ДТП без второго участника

Показать содержание

  1. В общем и целом, ДТП из трёх автомобилей по способу возмещению ущерба принципиально не отличается от других видов стандартных происшествий в 2021 году.
  2. Если виновниками признаны два водителя, а потерпевший один, то 2 страховые компании солидарно степени вины каждого из виновных участников выплачивают ущерб. При этом, потерпевший вправе обратиться в любую из страховых компаний (либо только в свою, если соблюдаются условия ПВУ).
  3. Если же виновник один, то его страховщик возмещает компенсацию другим участникам. Причём, заблуждением считается, что в таком случае лимит выплаты делится на количество невиновных водителей.
  4. Однако, есть тонкость при ДТП «паровозиком» с тремя и более машинами. В таком случае ГИБДД могут оформить 2 или несколько ДТП отдельно.
  5. Обращение в свою страховую или виновника не зависит от количества участников. Если у всех полисы ОСАГО, не было бесконтактных участников ДТП, нет пострадавших и/или погибших, то нужно идти в свою компанию. Иначе – в страховую компанию виновника.
  6. При этом, если есть пострадавшие или погибшие, то есть ряд своих тонкостей в порядке возмещении ущерба по ОСАГО.
  7. Вне зависимости от количества виновников в ДТП с тремя авто, а также от обоюдности их вины и её степени, КБМ страховки у этих виновников вырастет одинаково.

При произошедшем ДТП с участием трёх транспортных средств имеется небольшой ряд тонкостей по вопросу, куда необходимо обращаться и как получить страховую выплату по ОСАГО в 2021 году.

И это зависит от целого ряда обстоятельств: как именно произошла авария, было ли бесконтактное ДТП, столкновение произошло «паровозиком» и других.

В этой статье мы выясним, в какую страховую компанию обращаться, если участников столкновения 3 и более, можно ли оформить европротокол, какие возмещения получают потерпевшие и виновники таких происшествий, а также ряд других случаев и судебную практику Верховного суда РФ.

Можно ли оформить европротокол, если участников больше двух?

Нет, нельзя. Но давайте обо всём по порядку!

Законодательство Об ОСАГО в 2021 году устанавливает следующие условия для возможности оформления ДТП с помощью европротокола:

  1. в результате аварии пострадали только автомобили (не люди и не иное имущество участников),
  2. обстоятельства ДТП произошли при взаимодействии (с непосредственным касанием) двух – не более и не менее транспортных средств,
  3. у обоих есть действующие полисы ОСАГО,
  4. нет разногласий по обстоятельствам происшествия.

Как видим, причина невозможности заполнения европротокола при ДТП с участием 3 автомобилей кроется в пункте 2 выше (или подпункте «б» пункта 1 статьи 11.1 ФЗ-40). Таким образом, если в аварию попали три или более машин, то оформлять извещение без сотрудников ГИБДД нельзя, нужно звонить в полицию.

Последняя уже также имеет право самостоятельно выбрать из 2 вариантов:

  • либо приехать на ДТП с тремя машинами для оформления,
  • либо заставить водителей сфотографировать место происшествия, составить на бумаге схему и приехать в указанное отделение ГАИ для последующего оформления.

Если у вас уже произошло такое ДТП из 3 авто, и вы заполнили европротокол, то не стоит отчаиваться.

Вы всё ещё можете оформиться в ГИБДД, и вас не должны привлечь к лишению прав за скрытие с места аварии, потому как у вас не было умысла покидать место столкновения. А доказательством тому служат подписанные бланки европротокола.

В этом случае просто позвоните в ГАИ (можете даже не сообщать другим участникам аварии о намерении оформиться через Госавтоинспекцию) и следуйте указаниям.

ДТП без второго участника

Кто получает выплаты по ОСАГО при ДТП с тремя машинами?

Но перейдём непосредственно к главному вопросу. И здесь ответ на него будет зависеть от 2 нижеследующих первоначальных данных.

  • Если произошло стандартное ДТП с участием водителей 3 автомобилей, в котором 1, 2 или все трое признаны виновниками.
  • Если, на самом деле, было 2 отдельных ДТП.

Дело в том, что не всегда водители понимают, что формально даже не было никакого ДТП с тремя машинами, а было 2 отдельно оформленных аварии, в каждой из которых определены виновники. Такое часто бывает, например, при столкновении «паровозиком» 3 авто, когда в первого въехал второй, а во второго – третий. Но между каждым из ударов произошло некоторое время, и не обязательно длительное.

Сотрудники ГИБДД могут оформить 2 отдельных происшествия, если, к примеру, второй водитель въехал в первого из-за несоблюдения дистанции. Но третий въехал во второго, не потому что второй не выдержал такую дистанцию, а потому что вовремя не заметил стоящее на «аварийках» транспортное средство. В этом случае чаще всего третьему участнику вменят нарушение пункта 10.1 ПДД.

Просто загляните в документы о ДТП, и вы сразу поймёте – если нигде в них не будет фигурировать третий автомобиль, то это значит, что полицейские оформили 2 отдельных аварии. И тогда для вас всё проще:

  • вы либо виновник, и ваша страховая компания возместит вред только одному потерпевшему,
  • либо вы сами и есть тот самый потерпевший, и вправе получить возмещение по страховому полису ОСАГО виновника, который прописан в документах о ДТП.

Ниже же мы рассмотрим ситуации, когда конкретно одно ДТП оформлено с участием трёх и более водителей автомобилей.

Если потерпевший один, и у двух водителей определена вина?

Это довольно нечастая ситуация на дорогах России. И в случае, когда виновников в ДТП оказалось двое, а потерпевший – один, то он может получить возмещение от любой страховой компании виновника на свой выбор. Так определяет абзац 2 пункта 22 статьи 12 закона Об ОСАГО.

При этом, страховщик, который выплатил вам возмещение, имеет право предъявить регресс страховой организации другого виновника на сумму, обратно пропорциональную степени виновности того водителя.

Например, если установлена вина 50/50 у двоих участников, то потерпевший вправе обратиться как в первому, так и ко второму страховщику одного из виновников. Допустим, вы обратились к первому.

Тогда этот первый имеет право требования на половину суммы, выплаченной вам, со страховой компании второго виновника.

Только есть важная тонкость в обращении. Обратите внимание, что в указанном выше пункте 22 статьи 12 закона прямо так и написано, что потерпевший предъявляет требование о страховом возмещении любому страховщику.

Однако, по факту вы должны обращаться в этом случае в свою страховую компанию при соблюдении других условий для этого. Иначе страховщик любого из виновных водителей вам просто откажет. Об этом мы поговорим ещё ниже.

Если виновник один, а потерпевших несколько?

В таком случае всё гораздо проще – каждый из потерпевших в ДТП пишет заявление на возмещение по ОСАГО и обращается с ним в свою страховую компанию. А страховая виновника затем возмещает всю выплаченную сумму ущерба обеим компаниям потерпевших, согласно правилу прямого возмещения убытков.

ДТП без второго участника

Сколько будет выплата каждому потерпевшему в этом случае?

Мы знаем, что лимит максимальной выплаты по ОСАГО в 2021 году составляет 400 000 рублей (или 500 тысяч за вред здоровью или жизни). Мы также знаем, что по страховому случаю по ОСАГО вред возмещается страховщиком виновника.

Но как быть, если виновник в ДТП с тремя автомобилями один, а, значит, и страховая компания одна, а потерпевших двое?! Означает ли это, что указанный лимит будет поделён на два? Вовсе нет!

В статье 7 закона Об ОСАГО прямо говорится, что указанный размеры выплат подлежат возмещению каждому потерпевшему или пострадавшему в ДТП. То есть, если произошла авария с участием трёх и более машин, то каждый потерпевший получит по максимальному лимиту – и он не делится между потерпевшими.

Если произошло ДТП с участием 3 водителей «паровозиком»?

То и здесь ничего не меняется. Как мы уже писали выше, такой вид аварии может быть оформлен и как 2 отдельных происшествия. В таком случае будет 2 возмещения. Если же всё оформлено как одно ДТП, то всё вышеописанное актуально и в случае «паровозика».

Если виновника нет?

Такого не может быть по закону, но такое может быть на практике в 2021 году. И, тем не менее, здесь нет противоречий.

Всё дело в том, что виновников в любых ДТП никогда не устанавливает ГИБДД. Последнее уполномочено только выписывать постановления, составлять протоколы и выдавать документы о происшествии. А виновность каждого из участников устанавливает исключительно суд.

Вот только страховые компании в упрощённом порядке выплачивают компенсацию ущерба по документам от ГАИ. Просто, если, к примеру, произошло столкновение из трёх авто, и одному водителю выписали постановление, то его страховая и выплатит всем потерпевшим.

Если в вашем случае ни постановление, ни протокол не выписаны никому, то это означает 3 последующих действия для вас в зависимости от ситуации.

  1. Посмотрите ещё раз внимательно все документы о ДТП с тремя машинами. Возможно, вместо постановления составлено «определение об отказе в возбуждении административного дела». По этому документу также выплачивает та страховая, которая застраховала риск по ОСАГО этого водителя.
  2. Возможно, назначен разбор данного ДТП позднее на определённую дату и время. Вам должны были сказать об этом на месте происшествия. Если нет, попробуйте позвонить в подразделение ГАИ, сотрудники которого оформляли вас и узнать об этом. Если разбор назначен, то виновника установят в рамках этой процедуры.
  3. Если же нет ни разбора, ни каких-либо определений, то остаётся обращаться в суд по факту данного ДТП за установлением виновности (и её степени) за каждым из троих участников. Этим занимается гражданский суд (районный или мировой) по месту совершения происшествия.
Читайте также:  Рено логан глохнет на холодный двигатель

ДТП без второго участника

Куда нужно обращаться потерпевшим: в свою страховую или виновников?

Выше мы уже приводили термин «ПВУ». Это возможность упрощённого возмещения ущерба от ДТП – когда ваша же страховая выплачивает вам компенсацию, а затем ей её же возмещает страховщик виновника (ведь страховой случай произошёл по полису виновного водителя).

И здесь установлены жёсткие критерии, когда нужно обращаться в свою страховую, а когда – виновника. Причём, если критерии для обращения в свою соблюдены, то это не значит, что вам предоставлен выбор – в таком случае вы обязаны ехать исключительно к своему страховщику, а компания виновника вам обязана отказать.

Критерии эти, когда нужно обращаться в свою страховую организацию, следующие (все они должны выполняться):

  1. в ДТП с участием трёх автомобилей пострадали только эти самые транспортные средства,
  2. каждая из машин имела контакт хотя бы с одной другой (то есть это было не бесконтактное ДТП),
  3. в аварии участвовало 2 или более автомобилей,
  4. у каждого участника есть действующая страховка ОСАГО.

Как видим, не имеет значения, произошло ли ДТП с двумя, тремя или более машинами. Если у всех был контакт, имеются полисы ОСАГО, нет вреда здоровью, жизни и иному имуществу, то нужно обращаться в свою страховую компанию. Если хотя бы один из этих критериев не соблюдён, то только в страховую виновника (или любого из виновников, если их более одного).

Тонкости ОСАГО, если есть пострадавшие или погибшие в ДТП из трёх машин

Здесь всё работает несколько иначе. Давайте сначала рассмотрим ситуацию, когда среди пострадавших есть сами водители. И здесь законодательство работает со следующими различиями от вышеописанного.

  • Лимит максимальной страховой выплаты за вред здоровью и/или жизни составляет уже 500, а не 400 тысяч… Каждому пострадавшему… И вне зависимости от лимита выплаты за вред автомобилям.
  • Если пострадавший один, а виновников несколько, то первый имеет право обращаться в любую страховую компанию виновников на свой выбор. При этом, сами страховщики должны договариваться о равном разделении суммы выплаты после того, как та, в которую обратился пострадавший, выплатит ему компенсацию за вред здоровью (пункт 9.1 статьи 12 закона). Однако, общая сумма выплат одному (каждому) пострадавшему не может быть более тех же 500 000 рублей.
  • При этом, конкретно за вред здоровью или жизни пострадавшие не могут обращаться в свою страховую организацию – только в компанию виновника (или виновников, если их несколько).

Если пострадал пешеход или пассажир

Шутка ли, но в этом случае данные лица имеют право обращаться по ОСАГО за компенсацией вреда здоровью или жизни даже к страховщику невиновного участника ДТП. Дело здесь в том, что существует статья 1079 Гражданского кодекса РФ, которая обязывает даже невиновного водителя возместить вред тем людям, для которых его автомобиль был источником повышенной опасности.

При этом, если произошло ДТП с тремя автомобилями, где пострадал один или несколько из пассажиров, либо с двумя машинами и одним пешеходом, где виновников двое, и это водители авто, то пострадавший пешеход или пассажир могут предъявить требование о страховом возмещении любому из страховщиков, даже если речь идёт о страховой компании невиновного водителя.

Именно такое положение дел подтвердил и Верховный суд в современной судебной практике. В пункте 47 Постановления Пленума ВС №58 от 26.12.2017 так официально прописано.

Если у виновника нет страховки ОСАГО?

В данной ситуации также ничего сложного по закону нет. В ДТП с участием трёх авто каждый из потерпевших предъявляет требование о возмещении причинённого вреда напрямую виновнику.

А вот обращаться в свои страховые нет никакого смысла. Напомним, что по ОСАГО страхуется ответственность в случае виновности в аварии, а не собственное имущество.

Ответственность в данном случае наступила у того, у кого она не застрахована.

Поэтому в ДТП с тремя транспортными средствами, где виновник установлен один, каждый из потерпевших предъявляет требования напрямую виновному водителю: сначала досудебной претензией, а затем в случае отказа её удовлетворить – в суд.

Как повысится КБМ у виновника, если в аварии пострадали 3 автомобиля?

Коэффициент бонус-малус (безаварийная скидка) вырастает в зависимости от количества страховых случаев. Так указывает тот же Верховный суд в том же Постановлении Пленума. А страховой случай – это одно ДТП.

Таким образом, если даже вы попали в аварию с участием хоть 10 автомобилей, где виновником оказались только вы, а страховое возмещение получили другие 9 участников (пусть даже по максимальной сумме в 400 тысяч каждый), то у нас для вас хорошая новость. Это будет всё равно считаться одним страховым случаем по вашему полису ОСАГО, и КБМ вырастет также, как вырос бы, если бы в ДТП участвовало два авто.

Но есть и плохие новости. Если в аварии с тремя машинами, к примеру, виновников оказалось обоюдно двое, то у каждого из них возрастёт КБМ также, как если бы виновником был только он один.

Если у потерпевших есть страховка Каско?

В таком случае по возмещению ОСАГО в принципе ничего не меняется от всего вышеуказанного. Добавляется только ещё один «посредник» по финансовым операциям по выплатам.

Например, простое ДТП из трёх автомобилей, где один виновник. У одного из потерпевших есть полис Каско, и он обращается по нему в свою страховую. Тогда выплаты происходят по следующим правилам:

  • потерпевший с Каско получает выплату по своему полису добровольного страхования,
  • но затем страховщик, заплативший своему клиенту, взыскивает ущерб со страховой виновника по ОСАГО,
  • третий участник ДТП без Каско просто обращается по ОСАГО также в страховую виновника.

Что делать, если ДТП не оформил сразу?

Процедура оформления дорожно-транспортного происшествия регламентирована пунктами 2.5-2.6.1 Правил ДД. Несмотря на существование и других нормативных документов относительно обсуждаемого вопроса, автомобилисты могут руководствоваться только предписаниями ПДД.

Порядок оформления за период своего существования многократно подвергался изменениям. В 2021 году собственники транспортных средств в некоторых случаях могут не фиксировать факт ДТП. Стоит ознакомиться с причинами, по которым автовладельцы могут разъехаться и не заполнять бумаги.

ДТП без второго участника

Ответ краток — да. Есть только одна существенная оговорка. Речь в данном случае идет об оформлении сотрудниками Госавтоинспекции. У автовладельцев такая возможность появляется только при условии отсутствия пострадавших лиц.

В соответствии с устаревшей редакцией Правил ДД у собственников авто была возможность не оформлять происшествие при взаимном отсутствии претензий. Если ущерб был нанесен исключительно материальный (автотранспорту), лица могли разъезжаться без заполнения документов.

Действующие Правила исключают описанную возможность. Автомобилисты обязаны оформлять документы даже при отсутствии разногласий. Нюанс заключается в нечетком регламенте порядка оформления бумаг в подобных случаях.

Водители в 2021 году при фиксации ДТП без сотрудников обязаны составить Европротокол. Этот документ можно назвать формальностью, так как не предполагается его передача страховщику. Если водители пренебрегут составлением, против них могут быть выдвинуты санкции в виде лишения водительского удостоверения.

Строгая мера ответственности за такой небольшой проступок, как несоставление документов, аргументируется следующими нормативными положениями:

  1. Пункт 2.6.1 Правил ДД о порядке действий после аварии, в результате которых был причинен только имущественный ущерб. Положение регламентирует возможность разъезда без составления документов, если такой вариант допускается законом о страховании.
  2. Законодательство об обязательном страховании (пункт первый статьи 1.11 Федерального закона) указывает на возможность оформления ДТП без инспекторов только при выполнении следующих условий:
    1. в ДТП только два автомобиля-участника;
    2. каждый из двух водителей имеет полис ОСАГО;
    3. в результате аварии не был причинен ущерб жизни или здоровью граждан;
    4. автомобилисты оформили Европротокол.

Обязательно выполнение всех выдвинутых условий. Следовательно, оформить аварию на месте можно без сотрудников Госавтоинспекции только при наличии заполненных бланков Европротокола. Причем обязанности автомобилистов куда-либо предоставлять заполненные документы не зафиксировано.  

В 2021 году автомобилисты могут столкнуться с ситуацией, в который вызванные представители закона не приезжают на место происшествия. Если обозначенная ситуация произошла, могут последовать как легальные, так и нелегальные варианты решения проблемы.

Читайте также:  Объем масла в двигателе ваз 2106

Такое действие со стороны сотрудников ГИБДД незаконно. Обязанность представителей Госавтоинспекции явиться на вызов зафиксирована в пункте 2.6.1 ПДД. При этом ни один законодательный акт страны не регламентирует обязанность автомобилистов в какой-либо ситуации оформлять Европротокол.

Сотрудники могут только порекомендовать собственникам автотранспорта оформить протокол.

Настоятельно побуждать к этому действию им запрещено согласно административному регламенту, действующему на основании Приказа №664 МВД РФ.

Пункт 285 указывает, что в случае отказа со стороны автомобилиста сотрудник должен предложить добраться до поста ГИБДД, где будут оформлены документы. Второй допустимый вариант — ожидание инспекторов.

Как показывает практика, сотрудники Госавтоинспекции порой все равно отказываются от оформления.

В такой ситуации необходимо сделать телефонный звонок дежурному и доложить о некомпетентности представителей закона.

В разговоре важно отметить намерение ожидания указаний для оформления документов с участием полицейских. Далее придется подать жалобу в режиме онлайн через приемную Госавтоинспекции.

Если автомобилисты предпочитают не открывать прямой конфликт с сотрудниками, они могут нейтрально сослаться на отсутствие принадлежностей для заполнения бланков. Водитель может даже сказать, что не умеет писать.

Это действие со стороны сотрудников вполне законно. На основании последнего абзаца пункта 2.6.1 участник ДТП обязан следовать всем указаниям представителей ГИБДД на месте фиксации происшествия. Схожее для инспекторов указано в пункте 285 регламента.

Чтобы зафиксировать аварию на посту по указанию сотрудника при звонке, нужно позаботиться о наличии фотоматериалов события. Также важно схематично изобразить ДТП на бумаге: указать ориентиры, расположение машин и прочие детали.

Можно поступить и иным образом. Согласно Правилам ДД автомобилисты обязаны зафиксировать аварию с помощью фото- и видеосъемки во всех случаях, когда в процедуре оформления не участвуют сотрудники ГИБДД. Если же у водителя нет аппаратуры для съемки, инспектор обязан выехать на место происшествия.

Третий из возможных вариантов заключается в вызове аварийных комиссаров по назначению сотрудника ГИБДД. Вполне возможно, что указанный представитель приедет раньше полиции. Важно знать, чем отличаются комиссары от сотрудников ДПС.

Разница заключается в том, что аварийные комиссары не числятся в штабе полиции и не имеют полномочий в оформлении аварии. Это означает, что заполненные в их присутствии бумаги не будут иметь силы.

Фактически водители оформят документы без участия представителей закона. Это приведет к правовым последствиям. По этой причине нужно проверять у приехавших на место наличие формы и значка Госавтоинспекции.

ДТП без второго участника

По состоянию Административного кодекса на 2021 год существуют всего два положения, которые имеют значение в обсуждаемой ситуации:

  • Часть вторая статьи 12.27 регламентирует наказание за оставление места аварии. В качестве данного нарушения рассматривается также отказ от составления документов. Грозит такое пренебрежение ПДД лишением прав на срок от года до полутора лет.
  • На основании части первой указанной статьи автомобилист будет привлечен к ответственности за прочие нарушения по ДТП. Размер материального взыскания составит тысячу рублей.

Можно заметить, что первая часть статьи отличается более мягкой мерой ответственности. Порой водители полагают, что именно это положение предусмотрено за отказ в оформлении ДТП в отделении по просьбе дежурного. Это мнение ошибочно.

