На сколько подорожает бензин в 2019 году?

На сколько подорожает бензин в 2019 году?https://www.znak.com/2021-08-25/naskolko_eche_vyrastut_ceny_na_benzin_do_konca_goda_i_kak_na_eto_vliyaet_gosregulirovanie

2021.08.25

Власти России создали нерыночную ситуацию, которая приводит к более быстрому росту цен на бензин и дизельное топливо, чем это произошло бы в нормальной конкурентной среде.

Так считает глава аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов, по прогнозу которого цена на топливо до конца года вырастет еще на 1,5-2%.

По его словам, дальнейшая деятельность в том же направлении приведет к тому, что число АЗС в России сократится и автомобилистам, как в советские времена, придется возить в багажнике канистры с запасом топлива, чтобы не остаться в провинции один на один с заглохшей машиной.

Яромир Романов / Znak.com

По данным Росстата, с 10 по 16 августа цены на бензин выросли в 74 регионах РФ. Сильнее всего, полагают в ведомстве, он подорожал в Петропавловске-Камчатском (на 2,2%), Махачкале (на 1,9%), Грозном и Южно-Сахалинске (1,6%). В Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин выросли на 0,5 и 0,2% соответственно.

Самый дорогой бензин — в Анадыре. Здесь литр топлива стоит 61,35 рубля. В среднем в Дальневосточном федеральном округе цена литра бензина сейчас — 52,09 рубля, в Северо-Кавказском50,47 рубля, в Южном49,76 рубля.

В Центральном и Северо-Западном федеральных округах литр топлива в среднем стоит 48,93 рубля, в Уральском48,37 рубля, в Сибирском47,28 рубля.

По сравнению с аналогичным периодом, 2020 года стоимость бензина в России выросла на 5,9%, солярки — на 3,8%.

Впрочем, официальная статистика, видимо, не вполне отражает происходящее, потому что власти ряда регионов уже пытаются самостоятельно предпринимать какие-то действия для стабилизации.

Неделю назад правительство Курганской области обратилось в ФАС и прокуратуру с просьбой проверить обоснованность решения производителей, трейдеров или поставщиков о повышении цен на газ. В соцсетях жители региона писали, что цены на газ на автозаправках у них буквально за неделю выросли с 22,5 до 34 рублей за литр.

Также в ФАС обратился губернатор Ставрополья Владимир Владимиров, здесь, по данным с мест, цены на топливо выросли на 11,6% за неделю.

Ключевое звено в ценообразовании — биржа

Происходящее сейчас на российских заправках Баженов называет «отложенным ростом цен на топливо», спровоцированным, в свою очередь, ростом цен в оптовом сегменте. Там он начался еще в декабре 2020 года и не останавливается до сих пор.

Суть проблемы, по его словам, в правилах ценообразования, установленных самим российским государством. «Проблема в том, что при нерегулируемой оптовой цене у нас регулируемая розничная цена.

И возникла странная ситуация, когда малая часть объема [топлива, реализуемого на внешнем рынке] определяет цены для внутреннего рынка», — пояснил Баженов.

Ключевое звено в ценообразовании топлива, продаваемого в России, — Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. Цена здесь определяется спросом, который ограничен емкостью рынка и предложением.

А вот оно, как говорит Баженов, «пляшет от нормативов», которые закреплены в совместном приказе двух госорганов — Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго РФ. Компаниям предписано продавать через биржу не менее 11% производимого бензина и 7,5% дизтоплива.

«В мелкооптовом сегменте реализуется топлива много больше, но цены там назначаются исходя из биржевой конъюнктуры», — говорит аналитик.

16 августа пресс-служба Минэнерго РФ обнародовала решение об увеличении объемов реализуемого через биржу топлива на 1%: до 12% для бензина и до 8,5% для дизельного топлива. В ведомстве рассчитывают сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке.

Курс рубля и увеличение акцизов

«Ключевая особенность [топливного] рынка в России в том, что он работает по экспортному паритету. Так называемый индекс нетбэк — приведенная цена внешнего рынка к реалиям внутреннего рынка.

Грубо говоря, искусственно решается, какой должна быть цена, чтобы производителю было безразлично поставлять топливо на внутренний рынок или на внешний.

Если биржевая цена и нетбэк одинаковы, то без разницы, куда поставлять, с точки зрения выручки», — говорит Баженов.

Весь вопрос в том, как считается нетбэк. Для этого рассчитывается цена топлива на релевантных экспортных рынках. Как правило, это Северная Европа. Далее учитывается курс рубля — котировки на топливо в долларах приводятся к рублевому эквиваленту. Еще два важных фактора — это налоговая нагрузка на экспортные поставки и налоговая нагрузка на внутренние поставки.

С декабря 2020 года, напоминает Баженов, котировки на западных рынках, в том числе в Северной Европе, растут. А вот курс рубля не укрепляется, оставаясь на уровне больше 73 рублей за доллар.

По мнению собеседника, это связано с действиями Минфина РФ, который, «осуществляя валютные закупки и повышая спрос на доллар, не дает укрепляться рублю».

Соответственно, компенсирующий эффект, который играл бы сейчас существенную роль, просто отсутствует.

Третий важный фактор — это увеличение акцизов на топливо. В среднем в РФ они растут на 4% в год. И так будет продолжаться как минимум до 2023 года. При этом экспортные пошлины падают и должны обнулится в 2024 году. «Естественно, все эти факторы способствуют росту индекса нетбэка. Вслед за ним увеличиваются оптовые котировки», — констатирует Баженов.

На сколько подорожает бензин в 2019 году?Яромир Романов / Znak.com

По его мнению, в отношении дизтоплива, которого на внутреннем рынке продается лишь 50% от произведенного объема, такую схему еще хоть как-то можно признавать удобоваримой. А вот в отношении бензина, которого на экспорт уходит не более 10%, она совершенно не годится. 

«Вывод ведь простой. Цены растут преимущественно за счет роста налоговой нагрузки на внутреннем рынке и снижения налога на экспортные поставки. То есть чисто по фискальной нагрузке поставлять на внешние рынки выгоднее», — отмечает аналитик НТС.

Он полагает, что вся эта сложная конструкция предназначена лишь для того, чтобы «легитимизировать цены, которые устанавливаются на внутреннем рынке».

Другой парадокс в том, что все это завязано на оптовый рынок, хотя Санкт-Петербургская биржа «не является пространством, где реализуется значительный объем топлива». 

«По сути, у нас неконкурентный рынок посредством регуляторных мер должен становится конкурентным. Но объемы и нормативы Минэнерго РФ очень маленькие для того, чтобы цена соответствовала спросу в России. Факторы спроса перевешивают то, что способно дать предложение.

В результате цена растет быстрее, чем она росла бы в нормальной конкурентной среде или хотя бы, если бы на бирже реализовывалось 30-40% производимого топлива», — полагает Баженов.

Летний сезон, когда мобильность россиян возрастает, с его слов, лишь дополнительный фактор, усугубляющий сейчас ситуацию.

Прогноз по поводу цены на топливо

Эксперт предсказывает, что, несмотря на все заявления государственных органов о принимаемых сейчас мерах по стабилизации ситуации в рознице, до конца года автомобильное топливо подорожает еще примерно на 1,5-2%. «Они сдерживают темпы роста цен, не сдерживая сам рост цен в конечном итоге.

При этом они не дают ценам падать», — говорит Баженов. В 2020 году, когда мировые цены на нефть и нефтепродукты упали до минимальных значений, говорит он, цена на автомобильное топливо в отсутствии государственного регулирования могла бы составить в среднем 38 рублей за литр.

«Но они никогда не будут падать, так как у нас такая регуляторная конструкция», — подчеркивает Баженов.

Как происходящее касается заправок

Есть еще одно последствие госрегулирования на рынке топлива. Сейчас оно напрямую касается лишь владельцев АЗС, но в отдаленной перспективе затронет и автомобилистов.

 «Для того чтобы заправке хоть как-то справляться с существующей налоговой нагрузкой, цены там должны быть на 3-4 рубля выше, чем сейчас.

Где-то с апреля заправки работают в убыток либо с очень небольшой маржой», — говорит собеседник. 

По его мнению, это наносит удар «по частному независимому бизнесу» — частным АЗС и небольшим сетям, не включенным в вертикально интегрированные нефтяные компании.

«Эта ситуация началась с 2014 года, а в заметную фазу переросла с 2018 года.

Самое главное, что это все пытаются фиксить не нормальным дизайном рынка, то есть пересмотром правил игры, а новыми подпорками системы, которые только усугубляют ситуацию», — пояснил Баженов. 

Речь идет о демпфирующем механизме, когда из бюджета выдаются демпферные субсидии для сектора нефтепереработки.

«НПЗ входят в вертикально интегрированные компании, у которых присутствуют все сегменты — от нефтедобычи до розничных сетей. И получается так, что они терпят убытки в рознице, но перекрывают их за счет субсидий для НПЗ.

Независимые операторы никаких субсидий не получают и находятся сейчас в крайне неблагоприятной ситуации», — пояснил аналитик НТС. 

С его точки зрения, подобный демпфер — это дискриминационный механизм, который уже привел к тому, что «новых АЗС в России практически не строится». 

И в отдаленной перспективе все это приведет к деградации этой сферы. «Очереди на АЗС, как в СССР, вряд ли вернутся.

Все-таки у нас не растет такими темпами благосостояние и не увеличивается большими темпами автопарк. А вот локальные проблемы могут быть», — полагает Баженов.

Коснутся они прежде всего провинций и отдаленных трасс с низким трафиком, куда сети АЗС крупных нефтяных компаний не заходят. 

Читайте также:  Возврат страховки ОСАГО при продаже автомобиля в 2021 и 2022 году

«Там работают в основном независимые заправки. И если они закроются, то вполне возможны ситуации, когда расстояние между АЗС будет в среднем не 70-100 километров, как сейчас, а 200 километров», — полагает эксперт.

В регионах Центральной России и в крупных городах такая деградация вряд ли произойдет, а вот «дальше очень скоро наступит это прекрасное далеко».

Отправляющимся в дальние поездки автомобилистам придется, как встарь, брать с собой канистры с запасом топлива.

Цены на бензин в 2019 году: динамика изменения стоимости, причины подорожания и прогноз независимых экспертов

Шрифт A A

Стоимость ГСМ в нашей стране интересует не только автолюбителей, но и простых граждан. Благодаря ценам на топливо формируется транспортная статья внутри потребительского ценообразования, включающая в себя пассажирские перевозки, топливо для сельскохозяйственных нужд и для добычи полезных ископаемых. Расскажем, изменятся ли цены на бензин в 2019 году.

https://www.youtube.com/watch?v=cRiDmq33Mwk

Стоимость топлива формируется не только на основе спроса и предложения. Помимо конкуренции между топливными компаниями существуют общие факторы для калькуляции средней стоимости на бензин в России.

Факторы, влияющие на стоимость бензина:

  1. Акцизная политика РФ, которая заставляет пополнять казну доходами от продажи нефтепродуктов, что в свою очередь формирует и повышает стоимость топлива.
  2. Стоимость нефти на международном рынке.
  3. Курс рубля.
  4. Рыночные условия — компаниям выгоднее продавать топливо на экспорт. Экспорт топлива составляет 70 % продаж топлива в стране.
  5. Спрос и предложение на российском рынке. Компании конкурируют между собой и предлагают выгодные продукты и скидки при использовании клубных карт.
  6. Инфляция и экономический рост в стране. Чем больше будет уходить товаров на экспорт помимо топлива, тем больше вероятность, что цены упадут, в том числе на топливо.

В апреле 2018 года произошёл резкий скачок цен на бензин — до 47 рублей, что вызвало настоящую панику среди финансистов, предпринимателей и обычных россиян. В итоге правительство РФ решило предпринять меры по снижению цен — заморозка поднятия акцизных ставок.

Несмотря на то, что Россия является одним из основных поставщиков топлива в мире, внутренняя стоимость бензина остаётся на высоком уровне. Это связано с акцизной политикой государства и необходимостью постоянного пополнения бюджета за счёт топливных сборов.

До 2014 года доходы от продажи нефтепродуктов составляли 50 % от поступлений в бюджет. Даже в период политики импортозамещения и поиска новых источников прибыли топливная статья по-прежнему остаётся одной основных статей дохода государства.

При этом Центральный банк накапливает сверхдоходы от экспорта топлива в резервный фонд экономики.

На сколько подорожает бензин в 2019 году?

На графике видно, что стоимость бензина резко поползла вверх в 2018 году.

Несмотря на протесты населения (в мае в некоторых субъектах РФ водители устроили акции протеста и пикеты), петиции и прямые вопросы правительству стоимость бензина не упала. В некоторых регионах она существенно различается. Например, в Санкт-Петербурге стоимость 1 литра дизельного топлива составляет 47,30 рублей. В Великом Новгороде на заправке той же компании она стоит 45,80 рублей.

В результате резкого роста стоимости на бензин произошел ожидаемый рост цен на 7 % на продовольственные товары. Главными причинами резкого роста правительство назвало высокий спрос нефтепродуктов на экспорт и неустойчивость национальной валюты.

Многие эксперты сходятся во мнении, что цена на бензин АИ-92 перешагнёт отметку в 50 рублей за литр. Это связано с неконтролируемыми процессами в экономике. Минфин и правительство пока что не могут сдержать цены — понижение акцизов не играет на долгосрочные процессы. При этом с января 2019 году повысили акцизы, которые приведут к подорожанию горючего на 2 рубля.

Антон Покатович, глава аналитики «БКС» прогнозирует увеличение стоимости бензина на 7-8 %. По его словам, за первый месяц 2019 года цена на бензин увеличилась на 2 %, при этом инфляция составила 1,7 %.

Аналитики «Роснефти» считают, что цены будут неуклонно расти — многие АЗС уже сейчас работают без прибыли. Стоимость АИ-92 увеличится до 46,2 рублей, дизельное топливо до 49,7 рублей.

Дмитрий Козак, заместитель председателя правительства РФ, прогнозирует небольшое увеличение стоимости бензина — на уровне инфляции. При этом он обещает, что государство разработает гибкий налоговый механизм для снижения нагрузки на топливные компании.

Глава Счётной палаты Алексей Кудрин уверен, что в 2019 году нас ждёт резкий рост цен на бензин. По мнению финансиста, цены можно снизить, но не за счёт государственного регулирования, а через рыночные предложения. При этом повышение акцизов не способствуют понижению цен.

По мнению многих экспертов государство пока не научилось регулировать цены на бензин.

Рассмотрим возможные варианты снижения цен на бензин в таблице:

Методы снижения стоимости на топливо Описание метода
Налоговая политика Не повышать акцизы на топливо.
Альтернативные виды топлива Создание и развитие газовой и электрической системы автомобилестроения в долгосрочной перспективе.
Переориентация топливных компаний на прибыль с дополнительных товаров Один из методов увеличения прибыли АЗС — это продажа сопутствующих товаров, в том числе алкогольной продукции. Эта мера также требует принятия новых законодательных актов и государственного регулирования.
Глобальное понижение, связанное с экономическим ростом в России Глобально уменьшение стоимости бензина зависит от роста экономики России и увеличения товарооборота с другими странами Америки, Европы и Азии. Чем больше экономика будет получать от других статей доходов, тем меньше будет брать из топливной отрасли. Это длительный процесс и может занять годы и десятилетия.
Увеличение клиентоориентированности Практически все топливные компании предлагают клубные карты, которые возвращают топливный CASHBACK или предлагают скидку на некоторые виды топлива. Также компании постоянно разыгрывают призы и денежные вознаграждения от партнёров для привлечения клиентов и сохранения цен.

Замкнутый круг российской экономики не позволяет снижать акцизы и налоги — за счёт них идёт пополнение в государственный бюджет.

С другой стороны, некоторые эксперты призывают видеть положительное даже в негативном исходе: в России могут развиваться альтернативные формы топлива — газ или электричество.

В то же время акцизы уходят в бюджет, из которого финансируются социальные институты, пенсии, дороги.

Цены на бензин в 2019 году могут вырасти за счёт нестабильности российской экономики, низкого уровня рубля и высоких акцизов на нефть.

Государство предпринимает меры по регулированию цен на топливо, но это не работает из-за ориентированности топливных компаний на внешний рынок.

Проблемы с ценами на топливо подстёгивают разработки новых видов топлива, гибкие предложения от нефтяников, а также развитие экономики под экспорт других товаров, помимо топлива.

Популярные материалы

Почитать еще

Цены на бензин удивили автомобилистов: Что происходит на заправках и сколько будет стоить топливо к октябрю

В начале сентября бензин подешевел впервые за последний год. По данным Росстата, за неделю с 30 августа по 6 сентября цены на бензин снизились на 0,31%, на дизельное топливо — на 0,14%.

Бензин в среднем подешевел на 15 копеек — до 48,93 рубля за литр, а дизель — на 7 копеек, до 50,62 рубля за литр. Цена на АИ-92 снизилась на 17 копеек, до 45,99 рубля, на АИ-95 — на 16 копеек, до 49,82 рубля.

АИ-98 подешевел на восемь копеек, до 57,57 рубля за литр.

Цены на топливо снизились, поскольку оптовые цены сократились. Ведь с начала года ситуация была такой: цены в оптовом звене росли очень быстрыми темпами, а в рознице АЗС увеличивали стоимость не намного, за счёт сокращения своей маржи.

Сейчас произошло следующее: цены на бирже снизились на АИ-92 — на 5,5%, на АИ-95 — на 3%, на дизтопливо — на 3,5%.

В розничном звене цены изменились не сильно: на АИ-92 — на 0,5–0,6%, на солярку — на 0,3%, — рассказал руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

По его словам, цены понизились, так как компании увеличили объёмы поставок на внутренний рынок, как этого требовало Минэнерго. Они пошли на этот шаг, опасаясь заградительных экспортных пошлин.

При этом сыграл роль сезонный спрос на топливо — осенью, после завершения основных сельхозработ, потребление бензина и дизеля снижается. Автомобилисты также реже заправляются на АЗС, так как заканчивается сезон отпусков и высокого спроса на топливо.

Вероятно, речь идёт о неких средних параметрах, которые и анализирует Росстат. В рознице, в массовом её понимании, бензин дешевле не стал: ему просто не с чего дешеветь. Во-первых, цены на нефть остаются довольно высокими относительно самих себя.

Во-вторых, пропорции акцизов, сборов и налогов в цене литра топлива не изменились — они всё так же занимают примерно 2/3. Биржевая цена на топливо также существенно не снизилась. Следовательно, мы видим точечные изменения розничного рынка в ответ на локальные реакции спроса и предложения.

Это не тенденция, — считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.

Артём Деев считает, что цены останутся примерно на таком же уровне, как и сейчас. Факторов для резкого роста нет, как и для снижения. Вероятнее всего, что сейчас АЗС воспользуются сокращением оптовых цен, чтобы компенсировать потери прибыли за весь год.

Они получают 1,2 рубля заработка с продажи одного литра топлива вместо привычных 3–4 рублей. Потому возможно небольшое снижение цен (в пределах 0,5–0,7 рублей за литр).

Читайте также:  Какой нужен аккумулятор на ваз 2114

Либо они останутся на прежнем уровне.

Рост цен сильно ограничит спрос и ударит по оборотам компаний, потому вряд ли розничные продавцы и вертикально интегрированные нефтяные компании на это пойдут, — пояснил Артём Деев.

https://www.youtube.com/watch?v=esnxoeG0_j4

Старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман считает, что цены на бензин в октябре продолжат расти. Он напомнил, что представители АЗС уже не раз говорили о том, что продают топливо себе в убыток. Даже в крупной розничной сети заправок за восемь месяцев убытки с каждого проданного литра составили 1,5 рубля.

Всё это очевидно указывает на продолжение роста розничных цен на бензин в ближайшее время. Это требуется для нормализации маржинальности АЗС. Так что к концу октября АИ-95 может подорожать до 51,40 за литр, а АИ-92 — до 46,20 за литр, — прогнозирует Александр Розман.

Анна Бодрова полагает, что в целом по году рост цен на топливо составит обычные 7–10%. В октябре и вообще на протяжении делового сезона спрос на топливо будет относительно высоким, но цены на бензин и дизель будут продолжать расти своими темпами. По её мнению, фактор спроса тут окажет влияние, только если НПЗ создадут на рынке дефицит предложения, а этого сейчас не прогнозируется.

В рознице с начала 2021 года подорожание бензина составило 5,8% при инфляции в 6,5%. В августе началась переработка нефти, и выпуск бензина возрос за счёт запуска заводов после ремонтов. Это увеличило предложение топлива на внутреннем рынке, что снизило цены в оптовой продаже и привело к снижению цены в рознице.

Если в конце сентября – начале октября оптовая цена на АИ-92 стабилизируется, то для того, чтобы при продаже топлива АЗС не были убыточными, потребуется увеличить конечную стоимость бензина на 6%, — рассказал доцент, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Виталий Корнейчук.

По его словам, это будет соответствовать горизонту инфляции, установленному Центробанком, то есть 4,5–6,2%. В октябре, считает Виталий Корнейчук, розничные цены не превысят 52–53 рублей за литр АИ-92. В дальнейшем они будут корректироваться с учётом инфляции.

Для комментирования авторизуйтесь!

Переходим на газ и малолитражки: почему бензин снова подорожает в 2019 году

Очередной скачок цен на бензин, который ожидается в 2019 году, заставил многих автомобилистов заволноваться и пересчитать расходы. По прогнозам, в январе бензин может подорожать на 3-5 рублей за литр.

В соцсетях постят ролики с ездовыми собаками, которые тащат автомобиль, а эксперты советуют покупать более экономичные авто.

Корреспондент РИАМО узнал, чего ждать водителям в новом году, и придется ли пересесть на общественный транспорт.

Ценовой «шок» неизбежен?

Только за октябрь 2018 года, по данным ЦДУ ТЭК, цены на заправках России подросли в среднем на 9-12 копеек за АИ-92 и АИ-95 соответственно, до конца года бензин может подорожать на 2-3 рубля за литр.

Как объясняют в Минэкономразвития, грядущее подорожание бензина в 2019 году напрямую связано с глобальными экономическими процессами в стране. Ожидается, что акцизы на бензин повысятся с 8,2 тысячи до 12,3 тысячи рублей на тонну, а потребительские цены – в пределах инфляции, которая к концу года ожидается на уровне 4,3% в годовом выражении.

Еще в начале этого года, когда цены на бензин поползли вверх, правительство разработало механизм «отрицательного», или «возвратного» акциза, который компенсирует нефтеперерабатывающим заводам разницу между внутренней ценой топлива и его стоимостью на мировом рынке.

Уже к июлю этого года стоимость бензина успела вырасти более чем на 8%, в ответ власти снизили акцизы на бензин и дизель и временно заморозили цены, а ФАС выдало предупреждения целому ряду производителей. Как ожидалось, эти меры позволят стабилизировать ситуацию на рынке и избежать ценовых «шоков».

В конце октября, в связи с наблюдающимся ростом цен на бензин, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев пригрозил ввести запретительные пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов для урегулирования ситуации с ценами на топливо.

Однако, по прогнозам экспертов, в скором времени автомобилисты все же столкнутся с повышением цен, так как нефтяники вряд ли захотят терять прибыль.

«Нефтяники отказались замораживать цены: было подписано временное соглашение до весны следующего года, но что произойдет дальше – неизвестно. Пока перспективы безрадостные», — сказал РИАМО координатор общественного движения «Автомобилисты Москвы» Леонид Антонов.

АЗС в России нашли способ скрыто повышать цены>> 

Туристы и пассажиры заплатят больше

© РИА Новости,   Александр Гальперин

Повышение цен на бензин уже отразилось на сферах, непосредственно связанных с транспортом.

«В стоимость любого товара входит логистика, иногда она занимает до 40% стоимости. Поэтому, безусловно, вместе с ростом стоимости литра топлива подорожает и все остальное», — прогнозирует Антонов.

Так, по данным исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, организованные туры по России на осень и зиму этого года уже подорожали более чем на 30% по сравнению с прошлым годом (впрочем, это связано не только с повышением цен на топливо, но и с большим спросом, а также с инфляцией). Тем мне менее, подорожание не заставило туристов отказаться от планов, и интерес путешественников к поездкам по просторам России вырос на 30%.

Конечно, рост цен на бензин может отразиться на автовладельцах и пассажирах общественного транспорта.

«Общественный транспорт весь дотационный. Если денег нет, компенсировать стоимость топлива будут стараться за счет тех, кто пользуется транспортом, скорее всего, будут какие-то изменения тарифной сетки. Это вполне ожидаемая мера», – говорит Леонид Антонов.

Штрафы ГИБДД будут автоматически списывать с банковских счетов должников>>

Переходим на газ?

© РИА Новости,   Антон Денисов

В связи с подорожанием бензина в Минтрансе Московской области всерьез задумываются о переводе общественного транспорта на газомоторное топливо – более дешевое и экологичное.

Как заявил в конце октября зампредседателя правительства Подмосковья Игорь Тресков, для перехода автобусов на газомоторное топливо в первую требуется модернизировать заправочную инфраструктуру.

Такой опыт в регионе уже есть – в Химках 28 автобусов ходят на газе. В Московской области рассматривается вариант закупки для главного перевозчика Подмосковья – «Мострансавто» – 300 газомоторных автобусов в срок до 2021 года. Автобусы, изготовленные группой компаний «РариТЭК», работают на сжатом метане.

«Транспорт давно пора переводить на газ. Но оборудование для этого пока еще достаточно дорогое, и автобусы как минимум в полтора раза дороже тех, которые на солярке», — говорит независимый транспортный эксперт, гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. По его словам, это комплексный вопрос, но инфраструктуру стоит развивать, хотя бы с учетом экологии и экономии.

О переходе на газ в очередной раз задумались и российские аграрии, после того, как летом 2018 года из-за роста цен на бензин пришлось просить помощь у правительства на покрытие дополнительных расходов на сельхозтехнику накануне сбора урожая. Так, в Краснодарском крае и Волгоградской области давно подумывают переводить сельскохозяйственную технику на газомоторное топливо.

Однако цены на газ «завязаны» на нефти: если нефтепродукты подорожают – подорожает и газ, отмечает Леонид Антонов. «Газомоторное топливо, конечно, выгоднее, например, таксисты говорят, что использование газа позволяет им экономить до 15 тысяч рублей в месяц», — рассказывает эксперт.

Но пока инфраструктура газовых заправок даже очень слабая: даже в Москве газовые заправки есть не в каждом районе.  Поэтому оперативно решить вопрос массового перевода транспорта на газ невозможно. По словам Антонова, перевод всего автопарка на газ – долгоиграющая затея, которая может занять не одно пятилетие.

Цены на топливо в России останутся на уровне майских до конца 2018 года>>

Водители пересядут на малолитражки

  pixabay

Несмотря на скорое подорожание бензина, транспортные эксперты не считают, что это отразится на спросе на новые автомобили – решающим фактором остаются не цены на топливо, а общий доступный бюджет покупателя и его доходы. А то, что в дальнейшем покупка автомобиля может обойтись еще дороже, чем сейчас, даже стимулирует граждан на приобретение личного транспорта.

С другой стороны, по мнению специалистов, рост цен на горючее вполне может заставить покупателя выбрать менее «прожорливое» авто, а также сократить количество поездок до необходимого минимума.

«Мы приходим к «европейскому» мышлению, когда самые массовые машины – с объемом двигателя в районе одного литра и меньше. Скоро, и у нас, я думаю, люди в основном будут выбирать максимально экономичные машины», — рассказывает координатор общественного проекта «Движение» Андрей Орел.

Как отмечает Орел, больше всего повышение цен на бензин ударит по среднему и бедному классу. Придется или вообще отказываться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта или, по крайней мере, реже садиться за руль. Складывается ощущение, что людей просто хотят «выселить» с дорог и пересадить на общественный транспорт, добавил он.

Читайте также:  Jeep отзывает внедорожники wrangler

В Кремле следят за ситуацией на рынке бензина>>

Как могут измениться российские цены на топливо в 2019 году

В России с 1 января 2019 года акцизы на бензин выросли с 8213 рублей до 12 374 рублей за тонну, на дизель — с 5665 рублей до 8541 рубля за тонну.

Повышение акцизов совпало с ростом НДС c 18% до 20%. Эксперты не исключают, что усиление фискальной нагрузки может привести к тому, что продавцы топлива поднимут цены. Аналогичного мнения придерживаются и в Счётной палате России.

«Увеличение акциза в полтора раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», — говорится в октябрьском заключении федеральных аудиторов на проект бюджета 2019—2021 годов.

Президент России Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции 20 декабря допустил возможность некоторого роста цен в начале 2019 года, связанного с повышением НДС. По оценке главы государства, корректировка составит порядка 1—1,5%.

Напомним, в ноябре 2018 года правительство и нефтяные компании подписали соглашение о мерах по стабилизации ситуации на топливном рынке. Условия договора позволяют нефтяникам поднять цены на заправках в январе для компенсации роста НДС, но не более чем на 1,7%. С февраля повышение возможно только в пределах 4—5% — среднего уровня инфляции в стране.

В 2018 году правительство дважды договаривалось с нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин, причём совещания происходили каждый раз после заметного роста стоимости топлива на АЗС.

Первый значительный ценовой всплеск пришёлся на апрель и ускорился в мае, когда за месяц топливо подорожало на 5,6%.

Кабинет министров с 1 июня снизил акцизы на бензин на 3000 рублей за тонну и на дизель — на 2000 рублей. Правительство также отменило плановое повышение акцизов на 700 рублей с 1 июля.

Одновременно власти убедили крупнейшие нефтяные компании зафиксировать стоимость горючего на заправках на уровне 30 мая.

В итоге средняя цена бензина в России снизилась с 43,43 рубля за литр в начале июня до 43,21 рубля к началу сентября.

Однако в первый месяц осени цены на АЗС вновь поползли вверх. По данным Росстата, с 17 сентября по 5 ноября средняя стоимость бензина прибавила 25 копеек, а дизеля — 75 копеек.

«Рост розничных цен в 2018 году объясняется повышением оптовых. Те, в свою очередь, выросли на фоне дефицита топлива на внутреннем рынке, который сложился из-за привлекательных условий поставок за рубеж.

Фактически компании большую часть топлива отправляли на экспорт и только малую оставляли для внутреннего рынка», — отметила в беседе с RT заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева.

Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачёв считает, что основной причиной подорожания топлива в прошлом году стало повышение рублёвой цены на нефть.

«Стоимость сырья для НПЗ составляет до 80% себестоимости производства и до 40% розничной цены моторного топлива. Раньше рост нефтяных котировок компенсировался повышением курса рубля, и цена сырья для заводов почти не менялась.

В 2018 году на нефтяном рынке было два периода сильного роста цен, но одновременно из-за санкций происходило падение рубля.

Поэтому весной и осенью резко повысилась себестоимость производства бензина, а за ней вверх пошли оптовые и розничные цены», — пояснил RT Калачёв.

31 октября правительство договорилось с российскими нефтяными компаниями о фиксации оптовых цен на бензин и дизель на уровне июня. Нефтяники также обязались увеличить поставки топлива на внутренний рынок. Соглашение действует до 31 марта 2019 года.

12 ноября вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что ситуация на рынке нефтепродуктов стабилизирована. По словам зампреда правительства, цены заморожены и будут сохраняться до конца марта 2019 года с учётом инфляции и изменений в налоговом законодательстве.

По данным Росстата, стоимость бензина с 5 ноября по 17 декабря снизилась на 3 копейки. Розничные цены на дизель за это же время выросли на 1,34 рубля, но данный скачок эксперты объясняют переходом на зимнее топливо, стоимость которого всегда выше.

Снижение мировых цен на нефть в конце 2018 года сформировало выгодные условия для продажи бензина в России. В ноябре стоимость топлива на внутреннем рынке сравнялась с зарубежными поставками, а в середине декабря отгружать бензин внутри страны стало прибыльнее, чем отправлять на экспорт. Об этом говорится в презентации заместителя министра энергетики Павла Сорокина, которую приводит ТАСС.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил, что на конец 2018 года поставки бензина на внутренний рынок приносили на 7—8 рублей с литра больше, чем за рубеж.

«Сразу появились огромные объёмы продаж топлива на бирже. У нас сейчас рынок залит бензином, благодаря чему его оптовая стоимость пошла вниз. Розничные цены как были, так и остались замороженными. Учитывая, что весь 2018 год АЗС работали с убытками, вряд ли кто-то сейчас станет сильно опускать цены — надо компенсировать прежние затраты», — сообщил в беседе с RT Евгений Аркуша.

По словам специалиста, сейчас ситуация с бензином на российском рынке стабилизировалась. Однако выпускаемых объёмов зимнего дизеля не хватает, чтобы обеспечить потребности страны. Раньше топливо частично замещали суррогаты.

С некачественным топливом боролись, и в результате от него избавились, но заместить необходимое количество пока не удалось. В результате разница в оптовых ценах зимнего и межсезонного дизеля значительно превысила обычный уровень.

С 1 января в России вступил в силу закон о завершении налогового манёвра. Он предполагает постепенное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в течение трёх лет. Одновременно за шесть лет снизятся до нуля экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.

Поскольку обнуление пошлин может вызвать подорожание топлива внутри страны, манёвр содержит два механизма сдерживания роста цен. Первый — обратный акциз на нефть, поставляемую на российские НПЗ.

Второй — демпфирующий акциз, который учитывает выгодность экспорта нефтепродуктов.

Если продажа топлива внутри страны окажется менее прибыльной, чем отправка его за рубеж, то правительство компенсирует российским производителям часть затрат.

Ранее Дмитрий Козак заявил, что благодаря механизмам сдерживания цен правительство не ожидает резкого роста стоимости моторного топлива с 1 января 2019 года.

«На сегодняшний день компенсировать ничего не надо, внутренние цены уже очень хорошие. Будем надеяться, что в целом демпфер сработает, как было задумано, и это стабилизирует цены. Соглашение действует до 31 марта, то есть отводится целый квартал, чтобы отработать соответствующие механизмы», — отмечает Евгений Аркуша.

Правительство рассматривает ещё один вариант сдерживания роста цен на бензин — введение гибких акцизов на моторное топливо. Они будут изменяться в обратной зависимости от нефтяных котировок. Например, при подорожании сырья размер акцизов уменьшится. В настоящее время он фиксированный и не зависит от стоимости нефти.

Алексей Калачёв считает, что если на входе стоимость сырья для НПЗ изменяется под влиянием мирового рынка, то и на выходе нужен гибкий элемент: либо меняющаяся стоимость бензина при постоянных акцизах, либо замороженные цены при гибких акцизах.

Евгений Аркуша сообщил, что власти обсуждают с представителями отрасли и другие варианты насыщения российского рынка.

«Самая главная задача — сделать внутренний рынок экономически привлекательнее внешнего. Тогда все проблемы будут сняты. Цены на топливо будут расти только за счёт инфляции и роста эксплуатационных затрат, а это незначительно», — утверждает Аркуша.

Опрошенные RT эксперты полагают, что в начале 2019 года при низкой стоимости нефти, крупные компании удержат цены на АЗС в обозначенных правительством пределах.

«Коррекция на размер НДС будет, её не избежать, и разрешённого повышения на 1,7% вполне для этого достаточно. Так что колебания цен на топливо в начале года возможны, но в рамках допущенного», — считает Анна Кокорева.

Кокорева допустила вариант, при котором цены на АЗС не изменятся до конца марта и уже после отмены заморозки снова начнут расти.

Независимые АЗС соглашение не подписывали, но и для них ориентиром служат ценники на заправках нефтяных компаний. Ранее кабинет министров определил, что независимые игроки могут устанавливать цены на 4% выше, чем нефтяники.

«Из-за высокой оптовой стоимости топлива и невозможности работать в убыток независимые АЗС в 2018 году держали цены выше, порой на 4—5 рублей за литр, теряя при этом объёмы продаж. Сейчас, поскольку оптовые цены опускаются, независимые АЗС снижают розничные до уровня крупных компаний», — отметил Евгений Аркуша.

Аркуша также полагает, что в январе вырастет стоимость дизельного топлива, потому что его не хватает. С бензином дела обстоят гораздо лучше, поэтому подорожания может и не быть.

«Зафиксированная на высоком уровне стоимость бензина и дизеля в условиях дешёвой нефти создаёт определённый запас для продавцов. Он позволит относительно спокойно пережить дальнейший рост акцизов. Если не появятся новые обстоятельства, я полагаю, что розничные цены удастся удержать на текущем уровне как минимум до лета», — заключил Алексей Калачёв.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector