Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки — только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.
Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать — читайте далее.
Какие проверки
Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.
Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.
Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:
- Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.
- Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.
- Возможные процедуры:
- Истребование документов у налогоплательщика,
- Истребование документов у контрагентов,
- Допрос свидетелей,
- Проведение экспертизы,
- Участие переводчика или стороннего эксперта,
- Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.
- Выездная налоговая проверка — проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.
- Срок проведения — 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).
- Возможные процедуры:
- инвентаризация,
- осмотр,
- выемка,
- требование документов (информации),
- экспертиза,
- допрос,
- вызов свидетеля,
- получение экспертного заключения,
- привлечение переводчика.
Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.
По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).
Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.
Актуальный ежегодный график планов проверок
Информацию можно посмотреть на сайте Генеральной Прокуратуры РФ, ФГИС “Единый Реестр Проверок”.
Сайт Генеральной прокуратуры РФ.
Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.
Скриншот результата проверки
В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.
На 2021 год мораторий продлен
Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.
Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:
- осуществляющие деятельность в социальной сфере,
- организации здравоохранения,
- образовательные организации,
- сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
- предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.
Кроме этого, государственный орган контроля проверит:
- компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;
- субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);
- Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.
Основание — Постановлению Правительства от 30.11.2020 № 1969.
ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление
Подготовьте следующие документы:
-
Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).
-
Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.
-
Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.
-
Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.
Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.
В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.
Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.
В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании
Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.
Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.
- Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.
- Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.
- Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).
- Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).
- Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.
- Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.
- Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.
- Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
- Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.
Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:
- информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;
- обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;
- меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;
- объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
- консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;
- самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;
- профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.
Сдаем налоговую отчетность в 3 клика
Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.
Такие сервисы
- рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные
- формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС
- создают счета и договора
- заполняют декларации
- напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.
Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.
Узнайте подробнее
Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.
02.04.2021
Отмена проверок гит в связи с коронавирусом
Расскажем, что ждать работодателям, и дадим советы, как организовать рабочий процесс
ГИТ проводит плановые проверки с учетом риск-ориентированного подхода: периодичность определяет класс опасности организации — чем выше класс, тем чаще проверки. Пандемия внесла свой вклад в проведение проверок.
Как проходят проверки в обычном режиме
Каждая организация и ИП отнесены к одной из категорий риска или классу опасности.
Чрезвычайно высокий риск | 1-й класс | 1 раз в год |
Высокий риск | 2-й класс | 1 раз в 2 года |
Значительный риск | 3-й класс | 1 раз в 3 года |
Средний риск | 4-й класс | не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет |
Умеренный риск | 5-й класс | не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет |
Низкий риск | 6-й класс | плановые проверки не проводятся |
- Чем выше категория, тем чаще проверки ГИТ.
Исключение проверки из ежегодного плана проверок допускается в том числе в следующих случаях:
- запрещено проведение плановых проверок, предусмотренных в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
- принято решения об отмене плановой проверки в период с 18 марта до 5 апреля 2020 г. на основании поручений высших должностных лиц;
- принято решение об исключении плановой проверки на основании актов Правительства Российской Федерации, которые устанавливают особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году.
Экспресс-курс
Бизнес vs коронавирус. Как работать во время пандемии
Узнать подробнее
Как изменились проверки в связи с коронавирусом
На проведение плановых проверок организаций и индивидуальных предпринимателей введен мораторий до 31 декабря 2020 года (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438). Есть исключения.
Кого не проверят
Не будут проверять в плановом порядке:
- субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
- некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превысила 200 человек (кроме политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента);
- все иные организации и ИП, не подпадающие под основания проведения плановых проверок в 2020 году.
Помните, такие организации проверят внепланово, если:
- есть факты или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение проверки должно быть согласовано органами прокуратуры;
- необходимо проверить исполнение ранее выданного предписания об устранении нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Проведение проверки должно быть согласовано органами прокуратуры;
- требуется провести надзорные мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- иные основания.
Кого проверят
Инспекция по труду проверит в плановом порядке организации и ИП, если их деятельность или используемые производственные объекты отнесены:
- к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к 1-му классу опасности;
- к 1-му классу опасности опасных производственных объектов;
- к 1-му классу гидротехнических сооружений.
Если в отношении организации и ИП установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), то также стоит ожидать плановую проверку.
Как проверяет ГИТ
Плановые и внеплановые проверки проведут с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе с помощью аудио- или видеосвязи. Есть исключения.
Выезд инспектора возможен, если:
- согласован органами прокуратуры для проведения внеплановой проверки по основаниям: а) причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан;
- выезд по поручению Президента РФ, Правительства РФ, по требованию прокурора о проведении проверок в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Советы практика. Как выстоять в период пандемии, снизить травматизм и минимизировать риски несчастных случаев
Комментирует Ирина Таранушина, эксперт-практик, руководитель службы охраны труда:
«В сегодняшней эпидемиологической ситуации весь бизнес находится в состоянии экономической нестабильности.
Многие компании использовали негативный опыт европейских коллег: заранее перераспределили ресурсы и пересмотрели приоритетные направления мероприятий, в том числе по обеспечению безопасного ведения работ.
Финансовые затраты организаций на проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий сейчас колоссальны. Финансирование мероприятий по охране труда уходит на второй план, формируя снежный ком нерешенных вопросов.
Рекомендации:
- Пересмотрите план мероприятий по улучшению условий труда и снижению профессиональных рисков. Расставьте приоритеты на тех мероприятиях, которые актуальны.
- Проведите беседы с коллективом, чтобы повысить уровень мотивации работников к безопасному труду.
- Проведите оценку профессиональных рисков, чтобы максимально устранить опасности, которые могут повлечь травматизм и привести к несчастным случаям.
- Начните внедрять культуру безопасного поведения».
Дополнительные материалы в Школе охраны труда:
Опять каникулы: почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса :: Экономика :: РБК
Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлят до 2022 года и расширят его действие на средние предприятия. Внести соответствующие поправки в закон поручено Минэкономразвития и Генеральной прокуратуре
Александр Коряков / «Коммерсантъ»
Министерству экономического развития (МЭР) совместно с Генпрокуратурой поручено подготовить поправки, которые продлят мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса и распространят мораторий на средний бизнес, следует из поручения вице-премьера, главы аппарата правительства Сергея Приходько (копия есть у РБК). Подлинность документа подтвердили в аппарате министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. РБК направил запрос в Минэкономразвития.
Для продления «надзорных каникул» необходимо подготовить поправки ко второму чтению законопроекта (.
pdf) об изменениях в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля и в статью 19 закона о лицензировании, который находится сейчас в Госдуме.
В соответствии с поручением Сергея Приходько сделать это предстоит в двухнедельный срок со дня принятия этого законопроекта в первом чтении.
Риск-ориентированная реформа
Минэкономразвития и Генпрокуратура в течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении должны представить в правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2019–2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода, говорится в поручении Приходько. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей.
«Эта мера позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и еще больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2019 года.
Таким образом, будет сделан еще один важный шаг к улучшению положения предпринимателей, который дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности», — рассказал РБК Михаил Абызов.
Важно, что планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, после введения моратория в 2016 году именно на них фактически пришелся основной «удар» со стороны надзорных органов. Некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений.
Отменены плановые проверки в рамках федерального госконтроля за тарифами
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принимаемых государством мерах, связанных с изменением порядка осуществления госконтроля за тарифами.
Правительством РФ принято Постановление от 17.08.2020 № 1254 «О внесении изменений в Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов)» (далее – «Постановление»), которым вносятся изменения в Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Необходимость внесения указанных изменений обусловлена тем, что ФАС России исключает возможность проведения плановых проверок в сфере государственного контроля в области регулируемых государством цен (тарифов) в связи с избыточностью существующего регулирования и излишней нагрузкой на подконтрольные субъекты.
Примечательно, что в 2020 году в связи с пандемией эти контрольные мероприятия уже были приостановлены. Теперь же на основании принятого Постановления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей более не будут проводиться плановые проверки в сфере тарифного регулирования, которые ранее осуществлялись ФАС России.
Также в отношении органов местного самоуправления поселений и городских округов, осуществляющих переданные им полномочия в области регулирования тарифов, отменен региональный госконтроль, осуществляемый посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при исполнении соответствующих полномочий, в том числе госконтроль в части соблюдения стандартов раскрытия информации.
При этом на региональном уровне плановые проверки все еще сохраняются. Их проводят органы исполнительной власти субъектов РФ в области госрегулирования цен (тарифов).
В настоящий момент допустимость проверок обусловлена наличием следующих условий:
- деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели не включены в Единый реестр субъектов МСП[1].
Несмотря на снижение административной нагрузки в виде освобождения хозяйствующих субъектов от плановых проверок в сфере тарифного регулирования, компаниям не стоит расслабляться, так как их по-прежнему смогут проверять региональные власти в рамках плановых проверок на предмет выявления других нарушений законодательства. |
Кроме того, Постановлением отменено положение, согласно которому при выявлении нарушений должностные лица регионального органа госконтроля были вправе отменить:
- решения органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятые с превышением переданных им полномочий по госрегулированию тарифов на тепловую энергию либо противоречащие законодательству РФ в сфере теплоснабжения;
- решения, принятые в рамках реализации полномочий, переданных им в соответствии Законом о водоснабжении и водоотведении, если такие решения противоречат законодательству РФ (при осуществлении регионального госконтроля (надзора).
О чем подумать, что сделать
Антимонопольный орган, несмотря на предпринятые меры по смягчению регулирования в целях поддержания бизнеса, продолжает незамедлительно реагировать на случаи нарушения действующего законодательства. Поэтому компаниям необходимо следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере тарифного регулирования, в том числе в сфере защиты интересов бизнеса.
Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь клиентам в их взаимоотношениях с антимонопольным органом.
[1] Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
В москве до конца года отменили плановые проверки ип и юрлиц
В Госинспекции по недвижимости отменили проведение в Москве всех плановых проверок юрлиц, а также индивидуальных предпринимателей до конца текущего года. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу столичного комплекса экономической политики и имущественно-земельных отношений.
В год инспекторы проводят порядка 150 таких проверок.
«В этом году в период временных ограничений было принято решение отменить все плановые проверки до конца года. Сегодня из плана проверок исключены более 80 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», — передают слова заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова в пресс-службе.
До конца 2020 года также отменили внеплановые проверки в рамках контроля за устранением ранее выявленных нарушений. Исключением являются те, проведение которых было согласовано с органами прокуратуры, а также основанием для которых служит причинение вреда жизни и здоровью граждан или же возникновение чрезвычайных ситуаций.
- Начальник Государственной инспекции по недвижимости Москвы Владислав Овчинский отметил, что несмотря на временную приостановку плановых проверок, инспекторы в настоящее время продолжают контролировать использование объектов недвижимости, а также выявлять нарушения без взаимодействия с пользователем или собственником.
- В период с апреля по октябрь нынешнего года, в ходе проверок выявили свыше 3 тысяч нарушений, из них свыше 30% уже устранены.
- Ранее в Москве были определены органы, уполномоченные штрафовать бизнес и юрлица.
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); (function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid2: '229103', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i
С 2016 года по 2019 год будут запрещены плановые неналоговые проверки малого бизнеса
Неналоговыми или административными проверками обычно называют контрольные мероприятия, которые проводят санэпидстанции, пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др.
Порядок и частота проведения таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (см.
«Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).
Обратите внимание: налоговые проверки не относятся к административным. Они проводятся по правилам, закрепленным в Налоговом кодексе.
Не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ и мероприятия валютного, финансового и некоторых других видов контроля — полный список приведен в части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ.
В этот перечень включен и контроль за уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды. То есть ни на налоговые проверки, ни на проверки со стороны фондов вводимый запрет не распространяется.
Кого относят к субъектам малого предпринимательства
Критерии субъектов малого предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (см.
«Изменились критерии для отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства»).
К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.
Критерия отнесения к субъектам малого бизнеса
1. | Средняя численность работников |
|
2. | Выручка от реализации товаров (работ, услуг) | Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать: • 60 млн. рублей — для микропредприятий; • 400 млн. рублей — для малых предприятий. |
3. | Доля участия в уставном капитале (только для организаций) |
|
Важно отметить, что субъект может получить или утратить статус субъекта малого предпринимательства, только если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за 2013-2015 гг. будет превышать 400 млн. рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.
Виды неналоговых проверок
Закон № 294-ФЗ разрешает проводить два вида неналоговых проверок:
Плановые проверки
Уже из самого названия ясно, что плановая проверка осуществляется на основании плана.
Он составляется так: различные органы государственного или муниципального контроля/надзора ежегодно составляют планы проверок, а Генеральная прокуратура РФ формирует сводный план и размещает его на официальном сайте в сети интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года (ч. 7 ст. 9 Закона № 294-ФЗ; см. «В «Эксперте» появился план неналоговых проверок на 2014 год»).
В рамках проведения плановых проверок, контролирующие/надзорные органы устанавливают (ч.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ):
- соблюдает ли организация или ИП обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
- соответствуют ли обязательным требованиям сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Плановые проверки могут проводить не чаще чем один раз в три года (ч.2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Так, плановые проверки работодателей могут проводить, например, территориальные органы Роструда (п. п. 43-65 Административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н).
Внеплановые проверки
В рамках внеплановой проверки ревизоры выясняют, выполняются ли прежде выданные предписания, проводятся ли мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и др. (ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
Запрет на проведение плановых проверок
Комментируемый закон предусмотрел, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года нельзя будет проводить плановые проверки в отношении юридических лиц и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). При этом на внеплановые проверки запрет не распространяется. Правила их проведения не изменятся.
В каких случаях запрет на проверки не будет действовать
Комментируемый закон предусматривает ряд исключений. Это означает, что при наличии определенных обстоятельств контролирующие и надзорные органы смогут проводить плановые проверки малого бизнеса в период 2016-2018 годов. Назовем эти обстоятельства.
Административный штраф и аннулирование лицензии
Плановые проверки субъектов малого предпринимательства можно будет проводить (ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ):
- если ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
- если было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
При этом проверки будут возможны только при условии, что с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение, прошло менее трех лет.
Осуществление отдельных видов деятельности
Отмена плановых проверок не будет распространяться на организации и ИП, занимающиеся видами деятельности, которые приведены в перечне, который утвержден постановлением правительства РФ от 23.11.
09 № 944 (ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Этот перечень касается деятельности в сфере здравоохранения и образования, торговли лекарственными средствами и деятельности по предоставлению социальных услуг.
Отдельные виды государственного контроля/надзора
Комментируемый закон установил отдельные виды контроля/надзора, на которые запрет проведения проверок не распространяется, а именно:
- федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;
- федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;
- государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории;
- федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
- федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;
- лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
- внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
- федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии.
Соответственно, если организация или ИП, например, эксплуатируют опасные производственные объекты I или II класса опасности, то их смогут проверять в плановом порядке.
Нужно ли подтверждать освобождение от проверок
Комментируемый закон не обязывает организации и ИП документально подтверждать, что они относятся к субъектам малого предпринимательства и, соответственно, освобождаются от плановых проверок.
Напротив, законом установлено, что при составлении планов проверок на 2017 и 2018 годы, контролирующие органы должны будут проверять информацию об отнесении юридических лиц и ИП к субъектам малого предпринимательства в порядке обмена информацией между ведомствами (п. 4 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).
При этом законодатели предусмотрели ситуацию, когда организация или ИП необоснованно попадут в план проверок (например, из-за ошибки).
В таком случае субъект малого предпринимательства сможет подать в контролирующий/надзорный орган заявление об исключении из плана.
Порядок подачи такого заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица или ИП к субъектам малого предпринимательства, должно будет определить правительство РФ (пока такой документ не принят).
Положения о запрете плановых неналоговых проверок малого бизнеса вступили в силу с 14 июля 2015 года. Соответственно, надзорные органы уже в 2015 году должны учитывать, кого можно включать в планы проверок на 2016 года, а кого нельзя.
Риск-ориентированный подход к проверкам с 2018 года
С 2018 года комментируемый закон обязывает контролирующие или надзорные органы применять при планировании проверок риск-ориентированный подход.
Его смысл в том, что организации и ИП, отнесенные к невысокому классу риска, либо вообще не будут включаться в план проверок, либо для них будет снижена длительность ревизии.
Периодичность проверок тоже может зависеть от определенных классов риска.
Все условия применения риск-ориентированного подхода также должно будет определить правительство РФ (в частности, оно установит правила отнесения к различным категориям риска).
Важно отметить, что в законе есть оговорка: для отдельных видов контроля/надзора правительство РФ может решить начать применять такой подход и до начала 2018 года.
Поэтому не исключено, что в некоторых сферах деятельности организации и ИП столкнутся с риск-ориентированным до 2018 года.