Профессиональный стандарт для автоинстукторов с 28 октября 2018 года

Каждый автомобилист проходил обучение в автошколе или у частного инструктора, чтобы получить водительские права. Помимо теоретических занятий по правилам дорожного движения, кандидат на получение удостоверения занимается у автоинструктора.

Автоинструктор – это специальный человек, который имеет право обучать будущих водителей вождению авто. Многие автомобилисты, после получения водительского удостоверения, задумываются, могут ли они работать инструкторами по вождению?

Работа инструктором по вождению доступна практически любому владельцу водительского удостоверения соответствующей категории. Каждый автоинструктор может выбрать любое из двух направлений осуществления такого вида деятельности.

28 сентября 2018 года приказом Минтруда России № 603н утвержден профессиональный стандарт для инструктора по вождению. Официально его называют «мастером производственного обучения вождению транспортным средством». Новый стандарт повысил квалификацию инструкторов и упорядочил работу автошкол. Контроль за соблюдением стандарта осуществляет Роспотребнадзор, ГИБДД и межрегиональные ассоциации автошкол.

Профессиональный стандарт для автоинстукторов с 28 октября 2018 годаМинимальные требования к инструктору по вождению

Существует множество причин, по которым водитель может желать стать частным инструктором или инструктором при автошколе. Но каждый такой кандидат должен соответствовать минимальному набору требований, предъявляемых к автоинструкторам. Минимальный перечень требований предусмотрен действующим российским законодательством.

Основное требование, которому должен соответствовать кандидат на  должность автоинструктора – наличие своего автомобиля, а также непреодолимое желание заниматься такой деятельность.

К минимальным требованиям на должность автоинструктора, относятся:

  1. Водительское удостоверение, выданное не менее трех лет назад.
  2. Достаточный водительский стаж, который позволит автоинструктору обучать кандидатов.
  3. Отсутствие фактов изъятия водительского удостоверения за три года, предшествующих подаче заявки на должность автоинструктора, за нарушения, которые касаются несоблюдения правил дорожного движения.
  4. Возраст кандидата на должность должен быть более 21 года.
  5. У автоинструктора должно быть законченное среднее образование.

Как стать инструктором по вождению в автошколе

Самый простой способ стать автоинструктором – обратиться в автошколу. При этом необходимо подготовиться к тому, что водителя не оформят в штат сразу же после обращения и представления всех полагающихся для трудоустройства документов. Если кандидат ранее не работал в должности инструктора по вождению авто, он должен пройти специальное обучение.

По окончании курсов водитель становится специалистом в области обучения вождению. Кроме того, автоинструктор будет зачислен в штат сотрудников автошколы, и ему будет полагаться определенное количество учеников.

При работе в автошколе, автоинструктор будет должен не только обучать своих учеников вождению транспортными средствами, но и читать лекции, принимать теоретические экзамены. Именно по этой причине в процессе обучения на специалиста, будущий инструктор учится правильно вести лекции (доступно доносить до слушателя информацию), проверяет свои знания правил дорожного движения.

Как стать частным инструктором

Если у автомобилиста есть желание обучать других людей вождению транспортных средств, он может работать частным инструктором. Воплотить такую мечту в жизнь можно двумя способами: легально и нелегально.

Если автомобилист работает частным инструктором нелегально, его могут привлечь к уголовной ответственность. За такое нарушение требований российского законодательства, виновник привлекается к ответственности в виде штрафа и ареста сроком до полугода.

Оформление в качестве индивидуального предпринимателя позволит избежать таких проблем и не получить судимость за незаконную предпринимательскую деятельность.

Какие документы требуются для обучения на автоинструктора

Каждый кандидат на место инструктора по вождению, должен пройти соответствующее обучение. Для этого нужно подать в автошколу заявление о том, что заявитель желает пройти курсы.

В автошколу необходимо представить:

  1. Паспорт заявителя.
  2. Удостоверение водителя соответствующей категории.
  3. Медицинскую справку, по которой автомобилист по состоянию здоровья имеет право управлять транспортными средствами.
  4. Две фотографии.
  5. Свидетельство мастера производственного обучения (если заявитель уже проходил курсы по другой категории).

Что нужно для работы инструктором по вождению

При устройстве на работу инструктором в автошколу и при попытке начать частное обучение управлению автомобилем, будущий автоинструктор должен пройти курсы, по результатам которых ему будет выдано соответствующее свидетельство.

К обучению допускаются только лица, имеющие водительское удостоверение соответствующей категории, трехлетний стаж вождения авто.

Самый простой способ получения свидетельство – пройти обучение в автошколе. Курс платный, за него придется заплатить около 5 тысяч рублей, а также оплатить 20 литров топлива.

Профессиональный стандарт для автоинстукторов с 28 октября 2018 годаОбучение вождению невозможно без автомобиля. Если у инструктора нет своего транспортного средства, он может заключить договор с автошколой, и авто будет выдано ему на правах аренды. В таком случае часть полученного от работы заработка придется отдавать в администрацию кошки.

Если у инструктора есть свой легковой автомобиль, его нужно будет доработать:

  1. В авто должны быть установлены дублирующие педали (за комплект придется заплатить до 10 тысяч рублей, а за установку – до 5 тысяч).
  2. На лобовом стекле или на крышу авто должен быть знак «У», свидетельствующий о том, что за рулем автомобиля сидит ученик (знак стоит до 2 тысяч рублей).

По окончании этих процедур, инструктору необходимо будет собрать полный пакет документов в ГИБДД, пройти техэкспертизу транспортного средства и заверенный у нотариуса дубликат сертификата на установленные в транспортное средство педали.

Если автоинструктор хочет заниматься частным обучением, он должен будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (дополнительные затраты).

Как выбрать автошколу

К выбору автошколы, в которой по окончании обучения инструктор будет работать, необходимо подойти со всей ответственностью. В особенности это касается крупных городов, где выбор школ достаточно велик.

Лучше всего выбирать крупные школы, пользующиеся популярностью у учеников, желающих получить водительское удостоверение. Подробную информацию можно получить в самой автошколе.

Как правило, если в автошколу на обучение стоит очередь из учеников, администрация с радостью примет нового инструктора в свой штат.

Работа инструктором в автошколе: положительные моменты

Большинство автоинструкторов предпочитают работать в автошколе, так как такой вариант имеет несколько положительных моментов:

  1. У инструктора нет необходимости искать себе учеников, тратиться на рекламу своих услуг и в течение продолжительного промежутка времени обучать людей за минимальную цену, чтобы наработать репутацию.
  2. Нет необходимости переоборудовать свой автомобиль под учебный, так как такие транспортные средства обязательно должны быть в автопарке школы.
  3. У инструктора, который работает в автошколе, нет необходимости оплачивать топливо, так как этим занимается администрация.
  4. Повреждения на автомобиле также устраняются за счет средств автошколы, даже если авто было разбито во время обучения вождению.

Ответственность за нарушения ПДД

Первый ключевой момент такой работы – во время занятий вся ответственность за действия учеников лежит на инструкторе.

Мало какой ученик обучается вождению авто без повреждений транспортного средства. Как правило, такие повреждения незначительны, ведь ученики не могут развивать скорость более 40 км/ч.

Большинство затертостей и сколов на авто появляются по вине других участников дорожного движения, которые подрезают учебную машину с неопытным водителем (как правило, такое поведение означает превосходство, однако в некоторых случаях подрезать автомобиль могут и в экстренных ситуациях, чтобы избежать аварии).

Именно по этой причине лучше всего страховать учебный автомобиль сразу по двум полисам: по ОСАГО и по КАСКО. Стоит отметить, что страхование учебного автомобиль – услуга, которую предоставляет ограниченное количество страховых организаций.

Профессиональный стандарт для автоинстукторов с 28 октября 2018 годаНелегальные инструкторы

Второй важный момент – нелегальные инструкторы. В небольших городах автоинструкторы, занимающиеся обучением вождению нелегально, не проблема: большинство из них прекрасно знают, где именно стоят сотрудники ГИБДД и просто объезжают их посты по другим дорогам.

Но если сотруднику дорожной инспекции все же удастся остановить автомобиль, за рулем которого находится лицо без удостоверения, а авто не оборудовано должным образом для обучения вождению, нелегальный инструктор будет привлечен к ответственности.

Все штрафы платит инструктор. В некоторых случаях и учитель, и ученик, могут быть отстранены от управления транспортным средством, после чего авто отправляется на штрафстоянку.

Читайте также:  Введение безбарьерного проезда на платных автодорогах с 26 октября 2020 года

Если нелегальным предпринимателем, занимающимся обучением вождению, заинтересуются налоговые органы, придется заплатить штраф в размере 300 тысяч рублей. Кроме того, такой инструктор может быть привлечен к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (штраф до 300 тысяч рублей, арест до полугода).

Если инструктор занимается обучением на легальном основании, он должен возить с собой документы, подтверждающие этот факт.

Удостоверение на работу инструктором имеет определенный срок действия – пять лет. После его окончания автоинструктору потребуется вновь пройти курсы и получить новый сертификат на право обучения вождению.

Какие профстандарты примут в 2021 году — Академия СНТА

Профессиональный стандарт для автоинстукторов с 28 октября 2018 года

Профессиональные стандарты – это своего рода требования, которые предъявляются к квалификации сотрудника предприятия или организации. Под квалификацией понимают уровень знаний, умений, навыков и опыта специалиста, необходимый для эффективного выполнения трудовых обязанностей.

Значение профстандартов

Профессиональные стандарты лежат в основе определения требований к будущему работнику. Они используются работодателем для правильного названия должности и определения формулы расчета заработной платы.

Знать профстандарты нужно также и соискателям:

  • Представители некоторых профессий могут рассчитывать на льготы и компенсации. Они, в свою очередь, назначаются, если наименование занимаемой должности полностью соответствует названию из профессионального стандарта или квалификационного справочника. При этом сам работник должен соответствовать установленным требованиям.
  • Стандарты также определяют ограничения. К примеру, женщины не могут работать по некоторым специальностям: им запрещено быть матросами на грузовых и пассажирских судах (всего насчитывается 456 подобных профессий, и такой перечень утвержден Правительством РФ). Также в профстандартах прописаны возрастные ограничения: некоторые виды работ не могут выполняться лицами, не достигшими возраста совершеннолетия. Документ определяет и требования к образованию: человек не может устроиться врачом, если у него нет высшего медицинского образования.
  • Профессиональные стандарты позволяют объективно оценить свои возможности. Человек может понять, хватит ли у него знаний и умений, чтобы справляться с работой, на которую претендует.

К сожалению, стандарты разработаны не для всех профессий. Есть такие сферы деятельности, в которых постоянно происходят изменения, из-за чего составить и согласовать перечень основных требований к работникам не представляется возможным.

Профстандарты и образовательные организации

Профессиональные стандарты лежат в основе образовательных программ, которые предлагают слушателям учебные учреждения. Они нужны для того, чтобы максимально сократить разрыв между теоретическими знаниями и практикой.

Вероятнее всего, в ближайшем будущем система присвоения квалификации после окончания учебы перейдет «в руки» независимых центров оценки квалификации: выпускник ВУЗа сможет получить квалификацию только через эту независимую оценку.

Предполагается, что таким образом удастся усилить конкуренцию между институтами и университетами, а также побудить учебные заведения более активно сотрудничать с потенциальными и реальными работодателями.

Профессиональный стандарт для автоинстукторов с 28 октября 2018 года

Профстандарты в 2021 году

В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» запланирована работа по утверждению новых 25 стандартов и актуализации 89 стандартов. Заметные изменения коснутся педагогов.

Ранее компетентность этих специалистов определялась на основании выполнения должностных инструкций.

В будущем году для учителей введут профстандарты, а это значит, что они должны будут проходить определенную аттестацию на соответствие.

Новые требования к представителям образования охватывают три основные сферы. Педагог обязан работать сразу в нескольких направлениях:

  • Обучать детей: передавать знания и опыт, используя интересные и эффективные способы и методики;
  • Воспитывать детей: подавать пример поведения, находить подход к каждому ученику, не принимая во внимание его социальное положение, возраст, особенности развития;
  • Всесторонне развивать детей: следить за физической подготовкой, эмоциональным и психологическим состоянием, оказывать помощь в решении проблем.

Как только профессиональный стандарт вступит в законную силу, учителю не удастся просто рассказывать материал урока. Он должен будет тратить много времени на поиск и выбор эффективных методик по изложению информации, психологической поддержке и воспитанию учеников.

В новом стандарте также будут изложены жесткие требования к учительскому коллективу. Специалист, желающий работать в школе, колледже, ВУЗе и т.д., должен уметь грамотно планировать свое время, разбираться в компьютерных технологиях, а также обладать такими личностными качествами, как толерантность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, стремление к самосовершенствованию.

Многих учителей пугают нововведения: что будет, если у них не получится подтвердить свою квалификацию по усовершенствованному профстандарту? Паниковать раньше времени не стоит.

Если не удастся справиться с аттестацией, можно пройти курсы повышения квалификации, которые помогут поднять уровень знаний.

Тем, кому не подходит такой вариант, возможно, предложат остаться в образовательной структуре, но занять при этом другую должность.

Планируется, что с введением нового профессионального стандарта для учителей, качество образования повысится: сам образовательный процесс будет идти в ногу со временем, а ученики получат качественные знания. Бесспорно, что некоторые правила будут приниматься очень сложно, но этого не избежать.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Новые требования к мастерам производственного обучения вождению (инструкторам) приняты и вступают в действие уже 28 октября 2018 года — РазРулимс!

Появилась новая профессия: мастер производственного обучения вождению транспортных средств. Все инструктора по вождению теперь должны соответствовать новому профессиональному стандарту.

Подписан приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.09.2018 г. № 603н «Об утверждении профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»

С текстом приказа можно познакомиться по ссылке.

Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий — новые требования

  • Подробности из Российской газеты.
  • Рулить научат. Утверждены новые требования к инструкторам по вождению
  • Владимир Баршев
    Российская газета — Федеральный выпуск №7698 (235)

Новые требования к тем, кто обучает будущих водителей управляться с рулем и педалями, зарегистрированы минюстом. Вступят в силу они уже 28 октября.

Лихачей к обучению водителей не допустят. Чтобы работать инструктором, необходимо пять лет не нарушать правила.

В иерархии рабочих категорий появился новый профессиональный стандарт: мастер производственного обучения вождению транспортных средств. Этот стандарт утвержден приказом минтруда. То есть теперь все те инструкторы, которые обучали будущих водителей вождению, должны соответствовать этому стандарту.

В общем, готовить водителей должны будут профессионалы своего дела. А не так, как было раньше. Ведь требований к инструкторам особых не было. И этим пробелом активно пользовались недобросовестные автошколы, которые вписывали в документы абы кого, лишь бы получить заключение от ГИБДД о соответствии школы требованиям закона.

Теперь этот номер не пройдет. Мастер должен будет иметь не только водительское удостоверение соответствующей категории, на которую обучает водителя, но также стаж управления транспортным средством не менее 3 лет, а также документ на право обучения вождению.

Требования по наличию прав и такого документа зафиксированы в Правилах дорожного движения. А вот требования к стажу — это нововведение, и оно обосновано тем, что тот, кто обучает, должен уметь безопасно и эффективно управлять машиной или мототехникой соответствующей категории и подкатегории в различных условиях движения. А также демонстрировать способы и приемы управления.

Кроме того, впервые в требованиях к так называемым инструкторам установлено, что они не должны иметь серьезных нарушений Правил дорожного движения, за которые лишают прав, как минимум в течение 5 лет. Заядлым лихачам и нарушителям не место в этой профессии.

Для обучения мастер теперь должен уметь применять педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению. А также владеть современными техническими средствами обучения и образовательными технологиями. Причем все это с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Впервые предъявлены требования, что он должен владеть методикой обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов-колясочников, для обучения которых применяется ручное управление. Если не соблюдено хоть одно из условий, то инструктор может лишиться работы.

Читайте также:  Новую mazda3 представят осенью 2018 года

— Инструктор должен быть, безусловно, вежлив и корректен. И это обязательное требование к профессии, за несоблюдение которого также можно лишиться занимаемой должности, — говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.

— Он должен конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения, соблюдать нормы педагогической этики.

Также он должен уметь разработать рабочую программу обучения вождению, знать правила, законодательство, содержание образовательных стандартов и программ обучения, требования охраны труда на автотранспорте.

— Все эти требования говорят, что обучающий вождению теперь должен быть профессионалом высокого класса, — считает Татьяна Шутылева. — Для подготовки таких спецов разработаны специальные программы обучения. Это дополнительные профессиональные программы для переподготовки и повышения квалификации.

А в соответствии с новым стандартом повышать свою квалификацию мастера теперь должны один раз в три года.

Остается надеяться, что с выходом стандарта высокие требования, предъявляемые теперь к мастерам производственного обучения вождению, поднимут весь процесс подготовки водителей на новый уровень.

Сейчас согласно Стратегии по безопасности дорожного движения поставлена задача к 2024 году сократить количество жертв ДТП до четырех погибших на 100 тысяч населения. Сейчас этот показатель — 14 погибших.

А к 2030 году намечено вообще стремиться к нулевой смертности от ДТП.

Инструктор по вождению, выбор преподавателя

Образец профстандарта водителя легкового автомобиля в 2021 году

Профессиональный стандарт водителя легкового автомобиля применяется в делопроизводстве при составлении должностных инструкций, трудовых договоров и другой подобной документации. Также он используется в сфере управления персоналом для оценки квалификации сотрудников, определении их результативности и т.д.

ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта водителя легкового автомобиля .doc

Профессиональные стандарты в законодательстве

В 2012 году был принят ФЗ-236, внёсший понятие профстандартов в действующее законодательство: Трудовой кодекс и ФЗ «О техническом регулировании». Далее последовало принятие следующих нормативных документов:

  • В 2013 году было опубликовано Постановление Правительства №23, которое описывало нормы официального утверждения профессиональных стандартов.
  • Далее в 2015 году был принят основополагающий закон по профстандартам — ФЗ-122. На его основе в трудовое законодательство и ФЗ «Об образовании» ввели положения, регулирующие основные аспекты системы профстандартов. К примеру, в ТК ввели статью 195.3, объясняющую аспекты их использования работодателями.
  • В 2016 году было принято Постановление Правительства №584, где рассматривались особенности действия профстандартов в организациях с муниципальной или государственной формами собственности, а также в тех компаниях, основной частью которой владеет государство.

Внимание! Распространённые вопросы по действию должностных стандартов разобраны в выпущенном Минтрудом Письме №14-0/10/В-2253.

Особенности профстандарта водителя легкового автомобиля

В 2015 году Минюстом был принят профстандарт 17.016 «Водитель внедорожных автомототранспортных средств», который наиболее подходит для должности водителя легкового автомобиля. Он включает четыре раздела.

В его первой части перечислены вид деятельности, код профессии и другая общая информация.

Вторая часть отведена для перечисления функций водителя, а также их элементов. Приведены 4 функции водителя и 13 их составляющих. Например, функция по управлению мототранспортным средством и его техническому обслуживанию включает следующие части:

  • Управление мототранспортным средством.
  • Его техническое обслуживание.
  • Перевозка с его помощью грузов и пассажиров.

Третья часть посвящена более детальному описанию функций водителя.

Для функций приводятся следующие сведения:

  • специалисты с необходимым уровнем подготовки;
  • нужные им стаж и образование;
  • предъявляемые к ним особые требования;
  • прочая информация;
  • классификация водителей по должностным справочникам.

К примеру, для функции по управлению машиной и её техническому обслуживанию указаны следующие сведения:

  • Названия 3 специалистов с достаточной квалификацией.
  • Их образование – наличие профессионального обучения.
  • Опыт работы – не требуется.
  • Особые требования – возраст от 18 лет, успешное прохождение медицинских осмотров и пр.
  • Классификация водителей дана по ОКЗ и ОКПДТР.

Также раздел содержит данные по составляющим функций. Для них указаны:

  • должностные операции;
  • знания теоретического характера;
  • практические умения;
  • прочая информация.

Так, для управления автомобилем перечислены:

  • 11 операций – оценка маршрута, контроль дорожной обстановки с помощью зеркал и т.д.
  • 7 умений – маневрирование в ограниченном пространстве, осуществление контроля за безопасностью движения и пр.
  • 7 теоретических знаний – особенности движения в различных условиях, на разных дорогах и пр.

В четвертой части документа перечислены организации, участвовавшие в его создании.

Внимание! Профстандарт для водителя легкового автомобиля может использоваться лишь после внедрения работодателем в делопроизводство новой системы должностных стандартов.

Вопросы по действию профессиональных стандартов

Насколько профстандарты обязательны к применению?

Они необходимы в следующих случаях:

  • Если работодатель – бюджетная организация или представитель частного сектора, основная доля которого (свыше 50%) принадлежит государству.
  • Когда в законодательстве для определённой специальности имеются квалификационные требования, указаны льготы и компенсации или закреплены ограничения.
  • В иных ситуациях работодатель сам решает вопрос о необходимости для него системы профстандартов.
  • Зачем добровольно внедрять систему профстандартов?
  • Они дают ряд новых опций в кадровом делопроизводстве и управлении персоналом:
  • Возможность корректно, на документарной основе, отказывать людям в повышении или приёме на работу.
  • Проведение массовой переаттестации сотрудников.
  • Получение квалификационных критериев, которые могут использоваться для оценки уровня сотрудников и разработки KPI.
  • Улучшение качества используемых документов по персоналу (должностных инструкций и пр.).
  • Возможность указывать подчинённым на необходимость повышения ими квалификации.

Внимание! Профстандарты пользуются поддержкой государства и имеют разработанную нормативную основу, что снижает риски для работодателя при их использовании.

Как начать использовать профстандарты?

Обычно применяется следующий порядок:

  • Издание главой фирмы приказа о введении должностных стандартов.
  • Создание регламента, в котором описаны основные параметры новой системы: этапы её внедрения, сроки и пр.
  • Корректировка трудовой документации с использованием подходящих к профилю специалистов профстандартов.

Заключительным этапом является применение новой документации для необходимых преобразований в области управления кадрами: расширения обязанностей сотрудников, подготовка к их аттестации и пр.

Скачать документбесплатно

Скопировать урл

Распечатать

Теги по теме

профстандарт

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Актуальный материал: «Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»»

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

  • Материалы по теме:
  • Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года
  • Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»
  • Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Читайте также:  Как определить тип перекрестка?

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

  1. К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»
  2. Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.
  3. Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

  • Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);
  • Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);
  • Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);
  • Положение о структурных подразделениях;
  • Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);
  • Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);
  • Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Ссылка на основную публикацию