Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

За последние года участились аварии с участием людей, передвигающихся на портативном электротранспорте. Только в 2018 году отмечалось 40 случаев дорожно-транспортных происшествий, виной которых стала езда на гироскутере.

Нужны ли права на управление гироскутером, сигвеем, моноколесом? Общественная палата РФ предложила внести изменения в ПДД относительно средств индивидуальной мобильности. Водительские права, согласно статье 12.1 КоАП РФ, нужны для транспорта, имеющего мощность двигателя свыше 4 кВт. Если гироскутер имеет мощность меньше, то в таком случае водительское удостоверение не требуется.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Какие права нужны для управления гироскутером, сигвеем, моноколесом

Гироскутер – средство передвижения в виде горизонтальной пластины без руля с наличием боковых колес, управляют с помощью балансировки собственным весом. Такой электротранспорт считают велосипедом при возможной максимальной скорости не более 25 км/ч и мощности двигателя 0,25 кВт.

Для гироскутера не требуются права, а передвижение происходит по велосипедным и велопешеходным дорожкам с полным соблюдением ПДД.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Сигвей – средство индивидуальной мобильности с наличием руля велосипедного типа и боковых колес. Его считают мопедом при мощности до 4кВт и максимальной скорости, которая не превышает 50 км/ч. В данном случае потребуются права категории М.

Если  исходные технические характеристики по мощности свыше 4 кВт, то необходимы водительские права на мотоцикл категории А1 или же А.

  • Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?
  • Моноколесо не относится ни к одной из категории транспорта из-за наличия одного колеса, поэтому права на него не нужны.
  • Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Со скольки лет можно водить и получить права

Увидеть электротранспорт на дорогах можно только при условии определенных технических характеристик: масса не более 4х центнеров, мощность двигателя внутреннего сгорания не более 15 кВт, а максимальная скорость превышает отметку в 25 км/ч. В таком случае по государственным стандартам требуются права категории А, но выдача их только с 18 лет.

Часто гироскутер, сигвей и момноколесо не соответствует таким характеристикам, поэтому права не требуются. Есть модели, на которых можно кататься в любом возрасте без водительского удостоверения. Их главная особенность – максимальная скорость не более 25 км/ч. Кататься на них не составит особого труда, но важно быть осторожным и не выезжать на проезжую часть.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Как получить права на гироскутер, сигвей, моноколесо

Прежде чем покупать и пользоваться любым мощным электротранспортом, потребуется предварительная подготовка. Начинается она именно с получения водительского удостоверения.

Кто выдает права и где их получить

Процесс получения ВУ предполагает изначально обучение на ту или иную категорию, которая требуется водителю для управления ТС. Для этого нужно обратиться в любую авто- или мотошколу, где проходят весь теоретический и практический курс занятий.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Получают водительское удостоверение категории А, А1 или М после окончания цикла обучения и сдачи экзамена в автошколе и ГИБДД. При наличии прав любого вида можно не ограничивать себя в передвижении только с помощью электротранспорта, но есть возможность обратить внимание на классический вариант мотоциклов или мопедов.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Требования к водителю

Открыть категорию М или А разрешается только при достижении подростком 16-ти (сдать экзамен) или 18 лет соответственно.

Отказать в получении прав могут по медицинским показаниям: наличие серьезных заболеваний глаз, органов слуха, вестибулярного аппарата, а также болезней органов дыхания и сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации. Люди с такими заболеваниями повышают риск возникновения ДТП на дорогах.

Помимо состояния здоровья, водитель должен владеть техникой вождения и быстро ориентироваться в не стандартной ситуации, а для этого важно твердое знание ПДД. Еще одним требованием является понимание не только работы и эксплуатации своего транспорта, но и его технического обслуживания.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Пакет документов

Перед тем, как получить заветные водительские права, потребуется немного времени на их оформление в ГИБДД. Требуется подтвердить умение пользоваться транспортом, чтобы получить право на управление.

Перечень документов:

  1. Паспорт. Подойдет также и загранпаспорт, и военный билет.
  2. Заявление.
  3. Регистрация места проживания. Предоставить можно и временную прописку.
  4. Медицинская справка.
  5. Сертификат о прохождении полного курса в автошколе, а также успешной сдаче экзаменов.
  6. Квитанция об уплате госпошлины.

Если получить водительское удостоверение хочет лицо, не достигшее 16-тилетнего возраста, то обязательно нужно разрешение родителей или опекунов.

Экзамены

Полноценное обучение в авто- или мотошколе проводится экзаменом. После этого нужно сдать экзамен в ГИБДД, он включает в себя две части: теоретическую и практическую. На первоначальном этапе подтверждают знание ПДД, устройства и технического обслуживания транспортного средства, главных принципов оказания первой помощи. Следующий этап – вождение.

Стоимость прав

Нет фиксированной цены на получение прав на гироскутер, сигвей или моноколесо. Все зависит от выбранной мотошколы: её статуса, месторасположения, оснащенности техникой и опыта нужного инструктора. Поэтому стоимость колеблется в регионах от 12 000 рублей и выше, а в столице – от 19 000 рублей.

В пакет обучения входят всевозможные затраты на горючее, защитные принадлежности, а также работа представителей авто или мотошколы в ГИБДД.

Как проверить на подлинность права

Сейчас проверка подлинности водительских удостоверений не занимает огромного количества времени. Для этого нужно зайти на сайт ГИБДД, где запустили новый сервис проверки прав. В нужной графе ввести номер, серию и дату выдачи документа.

Если же доступа к интернету нет, то всегда можно доехать до поста ДПС и выяснить.

Штраф за управление гироскутером, сигвеем и моноколесом без прав

Если пользоваться мощным электротранспортом без разрешения на вождение, то можно понести взыскания согласно статье 12.7 части 1 КоАП в виде штрафа размером от 5 000 до 15 000 рублей.

Если управление взял на себя несовершеннолетний без водительских прав, то родители обязаны выплатить штраф 30 000 рублей, согласно статье 12.7 части 3, за передачу права вождения транспортном без наличия удостоверения.

На сколько выдаются права

Согласно приказу МВД РФ от 20 июля 2000 года №782 водительское удостоверение выдается сроком до 10 лет.  Это касается непосредственно внутренних прав РФ. В случае получения удостоверения водителя международного образца, требуется замена каждые три года.

Замена прав по истечению срока

За 6 месяцев до конца действия прав следует собрать необходимый пакет документов: паспорт гражданина РФ, заявление о замене ВУ, чек или квитанцию об уплате госпошлины, медсправка и личная карточка водителя. Далее подается заявка на замену водительских прав одним из 3 способов: через Госуслуги, МФЦ или при обращении в ГИБДД.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Фишки по управлению гироскутера, сигвея, моноколеса

Гироскутер

Принцип работы гироскутера основывается на балансе собственным весом на планке. Сам процесс езды не представляет ничего сложного: при давлении носками ног на край самой планки, гироскутер начнет движение прямо, а при нажиме пятками – назад.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Для поворота следует нажать носком одной ноги на край, а на другой стороне – немного надавить пяткой второй ноги. Крайне необходимо освоить навык торможения – движение назад при длительном нажиме пятками.

Сигвей

Научиться ездить на сигвее ещё проще. Достаточно встать на платформу, плотно поставить ноги и взяться руками за руль. При попытке перенести вес на носки ног, сигвей поедет сам вперед, а при обратном выпрямлении – затормозит. Чтобы повернуть, следует опереться либо на правую, либо на левую ногу.

Моноколесо

Чтобы кататься на моноколесе, нужно  правильно балансировать свой вес. Для встают, плотно прижимают ноги к корпусу и чуть сгибают колени. При наклоне вперед моноколесо – едет прямо, при наклоне назад – тормозит. Для ускорения нужно наклониться чуть больше, но нельзя делать это слишком сильно.

Пдд для электротранспорта

Многие гироскутеры и сигвеи приравниваются к мопедам и мотоциклам по техническим характеристикам. Ранее на них не обращалось внимания, но сейчас пользование средствами индивидуальной мобильности будет разрешено только на велосипедных дорожках.

При отсутствии возможно передвижение на тротуарах со скоростью не более 20 км/ч. Есть вариант выезда на проезжую часть, но передвигаться можно будет только в правом ряду.

Читайте также:  Как поменять подушку двигателя ваз 2109

Отзывы

Частенько пользуюсь сигвеем для вечерних поездок по окрестностям города. Он у меня достаточно мощный. Поэтому знакомые из ГИБДД посоветовали все-таки сделать права, чтобы не получить штраф. Но раньше никогда не останавливали.

Игорь, 25 лет

Катаюсь на гироскутере уже давно и без прав. Никто и никогда не говорил о необходимости получения удостоверения из-за того, что он не самый мощный. Максимальная скорость у него 25 км/ч.

Дарья, 19 лет

Загорелся идеей приобретения сигвея, но понял, что из-за сильной технической стороны придется проходить обучение в автошколе. Не думал, что для сигвея нужны права! Его уже купил, пробовал кататься, нравится.

Иван, 16 лет

Смотрите, какая тема — Сегвеи, гироскутеры и моноколёса – какой у них статус по ПДД и могут ли они иметь преимущество?

По состоянию на 2021 год моноколёса, сегвеи и гироскутеры подпадают под определение транспортных средств в ПДД, но тонкость заключается в том, что нет чётких обязанностей и прав передвигающихся на таких устройствах «водителей».

Это ни пешеходы, ни велосипедисты, ни водители мопедов. В то же время, сами устройства удовлетворяют определению механическими транспортных средств и просто транспорта.

Что же говорят ПДД на сегодняшний день по данным видам новшеств, нужно ли получать на них права, регистрировать их где-либо и где можно передвигаться?

Чем считается сегвей, моноколесо и гироскутер по ПДД?

Итак, согласно Правилам, гироскутер, моноколесо и сегвей – это транспортные средства, причём, механические. Об этом говорят непосредственно одноимённые определения терминов в пункте 1.2:

Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.

Механическое транспортное средство – приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Обратите внимание, дороги по ПДД включают в себя также тротуары и разного рода пешеходные и иные дорожки. А гироскутеры, сегвеи и моноколёса приводятся в движение именно двигателем.

Но тонкость здесь заключается в том, что для того, чтобы считаться транспортом, у этих устройств нет паспорта транспортного средства – это спортинвентарь, такой же как питбайки и подобные.

Но чёткого определения сегвеев, гироскутеров и моноколёс по ПДД на 2021 год нет. Их можно отнести сразу к нескольким видам ТС и в то же время нельзя отнести ни к одному.

Давайте отдельно рассмотрим каждый их этих устройств!

Сегвей

Итак, в контексте ПДД для нас могут быть интересны следующие характеристики сегвеев:

  • у него 2 колеса, что по ПДД приравнивает сегвей к велосипеду или мопеду,
  • у него есть руль,
  • он имеет двигатель (электродвигатель почти всегда).

Вот так он выглядит:

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Мы уже выяснили, что сегвей подпадает под определение транспортного средства. Теперь обратимся к конкретным их типам в ПДД!

Велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере 2 колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности, при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Мопед – 2- или 3-колёсное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Электромобиль – транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.

Что же, под понятие велосипеда сегвей точно не подходит, потому что последний приводится в движение только электродвигателем, а в определении велосипеда же указано, что он, как правило, должен приводиться в движение мышцами человека, а уже как дополнительное оборудование может иметь двигатель.

А вот мопедом сегвей вполне может быть, потому что большинство этих гаджетов подходят по мощности, все они имеют 2 колеса, а скорость редко превышает 50 км/ч. Если мощность выше 4 кВт или скорость выше 50 км/ч, то это уже даже мотоцикл.

Также сегвей подходит под понятие электромобиля.

Гироскутер

Мы не зря первым рассмотрели сегвей. Главное отличие гироскутера от него – это отсутствие руля. Но, как видим, по определениям ПДД нет разделения транспортных средств на те, что с рулевым колесом и те, что без него. Поэтому для гироскутера подходят все те же определения, что и для сегвея.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Моноколесо

А вот с моноколесом всё немного сложнее. Он также не может быть велосипедом, так как, помимо прочего, у него всего одно колесо. Мопедом моноколесо не является по той же причине. А вот под определение электромобиля подходит.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Как видим, ПДД 2021 года требуют серьёзной доработки, потому что по букве этого подзаконного акта такие устройства могут быть полноценными механическими транспортными средствами, а для них нужны права соответствующей категории, и есть свои обязанности.

Как на практике?

А вот практика безжалостна к логике ПДД. Несмотря на то, что последний нормативный акт более или менее определяет гироскутеры, моноколёса и сегвеи под определённые типы ТС, у ГИБДД на этот счёт своё мнение, идущее в абсурдный разрез с Правилами.

Итак, по ПДД все эти устройства ГИБДД приравнивают к пешеходам. Взглянем на официальную трактовку этого понятия:

Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Как можно заметить, здесь есть главное «но» – если всё это является транспортными средствами, то пешеходом их водитель никак являться не может, потому что для этого он должен находиться вне ТС, а у сегвеев, гироскутеров и моноколёс водитель находится на них.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Кроме того, в данном контексте сотрудники ГИБДД приравнивают устройства к роликовым конькам, самокатам, но важное отличие заключается в наличии у последних двигателя. Впрочем, и логика понятна – но логика обывателя, а не буквы закона.

Ниже приводим цитату ответа исполняющего обязанности главного инспектора Бугаева в отношении данного вопроса при подаче инициатора предложения по введению изменений в ПДД в связи с появлением новых видов транспорта:

ГУОБДД МВД России в пределах компетенции рассмотрено Ваше обращение по вопросу внесения изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации с целью регламентации движения лиц, передвигающихся с помощью сегвеев, гироскутеров, моноколёс, электрических самокатов.

С точки зрения Правил лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства (по совокупности эксплуатационных и технических характеристик к ним могут быть отнесены, в частности, сегвеи, гироскутеры, моноколеса, электрические самокаты) являются пешеходами, в связи с чем они обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним соответствующие требования.

Таким образом, если Вас инспектор ДПС остановит на гироскутере, сегвее или моноколесе, то для него Вы будете пешеходом. Следовательно, и все Правила относящиеся к пешеходам Вы обязаны знать и соблюдать. Среди таких обязанностей такие:

  1. Вам запрещено передвигаться по дороге, только по обочине или краю проезжей части при отсутствии пешеходных дорожек, тротуаров и прочих,
  2. при переходе переезде дороги на гироскутере, моноколесе или сегвее Вам не обязательно спешиваться, так как Вы уже пешеход.

Нужны ли права?

Нет. Так как на практике инспекторы приравнивают водителей этих устройств к пешеходам, то ни право управления, ни водительское удостоверение, ни страховка ОСАГО такой категории участников дорожного движения не нужна.

Читайте также:  На сколько подорожает бензин в 2019 году?

Какие штрафы для лиц на сегвее, гироскутере и моноколесе?

Согласно сложившейся практике считать таких лиц пешеходами, штрафы на них налагаются всего по двум статьям КоаП:

  • часть 1 статьи 12.29 предусматривает штраф для «водителя» гироскутера, сегвея или моноколеса 500 рублей за любое нарушение им ПДД,
  • если таким нарушением лицо создало помеху другим участникам движения, то оно может быть привлечено по ч.1 ст. 12.30 КоАП со штрафом 1 000 рублей,
  • если таким нарушением лицо причинило вред здоровью третьих лиц, то штраф вырастает до 1 000-1 500 рублей по части 2 той же статьи.

Более никаких других мер обеспечения и наказания по административному праву «водителям» таких устройств применено быть не может – ни эвакуации на штрафстоянку, ни лишения водительских прав (при их наличии).

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Включат ли сегвеи, гироскутеры и моноколёса в ПДД в будущем?

Такие инициативы уже поступали в правительство России, и не раз. Вид транспорта новый, и подпадает под целый ряд определений в ПДД, поэтому требует срочных изменений, потому что, как мы выяснили выше, и под определение пешеходов формально водитель ни гироскутера, ни моноколекса, ни сегвея не подпадает, просто сотрудникам ГИБДД на практике так удобнее.

Но попытки продвинуть изменения в ПДД в отношении этих гаджетов были:

  • ещё в начале 2017 года один из депутатов предложил ввести права для гироскутеров, сегвеев и моноколёс, а также обязать их приобретать полис ОСАГО и даже регистрировать гаджеты в ГИБДД и получать номера; в ответ ГАИ ответили отказом и продолжили считать таких лиц пешеходами,
  • другой инициатор потребовал проработать ПДД для этой категории транспорта в целях снижения аварийности; результат налицо – Правила не изменились в этом отношении до сих пор.

Сегвеи, гироскутеры, электросамокаты и моноколёса какой статус в ПДД

Сигвеи, гироскутеры и моноколеса стали распространятся по России совсем недавно, а сейчас на улицах больших городов уже нередко встречаются люди, которые используют эти устройства, как полноценное средство передвижения.

На своих «миниэлектромобилях» они ездят как по тротуарам, так и по проезжей части, иногда даже создавая аварийную обстановку или опасность для водителей или пешеходов.

Однако до сих пор не ясно, какой же статус по ПДД имеют сигвеи и прочие современные электрические устройства передвижения.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Чтобы понять, чем данные устройства считаются с точки зрения ПДД, нужно обратиться к пункту 1.2 Правил. Именно в нем даны определения всем понятиям и терминам автодорожного права.

Согласно данному пункту сигвеи, гироскутеры и моноколеса являются транспортными средствами, так как они предназначены для перевозки людей. Более того, они приводятся в движение не за счет мускульной силы, а за счет энергии двигателя, значит являются механическими ТС.

Однако ни сигвеи, ни гироскутеры, ни другие подобные электрические устройства не имеют ПТС. А в ПДД нет четкой категории для этих транспортных средств. Их можно отнести как к спортивному инвентарю, так и к некоторым транспортным средствам.

Чтобы установить категорию ТС, нужно выделить значимые для классификации характеристики сигвеев и гироскутеров: они имеют 2 колеса и приводятся в движение электродвигателем небольшой мощности. Согласно приведенным параметрам, данные устройства близки к категориям велосипедов, мопедов и электромобилей.

По определению велосипеда, он должен иметь от 2 колес и может иметь электродвигатель мощностью до 250 Вт в режиме постоянной нагрузки. Несмотря на то, что конструктивно сигвеи и гироскутеры сильно отличаются от велосипедов, по обеим характеристикам они подходят под эту категорию.

Мопедом сигвеи и гироскутеры признаваться не могут, так как пиковая мощность их двигателя обычно находится на уровне 350-450 Вт. В таком случае, в режиме постоянной нагрузки такие двигатели однозначно не будут дотягивать до параметра 250-4000 Вт, определяющего принадлежность к мопедам. Однако очень мощные модели сигвеев могут технически подойти под эту категорию.

Ну и последний возможный вариант – электромобиль. Определение этого термина самое расплывчатое, так как электромобилем признается любое ТС, приводимое в движение исключительно электродвигателем.

То есть теоретически водители сигвеев или гироскутеров могут быть признаны водителями электромобилей.

На практике же никто не будет рассматривать эти устройства как электромобили из-за их незначительных скоростных показателей и веса.

Моноколеса довольно близки к гироскутерам, однако имеют существеннее отличие: количество колес. Из-за несоответствия данного критерия моноколесо не может приравняться к велосипеду, который должен иметь, как минимум, 2 колеса. В таком случае моноколесо можно отнести только к одной категории – электромобилям, как бы абсурдно это не звучало.

А вот на практике сигвеи и прочие подобные электрические устройства передвижения приравниваются к конькам и самокатам, несмотря на наличие двигателя.

Ключевым фактором в определении категории транспорта ГИБДД считает не технические, а эксплуатационные характеристики. Стоит заметить, что в ПДД нет определения понятиям коньки и самокаты, но они встречаются при объяснении термина «пешеход».

Согласно этому определению, все лица использующие роликовые коньки или самокаты признаются пешеходами.

Следовательно, если сотрудник ГИБДД остановит человека на гироскутере или сигвее, то будет относится к нему, как к пешеходу.

Из этого вытекает необходимость соблюдать следующие правило: передвигаться на таком устройстве по проезжей части нельзя. Ехать нужно по тротуару, а в случае его отсутствия по обочине или краю дороги.

Зато владельцы сигвеев, гироскутеров и моноколес, в отличие от велосипедистов, могут не сходить со своих устройств на пешеходном переходе.

Так как лица, передвигающиеся на моноколесах, сигвеях и т.д. являются пешеходами, то и никаких прав для управления ими получать не нужно. Более того, владельцам этих устройств вообще не требуется иметь с собой никаких документов на них, в том числе каких-либо подтверждений технических характеристик.

Как уже было установлено выше, владельцы подобных электронных устройств являются пешеходами. Соответственно, и санкции на них накладываются, как на пешеходов, например, следующие штрафы:

  • 500р (или письменное предупреждение) за любое нарушение ПДД (ст. 12.29);
  • 1000р за нарушение, создавшее проблемы в движении ТС (ст. 12.30);
  • 1000-1500р за нарушение, причинившее легкий или средний ущерб здоровью другого лица (также ст. 12.30).

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Создать законы, регулирующие движение электросамокатов, сигвеев и подобных средств передвижения, уже пытались Московская городская Дума и Общественная палата РФ. Помимо этого, на данную проблему публично обращал внимания и Игорь Шувалов еще в 2017 году.

Однако конкретные шаги были сделаны лишь в 2019: Министерство транспорта предложило ввести новое понятие «Средства индивидуальной мобильности», включающее в себя как стандартный личный транспорт (по типу самокатов или скейтбордов), так и их электрические версии (сюда и нужно отнести сигвеи, гироскутеры и моноколеса).

Проект федерального закона, вносящего правки в ПДД, уже выложен на Федеральном портале.

Существенных изменений он не внесет. Управляющие сигвеями, моноколесами и т. д. также будут считаться пешеходами, однако у них появятся новые обязанности:

  1. Люди, использующие СИМ, должны будут передвигаться по велосипедной дорожке при ее наличии.
  2. Скорость движения в любом случае не должна превышать 20 км/ч.
  3. Также отдельно оговаривается запрет на езду на СИМ, оборудованных системой стабилизации (гироскутеры, моноколеса и сигвеи), по проезжей части, предназначенной для движения автомобилей.
  4. И последнее существенное нововведение: лица, использующие СИМ, должны будут пропускать обычных пешеходов.

На данный момент конкретного статуса или категории по ПДД сигвеи, гироскутеры и моноколеса не имеют.

По техническим характеристикам они ближе всего к велосипедам, однако на практике сотрудники ГИБДД считают их владельцев пешеходами.

Ситуация может измениться при вступлении в силу законопроекта о средствах индивидуальной мобильности, который исправит недочеты ПДД, определит правовой статус этих устройств и урегулирует их движение в общественных местах.

Если купить гироскутер, сегвей, моноколесо нужно ли оформлять водительские права?

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога! В сегодняшней статье я хочу поговорить о транспортных средствах на электроприводе, которые в последние годы стали очень популярны как среди молодежи так и взрослого поколения. Эти транспортные средства называются — гироскутер, моноколесо и сегвей. Думаю каждый из вас видел хотя бы одно из этих транспортных средств во дворе или в сквере. По своим внешним признакам они больше похожи на игрушки, которые покупаются ради забавы. Однако не все так просто, с точки зрения правил дорожного движения.

Читайте также:  Рено сандеро какой бензин лить

Если вы решили купить гироскутер, сегвей, моноколесо или другие аналоги, то вы должны знать, что для некоторых из них требуются водительские права. А вот в каком случае они необходимы я расскажу подробнее в этой статье.

Для начала я дам определение данных транспортных сроедств, а затем попробую соотнести их к похожим транспортным средствам, которые имеются в правилах дорожного движения.

  • ГИРОСКУТЕР — от английского слова GyroScooter самобалансируемый скутер представляет собой  уличное электрическое транспортное средство, выполненное в форме поперечной планки с двумя колёсами по бокам.
  • МОНОКОЛЕСО — электрический самобалансирующийся самокат (моноцикл) с одним колесом, и расположенными по обе стороны от колеса подножками.
  • СЕГВЕЙ — электрическое самобалансирующееся транспортное средство с двумя колёсами расположенными по обе стороны от водителя, внешне напоминающее колесницу, а качестве выбора направления движения используется рулевой столб.
  • Таким образом общее у этих транспортных средств то, что они самобалансирующие, передвигаются за счет электродвигателя и предназначены для передвижения только одного человека.
  • В правилах дорожного движения нет описания данных транспортных средств, но есть описание велосипеда, мопеда и мотоцикла. Согласно ПДД:

Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной
мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Не в одном из указанных определений не говорится о транспортном средстве с одним колесом, поэтому моноколесо можно вообще исключить из транпортных средств попадающих под правила дорожные движения, а значит на моноколесо не нужно водительское удостоверение

Другое дело обстоит с гироскутером и сегвеем. В зависимости от мощности электродвигателя их можно отнести и к велосипедам, мопедам и даже мотоциклам. Согласно техническим характеристикам большинство Сегвеев и Гироскутеров относят к мопедам.

Поэтому для таких транспортных средств требуются водительские права категории М.

Но имеются и исключения, некоторые гироскутеры по характеристикам попадают в категорию велосипедов и некоторые модели сегвеев по мощности двигателя относятся к мотоциклам.

РЕЗЮМЕ

Если вы хотите стать владельцем одного из описываемых электрических транспортных средств, то вам, в первую очередь, следуют обратить внимание на мощность электродвигателя, так как от этого будет зависеть получать или не получать водительское удостоверение. Поскольку моноколесо не относится ни к одному транспортному средству, которые описаны в правилах дорожного движения, то для него водительское удостоверение не требуется. Гироскутер и сигвей будет приравнен к велосипеду, если его максимальная скорость не превышает 25 км/ч, соответственно мощность электромотора не более 0,25 кВт. Права на такое транспортное средство не нужны. Но ПДД соблюдать нужно. Гироскутер и сигвей будет приравнен к мопеду, если он развивает скорость не более 50 км/ч, следовательно, его электродвигатель не мощнее 4 кВт. Для таких транпортных средств требуются права категории М На сигвей нужны будут права категории А1 или А, если его мощность выше 4 кВт и максимальная скорость выше 50 км/ч. Однако любой здравомыслящий человек вряд-ли захочет передвигаться на том же моноколесе или гироскутере по проезжей части,  потому что любое неправильное движение корпуса может привести к падению и как следствие ДТП. В этом отношении Сегвеи более маневренные и вполне могут быть на проезжей части. Кстати говоря ответственность за управление сегвеем и гироскутером без водительского удостоверения очень серьезна и выражается в виде штрафа от 5000 до 30000 рублей.

На этом все, надеюсь моя статья была полезна для вас.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Госавтоиспекция Красногвардейского района разъясняет, нужны ли права на гироскутер, моноколесо и сигвей

Инпсекторы ГИБДД Красногвардейского района информируют, чем же является сигвей, гироскутер и моноколесо с точки зрения ПДД РФ, и нужны ли водительские удостоверения их владельцам.

Сигвей – двухколесное транспортное средство, для управления которым используется руль, похожий на велосипедный. Гироскутер – двухколесное транспортное средство, не имеющее руля. Управление происходит путем переноса массы тела. Моноколесо – транспортное средство с единственным колесом. Управляется переносом массы тела.

Все перечисленные транспортные средства имеют электрический двигатель, а также оснащены специальными датчиками, которые автоматически поддерживают равновесие. Управлять перечисленным транспортом довольно просто, с этой задачей легко справляются дети. Минимальная стоимость указанных транспортных средств сравнима со стоимостью велосипеда.

Электрические транспортные средства, в первую очередь, предназначены для быстрого передвижения по городу, они имеют скорость передвижения в несколько десятков километров в час.

С точки зрения ПДД перечисленные транспортные средства могут быть отнесены к велосипедам, мопедам и мотоциклам.

Для управления моноколесом водительское удостоверение не нужно. Но обладатели таких средств передвижения должны соблюдать общие правила дорожного движения, предназначенные для всех транспортных средств, и ездить исключительно по проезжей части.

  • Сигвей и гироскутер имеют два колеса, поэтому в зависимости от своих характеристик могут считаться и велосипедами, и мопедами, и мотоциклами.
  • Гироскутер является велосипедом, если мощность его двигателя не превышает 0,25 кВт, а максимальная скорость не превышает 25 км/ч.
  • Сигвей является мопедом, если мощность его двигателя составляет от 0,25 до 4 кВт, а максимальная скорость не превышает 50 км/ч.
  • Сигвей является мотоциклом, если его максимальная скорость превышает 50 км/ч.

В данном случае решающее значение имеет мощность электрического двигателя сигвея или гироскутера.

Случается так, что в интернет-магазинах продавец не указывает мощность товара, и покупатель, только получив заказ, обнаруживает, что мощность электродвигателя составляет в районе 500 Вт и его новое транспортное средство по ПДД относится к мопедам. Для управления им владельцу потребуется водительское удостоверение категории «М» или любой другой категории.

Управление гироскутером или мопедом лицом, не имеющим прав, повлечет штраф в размере 5000 — 15000 рублей. Если же родители передают управление гироскутером ребенку, не имеющему прав, они получат штраф в размере 30000 рублей.

Госавтоинспекторы подчеркивают, что водители сигвеев и гироскутеров должны соблюдать требования ПДД для мопедов. Они могут двигаться исключительно по проезжей части и в некоторых случаях по обочине. По тротуарам и пешеходным дорожкам ездить нельзя.

  1. Обстоятельства, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, по опыту предыдущих лет, различны, но предпосылка всех этих трагедии одна: роль водителя транспортного средства исполнял ребенок – тот, кто не соблюдал правила и на дорогу выезжать не должен был.
  2. Подобные дорожно-транспортные происшествия являются жестоким по своей наглядности, а потому очень убедительным подтверждением того, что на дороге правила движения должны соблюдать все без исключений.
  3. Госавтоинспекция МВД по Республике Крым
Ссылка на основную публикацию