого положения при минимальном маневрировании, меньшем расходе топлива, без резкого торможения, излишнего пробуксовывания сцепления, не допуская перегрева двигателя, строго соблюдая меры предосторожности (повысить внимательность, снизить скорость движения, подавать предупредительные сигналы).

Думать за всех. Разбираем типичные ошибки водителей грузовиков – Безопасность и страхование – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

Вождение грузовика имеет ряд особенностей, которые не всегда понятны рядовому водителю. Что делать, чтобы не попасть в ДТП с грузовиком? Как понять, что он таит в себе потенциальную опасность? Разберем несколько примеров, которые добрые люди засняли на свои регистраторы.

Наверное, было бы интереснее выбрать только те ситуации, о потенциальном возникновении которых водители легковых автомобилей даже не догадываются. Сделать этакий шок-контент в формате «Сосед избежал ДТП, рассказываю, как он это сделал».

Но это было бы не совсем правильно с практической точки зрения. Поэтому поставим задачу иначе: не шокировать, а попытаться предупредить реальные ДТП, напомнив о наиболее опасных ситуациях на дороге с участием грузового транспорта.

Некоторые примеры покажутся банальными, но бог с ним. Главное — чтобы это было полезно.

Я тебя не вижу

Начнем с самого простого — со «слепой» зоны справа от кабины. О том, что на многих грузовиках из-за руля не видно, что происходит в этой зоне, многие знают. Поэтому подробно останавливаться на данной ситуации не будем, но не вспомнить это видео просто невозможно. Хотя бы с одной целью — поржать (внимание — ненормативная лексика!).

Мем смешной, но ситуация, конечно, страшная. И до абсурда типичная. Как в эту зону лезли, так и лезут, а мамы потом вынуждены вызывать гаишников. Вот как это выглядит со стороны.

В общем, без комментариев. Не хотите быть убитым фурой или орать в истерике — помните об этой зоне.

Впрочем, есть зона еще опаснее. Как ни странно, она находится прямо перед капотом грузовика (даже если он бескапотный). Смотрим видео.

В этой ситуации надо разобраться чуть подробнее. Часто в нее попадают как раз справа — выезжая из одной «мертвой» зоны, попадают в другую.

Если после серии таких маневров легковушка оказывается на минимальном расстоянии от кабины грузовика, водитель последнего даже не всегда почувствует, что уперся в какой-то автомобиль и потащил его перед собой.

Бывало, что тягач толкал машину больше двух километров — дорога была пустая, посигналить некому, а бедолага в легковушке ничего сделать сам не мог.

Вывод простой: никогда не пытайтесь встать справа или справа/спереди около кабины грузовика.

 

Да, сейчас у водителей очень многих тягачей стоит большое количество зеркал для контроля этих зон, но есть и те, кто их не имеет или забывает ими пользоваться.

Если перестраиваетесь перед грузовиком, старайтесь сами увеличить дистанцию — так шофер гарантированно заметит вашу легковушку перед собой.

К сожалению, в подобных ДТП страдают не только машины, но и пешеходы. Наверняка многие вспомнят жуткую историю про мать, которая буквально затолкала коляску с ребенком под КАМАЗ в Екатеринбурге. Вот похожая ситуация в подмосковных Люберцах. Правда, тут детей под грузовик затащила бабушка.

Мне не хотелось бы говорить что-то плохое про матерей, на глазах которых погибли их дети (в первом случае — трехмесячный ребенок в коляске, во втором, на видео, — пятилетняя внучка женщины), но вина в этих трагедиях лежит на них.

Во всяком случае, так говорят и здравый смысл, и следствие, в ходе которого мать из Екатеринбурга была признана виновной в смерти собственного ребенка. Ну, о правовых вопросах говорить не будем, но факт остается фактом: о «слепых» зонах помнить нужно всегда.

И имейте в виду: чаще всего жертвами среди пешеходов в этих ситуациях становятся дети и люди пожилого возраста.

Хорошо стоим!

Теперь перейдем к менее очевидной, но тоже очень распространенной ситуации. Но сначала — немного физики.

Кто скажет, как зависит тормозной путь автомобиля от его массы? Чем тяжелее машина, тем больше путь? А вот и нет. Трудно поверить, но тормозной путь вообще никак не зависит от массы. Сейчас попробую это объяснить.

Сложное маневрирование на автомобиле

Торможение — это отрицательное ускорение. Ускорение можно рассчитать по второму закону Ньютона: F = ma, откуда a = F/m, где а — искомое ускорение, F — сила, действующая на тело, а m — его масса. Ну, с массой все понятно. А что насчет силы F?

На автомобиль действуют несколько сил. Вниз его прижимает сила тяжести (mg, где g — ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2), снизу на колеса вверх давит сила реакции опоры N. Эти две силы себя взаимно компенсируют, то есть N = mg (иначе машина бы провалилась вниз или улетела в небо).

Остается только одна сила, направленная против движения, — сила трения (Fтр). Ее вычисляют по следующей формуле: Fтр = μN, где μ — коэффициент трения, а N — та самая сила реакции опоры. А N, как мы выяснили выше, это не что иное, как mg. И в итоге сила трения у нас равна: Fтр = μmg. Вроде пока все понятно.

Теперь в самую первую формулу ускорения a = F/m вместо безликого F подставим полученную нами силу трения Fтр, которая, как выяснилось, равна μmg. Получается такое выражение: а = μmg/m.

Тут же сокращаем массу m и получаем, что ускорение можно рассчитать по формуле а = μg. А так как ускорение в нашем случае — это то же самое замедление, но с обратным знаком, то оно никак не зависит от массы. Вообще никак.

Есть только коэффициент трения и ускорение свободного падения.

В автошколе нас учат, что тормозной путь зависит от квадрата скорости, про массу ничего не говорят (на экзамене даже есть один вопрос в билете на эту тему). Это действительно так, но, наверное, не стоит превращать наш материал в урок физики (хотя это интересно).

Сложное маневрирование на автомобиле

И все же при этом все знают, что в реальной жизни легковой автомобиль почти всегда остановится быстрее грузового. Однако с массой машин это никак не связано, а связано с конструктивными особенностями тормозов. На легковых машинах привод тормозов гидравлический, на грузовиках чаще встречается пневматический или комбинированный (как правило — пневмогидравлический).

Так вот, время срабатывания гидравлических тормозов составляет около 0,1–0,4 секунды, а пневматических — до 1,4 секунды (если в качестве примера взять тягач с полуприцепом). За разницу — приблизительно 1 секунду — на скорости 60 км/ч грузовик проедет почти 17 м. Поэтому путать остановочный и тормозной пути нельзя — это разные вещи.

К сожалению, водители легковых машин об этом часто забывают. Смотрим видео.

На первый взгляд, ситуация спорная. Вроде бы водитель фуры ехал слишком быстро, не рассчитал скорость и дистанцию, не смог вовремя остановиться и вылетел через пешеходный переход. Но давайте посмотрим на действия водителя белого хэтчбека. Вот он смог накосячить в каждом своем движении. А это уже талант.

Итак, у фуры периодически загораются стоп-сигналы, затем он включает левый поворот. В тот момент, когда «поворотник» уже мигает, малолитражка идет на опережение (чего делать нельзя).

При этом она не перестраивается на левую полосу, а движется между полос (еще одна ошибка — водитель не смог оценить ширину проезжей части и правильно расположить на ней ТС).

Ну а потом — эпик фейл: водитель постарался побыстрее вернуться на полосу фуры и оттормозиться перед ее носом в такую погоду — это поступок очень мужественный и крайне неумный. Да, водитель решил пропустить пешехода, и это похвально. Но так тормозить перед грузовиком не стоит.

Еще более наглядная иллюстрация неправильной оценки остановочного пути грузовика — ситуация с «учителем», который пытается испугать водителя фуры.

Тут просто классика жанра — непонимание того, из чего складывается остановочный путь. Не забываем: тормозной путь грузовика такой же, как у легкового автомобиля, остановочный — значительно больше.

Универсальный совет один: прежде чем «давать по тискам», будет очень здорово посмотреть в зеркало заднего вида. 

В конце концов, водитель большегруза может просто уснуть и не заметить, что поток останавливается на светофоре.

В моей практике был такой случай возле Твери: я стал тормозить перед светофором и одновременно следил за КАМАЗом, который шел следом. Он тормозить вообще не думал, хотя нам уже давно горел красный. В конце концов нервишки не выдержали, и я съехал со светофора на обочину. КАМАЗ пролетел на красный.

Благо время было около четырех утра и перекресток был пустым. КАМАЗ так и упылил к горизонту. Зачем он так сделал — я не знаю, но до сих пор рад, что смотрел в зеркала.

А что сбоку?

Если про дистанцию еще многие помнят, то про интервал у нас думают редко. А зря. Давайте посмотрим еще одно видео (внимание, ненормативная лексика!).

Сейчас бы еще раз сходить по-маленькому в курс физики, но, думаю, это будет явный перебор. Поэтому перейду просто к цифрам: боковой ветер в 15 м/сек. уже способен положить на бок еврофуру. А 15 м/сек. — это не так уж много. Это даже еще не ураган.

Хорошо, что та ситуация, что показана на видео, в жизни случается не так уж часто. Но при выполнении некоторых условий она очень даже вероятна при гораздо менее серьезном ветре. Итак, почему грузовик был так близок к перевороту?

Обратите внимание на такую деталь: пока справа от фуры есть деревья, она более-менее на дороге держится. Но при выходе на открытое пространство на въезде на мост она очень близка к опрокидыванию. Эх, все-таки придется немного заняться расчетами.

Возьмем средний размер еврофуры: 13,5х2,45 м.

Боковая площадь получается 33 кв. м. Неплохой такой парус. Теперь посмотрим, как сильно в этот парус сможет давить ветер. Формула расчета силы на один квадратный метр будет такой: F=0.61V2/9,8, где V — скорость ветра в м/сек., а 0,61 — половина плотности воздуха в нормальных условиях.

Читайте также:  Добавлены правила организованной перевозки группы детей автобусами

Допустим, что дунул порыв в 20 м/сек. В таком случае на один метр придется сила в 24,9 кгс, а на 33 кв. м фуры — почти 822 кгс. Почти тонна. Однако все эти расчеты справедливы для статичного положения. В динамике физика намного сложнее, что делает прогнозирование поведения машины более затруднительным.

А на практике — более сложным для управления.

Сложное маневрирование на автомобиле

Вернемся к видео. При выезде из-за препятствия (в нашем случае — деревьев на обочине) ветер не просто подул в бок, а сделал это порывом. А как мы поняли из расчетов выше, сила толчка могла быть очень существенной — в тонну и больше. На дорогах такая ситуация возникает не очень часто.

Гораздо чаще переворот провоцируют сами водители. В случае бокового порыва ветра возникает рефлекторное желание поворотом руля вернуть машину на траекторию. И хорошо, если в этот момент ветер еще дует — шансы все сделать правильно есть. Но часто порывы ветра очень кратковременные.

Тогда происходит следующее: водитель рулем компенсирует давление порыва, но в этот же момент порыв ветра прекращается. Машина восстанавливает траекторию слишком активно, водитель крутит руль в другую сторону. В этот момент еще один порыв — и грузовик лежит на боку.

Остановить такую динамичную раскачку очень сложно.

Да, поездки в таких условиях — не сахар. Но решение есть. Во-первых, в ветер надо сбросить скорость, а при выезде на открытые участки быть готовым к его значительному усилению. А если едете на легковой машине в сильный ветер — подглядывайте за большегрузными соседями по потоку. Если видите, что фура ведет себя нестабильно, ни в коем случае не лезьте на обгон и даже на опережение.

Кроме того, есть еще одно правило. Смотрим этот ролик.

Вот тут как нигде лучше видна типичная ошибка — несоблюдение бокового интервала. Казалось бы: есть между машинами зазор — и ладно. Но в момент проезда фуры рядом с другой машиной между ними возникает разрежение воздуха. И машины пытаются «слипнуться».

Пока они идут вдоль друг друга, это чувствуется слабо. Но в конце их начинает затягивать друг за друга. И если кто-то переборщит со скоростью, не учтет вес автомобиля и дорожные условия, он имеет хорошие шансы улететь с дороги. Вот это и произошло на видео.

У ДТП такого рода есть одна очень опасная особенность: встречная машина всегда тянет на свою, то есть на встречную, полосу. 

Лишним боковой интервал не бывает, а при разъезде со встречной фуре на гололеде — тем более.

Туда-сюда

Следующие две ситуации могут возникнуть и с легковым автомобилем, но в случае с фурой последствия будут тяжелее в силу уникального умения полуприцепа (и прицепа тоже) «складываться». Речь идет о затяжных подъемах в снег и гололед.

О причинах неудачного подъема говорить не будем — тут все понятно и похоже на то, что бывает и с маленькими машинками. А вот действия водителей легковых машин стоит обсудить.

Если на скользком подъеме фура остановилась, есть очень большая вероятность того, что даже на заблокированных колесах она покатится вниз.

И если обычный автомобиль в большинстве случаев скатывается по наиболее ожидаемой траектории (просто вниз), то тягач с полуприцепом или прицепом почти всегда начнет складываться. Предсказать, в какую именно сторону он начнет это делать, невозможно.

Куда он проскользит дальше — тоже нельзя. Любой автомобиль ниже грузовика оказывается в опасности. Как ее избежать?

Во-первых, нужно оценивать состояние дорожного покрытия, и если оно вызывает некоторые опасения — не лезть в гору вплотную за грузовиком. Во-вторых, следить за его скоростью. Если она подозрительно быстро падает, есть смысл попытаться уйти с возможного пути отступления грузовика с подъема. В крайнем случае лучше застрять на обочине, чем быть снесенным фурой.

К сожалению, такого ДТП иногда избежать очень сложно. Особенно если дорога узкая, а фура разворачивается поперек дороги. Если она в таком положении заскользила вниз, поможет только молитва. И то не всем.

Вторая ситуация имеет некоторое сходство с первой и связана со складыванием.

Если понесло легковую машину, то поймать ее до «третьего маха» можно (если, конечно, за рулем не совсем безнадежный водитель). Ну, а с фурой — как повезет. Теоретически это тоже возможно, но поймать прицеп намного сложнее.

Причины происшествия на видео могут быть очень разными. Тут явно было торможение до юза, но зачем оно было таким интенсивным — непонятно. Скорее всего, налицо ошибка водителя. Наряду с такими ошибками причинами могут быть и разрушение шины, и аквапланирование, и просто скользкая дорога.

Что-то советовать тут трудно. Просто повторю еще раз: нужно быть готовым к тому, что фура может перекрыть всю дорогу. И если опасность такого развития событий велика, лучше съехать в кювет или куда-то еще — это будет лучше, чем попасть под полуприцеп, который — кто его знает, что там внутри! — может весить тонн 20.

А вот некоторых неприятностей можно избежать. Например, если внимательно следить за всеми участниками движения.

Очевидно, что водитель либо уснул, либо ему стало плохо за рулем.

Сейчас, когда за отсутствие тахографов и карт жестоко наказывают, спят за рулем чуть меньше, хотя многие все равно умудряются нарушать режим отдыха (капитализм — штука жестокая).

И если фура не очень уверенно придерживается полосы или даже выходит из нее — это очень опасный признак. Обгонять и опережать ее опасно, но если рискнете — попробуйте привлечь внимание водителя сигналом. Возможно, спасете кому-нибудь жизнь.

 *   *   *

Мы не стали затрагивать некоторую специфику, знакомую профессиональным водителям (особенности распределения и крепления груза или поведение тягача с прицепом в колее) или совсем уж банальные вещи вроде безопасного обгона. Понимаем, что каждый из нас — водитель от бога. Но если вы узнали из этого материала что-то новое или он заставил о чем-то подумать, мы будем этому очень рады.

Потому что дорога — это красиво, но опасно, и лично мне очень хотелось бы, чтобы таких видеороликов в интернете было меньше. А для этого их надо смотреть, анализировать и помнить, что не все едут одинаково. У тягачей и самосвалов свои особенности, у спорткаров — другие. Но на дороге равны все, и полезным будет знать кое-что и про тех, и про других. Глядишь, когда-нибудь и пригодится.

Фото и видео фотобанк Лори и из открытых источников

Сложное маневрирование автомобиля (маневры на дорогах, которые нуждаются в специальных тренировках)

Наряду с относительно простыми базовыми маневрами на экзамене в ГИБДД (вождение в условиях реального дорожного движения) вам возможно придется делать и сложное маневрирование, на осваивание которого, подавляющему большинству водителей, нужно потратить заметно больше времени чем 56 часов вождения в автошколе (как известно, на практике часто выходить заметно меньше). Подобных маневров достаточно много, к счастью, на экзаменах встречаются далеко не все из них, и вы можете систематически подготовиться к сложному маневрированию. Самый простой способ подготовки – изучить экзаменационный маршрут в ГИБДД и потренироваться сложное маневрирование непосредственно на нем. Если вы нормально освоили базовые маневры и уверенно водите машину, на ознакомление с маршрутом вам, скорее всего, понадобится 1 или 2 занятия. Если есть шанс что сдавать или пересдавать экзамен в ГИБДД вам придется на неизвестном вам автомобиле, дополнительные занятия лучше брать на разных машинах, подобный опыт очень пригодится на экзамене.

Первая группа сложных маневров – это такие действия на дороге, которые в обычной ситуации неопытному водителю не придет в голову делать.

В большинстве учебников советуют новичкам на дороге избегать сложного маневрирования автомобилем, но на экзамене у вас не будет выбора и придется его делать, в некоторых случаях, на оживленной дороге. Эталонный пример – разворот на перекрестке.

Без него можно обойтись практически всегда. Обычно на экзаменационном маршруте встречается несколько сложных мест и маневры в этих местах имеет смысл банально механически потренировать.

Вторая группа сложных маневров – это просто сложные для выполнения маневры, например, движение на круговых перекрестках с несколькими съездами без указания полос движения (кандидату в водители нужно строго соблюдать ПДД в отличие от участников дорожного движения уже имеющих водительское удостоверение).

Тут главная сложность в том, что круговые перекрестки очень разные, и действия на них сильно отличаются.

Из-за того, что такие перекрестки встречаются не очень часто, вы не сможете научиться уверенно преодолевать любой из них в ходе обучения, так что опять же придется тренировать проезд конкретного участка дороги.

Третья группа сложных маневров – это ситуации, созданные из-за неожиданных действий или даже нарушений ПДД другими участниками движения, которые вам придется разруливать строго по ПДД (на некоторых из подобных ситуаций я уже останавливался).

Например, перед вами для высадки пассажиров остановилась маршрутка, естественно, не на остановке, что делать – вы можете попробовать ее опередить, заведомо сложное маневрирование (нужно контролировать ситуацию сзади (“по зеркалам”) и спереди, перестраиваться) или остановиться и дождаться того как она продолжит движение.

Я разобью описание основных сложные маневров на две части, в первую попадут развороты, во-вторую все остальные. В ходе подготовки критично понять, что вас может ждать не экзамене.

Второй важный момент – некоторые ситуации можно упростить, не пытайтесь показывать свое “мастерство” на экзамене, если даже оно у вас есть (что крайне маловероятно, будем откровенны ;), если есть возможность ждать – ждите.

И в заключение – по-настоящему сложное маневрирование вас ждет после получения водительского удостоверения, в рулении на дорогах.

В начале 2020 года в очередной раз изменились правила дорожного движения (ПДД). По новой редакции ПДД любое обучение вождению, кроме обучения в автошколе инструктором автошколы по заранее согласованному маршруту незаконно.

Читайте также:  Масляный фильтр рено дастер 1.6 замена

Неразрешенная учеба может наказываться штрафами 35-45000 рублей (30000 рублей инструктору, 5-150000 рублей ученику). Пока это больше теория, какая будет практика непонятно, но определенные риски тут есть.

И дообучение управлением автомобилем может усложнится.

Частный инструктор по вождению вне закона по новой редакции ПДД (с 1.1.2020) считает ГИБДД

  • Почитать еще:
  • Базовые навыки вождения (основные маневры на дороге)
  • Подвохи-подставы (неоднозначные ситуации на дороге, с которыми вы можете столкнуться на экзаменах и в жизни)
  • Разворот (на перекрестке, вне перекрестка, с использованием придомовой территории)
  • Вождение в городе, постановка задачи
  • Экзамены по вождению в ГИБДД в сложных условиях – зимой, в гололед, снег, снег с дождем, в темноте, в холод
  • Где учиться (маршрут обучения автошколы)
  • Поворот направо — что говорят ПДД и какая реальная ситуация на дорогах (как обычно действуют водители с водительскими удостоверениями)
  • Правый поворот — как нужно действовать на экзамене и на что будет обращать внимание инспектор
  • Автомобиль для обучения вождению:
  • Как влияют особенности автомобиля на вождение, обучение и экзамен в ГИБДД
  • Размер автомобиля — габариты, тип кузова, радиус разворота
  • Органы управления автомобилем — педали газа, тормоза, сцепления, ручной тормоз переключение передач и состояние автомобиля («убитость»)
  • Автомобиль для обучения вождению и экзаменов в ГИБДД
  • Экзамен в ГИБДД:
  • Запись на экзамены и пересдачу экзаменов в ГИБДД в автошколе
  • Запись в ГИБДД на экзамен и пересдачу экзамена для получения водительского удостоверения
  • Альтернативные возможности записи на экзамен в ГИБДД (через сайт Госуслуг или очно в РЭО), как приблизить экзамен
  • Процедура сдачи экзамена ГИБДД вождение в городе

Сложное маневрирование на автомобиле

Чтобы сдать экзамен на автодроме, необходимо освоить пять «фигур»:

  •  Заезд в бокс задним ходом.
  •  Остановка и продолжение движения на эстакаде.
  •  Змейка.
  •  Параллельная парковка, осуществляемая задним ходом.
  •  Разворот.

Эти фигуры не очень сложные, но все равно у многих возникают трудности. И, более того, во время вождения в городе возникают задачи более серьезные.

Ниже представлены начальные приемы, которые необходимы при сложном маневрировании.

Представим, что на парковке «подперли» вашу машину, и вы не можете уехать. Если применить «многошаговое» маневрирование, то из этой ситуации возможно выбраться. Ситуация достаточно жизненная и послужит примером в данной статье.

Основные приемы сложного маневрирования

Если у вас есть выбор, то не стоит использовать «многошаговое» маневрирование. Надо постараться отыскать хозяина машины, которая подперла вашу. Например, опросить людей, находящихся рядом на парковке, или постучать по колесу, чтобы сработала сигнализация.

Если у вас недостаточно навыков вождения, а уехать нужно срочно, лучше вызовите такси. Потому как, задев чужую машину, придется вызывать сотрудников дорожной полиции, что займет гораздо больше времени.

При «многошаговом» маневрировании вам необходимо воспользоваться помощью других людей. Самостоятельно очень трудно управлять автомобилем и контролировать обстановку вокруг.
В случае если помочь вам некому, необходимо двигаться с самой низкой скоростью. Даже если вы продвинулись всего на пару тройку сантиметров, следует выйти и осмотреться.

Если же вас попросят прийти на помощь, то не отказывайте. Все добрые дела возвращаются.
Итак, вернемся к нашей ситуации.

Вы припарковались «носом» к ограждению, с обеих сторон стоят другие автомобили, и вас «подперли» сзади, оставив небольшой проезд между вами. Один только вариант – это пролезть между боковым авто и машиной, что позади. Но для обычной параллельной парковки здесь мало места. Чтобы совершить маневр, надо максимально тесно придвинуться к боковому автомобилю. Чтобы это сделать, нужно:

  • Максимально приблизиться к ограждению. Не двигаясь, выкрутить руль максимально в правую или в левую сторону, в зависимости от того, с какой стороны есть место позади вас.
  • Начинайте маневр и поезжайте до того момента, пока между вашей машиной и боковой с другой стороны не останется наименьшая дистанция.
  • Сдав слегка назад, начинайте поворачивать рулевое колесо в противоположную сторону до конца.
    Вы должны доехать до момента, пока дистанция не окажется минимальной либо до машины, которая находится позади, либо до той, что стоит сбоку ближе к вам.
  • Первая задача выполнена, теперь ваше авто оказалось в максимально правом или левом положении. Возможно, предыдущие шаги придется выполнить много раз, это зависит от свободного места на парковке.

Теперь нужно проехать между автомобилями. В первую очередь необходимо расположить свою машину так, чтобы правое заднее колесо очутилось возле заднего бампера бокового близкого к вам автомобиля.

Далее выкручивайте руль вправо (если боковой автомобиль, расположенный рядом с вами, находится справа) или влево (если находится слева) до конца.

Затем продолжайте сдавать назад. Остановитесь, когда в зеркале заднего вида вы сможете увидеть небольшое расстояние между автомобилем позади и задней частью вашей машины.

Но учтите, вы рискуете коснуться передним углом боковую машину, которая расположена дальше, но еще не увидеть зазора. Если это расстояние есть, то это хорошо – вы проедете.

Если зазора нет, вы можете прокрутить руль на пол-оборота влево (если машина слева) или вправо. Если не получается, лучше прекратить пытаться, вы рискуете поцарапать машину.

Если все в порядке, поставьте машину прямо и продвигайтесь между дальней боковой машиной и той, что позади вас.

Далее следует выровнять автомобиль вдоль ограждения. Движение задним ходом необходимо продолжить до того момента, пока не станет возможным выкрутить руль влево (если ближний боковой автомобиль с правой стороны) или вправо (если с левой), не задев его.

Далее продолжайте двигаться назад с вывернутым рулем. Делать это необходимо, пока машина не упрется колесом в ограждение или не окажется параллельно ему.

Если за один раз маневр не удался, повторите выравнивание автомобиля. Поверните руль вправо (если ближний боковой автомобиль справа) или влево (если боковой автомобиль слева) до конца, пока дистанция до этого авто максимально не уменьшится.

Выкрутите руль до конца в другую сторону и сдайте назад, пока машина не упрется колесом в ограждение или не встанет в линию с ним.

Последние два пункта необходимо выполнять, пока машина не встанет параллельно ограждению.
Остается задним ходом выехать с парковки.

В данной статье детально представлено совершения одного из маневров. Число автомобилей неукоснительно растет, и подобные навыки вам наверняка пригодятся.

Маневрирование: памятка водителю

  • Маневром можно считать любое изменение направления движения транспортного средства относительно дороги, по которой оно движется.
  • К маневрам относятся: повороты и развороты; перестроения; объезды и обгоны; начало движения от тротуара или с обочины; подъезд к тротуару или съезд на обочину перед остановкой; движение задним ходом.
  • Не является маневром движение по закруглению дороги при отсутствии других возможных направлений.

При выполнении манёвров должны соблюдаться некоторые общие правила. За исключением специально оговоренных случаев, водитель, совершающий манёвр, должен уступить дорогу тем участникам движения, которые не совершают манёвров в данный момент.

  1. Начало движения
  2. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан заблаговременно подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления и прекращать их подачу сразу после выполнения манёвра.
  3. Важно знать!
  4. Сигналы подаются везде, включая дворы, АЗС и другие прилегающие территории и всегда, как только возникает ситуация выбора одной из двух возможных траекторий движения.
  5. Если указатели поворота или задние тормозные фонари отсутствуют на транспортном средстве, либо они неисправны, то водитель должен подавать сигналы рукой.

Подача сигнала рукой может быть прекращена непосредственно перед выполнением манёвра. Это позволит водителю поворачивать руль обеими руками.

Водитель, выполняющий манёвр, не должен создавать своими действиями помехи другим участникам движения. Иными словами, он должен уступать дорогу тем, кто не совершает манёвров.

Поэтому включенный сигнал поворота не дает преимущества. Он только информирует окружающих о том, куда транспортное средство будет двигаться дальше.

Важно знать!

Сигналы поворота должны подаваться таким образом, чтобы не ввести в заблуждение окружающих участников движения. Это не отменяет требования об обязательной подаче сигнала, однако включать указатели поворота можно, только убедившись, что ваши намерения не могут быть ошибочно поняты другими водителями и пешеходами.

Прилегающие территории

Как правило, прилегающая территория расположена сбоку от дороги. Въезжая на неё или выезжая с неё, водитель должен уступить дорогу всем, чей путь он пересекает.

  • При повороте с дороги на прилегающую территорию, расположенную справа, на пути транспортного средства могут оказаться пешеходы, движущиеся по дороге в попутном или встречном направлении, а также попутные велосипедисты.
  • При повороте налево водитель пропускает пешеходов, идущих по левому тротуару (обочине), и все встречные транспортные средства.
  • Выполняя правый поворот с прилегающей территории на дорогу, водитель должен пропустить пешеходов, идущих по тротуару, и транспортные средства, приближающиеся слева.

При выезде с прилегающей территории налево к ним добавляются ТС, приближающиеся с правой стороны. Поэтому выполнить левый поворот всегда труднее, чем правый.

Перестроение

Перестроением называется выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. Водители перестраиваются, когда меняют полосу движения, выполняют объезд или обгон.

Также перестроение бывает необходимо перед поворотом, разворотом, началом и окончанием движения.

Согласно правилам маневрирования, при перестроении водитель должен уступить дорогу тем транспортным средствам, которые перестроения не совершают. Водитель, движущийся по своей полосе, всегда имеет преимущество перед тем, кто только собирается занять эту полосу.

Важно знать!

Правило помехи справа действует не только при одновременном перестроении. Это универсальное правило, при помощи которого регламентируется очередность движения во всех случаях, когда траектории двух участников движения пересекаются, и оба они находятся в равных условиях — на равнозначном перекрестке, автостоянке, во дворе и т.д.

  1. Однако пользоваться этим правилом ни в коем случае нельзя, если условия, в которых оказались участники движения, заведомо неравные — например, когда одно ТС движется по главной дороге, а другое — по второстепенной, или когда одно ТС выезжает с прилегающей территории, а другое едет по дороге.
  2. В таких ситуациях не имеет значения, кто из двух участников движения оказался справа, а кто — слева, поскольку другие пункты Правил четко оговаривают, кто кого должен пропустить.
  3. ОГИБДД МО МВД России «Юрьянский»
Ссылка на основную публикацию