Действующее на 2021 год законодательство предполагает лишение водительского удостоверения за такой проступок. Аргументация проста: автомобилист оставил место ДТП. Причем ответственность наступит именно за оставление, а не за скрытие. Наказание последует, даже если водитель сам сообщил о случившемся.

Порой автомобилисты договариваются о возмещении на месте, но после обмена контактами второй участник отказывается переводить средства за нанесенный ущерб. Такая ситуация происходит, когда у виновной стороны отсутствует или утратил силу страховой полис.

Если водитель решит сообщить об аварии спустя время после происшествия, обоих собственников авто осудят по части второй статьи 12.27 Административного кодекса. Оба водителя лишатся удостоверения. Отсутствие полиса обязательного страхования не является основанием для невызова сотрудников.

Единственный безопасный с правовой точки зрения вариант — подача гражданского иска в судебную инстанцию. Заявление подается на виновника аварии.

В этом случае пострадавший рискует потерять водительское удостоверение, но в гораздо меньшей степени, так как:

  • Суд редко пытается выяснить, было ли оформлено ДТП. Пострадавший может сослаться на составление Европротокола до обнаружения факта, что у второго участника нет полиса ОСАГО. Виновник также будет заинтересован в подтверждении сказанных истцом слов (в противном случае он лишится прав).
  • Срок привлечения зачастую истекает до назначения даты суда. Согласно нормам изъятия ВУ данный период длится всего 3 месяца с момента аварии. Даже если судья выяснит факт отсутствия фиксации, сотрудники не смогут лишить автомобилиста прав.

Указанная схема будет работать только при наличии доказательств факта ДТП. Чаще всего виновники отрицают, что они участвовали в какой-либо аварии. Для подтверждения подойдет любая расписка о задолженности, составленная на месте происшествия. Возможно предоставление записи с видеорегистратора, если на ней отчетливо видно авто нарушителя и сам ответчик.

Оба участника покинули место ДТП: что делать, последствия, выплаты

Некоторые водители уверены, если оба участника покинули место ДТП, никакая ответственность не предусмотрена. Согласно ПДД, лица, управляющие транспортными средствами, не имеют права покидать место происшествия до оформления ДТП в согласии с требованиями – им придется понести ответственность. Однако есть ситуации, когда наказание не предусмотрено.

Условия, при которых участники могут разъехаться без последствий

Если оба участника покинули место дорожного происшествия, не привлекая сотрудников полиции к оформлению ДТП, не всегда будет наказание. Чтобы при регистрации аварии обойтись без ГИБДД и уехать, необходимо соблюдение следующих обязательных условий:

  • полное признание вины виновником ДТП и отсутствие разногласий по поводу всех обстоятельств;
  • отсутствие жертв или нанесения любого физического ущерба водителям, пассажирам или пешеходам.

ДТП без второго участника

Есть 3 варианта развития событий в случае, если 2 участника пришли к взаимному согласию:

  • не обращаться в полицию вообще, ограничившись составлением расписки об отсутствии взаимных претензий и уехать;
  • оформлением Европротокола по всем правилам;
  • покинуть место, уехать, и вместе со вторым участником обратиться для регистрации происшествия на ближайший пост полиции.

Если оба водителя одинаково расценивают виновность, нет человеческих жертв, а также не пострадало имущество третьих лиц, можно покинуть место аварии. Для уехавшего участника последствия могут не наступить. Однако если второй водитель окажется недобросовестным и все равно вызовет полицию, первого могут привлечь к ответственности. В таком случае необходимо знать, как себя застраховать.

Нужно ли что-то делать, если оба уехали без оформления

Чтобы защитить обоих участников, которые уехали с места случившегося ДТП, необходимо составить расписку. Этот простой документ защитит от возможных претензий в будущем.

Может случиться так, что после происшествия виновник переосмыслит случившееся, вызовет полицию на место ДТП, исказит факты и выставит невиновного участника не только нарушителем закона, но и виновником аварии. Доказать обратное на практике практически невозможно. Впоследствии его могут привлечь к административной ответственности и полностью лишить страховой компенсации.

В расписке следует указать такую информацию:

  • данные сторон;
  • информацию о свидетелях происшествия, если такие были;
  • сведения о ДТП и об отсутствии претензий сторон;
  • дату и подписи.

Если участник оставляет место происшествия после составления такого документа, решает уехать, риск, что второй поступит нечестно и подставит другого, намного меньше.

Последствия для покинувших место ДТП

Если покинуть место аварии без правильного оформления происшествия и без уважительных причин, прописанных в Правилах дорожного движения, водителя ожидает административная ответственность.

Само понятие ДТП определено в ПДД: под ним понимается любое происшествие, вследствие которого был получен материальный ущерб одной или обеими сторонами. Это означает, что даже легкое повреждение, например, царапина на краске, потертость на крыле или бампере, должна классифицироваться как ДТП.

Если участник решил покинуть место ДТП, наказание может быть следующим:

  • лишение прав на срок от 1-1,5 лет;
  • административный арест до 15 суток;
  • уголовная ответственность в случае наступления для участников аварии тяжелых последствий для здоровья и жизни.

Закон не разделяет виновников ДТП и пострадавших сторон, которые решили уехать. Если оба покинули место ДТП, суд может не учесть, кто был прав, а кто виноват – перед законом в этой ситуации стороны равны, несут одинаковое наказание. Именно поэтому автоюристы настоятельно рекомендуют не пытаться догнать виновного водителя – можно получить административное взыскание уже за это.

ДТП без второго участника

Как показывает практика, арест применяется довольно редко. В соответствии с Кодексом об административных нарушениях арест не применяют к беременным женщинам, матерям, у которых есть дети в возрасте до 14 лет. Также более лояльное отношение к военнослужащим, инвалидам, таможенникам и некоторым другим категориям гражданских лиц.

Оставление места ДТП виновником чревато не только наказанием, предусмотренным за это нарушение. Даже если его страховая компания компенсирует пострадавшей стороне все убытки, в последующие годы страховщик в регрессном порядке имеет право через суд взыскать всю компенсированную сумму с виновника, плюс все судебные издержки.

Читайте также:  Добавлены правила проведения технического осмотра

Можно ли рассчитывать на выплату ОСАГО

Как быть, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, ОСАГО оформлено? По закону получить выплату по ДТП без привлечения правоохранительных органов водители смогут только при условии заключения Европротокола по всем правилам. В остальных случаях компенсация не предусмотрена.

Чтобы получить законную выплату, необходимо соблюдение следующих условий:

  • виновник признает вину;
  • это обстоятельство отражено на схеме ДТП в Европротоколе;
  • нет пострадавших людей;
  • нет ущерба имуществу третьим лицам;
  • в аварии было только 2 транспортных средства;
  • ни один из автомобилей не имел прицепа;
  • сумма компенсации не превышает 100 000 рублей.

Без документов, фиксирующих факт ДТП, компенсацию по договору ОСАГО получить невозможно. Правильно составленное Извещение, которое является приложением к Европротоколу – залог получения выплаты при условии правильного обращения в страховую компанию.

Оставить место ДТП и уехать участник происшествия может только после должного оформления – с помощью расписки, Европротокола или на ближайшем посте полиции. Если в остальных случаях покинуть место происшествия, последствия будут неблагоприятные. Если второй участник скрылся, лучше вызвать полицию и оформить все по правилам.

Вопросы читателей

Нужно ли составлять Европротокол, если только стерта краска?

Ответ. Да, такое повреждение классифицируется как ДТП и требует оформления.

Если пострадавший уехал с места ДТП, стоит ли вызывать полицию?

Ответ. Если он позднее обнаружит повреждения, вернется на место аварии и вызовет правоохранителей, придется нести ответственность.

Может ли страховая отказать в выплате при Европротоколе?

Ответ. Отказ страховой – распространенное явление. Это случается даже при наличии справки из ГАИ, поэтому важно правильно подать документы в компанию, снимать копии со всех бумаг, а в случае отказа обращаться в суд.

Оформление ДТП с одним участником, наказание за оставление места ДТП

Рассмотрим довольно часто встречающийся вид ДТП, когда автомобиль сталкивается не с другим транспортным средством, а с каким-либо препятствием. К примеру, водитель при движении задним ходом врезается в столб или камень.

Обычно водители легкомысленно воспринимают произошедшее, думая только о предстоящем ремонте автомобиля, и не оформляют происшествие в ГИБДД, однако по закону любое ДТП, даже в котором поврежден только Ваш автомобиль, должно быть оформлено.

Если у ГИБДД будут доказательства, что ДТП имело место (например, видеозапись или свидетельство очевидца), водителя-участника ДТП могут привлечь к ответственности за оставление места ДТП без его оформления.

Вид наказания за это правонарушение рассмотрим ниже.

Как оформить ДТП с забором, деревом

Для начала поговорим о том, как оформить такие ДТП, как столкновение с деревом, камнем, гаражом или другой постройкой, наезд на камень с повреждением двигателя или днища автомобиля. Обязанности водителя при ДТП прописаны в ПДД РФ.

О новых правилах оформления ДТП мы недавно писали. В рассматриваемом случае упрощенная схема оформления (так называемый европротокол) не действует, поскольку он действует лишь при двух участниках ДТП.

То есть для оформление данного ДТП по закону нужно обязательно позвонить в ГИБДД и следовать указаниям дежурного сотрудника..

Что делать на месте ДТП?

Напомним пункт 2.6.1 ПДД РФ, регламентирующий обязанности водителей после ДТП, если нет пострадавших лиц:

2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.

Та же вышеупомянутая ст. 2.6.1 разрешает после сообщения о ДТП не оформлять документы о ДТП, если у водителя нет такой необходимости, а второй предмет – бесхозный, или не получил повреждений.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

Когда можно покинуть место ДТП без второго участника

Иногда происшествие с автомобилем вообще не является ДТП. Напомним определение дорожно-транспортного происшествия из ПДД РФ:

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

То есть если автомобиль не участвовал в дорожном движении, а, скажем, был припаркован и при этом был поврежден упавшим деревом или ледяной коркой с крыши, то это событие не является ДТП, и подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Лишение прав за оставление места ДТП с деревом или забором

Как сказано выше, водители часто не осознают степень последствий за уезд с места ДТП без второго участника. Тем не менее, иногда о таких ДТП становится известно (например, у поврежденного имущества находится собственник, который и обращается в ГИБДД). В таком случае водителя ждет лишение прав по ст. 12.27:

Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием
2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Иногда сам водитель сообщает в ГИБДД о факте аварии, например, если страховая компания по КАСКО для выплаты требует справку из ГИБДД о факте аварии. В таком случае наказанием также станет лишение прав.

Каско при дтп с одним участником

Дорожно-транспортное происшествие с одним автомобилем — случай, который может произойти с каждым водителем.

Когда водитель врезается в дерево, столб или сбивает дикое животное, безусловно, наносится ущерб транспортному средству, однако, по комплексному страхованию данный факт не относится к авариям.

Как оформлять ДТП с одним участником КАСКО и что нужно сделать, чтобы получить компенсацию разберем ниже в статье.

Стоит ли оформлять столкновение?

Прежде чем начать оформление ДТП без второго участника по КАСКО стоит взглянуть в сам полис и понять, является ли данный инцидент страховым случаем. Например, в договоре может быть указано, что: столкновение со стеной – предусматривает выплату, а с деревом – нет.

Оформление ДТП обязательно необходимо, если:

  • Оформлен полис КАСКО;
  • Причинен ущерб частному или общественному имуществу;
  • Результат столкновения препятствует движению других авто;
  • Собственному транспортному средству нанесен существенный ущерб.

В таких случаях для получения выплат без процедуры регистрации инцидента на дороге никак не обойтись.

Порядок оформления аварии с одним участником

Чтобы получить компенсацию при ДТП без второго участника необходимо придерживаться определенного алгоритма действий:

  • Вызвать представителя ГИБДД (чтобы исключить спорные вопросы);
  • Пригласить на место аварии представителя страховой компании (СК);
  • До приезда страхового агента и представителей ГИБДД, стоит все зафиксировать на фото (желательно найти несколько свидетелей);
  • После составления протокола сотрудником ГИБДД, нужно внимательно его прочесть и обратить внимание не упустил ли инспектор какие-либо повреждения транспортного средства или детали столкновения.
  • Полученный протокол от представителей ГИБДД стоит передать страховщику. При правильном оформлении происшествия ДТП без второго участника КАСКО не должно возникать спорных моментов.

Некоторые автолюбители допускают грубую ошибку и стремятся покинуть место происшествия как можно быстрее никого не вызывая.

Такая ошибка обойдется водителю довольно дорого, поскольку страховая компания обязательно поставит под сомнение механизм получения повреждений автомобиля.

Ведь если в момент ДТП не было зафиксировано что машина находилась на месте инцидента, соответственно о страховке не может идти и речи.

Авария без второго водителя – является более сложной ситуацией, чем классическое столкновение, поэтому при возникновении такого случая стоит действовать максимально взвешенно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector