Обязательное освидетельствование на состояние опьянения в случае ДТП с пострадавшими

Проверка на алкогольное или наркотическое опьянение проводится строго регламентированно. И регулируют эту процедуру сразу несколько правовых актов. Именно они чётко устанавливают, когда медицинское освидетельствование законно, а когда – нет.

В этой статье мы выясним, что делать, если после ДТП с пострадавшими или без таковых вас направляют на освидетельствование, обязательна ли такая проверка при происшествии, что будет за отказ, какой порядок действий, чтобы вас не обманули, и как правильно проводятся тесты на алкоголь и наркотические вещества.

Законно ли медицинское освидетельствование на опьянение после ДТП?

Но давайте всё же обо всём по порядку: сначала рассмотрим главные вопросы об анализах на опьянение, а в конце статьи приведём все правила этой процедуры, так как они очень объёмные и содержательные.

Итак, начнём с законности самого освидетельствования. Это становится возможным для исполнительной власти в виде полицейских, благодаря изменениям, которые были внесены в ряд нормативных актов. В их числе КоАП и непосредственно Правила освидетельствования.

Так, несколько лет назад были внесены поправки в статью 27.12 КоАП, и теперь её часть 1.1 гласит, что направлению на освидетельствование подлежит водитель, в отношении которого вынесено определение по статье 12.24. Но причём здесь какая-то статья КоАП?

А 12.24 как раз и говорит о пострадавших. Если быть точнее, то в случаях, когда водитель подозревается в совершении нарушения ПДД, попал в ДТП, в котором есть пострадавшие люди, то он подлежит освидетельствованию.

Обратите внимание, что направление на освидетельствование – это не право инспектора, а обязанность.

То есть здесь не решает полицейский, а работает простое условие: есть пострадавшие в ДТП? Значит, проверка на опьянение обязательна.

Аналогичное требование содержится и в пункте 2 Правил освидетельствования в Постановлении Правительства №475.

Обязательное освидетельствование на состояние опьянения в случае ДТП с пострадавшими

Могу ли я отказаться от медосвидетельствования?

Это уже зависит от вида проверки, и их может быть 2:

  • освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (далее – «ОСАО»),
  • медицинское освидетельствование на состояние опьянения (далее «МОСО»).

Пока запомните эти 2 типа анализов. Они кардинально различаются, хотя и тесно взаимосвязаны между собой. Ниже мы ещё поговорим об их отличиях.

Но главное, что вам следует знать: вы имеете полное право отказаться о проверки на алкоголь («продувки» на дороге в машине инспектора), и за это ничего не будет грозить. А вот в случае отказа от медосвидетельствования уже последует наказание – причём, довольно жёсткое. А сам отказ от ОСАО является одним из прямых оснований для направления на медицинскую проверку.

Это грозит лишением прав или штрафом?

И то, и другое. За отказ от медосвидетельствования в 2021 году предусмотрена отдельная норма ответственности – часть 1 статьи 12.26, которая грозит одновременно 2 наказаниями:

  • штраф 30 000 рублей за отказ от медицинского освидетельствования,
  • лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет (по решению судьи).

Данное наказание выносится судом (мировым) на основании протокола сотрудника ГИБДД, составленного по всем правилам после отстранения водителя от управления автомобилем, привлечения 2 понятых либо произведения видеозаписи, а также предварительного предложения пройти освидетельствование на состояние опьянения. Вот типичный пример из судебной практики по лишению за отказ от медосвидетельствования с не менее типичными доводами защиты обвиняемого водителя.

Обратите также внимание, что наказание за отказ аналогична мере ответственности, если опьянение будет установлено надлежащим образом. Часть 1 статьи 12.8 КоАП РФ предусматривает тот же размер штрафа и тот же срок лишения прав за езду в нетрезвом виде (в том числе и ДТП в состоянии опьянения).

Различие заключается лишь в том, что в случае лишения за отказ от медосвидетельствования не может быть дополнительного наказания за передачу руля пьяному лицу, так как опьянение не будет установлено законным способом.

Это проверка на алкоголь или на наркотики?

Выше мы обозначили, что существуют 2 вида освидетельствования. Именно целевой проверкой они и различаются.

  • ОСАО проводится непосредственно на дороге путём «продувки» алкотестера (иногда, если у инспектора нет с собой прибора, то вас могут увезти на ближайший пост). И эта проверка осуществляется только с целью установления алкогольного опьянения – исследуются пары выдыхаемого воздуха, чтобы определить процентное содержание в них этилового спирта.
  • МОСО же – это полноценное исследование в медучреждении. Здесь также сначала проводится забор выдоха для анализа содержания спирта. Но как дополнительная процедура – химико-токсикологические исследования. Именно они проводятся с целью установления содержания наркотических средств в организме водителя. Забор может быть как мочи (проводится во всех стандартных случаях) или крови (кровь берётся, только если водитель после ДТП находится в бессознательном состоянии и, соответственно, ну никак не сможет «выдать» для исследования мочу).

Обязательное освидетельствование на состояние опьянения в случае ДТП с пострадавшими

Освидетельствование на опьянение проводится с согласия водителя. А медосвидетельствование проводится только при наличии одного из 3 оснований:

  1. если водитель отказался от освидетельствования на алкоголь,
  2. если прибор при ОСАО показал опьянение, но водитель не согласен с результатами «алкотестера»,
  3. если алкотестер показал по нулям, но сотрудник ГИБДД считает, что водитель всё равно пьян (например, из-за употребления наркотических веществ).

Как видим, медосвидетельствование в любом случае должна предварять «продувка» на дороге. Если инспектор не предложил вам ОСАО, а сразу направил на МОСО, то это незаконно, так как нарушена процедура сбора доказательств.

Именно так считает в том числе Верховный суд, который в своём Постановлении Пленума №20 (пункт 11) указал, что это незаконно, кроме случаев, когда водитель находится без сознания, и «продуть» его на месте не представляется возможным.

А в пункте 23 в этой же судебной практике указывается, что доказательства, полученные с нарушением закона, не подлежат рассмотрению.

При любом ли ДТП направляют на анализы?

Вообще, могут отправить и при любом происшествии. В законодательстве 2021 года лишь говорится, что при определённых условиях эта процедура обязательна.

Обязательно ли освидетельствование, если ДТП без пострадавших?

Нет. Но это не исключено. Дело в том, что та же часть 1.1 статьи 27.12 указывает, что лицо подлежит проверке на алкогольное или наркотическое опьянение, если есть достаточные основания полагать, что оно пьяное.

Таким образом, даже если произошло ДТП без пострадавших и даже если не было никакой аварии, а вас остановил сотрудник ГИБДД и предположил, что вы пьяны, то у него есть право проверить вас надлежащим образом на это.

Вот только предположения инспектора должны быть подкреплены чётко конкретизированными критериями и условиями. Все они описаны в пункте 3 ППРФ №475, и к ним относятся 5 оснований:

  1. запах алкоголя изо рта водителя,
  2. нарушения речи,
  3. неустойчивая поза,
  4. если кожа лица резко изменилась в цвете,
  5. если поведение не соответствует обстановке.

И здесь кроется практически любая возможность проверить водителя на алкогольное опьянение. Если первые 4 условия, которые являются довольно чёткими, не подходят под ситуацию, то пятое – вполне универсальное.

Вы не так посмотрели на инспектора? Споткнулись, выходя из машины? Всё это основания указать, что поведение не соответствует обстановке. Причём, в протоколе сотрудник вообще не обязан конкретизировать, как именно ваше поведение не соответствовало, и в чём это выражалось.

Хотя потом в суде при рассмотрении дела судья может опросить сотрудника по этому вопросу.

Но в любом случае, в любой ситуации на дороге, даже не только после любого ДТП, сотрудник ГИБДД вправе проверить водителя на опьянение.

Если есть пострадавшие и/или погибшие?

И вот здесь как раз состоит главное отличие от ДТП без пострадавших. Как мы уже упоминали выше, при наличии вреда здоровью освидетельствование становится обязательным. И это не зависит от решения инспектора.

При этом, сначала сотрудник, приехавший на такую аварию, обязан провести «продувку» в алкотестер, и только после отказа водителя от неё, либо несогласии с результатами водителя или самого инспектора предложить проехать в медицинское учреждение для полной проверки. За отказ от последнего автолюбителя уже ждёт лишение прав на длительный срок и крупный штраф.

Кого должны проверять?

Направлению на освидетельствование подлежит только водитель – причём, только водитель, в отношении которого составлено определение по статье 12.24 КоАП РФ.

Но нет, и второго водителя могут «продуть» при ДТП. Но для этого уже будут нужны свои основания (достаточные для того, чтобы предположить, что он в нетрезвом виде). И только для предполагаемого виновника ДТП причина для проверки одна – наличие пострадавших и, как следствие, определения по 12.24 КоАП.

Обязательное освидетельствование на состояние опьянения в случае ДТП с пострадавшими

Какие правила освидетельствования при ДТП в 2021 году?

Вообще, при подозрении в том, что водитель находится в нетрезвом виде, любая проверка должна начинаться с протокола отстранения – это одно из главных правил этой процедуры. Однако, при совершении ДТП с пострадавшими отстранять водителя от управления автомобилем не положено – нет такой обязанности в КоАП РФ.

Тем не менее, есть довольно объёмные и сложные правила, а порядок действия для инспектора состоит из множества пунктов. Вообще, сбор доказательств именно по статьям за пьяное вождение является одним из самых процессуально сложных.

Давайте по порядку рассмотрим правильный порядок этой процедуры.

  1. Инспектор приезжает по вызову на ДТП с наличием пострадавших. В этом случае он должен составить определение об административном правонарушении, тем самым запустив процедуру расследования по статье 12.24 КоАП РФ, которая содержит наказания за причинение вреда здоровью другим людям. То есть водитель уже что-то нарушил (например, проехал на красный сигнал светофора), что и стало причиной аварии. Но, если есть пострадавшие, что будет не только штраф за запрещающий сигнал, но и за причинение вреда здоровью.
  2. Статья 27.12 предусматривает, что при наличии указанного определения тот, в отношении кого оно составлено, должен пройти процедуру освидетельствования.
  3. Тогда сотрудник ГИБДД предлагает водителю продуться. При этом, должен быть использован сертифицированный прибор, у него должен быть акт поверки, и он должен выдавать результат на бумаге (пункт 5 Правил освидетельствования).
  4. А перед началом проверки сотрудник должен рассказать водителю о порядке ОСАО, а также показать целостность клейма поверителя и указать о наличии свидетельства о поверке (пункт 6).
  5. По результату ОСАО составляется акт освидетельствования. Если прибор показал, что в вашем выдохе содержится 0,16 миллиграмм на литр воздуха или более, то в акте указывается, что установлено состояние опьянения. И к этому документу прикрепляется бумажная распечатка с «алкотестера» (пункты 7-9).
  6. Если водитель не согласился с результатами освидетельствования на алкогольное опьянение, либо если с ними не согласен сотрудник ГИБДД, а также если водитель отказался от прохождения этой процедуры, то последний подлежит направлению на медосвидетельствование (пункт 10).
  7. В этом случае обязательно составляется соответствующий протокол, в котором указываются основание для МОСО, место и время направления, а сам протокол подписывается инспектором и водителем (статья 27.12.1 КоАП РФ).
  8. Далее водителя везут в медучреждение. В очень редких случаях в 2021 году могут быть передвижные лаборатории, которые могут быть на месте ДТП.
  9. Здесь уже начинает действовать новый правовой акт – Приказ №933Н о Правилах МОСО. В учреждении у водителя берут пробу воздуха для анализа содержания алкоголя в выдохе. Если выдох показал 0,16 мг/литр или более, то берут вторую пробу с разницей 15 минут. По решению врача водитель может быть проверен в рамках химико-токсикологического исследования (ХТИ) – только оно определяет наркотики в организме. В этом случае вам нужно будет сдать мочу в баночку. Но, если водитель находится в бессознательном состоянии, то возьмут кровь.
  10. Все результаты проверок вносятся в акт медицинского освидетельствования (и это отдельный документ – не тот акт, который составлялся при ОСАО).
  11. Если в выдохе содержится 0,16 миллиграмм на литр воздуха алкоголя, либо если в рамках ХТИ найдены наркотические вещества, а также при наличии клинических признаков опьянения, в акте освидетельствования пишется «установлено состояние опьянения». Обратите внимание, для привлечения к лишению прав должны быть в том числе клинические признаки, а не просто должны быть найдены вещества и/или алкоголь (пункт 17 Приказа №933Н).
Читайте также:  Где находится предохранитель бензонасоса опель вектра а

Есть ещё целый большой ряд требований в порядке мед освидетельствования, в том числе требования к лицензированию медучреждения и специалистов. Все они перечислены в указанном Приказе.

Какой порядок действий, если сотрудники нарушают правила?

Главное, что мы можем порекомендовать при проверке на опьянение – несмотря на наличие понятых или видеозаписи со стороны сотрудников ГИБДД, всегда производите видеосъёмку на собственные устройства. Крайне желательно, чтобы это была непрерывная запись с момента разговора с инспекторами на дороге и до покидания медицинского учреждения.

Второе главное правило – любое нарушение в порядке этих процедур влекут возможность избежать лишения прав. Потому что, как мы указали выше, нарушения в сборе доказательств в административном праве делают эти доказательства незаконными и недопустимыми для рассмотрения в суде.

Выплата по ОСАГО, если виновник пьяный, регресс и его назначение

Часто причиной ДТП на российских дорогах, появления значительного материального ущерба или большого количества пострадавших являются пьяные водители. Априори нетрезвый автовладелец не может быть потерпевшим в дорожной аварии. Ведь даже вождение транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения – это статьи 12.8, 12.26 КоАП законодательства РФ.

Карается виновник по закону минимум штрафом и лишением водительских прав, максимум – уголовным наказанием.
При всей банальности ситуации, пьяные водители, несущие ответственность за происшествие, задают вопросы.

Выплачивается ли страховой компанией компенсация за ДТП по вине нетрезвого автовладельца пострадавшей стороне? Имеет ли право страховщик отказать в возмещении ущерба по условиям страхования?

Кто будет платить по счетам, если виновник пьяный?

При наличии действующей страховки у владельца ТС выплаты по полису ОСАГО, даже если виновник ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, осуществляются страховой компанией. Пьянство становится отягчающим обстоятельством для представителей закона.

Нетрезвый водитель не может быть потерпевшим. Однако данный факт никоим образом не влияет на необходимость возмещения ущерба пострадавшей стороне, как и на величину компенсации.
Страховщики в некоторых случаях могут не оплачивать ремонт при подтверждении вины пьяного водителя.

Коротко об отказе от оплаты:

  • причиной для отклонения выплат может стать одновременное алкогольное опьянение двух водителей;
  • поводом для отказа будет отсутствие у виновника полиса автострахования.

Получить выплаты по ОСАГО могут лишь потерпевшие по вине пьяного водителя. Сам виновник аварии в таком случае выплатит регресс СК. Поэтому не стоит попадать в алкогольные аварии.

Хотя назначение регресса должно подкрепляться медицинским освидетельствованием, пройденным в установленном порядке. Лишь этот документ подтверждает вину участника происшествия.

Выплата регресса по ОСАГО, если виновник пьяный, назначается лицам:

  • совершившим умышленное преступление или нарушение ПДД;
  • нанесшим умышленный вред пострадавшим;
  • допустившим за руль человека, не имеющего водительских прав;
  • допустивших к управлению ТС граждан, не внесённых в страховой полис;
  • не предоставившим документацию о факте ДТП;
  • сбежавшим с места происшествия;
  • не предоставившим автомобиль к осмотру.

Избежать проблем со страховыми компаниями и законом позволит исключение езды в состоянии алкогольного опьянения. Оформить страховой полис ОСАГО поможет владельцам ТС «ГТОЦентр. Организация сотрудничает с лучшими СК России: «Согласие», «Тинькофф», «Ренессанс», «Альфа-страхование». В нашей компании можно купить страховку авто онлайн и по телефону.

Что делать после ДТП пострадавшему? Порядок действий при аварии | Адвокат Андреев

В 2020 г зарегистрировано более 168 000 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Ежегодно тысячи людей получают травмы или гибнут на дорогах. Кто является пострадавшим в ДТП: лицо или группа лиц, чьи права были нарушены вследствие преступления.

Нарушения затрагивают состояние здоровья и имущества. Порядок действий при ДТП определяется, в зависимости от обстоятельств. Если в аварии пострадали люди, в первую очередь необходимо вызвать врачей и оказать первую помощь.

В ближайшее время водители уведомляют страховые компании для получения выплат.

Что делать после ДТП пострадавшему?

В сети достаточно рекомендаций для водителей участников аварий на дорогах. Алгоритм действий при ДТП для пострадавших менее понятен. Последовательность действий после дорожно-транспортного происшествия зависит от статуса потерпевшего.

В первую очередь, важно сохранять хладнокровие, не паниковать. Спокойствие и рациональный подход могут сохранить чью-то жизнь в автокатастрофе. Оптимальный порядок действий при ДТП с пострадавшими подскажет адвокат со специализацией в этой сфере.

Пострадавший – водитель

В авариях пострадать могут и водители, и пассажиры, и пешеходы. Часто виновники пытаются уйти ответственности или скрыться с места ДТП. Это отягчающее обстоятельство, ужесточит наказание в будущем. Порядок действий в ДТП с пострадавшими, если водитель также получил травмы:

  1. Заглушить двигатель и включить аварийные сигналы, ручной тормоз;
  2. Осмотреть себя и пассажиров на предмет повреждений;
  3. Если травмы незначительные, убедиться, что во втором автомобиле нет пострадавших;
  4. Если водитель сильно пострадал, вызвать скорую помощь по мобильному телефону или попросить об этом пассажиров, участников аварии или прохожих;
  5. Выставить знаки аварийной остановки за 15 м до автомобиля в черте города, за 30 м за городской чертой;
  6. Вызвать сотрудников ГИБДД, по возможности сфотографировать место аварии для фиксации точного положения автомобилей.

При первой возможности необходимо убрать автомобили с дороги, не создавать препятствия движению (пункт 2.6.1 ПДД РФ).

Когда всем участникам оказана помощь и водители удостоверились, что жизни окружающих в безопасности, нужно позвонить в страховую компанию и юристу. Юрист поможет скоординировать дальнейшие действия. Поведение в первые часы после происшествия очень важны.

Адвокат подскажет правильный порядок действий при ДТП: какие документы проверить, какие контакты взять, что можно говорить и т.д.

Дополнительно

Люди реагируют на стрессовые ситуации по-разному. Дорожно-транспортное происшествие способно напугать, ввести в состояние аффекта или ступор. Важные рекомендации сразу после аварии:

  • Если предметы и автомобили, оставшиеся на месте происшествия, не угрожают окружающим, их нельзя трогать. Даже если другие участники аварии или прохожие просят убрать с дороги транспорт, этого нельзя делать. Водитель рискует стать жертвой автоподставы или остаться без компенсации. Рекомендуется настаивать на соблюдение ПДД.
  • Если другая сторона ведет себя агрессивно, вместе с медицинской помощью нужно вызвать полицию. В случае угроз, попыток применить физическое насилие, необходимо закрыться в автомобиле и заблокировать двери.
  • Выходя из автомобиля на оживленной трасе, соблюдайте осторожность.
Читайте также:  Использование ГЛОНАСС при самостоятельном оформлении ДТП с 1 октября 2019 года

При серьезных травмах водителю нельзя передвигаться самостоятельно. Постарайтесь оставаться на месте, пока не прибудет помощь.

Пострадавший – пассажир

Автомобиль – объект и источник повышенной опасности. Пассажиры вверяют свою жизнь водителям на период передвижения по дороге. Оба водителя при участии в аварии несут ответственность перед пассажирами. Что делать после ДТП, если ты – пострадавший пассажир:

  1. Попросить водителя остановиться и включить аварийные огни;
  2. Проверить свое состояние;
  3. Если в салоне есть дети, первыми все равно проверяются взрослые;
  4. Вызвать скорую помощь при необходимости;
  5. Оставить контактные данные сотрудникам ГИБДД и водителю.

Порядок рассмотрения в ГИБДД дорожно-транспортных происшествий предусматривает опрос свидетелей. Если пассажиры нуждаются в госпитализации, сбор показаний проводится позже. При незначительных травмах протоколы составляются на месте. В диалоге с участниками проще выяснить, чья страховая оплачивает расходы на восстановление, обменяться контактами и т.д.

Ответственности виновника ДТП с пострадавшими

Ответственность водителя и последующее наказание за ДТП с пострадавшими зависят от тяжести травм, полученных участниками происшествия. В зависимости от обстоятельств ДТП и характера травм участников, виновнику инкриминируется определенный тип ответственности (гражданская, административная, уголовная). Что грозит обвиняемому в правонарушении на дороге:

  • Выплата компенсации жертвам. Ответственность носит гражданско-правовой характер. Выплата вносится страховой компанией по полису ОСАГО. Определить, в какую страховую обращаться при ДТП, можно по полису виновника. На нем вписано название и контакты компании, которая выплатит компенсацию.
  • Штраф или лишение прав. Административное правонарушение квалифицируется в случаях, когда участники получили легкие или средние травмы. Наказание за ДТП с пострадавшими определяется в соответствии со статьей 12.24 КоАП РФ.
  • Уголовное наказание. Наказание в соответствии с нормами УК РФ вменяется, если в ДТП есть люди с тяжкими увечьями или погибшие.

Если по мнению жертв виновник не был привлечен к ответственности в достаточной мере, они вправе обратиться в суд после первичных разбирательств.

Также суд поможет получить компенсацию, если страховая выплата не покрыла все расходы. В судебных процессах важно выбрать опытного юриста.

Адвокаты со специализацией на ДТП и помощи пострадавшим приведут клиента к успешному разрешению дела с большей вероятностью.

Ответственность за ДТП по степени тяжести

Как уже говорилось выше, жесткость наказания зависит от степени ущерба здоровью. Ответственность за ДТП с пострадавшими средней тяжести может достигать 2-х лет лишения свободы, а также лишения водительского удостоверения. При тяжких травмах или гибели пострадавших наказание достигает 5-7 лет.

Административные штрафы при легкой степени травм составляют 2,5-5 тыс. руб. В зависимости от обстоятельств автокатастрофы, водитель оплачивает компенсацию или может быть лишен прав на срок до полутора лет. Ответственность водителя определяется по степени тяжести вреда здоровью людей:

  • Легкая. К легким травмам относят ссадины, ушибы, синяки и незначительные порезы. Общее время лечения и потери трудоспособности не превышает 21 день. Под временной потерей трудоспособности подразумевается частичное расстройство одной из систем организма.
  • Средняя. К повреждениям средней тяжести относят трещины костей, сильные растяжения или разрывы связок, мышц, переломы. Максимальное время восстановления здоровья составляет 120 дней.
  • Тяжелая. Жизни и здоровью человека угрожала серьезная опасность. К тяжелой степени травм относятся черепно-мозговые травмы, потеря конечностей и т.д. Ключевая особенность этой степени – ухудшение качества жизни навсегда или долгий период. Восстановление от 120 дней и больше.

Серьезность наказания во многом зависит от качества юридической подготовки сторон и профессионализма адвокатов. В компетенцию юридических помощников входит поиск смягчающих обстоятельств для уменьшения санкций к обвиняемому.

Если пострадавший оставил место ДТП

Согласно ч. 1 ст. 12.27 КоАП, пострадавшие не вправе покидать место происшествия без уважительной причины. Даже если в аварии пострадал пассажир, ему необходимо остаться для составления протокола и дачи свидетельских показаний.

Сокрытие с места ДТП допускается только в случае необходимости госпитализации или получения медицинской помощи. В случае, когда пострадавший уехал с места ДТП самовольно, ему может грозить административная ответственность в форме штрафа.

Если пострадавший уехал с места ДТП, разыскать его в интересах других участников. Особенно важно отыскать участников аварии, чья страховая оплачивает ущерб.

Для поиска пешеходов и пассажиров используют показания очевидцев и знакомых, фотографии с уличных камер. При отъезде пострадавшего водителя рекомендуется записать номера автомобиля.

Это поможет сотрудникам ГИБДД найти владельца транспорта.

Куда обращаться после ДТП с пострадавшими

Компания, куда обращаться после ДТП по ОСАГО пострадавшему, определяется страховым полисом водителя. Согласно ст. 1064 ГК РФ, виновник обязан возместить вред, причиненный другим участникам дорожного движения в полном объеме. В чью страховую обращаться:

  • Если полисы водителей выпущены разными компаниями, в первую очередь необходимо позвонить страховщику виновника. Жертва может подать заявление на выплату в течение 5 рабочих дней с даты аварии. Узнать, чья страховая оплачивает вред здоровью, можно у виновника. Запишите название организации и номер горячей линии.
  • Страховые выплаты пострадавшим пассажирам назначаются с обеих сторон. Жизнь и здоровье пассажиров в момент передвижения находятся на ответственности водителя. Компенсация может быть назначена и со стороны виновника, и второго водителя.

Выплаты по ОСАГО назначаются на каждого пассажира и водителя, получивших повреждения. Также компенсации предоставляются пешеходам, если они были задеты.

Расчет компенсации ведется, исходя из тяжести травм. На одно пострадавшее физическое лицо от одной страховой компании возможны выплаты по ОСАГО до 500 тыс. руб.

В случае невозможности компенсировать весь ущерб по ОСАГО, пассажиры могут обратиться в суд с иском. Ответчиком выступит виновник дорожно-транспортного происшествия.

Последний обязан устранить весь вред здоровью потерпевших по страховке и из собственных средств.

Должен ли виновник ДТП выплачивать деньги пострадавшим

Автоматических выплат со стороны виновного в аварии законом не предусмотрено. Гражданский Кодекс четко регламентирует, кто платит пострадавшему: страховая компания при наличии полиса ОСАГО. Как получить выплату страховщика:

  • Оставаться на месте аварии. Единственная причина покинуть место происшествия – это отвезти пострадавших в больницу, если не было возможности вызвать скорую. К составлению протокола виновник обязан вернуться.
  • Позвонить страховщику. В разговоре рекомендуется уточнить, как лучше направить извещение о наступлении страхового случая в компанию. Если водитель уведомит страховую компанию позже 5 рабочих дней, выплату отклонят на законных основаниях.
  • Записать контакты пострадавших. Если транспорт не пострадал, рекомендуется получить у второй стороны расписку об отсутствии имущественных претензий.
  • Выходить на связь. Не стоит прятаться от потерпевших и страховщика. Важно отвечать на звонки, приходить на встречи. Выход на контакт поможет быть в курсе дел, дополнительных расходов, требуемых экспертиз.
  • Указывать достоверные сведения. Страховщик выплачивает средства только на возмещение фактического вреда здоровью и имуществу.

Обратите внимание, страховые компании не компенсируют моральный ущерб. Компенсации причиненных душевных страданий взыскиваются в судебном порядке непосредственно с виновника. По иску возможно взыскание дополнительных средств, если выплаты страховщика недостаточно для полного восстановления здоровья пострадавшего.

Сколько длится дело по ДТП с пострадавшими

Законодательно не регламентировано, сколько длится расследование по ДТП с пострадавшими. Фактический срок зависит от квалификации правонарушения:

  • При гражданско-правовой ответственности дело решится за 30-60 дней. Все зависит от расторопности инспекторов в ГИБДД и скорости реакции страховой компании. Рассмотрение ДТП с пострадавшими страховщиком занимает не больше 30 дней со дня принятия заявления.
  • Сроки рассмотрения административного дела регламентированы ст. 29.6 КоАП РФ. Максимальный срок ведения административного процесса составляет 2 месяца с даты получения судьей протокола.
  • Уголовное следствие может длиться практически бесконечно. Технических ограничений к рассмотрению ДТП с пострадавшими и ведению процесса со стороны закона не существует. Иногда расследование по ДТП с пострадавшими намерено затягивается по срокам адвокатом одной из сторон.

Сроки исковой давности по дорожно-транспортным происшествиям относятся к общему порядку, установлены Гражданским Кодексом и составляют 3 года.

Срок отсчитывается с даты фиксации правонарушения (составления протокола). В течение трех лет стороны могут подавать иски, относящиеся к делу.

По истечению СИД обратиться к суду также возможно, но ответчик прекратит процесс ходатайством о завершении срока исковой давности.

Обратитесь к адвокату по ДТП в Тюмени за консультацией и помощью в делах по авариям с пострадавшими. Адвокат проконсультирует сразу после происшествия, поможет определить дальнейшие действия, не растеряться и не допустить нарушений в составлении протокола. Автоюрист сопроводит в судебном процессе, поможет взыскать компенсацию пострадавшим или снизить жесткость наказания обвиняемым.

Адвокаты – о решении КС по норме УК, не дающей признать покинувшего место ДТП водителя пьяным

Конституционный Суд опубликовал Постановление от 25 апреля 2018 г. № 17-П, которым признал неконституционными положения п. 2 примечания к ст. 264 УК РФ.

Суд указал, что указанный пункт ставит в преимущественное положение лиц, скрывшихся с места ДТП, по сравнению с теми, кто остался на месте аварии и в отношении которых установлен факт употребления алкоголя либо отказался от прохождения медосвидетельствования. 

Читайте также:  Штраф за отсутствие номера на автомобиле в 2021 году

Ранее «АГ» писала, что водитель покинул место ДТП, в результате которого погибли двое из пяти его пассажиров. Он почти год скрывался от правоохранительных органов, после чего сам пришел в полицию, где заявил, что в момент аварии был трезв.

Фрунзенский районный суд г. Иваново признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 264 УК РФ, то есть деяния, совершенного в состоянии алкогольного опьянения, повлекшего смерть двух и более лиц.

Свое решение суд обосновал тем, что так как водитель скрылся с места преступления и это не позволило медосвидетельствованием установить факт опьянения, то он опирался на собранные по делу доказательства, такие как чеки из бара, где отдыхала вся компания, показания свидетелей и записи видеокамер. 

Ивановский областной суд оставил решение нижестоящей инстанции в силе, указав, что действия водителя по своей сути равнозначны отказу от прохождения освидетельствования.

В передаче кассационной жалобы в тот же суд было отказано, однако судья Верховного Суда направил дело на рассмотрение в президиум Ивановского областного суда.

Он счел подлежащими вниманию доводы о неправомерном признании водителя пьяным, так как после аварии освидетельствование не проводилось, а ко времени его задержания возможность установить факт опьянения при управлении автомобилем была утрачена. Ивановский областной суд обратился в КС. 

В обращении заявитель указал, что п. 2 примечания к ст.

264 УК РФ, подлежащий применению в рассматриваемом деле, противоречит Конституции, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не предполагая возможности подтвердить состояние опьянения иными, кроме медосвидетельствования, доказательствами, препятствует привлечению к ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ, лиц, скрывшихся с целью уклонения от освидетельствования с места ДТП до прибытия полицейских. По мнению Ивановского областного суда, это, вопреки конституционному принципу равенства, ставит таких лиц в преимущественное положение по сравнению с теми, чья виновность в совершении других уголовно наказуемых деяний в состоянии опьянения может быть установлена на основе иных доказательств.

Конституционный Суд отметил, что в п. 2 примечания к ст. 264 УК РФ используются два критерия признания лица, управляющего транспортным средством, специальным субъектом, указанным в ч. 2, 4, 6 данной статьи.

Первым является установление факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а вторым – невыполнение им законного требования о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения.

Суд сослался на п. 10.1 Постановления Пленума ВС РФ от 9 декабря 2008 г. № 25, в котором указано, что по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2, 4, 6 ст.

264 УК РФ, факт употребления водителем алкоголя должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медосвидетельствования либо по результатам судебной экспертизы, проведенной в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Таким образом, КС отметил, что оспариваемое законоположение в части закрепления первого критерия направлено на создание правовой гарантии от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, исключая отнесение вопреки требованиям уголовного закона к числу специальных субъектов лиц, в состоянии опьянения не находившихся, а потому ни сам по себе, ни по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не может расцениваться как противоречащий Конституции. 

Что касается второго критерия, позволяющего признавать специальным субъектом соответствующих преступлений лицо, оставшееся на месте ДТП, но не выполнившее законного требования о прохождении освидетельствования на состояние опьянения, то Суд пояснил, что конституционность данного законоположения в указанном аспекте не подвергается сомнению и тем самым не является предметом настоящего рассмотрения.

Конституционный Суд подчеркнул, что, хотя оставление места ДТП может быть продиктовано, в частности, стремлением водителя скрыть факт опьянения, чтобы избежать таким образом привлечения к более строгой уголовной ответственности, оно не равнозначно ни установлению факта опьянения, ни отказу от прохождения освидетельствования, предусмотренным п. 2 примечания к ст. 264 УК РФ.

Как отметил КС, в абз. 2 п. 10.2 упомянутого постановления Пленума ВС разъясняется, что водитель, скрывшийся с места происшествия, может быть признан совершившим преступление, предусмотренное ст.

264 УК РФ, в состоянии опьянения, если после его задержания к моменту проведения медосвидетельствования на состояние опьянения или судебной экспертизы не утрачена возможность установить факт нахождения лица в состоянии опьянения на момент управления транспортным средством.

В случае отказа от прохождения медосвидетельствования данное лицо признается управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения.

По мнению Суда, из этого следует, что установление состояния опьянения на момент управления транспортным средством исключительно по результатам освидетельствования или судебной экспертизы интерпретируется в правоприменительной практике как относящееся ко всем специальным субъектам преступлений, предусмотренных ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ, включая тех, кто покинул место ДТП до прибытия полицейского. В результате водители, оставшиеся на месте ДТП, в отношении которых факт употребления алкоголя надлежащим образом установлен либо которые отказались от медосвидетельствования, оказываются в худшем положении по сравнению с лицами, скрывшимися с места аварии, в отношении которых возможность подтвердить состояние опьянения на момент совершения преступления в соответствии с п. 2 примечания к ст. 264 УК РФ утрачивается.

КС указал на пробел в УК, который препятствует признанию покинувшего место ДТП водителя пьянымКонституционный Суд отметил, что такие лица ставятся в преимущественное положение по сравнению с теми, кто остался на месте происшествия

Таким образом, Суд признал п. 2 примечания к ст. 264 УК РФ неконституционным и указал на необходимость внесения в законодательство изменений в течение года после вступления постановления в силу. До внесения поправок действующее правовое регулирование останется в силе. Если же изменения не будут внесены в установленный срок, то п. 2 примечания к ст. 264 УК РФ утратит силу.

Комментируя постановление, адвокат АП г. Москвы Александр Липатников отметил, что, по его мнению, решение КС как минимум «странное», так как состояние опьянения человека – это медицинский диагноз, который может поставить только врач после медосвидетельствования, либо такие результаты могут быть получены после проверки на алкотестере. 

«В моей практике довольно много дел, связанных с оставлением места ДТП, и только в 10% случаев водители были пьяны.

Ведь причин может быть множество – не заметил ДТП, посчитал его незначительным, не согласился с доводами другого участника аварии и уехал, просто торопился и т.д.

Получается, что сам факт оставления места ДТП без соответствующих медицинских документов хотят приравнять к “пьянке” за рулем. А как же принцип “презумпции невиновности”?» – задается вопросом эксперт.

Что касается показаний свидетелей, чеков из бара и тому подобного, поясняет Александр Липатников, то это все косвенные доказательства, которые в своей совокупности в каждом конкретном случае могут вызвать те или иные подозрения, но не более того.

Он указал, что опьянение – это определенное количество алкоголя в организме человека: может быть, человек выпил, но не так много, чтобы достичь состояния опьянения, или весь вечер пил, но безалкогольное пиво.

Эксперт объясняет, что таким образом возникает ряд неустранимых сомнений, которые должны трактоваться в пользу обвиняемого.

«Ответственность за ДТП, совершенное в состоянии алкогольного опьянения (при наличии пострадавших), действительно выше, чем за совершенное в трезвом виде, и, действительно, нетрезвые водители, покидая место ДТП, могут попытаться избежать более серьезного наказания. Однако в случае, например, с административными делами можно просто увеличить наказание за оставление места ДТП и приравнять его к наказанию за управление ТС в состоянии опьянения – лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет», – предложил Александр Липатников. 

Старший партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов посчитал решение Суда правильным и знаковым, потому что КС прямо указал, что факт оставления места ДТП нельзя трактовать как доказательство опьянения или отказа от прохождения медосвидетельствования, так как законом установлены способы доказывания. «На практике суды обычно толковали именно так – широко. Теперь же признано, что такой подход не был законным, хотя и был целесообразным, но ведь целесообразностью нельзя оправдывать игнорирование законности», – пояснил эксперт. 

Ярослав Самородов считает, что после такого решения стоит ждать пересмотра уголовных дел, по которым виновники осуждены за «пьяное вождение» на основании факта оставления места ДТП, а не обстоятельств, которые указаны в законе, а также того, что пробелом в законе начнут пользоваться недобросовестные лица. 

«Поэтому нашим депутатам стоит поторопиться, чтобы закрыть “лазейку” как можно скорее. Для этого есть смысл сделать оставление места ДТП отягчающим признаком ст.

264 УК РФ, а не отдельным составом, а также установить лишение прав и срок наказания такой же, как для пьяного вождения.

Тогда пьяным будет без разницы: уехал или остался – срок будет один, и лишения прав не избежать», – подытожил эксперт. 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector