Новый закон о техосмотре 2012 года. Штраф за отсутствие техосмотра.

  1. Для того, чтобы поставить на учёт автомобиль, техосмотр в 2021 году не требуется. Равно как он не нужен для переоформления б/у машины. Список документов для этих действий прямо прописан в законе, и этот же закон запрещает инспекторам требовать дополнительные бумаги, которых нет в перечне.

  2. Единственное регистрационное действие в ГИБДД, где с вас попросят диагностическую карту – это регистрация внесённых в конструкцию автомобиля изменений.
  3. На практике 2021 года сотрудники МРЭО также ставят на учёт без проблем в подавляющем большинстве случаев.

  4. Даже если срок действия вашего техосмотра истёк, на учёт ГАИ вашу машину поставят.
  5. Но это вовсе не значит, что у вас нет обязанности проходить технический осмотра. Она прописана законодательно.

  6. И за отсутствие действующего ТО вас может ждать несколько последствий, самое жёсткое из которых – регресс на всю сумму ущерба от страховой компании по ОСАГО.

На самом деле, прохождение техосмотра является обязательным всего при одном регистрационном действии в МРЭО Госавтоинспекции.

 И оно никак не связано с постановкой на учёт автомобиля. Тем не менее, целью таких действий в ГАИ являются идентификация автомобиля и, главное, проверка на его соответствие допуску в участии в дорожном движении в России.

В свою очередь, диагностическая карта, получаемая по результатам прохождения технического осмотра, является одним из подтверждений соответствия такому допуску. В данной статье мы выясним, нужен ли техосмотр для того, чтобы поставить машину на учёт в ГИБДД в 2021 году, можно ли и как переоформить авто без этой процедуры и остаётся ли техосмотр предыдущего владельца действующим с переходом права собственности на автомобиль. Но давайте обо всём по порядку!

Нужен ли техосмотр для постановки на учёт машины?

Итак, как мы уже упоминали выше, постановка на учёт транспортных средств производится в двух главных целях:

  1. идентификация автомобиля и его регистрация за конкретным собственником,
  2. проверка машины на соответствие требованиям по допуску ТС к эксплуатации на дорогах России.

Касательно второго пункта авто проверяется на площадке, где его осматривает инспектор регистрационного подразделения ГИБДД. Однако, он не может увидеть полное состояние автомобиля – проверяется только поверхностные видимые компоненты. А вот для внутренних и придумали технический осмотр.

Именно техосмотр также создан с единственной целью – проверить соответствие автомобиля требованиям безопасности. Соответственно, было бы вполне логичным и закономерным, если бы сотрудник ГАИ, помимо осмотра автомобиля, проверял и действующую диагностическую карту на него. Тем самым можно удостовериться в полной его безопасности всесторонне и полноценно.

Но нет! Техосмотр в целях постановки машины на учёт сейчас, в 2021 году не требуется. Вы можете поставить автомобиль на учёт ГИБДД, не предъявляя диагностическую карту – она просто не требуется для переоформления как б/у авто, так и, разумеется, постановке на учёт нового.

А теперь приведём «пруфы» всего вышеописанного!

Чем докажете?

Всё очень просто. Список документов и действия автовладельца, которые обязательны для оформления автомобиля в МРЭО, чётко прописаны в законе, и ему подчиняемся не только мы как эти самые автовладельцы, но и сотрудники ГИБДД.

В нашем случае исчерпывающий перечень документов, которые вправе требовать инспектор, перечислены в статье 15 Федерального закона О регистрации транспортных средств (283-ФЗ). И среди них вы не найдёте прямого упоминания того, что техосмотр обязателен для постановки машины на учёт.

Новый закон о техосмотре 2012 года. Штраф за отсутствие техосмотра.

А вот, чтобы исключить его косвенное требование, давайте пройдёмся по этому списку.

  • Заявление – это основной документ, на основании которого производится постановка на учёт автомобиля. Оно может быть подано как письменно, так и через Госуслуги.
  • Паспорт нового собственника или того человека, который по доверенности производит регистрационные действия.
  • Документы, которые идентифицируют машину. Понять тот факт, что техосмотр к ним не относится и, таким образом, не обязателен для постановки на регистрационный учёт в ГИБДД, можно логически. Ведь диагностическая карта никак не идентифицирует транспортное средство, а служит подтверждением его исправного технического состояния. Однако, и здесь есть, чем доказать наше логическое умозаключение. Тот же закон перечисляет такие документы. Просто говоря, к ним относятся ПТС и СТС, но никак не технический осмотр.
  • Страховка ОСАГО, оформленная на нового владельца. От прежнего хозяина-продавца не подойдёт.
  • Бумаги, которые являются основанием перехода права собственности. Чаще всего это договор купли-продажи, а также иные договоры или документы. Разумеется, «талон» техосмотра не может быть таковым. Их исчерпывающий перечень указан в пунктах 2-5 этой же статьи 15.
  • Квитанция об оплате госпошлины.

И, наконец, самое основополагающее основание незаконности требовать техосмотр для постановки автомобиля на учёт – пункт 6 статьи 15 предписывает запрет сотрудникам требовать документы, которых нет в пунктах 1-5 этой статьи. А, так как здесь нет ни единого упоминания диагностической карты, то она не обязательна для переоформления машины.

Но можно ли поставить на учёт авто без техосмотра на практике в 2021 году?

Можно! Фактически инспекторы МРЭО ГИБДД почти никогда и не требуют подтверждение прохождения технического осмотра в целях оформления автомобиля. Однако, известны случаи, когда по телефону при вопросе о том, нужен ли техосмотр перед постановкой на учёт, сотрудники утверждают, что он обязателен. Тем не менее, при обращении в регистрационное подразделение уже не требуют его.

Если в вашем случае всё происходит иначе, и сотрудник требует технический осмотр с остальными документами, то укажите для начала ему об исчерпывающем списке необходимых документов в статье 15 ФЗ О регистрации и неправомерности требовать те из них, которые прямо не указаны в законе.

Если это не помогает, вам обязаны выдать письменный отказ – требуйте его. Обязанность отказать письменно вытекает из подачи вами письменного заявления. Если и в этом вам отказывают, ведите видеосъёмку происходящего. Это не запрещено и нужно вам для того, чтобы доказать потом, что вы вообще по данному заявлению обращались в целях постановки на учёт автомобиля.

Далее необходимо будет подать в районный/городской суд по адресу нахождения регистрационного подразделения исковое заявление с требованием о понуждении к регистрационным действиям данного отделения.

То есть техосмотр не требуется при переоформлении автомобиля?

Всё же, если говорить о широком смысле переоформления в виде регистрационных действий, то технический осмотр понадобится только в одном случае.

Диагностическая карта обязательна при переоформлении автомобиля в связи с изменением его конструкции, когда проходится вся формальная процедура внесения таких изменений с получением свидетельства о соответствии конструкции безопасности дорожного движения. Собственно, уже после получения такого свидетельства и нужно проходить техосмотр.

Новый закон о техосмотре 2012 года. Штраф за отсутствие техосмотра.

Даже если мой техосмотр истёк, мне поставят на учёт машину всё равно?

Да. Так как сотрудники не вправе проверять прохождение технического осмотра при постановке вами автомобиля на учёт ГИБДД, соответственно, никто не узнает и о статусе действия вашей диагностической карты.

Только не нужно думать о том, что это освобождает вас от обязанности проходить проверку технического состояния авто. Она чётко прописана в другом законе – статье 15 170-ФЗ. И за неисполнение этой обязанности есть другие последствия – не менее устрашающие, нежели отказ в оформлении автомобиля. О них мы ещё поговорим ниже.

Получается, техосмотр прежнего хозяина переходит мне?

Да. Но формально это работает не совсем так.

Техосмотр не принадлежит предыдущему владельцу автомобиля. Он вообще никому не принадлежит.

Допустим, у вас на руках есть диагностическая карта от продавца теперь уже вашего транспортного средства (автомобиля, мотоцикла и так далее). В этом случае она лишь подтверждает факт соответствия машины безопасности.

Но не переходит к вам. Разумнее было бы сказать, что она относится к конкретному автомобилю и не зависит от факта перехода права собственности на него.

Таким образом, техосмотр «не обнуляется» при продаже машины. Если его проверку проходил прежний хозяин авто, и теперь карта досталась вам, то она вполне действительна.

А в каких случаях потребуется диагностическая карта в 2021 году?

Итак, техосмотр для постановки автомобиля на учёт сейчас не нужен. Но есть всё же последствия, если он у вас будет просрочен или вовсе будет отсутствовать.

Новый штраф за езду без действующего техосмотра

С 1 марта 2022 года вступает в силу новый закон, вводящий в КоАП РФ поправки. Согласно им, в Кодексе появляется новый штраф в размере 2 000 рублей за отсутствие действующего технического осмотра у водителя.

Обратите внимание, вместе с тем, изменения в пункт 2.1.1 ПДД, требующий от водителя возить с собой диагностическую карту и предъявлять по первому требованию сотруднику ГИБДД на дороге, не вносятся… По крайней мере, сейчас такого требования нет.

Читайте также:  Как заменить радиатор печки на ваз 2115

Новый закон о техосмотре 2012 года. Штраф за отсутствие техосмотра.

Отмена обязательности при оформлении ОСАГО

Между тем, совсем недавно в 2021 году, несмотря на то, что техосмотр не нужен для постановки на учёт автомобиля, фактически он требовался в целях переоформления машины.

Дело в том, что диагностическая карта находилась в числе обязательных для предъявления – но не в ГИБДД, здесь вам поставят на учёт без техосмотра, а в страховой компании. И новый полис ОСАГО уже является обязательным для предъявления в ГИБДД при перерегистрации.

Однако, данный документ и при оформлении страховки также отменили. Мы писали специальную статью об этом.

Регресс за отсутствие техосмотра при ДТП

А вот подоспело и самое серьёзное последствие за отсутствие техосмотра. Суть его в том, что в случае произошедшего ДТП страховая компания имеет право регрессного требования, то есть право взыскать с вас всю выплаченную сумму потерпевшему, если вы стали виновником аварии, в редких случаях.

Почему в редких? Потому что есть важное условие для возможности регресса – ДТП должно произойти по причине конкретно неисправности вашего авто. Например, если у вас отказали тормоза.

Полезные ссылки

Диагностическая карта техосмотра в РФ

Если водитель ездит без полиса, его оштрафуют. С марта 2022 года водителей будут штрафовать на 2000 рублей за езду без диагностической карты. Рассказываем, когда делать техосмотр, как получить карту и что будет за езду без техосмотра.

  • Штраф за отсутствие полиса ОСАГО
  • от 500 до 800 руб.
  • Статья 12.37 КоАП

В России с 2012 года отменен талон техосмотра — такой документ водители больше не получают и не возят с собой. Разберем, за что еще возможен штраф.

Штраф за непройденный техосмотр. За езду без техосмотра в 2021 году на легковых автомобилях штрафа нет. С 1 марта 2022 года по закону появится штраф за езду без диагностической карты. За это нарушение будут штрафовать на 2000 рублей. Штраф будет приходить с камеры, не чаще раза в сутки.

Для такси, рейсовых автобусов и грузовых автомобилей штраф за отсутствие техосмотра действует уже сейчас — от 500 до 800 рублей. C марта 2022-го этот штраф отменят, вместо него все водители будут платить 2000 рублей за езду без диагностической карты.

Штраф за отсутствие техосмотра

Отдельно за выпуск транспорта на линию без техосмотра штрафуют компании — до 50 000 рублей. Этот штраф остается без изменений.

Штраф за просроченный техосмотр. С марта 2022 года срок действия диагностической карты будет важен, за просроченную карту смогут оштрафовать на 2000 рублей.

Для такси, автобусов и грузовиков за просроченный техосмотр штраф тот же, что и за непройденный — от 500 до 800 рублей.

Штраф за езду без ОСАГО

СейчасС марта 2022
Легковые машины, мотоциклы 500-800 руб. 500-800 руб.
Такси, автобусы, грузовики 500-800 руб.
Легковые машины, мотоциклы
Сейчас 500-800 руб.
С марта 2022 500-800 руб.
Такси, автобусы, грузовики
Сейчас 500-800 руб.
С марта 2022
Штраф за езду без техосмотра

СейчасС марта 2022
Легковые машины, мотоциклы
Такси, автобусы, грузовики 500-800 руб. 2000 руб.
Легковые машины, мотоциклы
Сейчас
С марта 2022
Такси, автобусы, грузовики
Сейчас 500-800 руб.
С марта 2022 2000 руб.
Штраф за езду без диагностической карты

СейчасС марта 2022
Легковые машины, мотоциклы 2000 руб.
Такси, автобусы, грузовики 2000 руб.
Легковые машины, мотоциклы
Сейчас
С марта 2022 2000 руб.
Такси, автобусы, грузовики
Сейчас
С марта 2022 2000 руб.

Нужен ли техосмотр и как часто, по закону зависит от вида транспорта и года выпуска. Год указан в ПТС или СТС.

Для легковых автомобилей, грузовиков до 3,5 тонны, прицепов и мотоциклов. Весь этот транспорт требует ТО в зависимости от возраста машины:

  • до 4 лет — техосмотр не нужен,
  • от 4 до 10 лет — раз в два года,
  • старше 10 лет — каждый год.

Для легковых автомобилей коммерческого назначения. К ним относятся учебные машины и рейсовые автобусы.

  • до 5 лет — каждый год,
  • старше 5 лет — раз в полгода.

С 1 октября 2021 года техосмотр автобусов проходит при участии сотрудника ГИБДД. Полицейский должен подписать диагностическую карту вместе с сотрудником пункта ТО.

Для автомобилей служб такси. На таких машинах проходят техосмотр каждый год.

Для грузовых автомобилей тяжелее 3,5 тонны. Периодичность ТО зависит от возраста:

  • до 5 лет — каждый год,
  • старше 5 лет — раз в полгода.

Собственник не обязан дожидаться этих сроков, чтобы пройти техосмотр — это можно сделать и раньше. Например, если это необходимо для выезда за границу.

Диагностическая карта — документ, который выдает пункт техосмотра, если машина исправна. В него вписывают информацию о машине, данные ПТС, дают заключение и ставят печать. По карте можно получить полис ТО.

Электронная карта — с 1 октября 2021. Бумажные карты становятся необязательными, всю информацию теперь заносят в Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИСТО). По просьбе водителя могут выдать бумажный документ, но получить страховой полис можно и без него — достаточно назвать номер.

Как получить. Чтобы получить диагностическую карту:

  • выберите пункт техосмотра. Найдите ближайшую аккредитованную организацию на сайте Российского союза страховщиков;
  • приедьте в пункт ТО с двумя документами — паспортом и документом на машину — СТС или ПТС;
  • оплатите услуги техосмотра. Обычно они стоят около 800 рублей для легковой машины;
  • заедьте на линию обслуживания и пройдите проверку. Если найдут неисправность, повторный техосмотр с 1 октября 2021 года можно пройти только у того же оператора;
  • получите электронную карту — на руки ее не выдадут, данные занесут в систему.

Аннулирование карт — с 1 октября 2021. ГИБДД получает право аннулировать диагностические карты, которые оформили без техосмотра. Такое может произойти, если инспектор узнает, что машину не возили на техосмотр, или в ней обнаружат неисправности, которых нет в карте.

Отметку об аннулировании карты занесут в ЕАИСТО, а оператора техосмотра оштрафуют. О том, что карта фальшивая, также уведомят страховую компанию, выдавшую полис. В случае ДТП страховая сможет запросить регрессное требование, то есть отсудить деньги у владельца машины.

Новый закон о техосмотре 2012 года. Штраф за отсутствие техосмотра.

Такую карту заполняет сотрудник пункта ТО, с марта 2022 года — в электронном виде

На «Штрафах ГИБДД». Введите номер автомобиля, СТС или прав и электронную почту, чтобы получать уведомления. Нажмите «Проверить штрафы». Если есть штрафы, вы их увидите и сможете мгновенно оплатить.

На сайте ГИБДД. На главной странице нажмите на баннер «Проверить штрафы» в правой колонке. Введите госномер и СТС, нажмите «Запросить проверку».

На сайте Госуслуг. На главной нажмите «Зарегистрироваться», выберите центр обслуживания, зарегистрируйтесь и подтвердите личность. После этого нужно будет посетить центр с паспортом. Тогда вы сможете ввести номер прав и СТС и воспользоваться услугой «Проверка штрафов».

Когда можно обжаловать. Бывает, что штраф за езду без ОСАГО выписывают незаконно. Например, инспектор отказался смотреть электронный полис на экране телефона и составил протокол об отсутствии полиса. Когда штрафы за езду без диагностической карты начнут фиксировать камеры, наверняка будут технические ошибки.

Как оспорить. В первые 10 дней с даты постановления напишите жалобу по образцу.

Отправьте ее в ГИБДД по почте или лично принесите в отдел. Инспекция должна ответить в течение 10 дней. Если откажет, водитель может обратиться в суд.

Новый закон о техосмотре 2012 года. Штраф за отсутствие техосмотра.

Помимо жалобы понадобятся доказательства, например запись с видеорегистратора

  1. Техосмотр легкового автомобиля делают раз в два года, если машина старше 4 лет, раз в год — если старше 10. На другом транспорте ТО нужен чаще.
  2. По итогам техосмотра выдают диагностическую карту, с 1 октября 2021 года она электронная.
  3. Штраф за отсутствие техосмотра с марта 2020 года — 2000 рублей.
  4. Штраф за отсутствие техосмотра уже действует для такси, рейсовых автобусов и грузовых машин — также 500-800 рублей.
  5. Проверить штраф можно на сайте ГИБДД или Госуслуг, моментально и без регистрации — на «Штрафах ГИБДД».

Когда нужно проходить техосмотр на новый автомобиль в 2021 году Диагностическая карта автомобиля — как получить для ОСАГО

Гибдд начнет проверять диагностические карты. штраф — 2000 рублей :

Российским автомобилистам больше не нужно будет предоставлять диагностическую карту страховщикам при оформлении полиса ОСАГО. Предположительно, нововведение должно заработать уже с 22 августа 2021 года. Соответствующий законопроект рассмотрела Госдума во втором чтении.

Третье, заключительное чтение назначено на 15 июня, но опрошенные Autonews.ru эксперты уверены, что документ будет одобрен.

При этом водителям уже напомнили, что отказаться от прохождения техосмотра, тем не менее, не получится: с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие диагностической карты будут штрафовать на 2 тыс. руб.

UPD: после выхода текста стало известно новом предложении МВД, предполагающем отмену обязательного техосмотра для личных автомобилей. Как рассказал РИА «Новости» глава Госавтоинспекции Михаил Черников.

сейчас многие водители оплачивают и проходят техосмотр только для того, чтобы оформить полис ОСАГО. При этом, не редко машина не проходит реальную диагностику.

Пока изменения в федеральные законы «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения» находятся на стадии обсуждений.

Опрошенные Autonews.ru участники отрасли связывают грядущее нововведение с неготовностью запуска измененной системы техосмотра и предполагают, что таким образом власти хотят избежать недовольства автомобилистов. При этом для многих экспертов на рынке автострахования такие события стали полной неожиданностью.

Почему ОСАГО станет доступнее

Согласно изменениям, из закона «О безопасности дорожного движения» исчезнет следующая формулировка: «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств».

Читайте также:  Toyota land cruiser 200 отзывы 2012

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) заявили Autonews.ru, что поправки обусловлены необходимостью обеспечить доступность ОСАГО. «Это заложено в самом законе, где полис ОСАГО определен как «публичный договор», то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса», — сказали в РСА.

Для примера в РСА привели практику реализации проекта Е-Гарант, когда наиболее убыточные сегменты рынка перераспределяются между всеми игроками. Единственным внешним ограничителем доступности услуги оставалась привязка к техосмотру. В РСА также сообщили, что подобная увязка не соответствует мировой практике.

 stroi.mos.ru

Что будет за езду без пройденного техосмотра

Что касается контроля за автомобилистами, которые все-таки должны проходить техосмотр вне зависимости от того, есть у них полис ОСАГО или нет, то в РСА напомнили, что с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет применяться штраф в 2 тыс. руб. Это, считают в РСА, будет является стимулом для автовладельцев пройти проверку на станции техосмотра. Сейчас штраф за такое нарушение составляет 800 рублей.

Глава Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин тем временем считает, что неожиданная льгота создаст сложности для системы техосмотра. По его мнению, автомобилисты начнут игнорировать прохождение обязательной диагностики.

«Отсутствие возможности оформить ОСАГО без техосмотра заставляло людей приезжать на проверку.

Теперь они откажутся от прохождения техосмотра, а в марте 2022 года поднимутся штрафы, и для многих это станет неприятным сюрпризом. Получается, что реформа техосмотра не удалась.

В стране нет достаточного количества пунктов техосмотра и без крупного игрока на рынке, который займется этим направлением, они не появятся», — заявил Шапарин.

Применят ли регресс, если попал в ДТП без техосмотра

Учитывая, что страховые компании долгое время настаивали на том, что они оценивают свои риски с учетом наличия или отсутствия диагностических карт, некоторые эксперты предположили, что попавшим в ДТП водителям грозит опасность попасть под регресс.

Это ситуация, когда страховая компания выплачивает потерпевшему компенсацию, но потом все свои потери взыскивает с виновника. Как заявили Autonews.

ru в РСА, такая возможность относится только к таксистам и перевозчикам, а обычным водителям, который по какой-либо причине не успели пройти техосмотр, опасаться нечего.

Надо ли сейчас проходить техосмотр: будет ли штраф

Журнал Кому нужно проходить осмотр, когда его нужно проходить, и что будет, если забыть1 октября закончилась полугодовая «амнистия», которая продлевала действие диагностических карт. То есть уже сейчас должны пройти техосмотр те водители, чья карта действовала до февраля—марта 2021 года.

А что делать остальным, по каким правилам проходить осмотр, будут ли штрафовать за отсутствие карты — чиновники не торопятся разъяснять и отвечать на вопросы, обещая вовсе отменить осмотр. Тем временем, из-за бесконечных новостей о техосмотре водители уже запутались.

Авто Mail.ru пишет, что водители осаждают пункты государственного техосмотра и выстраиваются возле них в очереди. При этом многих водителей больше тревожит предъявление регрессных требований от страховых компаний при попадании в ДТП с ОСАГО, но без пройденного ТО.

Сейчас для оформления ОСАГО диагностическая карта не нужна, но сам осмотр все еще обязательный. Законопроект, отменяющий обязательный государственный техосмотр внесен в Думу для обсуждения, но пока не утвержден. В начале года чиновники продлили диагностические карты минимум до 1 октября всем российским водителям.

Все карты, которые заканчивались между 1 февраля и 30 сентября 2021 года, автоматически были продлены на полгода и заканчиваются не раньше 1 октября 2021 года.

То есть 1 октября водители, у которых диагностическая карта до автоматического продления заканчивалась в феврале—марте 2021 года, уже обязаны проходить техосмотр.

«Очереди были на прошлой неделе. Это связано со сбоями ЕАИС, то есть это были ошибки УМВД, — рассказал Авто Mail.ru глава “Союза операторов техосмотра” Максим Бурдюгов — На этой неделе особо не наблюдается очередей. На пунктах внедрена система записи, люди приезжают ко времени и проходят без проблем».

Страховые компании имеют право на регресс, если у виновника отсутствует диагностическая карта. То есть страховщик оплатит ремонт, но потом взыщет расходы через суд.

Техосмотр могут отменить — в МВД уже предложили освободить физических лиц от процедуры. Но пока это лишь инициатива, которую еще не приняли.

Несмотря на то что страховщики не требуют диагностическую карту, сотрудники ГИБДД при проверке документов имеют право попросить предъявить подтверждение прохождения техосмотра.

Пока что штраф за его отсутствие составляет 500—800 рублей. С 1 марта следующего года штрафовать будут уже на 2 тыс. рублей. Причем выявлять нарушителей автоматически будут камеры видеонаблюдения — штрафы будут приходить раз в сутки.

Пока техосмотр еще не отменен, эта инициатива тоже в силе.

«Прохождение техосмотра является обязательным согласно Федеральному закону. Если вы попадете в ДТП, а у вас срок диагностической карты истек, то это основание для регресса. Если вы будете виновны, ваша страховая выплатит, но потом страховая вам же и предъявит иск на эту же сумму. Это прописано в законе об ОСАГО. Поэтому проходите техосмотр!»

С конца августа при оформлении полиса ОСАГО больше не нужно предъявлять диагностическую карту — подтверждение о пройденном техосмотре. Теперь пройти осмотр можно в любое время — до или после покупки страховки. Послабление касается только автомобилей, которые принадлежат физическим лицам.

«Что касается урегулирования убытков, оно никогда не привязывалось к диагностической карте. Если есть страховое событие по ОСАГО, значит, убыток урегулируют.

Вопрос только в другом: если виновное лицо попало в ДТП по причине технически неисправного транспортного средства, то страховщик может применить регресс», — рассказал Авто Mail.

ru заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов.

Техосмотр не тонет: в 2022-м его всё-таки придётся пройти

История с техосмотром в России всё больше напоминает фарс. За последние шесть месяцев его отменяли и возвращали столько раз, что водители окончательно запутались. Мы попытаемся максимально внятно ответить на вопрос: что именно происходит с техосмотром, и кому придётся его проходить в любом случае?

Техосмотр снова переформатировали

С 1 марта 2021 года в России идёт реформа техосмотра, целью которой — вернуть процедуру из небытия. Развал системы начался десять лет назад, когда её вывели из зоны влияния ГИБДД и передали Российскому союза автостраховщиков. Штраф за езду без техосмотра был отменён, а получать диагностическую карту стали лишь для покупки полиса ОСАГО.

Реформа предполагала возврат штрафа за езду без диагностической карты в 2 тысячи рублей (с 1 марта 2022 года), фотофиксацию процесса техосмотра, переход от бумажных диагностических карт на электронные и огромные штрафы для пунктов техосмотра за фальсификацию процедуры. Формат техосмотра оставался прежним, а периодичность была утверждена ещё в 2020 году: первый раз — через четыре года после покупки машины, затем — каждые два года, а после достижения десятилетнего возраста — ежегодно.

Но в начале сентября этого года правительственная комиссия по безопасности дорожного движения анонсировала законопроект, которые превращает техосмотр частных автомобилей в добровольную процедуру, кроме случаев смены собственника автомобиля, да и то если возраст машины превышает четыре года. Поддержать законопроект обещали депутаты ряда партий, и, по мнению профессионального сообщества, нынешняя инициатива будет воплощена в жизнь.

Так техосмотр отменён или это очередной вброс?

Несмотря растиражированный заголовок об окончательной победе над техосмотром, решение правительственной комиссии не гарантирует этого. Анонсированный законопроект не опубликован, поэтому точные формулировки пока не известны.

Помимо депутатов Госдумы его должен утвердить Совет Федераций и президент.

При этом, например, среди сенаторов нет единства в вопросе отмены техосмотра, и ранее часть из них ратовала за ускорение реформы, в частности, за перенос сроков введения упомянутого штрафа с марта 2022 года на октябрь 2021 года.

Несмотря на частичный перевод процедуры в разряд добровольных, правительство де-факто не отказалось от её демонтажа: техосмотр по-прежнему необходим для коммерческого транспорта (такси, автобусы, грузовые машины). Да и смена собственника у частных машин — не такой уж редкое явление, и порядка 7 млн российских автомобилей ежегодно меняют владельца.

При таком подходе властям придётся сохранять сеть станций техобслуживания и устанавливать для них тарифы, позволяющие работать по новым, более жестким стандартам.

Не исключено, что после всей шумихи принципы техосмотра автомобилей пересмотрят снова: за это ратуют не только операторы, уже вложившиеся в новое оборудование, но и ряд государственных деятелей.

Например, о необходимости обязательного техосмотра в августе 2021 года заявлял спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Показательным будет решение властей о штрафе в 2 тысячи рублей, который по нынешнему плану должен заработать в марте 2022 года. Фиксировать езду без диагностической карты будут автоматические камеры, причем с частотой до одного раза в сутки. Это означает, что месяце без техосмотра обойдется автовладельцу в 60 тысяч рублей.

В случае, если техосмотр для частников требуется лишь при смене собственника, логичнее в качестве меры выбрать невозможность поставить машину на учёт без диагностической карты. Если штраф для частников всё-таки введут (в нынешней редакции КоАП он есть только для коммерческого транспорта), это оставит возможность в будущем изменить правила и снова вернуться к обязательному техосмотру.

Читайте также:  Киа спортейдж не заводится двигатель

Почему с техосмотром столько неясностей?

Потому что в российском обществе, включая властные круги, нет единства мнений о необходимости процедуры.

В большинстве развитых стран с высокой автомобилизацией техосмотр или близкие по смыслу процедуры являются обязательными.

Но в России система начала гнить ещё в 90-е годы, всё больше превращаясь в формальность и нервотрёпку, поэтому «медведевскую» реформу десятилетней давности многие восприняли с энтузиазмом.

Тем не менее, в 2021 году власти запустили реформу, которая должна была возродить полноценный техосмотр. Она успела дать первые результаты: например, сократилось количество посредников, которые предлагали пройти техосмотр в заочном режиме.

Появились и прецеденты аннулирования диагностических карт, если постфактум устанавливалось, что их обладатели либо не посещали пункт техосмотра, либо машины имели существенные недостатки (трещины на лобовом стекле, следы незаконного тюнинга).

При этом реформа сразу шла с пробуксовками, например, за несколько дней до её начала премьер Михаил Мишустин ввёл полугодовую отсрочку для автомобилистов, чьи диагностические карты истекали в период до 1 октября 2021 года. А в августе для покупки полиса ОСАГО перестали требовать действующий техосмотр, и, по данным самих операторов техосмотра, в первую же неделю они заметили существенный отток клиентов.

Масла в огонь подлили и высказывания главы ГИБДД Михаила Черникова, который первым из высокопоставленных чиновников анонсировал идею перевода техосмотра в ранг добровольных процедур.

Несмотря на это, реформа шла своим чередом, и депутат Государственной Думы Вячеслав Лысаков на вопрос о её судьбе рассказал нам, что пока никакой законодательной инициативе об отмене техосмотра не было, а слова Михаила Черникова носят характер мнения.

И лишь теперь, накануне выборов, правительство и ряд партий анонсировали законопроект, который, по мнению экспертов, дойдет до принятия в той или иной форме. Вопрос лишь в том, сколько оговорок и уточнений будет сделано. Лобби в пользу обязательного техосмотра также достаточно сильно, поэтому история вряд ли закончена.

Страховой рычаг

Например, добровольность процедуры могут увязать с введением повышающих коэффициентов ОСАГО для тех, кто ездит без диагностической карты: многие из опрошенных нами экспертов считают, что страховые компании попробуют пролоббировать такой подход.

Есть и ещё один нюанс: в главе 14 закона об ОСАГО (которая остаётся неизменной) есть пункт о возможности регресса водителей, поправших в ДТП без действующей диагностической карты.

В этом случае страховая выплачивает пострадавшей стороне сумму компенсации, а затем взыскивает её со своего клиента (то есть виновного водителя) по процедуре регресса.

Правда, это возможно в случае, если ДТП произошло из-за технической неисправности, которую могли бы выявить во время техосмотра, то есть под регресс подходит не любое ДТП. Однако эксперты опасаются, что страховые, которые уже начали кампанию за повышение тарифов, воспользуются этой лазейкой и поставят регресс на поток.

В любом случае, следите за новостями: депутаты обещают одобрить новый законопроект в осеннюю сессию, а к марту 2022 года мы должны уже точно знать, кто именно получит ежедневный штраф за езду без карты.

Карточке конец: кому надо ехать на техосмотр с 1 октября

Автовладельцам напомнили о необходимости пройти техосмотр. Ранее правительство продлило диагностические карты, срок действия которых заканчивался в период с 1 февраля по 30 сентября. Нужно ли получать диагностическую карту сейчас, когда техосмотр пообещали сделать добровольным, выяснили «Известия».

Полгода отсрочки

С 1 октября автомобили, у которых действие диагностических карт (ДК) закончилось в промежутке с 1 февраля по 30 сентября, должны пройти техосмотр. Напомним, что в марте правительство на шесть месяцев продлило срок действия карт. Это было сделано, чтобы избежать проблем, связанных с ужесточением процедуры ТО с 1 марта 2021 года.

Исключение составили автомобили, возраст которых достиг четырех лет и в отношении которых возникла необходимость получить первую диагностическую карту, а также такси и автобусы. То есть если карта закончилась 1 августа, то на пункт ТО через полгода после этой даты необходимо представить свой автомобиль.

Но требуется ли ехать на пункт ТО? Ведь с 22 августа автовладельцам больше не надо предоставлять страховым компаниям для заключения договора ОСАГО документ о прохождении технического осмотра.

Что грозит за отсутствие карты?

Штраф за отсутствие диагностической карты пока не предусмотрен, она не входит в перечень обязательных документов для проверки инспектором ГИБДД. Начать штрафовать автовладельцев за отсутствие ДК планировали с марта будущего года — на 2000 рублей, но теперь введение этой меры под вопросом.

Техосмотр планируют сделать добровольным — предложение «Единой России» поддержали в правительстве, и, как ожидается, новый созыв Госдумы примет законопроект об отмене обязательного ТО до конца года. В этом случае карту придется получать в единственном случае, при продаже автомобиля или мотоцикла возрастом свыше четырех лет.

Тем не мене пока техосмотр никто не отменял. Как подчеркнули «Известиям» в Российском союзе автостраховщиков, единственное изменение в этой сфере — ОСАГО отвязали от ТО.

«Обязательность ТО никто не отменял. Проходить ТО нужно с учетом действия постановления правительства № 275, где указано продление действия ДК на шесть месяцев», — отметили в РСА.

«Если по их вине произойдет страховой случай (ДТП) и причиной будет неисправность ТС, а ТО вовремя не пройден, то страховая компания может к ним применить регресс, это касается физических лиц», — подчеркнули в РСА.

Осаго снова подорожает?

Отмена обязательного прохождения техосмотра для заключения полиса ОСАГО не окажет существенного воздействия на страховой рынок, считают страховщики. По их заверениям, стоимость полиса вряд ли вырастет.

«Статистика не показывает наличия прямой связи проверки техосмотра и убыточности при заключении договора», — заявила «Известиям» руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО компании ВСК Татьяна Кудрявцева. По ее словам, функция проверки ТО страховщиками рассматривалась исключительно как контрольная, несвойственная коммерческим организациям.

Как признают в страховых компаниях, прямой связи между аварийностью и непройденным ТО замечено не было.

— Взаимосвязь между ТО и ОСАГО была несколько натянута. На стоимость полиса это изменение влияния не окажет, так как никакой связи с ценообразованием оно не имеет. Согласно статистики «АльфаСтрахования», влияние неисправности ТС на ДТП минимально. Доля таких ДТП близится к 0%», — пояснил «Известиям» директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

Но и скидок за добровольное прохождение техосмотра, по словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, не предвидится.

Пройти ТО станет сложнее

«ТО полностью отменить практически невозможно — он завязан на различные конвенции и подзаконные акты. Если отменить его нельзя, нужно накладывать мораторий и отодвигать вступление жестких правил, либо упрощать процедуру», — сказал «Известиям» главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.

Большинство россиян, как показал опрос, считают техосмотр необходимым, но пройти его не так-то просто. Напомним, 1 марта 2021 года вступили в силу новые, более жесткие правила. Фотофиксация не сильно повлияла на выдачу «серых» карт, но пройти ТО по-честному стало сложнее. Пунктов, по которым проверяют автомобиль, теперь 82.

По мнению Кадакова, процедуру прохождения ТО необходимо серьезно изменить. Следует оставить 4–5 самых важных пунктов: тормозная система, рулевое управление, световое оборудование, замер токсичности выхлопа.

Ту же точку зрения разделяет автоэксперт Игорь Моржаретто.

«Если честно, то это очень завышенное число, ведь проверяющий всегда может найти какой-то недочет. Например, в списке есть даже какие-то капли на трубопроводах, и неважно, отчего они образовались, это уже будет поводом для непрохождения ТО. Поэтому сейчас идет обсуждение того, чтобы количество проверок сократить», — рассказал Моржаретто.

Ранее в МВД предложили упростить процедуру диагностики и сократить число пунктов проверки на треть — с 82 до 59. В частности, предложено не проверять тормозные трубки, потеки двигателя и коробки передач, не измерять уровень шума выхлопной системы, не проверять наличие аптечки, огнетушителя, а также — знака аварийной остановки.

Еще одна проблема — нехватка операторов ТО.

«В итоге на страну возникло менее 5 тыс. пунктов техосмотра, которые локализованы в крупных городах. В городах с населением 100–500 тыс. открылись 1–2 пункта, меньше 100 — вообще без пунктов ТО», — прокомментировал ситуацию Антон Шапарин.

При этом открывшиеся под реформу новые пункты техосмотра теперь понесут огромные убытки, жалуются представители бизнеса. Большинство из них может закрыться в случае отмены обязательного техосмотра, поскольку до 85% потока обеспечивал именно частный транспорт.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector