Горизонтальная дорожная разметка для дополнительного информирования водителей

Как происходит информирование участников дорожного движения? Существует несколько видов информационного обеспечения и средств донесения информации до водителей. Дорожные знаки, светофоры, разметка, инструктажи и даже навигационные системы.

Информация может различаться в зависимости от применяемого метода. Это могут быть сведения об интенсивности движения, правилах проезда перекрестков, приоритетах движения и т. д. Из нашего материала вы узнаете, в каких ситуациях и как применяются различные способы информирования участников дорожного движения.

Типы информационного обеспечения участников дорожного движения

Горизонтальная дорожная разметка для дополнительного информирования водителейТипы информационного обеспечения участников дорожного движения

Главными на дороге являются водители. Именно они управляют системой дорожного движения, постоянно определяя правильное направление и оптимальную скорость.

Информирование участников дорожного движения происходит с помощью установки дорожных указателей, разметки, светофоров, различных направляющих устройств.

Порядок использования технических средств организации дорожного движения регламентирован ГОСТ Р 52289 — 2004 «Технические средства организации дорожного движения.

Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направлявших устройств».

Когда водители своевременно и в полном объеме проинформированы об изменениях условий и режимов движения, их действия на дороге более слаженны и точны. При этом, чрезмерное информирование может ухудшить внимание участников дорожного движения.

Есть несколько классификаций в определении подхода описания информации, используемой в системе дорожного информирования. Целесообразнее выделять три группы – дорожная, внедорожная и информация на рабочем месте водителя.

Дорожная включает в себя все, что доносится не только до водителей, но и до пеших участников движения с помощью светофорных объектов, дорожных знаков, разметок, ограждений, в том числе и барьерного типа, сигнальных столбиков и других устройств. Все это технические средства организации дорожного движения (ТСОДД).

К внедорожной информации относятся различные печатные издания. Также водители и пешеходы информируются посредством специальных карт-схем, путеводителей. По радио и телевидению поступают сообщения об изменении погодных условий и маршрутов следования, состоянии дорог и прочее.

Информация на рабочем месте может быть как визуальной, так и звуковой, которая доводится до водителей разными автоматическими датчиками, помогающими контролировать режим движения. Это скорость в потоке движения, дистанция. Большой популярностью пользуются навигационные системы на основе бортовых компьютеров, данных от спутника.

С помощью бортовых навигационных систем водители легко ориентируются в том, как добраться до назначенного пункта коротким путем, или с наименьшими затратами, например, связанными с расходом топлива или движению по платным магистралям. Подсказки выводятся на дисплей устройства, и могут быть в виде изображения, или звуковыми

Бортовые навигационные системы по исполнению делятся на два типа:

  • картографические – выводят на большой дисплей карту с указанием местоположения и трассы маршрута;
  • маршрутные − показывают водителю маршрут в соответствии с тем, где находятся другие транспортные средства. Похожи на стандартные магнитолы с небольшим дисплеем.

По типу действия подразделяются на:

  • пассивные – указывают и отслеживают маршрут по данным цифровой карты, которая записана в память бортового компьютера или на лазерный диск;
  • управляемые – способны изменять маршрут при помощи информации, которая поступает от систем управления дорожным движением.

Управляемые бортовые навигационные системы более перспективные, так как предотвращают попадание водителей в пробки. Однако для их использования нужна развитая инфраструктура управления движением с телематическими системами.

Маршрутное ориентирование – это система информирования участников дорожного движения, которая позволяет водителям беспрепятственно проезжать отрезки дороги со сложными транспортными развязками, минимизировать ошибки при выборе направления следования. Кроме этого – быстро ориентироваться на перегруженных участках.

Маршрутное ориентирование в равной степени нужно как автолюбителям, так и машинам скорой помощи, пожарной охраны, аварийным службам, такси и другим, так как его наличие позволяют всем участникам дорожного движения четко и слаженно передвигаться

Если водитель, выполняя ту или иную транспортную задачу, допускает ошибку в ориентировании, он теряет не только время, но и несет финансовые потери из-за увеличения расхода топлива.

Могут возникать опасные ситуации на дороге, когда водитель вынужден внезапно останавливаться, чтобы узнать о том, как проехать к нужному объекту. Или, кода ему приходится совершать маневры с нарушением правил для быстрого выезда на нужное направление.

3 основных средства информирования участников дорожного движения

Управляя транспортным средством, водитель обращает внимание не только на других участников движения, но и на дорогу. Важными источниками информации служат дорожные знаки, светофорные объекты и разметка. Именно эти средства организации дорожного движения позволяют быстро ориентироваться, двигаться с допустимой скоростью.

1. Знаки

Горизонтальная дорожная разметка для дополнительного информирования водителейЗнаки

Информирование участников дорожного движения происходит посредством дорожных знаков. Это самое распространённое средство организации дорожного движения. Они позволяют водителям любых транспортных средств быстро реагировать на изменения в направлении следования, предупреждают об опасных участках дороги, помогают определиться со скоростным режимом.

Дорожные знаки должны хорошо просматриваться, как днем, так и в темное время суток, поэтому располагаются так, чтобы водитель их четко видел.

Знаки регулируют скоростной режим и предписывают маршруты. По сути – это их главная задача. Чаще всего установленный знак несет неизменную информацию. Существуют так называемые многопозиционные дорожные знаки с разной информацией. Они устанавливаются там, где условия движения или поток автомобилей могут меняться. К примеру, в местах с определенным скоростным режимом в разное время суток.

2. Светофорные объекты

Горизонтальная дорожная разметка для дополнительного информирования водителейСветофорные объекты

С их помощью происходит информирование о том, можно ли продолжать движение, или оно запрещено, например, на перекрестках. Предупреждают о пешеходном переходе. Основные типы светофоров, используемые на дорогах – это транспортные, которые регулируют потоки пешеходов и автомобилей; пешеходные – регулируют только пешеходные потоки; для велосипедистов.

  • Сигналы светофорных объектов могут быть в форме круга, в виде человечка, велосипеда, стрелок, икс-образные.
  • Объекты с сигналами круглой формы могут иметь дополнительные элементы с изображением зеленых стрелок (стрелки), располагаемых рядом с круглым сигналом зеленого цвета.
  • Круглые маячки светофорных объектов обозначают следующее:
  • зеленый – разрешает движение;
  • зеленый мигающий – двигаться разрешено, однако скоро сигнал сменится на запрещающий (иногда на светофорных объектах размещаются электронные табло, с помощью которых происходит информирование участников дорожного движения о времени до смены сигнала);
  • желтый – движение запрещено, однако водителю, который не может завершить маневр без резкого торможения, разрешается проезжать на этот свет;
  • желтый мигающий – движение разрешено, сигнализирует о перекрестке или пешеходном переходе, которые не регулируются, в целом говорит о возможной опасности;
  • красный и красный мигающий – следует остановиться.

Красный с желтым вместе говорят о том, что двигаться нельзя, и что скоро загорится зеленый.

Сигналы светофорных объектов в форме стрелок указывают водителям на то, что движение допустимо только в этом направлении. Стрелка, позволяющая повернуть налево, разрешает и развернуться, если рядом нет знака, запрещающего это действие.

Информирование участников дорожного движения происходит также посредством реверсивных полос, которые используются там, где есть необходимость передвижения поп одной полосе, но в разных направлениях, например, в определенное время суток.

К примеру, до 18.00 по реверсивной полосе транспортные средства движутся по направлению к центру города, а после 18.00 – обратно. Регулирование движения по этой полосе происходит при помощи специального светофора.

Двигаясь по реверсивной полосе, водителю нужно вести автомобиль так, чтобы, когда происходит выезд с пересекающихся дорог, транспортное средство продолжило движение по крайней правой полосе. Перестроиться можно только тогда, когда водитель может быть уверен, что ехать в этом направлении можно и по другим полосам

На особо опасных участках дорог (например, перед железнодорожными переездами, разводными мостами) устанавливаются светофорные объекты с двумя маячками, размещенными горизонтально друг к другу. Они поочередно мигают красным светом, запрещая тем самым движение.

3. Дорожная разметка

Горизонтальная дорожная разметка для дополнительного информирования водителейДорожная разметка

Разметка включает в себя различные предупреждающие слова и линии. Размещаются они не только на проезжей части, но и на ограждениях, и других конструкциях, расположенных на дороге.

Разметкой обозначают полосы и границы проезжей части, участки, на которых разрешено останавливаться и парковаться. Ею определяются места автобусных остановок и пешеходных переходов.

Кроме этого, с помощью разметки водитель понимает, в каком направлении ему двигаться по полосе. Существует горизонтальная и вертикальная разметки.

К горизонтальной относятся очерченные линии, стрелки, различные надписи, которые необходимы для соблюдения определённых режимов и правил движения транспортных средств.

Информирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах

Информирование водителей об аварийной обстановке. Движение без соблюдения правил, неверные действия зачастую приводят к авариям с участием других автомобилей, ранениям, материальном ущербу и гибели людей.

Чтобы водитель мог избежать неприятных ситуаций на дороге, очень важно, чтобы он использовал уже наработанный опыт.

Для этого должно происходить полное информирование участников дорожного движения о следующем:

  • часто совершаемые происшествия, причины их возникновения;
  • места в регионе, где ДТП происходят чаще, опасные участки дороги, сложные условия работы на маршруте;
  • нарушения ПДД, иные действия, представляющие опасность.

Сразу после совершения того или иного происшествия, а также ежеквартально, данная информация доводится до сведения водителей на занятиях, в личных беседах. Для наглядности используются плакаты, блок-схемы, буклеты, информационные листовки.

Горизонтальная дорожная разметка для дополнительного информирования водителейИнформирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах

Оперативное информирование водителей об условия движения на маршруте перевозок происходит в виде инструктажей и содержит следующие сведения:

  • информация об условиях движения и наличия опасных участков дороги;
  • погодные условия;
  • режимы передвижения, время, отведенное на отдых и прием пищи;
  • порядок стоянки, охраны транспорта;
  • места пунктов мед и техпомощи, посты ГИБДД, диспетчерские пункты, автовокзалы и автостанции, места большого скопления людей;
  • изменения в порядке перевозки пассажиров и грузов, проезда ж/д переездов и путепроводов;
  • правила перевозки детей;
  • как обеспечить безопасность движения и использование транспортного средства при определённых погодных и дорожных условиях;
  • правила перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
  • изменения в нормативно-правовых документах, регламентирующих работу водителей на маршрутах.

Целью инструктирования является повышение уровня дорожно-транспортной дисциплины у водителей. Ответственный за информацию, содержащуюся в инструктаже – начальник службы безопасности движения организации, или другое лицо, исполняющее эти обязанности по приказу руководителя.

Инструктажи делятся на несколько видов: вводные, перед рейсом, периодические, сезонные, специальные.

Порядок их проведения регламентирован «Положением о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом».

Если водитель не прошел соответствующее инструктирование, до работы он не допускается. Когда именно, для кого, как проводить инструктаж – решает руководитель организации.

Читайте также:  Как снять стартер с нивы шевроле

Горизонтальная дорожная разметка для дополнительного информирования водителейИнформирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах

Все необходимые отметки о том, что водитель прошел тот или иной инструктаж, делаются в специальном журнале или индивидуальной карте служащего, где он оставляет свою подпись.

Один из вариантов информирования водителей автобусов о порядке движения на конкретном маршруте – это обеспечение его схемой непосредственно перед началом работы, на которой отмечены опасные участки дороги и расписание движения.

Редакция сайта: Трасском

Все, что нужно знать водителю о дорожной разметке

Дорожная разметка нанесена на городские дороги и загородные трассы. Эти простые обозначения позволяют водителю сориентироваться на опасном дорожном участке, предотвратив возникновение ДТП. О том, какие бывают виды обозначений и какой из них важнее, будет сказано ниже.

Что следует знать о дорожной разметке ПДД

Наряду с дорожными знаками, разметка предназначена для регулирования движения транспорта на дорогах общего назначения. Правила определяют два вида таких обозначений:

  • горизонтальная – линии наносятся непосредственно на дорожное полотно;
  • вертикальная – покрывает вертикальные элементы (например, опоры мостов).

Каждый из видов обозначения определяет правила проезда по участку дороги.

Горизонтальная разметка ПДД

Наносится на асфальт и присутствует повсеместно. Речь идет о прерывистых линиях, определяющих полосы движения, сплошных и двойных сплошных. Кроме того, «зебра» на пешеходном переходе – это также дорожная разметка, как и желтый зигзаг в месте остановки общественного транспорта. Горизонтальная дорожная разметка для дополнительного информирования водителей

В большинстве случаев на асфальт наносятся белые линии, которые называют постоянной разметкой. Однако на обочинах больших дорог можно обнаружить обозначения желтого цвета. Например, желтый зигзаг – это остановка общественного транспорта, а потому парковка для легковых и грузовых авто здесь запрещена.

Если у края дороги находится сплошная желтая линия – это знак запрещения остановки. Прерывистая линия – знак, запрещающий стоянку. Возле желтого пунктира можно стоять не более 5 минут.

Временная дорожная разметка

Линии оранжевого цвета определяют временную разметку на дороге. Если она противоречит постоянной, то именно ее следует считать приоритетной. Таким образом, временные знаки изменяют обычные правила дорожного движения. Их часто используют при ремонте дорог, для организации объездов поврежденных участков трасс и т. д.

Основные требования горизонтальной дорожной разметки

Особенности горизонтальной разметки сводятся к двум основным правилам:

  1. Прерывистые линии разрешается пересекать. Как правило, они наносятся вдоль многополосных дорог, чтобы водители получали ориентир для правильного движения в ряду.
  2. Сплошные линии пересекать запрещается. Независимо от того, одна это сплошная, или две – переезжать через них нельзя.

Таким образом, пунктирные обозначения определяют дорожные полосы на широких участках трасс, а сплошные – запрещают перемещение из одной области другую. Ограничивая совершение некоторых маневров, они тем самым регулируют движение, делая его более безопасным.

К примеру, сплошная линия может запрещать обгон на подъеме или передвижение между соседними полосами на соседних участках дороги. Две сплошных препятствуют выезду на встречную, включая возможность разворота. Горизонтальная дорожная разметка для дополнительного информирования водителей

Переезд через сплошную линию – это штраф и риск лишиться прав на определенный промежуток времени. Пренебрежение знаками создает потенциально опасную ситуацию на дороге.

Существует еще строго ограничивающая горизонтальная разметка. Она отмечается на асфальте стрелками и показывает, по каким полосам разрешается движение на определенном участке трассы. Выполнение этих указаний считается обязательным. Стрелки размещают перед пересечениями и разъездами. Также можно увидеть такую разметку на перекрестке.

Зачем нужна вертикальная дорожная разметка

Такие обозначения наносятся на основания столбов, идущих вдоль дороги, и состоят из чередования белых и черных полос. Это предупреждающие знаки, которые используются для оповещения о возможной опасности на дороге.

Вертикальными обозначениями покрывают опоры мостов, бордюры, тумбы, столбы и различные металлические ограждения, находящиеся в непосредственной близости к проезжей части.

Их цель – создание лучшей видимости придорожных объектов.

Опасные участки с резкими поворотами и местами пересечений часто предполагают установку белых сигнальных столбиков, на которых присутствуют черные наклонные полосы. Они помогают водителю сориентироваться, предупреждая его о резком повороте или переезде.

Приоритет временной разметки

Если на дороге установлен временный дорожный знак или нанесена оранжевая разметка, то водитель должен ориентироваться именно на них. Такие указатели всегда приоритетнее стационарных, поскольку их функцией является предупреждение водителя об изменениях проезда по конкретному участку дороги.

Установка временных указателей происходит при аварийных ситуациях и кратковременных дорожных работах. В подобных случаях приоритеты расставляются следующим образом:

  1. Временные дорожные знаки – наивысший уровень приоритета.
  2. Постоянные дорожные знаки.
  3. Временная разметка.
  4. Постоянная разметка.

Горизонтальная дорожная разметка для дополнительного информирования водителейТаким образом, если дорожный знак противоречит линиям на асфальте, то ориентироваться нужно на знак. Даже если речь идет о временной разметке, которая имеет наивысший приоритет лишь в двух случаях:

  1. Поблизости нет дорожных знаков.
  2. Рядом с разметкой есть временный знак, который отменяет действие стационарного.

Помня о вышеописанных приоритетах, несложно сориентироваться в правильном пересечении объездов и ремонтируемых участков дороги.

Особенности временной разметки

Такой вид обозначений имеет следующие особенности:

  1. Наносится оранжевой краской. Иногда может использоваться красная или желтая краска. Это делается для того, чтобы линии были хорошо различимы.
  2. Легко смывается, поскольку срок ее действия ограничен.
  3. Временные правила всегда приоритетнее стационарных.

Временные указатели могут быть следующих видов:

  • линии, которые наносятся на дорожное полотно;
  • прямоугольные блоки;
  • дорожные конусы;
  • клейкая лента;
  • пластиковые знаки.

Соблюдение дорожной разметки – залог безопасного движения по дорогам общего назначения. Пренебрежение такими обозначениями чревато не только штрафами и лишением прав, но и возникновением аварийных ситуаций.

Дорожная разметка — виды и ее применение на дорогах

Помимо знаков и регулирующих устройств, на городских дорогах почти всегда имеется разметка. Конечно, основная ее задача — разделять потоки движения. Тем не менее, дорожная разметка бывает нескольких видов и, соответственно, имеет разные назначения и требования.

Горизонтальная дорожная разметка для дополнительного информирования водителейЧто говорится в ПДД

Дорожная разметка — это линии, надписи, стрелки и другие элементы на покрытии проезжей части и дорожных сооружениях, устанавливающие правила и порядок движения транспортных средств и пешеходов, а также информирующие об определенных условиях и требованиях.

Типы графических изображений на дорожном полотне описаны в Приложении 2 к Постановлению правительства №1090 от 23.10.1993 г. В 2018 году этот документ был обновлен.

Где и зачем нужна разметка

Развитие автодорог и увеличение транспорта поспособствовало введению правил дорожного движения, знаков и разметки.

Еще в ХХ веке езда по дорогам была хаотичной, но чем больше становилось машин, тем острее была потребность в регулировании движения.

Впервые дорожная маркировка была опробована в качестве эксперимента, который оказался успешным и навсегда внес разметку в ПДД. Новые виды обозначений появляются и до сих пор, ведь развитие автомобильных дорог не останавливается.

На многополосных дорогах разметка определяет ряды для транспорта, указывает на разрешенные или запрещенные маневры. В черте города линии на дорожном полотне помогают ориентироваться не только автомобилистам, но и другим участникам дорожного движения. Выполнение требований разметки обязательно для того, чтобы вождение ТС и пеший переход были безопасными.

ВАЖНО! Основная задача разметки — обеспечение безопасности.

Виды разметок и их применение

Разметка может быть горизонтальной и вертикальной, а также может наноситься по диагонали, закругленно и под углами (в местах парковок, например).

Каждый вид имеет свой номер, цели и порядок применения. Нанесение той или иной маркировки должно быть обусловлено особенностями дорожного участка, а также утверждено дорожной инспекцией и ГИБДД.

Знаки и разметка не должны противоречить друг другу.

Горизонтальная разметка

Горизонтальная разметка имеет следующую классификацию:

  • 1.1 Сплошная линия. Она может выполнять несколько функций: разделять полосы дороги (встречные-попутные); обозначать края проезжей части; ограничивать полосы на опасных участках; указывать на место парковки для одного автомобиля.
  • 1.2.1 Сплошная линия (но чуть шире, чем 1.1). Применяется для обозначения границы проезжей части. Водитель может пересечь такую разметку, если ему требуется остановиться на обочине, а также при выезде на дорогу с прилегающей территории.
  • 1.2.2 Прерывистая полоса, длина штрихов которой составляет половину от длины промежутков. Используется для обозначения границы проезжей части, если она имеет по 2 полосы для движения. Переезжать линию для совершения обгона разрешается.
  • 1.3 Двойная сплошная. Пересечение этой линии строго запрещено. Она наносится на многополосных дорогах или на особо опасных (с высокой аварийностью) участках.
  • 1.4 Желтая полоса. Обозначает место, где запрещена остановка. Наносится на край проезжей части или на примыкающий к ней бордюр.
  • 1.5 Прерывистая линия. Ограничивает полосы движения по ширине и разделения потоков автомобилей на дороге с 2-мя или 3-мя полосами. Ее разрешено пересекать.
  • 1.6 Прерывистая линия, длина полос которой в 3 раза больше промежутков между ними. Обозначает приближение к разметке 1.1 или 1.11. Делит потоки ТС.
  • 1.7 Линия состоит из коротких штрихов с равными им промежутками. Используется на паркингах, а также для обозначения границ полос на перекрестках, если они имеют сложную схему движения. Правила не запрещают пересекать ее.
  • 1.8 Широкая прерывистая линия, которая обозначает границы полосы торможения/разгона.
  • 1.9 Двойная линия, состоящая из параллельных длинных штрихов. Используется на дорогах с реверсивным движения для разделения потоков транспорта на разных полосах. Пересекать ее можно только при зеленом сигнале реверсивного светофора (налево) и направо при выключении светофора.
  • 1.10 Прерывистая линия, нанесенная на бордюр или край дороги желтого цвета. Обозначает участки, где запрещается ставить транспорт на стоянку (останавливаться можно).
  • 1.11 Сплошная линия в сочетании с прерывистой. Применяется для указания границ полос дороги. Перестроение в таком случае возможно только со стороны штрихов.
  • 1.12 Стоп-линия. Ее наносят на перекрестках. При запрещающем сигнале светофора или регулировщика ее запрещено пересекать или заезжать на нее. Требование этой линии — обязательная остановка. Если светофор разрешает движение, то останавливаться не нужно.
  • 1.13 Ряд треугольников (поперек). В этом месте водитель должен уступать дорогу другим ТС, даже если потребуется полностью остановиться.
  • 1.14.1 Прямоугольные полосы, которые обозначают пешеходный переход («зебра»).
  • 1.14.2 То же, что и 1.14.1, но с направлением движения (стрелками).
  • 1.15 Линии широких коротких штрихов, обозначающих границы пересечения велодорожки и проезжей части. На этом участке велосипедисты будут иметь преимущество.
  • 1.16.1-1.16.3 Треугольники. Используются в местах слияния или разделения транспортных потоков.
  • 1.17 Желтая линия неправильной формы (зигзаг). Наносится на остановках маршрутных ТС и такси.
  • 1.18 Разметка в виде стрелок в различном сочетании. Используется для информирования водителя о предписанном порядке движения по полосам.
  • 1.19 Разметка в виде изогнутой стрелки. Предупреждает о сужении полосы.
  • 1.20 Линия в виде большого треугольника. Информирует о приближении к разметке 1.13, где водитель должен будет уступить дорогу.
  • 1.21 Надпись «STOP», которая говорит о приближении к стоп-линии (1.12).
  • 1.22 Номер трассы.
  • 1.23.1 Буква «А», обозначающая полосу, предназначенную только для автобусов и троллейбусов (маршрутных ТС).
  • 1.23.2 Человек — обозначает пешеходную дорожку.
  • 1.23.3 Велосипед — обозначает велосипедную дорожку.
  • 1.24.1-1.24.4 Маркировка, дублирующая дорожные знаки (ограничения скорости и другие).
  • 1.25 Квадраты в шахматном порядке. Предупреждает, что впереди будет участок с искусственно созданными неровностями.
Читайте также:  Как поставить багажник на ваз 2110

Вертикальная разметка

Горизонтальная дорожная разметка для дополнительного информирования водителей

  • 2.1.1, 2.1.2 и 2.1.3 Сочетание белых и черных полос, нанесенных под углом. Используется для информирования водителей об элементах, расположенных на дороге по ходу движения. Направление полосок указывает как именно объезжать препятствие.
  • 2.2 Вертикальные полосы. Служат для обозначения мостов, путепроводов и других инженерных конструкций, расположенных над проезжей частью.
  • 2.3 Горизонтальные полосы. Наносятся на круглые элементы, ограничивающие въезд на разделительные полосы и островки безопасности.
  • 2.4 Белая краска с одной черной полосой. Для обозначения элементов, расположенных возле дороги (столбиков и т.п.).
  • 2.5 Черные штрихи, нанесенные на белую полосу. Эта маркировка наносится на придорожные ограждения, которые находятся под опасным закруглением дороги или спуском.
  • 2.6 Белые полосы по краям черной. Для ограждений внедорожных участков.
  • 2.7 Длинные белые штрихи в сочетании с короткими черными. Служит для обозначения высоких бордюров и сильно выступающих (на уровень выше проезжей части) островков безопасности.

Кроме этих разновидностей есть дополнительные изображения на покрытии. Например, с 2018 года утверждена разметка в виде электромобиля (в местах «заправки» таких ТС), а во дворах жилых домов может обозначаться стоянка для пожарных машин (красная разметка с номером 01).

Наибольшее количество видов разметки встречается в крупных городах с многополосными дорогами. В небольших поселениях разметка может отсутствовать даже на асфальтированной дороге. В таком случае водители должны определять полосы движения «на глаз», исходя из габаритов транспорта.

Какие цвета разметки можно встретить и их значение

Согласно ГОСТ, линии и обозначения на дороге могут быть нескольких цветов:

  1. Белый. Классический вариант, который допускает наибольшее количество видов разметки.
  2. Желтый. Служат для разделения встречной полосы и попутной. Желтая разметка имеет преимущество, так как лучше видна в темное время суток и во время снегопада.
  3. Оранжевый. Служит для обозначения временной маркировки.
  4. Черный (на вертикальной разметке).
  5. Красный. Не регламентируется ПДД, но в жизни наносится на дорогу. Может использоваться с той же целью, что и оранжевая. Однако, встречается особая красная разметка во дворах жилых домов — она называется пожарной и предназначена для службы 01 и МЧС. Еще одно исключение — красная велосипедная дорожка (ее нельзя пересекать на машине).
  6. Синий. Для обозначения границы полос движения в пределах перекрестка (1.7).
  7. Зеленый. Этот цвет используется для дублирования дорожных знаков на дорожном полотне.

Синяя и зеленая маркировка — нововведение, поэтому встретить ее на дороге можно крайне редко. Значение имеет не только цвет, но и схема.

ВАЖНО! При наличии временной разметки нужно выполнять ее требования, так как она является приоритетной.

Предусмотрены ли штрафы за нарушение разметки на дорогах

За административное нарушение требований разметки предусмотрены штрафы. Размер наказания может доходить даже до лишения водительских прав.

  • движение по велодорожке или пешеходной дорожке грозит автомобилисту штрафом в размере 2000 рублей;
  • разворот в запрещенном месте — 500 рублей;
  • непредоставление преимущества пешеходам на пешеходной дорожке — от 1500 до 2500 рублей;
  • пересечение сплошной линии — 1500 рублей;
  • за пересечение двойной сплошной могут оштрафовать на 5 тысяч или лишить прав на год. Важно помнить, что «пробка» не является причиной для пересечения сплошных линий или выезда на встречную полосу, хотя при назначении наказания учитываются обстоятельства, при которых было совершено нарушение;
  • несоблюдение требований стоп-линии — 800 рублей;
  • за езду по полосе для маршрутных ТС — штраф 1500 рублей.

За каждое нарушение требований разметки предусмотрено наказание. Минимальным является предупреждение, самое маленькое денежное взыскание — 500 рублей, а самое большое — 5000 руб.

Но за серьезные нарушения применяется более строгая мера — лишение права управления транспортным средством на несколько месяцев. При повторном нарушении наказание удваивается.

Если помимо несоблюдения требований разметки было еще какое-либо нарушение, то штрафы суммируются.

Горизонтальная дорожная разметка с пояснениями

Горизонтальная дорожная разметка – это линии и знаки, имеющие строго определенную форму и размеры, нанесенные на дорожное полотно.

Разметка не только регулирует движение автомобилей и пешеход, но и повышает безопасность дорожного движения, особенно в темное время суток, когда яркая белая полоса позволяет видеть границы проезжей части, разделительную полосу встречного движения.

Разметка отличается по цветам. Белая и желтая – постоянные, оранжевая – временная. Как и в случае со знаками, временная разметка имеет повышенный приоритет над постоянной.

Следует помнить: дорожные знаки имеют приоритет над разметкой. Если они противоречат друг другу – руководствоваться необходимо указаниями знаков.

Осевая линия (1.1)

Сплошная линия разметки, разделяющая проезжую часть между встречными потоками. Другое название – осевая линия. Если на дороге 2 полосы, она будет проходить строго посередине. Пересекать осевую линию запрещено.

Этой же линией разделяют полосы движения, чтобы водители видели их границы. Пересекать запрещено.

Также сплошной линией определяют границы стояночных мест.

Краевая линия (1.2)

Краевая линия, в отличие о осевой, обозначает обочину дороги. Правила запрещают пересекать краевую линию разметки, поскольку за ней начинается обочина, по которой ходят пешеходы. Но эти же самые правила не запрещают ее пересекать для остановки или стоянки в местах, где это не запрещено.

Запомнить не сложно: если просто едем, для объезда препятствий – запрещено, если хотим остановиться – можно.

Двойная сплошная (1.3)

Используется для визуального разделения дороги, имеющей по две и более полос движения в каждом направлении. По сути своей, является сдвоенной осевой. Также строго запрещается ее пересечение.

Желтая сплошная (1.4)

Наносится на край проезжей части или бордюр. Используется как самостоятельно, так и со знаком 3.27, запрещая остановку.

Прерывистая, с длиной штриха в 3 раза короче промежутков (1.5)

На двухполосной дороге разделяет встречные потоки в тех местах, где не запрещен обгон. На дорогах с 4 и более полосами может разделять попутные полосы. Прерывистую линию разметки разрешается пересекать с любой стороны.

Линия приближения, со штрихами в 3 раза длиннее промежутков (1.6)

Предупреждает водителя о том, что он приближается к сплошной линии разметки, разделяющей встречные или попутные направления. Встречается в момент приближения к большим перекресткам, а также на дорогах, имеющих по одной полосе в каждую сторону: на подъемах, перед опасными поворотами и в иных местах, где видимость дороги снижена.

Прерывистая, с короткими штрихами и равными промежутками между ними (1.7)

Специальная разметка для перекрестков, призванная визуально разделить траекторию левого поворота. Наносится в тех случаях, когда поворачивать налево можно сразу с нескольких полос. Служит ориентиром для водителей, а поскольку является прерывистой, то не запрещает движение прямо, или разворот, как в примере на картинке.

В 2015 году разметку стали использовать и для обозначения парковочных зон.

Широкая прерывистая (1.8)

Подобной разметкой обозначают начало полос торможения и разгона. Чтобы не создавать аварийных ситуаций, водитель обязан сначала перестроиться в полосу торможения, при этом не снижая скорость, а уже после этого начинать притормаживать.

Двойная прерывистая (1.9)

Применяется на дорогах, которые оборудованы полосами реверсивного движения, когда одна или несколько полос могут работать в разных направлениях, в зависимости от загруженности и времени суток. Используется совместно со знаком 5.8 (реверсивное движение) и соответствующим типом светофора.

В случае, если в направлении движения горит разрешающий сигнал (зеленая стрелка), водитель имеет право пересечь двойную прерывистую линию разметки, и продолжить движение по ней.

Если сигнал запрещающий, либо вовсе отсутствует (светофор выключен или неисправен), водитель обязан считать эту разметку двойной сплошной.

Исключение составляет ситуация, когда реверсивных полос две, а двойная прерывистая проходит по центру, как на рисунке.

В этой ситуации, при неработающих светофорах, дорога используется как многополосная, а разметка приравнивается к 1.3

Желтая прерывистая (1.10)

Размечают край проезжей части или бордюр в тех местах, где запрещается стоянка транспортных средств. Используется со знаком 3.28 (стоянка запрещена), либо самостоятельно.

Сплошная с одной и прерывистая с другой (1.11)

Комбинированная линия разметки, когда с одной стороны нарисована сплошная, а с другой прерывистая, позволяет пересекать такую линию только со стороны прерывистой.

  1. Разделяет встречные транспортные потоки;
  2. Потоки попутного направления, когда перестроение разрешается только с одной полосы;
  3. Размечаются места въезда и выезда на заправки, парковки и т. д., где движение осуществляется только в одном направлении.

Наиболее частое применение нашла на дорогах, имеющих по одной полосе в каждом направлении.

Здесь такая разметка будет периодически меняться, разрешая то встречному то попутному потоку пересекать ее, совершая обгоны.

Не будь такой разметки, и одно тихоходное транспортное средство, например трактор, соберет за собой вереницу автомобилей, вынужденных ехать медленно следом, чтобы не нарушить правил.

Пресекать эту разметку со стороны сплошной линии можно только в одном случае – когда транспортное средство завершает обгон (для возврата на свою полосу).

Стоп-линия (1.12)

Поперечная линия разметки, в виде толстой белой линии. Наносится перед перекрестками и железнодорожными переездами.

Остановка перед стоп-линией обязательна если:

  • присутствует знак 2.5 (проезд без остановки запрещен);
  • горит запрещающий сигнал светофора;
  • сигнал регулировщика запрещает движение в заданном направлении.

Линия из треугольников (1.13)

Тоже своего рода стоп-линия, но остановка у ней не является обязательной. Дополняет собой знак 2.4 (уступите дорогу), а предшествовать ей будет разметка 1.20. Если при пересечении перекрестка нужно уступить дорогу транспорту, движущемуся в других направлениях, остановиться необходимо именно перед этой разметкой.

Зебра (1.14.1, 1.14.2)

Когда ширина дороги не превышает 6 метров, наносится разметка 1.14.1, в простонародье «зебра». При большей ширине проезжей части рисуют 1.14.2, на которой дополнительно могут указать направление движения пешеходов.

Читайте также:  Обновить карты на навигаторе explay

Еще «зебра» может быть нанесена по диагонали, тогда пешеходы могут пересекать перекресток в любых направлениях.

Пересечение с велосипедной дорожкой (1.15)

В местах пересечения проезжей части с велосипедной дорожкой, наносится поперечная разметка из квадратов. Предшествовать разметке будет знак 1.24 (пересечение с велодорожкой).

Направляющие островки (1.16.1, 1.16.2, 1.16.3)

Этот тип разметки призван разделить попутные и встречные потоки. Направление линий внутри островков определяет их тип, граница обозначается сплошной линией, что говорит о запрете въезда в них.

  • 1.16.1 разделяет встречные транспортные потоки.
  • 1.16.2 в местах разделения попутных потоков.
  • 1.16.3 в местах их слияния.

Остановка маршрутного транспорта и стоянка такси (1.17)

Из названия следует, что подобным образом размечаются остановки автобусов и троллейбусов, а также стоянки легковых автомобилей такси.

Направление движения по полосам (1.18)

Разметка может дублировать знаки 5.15.1, 5.15.2, или наноситься самостоятельно. В этом случает она должна быть продублирована минимум 3 раза до того, как водитель подъедет к перекрестку.

В целом, значение стрелок легко читаемо и понятно. Отдельно стоит упомянуть обозначение тупичка на стрелках. Он сообщает о запрете левого поворота на ближайшую проезжую часть.

Сужение проезжей части (1.19)

Стрелка с плавным изгибом информирует водителя о приближении к участку сужения проезжей части. Это означает что необходимо перестроиться на соседнюю полосу, в направлении указанном на стрелке. Водителя дополнительно предупредят знаками 1.20.2, 1.20.3, и 5.15.5, 5.15.6.

Еще один вариант применения – оповещение о линии приближения. Наносится на встречную полосу движения, тем самым сообщая водителю, что необходимо вернуться в свою полосу, скоро начнется сплошная линия разметки.

Приближение к линии из треугольников (1.20)

Разметка предупредит о том, что вы приближаетесь к перекрестку с линией 1.13 и знаком 2.4.

Приближение к стоп-линии (1.21)

Русское слово «стоп» на дороге означает одно – впереди будет стоп-линия со знаком 2.5, обязывающие водителя остановиться перед тем как продолжить движение дальше.

Номер дороги (1.22)

Указывает номер дороги или маршрута, а в том случае, если скоро эта дорога изменит направление, ее дополнят стрелкой 1.18.

Полоса для маршрутных транспортных средств (1.23.1)

Специально выделенная полоса, по которой могут двигаться только маршрутные транспортные средства.

Пешеходная дорожка (1.23.2)

Рисунок в виде пешехода наносится вдоль пешеходной дорожки, или определяет пешеходную сторону на велопешеходной дорожке.

Велосипедная дорожка (1.23.3)

Наносится вдоль велосипедной дорожки, или определяет сторону для движения велосипедистов на смешанной дорожке.

Дублирование предупреждающих знаков (1.24.1)

Дублирующая разметка, в точности повторяющая дорожные знаки. Применяется совместно с последними.

Дублирование запрещающих знаков (1.24.2)

На дороге может встречаться и разметка, повторяющая запрещающие дорожные знаки, например ограничение скорости (3.24). При этом на многополосной дороге разметка будет продублирована на каждой полосе.

Дублирование знака «инвалид» (1.24.3)

Разметка, дублирующая табличку 8.17 (инвалид), наносится непосредственно на стояночные места, предназначенные для инвалидов 1 и 2 групп, а также перевозящих их транспортных средств.

Фотовидеофиксация (1.24.4)

Данный вид разметки предупреждает водителя о том, что на участке дорог происходит фиксация правонарушений, с использованием фото и видео оборудования. Может применяться самостоятельно, без установки соответствующего знака.

Искусственная неровность (1.25)

Одним из эффективнейших средств принудительного снижения скорости является искусственная неровность, или «лежачий полицейский». Шашечная поперечная разметка, которая наносится либо на саму неровность, либо сразу перед ней и после.

О появлении «полицейского» предупредит знак 1.17 (искусственная неровность).

Видео

Горизонтальная дорожная разметка для дополнительного информирования водителей

Разметка может быть горизонтальной и вертикальной, а также может наноситься по диагонали, закругленно и под углами (в местах парковок, например).

Каждый вид имеет свой номер, цели и порядок применения. Нанесение той или иной маркировки должно быть обусловлено особенностями дорожного участка, а также утверждено дорожной инспекцией и ГИБДД.

Знаки и разметка не должны противоречить друг другу.

Горизонтальная разметка

Горизонтальная разметка имеет следующую классификацию:

  • 1.1 Сплошная линия. Она может выполнять несколько функций: разделять полосы дороги (встречные-попутные); обозначать края проезжей части; ограничивать полосы на опасных участках; указывать на место парковки для одного автомобиля.
  • 1.2.1 Сплошная линия (но чуть шире, чем 1.1). Применяется для обозначения границы проезжей части. Водитель может пересечь такую разметку, если ему требуется остановиться на обочине, а также при выезде на дорогу с прилегающей территории.
  • 1.2.2 Прерывистая полоса, длина штрихов которой составляет половину от длины промежутков. Используется для обозначения границы проезжей части, если она имеет по 2 полосы для движения. Переезжать линию для совершения обгона разрешается.
  • 1.3 Двойная сплошная. Пересечение этой линии строго запрещено. Она наносится на многополосных дорогах или на особо опасных (с высокой аварийностью) участках.
  • 1.4 Желтая полоса. Обозначает место, где запрещена остановка. Наносится на край проезжей части или на примыкающий к ней бордюр.
  • 1.5 Прерывистая линия. Ограничивает полосы движения по ширине и разделения потоков автомобилей на дороге с 2-мя или 3-мя полосами. Ее разрешено пересекать.
  • 1.6 Прерывистая линия, длина полос которой в 3 раза больше промежутков между ними. Обозначает приближение к разметке 1.1 или 1.11. Делит потоки ТС.
  • 1.7 Линия состоит из коротких штрихов с равными им промежутками. Используется на паркингах, а также для обозначения границ полос на перекрестках, если они имеют сложную схему движения. Правила не запрещают пересекать ее.
  • 1.8 Широкая прерывистая линия, которая обозначает границы полосы торможения/разгона.
  • 1.9 Двойная линия, состоящая из параллельных длинных штрихов. Используется на дорогах с реверсивным движения для разделения потоков транспорта на разных полосах. Пересекать ее можно только при зеленом сигнале реверсивного светофора (налево) и направо при выключении светофора.
  • 1.10 Прерывистая линия, нанесенная на бордюр или край дороги желтого цвета. Обозначает участки, где запрещается ставить транспорт на стоянку (останавливаться можно).
  • 1.11 Сплошная линия в сочетании с прерывистой. Применяется для указания границ полос дороги. Перестроение в таком случае возможно только со стороны штрихов.
  • 1.12 Стоп-линия. Ее наносят на перекрестках. При запрещающем сигнале светофора или регулировщика ее запрещено пересекать или заезжать на нее. Требование этой линии — обязательная остановка. Если светофор разрешает движение, то останавливаться не нужно.
  • 1.13 Ряд треугольников (поперек). В этом месте водитель должен уступать дорогу другим ТС, даже если потребуется полностью остановиться.
  • 1.14.1 Прямоугольные полосы, которые обозначают пешеходный переход («зебра»).
  • 1.14.2 То же, что и 1.14.1, но с направлением движения (стрелками).
  • 1.15 Линии широких коротких штрихов, обозначающих границы пересечения велодорожки и проезжей части. На этом участке велосипедисты будут иметь преимущество.
  • 1.16.1-1.16.3 Треугольники. Используются в местах слияния или разделения транспортных потоков.
  • 1.17 Желтая линия неправильной формы (зигзаг). Наносится на остановках маршрутных ТС и такси.
  • 1.18 Разметка в виде стрелок в различном сочетании. Используется для информирования водителя о предписанном порядке движения по полосам.
  • 1.19 Разметка в виде изогнутой стрелки. Предупреждает о сужении полосы.
  • 1.20 Линия в виде большого треугольника. Информирует о приближении к разметке 1.13, где водитель должен будет уступить дорогу.
  • 1.21 Надпись «STOP», которая говорит о приближении к стоп-линии (1.12).
  • 1.22 Номер трассы.
  • 1.23.1 Буква «А», обозначающая полосу, предназначенную только для автобусов и троллейбусов (маршрутных ТС).
  • 1.23.2 Человек — обозначает пешеходную дорожку.
  • 1.23.3 Велосипед — обозначает велосипедную дорожку.
  • 1.24.1-1.24.4 Маркировка, дублирующая дорожные знаки (ограничения скорости и другие).
  • 1.25 Квадраты в шахматном порядке. Предупреждает, что впереди будет участок с искусственно созданными неровностями.

Вертикальная разметка

Вертикальная дорожная разметка, как правило, располагается на объектах возле дороги, а не на покрытии:

  • 2.1.1, 2.1.2 и 2.1.3 Сочетание белых и черных полос, нанесенных под углом. Используется для информирования водителей об элементах, расположенных на дороге по ходу движения. Направление полосок указывает как именно объезжать препятствие.
  • 2.2 Вертикальные полосы. Служат для обозначения мостов, путепроводов и других инженерных конструкций, расположенных над проезжей частью.
  • 2.3 Горизонтальные полосы. Наносятся на круглые элементы, ограничивающие въезд на разделительные полосы и островки безопасности.
  • 2.4 Белая краска с одной черной полосой. Для обозначения элементов, расположенных возле дороги (столбиков и т.п.).
  • 2.5 Черные штрихи, нанесенные на белую полосу. Эта маркировка наносится на придорожные ограждения, которые находятся под опасным закруглением дороги или спуском.
  • 2.6 Белые полосы по краям черной. Для ограждений внедорожных участков.
  • 2.7 Длинные белые штрихи в сочетании с короткими черными. Служит для обозначения высоких бордюров и сильно выступающих (на уровень выше проезжей части) островков безопасности.

Кроме этих разновидностей есть дополнительные изображения на покрытии. Например, с 2021 года утверждена разметка в виде электромобиля (в местах «заправки» таких ТС), а во дворах жилых домов может обозначаться стоянка для пожарных машин (красная разметка с номером 01).

Наибольшее количество видов разметки встречается в крупных городах с многополосными дорогами. В небольших поселениях разметка может отсутствовать даже на асфальтированной дороге. В таком случае водители должны определять полосы движения «на глаз», исходя из габаритов транспорта.

  Размер штрафа за наезд или пересечение двойной сплошной

Какие цвета разметки можно встретить и их значение

Согласно ГОСТ, линии и обозначения на дороге могут быть нескольких цветов:

  1. Белый. Классический вариант, который допускает наибольшее количество видов разметки.
  2. Желтый. Служат для разделения встречной полосы и попутной. Желтая разметка имеет преимущество, так как лучше видна в темное время суток и во время снегопада.
  3. Оранжевый. Служит для обозначения временной маркировки.
  4. Черный (на вертикальной разметке).
  5. Красный. Не регламентируется ПДД, но в жизни наносится на дорогу. Может использоваться с той же целью, что и оранжевая. Однако, встречается особая красная разметка во дворах жилых домов — она называется пожарной и предназначена для службы 01 и МЧС. Еще одно исключение — красная велосипедная дорожка (ее нельзя пересекать на машине).
  6. Синий. Для обозначения границы полос движения в пределах перекрестка (1.7).
  7. Зеленый. Этот цвет используется для дублирования дорожных знаков на дорожном полотне.

Синяя и зеленая маркировка — нововведение, поэтому встретить ее на дороге можно крайне редко. Значение имеет не только цвет, но и схема.

ВАЖНО! При наличии временной разметки нужно выполнять ее требования, так как она является приоритетной.

Разметка 1.23

Ссылка на основную публикацию